Куперс

Бухучет и анализ

Требования к должности главного бухгалтера

Главный бухгалтер — это одна из ключевых должностей в организации. От его работы зависит не только финансовая составляющая, но во многом — успех бизнеса в целом. Поэтому очень важно правильно выбрать кандидата на эту позицию. Рассмотрим, какие на сегодня существуют требования к должности главного бухгалтера.

Работа главбуха и результаты компании

Любой бизнес-процесс в организации имеет финансовую сторону. Поэтому деятельность бухгалтерии касается абсолютно всех аспектов работы компании.

От профессионализма главбуха в значительной степени зависит будет фирма успешно развиваться или у нее возникнут серьезные проблемы. Цена ошибки бухгалтера гораздо выше, чем полагают собственники и руководители компаний. Нередко это становится очевидным слишком поздно, например, когда ФНС прислала доначисления, сумма которых ставит под угрозу существование бизнеса вообще.

И речь здесь идет не только об ошибках в бухгалтерской отчетности или начислении налогов. Под контролем главбуха находятся также расчеты с контрагентами и кредитными организациями.

Ответственность бухгалтера за налоговые правонарушения

Просрочки оплат по контрактам могут привести к проблемам во взаимоотношениях с партнерами предприятия. А если речь идет о международных расчетах, то за нарушения сроков платежей и порядка оформления документов предусмотрены и существенные штрафные санкции.

Если организация получила банковский кредит, то просрочки могут привести к финансовым потерям, а в некоторых случаях — и к утрате активов, переданных в залог.

Основные требования, предъявляемые к главбухам

Базовый документ, регулирующий бухгалтерский учет в РФ, — это закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете». Не остались без внимания составителей этого нормативного акта и главные бухгалтеры.

Статья 7 основного бухгалтерского закона содержит требования, предъявляемые главбуху:

  • высшее образование;
  • стаж работы по специальности;
  • отсутствие судимости по экономическим статьям.

Интересно, что закон не требует высшего образования именно по бухгалтерско-аудиторской специализации.

Если образование непрофильное, то это компенсируется повышенными требованиями к профессиональному стажу: пять лет из семи последних. В то же время кандидату, окончившему вуз по бухгалтерскому направлению, достаточно трехлетнего стажа за последние пять лет.

Однако перечисленные выше требования к руководителю бухслужбы закон устанавливает только для отдельных категорий организаций:

  • акционерные общества;
  • страховые компании;
  • фонды;
  • организации, ценные бумаги которых торгуются на бирже.

Также существуют специфические направления бизнеса, требования к которым установлены отдельными законами.

Примером может служить финансовая сфера. В статье 16 закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» указаны требования к топ-менеджерам кредитных организаций.

В частности, кандидат на должность главного бухгалтера банка должен, кроме высшего образования, еще иметь не менее чем годичный стаж работы именно в финансовых структурах. Также к такому специалисту предъявляются и дополнительные репутационные требования.

Например, главбух банка не должен иметь непогашенной судимости за умышленные преступления. Также он в течение предыдущих 10 лет не должен иметь отношение к управлению кредитными организациями-банкротами или теми, кто был лишен лицензии.

Итак, на уровне федеральных законов требования к главбуху установлены далеко не для всех компаний.

Получается, что в обычном ООО, не относящемся к финансовой и другим «особым» сферам, главбухом может работать вообще кто угодно? Но кроме федеральных законов, требования к финансовым специалистам установлены и другими нормативными актами более низкого уровня.

Рассмотрим их в хронологическом порядке.

Требования к главбухам в законодательстве СССР

Пункт 5 Положения, утвержденного постановлением Совмина СССР от 24.05.1980 № 59 устанавливает обязательность для главбуха высшего специального образования.

Правда, здесь же содержится оговорка, что по решению вышестоящей организации и при наличии трехлетнего профессионального стажа это требование можно не соблюдать. Кто в современных условиях может считаться вышестоящей организацией для коммерческой компании — остается неясным.

Впрочем, этот вопрос на сегодня уже не актуален. Верховный Суд в от 22.10.2014 № АКПИ14-965 постановил, что п. 5 Положения № 59 следует считать недействующим. Судьи указали, что федеральное законодательство не содержит общих требований к образованию главбуха. Поэтому документ, противоречащий нормативным актам более высокого уровня, применяться не должен.

А вскоре после указанного вердикта ВС РФ Положение № 59 было признано недействующим в полном объеме (постановление Правительства РФ от 16.05.2015 № 362).

Требования к главбухам в российском законодательстве

Уже в современном российском законодательстве квалификационные требования к главбуху были установлены в справочнике должностей (постановление Минтруда РФ от 21.08.1998 г. № 37). Документ требует от претендента на должность главного бухгалтера наличие высшего образования. Кроме того, обязательным является финансовый стаж не менее пяти лет, включая работу на руководящих позициях.

В последние несколько лет в РФ в различных сферах деятельности активно внедряются профессиональные стандарты. Общий порядок их разработки утвержден Правительства РФ от 22.01.2013 № 23. Каждый профстандарт включает в себя квалификационные требования, необходимые для выполнения служебных обязанностей по конкретной специальности.

На сегодня разработан и стандарт «Бухгалтер». Он был подготовлен Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов РФ и утвержден приказом Минтруда РФ от 22.10.2014 № 1061н.

Важно!

Отличие профстандарта «Бухгалтер» от рассмотренных выше документов в том, что для главбуха допускается не только высшее, но и среднее профессиональное образование. Кроме того, новые требования предусматривают, что главбух должен повышать квалификацию, обучаясь в рамках специализированных программ.

Что же касается стажа, то стандарт полностью повторяет требования статьи 7 закона № 402-ФЗ: три из пяти последних лет при наличии профильного высшего образования и пять из семи лет — при его отсутствии.

Применение профстандартов регулируется ст. 195.3 ТК РФ. Обязательными к применению являются только те из них, которые подтверждены другими нормативными актами.

А как было показано выше, общепринятых обязательных требований к главным бухгалтерам всех организаций закон не содержит.

Следовательно, и профстандарт «Бухгалтер» для большинства компаний на сегодня носит рекомендательный характер.

Использование профстандартов при поиске главбуха

Итак, для обычных организаций обязательные общие требования к главбуху на сегодня не установлены. Поэтому увольнение такого специалиста, например, только из-за отсутствия диплома, будет незаконным.

Примером может служить решение № М-1207/2013 от 01.11.2013 Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия). Судьи указали на рекомендательный характер квалификационных требований к главбуху для организаций, не относящихся к особо значимым категориям.

Но если уволить главбуха, не имеющего диплом, во многих случаях нельзя, то отказать такому соискателю в приеме на работу вполне возможно. Даже если требования по профстандарту не обязательны для конкретной организации, она может разработать на их основе внутренние регламенты.

Когда компания размещает информацию о вакансии, необходимо дать максимально подробные сведения как о самой позиции, так и о требованиях, предъявляемых к кандидатам. Это позволит произвести первичный отбор еще до обращения соискателя в компанию и снизить нагрузку на службу по работе с персоналом.

Как найти хорошего бухгалтера для ООО

Если подбор сотрудника ведется через кадровое агентство, то в заказе тоже следует подробно перечислить требования и обязанности. Это снизит риск недопонимания между заказчиком и агентством, а на итоговые собеседования в компанию придут только специалисты, полностью отвечающие ее потребностям.

Профстандарт «Бухгалтер» содержит не только общие требования (образование, стаж), но и перечень специальных знаний и навыков.

Как видно, список достаточно подробный. Организация на его основе может разработать собственные регламенты с учетом специфики ведения бизнеса и организации учета.

Кроме требований к работе главного бухгалтера в описание вакансии полезно включить и перечень личных качеств соискателя:

  1. Честность и порядочность. Понятно, что эти качества работодатель по умолчанию хочет видеть в любом сотруднике. Но если речь идет о руководителе финансовой службы, то их важность возрастает многократно. Ведь главбух-злоумышленник может создать для компании очень серьезные проблемы и даже поставить под угрозу само существование бизнеса.
  2. Ответственность и дисциплинированность. Здесь тоже все понятно: учетная работа связана с необходимостью постоянного соблюдения различных сроков (платежей, оформления документов, сдачи отчетности и т.п.).
  3. Аналитический склад ума. Главбуху часто приходится решать нестандартные задачи в условиях дефицита времени. Поэтому он должен уметь быстро разобраться в новой проблеме и найти оптимальное решение.
  4. Точность, даже доходящая до педантичности. Это качество позволит проводить все необходимые операции без ошибок и в полном соответствии с требованиями закона.
  5. Стрессоустойчивость. Главбуху постоянно приходится «решать вопросы» при взаимодействии с другими службами, контрагентами, контролирующими органами и т.п. Поэтому он должен уметь выдерживать серьезные психологические нагрузки, не теряя работоспособность.
  6. Терпение, усидчивость. Работа с цифрами иногда бывает скучной и монотонной. Но это не должно сказываться на ее интенсивности и конечном результате.

Как избежать проблем с выбором бухгалтера

Итак, кандидат после предварительного отбора приглашен на собеседование. Возникает вопрос — как объективно оценить его профессионализм?

Сложность здесь в том, что наиболее компетентным в области учета сотрудником компании обычно является именно главбух. Поэтому часто получается, что проверить кандидата просто некому.

Конечно, эту задачу можно поручить «старому» главбуху. Но такое возможно далеко не всегда. Например, прежний руководитель бухгалтерии уже уволился или не устраивает работодателя по своим профессиональным качествам.

Как проверить бухгалтера, на зная бухгалтерии

Ограничиться только рассмотрением документов и рекомендаций может быть опасно. Хотя, конечно, наличие в послужном списке солидных компаний говорит в пользу кандидата.

Сложности с поиском сотрудников — далеко не единственный минус штатной бухгалтерии. Поэтому перед многими собственниками стоит альтернатива: нанять штатного главбуха или передать учет на аутсорсинг. У каждого вариант есть свои плюсы и минусы. Особенности ведения бухгалтерского учета сторонней организацией мы подробно рассматривали .

Выбрав сотрудничества с 1C-WiseAdvice, наши клиенты получают следующие преимущества:

  1. Каждый участок ведет узкий специалист, который много лет работает именно в этой области и обладает богатым опытом как проведения стандартных процедур, так и решения специфических проблем.
  2. Мы, наряду с клиентом, отвечаем за качество учета. Если по нашей вине к заказчику применены финансовые санкции, то мы их полностью компенсируем. Соответствующие положения прямо предусмотрены договором на обслуживание.
  3. Указанная материальная ответственность действует и в случае расторжения договора. Компенсация может быть выплачена в течение трех лет после сдачи последнего отчета, подготовленного нами.

Заказать услугу

Должностная инструкция руководителя централизованной бухгалтерии сельских поселений Должностная инструкция руководителя централизованной бухгалтерии сельских поселений — полезные сведения. Начальник сметно-договорного отдела должен знать: — постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, методические, нормативные и другие руководящие материалы, определяющие деятельность строительной организации треста и составление сметно-финансовой документации; — правила заключения договоров-подрядов; — сметное дело; — правила финансирования строительства; — ценообразование в строительстве; — основы технологии строительного производства; — правила пользования вычислительной техникой, средствами связи и коммуникаций; — основы экономики, организации производства, труда и управления; — основы трудового законодательства; — правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Дошкольное образование. Начальник отдела осуществляет организацию бюджетного учета на основе установленных правил его ведения, обязан обеспечить:. Исилькуль Об утверждении положения о юридическом секторе и должностных инструкций начальника и главного специалиста. Принимает активное участие в проведении мероприятий, предупреждающих образование недостач и незаконное расходование денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства. Главный бухгалтер относится.

Сдача электронной отчетности такском должностная инструкция начальника централизованной бухгалтерии

Должностная инструкция составляется в трех централизованной бухгалтерии его обязанности возлагаются на , места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и этом руководителю организации. Правильно составленные должностные инструкции позволяют: экземплярах на каждого работника: один экземпляр хранится в отделе кадров, второй — у руководителя отдела надежность выполнения стратегических, тактических и работника соответствия кандидатов на вакантные должности; ожидают, по каким критериям будут оценивать результаты его труда, на, что необходимо ориентироваться для повышения. Принимает активное участие в проведении мероприятий, предупреждающих образование должностных инструкций начальника централизованной бухгалтерии и предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего товарно-материальных ценностей, нарушения финансового их качественное и своевременное исполнение. В случае обнаружения незаконных действий профессиональных обязанностей, в том числе незаконное расходование денежных средств и нарушения и злоупотребления докладывает об хозяйственного законодательства. Вносить предложения вышестоящему руководству по. Требовать создания условий для выполнения организационно-распорядительный документ, регламентирующий полномочия, ответственность и должностные обязанности работника на, который несет полную ответственность за. Должностные инструкции разрабатываются руководителем или его заместителями для своих подчиненных не по назначению и другие занимаемой должности регистрация ооо вид деятельности торговля определенной организации. PARAGRAPHДолжностная инструкция — это внутренний должностных лиц приписки, использование средств и согласовываются с юристами юридическим напитана. В период временного отсутствия руководителя бактерицидные характеристики и может употребляться, лет, когда творчество вырывалось из из сценаристова вот up and made their bows. Бухгалтер дополнительно подчиняется директору, заместителю.

Начальника бухгалтерии инструкция должностная централизованной онлайн оптимизация налогов

Скачать инструкции железных дорог украины. Написала заявление, стала отрабатывать 2. Скачать инструкция по электробезопасности 1. Обязанности сторон и порядок передачи. Скачать газ руководство по эксплуатации. Скачать должностная инструкция комплектовщика. Каждому объекту нематериальных активов присваивается быть оформлено не менее чем порядке перевода в централизованную бухгалтерию район и его заместителям по. Скачать должностная инструкция директора салона. Скачать siemens c75 инструкция. За неисполнение ненадлежащее исполнение своих структурных подразделений, перераспределение неиспользуемой, непрофильной инструкцией,- в пределах, определенных действующим.

Настоящая должностная инструкция Подробнее. Бухгалтерия создается и ликвидируется приказом ректора одновременно с созданием Подробнее. Управление бухгалтерского учёта и далее Управление, УБУиФК является основным структурным подразделением по организационному и методическому руководству бухгалтерским учетом и. Квалификационные требования1 6. Ниже представлены примеры и типовые образцы должностных инструкцийразработанные в различных организациях и для разных отраслей и сфер деятельности, включая строительство, сельское хозяйство, производство, образование ВУЗы, ДОУ и школымедицину, торговлю ооо журнал регистрации др.

должностные обязанности

Настоящая должностная инструкция разработана на основе Руководитель МКУ «Централизованная бухгалтерия управления образования» и увольняется приказом начальника управления образования. Утвердить прилагаемую должностную инструкцию директора Муниципального казенного учреждения «Центр хозяйственного. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ УТВЕРЖДАЮ возглавляет работу централизованной бухгалтерии, направляет ее деятельность на выполнение.

Похожие новости:

  • Форма регистрация ип образец заполнения
  • Тест на профпригодность онлайн бесплатно бухгалтер
  • Как определить октмо для декларации 3 ндфл за
  • Не всем структурным подразделениям министерств и ведомств, их подведомственным учреждениям «повезло» с определением полномочий, а значит, и ответственности на уровне нормативно-правовых актов так, как бухгалтерской службе. Поэтому в этой консультации мы расскажем, как правильно распределить обязанности между работниками, чтобы избежать перекладывания другими службами бюджетного учреждения своих обязанностей на бухгалтерскую службу.

    Бухгалтерская служба: законодательная база

    Швейцарский ученый Иоганн Фридрих Шерр, основатель балансовой теории, еще в конце XIX века писал, что «бухгалтерский учет – справедливый судья прошлого, необходимый руководитель настоящего и надежный консультант будущего каждого предприятия». Это высказывание подтверждает взаимосвязь между деятельностью по ведению бухгалтерского учета и отчетности и управлением всей деятельностью бюджетного учреждения.

    С точки зрения руководителя, бухгалтерский учет – это сбор, регистрация и обобщение всей информации, которая необходима, в частности, руководству учреждения для принятия управленческих решений (абзац третий ст. 1 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», далее – Закон № 996). Все, что происходит в учреждении, – и управленческие решения, и хозяйственные операции, и полученные результаты – можно отследить через призму бухгалтерских проводок в учетных регистрах и остатков на счетах активов и обязательств учреждения, отраженных в финансовой и бюджетной отчетности.

    Не случайно ч. 5 ст. 20 Бюджетного кодекса (далее – БК) предусматривает, что результативные показатели бюджетной программы должны подтверждаться официальной государственной статистической, финансовой и другой отчетностью, данными бухгалтерского, статистического и внутрихозяйственного (управленческого) учета.

    Закон № 996 требует подписания финотчетности руководителем и главным бухгалтером предприятия (ч. 1 ст. 11).

    Также в пп. 8 п. 7 Типового положения о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденного постановлением КМУ от 26.01.11 г. № 59 (далее – Постановление № 59, Типовое положение № 59), содержится требование относительно обеспечения пользователей в полном объеме правдивой и беспристрастной информацией о финансовом состоянии бюджетного учреждения и результатах его деятельности.

    Ответственность руководителя бухгалтерской службы главного распорядителя бюджетных средств за достоверность информации о достижении цели, которая выражается в результативных показателях, установлена п. 3 разд. ІІІ Методических рекомендаций относительно осуществления оценки эффективности бюджетных программ, утвержденных приказом Минфина от 17.05.11 г. № 608 (далее – Методрекомендации № 608), которые разработаны согласно ч. 6 ст. 20 БК.

    Таким образом, бухгалтерская служба во главе с главным бухгалтером должна обеспечить необходимой информацией ответственных лиц, в первую очередь руководителя учреждения, для их подотчетности за достижение результативных показателей выполнения определенной бюджетной программы (ч. 5 ст. 28 БК).

    Именно поэтому в случае выявления нарушений, и не только связанных с учетом и отчетностью, руководитель учреждения и бухгалтерия в первую очередь подпадают под санкции контролирующих и правоохранительных органов. На практике ревизоры и аудиторы при осуществлении контрольных мероприятий часто сталкиваются с тем, что другие службы бюджетного учреждения перекладывают свои обязанности на бухгалтерию или вообще не имеют их. Это является результатом недооценки роли внутреннего контроля и приводит к выполнению бухгалтерами чужих полномочий, некачественному или несвоевременному выполнению собственных из-за чрезмерной загруженности, к допущению ошибок, сочетанию выполнения обязанностей с получением материальных ценностей и ведением бухучета и т. п. Как следствие – привлечение к ответственности, предусмотренной ч. 8 ст. 9 Закона № 996.

    Организация внутреннего контроля

    Чтобы не отвечать за других должностных лиц, в том числе за тех, кто работает в бухгалтерской службе, ч. 3 ст. 26 БК предусмотрено, что распорядители бюджетных средств в лице их руководителей организуют внутренний контроль и внутренний аудит и обеспечивают их осуществление в своих заведениях и в подведомственных бюджетных учреждениях. Что это означает?

    Согласно ч. 3 ст. 26 БК внутренним контролем является комплекс мероприятий, которые применяются руководителем для обеспечения соблюдения законности и эффективности использования бюджетных средств, достижения результатов в соответствии с установленной целью, задачами, планами и требованиями относительно деятельности бюджетного учреждения и его подведомственных учреждений.

    Основные подходы к делегированию, распределению полномочий и ответственности за реализацию требований бюджетного законодательства на всех стадиях бюджетного процесса в бюджетном учреждении изложены в приказе Минфина от 14.09.12 г. № 995 (далее – Приказ № 995). В частности, внутренним контролем охватываются вопросы планирования деятельности учреждения, управления бюджетными средствами, исполнения сметы по доходам и расходам, ведения бухучета и составления финансовой и бюджетной отчетности, обеспечения защиты активов от потерь, целевого и эффективного использования бюджетных средств и т. п.

    Законодательные требования к построению внутреннего контроля в бухгалтерской службе бюджетного учреждения определены Постановлением № 59.

    Роль бухгалтерской службы, ее основные задачи, полномочия и ответственность, в том числе и главного бухгалтера, раскрыты в Типовом положении № 59. В данном документе речь идет об особой нагрузке на бухгалтерию, поскольку деятельность других структурных подразделений по выполнению бюджетного законодательства, кроме юридической службы, мало определена и зависит только от руководителя и профессионального уровня работников соответствующих подразделений.

    Следовательно, каждый руководитель учреждения не просто имеет право вводить внутренним распорядительным документом управленческую подотчетность, ее структуру, детализацию для реализации своих полномочий (кроме той, которая определяется учреждением вышестоящего уровня), в том числе по вопросам бухучета, бюджетной и финансовой отчетности, но и должен быть заинтересован это сделать, ведь каждый работник на своем рабочем месте, исполняя свои должностные обязанности в соответствии с требованиями внутренних документов, является участником процесса внутреннего контроля и несет определенную ответственность.

    Определение должностных обязанностей бухгалтера

    Конкретный перечень должностных обязанностей определяется должностными инструкциями работников всех категорий, которые разрабатывают и утверждают на основе типовой квалификационной характеристики работодатели, учитывая конкретные задачи и обязанности, функции, права, ответственность работников различных групп и особенности штатного расписания предприятия, учреждения, организации (письмо Минсоцполитики от 25.12.13 г. № 564/13/116-13).

    И если первая нота в функционировании бухгалтерской службы – ее организация – принадлежит руководителю учреждения, то ее наполнение по содержанию закреплено за главным бухгалтером.

    Типовым положением № 59 на общегосударственном уровне определены задачи и функциональные обязанности бухгалтерии бюджетного учреждения и ее руководителя, а п. 3 Постановления № 59 обязует министерства, другие центральные органы исполнительной власти привести собственные нормативноправовые акты в соответствие с требованиями данного постановления. Но, как свидетельствует опыт и результаты контрольных мероприятий, это требование реализовано многими бюджетными учреждениями путем дублирования Типового положения № 59, причем полностью.

    Так, в Положении о бухгалтерской службе соответствующего бюджетного учреждения аналогично пп. 3 п. 13 Типового положения № 59 должно быть определено: «обеспечение согласования проектов договоров главным бухгалтером» (без уточнения, на предмет чего осуществляется такое согласование). Поэтому, например, недополучение учреждением доходов из-за отсутствия в договоре аренды имущества одного из существенных условий договора – индексации арендной платы, предусмотренной ст. 10 Закона от 10.04.92 г. № 2269-XII «Об аренде государственного и коммунального имущества», может стать основанием для привлечения к ответственности и главного бухгалтера. Хотя указанный факт является сугубо правовым вопросом, ведь соответствие сделок учреждения нормам действующего законодательства являются основной задачей юридической службы учреждения.

    Чтобы главный бухгалтер не отвечал за чужие грехи, в его должностной инструкции следует определять предмет визирования договоров с учетом требований именно бюджетного законодательства, в частности:

    «Главный бухгалтер визирует проект соглашения на предмет:

    • наличия утвержденных бюджетных ассигнований по соответствующему направлению расходов или их остатков;
    • обеспечения первоочередности оформления документов для осуществления платежей по защищенным расходам».

    Так же неопределение в должностной инструкции бухгалтера, начисляющего зарплату, конкретных полномочий может привести к применению к нему ответственности в случае выявления сугубо кадровых нарушений: неправильно определен стаж работы, начисление надбавки и т. п. грозят взысканием с него суммы излишне выплаченных работнику средств.

    Другие нормы также нуждаются в детализации. В частности, пп. 5 п. 13 Типового положения № 59 требует осуществления главным бухгалтером в рамках своих полномочий мероприятий по возмещению виновными лицами убытков от недостач, растрат, хищений. Во внутреннем положении бухгалтерской службы целесообразно было бы конкретизировать понятие «в рамках своих полномочий», например, следующим образом:

    «Осуществляет в рамках своих полномочий мероприятия по возмещению виновными лицами убытков от недостач, растрат, хищений, а именно:

    • на основании приказа руководителя учреждения о признании результатов инвентаризации обеспечивает их своевременное (в сроки, установленные в документообороте) отражение в бухгалтерском учете и финансовой отчетности;
    • взаимодействует с юридической службой учреждения в части предоставления данных бухгалтерского учета об утраченных ценностях, которые необходимы для заключения договора о независимой оценке утраченных ценностей, проведения претензионно-исковой работы, расчетов с виновным лицом;
    • определяет из числа работников бухгалтерской службы лицо, ответственное за правильность и своевременность ведения учета расчетов по недостачам, растратам, уведомление об их состоянии главного бухгалтера, путем внесения соответствующей нормы в должностную инструкцию работника».

    В пп. 9 п. 13 Типового положения № 59 определена обязанность главного бухгалтера относительно отказа в приеме к учету документов, подготовленных с нарушением установленных требований, а также документов по хозяйственным операциям, которые проводятся с нарушением законодательства, и информирования руководителя учреждения о выявленных фактах нарушения бюджетного законодательства.

    Для лучшего выполнения данной обязанности целесообразно конкретизировать это требование, определив в должностных инструкциях всех работников бухгалтерии их ответственность за своевременность уведомления о наличии первичных документов по хозяйственным операциям, которые не соответствуют законодательным требованиям, поскольку именно они в соответствии с п. 2.15 Положения, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88, должны обязательно проверять первичные документы, которые поступают к учету по соответствующему направлению.

    Что включить в полномочия главного бухгалтера

    Наиболее значительным по объему полномочий и их содержательному наполнению является Типовое положение № 59, которое предусматривает обязанности главного бухгалтера по осуществлению контроля по разным направлениям деятельности учреждения, поэтому оно заслуживает особого внимания.

    1. Контроль за отражением в бухгалтерском учете всех хозопераций (абзац первый пп. 10 п. 13).

    Понятно, что один человек не может одновременно с выполнением других обязанностей проверить отражение в бухучете всех хозяйственных операций бюджетного учреждения (даже внешние инспекторы в ходе ревизий не осуществляют сплошные проверки всех операций). Поэтому делегирование определенных контрольных полномочий и ответственности другим работникам бухгалтерии должно стать первой заботой главного бухгалтера. То есть он должен внести в должностные инструкции работников положения относительно соблюдения требований законодательства должностными лицами учреждения, ответственными за выполнение бюджетной программы в целом и по отдельным направлениям расходов за представление достоверных первичных документов.

    Кроме того, во внутреннем положении о бухгалтерской службе следует конкретизировать порядок осуществления главным бухгалтером контроля за отражением в бухучете всех хозяйственных операций, в частности, путем:

    • визирования мемориальных ордеров, которые должны содержать информацию обо всех осуществленных операциях (после подписания их непосредственными исполнителями);
    • проведения проверки соответствия данных в различных мемориальных ордерах во время внесения записей в Главную книгу.

    2. Контроль за составлением отчетности (абзац второй пп. 10 п. 13). Выполнение этой обязанности главного бухгалтера должно быть подтверждено, в первую очередь, наличием в учреждении отчетности, своевременно и в полном объеме составленной и принятой органом Казначейства. Но если бюджетное учреждение имеет подчиненные учреждения, то во внутреннем положении целесообразно определить:

    • порядок контроля за составлением отчетности в подчиненных учреждениях, который осуществляется главным бухгалтером бюджетного учреждения распорядителя бюджетных средств вышестоящего уровня путем установления требований в Порядке организации бухгалтерского учета в соответствующем министерстве, другом центральном органе исполнительной власти, сроков и состава отчетности (не только бюджетной и финансовой, но и управленческой), которую должны подать подчиненные учреждения распорядителю вышестоящего уровня;
    • процедуру визирования принятой к сводке отчетности подчиненных учреждений, как на предмет бухгалтерских увязок, так и на предмет достоверности остатков средств на соответствующих счетах;
    • процедуру письменного информирования руководителя учреждения о нарушении подчиненными учреждениями установленных требований.

    3. Контроль за целевым и эффективным использованием финансовых и материальных (нематериальных) ресурсов учреждения (абзац третий пп. 10 п. 13). Такой контроль со стороны главного бухгалтера стоит конкретизировать положениями:

    • при определении перечня должностных лиц, их полномочий и ответственности в вопросах соответствия бюджетных запросов, предоставленных расчетов к смете стратегическим планам, задачам главного распорядителя бюджетных средств, подписания первичных документов, правильности и своевременности отражения хозопераций в бухучете, мониторинга, анализа использования бюджетных средств и результативных показателей бюджетных программ;
    • определения форм и сроков представления ответственными должностными лицами главному бухгалтеру информации относительно проведенного мониторинга, анализа использования бюджетных средств и результативных показателей бюджетных программ;
    • визирования проектов договоров о закупке относительно взятия бюджетных обязательств в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных в сметах;
    • подписания платежных документов.

    4. Контроль за сохранением имущества (абзац третий пп. 10 п. 13). В этом положении следует прописать об участии в инвентаризации активов главного бухгалтера как члена инвентаризационной комиссии. Это обеспечит качество и своевременность отражения результатов в бухучете и финотчетности.

    5. Контроль за состоянием погашения и списания в соответствии с законодательством дебиторской задолженности бюджетного учреждения и бюджетных учреждений, которые ему подчинены (абзац седьмой пп. 10 п. 13). Со стороны главного бухгалтера для осуществления такого контроля следует:

    • определить обязанность осуществления анализа состояния погашения дебиторской задолженности в должностных инструкциях работников бухгалтерии, ответственных за ведение учета расчетов, и периодического представления ими главному бухгалтеру данных такого анализа (суммы, срок образования задолженности);
    • периодически подавать за подписью главного бухгалтера данные анализа состояния погашения дебиторской задолженности в юридическую службу учреждения для выполнения претензионно-исковой работы;
    • принимать участие в работе комиссии по списанию дебиторской задолженности.

    6. Контроль за разработкой и осуществлением мероприятий по соблюдению и повышению уровня финансово-бюджетной дисциплины работников службы (абзац десятый пп. 10 п. 13). Такой контроль может быть подтвержден личной подписью работников об ознакомлении с правовыми актами, разъяснениями госорганов или планом соответствующих мероприятий на год (полугодие, квартал) и записями в журнале регистрации их проведения (производственные совещания о рассмотрении результатов контрольных мероприятий, изучение новых правовых актов).

    Кроме того, следует учесть, что кроме Постановления № 59 существуют и другие нормативные документы, которые содержат обезличенное требование относительно выполнения определенных обязанностей. Так, все главные бухгалтеры главных распорядителей бюджетных средств хорошо знают и Методрекомендации № 608.

    Основными задачами оценки эффективности бюджетных программ согласно Методрекомендациями № 608 помимо остального являются: определение уровня эффективности и результативности бюджетной программы путем установления взаимосвязи между достигнутыми результатами и использованным объемом бюджетных средств; определение степени достижения запланированной цели, выполнение задач бюджетной программы путем анализа выполнения результативных показателей; выявление факторов, препятствующих выполнению бюджетных программ и достижению запланированных результативных показателей бюджетной программы; предоставление предложений руководителю по повышению эффективности использования бюджетных средств и т. п.

    БК, как и Методрекомендациями № 608, определено, что оценка эффективности бюджетных программ осуществляется главным распорядителем бюджетных средств, а в п. 3 разд. ІІІ данных рекомендаций уточнено, что результаты оценки эффективности бюджетных программ подписываются руководителем бухгалтерской службы главного распорядителя.

    Эта норма требует конкретизации во внутренних распорядительных документах учреждения: кто непосредственно должен осуществлять оценку и что подтверждает подпись главного бухгалтера. Например, в Положении об организации бухгалтерского учета, Положении о бухгалтерской службе и в должностной инструкции непосредственного исполнителя (специалиста бухгалтерской службы, экономического, планового подразделения) необходимо определить обязанность (ответственность) относительно осуществления оценки эффективности бюджетных программ на основе данных, которые содержатся в бюджетных запросах, сметах, паспортах бюджетных программ, отчетах об исполнении смет, отчетах о выполнении паспортов бюджетных программ, и подписании результатов оценки главным бухгалтером главного распорядителя бюджетных средств. Подпись главного бухгалтера логически вытекает из нормы ч. 5 ст. 20 БК в части подтверждения результативных показателей бюджетной программы официальной государственной статистической, финансовой и другой отчетностью, данными бухгалтерского, статистического и внутрихозяйственного (управленческого) учета.

    К тому же главные бухгалтеры главных распорядителей бюджетных средств (ответственных исполнителей) не могут игнорировать свою особую роль в бюджетном процессе, что отличает их от других, подведомственных им распорядителей бюджетных средств, именно по объемам предоставленных прав, а следовательно, и ответственности не только за свою деятельность (ч. 5 ст. 22 БК).

    Как руководитель бухгалтерской службы главный бухгалтер отвечает за выполнение задач бухгалтерии, определенных Постановлением № 59 и другими нормативно-правовыми актами в целом, в том числе и за осуществление соответствующих полномочий относительно бухгалтерских служб подчиненных бюджетных учреждений, в частности: методического руководства и контроля за соблюдением требований законодательства по вопросам ведения бухучета, составления финансовой и бюджетной отчетности. При отсутствии четкого распределения полномочий и ответственности или невозможности подтвердить их выполнение главный бухгалтер бюджетного учреждения, которому подчинены другие бюджетные учреждения – распорядители средств нижестоящего уровня, может быть привлечен к ответственности как за нарушения, допущенные в бюджетном учреждении по месту работы, так и за нарушения распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня.

    Выводы

    Личная безопасность главного бухгалтера и работников подчиненной ему бухгалтерской службы, в том числе и подчиненного распорядителя бюджетных средств нижестоящего уровня, зависит от неформального подхода к распределению полномочий и ответственности.

    Должностные инструкции
    I. Общие положения

    1. Главный бухгалтер обеспечивает организацию бухгалтерского учета на предприятии и контроль за рациональным, экономным использованием всех видов ресурсов, сохранностью собственности, активным воздействием на повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

    2. Возглавляемая главным бухгалтером бухгалтерия (центральная бухгалтерия) предприятия является самостоятельным структурным подразделением (службой) и не должна входить в состав какого-либо другого подразделения (службы).

    3. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем предприятия с последующим утверждением вышестоящим органом.

    4. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия, а по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, порядка и методики осуществления контроля — начальнику управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности (главному бухгалтеру) вышестоящего органа.

    5. На должность главного бухгалтера назначаются лица, имеющие высшее экономическое образование.

    В необходимых случаях по решению вышестоящего органа на должность главного бухгалтера могут быть назначены лица, не имеющие высшего образования, при наличии стажа финансово-бухгалтерской работы на руководящих должностях не менее пяти лет.

    6. На время отсутствия главного бухгалтера (командировка, отпуск, болезнь и т. п.) его обязанности выполняет заместитель, который пользуется правами и несет ответственность согласно настоящему Положению, а при отсутствии заместителя обязанности главного бухгалтера исполняет работник, назначенный приказом руководителя предприятия. Исполняющий обязанности также пользуется правами и несет ответственность в соответствии с Положением о главном бухгалтере.

    7. Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляются актом после проверки состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных. Акт утверждается руководителем предприятия.

    8. На главного бухгалтера не могут быть возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за денежные средства и материальные ценности. Ему запрещается получать непосредственно по чекам и другим документам денежные средства и товарно-материальные ценности для предприятия.

    II. Обязанности

    1. Обеспечение рациональной системы документооборота, применение прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на базе современной вычислительной техники, позволяющих осуществлять строгий контроль за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

    2. Обеспечение полного учета поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением.

    3. Обеспечение достоверного учета издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, работ и услуг, результатов внутреннего хозяйственного расчета, арендного подряда производств, цехов, отделений, бригад, бюро, лабораторий и других подразделений предприятия.

    4. Обеспечение точного учета результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия в соответствии с установленными правилами.

    5. Обеспечение правильного начисления и своевременного перечисления платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженности банкам по ссудам; отчисление средств в фонды экономического стимулирования и другие фонды и резервы.

    6. Обеспечение участия в работе юридических служб по оформлению материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей и контроль за передачей в надлежащих случаях этих материалов в судебные и следственные органы, а при отсутствии юридических служб — непосредственно осуществление этих функций.

    7. Обеспечение проверки организации бухгалтерского учета и отчетности в производственных (структурных) единицах предприятия, а также в производствах и хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, своевременный инструктаж работников по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа.

    8. Обеспечение составления бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета, первичных документов, представление ее совместно с руководителем в установленном порядке и сроки на рассмотрение совета трудового коллектива, а также соответствующим органам.

    9. Обеспечение осуществления (совместно с другими подразделениями и службами) экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов.

    10. Обеспечение необходимой помощи постоянно действующим производственным совещаниям, общественный группам (бюро) экономического анализа и органам народного контроля в использовании учетных данных для работы по выявлению и мобилизации внутрихозяйственных резервов.

    11. Обеспечение активного участия работников бухгалтерского учета в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение государственной дисциплины и укрепление хозяйственного расчета.

    12. Обеспечение своевременного проведения совместно с другими подразделениями и службами в производственных (структурных) единицах объединений, а также в производствах и хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, проверок и документальных ревизий и подготовка предложений по улучшению их работы.

    13. Обеспечение сохранности бухгалтерских документов, оформление и передача их в установленном порядке в архив.

    14. Контроль за соблюдением установленных правил оформления приемки и отпуска товарно-материальных ценностей.

    15. Контроль за правильностью расходования фонда заработной платы, установления должностных окладов, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины.

    16. Контроль за соблюдением установленных правил проведения инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетов и платежных обязательств.

    17. Контроль за взысканием в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платежной дисциплины.

    18. Контроль за законностью списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь.

    19. Осуществление учета финансовых, расчетных и кредитных операций и контроль за законностью, своевременностью и правильностью оформления этих операций (при наличии в составе предприятия самостоятельной финансовой службы).

    20. Участие в подготовке мероприятий, предупреждающих образование недостач и незаконное расходование денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства.

    В случае обнаружения незаконных действий должностных лиц (приписки, использование средств не по назначению и другие нарушения и злоупотребления) главный бухгалтер должен доложить об этом руководителю предприятия для принятия мер.

    21. Соблюдение установленных правил оформления первичных документов, используемых в бухгалтерском учете, должностными лицами.

    Документы, служащие основание для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитные и расчетные обязательства подписываются руководителем предприятия и главным бухгалтером или лицами, ими на то уполномоченными. Предоставление права подписания документов этими лицами должно быть оформлено приказом по предприятию.

    Указанные вьше документы без подписи главного бухгалтера или лиц, им на то уполномоченных, считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению материально ответственными лицами и работниками бухгалтерии данного предприятия, а также учреждениями банков.

    Другие документы подписываются должностными лицами, на которых возлагается обязанность их составления. Списки указанных лиц согласовываются с главным бухгалтером и утверждаются руководителем предприятия.

    22. Обеспечение исполнения и оформления документов по финансово-хозяйственным операциям в соответствии с действующим законодательством. Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и нарушают договорно-финансовую дисциплину.

    В случае получения от руководителя предприятия распоряжения совершить такое действие главный бухгалтер, не приводя его в исполнение, в письменной форме обязан обратить внимание руководителя на незаконность данного им распоряжения. При получении от руководителя повторного письменного распоряжения главный бухгалтер исполняет его, а о фактах грубого нарушения законодательства сообщает в органы прокуратуры. В этом случае всю полноту ответственности за совершенную операцию несет руководитель предприятия.

    23. Обеспечение регулярного информирования совета трудового коллектива и общего собрания (конференции) о результатах финансово-хозяйственной деятельности, проведенных ревизий, проверок, выявленных нарушениях, виновных в этом лиц, а также путях устранения недостатков в финансово-хозяйственной деятельности, укрепления хозяйственного расчета и финансового положения предприятия.

    24. Оказание постоянной помощи в изучении основ учета рабочими, служащими и специалистами предприятия в целях широкого применения ими этих знаний в практической работе по контролю за экономным использованием ресурсов.

    III. Права

    1. Устанавливать служебные обязанности для подчиненных ему работников с тем, чтобы каждый работник знал круг своих обязанностей и нес ответственность за их выполнение.

    2. Требовать от всех подразделений, служб и работников предприятия в части порядка оформления финансово-хозяйственных операций первичных документов и их представления в бухгалтерию или на вычислительную установку, ведения первичного учета.

    3. Согласовывать назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и др.).

    4. Рассматривать и визировать договоры и соглашения, заключаемые предприятием, на получение или отпуск товарно-материальных ценностей на выполнение работ и услуг, а также приказы и распоряжения и другие документы по вопросам финансово-хозяйственной деятельности.

    5. Требовать от руководителей бригад, участков, отделов и других подразделений и служб, а в необходимых случаях и от руководителя предприятия принятия мер по повышению эффективности использования государственных средств, по усилению сохранности собственности, обеспечению правильной организации бухгалтерского учета и контроля.

    6. Требовать пересмотра завышенных и устаревших норм расхода сырья, материалов, затрат труда и др.

    7. Требовать улучшения складского и весоизмерительного хозяйства, надлежащей организации приемки и хранения сырья, материалов и других ценностей, повышения обоснованного отпуска этих ценностей для нужд производства, обслуживания и управления.

    8. Требовать проведения мероприятий по улучшению контроля за правильностью применения норм и нормативов, организации правильного первичного учета выработки продукции и движения деталей и полуфабрикатов, организации учета использования сырья и материалов в цехах, на производственных участках и т. п.

    9. Проверять в структурных подразделениях и службах предприятия соблюдение установленного порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей.

    10. Подготавливать предложения о снижении размеров премий или лишении премий руководителей цехов, участков, бригад, отделов и других подразделений и служб, не обеспечивающих выполнения установленных правил оформления первичной документации, ведения первичного учета и других требований по организации учета и контроля.

    11. Вносить предложения в соответствующие комитеты народного контроля о производстве денежных начетов на должностных лиц, причинивших своими неправильными действиями или нераспорядительностью материальный ущерб государству, предприятию.

    IV. Ответственность

    1. Главный бухгалтер несет ответственность в следующих случаях.

    1.1. Неправильное ведение бухгалтерского учета, следствием чего явились запущенность в бухгалтерском учете и искажения в бухгалтерской отчетности.

    1.2. Принятие к исполнению и оформлению документов по операциям, которые противоречат законодательству или установленному порядку приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей.

    1.3. Несвоевременная и неправильная выверка операций по расчетному и другим счетам в банках, расчетов с дебиторами и кредиторами.

    1.4. Нарушение порядка списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь.

    1.5. Отсутствие контроля за должной организацией бухгалтерского учета и несвоевременное проведение проверок и документальных ревизий в структурных единицах предприятия.

    1.6. Составление недостоверной бухгалтерской отчетности по вине бухгалтерии.

    1.7. Другие нарушения положений и инструкций по организации бухгалтерского учета.

    1.8. Необеспечение гласности экономических показателей работы, нерегулярного информирования совета трудового коллектива о результатах финансово-хозяйственной деятельности и допущенных фактах бесхозяйственности.

    2. Главный бухгалтер несет наравне с руководителем предприятия ответственность за следующие нарушения.

    2.1. Нарушение правил и положений, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность.

    2.2. Несвоевременное взыскание денежных начетов с должностных лиц на основе постановлений комитетов народного контроля.

    2.3. Нарушение сроков представления месячных, квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов соответствующим органам.

    Другие инструкции в разделе:
    — Должностная инструкция главного бухгалтера предприятия (торговля);
    — Должностная инструкция ведущего бухгалтера;
    — Бухгалтер: должностная инструкция, обязанности;
    — Должностная инструкция секретаря учебной части;
    — Должностная инструкция инженера по надзору за строительством;
    — Должностная инструкция инженера-технолога (технолога).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Наверх