Куперс

Бухучет и анализ

Требования к техническому состоянию транспортных средств

Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения

 

1. Механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.

2. На механических транспортных средствах (кроме мопедов, трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещается в правом нижнем углу ветрового стекла в установленных случаях лицензионная карточка.

На трамваях и троллейбусах наносятся регистрационные номера, присваиваемые соответствующими ведомствами.

3. Техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.

4. Грузовой автомобиль с бортовой платформой, используемый для перевозки людей, должен быть оборудован сиденьями, закрепленными на высоте 0,3-0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта.

Сиденья, расположенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь прочные спинки.

4.1 В автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности.

5. Механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для обучающего и опознавательным знаком «Учебное транспортное средство» в соответствии с пунктом 8 настоящих Основных положений.

5.1 Транспортное средство, используемое в качестве легкового такси, должно быть оборудовано таксометром, иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, и на крыше — опознавательный фонарь оранжевого цвета.

6. Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади — световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета.

7. Гужевая повозка должна иметь предусмотренные конструкцией исправное стояночное тормозное устройство и противооткатные упоры, быть оборудована спереди двумя световозвращателями и фонарем белого цвета (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости), сзади — двумя световозвращателями или фонарем красного цвета.

8. На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:

«Автопоезд» — в виде трех фонарей оранжевого цвета, расположенных горизонтально на крыше кабины с промежутками между ними от 150 до 300 мм — на грузовых автомобилях и колесных тракторах (класса 1,4 т и выше) с прицепами, а также на сочлененных автобусах и троллейбусах;

«Шипы» — в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква «Ш» черного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы — 1/10 стороны) — сзади механических транспортных средств, имеющих ошипованные шины;

«Перевозка детей» — в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета (ширина каймы — 1/10 стороны), с черным изображением символа дорожного знака 1.23 (сторона квадрата опознавательного знака, расположенного спереди транспортного средства, должна быть не менее 250 мм, сзади — 400 мм);

«Глухой водитель» — в виде желтого круга диаметром 160 мм с нанесенными внутри тремя черными кружками диаметром 40 мм, расположенными по углам воображаемого равностороннего треугольника, вершина которого обращена вниз — спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых глухонемыми или глухими водителями;

«Учебное транспортное средство» — в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква «У» черного цвета (сторона не менее 200 мм, ширина каймы — 1/10 стороны) — спереди и сзади механических транспортных средств, используемых для обучения вождению (допускается установка двустороннего знака на крыше легкового автомобиля);

«Ограничение скорости» — в виде уменьшенного цветного изображения дорожного знака 3.24 с указанием разрешенной скорости (диаметр знака — не менее 160 мм, ширина каймы — 1/10 диаметра) на задней стороне кузова слева у механических транспортных средств, осуществляющих организованные перевозки групп детей, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, а также в случаях, когда максимальная скорость транспортного средства по технической характеристике ниже определенной пунктами 10.3 и 10.4 Правил дорожного движения Российской Федерации;

«Опасный груз» — при осуществлении международных перевозок опасных грузов — в виде прямоугольника размером 400 х 300 мм, имеющего световозвращающее покрытие оранжевого цвета с каймой черного цвета шириной не более 15 мм, — спереди и сзади транспортных средств, на боковых сторонах цистерн, а также в установленных случаях — на боковых сторонах транспортных средств и контейнеров;

— при осуществлении иных перевозок опасных грузов — в виде прямоугольника размером 690 х 300 мм, правая часть которого размером 400 х 300 мм окрашена в оранжевый, а левая — в белый цвет с каймой черного цвета шириной 15 мм, — спереди и сзади транспортных средств.
На опознавательный знак наносятся обозначения, характеризующие опасные свойства перевозимого груза.

«Крупногабаритный груз» — в виде щитка размером 400 х 400 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью;

«Тихоходное транспортное средство» — в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой желтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм) — сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч;

«Длинномерное транспортное средство» — в виде прямоугольника размером не менее 1200 х 200 мм желтого цвета с каймой красного цвета (ширина 40 мм), имеющего световозвращающую поверхность сзади транспортных средств, длина которых с грузом или без груза более 20 м, и автопоездов с двумя и более прицепами. При невозможности размещения знака указанного размера допускается установка двух одинаковых знаков размером не менее 600 х 200 мм симметрично оси транспортного средства.

«Начинающий водитель» — в виде квадрата желтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака черного цвета высотой 110 мм — сзади механических транспортных средств (за исключением тракторов, самоходных машин, мотоциклов и мопедов), управляемых водителями, имеющими право на управление указанными транспортными средствами менее 2 лет.

По желанию водителя могут быть установлены опознавательные знаки:

«Врач» — в виде квадрата синего цвета (сторона 140 мм) с вписанным белым кругом (диаметр 125 мм), на который нанесен красный крест (высота 90 мм, ширина штриха 25 мм) — спереди и сзади автомобилей, управляемых водителями-врачами;

«Инвалид» — в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета — спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов;

На транспортных средствах может быть установлен опознавательный знак «Федеральная служба охраны Российской Федерации», являющийся условным опознавательным знаком, в виде двух фонарей с огнями синего цвета, работающих в мигающем режиме, расположенных не выше фар ближнего света в передней части транспортного средства, используемого для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.

9. Предупредительные устройства для обозначения гибких связующих звеньев при буксировке механических транспортных средств должны выполняться в виде флажков или щитков размером 200×200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью.

На гибкое связующее звено должно устанавливаться не менее двух предупредительных устройств.

10. Конструкция жесткого буксирующего устройства должна соответствовать требованиям ГОСТа 25907-89.

11. Запрещается эксплуатация:

  • автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению);
  • троллейбусов и трамваев при наличии хотя бы одной неисправности по соответствующим Правилам технической эксплуатации;
  • транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр или технический осмотр;
  • транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами, с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, надписями и обозначениями, не соответствующими государственным стандартам Российской Федерации, без укрепленных на установленных местах регистрационных знаков, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки;
  • транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • транспортных средств, имеющих на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему легкового такси и (или) на крыше — опознавательный фонарь легкового такси, в случае отсутствия у водителя такого транспортного средства выданного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
  • транспортных средств, оборудованных проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета, не зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации (за исключением транспортных средств, перевозящих крупногабаритные грузы, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и ядовитые вещества высокой степени опасности).

12. Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается:

  • выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр;
  • допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящим под угрозу безопасность движения, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории или подкатегории;
  • направлять для движения по дорогам с асфальто- и цементобетонным покрытием тракторы и другие самоходные машины на гусеничном ходу.

13. Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:

  • содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
  • информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
  • принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

14. Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.

По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.

15. Соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают:

  • проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, оборудование дорог техническими средствами организации движения;
  • проекты строительства, реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений;
  • установку в непосредственной близости от дороги киосков, транспарантов, плакатов, рекламных щитов и тому подобного, ухудшающих видимость или затрудняющих движение пешеходов;
  • маршруты движения и расположение мест остановки маршрутных транспортных средств;
  • проведение на дорогах массовых, спортивных и иных мероприятий;
  • внесение изменений в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения;
  • перевозку тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов;
  • движение автопоездов общей длиной более 20 м или автопоездов с двумя и более прицепами;
  • программы подготовки специалистов по безопасности дорожного движения, инструкторов по вождению и водителей;
  • перечень дорог, на которых запрещается учебная езда;
  • производство любых работ на дороге, создающих помехи движению транспортных средств или пешеходов.

16. Проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета устанавливаются на транспортных средствах:

  • выполняющих работы по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств;
  • осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности;
  • осуществляющих сопровождение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы.
  • осуществляющих сопровождение организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования.

17. Проблесковые маячки бело-лунного цвета и специальные звуковые сигналы могут устанавливаться на транспортных средствах организаций федеральной почтовой связи, имеющих на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, и на транспортных средствах, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы и имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности в соответствии с государственным стандартом Российской Федерации, за исключением транспортных средств оперативных служб.

18. Выдача разрешений на оборудование соответствующих транспортных средств опознавательными знаками «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами производится в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

19. Транспортные средства, не имеющие специальных цветографических схем, нанесенных на наружные поверхности в соответствии с государственными стандартами Российской Федерации, могут быть в установленных случаях оборудованы специальным звуковым сигналом и одним проблесковым маячком синего цвета высотой не более 230 мм и с диаметром основания корпуса не более 200 мм.

20. Проблесковые маячки всех цветов устанавливаются на крышу транспортного средства или над ней. Способы крепления должны обеспечивать надежность установки на всех режимах движения транспортного средства. При этом должна быть обеспечена видимость светового сигнала на угол 360 градусов в горизонтальной плоскости.

Для транспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции, сопровождающих колонны транспортных средств, и грузовых автомобилей допускается уменьшение угла видимости проблескового маячка до 180 градусов при условии видимости его со стороны передней части транспортного средства.

21. Сведения об оборудовании транспортных средств опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками красного и (или) синего цветов и специальными звуковыми сигналами должны быть занесены в регистрационные документы на транспортные средства.

Примечание. В тексте настоящего документа использована специальная терминология, установленная Правилами дорожного движения Российской Федерации.

 

Перечень
неисправностей и условий, при которых запрещается
эксплуатация транспортных средств

Настоящий Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

1. Тормозные системы

1.1. Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.

1.2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

1.3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.

1.4. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.

1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:

  • транспортных средств с полной нагрузкой — на уклоне до 16 процентов включительно;
  • легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне до 23 процентов включительно;
  • грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31 процента включительно.

2. Рулевое управление

2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:

  • Легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы — 10 градусов.
  • Автобусы — 20 градусов.
  • Грузовые автомобили — 25 градусов.

2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.

2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).

3. Внешние световые приборы

3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

Примечание.
На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.
3.2. Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.

3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.

3.6. На транспортном средстве установлены:

  • спереди — световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
  • сзади — фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.

Примечание.
Положения настоящего пункта не распространяются на государственные регистрационные, отличительные и опознавательные знаки, установленные на транспортных средствах.

4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла

4.1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители.

4.2. Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.

5. Колеса и шины

5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

  • для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;
  • для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;
  • для транспортных средств категорий М1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;
  • для транспортных средств категорий М2, М3 — 2 мм.

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «М+S», «М&S», «М S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.
Примечание. Обозначение категории транспортного средства в этом пункте установлено в соответствии с приложением N 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятому решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877.

5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.

5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

6. Двигатель

6.1. Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом Р 52033-2003 и ГОСТом Р 52160-2003.

6.2. Нарушена герметичность системы питания.

6.3. Неисправна система выпуска отработавших газов.

6.4. Нарушена герметичность системы вентиляции картера.

6.5. Допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004.

7. Прочие элементы конструкции

7.1. Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.

7.2. Не работает звуковой сигнал.

7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.
Примечание.
На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.

7.4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.

7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.

7.6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.

7.7. Отсутствуют:

  • на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах — медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001;
  • на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т — противооткатные упоры (должно быть не менее двух);
  • на мотоцикле с боковым прицепом — медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.

7.8. Неправомерное оборудование транспортных средств опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.

7.9. Отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

7.10. Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.

7.11. Не работают держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема-опускания запасного колеса. Храповое устройство лебедки не фиксирует барабан с крепежным канатом.

7.12. На полуприцепе отсутствует или неисправно опорное устройство, фиксаторы транспортного положения опор, механизмы подъема и опускания опор.

7.13. Нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств.

7.14. Технические параметры, указанные на наружной поверхности газовых баллонов автомобилей и автобусов, оснащенных газовой системой питания, не соответствуют данным технического паспорта, отсутствуют даты последнего и планируемого освидетельствования.

7.15. Государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93.

7.151. Отсутствуют опознавательные знаки, которые должны быть установлены в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения».

7.16. На мотоциклах нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности.

7.17. На мотоциклах и мопедах нет предусмотренных конструкцией подножек, поперечных рукояток для пассажиров на седле.

7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

Экзамен ПДД онлайн

Техническое диагностирование транспортных средств (стр. 1 из 3)

Практика эксплуатации транспортной техники показывает, что в настоящее время при минимальных затратах работоспособное состояние машины позволяют поддерживать принципы технического обслуживания и ремонта, которые носят планово-предупредительный характер.

Техническое обслуживание — это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности транспортных средств при использовании их по назначению, хранении и транспортировании

Ремонт — это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности транспортных средств и восстановлению их ресурсов или ресурсов составных частей.

В соответствии с руководством по эксплуатации машину ставят на техническое обслуживание и ремонт в плановом порядке с учетом принятой периодичности и графика проведения работ, чем и обусловливается плановый порядок их проведения. Предупредительность заключается в своевременном выполнении процессов и операций технического обслуживания и ремонта по принятой технологии, что предупреждает появление отказов. Вид и порядок чередования технического обслуживания и ремонта (график проведения работ) устанавливается по каждому типу и модельному ряду машин отдельно.

При более широком внедрении методов и средств технического диагностирования можно перейти от планово-предупредительной системы к стратегии технического обслуживания и ремонта по результатам диагностирования технического состояния машин. В этом случае в плановом порядке намечено осуществлять только контроль за состоянием сборочных единиц и составных частей, а сами работы возможно выполнять по потребности на основе диагностирования их технического состояния.

Цель технического диагностирования — выявить неисправности машины без ее разборки, определить ресурс безотказной работы сборочных единиц, фактическую потребность в производстве работ при техническом обслуживании и ремонте, момент возникновения отказа или неисправности сборочных единиц.

Техническое диагностирование машины организуется во взаимосвязи с технологическими процессами технического обслуживания и ремонта, приведенными в руководстве по эксплуатации машины.

Диагностирование машин включает в себя:

· анализ их технического состояния,

· выбор методов диагностирования сборочных единиц,

· разработку условий выполнения диагностических операций,

· выбор средств диагностирования,

· разработку дополнений по диагностированию к эксплуатационной документации.

В основу организации технической диагностики машин положен принцип специализации и разделения труда, когда диагностирование проводится не мастерами и слесарями технического обслуживания и ремонта, а специальной службой технической диагностики, которая состоит из специально подготовленных специалистов: инженера-диагноста, мастера-диагноста и звена слесарей-диагностов.

Диагностирование является неотъемлемым технологическим элементом всей системы технического обслуживания и ремонта транспортной техники, обеспечивает проведение работ технического обслуживания и ремонта по фактическому техническому состоянию транспортных средств.

Техническое диагностирование транспортных средств планируют и выполняют по потребности; производится также ресурсное диагностирование.

Плановое диагностирование проводят после отработки транспортным средством установленного количества моточасов.

Таблица 1 — Назначение и содержание планового диагностирования машин

Условное обозначение Периодичность Целевое назначение
Д0 При проведении ЕО Определить готовность машины к выезду на объект применения Проверка общего состояния составных частей
Д1 При проведении ТО -1 Определить работоспособность систем, обеспечивающих безопасную работу машины Проверка работоспособности сборочных единиц гидрооборудования и систем
Д2 При проведении ТО- 2, ТО0 3 Определить техническое состояние машины в целом Проверка работоспособности сборочных единиц
Дс При проведении СО Определить готовность машины к осеннее – зимнему или весеннее – летнему периодам Проверка работоспособности элементов машины при температуре окружающего воздуха – 40…+40◦ С
Д3 При поступлении заявки на проведение ремонта Определить место, причину и вид дефекта или состояния машины в целом и отдельных деталей Поиск дефекта или проверка технического состояния машины

Целью планового диагностирования является установление потребности составных частей, сборочных единиц и машины в целом в техническом обслуживании и ремонте, а также определение объема намеченных к выполнению технологических операций и работ. Как правило, при наличии у эксплуатационной организации 200 и более единиц техники для планового диагностирования отводят специальные посты, где имеется соответствующее диагностическое оборудование. Наиболее распространены хозяйства с собственным парком менее 200 машин. В этом случае диагностирование совмещают с техническим обслуживанием или ремонтом на одном участке.

Диагностирование по потребности проводят, когда необходимо обнаружить дефект при появлении неисправности машины. Такой вид диагностирования может выполняться на постах и участках обоих типов: специализированных и совмещенных.

Ресурсное диагностирование проводят при ТО-3, а также перед назначением сроков постановки машины на текущий и капитальный ремонт. Данный вид диагностирования включает в себя процессы и операции всего состава работ по определению технического состояния, прогнозированию остаточного ресурса сборочных единиц, составных частей и машины в целом.

Существуют два метода диагностирования машин: внешний осмотр и диагностирование инструментальными средствами (с помощью специального оборудования и приборов).

Внешний осмотр начинают с проверки сборочных единиц с возможными неисправностями. При продолжении внешнего осмотра обращают внимание на отсутствие подтекания масла, рабочей и охлаждающей жидкостей, топлива, состояние уплотнений и креплений, наличие видимых повреждений несущих металлоконструкций рабочего оборудования. При внешнем осмотре на основании замечаний водителя выявляют наличие шумов, стуков, задымленности силовой установки и перегрева гидросистемы и трансмиссии.

Таблица 2 – Возможные неисправности основных сборочных транспортных средств

Неисправность, внешнее проявление и дополнительные признаки Вероятная причина неисправности Способ устранения неисправности
Двигатель и его системы
Двигатель не запускаетсяили работает с перебоями В топливную системупопал воздух Удалить воздух, проворачивая коленчатый вал или прокачивая воздух ручным насосом
Стартер не проворачивает вал или вращает его медленно Проверить заряд аккумуляторных батарей ипри необходимости зарядить их. Проверитьсостояние контактов в цепях питания стартера и зачистить их
Загрязнение топливных фильтров, трубопроводов или воздухоочистителя Промыть фильтры грубой и тонкой очистки,при необходимостизаменить фильтрующие элементы; прочистить трубопроводы; промыть воздухоочиститель
Неправильный уголопережения впрыскатоплива Отрегулировать уголопережения впрыска
Не работает топливоподкачивающий насос Отремонтировать илизаменить исправным
Заедание рейкитопливного насосавысокого давления То же
Двигатель не развиваетмощности, дымит Загрязнение воздухоочистителя Промыть фильтрующий элемент
Рычаг управления регулятором не доходит до болта максимальных оборотов Проверить и отрегулировать систему тяг
Неплотное прилегание клапанов газораспределения отрегулировать тепловые зазоры клапанного механизма
Нарушение регулировки или засорение форсунки Отрегулировать, промыть и прочистить форсунку
Зависание плунжера топливного насоса высокого давления Заменить плунжерную пару и отрегулировать насос на стенде
Изношены поршневые кольца Заменить кольца
Двигатель стучит Ранний впрыск топлива в цилиндры Отрегулировать угол опережения впрыска топлива
Нарушена регулировка клапанного механизма Отрегулировать тепловые зазоры
Повышенный расход масла Изношены поршневые кольца Заменить кольца
Утечка масла через прокладки и сальники Устранить неисправность
Двигатель внезапно глохнет Загрязнение топливных фильтров Промыть фильтры и заменить фильтрующие элементы
Прекращение подачи топлива Проверить работу топливоподкачивающего насоса
Пониженное давление масла в смазочной системе Увеличение зазоров в коренных и шатунных подшипниках Отремонтировать двигатель
Загрязнение фильтра грубой очистки Промыть или заменить фильтрующий элемент
Повышенная температура масла Неисправность системы охлаждения масла Отрегулировать систему охлаждения масла
В смазочную систему попадает охлаждающая жидкость Разрушение прокладок головкицилиндров Заменить прокладки
Подтекание по резиновым кольцам гильз Заменить неисправныеуплотнительныекольца
Повышенная температура жидкости в системе охлаждения Слабое натяжение или обрыв ремня водяного насоса Натянуть или заменитьремень
Загрязнение внешней поверхности радиатора Очистить сердцевинурадиатора
Заедание клапана термостата в закрытом виде Заменить термостат
Муфта сцепления
Пробуксовывание сцепления Недостаточная величина свободного хода педали Отрегулировать свободный ход и зазор между кулачками и выжимным подшипником в пределах 3,5 …4,5 мм
Замаслены или изношены накладки дисков Промыть накладкидисков в бензине иликеросине, изношенные заменить
Ослаблены или сломаны нажимные пружины Заменить пружины
Неполное включение сцепления Большой зазор между отжимными кулачками и подшипником Отрегулировать зазорв пределах 3,5 …4,5 мм
Покороблен ведомый диск Выправить или заменить диск
Изношен выжимной подшипник Заменить подшипник
Электрооборудование
Быстро разряжаются аккумуляторные батареи Аккумуляторные батареи не заряжаются от генератора Проверить зарядныйток
Утечка тока по поверхностиаккумулятора Протереть поверхностьбатареи 10%-ным раствором аммиака (нашатырным спиртом)
Сульфатация пластин Отремонтировать батарею
При проверке батареи нагрузочной вилкой в некоторых элементах напряжение равно или близко к нулю Короткое замыканиев аккумуляторе То же
На выходе генератора зарядный ток ниже номинального Поврежден провод между генератором, реле-регулятором ибатареей Устранитьповреждение провода
Загрязнение коллектора Протереть коллектор тряпочкой, смоченной техническим спиртом, или зачистить шлифовальной шкуркой
Изношены щетки Заменить щетки, притереть их к коллектору
Неисправен реле-регулятор Заменить реле-регулятор
На выходе генератора большой зарядный ток Короткое замыкание проводов в цепи генератор — реле-регулятор Устранить повреждение
Неисправен реле-регулятор Отремонтироватьреле-регулятор
Колебания зарядного тока Слабый нажим щеток на коллектор Подтянуть щетки
Стартер не работает или слабо проворачивает коленчатый вал Нет контакта в цепи стартер — батарея Устранить повреждение
Неисправно реле или кнопка включения стартера Отремонтировать или заменить реле и кнопку
Разряжен аккумулятор Подзарядить батареи
Стартер вращается, но не проворачивает коленчатый вал Поломка зубьев венца маховика Заменить венец
Разогнут рычаг включения стартера Отрихтовать рычаг
Реле стартера работает с перебоями Обрыв обмотки реле Заменить реле
Не горят лампы фар, стоп-сигнала, щитка приборов Перегорел соответствующий предохранитель или лампа, нарушен контакт в патроне, обрыв провода Устранить повреждение

Основа диагностирования инструментальными средствами — определение показателей технического состояния сборочных единиц, их замер и сравнение со значениями параметров, установленных нормативными документами на создание машины. При техническом диагностировании с помощью приборов измеряются диагностические параметры деталей, сборочных единиц, составных частей и машины в целом. Диагностические параметры машин, измеряемые и контролируемые при ТО-1, ТО-2 и ТО-3.

Методы и средства контроля технического состояния автомобилей и методы диагностирования

К методам и средствам контроля технического состояния автомобилей относят различные виды работ по ТО и ТР а так же диагностические работы. При определении действительной потребности в тех или иных видах работ на СТО исходят, как правило, из следующих факторов: имеет ли автомобиль неисправности в настоящий момент, какие агрегаты и узлы находятся на стадии отказа и каков их остаточный ресурс. Последнее определяется не во всех случаях из-за сложности.

При обслуживании автомобилей на СТО особое внимание уделяют неисправностям, которые могут повлиять на безопасность движения. При этом обязательно устраняют выявленные неисправности и ослабление крепления следующих деталей, узлов, агрегатов и систем:

— при регулировочных работах — накладок колодок и тормозных барабанов, педали тормоза, стояночной тормозной системы, рулевого управления, подшипников колес, передних колес;

— при контрольно-диагностических и крепежных работах — сошки и маятникового рычага рулевого управления, рулевого привода, рулевых тяг на шаровых пальцах и шаровых пальцев в гнездах, шаровых опор, шкворней, поворотного кулака, дисков колес, карданной передачи или приводов, рессор и пружин, амортизаторов, рычагов подвески, трубопроводов, шлангов гидравлического тормозного привода, главного тормозного привода, замков дверей, капота и багажника, регулятора давления тормозного привода, двигателя, разделителя, стекол, стеклоомывателя, стеклоочистителя, зеркал заднего вида, устройства обдува и обогрева ветрового стекла, системы вентиляции и отопления;

— при обслуживании систем питания и электрооборудования — системы питания и выпуска газов, фар, передних и задних фонарей, переключателей света, световозвращателей, звукового сигнала, электропроводки, аварийной сигнализации, сигнала торможения.

При диагностике устанавливают следующее:

— двигатель — наличие стуков в шатунных подшипниках и газораспределительном механизме, клапанах, зубчатых колесах, развиваемую мощность, неисправность системы зажигания в целом и отдельных её элементов;

— система питания двигателя — подтекание топлива в соединениях трубопроводов, в плоскостях разъёма, повышенные расход топлива и содержание СО и CH в отработавших газах для прохождения технического осмотра в Госавтоинспекции, состояние деталей цилиндро-поршневой группы, системы газораспределения, прокладки головки цилиндров;

— смазочная система двигателя — подтекание масла в местах соединений и разъёма (сальники коленчатого вала, картер двигателя, крышка распределительного механизма и другие), давление в системе смазки и правильность показания приборов, установленных на автомобиле;

— система охлаждения двигателя — подтекание охлаждающей жидкости в соединениях и местах разъёма, узлах системы (радиатор, водяной насос и других), перегрев охлаждающей жидкости при работе двигателя под нагрузкой;

— сцепление — пробуксовывание под нагрузкой, рывки во время включения передач, наличие стуков и шумов при работе и переключении передач, неисправность привода сцепления;

— коробка передач — наличия стуков и шумов в рабочем состоянии, самопроизвольное выключение под нагрузкой, наличие течи масла в местах разъёма деталей коробки передач, величину зазора при переключении передач;

— задний мост — наличие стуков и шумов в рабочем состоянии, наличие течи масла в местах разъёма деталей заднего моста, величину суммарного зазора в главной передаче и дифференциале;

— карданный вал и промежуточная опора — зазоры в карданных сочленениях, шлицевых соединениях и в промежуточной опоре карданного вала;

— рулевое управление — усилие, необходимое для вращения рулевого колеса, зазор вала рулевой сошки во втулках, надежность крепления пружин и рычагов передней подвески, а также штанг и стоек стабилизатора поперечной устойчивости;

— рессоры и элементы подвески — наличие поломок листов или пружин, зазоры в соединениях рессорного пальца с втулкой рессоры и с проушиной кронштейнов подвески, параллельность переднего и заднего мостов и их расположение относительно кузова автомобиля;

— элементы кузова — наличие вмятин, трещин, поломок, нарушение окраски автомобиля, правильность работы омывателя ветрового стекла, системы отопления кузова и вентилятора обдува ветрового стекла, состояние замков и петель капота, крышки багажника и дверей.

При ТО-2 кроме объёма работ по ТО-1 выполняют ряд дополнительных операций:

В системе питания проверяют герметичность топливного бака и соединений трубопроводов, крепление агрегатов, и устраняют выявленные неисправности. Снимают приборы системы питания, разбирают их, очищают и проверяют на специальных приборах состояние деталей. После сборки проверяют топливный насос на специальном приборе. Проверяют также легкость пуска и работу двигателя.

Проверяют качество окраски автомобиля, правильность работы омывателя ветрового стекла, системы отопления кузова и вентилятора обдува ветрового стекла, состояние замков и петель капота, крышки багажника и дверей.

Кроме того, необходимо проверить и отрегулировать углы установки управляемых колес, эффективность действия и одновременность срабатывания тормозных механизмов, балансировку колес, работу системы зажигания автомобиля, установку и действие фар, направление светового потока, состояние всего тормозного привода, состояние радиатора, резиновых подушек подвески двигателя.

При обслуживании системы электрооборудования производят следующее: снимают батарею с автомобиля и проверяют степень заряда, проверяют состояние щеток и коллекторов генератора и стартера, работу реле-регулятора; регулируют натяжение пружин якорей; снимают свечи зажигания и проверяют их состояние, очищают от нагара и регулируют зазоры между электродами; снимают прерыватель-распределитель зажигания и очищают его наружную поверхность от грязи и масла, смазывают вал прерывателя-распределителя; проверяют состояние проводов низкого и высокого напряжения и проверяют действие приборов освещения и сигнализации.

На практике применяются три основных метода диагностики автомобилей, основанные на диагностических признаках:

диагностика по параметрам рабочих процессов (мощность двигателя, расход топлива, тормозной путь и др.). Эти параметры измеряются при движении автомобиля (в динамике). При этом необходимо, чтобы условия (режимы) работы механизмов соответствовали или были близки к характерным условиям эксплуатации автомобиля.

диагностика по параметрам сопутствующих процессов, которые косвенно характеризуют техническое состояние механизмов автомобиля. К косвенным параметрам можно отнести нагрев деталей, шумы, вибрации и т. п. Эти параметры также измеряются в динамике, при работе механизмов;

диагностика по структурным параметрам (износ деталей, зазоры в сопряжениях и т. д.). Структурные параметры измеряются в статике, когда механизм не работает.

Чтобы сделать заключение о техническом состоянии механизма (агрегата, системы) автомобиля, необходимо иметь в каждом отдельном случае не один, а несколько диагностических или диагностических и структурных параметров. Кроме того, еще пользуются статистическими данными об автомобиле и принимают во внимание наблюдения шофера.

Технологические процессы диагностирования различных систем и агрегатов автомобиля имеют значительные особенности по номенклатуре работ, а, следовательно, и по применяемому оборудованию. Поэтому отдельно рассматривают диагностирование:

1) двигателя, его механизмов и систем;

2) электрооборудования;

3) тормозной системы и рулевого управления;

4) трансмиссии и ходовой части.

Регулировочные работы, как правило, проводят по результатам диагностирования, в процессе выполнения этих работ применяется контрольное оборудование, а качество работ может проверяться диагностированием. В связи с этим диагностические и регулировочные работы агрегатов и систем автомобиля часто проводят совместно. Техническое состояние двигателя зависит от исправности деталей и их сопряжений кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, а также систем охлаждения, смазывания и питания. Кроме того, надежный пуск любого двигателя и работа на всех режимах карбюраторного двигателя зависят от исправности электрооборудования автомобиля. Поэтому диагностирование двигателя состоит из общего и поэлементного. Отдельно рассматривается диагностирование электрооборудования, в частности системы зажигания двигателя.

Технологический процесс диагностических и контрольных работ двигателя, как и любого другого агрегата автомобиля, строят таким образом, чтобы обеспечить минимум времени и трудовых затрат на поиск и устранение неисправностей. Поэтому контроль технического состояния двигателя начинают с осмотра и опробования пуском, при которых выявляют очевидные неисправности: подтекание топлива, масла или охлаждающей жидкости, затрудненный пуск, дымление, наличие повышенного шума и стуков, неравномерная и неустойчивая работа на отдельных режимах. Осмотр и опробование двигателя на основных режимах работы позволяют сразу перейти к устранению некоторых неисправностей или более целенаправленно вести поиск. Перед проведением диагностирования, кроме того, необходимо ознакомиться с данными о работе двигателя в реальной эксплуатации: пробег автомобиля, ремонты, расход топлива и масла, оценка надежности двигателя водителем. Эта информация позволяет до измерений параметров представить себе наиболее вероятные неисправности, что по двигателю особенно важно, так как уровень большинства диагностических параметров может свидетельствовать сразу о нескольких неисправностях. Например, изменение химического состава выхлопных газов вызывается износом деталей цилиндропоршневой группы или газораспределительного механизма, повреждением прокладки головки блока и впускного коллектора, неисправностями систем питания, охлаждения или зажигания.

Заключение об общем техническом состоянии двигателя составляют на основании оценки эффективности и экономичности его работы, а также по отрицательному влиянию на окружающую среду, используя в качестве диагностических параметров: мощность, расход топлива, состав выхлопных газов, шумы и вибрации. Мощность и расход топлива измеряют на динамометрическом стенде, а затем, проверив состояние шин и оценив КПД трансмиссии, делают заключение об уровне этих параметров двигателя.

Простейшим способом измерения расхода топлива является подключение к топливному насосу мерного бачка, из которого двигатель получает топливо в течение определенного промежутка времени, например 60 с, на заданном режиме работы. Более удобными в работе являются расходомеры непрерывного действия, выполненные аналогично счетчикам замера отпускаемого топлива топливораздаточных колонок, но с большей точностью измерений. Расходомер К-427, например, в котором проходящее топливо вращает ротор, а по его оборотам счетное устройство определяет расход, обеспечивает точность измерений ±2,5% при подаче топлива от 15 до 200 см3/мин.

С помощью менее сложного оборудования, чем динамометрический стенд, мощность двигателя оценивают по разрежению во впускном трубопроводе и по изменению частоты вращения вала при поочередном отключении цилиндров. Уровень и стабильность разрежения во впускном трубопроводе зависит от сопротивления воздушного фильтра, неплотности клапанов, а также от равномерности всех рабочих процессов, обеспечиваемой исправностью систем питания и зажигания. Поэтому получение на вакуумметре стабильного разрежения, например 0,064. . .0,075 мПа на холостом ходу, может ориентировочно указывать на общее удовлетворительное техническое состояние двигателя.

Оценку мощности каждого цилиндра двигателя проводят измерением тахометром частоты вращения вала при отключении цилиндров: дизелей выключением подачи топлива, карбюраторных двигателей — выключением зажигания в проверяемом цилиндре. При этом частота вращения коленчатого вала снижается тем больше, чем больше мощность отключаемых цилиндров в сравнении с мощностью работающих. Отключенные цилиндры являются нагрузочным устройством для работающих, поэтому с увеличением числа цилиндров двигателя точность метода уменьшается. Для повышения нагрузки на работающие цилиндры до полной цикловой подачи топлива используют дросселирование газов на выпуске по принципу работы компрессионного замедлителя автомобиля или оценивают мощность при разгоне (выбеге) вала двигателя. Измерение в последнем случае основано на том, что мощность цилиндров двигателя пропорциональна ускорению переходного процесса в момент, соответствующий номинальной частоте вращения коленчатого вала при разгоне или выбеге. Угловое ускорение измеряют с помощью электронных устройств, ведущих счет числа зубьев венца маховика при разгоне вала двигателя без подключения нагрузки или при его замедлении (выбеге) вследствие отключения всех цилиндров кроме проверяемого. Стенды и приборы (анализатор двигателя К-461, измеритель эффективности работы цилиндров Э216М, прибор ИМД-2 и др.), основанные на таких бестормозных способах оценки эффективности работы цилиндров двигателя, имеют тахометры или электронные устройства измерения и анализа частоты вращения коленчатого вала и средства отключения цилиндров. Режим работы двигателя, особенно температурный, должны строго соответствовать требованиям, указанным в инструкции применяемого стенда или прибора.

Постоянно возрастает значение диагностирования двигателя по параметрам, определяющим загрязнение окружающей среды вредными веществами выхлопных газов, а также по внешнему шуму. Выхлопные газы двигателей автомобилей являются в настоящее время основными источниками засорения атмосферы больших городов такими вредными для здоровья людей веществами, как угарный газ СО, углерод (в виде сажи, дыма), окислы азота, углеводороды. В соответствии с особенностями рабочих процессов у карбюраторных двигателей проверяют с помощью газоанализаторов содержание СО, а у дизелей дымомерами оценивают наличие сажи в выхлопных газах.

Состав выхлопных газов зависит в основном от технического состояния систем питания и зажигания, а также механизмов двигателя. Поэтому по результатам анализа газов первоначально регулируют системы зажигания и питания, а затем выявляют неисправности двигателя. Газоанализаторы используют для проверки двигателей без нагрузки: режим холостого хода, средняя (главное дозирующее устройство, уровень топлива в поплавковой камере) и максимальная (экономайзер, воздушный фильтр) частота вращения вала, при резком открытии дросселя (насос-ускоритель), при закрытой воздушной заслонке (пусковое устройство). Наиболее полная проверка проводится на динамометрическом стенде при различных не только скоростных, но и нагрузочных режимах работы.

Газоанализаторы и дымомеры, применяемые при ТО, наиболее удобны непрерывного действия, которые обеспечивают контроль состава газов в процессе регулировок. В дымомерах, например К.-408, выхлопные газы дизелей пропускают через трубу, в начале которой установлена лампа, а в конце фотоэлемент. Вторая труба, через которую пропускают воздух от вентилятора, служит эталоном отсутствия сажи (дымность 0%), одновременно потоки воздуха защищают лампу и фотоэлемент от загрязнения. Полное поглощение светового потока, фиксируемое фотоэлементом, соответствует 100% дымности. Принцип сопоставления различных свойств газов и воздуха используется в газоанализаторах. Применяются газоанализаторы, основанные на измерении:

1) теплопроводности газов, так как теплопроводность СО2 в 1,5 раза ниже теплопроводности воздуха;

2) поглощения инфракрасного излучения выхлопными газами;

3) теплоты, выделяемой при каталитическом дожигании (окислении) СО в смеси равных объемов выхлопных газов и воздуха.

Отдельные механизмы, системы и элементы двигателей диагностируют, базируясь на опыте эксплуатации и исследования надежности в области физики и частоты отказов. При этом используют в качестве диагностических параметров большое количество характеристик эффективности работы отдельных агрегатов (насосов, фильтров) и сопутствующих процессов.

В двигателях наиболее сложно обеспечить работоспособность и исправность деталей, размещенных в надпоршневом пространстве цилиндра, где реализуется рабочий цикл. Поэтому определению технического состояния цилиндропоршневой группы, герметичности клапанов и прокладки головки блока уделяют особое внимание при диагностировании кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов.

Герметичность надпоршневого пространства необходима в первую очередь для обеспечения высокого давления в конце такта сжатия, поэтому наиболее простой метод диагностирования и заключается в измерении давления в этот момент — компрессии. Компрессию в каждом цилиндре измеряют с помощью манометров, которые подключают через отверстие для свечи зажигания или для форсунки. Чтобы определить давление в конце сжатия (в.м.т.) Манометры снабжают устройством, фиксирующим максимальное давление, — компрессометром или записывающим устройством — компрессографом. Уровень компрессии не должен снижаться более чем на 30—40% от регламентированного давления Рс в конце сжатия при проворачивании стартером прогретого (температура >70°С) двигателя.

Для выявления негерметичности только сопряжений цилиндр — поршневые кольца — поршень компрессию измеряют повторно после заливки в цилиндр 20. . . 25 см3 моторного масла, которое герметизирует эти сопряжения. Разность компрессии при замерах в таких условиях определяет состояние цилиндропоршневой группы.

Состояние цилиндропоршневой группы оценивают также по прорыву газов в картер двигателя, измеряя расход газов через картер при работе автомобиля на динамометрическом стенде при полной подаче топлива Газовый счетчик, например КИ-4887-1, устанавливают на маслоналивной горловине и соединяют с отсасывающим устройством, а остальные отверстия (вентиляционная труба, маслоизмерительный щуп) картера герметизируют.

Герметичность надпоршневого пространства каждого цилиндра двигателя наиболее полно проверяют по утечкам сжатого воздуха из цилиндра при закрытых клапанах. Прибор, например К-69М предназначенный для замера утечек воздуха из цилиндра диаметром 50. ..130 мм, состоит из редуктора 3, обеспечивающего подачу воздуха заданного давления 0,16 МПа и манометра 5, проградуированного в процентах утечки. Максимальное давление, соответствующее полной герметичности цилиндров, определяет нуль шкалы, а полная утечка — 100%. Этот метод используют для поэлементной диагностики, проводя замеры в конце (в. м. т.) и начале (н. м. т.) такта сжатия, которые находят с помощью специального индикатора. Так как цилиндр изнашивается в основном около верхнего пояса, то по разности утечек воздуха при положении поршня в в.м.т. и н.м.т. определяют техническое состояние цилиндра. Неисправность клапанов обнаруживают по колебаниям пушинок в индикаторах, устанавливаемых в отверстия свечей или форсунок соседних цилиндров. Утечки через прокладку головки цилиндра выявляют по наличию пузырьков воздуха на предварительно смоченном маслом стыке или в горловине радиатора. О повышенных зазорах в сопряжениях поршень — поршневые кольца свидетельствует шум воздуха, слышный через маслоналивную горловину при положении поршня в н. м. т. и повышенном до 0,5. . . 0,6 МПа давлении воздуха.

Нарушение герметичности надпоршневого пространства повышает в 10. .. 15 раз расход (угар) масла в сравнении с новым двигателем. Масло может поступать в цилиндр вследствие разрежения при впуске через его сопряжения с кольцами и поршнем, а также по направляющим втулкам клапанов. Сложность диагностирования двигателя по расходу масла заключается в большом влиянии на расход утечек масла через сальники, прокладки, а также из-за попадания в отдельных случаях топлива в картер, что повышает уровень масла. Для оценки технического состояния основных деталей двигателя в коленчатого вала и т.д. Установлено, что при примерно постоянных интенсивностях очистки фильтрами и угара масла концентрация примесей прямо пропорциональна интенсивности изнашивания сопряжения. Так как после выработки деталью ресурса интенсивность изнашивания резко возрастает, то концентрация продуктов износа также значительно увеличивается, что может служить сигналом о необходимости ремонта до наступления аварийного отказа.

Исследования показали, что в зависимости от режимов работы двигателя предельное содержание элементов в масле колеблется в диапазонах (%): железа 1…3-10~3, хрома — 1…5-10-5свинца (по износу подшипников) — 4-10-4олова— 1. . .2-10-4никеля— 1. . .2-Ю-4. Кроме того, в масло попадают кремний из воздуха и свинец при применении этилированного бензина. Широкие диапазоны предельного содержания элементов требуют накопления информации по каждому двигателю. Анализ надо повторять при обнаружении неисправности воздушного фильтра, наличие которой вызывает засорение масляного фильтра и в целом загрязнение масла.

Для анализа отбирают из картера двигателя 100. . .150 г масла через 3. . . 12 тыс. км пробега автомобиля через отверстие масломерного щупа с помощью специального шприца и направляют в лабораторию. Тщательно перемешанные пробы масла сжигают в электрической дуге, где высокая температура плазмы переводит атомы элементов в состояние, при котором они излучают световые волны.

Спектры строго определены для каждого элемента, а интенсивность излучения пропорциональна его количеству. Излучаемые спектры волн фиксируют с помощью оптических приборов и затем сопоставляют с эталонными спектрами. Метод спектрального анализа не нашел пока широкого применения на автотранспорте вследствие трудностей в организации работ (широкие диапазоны предельных содержаний элементов) и сложности применяемого оборудования.

Диагностическое оборудование:

-газоанализаторы

-мотор-тестер и сканер

-установка для тестирования и ультразвуковой очистки форсунок

-тестер ДСТ-2М, ДСТ-10, ДСТ-10BAG

-расходомеры

-компресометры и многое другое

В данном дипломном проекте, рассматриваем работу ОАО «Коми Тепловая компания». На основании исследования работы данного предприятия, содержащей: площади помещений, технологические показатели, эксплуатационные показатели, экономические показатели и производственные показатели парка предприятия, установлено, что неудовлетворительная система диагностирования не обеспечивает требуемого качества перевозок в отношении технического содержания подвижного состава, обеспечении его исправного состояния в процессе эксплуатации. Из-за большой трудоемкости и времени проведения осмотра отсутствует надлежащий контроль за техническим состоянием подвижного состава.

Поэтому мною выбрана тема дипломного проекта: Проект поста диагностики на базе ОАО «Коми Тепловая компания» задачей которого является реорганизация процесса диагностики, а также проектирование поста диагностики с целью повышения производительности труда, уменьшение трудоемкости, времени осмотра и наладки системы обслуживания подвижного состава для снижения себестоимости ремонтов и достижения высоких экономических показателей, таких как коэффициент технической готовности и использования парка.

Ремонтно-монтажная мастерская (производственный корпус) предприятия предназначена для выполнения необходимого перечня работ для эффективного и бесперебойного функционирования подвижного состав предприятия. Административно-бытовой корпус — 2-х этажное здание. В нём располагаются кабинеты инженерно-технических работников, комнаты отдыха производственных рабочих, раздевалка план первого этажа представлен на втором листе.

В расчетно-технологическом разделе проекта представлен расчет производственной программы проектируемого поста диагностики грузовых автомобилей, расчет годовой программы по диагностированию, Расчет численности производственных рабочих(9 человек), выполнен расчет постов диагностирования (2 поста), дан Перечень контрольно-диагностических работ, выполняемых на посту диагностики и Подбор технологического оборудования. Проектируемый участок диагностики (12*12 метров) с расстановкой оборудования, рабочих и подведение различных коммуникаций представлен на третьем листе.

На четвертом листе представлена схема технологического процесса основного производства с обозначением основного и возможного маршрутов.

В расчетно-конструкторском разделе описана техническая характеристика люфт-детектора, предназначенного для визуальной и органолептической оценки зазоров в подвеске и рулевом управлении автомобилей с нагрузкой на ось до 15000 кгс, общий вид люфт-детектора, установленного на смотровую яму показан на пятом листе. Двигательную функцию люфт-детектора выполняет гидропривод поступательного движения. Принципиальная Гидравлическая схема люфт-детектора представлена на шестом листе. Выполнен проверочный расчет анкерных болтов. Анкерные болты — это болты крепления погружной части платформы люфт-дефектора к боковой стороне смотровой ямы, схема крепления представлена на седьмом листе.

В разделе охрана труда приведен анализ опасных и вредных факторов на проектируемом посту диагностики, разработаны мероприятия по улучшению условий труда ремонтных рабочих и сокращения травматизма. Произведен расчет освещения, общеобменной вентиляции, отопления, расчет количества отходов производства для вводимого поста диагностики, также приведенны нормы пожарной безопасности на производстве с расстановкой пожарного оборудования. Схема вентиляции на посту диагностики показана на восьмом листе.

В экономической части проекта произведен расчет экономической эффективности от внедрения проекта и показаны экономические показатели, экономическая прибыль составила 750672 руб. индекс доходности 1,237 руб., срок окупаемости 1.59 года или 1 год 7 месяцев показатели экономической эффективности проекта показаны на девятом листе. По результатам расчетов делаем вывод что проект может быть реализован, так как удовлетворяет ожиданиям инвестора по срокам окупаемости и проектному решению.

Чертеж генерального плана ОАО «Коми Тепловая компания»

План производственного корпуса ОАО «Коми Тепловая компания»

План поста диагностики грузовых автомобилей

Схема технологического процесса диагностики грузовых автомобилей

Чертеж общего вида люфт-детектора

Принципиальная схема люфт-детектора

Монтажный чертеж погружной площадки

Схема вентиляции поста диагностики

Экономическая эффективность дипломного проекта

Введение 8

1 Аналитический раздел 9

  • 1.1 Технико-экономическая характеристика предприятия 9
  • 1.2 Цели и предмет деятельности предприятия 9
  • 1.3 Структура предприятия 10
  • 1.4 Техническая оснащенность предприятия 12
  • 1.5 Режим работы предприятия 13
  • 1.6 Состав и численность работающих на предприятии 13
  • 1.7 Производственная структура предприятия 14
  • 1.8 Основные технико-экономические показатели работы предприятия 15
  • 1.9 Технологический процесс ТО и Р 16
  • 1.10 Диагностирование автотранспортных средств 19
  • 1.11 Обоснование темы дипломного проекта 30

2 Расчетно-технологический раздел 31

  • 2.1 Расчет производственной программы 31
  • 2.2 Расчет годового объема работ 38
  • 2.3 Расчет численности производственных рабочих 40
  • 2.4 Расчет числа постов диагностирования 42
  • 2.5 Перечень контрольно-диагностических работ, выполняемых на посту диагностики 44
  • 2.6 Подбор технологического оборудования 46

3 Расчетно-конструкторский раздел 55

  • 3.2 Расчет фундамента 59
  • 3.3 Проверочный расчет анкерных болтов 60
  • 3.4 Проектный расчет болта 61
  • 3.5 Расчет сварного соединения 63

4 Охрана труда и экологическая безопасность 65

  • 4.1 Цели и задачи по охране труда в отрасли 65
  • 4.2 Основные направления государственной политики в области охраны труда 65
  • 4.3 Порядок подбора и подготовки персонала к работе на ОАО «Коми Тепловая компания» 66
  • 4.4 Анализ опасных и вредных факторов при производстве работ на посту диагностики и мероприятия по защите персонала от воздействия вредных и опасных факторов 71
  • 4.5 Требования охраны труда по освещению, отоплению и вентиляции на ОАО «Коми Тепловая компания» 74
  • 4.6 Система мероприятий по защите окружающей среды при внедрении проекта 80
  • 4.7 Система противопожарной защиты поста диагностики 81

5 Экономический раздел 83

  • 5.1 Расчет инвестиций по проекту 85
  • 5.2 Расчет текущих (эксплуатационных) затрат 87
  • 5.3 Затраты на зарплату 90
  • 5.4 Расчет страховых взносов 92
  • 5.5 Расчет амортизационных отчислений 92
  • 5.6 Расчет прочих затрат 94
  • 5.7 Полная себестоимость 95
  • 5.8 Расчет коммерческой эффективности проекта 97

Заключение 102

Библиографический список 103

Tags: Проектирование поста диагностики грузовых автомобилей базе ОАО Коми Тепловая Компания

Посты диагностики

На посту диагностирования Д-1 проверяют исправность всех систем и механизмов, отвечающих за безопасность движения автомобиля (рулевое управление, тормозная система, световая и звуковая сигнализации, тягово-сцепного устройства, различных сервоприводов)

На посту диагностирования Д-2 проводится углубленное диагностирование всех механизмов узлов агрегатов и систем для нахождения скрытых неисправностей и своевременного предупреждения отказов. Для этого используются различные приборы и стенды.

В гараже АТП посты диагностирования отсутствуют.

Посты диагностики

Д-1 — общее диагностирование или экспресс диагностирование. Проводится перед при и после проведения ТО-1. Предназначено для определения технического состояния систем узлов агрегатов и деталей обеспечивающих безопасность движения автомобиля. В результате проведения Д-1 выдается заключение: автомобиль годен или автомобиль не годен для дальнейшей эксплуатации без проведения регулировочных или ремонтных воздействий.

Д-2 — (углубленное поэлементное диагностирование) Как правило проводится за 1-2 дня до проведения ТО-2. Предназначено для выявления скрытых дефектов, мест их нахождения и причин их возникновения. При Д-2 уточняется объём ТО и потребность автомобиля в ремонте.

Общее диагностирование Д-1 (диагностирование систем и механизмов, влияющих на безопасность движения)

При выполнении Д-1 проверяют: люфт рулевого колеса и люфт в шарнирах рулевых тяг (суммарный люфт) надежность их крепления. Исправность работы гидроусилителя.

Эффективность действия рабочей и стояночной тормозных систем автомобиля. Герметичность пневмо или гидропривода тормозов, работу осветительных и сигнальных приборов (регулировка фар, количество проблесков указателей поворотов за единицу времени, факт включения габаритных огней, стоп сигналов, звукового сигнала), действие стеклоочистителей, стеклоомывателей, обдува передних стекол (зимой), правильность установки зеркал заднего вида, состояние шин и давление воздуха в них.

Применяемое оборудование, приспособления, инструмент. Рулевое управление проверяется люфтомером либо измерителем суммарного люфта. Исправная работа гидроусилителя, обеспечивается в том случае, если его насос развивает необходимое давление. Давление проверяют при помощи манометра с вентилем и тройником. Контроль тормозных качеств автомобиля производят на специальных диагностических роликовых стендах, площадках, прибором дессилерометром. Герметичность пневмопривода проверяется по наличию утечек воздуха из системы при помощи штатного манометра либо с использованием мыльной эмульсии. Проверку и регулировку фар головного света проводят при помощи специальных экранов, приборов НИИАТЭ-6, К-303, ОП-201. Частота мигания указателей поворотов должна лежать в пределах 60-120 проблесков в минуту.

Состояние шин и давление воздуха в них измеряется с помощью манометра.

Содержание работ на данном предприятии по общему диагностированию

В АТП общее диагностирование технического состояния автомобиля не проводится.

Поэлементное диагностирование автомобиля Д-2

При поэлементной (углубленной) диагностике (Д-2) выполняются все необходимые работы, предусмотренные технологией их проведения. Проверяются все без исключения системы, механизмы узлы и агрегаты. Проверяется исправность их работы, замеряются их важнейшие параметры и сравниваются с техническими требованиями и характеристиками. После проведения Д-2 специалисты уточняют объем работ по проведению очередного ТО-2.

Содержание работ поэлементной диагностики на предприятии

На территории гаража АТП поэлементное диагностирование технического состояния автомобиля не проводится.

Применяемое оборудование, приспособления, инструмент

Для проверки дымности отработавших газов используют газоанализаторы: для дизельных ДВС — ГИАМ-29, для бензиновых — Инфракар. Для проверки эффективности работы цилиндров используют компрессометр, Для проверки состояния цилиндропоршневой группы и клапанного механизма применяют пневмотестер К-272. Для проверки суммарного люфта в рулевом управлении используют ИСЛ. Проверку угла схождения управляемых колес можно осуществить телескопической линейкой модели — 2182 либо системой СКО-1. Проверку износа шкворневого узла проводят прибором Т-1. Проверку основных характеристик топливных насосов бензиновых ДВС проводят прибором НИИАТ-527Б. Проверку герметичности, качество распыла топлива и давление впрыска топлива дизельных форсунок осуществляют прибором КП-609А. проверку и регулировку ТНВД и форсунок проводят на стенде КИ-3333. Проверку и регулировку карбюраторов проводят на стенде Карат-4. Полную диагностику системы зажигания можно провести с помощью мотор-тестера МТ-5. Для снятия тягово-мощностных характеристик двигателя используют стенды силового типа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх