Куперс

Бухучет и анализ

Трудовая миграция в Россию

СОЦИОЛОГИЯ

Д4 ij’i î’I’i ¿t\ «од «од tiJ4 ivr> ^ .од .од ^ от?, ¿ъ ^ ^ ¿од «од .од ^ ^ ^

Д.У. Ишназаров, З.М. Ишназарова УДК 331.55

ВНУТРЕННЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИИ: ЭТАПЫ, ФУНКЦИИ, СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Аннотация

Цель исследования заключается в обосновании теоретических положений и выявлении современного положения внутренней трудовой миграции в России. Для получения выводов применялись следующие методы исследования: оценка социально-экономических показателей, характеризующих трудовую миграцию в России, анализ статистических данных, моделирование явлений и процессов, диалектическая логика и статистика. Задачи исследования: обобщение теоретических подходов к исследованию трудовой миграции, систематизация этапов развития трудовых миграционных процессов в России; сгруппировать и дополнить функции трудовой миграции, обозначить ее положительные и отрицательные последствия; выявить специфические особенности миграционных процессов в разрезе федеральных округов и субъектов современной России. Сделан вывод: потенциальных мигрантов сегодня интересует весь комплекс условий проживания и трудоустройства, а не только наличие или отсутствие свободных вакансий. При этом регионы с благоприятными условиями закономерно становятся центрами притяжения более качественной рабочей силы благодаря высокой конкуренции за рабочие места в зонах наибольшей экономико-социальной перспективы для проживания и трудоустройства. Целенаправленная работа по созданию условий для оптимального распределения трудовых ресурсов с учетом потребностей народного хозяйства, обеспечению приемлемого уровня жизни позволит более комплексно подойти к разработке мер по регулированию миграционных процессов.

Ключевые слова: трудовая миграция, рынок труда, факторы привлекательности, федеральный округ, внутренняя миграция, трудовые ресурсы, миграционный процессы, функции миграции

Diyaz U. Ishnazarov, Zulfiya M. Ishnazarova

INTERNAL LABOUR MIGRATION IN RUSSIA: STAGES, FUNCTIONS AND CURRENT SITUATION

Ишназаров Дияз Уралович, кандидат экономических наук, преподаватель Сибайского многопрофильного профессионального колледжа (Сибай), e-mail: Diyaz89@mail.ru

Ишназарова Зульфия Мирзовна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института региональных исследований Республики Башкортостан (Сибай), e-mail: zmsalikhova@ mail.ru

Diyaz U. Ishnazarov, Cand.Sc. (Economics), Lecturer at Sibay Polytechnic (Sibay), e-mail: Diyaz89@ mail.ru

© Ишназаров Д У^ Ишназарова ЗМ^ 2016 ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ, 2016/4 (74)

Трудовая миграция, как неотъемлемая часть системы отношений в обществе и значимое социально-экономическое явление, присутствует в качестве объекта изучения и предмета приложения различных теоретико-методических разработок во многих современных экономико-теоретических направлениях — «реалистическая» (этатистская) теория миграции; антииммиграционная риторика; теория международной миграции; теория рабочей силы и рынка труда; теория миграции Э.Г. Равенштейна (11 законов Равен-штейна); неоклассическая теория миграции: макро- и микроуровень; теория двойственного рынка труда М. Пиоре, теория мир-системы И. Валлерстайна, синтетическая теория миграции, концепция транснациональной миграции и пр. Каждое из этих теоретических направлений вносит свой вклад в решение вопросов регулирования миграционных потоков. Однако отсутствие единого категориального аппарата экономической теории трудовой миграции приводит к некоторым разногласиям в понимании сути и содержания ряда аспектов данного процесса.

В соответствии с выбранным направлением исследования уточнена трактовка понятия «трудовая миграция», под которой понимается территориальное перемещение людей, способных производить экономические блага, в поисках более перспективных рабочих мест для улучшения жизненных условий, сопровождающееся движением человеческого капитала и способствующее изменению: 1) структуры рынка труда, 2) уровня социальной напряженности, 3) демографического портрета регионов выбытия и прибытия мигрантов.

В отличие от развитых стран, уже накопивших опыт по управлению миграционными потоками, Россия впервые столкнулась с масштабным перемещением населения в условиях системных социально-экономических преобразований. Приобретая в последнее время сильно выраженный социальный и политический характер, трудовая миграция вносит поправки в жизнь местных социумов, меняет ситуацию на рынках труда, оказывает влияние на деятельность государства, корректирует социально-экономические характеристики мигрантов, вынужденных перемещаться на другие территории в поисках спокойной жизни и обеспеченного будущего.

Актуальность исследования усиливается в связи с событиями политического и социально-экономического характера, произошедшими в 2014-2015 гг.: ввод ограничений на привлечение иностранной рабочей силы (внедрение патентной системы, визового режима, кроме Киргизии, Белоруссии и Казахстана, и т.д.), ослабление курса рубля, введение режима санкций в отношении Российской Федерации и т.п., что привело к сокращению притока трудовых мигрантов из-за рубежа. Последствия этих событий, несомненно, окажут влияние на интенсивность миграционных потоков и ситуацию на рынках труда, характер и степень изменения которых могут быть проанализированы, в том числе на основе методов, разработанных в ходе выполнения данного исследования. Систематизированы этапы развития трудовых миграционных процессов в России (табл. 1) .

Таблица 1

Этапы внутренней трудовой миграции в России

№ этапа Период Название периода Описание миграционных процессов

1 этап XVII в. -1917 г. Дореволюционный Заселение необжитых земель, имеющее экономические, социальные и политические предпосылки. Миграция стала важным условием укрепления границ России.

2 этап 1925-1941 гг. Довоенный период Перемещение по стране значительного количества трудоспособного населения в результате массовых призывов на первые ударные стройки (Днепрогэс, Магнитка). Миграция сельских жителей в города в период индустриализации. Насильственное переселение раскулаченной части крестьян и членов их семей на малообжитые и необжитые территории, репрессированных народов (корейцы, латыши, литовцы, эстонцы).

1941-1945 гг. 1 е в о Военный период Усиление миграционных процессов из-за эвакуации промышленных предприятий и населения на Урал, в Сибирь, Дальний Восток и Среднюю Азию. Угон трудоспособных граждан на работу в Германию, насильственное переселение крымских татар, чеченцев, ингушей.

1945-1991 гг. О Послевоенный период В послевоенные годы трудовая миграция сыграла большую роль в освоении целинных и залежных земель, строительстве крупных промышленных комплексов, БАМа и других объектов. В результате такой политики наблюдался быстрый рост численности населения слабозаселенных территорий. Система регулирования территориального распределения и перераспределения населения внутри страны основывалась на организованном наборе рабочей силы. Важную роль в увеличении потоков трудовой миграции сыграли общественные призывы на комсомольские (ударные) стройки.

3 этап 1991-2000 гг. Трансформационный период Трансформация системы обеспечения трудовыми ресурсами: отказ от централизованного организованного набора, распределения выпускников высших и средних учебных заведений, принудительного трудоустройства и т.д. Свободное перемещение населения в поисках работы. Формирование рыночных основ трудовой миграции. Создание специальных служб (ФМС, ФСЗН), регулирующих миграционные потоки. Формирование межгосударственных потоков внутри стран СНГ. Появление новой для страны формы миграции — интеллектуальной («утечки мозгов»), под которой понимается выезд за пределы страны или региона ученых и квалифицированных специалистов в поиске более благоприятного места приложения своих способностей.

4 этап 2000 г. по Современный Изменение направлений внутренней трудовой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2014 г. период миграции с севера и востока в центр и на юго-запад страны. Увеличение потоков внешней трудовой миграции. Стабилизация ситуации на рынках труда в результате применения мер государственного регулирования миграционными потоками.

На каждом из выделенных этапов государством разрабатывались меры по формированию системы управления миграционными потоками, большая часть которых была нацелена на решение общенациональных проблем размещения производительных сил с учетом интересов мигрантов. В условиях плановой экономики данный подход был основой социально-экономического развития. Однако переход к рыночной

Функции

системе отношений и реформирование большинства секторов национальной экономики повлекли за собой значительные изменения как ситуации на рынке труда, так и его структуры, что потребовало создания новой системы регулирования миграционных потоков государством.

В ходе исследования авторами были определены общие и специфические функции трудовой миграции (табл. 2) .

Таблица 2

ювой миграции

Общие функции Специфические функции

Распределительная Обменная

Способствует перераспределению рабочей силы, производственных возможностей (потенциала) и инвестиций между отдельными территориями. Влечет за собой обмен информацией, знаниями, культурой и этическими нормами между населением различных территорий.

Селективная Регулирующая

Способствует качественному изменению состава населения на разных территориях в силу различной степени участия социально-демографических групп (в трудовой миграции участвуют чаще мужчины и лица трудоспособного возраста, чем женщины и лица нетрудоспособного возраста). За счет миграции происходит омоложение населения регионов, характеризующихся большим удельным весом лиц пожилого возраста в структуре рабочей силы. Однако в местах оттока мигрантов тенденции могут быть прямо противоположными. В результате движения рабочей силы происходит изменение структуры рынка труда, как в местах притока мигрантов, так и в местах оттока. Это позволяет определить, как использовать инструменты привлечения необходимых кадров на конкретной территории. Кроме того, необходимость удовлетворения потребностей мигрантов в жизнеобеспечении (здравоохранение, образование) влечет за собой соответствующие изменения в социальной сфере принимающей стороны, которые могут быть решены и за счет специалистов из состава мигрантов.

Стимулирующая Обновления

При территориальном перемещении происходит социальное и экономическое изменение людей. В случае положительных изменений происходит накопление новых знаний у населения, расширение кругозора, что способствует росту активности жизнедеятельности, т.е. приводит к ускорению развития населения данной территории. Отрицательные изменения могут негативно отразиться на состоянии местного сообщества. Движение качественной рабочей силы способствует более быстрому инновационному развитию мест прибытия, т. к. с ее привлечением у региона возникает больше предпосылок развития — приток инвестиций, усиление кадрового потенциала, обогащение технологиями, на самостоятельную разработку и развитие которых требуется много времени и затрат.

В настоящее время большей частью обще- мическую ситуацию в регионах выбытия и боль-ства миграция воспринимается как отрицатель- шую привлекательность для трудоустройства ное явление, характеризующее тяжелую эконо- и проживания регионов прибытия мигрантов,

сопровождающееся изменением экономических и социально-демографических характеристик территорий и структуры регионального рынка труда.

При этом уровень трудовой миграции в регионах прибытия является показателем сравнительной благоприятности условий для трудоустройства (более высокая оплата труда, наличие большего количества рабочих мест) и (или) проживания (лучшие условия жизни для мигранта и членов его семьи). Чем более перспективна

и комфортна конкретная территория для трудоустройства и (или) проживания, тем больше количество прибывающих .

Проведенное обобщение данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (табл. 3, 4) и материалов собственных социологических исследований авторов позволило сформулировать ряд выводов о состоянии миграционных процессов в российских федеральных округах .

Таблица 3

Показатели внутренней миграции по федеральным округам Российской Федерации за 2014 г.1

1 РФ 143,7 млн.ч. 14,26 74,0 100,0 3778,0 3778,0 —

2 ЦФО 26,5 59,7 81,8 3,8 929,6 783,6 5,5 1

3 СЗФО 9,4 8,2 83,3 9,9 435,7 406,2 2,2 2

4 ЮФО 9,5 33,2 62,8 2,4 326,3 309,6 1,2 3

5 СКФО 8,2 56,3 49,1 1,0 182,5 230,7 -4,1 7

6 ПФО 20,3 28,7 71,2 6,1 743,1 806,6 -2,2 5

7 УФО 8,3 6,7 80,1 10,6 392,7 394,4 -0,1 4

8 СФО 13,2 3,7 72,0 30,1 563,0 605,7 -2,3 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 ДВФО 4,3 1,0 75,3 36,1 205,5 241,6 -5,9 8

Анализ миграции по территориям прибытия и выбытия показывает, что наибольший приток населения наблюдался в Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. Основным направлением внутренней миграции остается движение населения из восточных регионов в западные и центральные, что усиливает неравномерность в распределении населения по территории Российской Федерации.

Ключевыми факторами привлекательности для мигрантов, выбирающих для себя опре-

деленный регион, являются: наличие рабочих мест; сравнительно высокий уровень заработной платы и качества жизни населения; развитая инфраструктура жизнеобеспечения и досуга; концентрация экономической, политической и культурной жизни; сосредоточение крупнейших центров подготовки кадров, научно-исследовательских институтов, проектных организаций, наукоградов; близость к приграничным территориям; развитый социально-экономический потенциал.

Таблица 4

Показатели внутренней миграции по федеральным округам Российской Федерации за 2015 г.

1 РФ 143,7 млн.ч. 14,26 74,0 100,0 4135,0 4135,0 —

2 ЦФО 26,5 59,7 81,8 3,8 1084,5 957,7 3,24 1

3 СЗФО 9,4 8,2 83,3 9,9 514,1 475,7 2,77 2

4 ЮФО 9,5 33,2 62,8 2,4 377,7 357,6 1,43 3

5 СКФО 8,2 56,3 49,1 1,0 185,2 216,7 -3,25 7

6 ПФО 20,3 28,7 71,2 6,1 773,9 834,7 -2,05 5

7 УФО 8,3 6,7 80,1 10,6 375,3 395,8 -1,67 4

8 СФО 13,2 3,7 72,0 30,1 569,5 617,9 -2,51 6

9 ДВФО 4,3 1,0 75,3 36,1 213,2 246,0 -5,29 8

В качестве дополнительных факторов привлекательности для оценки территорий могут быть использованы: численность мигрантов, уровень безработицы, душевой ВРП, выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции на душу населения, объем оказанных услуг, средняя заработная плата по отраслям, обеспеченность учреждениями здравоохранения, образования, культуры, спорта т. д.

Анализ рынка труда субъектов России за последние годы (2000-2014 гг.) показывает, что:

1. Мигранты стремятся в те регионы, где либо высокие показатели трудовой занятости и заработной платы (районы Центральной части России и Крайнего Севера), либо благоприятные природно-климатические условия для жизнедеятельности (Южная Россия).

2. Чем больше мигрантов прибывают в регион, тем выше численность экономически активного населения и наоборот, чем меньше мигрантов, тем ниже его численность;

3. В Центральной части России и районах Крайнего Севера (г. Москва, Московская обл., Магаданская область, Чукотский автономный круг, Ямало-Ненецкий автономный округ) уровень занятости в среднем за год выше, чем в других регионах .

Потенциальных мигрантов сегодня интересует весь комплекс условий проживания и трудоустройства, а не только наличие или отсутствие свободных вакансий. При этом регионы с благоприятными условиями закономерно становятся

центрами притяжения более качественной рабочей силы благодаря высокой конкуренции за рабочие места в зонах наибольшей экономико-социальной перспективы для проживания и трудоустройства. Целенаправленная работа по изучению совокупности факторов привлекательности территорий, создание условий для оптимального распределения трудовых ресурсов с учетом потребностей народного хозяйства, обеспечение приемлемого уровня жизни позволит более комплексно подойти к разработке мер по регулированию миграционных процессов.

Обобщение результатов исследований позволяет сформулировать ряд рекомендаций, которые могут быть использованы при разработке направлений совершенствования системы государственного регулирования трудовой миграции на федеральном уровне.

Разработка Федеральной целевой программы «Создание условий для сохранения трудовых ресурсов и привлечения дополнительных востребованных специалистов на 20162025 гг.», призванной адаптировать Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. к условиям округов и отдельных регионов, по нашему мнению, должна учитывать востребованность специалистов и предусматривать критерии отбора мигрантов на соответствие требованиям соответствующих рынков труда. Разработка и реализация программ должна проводиться с учетом особенностей конкретных территорий и

направлений деятельности. Например, в Республике Башкортостан востребованы специалисты по сельскому и лесному хозяйству, туризму.

Надо отметить, что население в России меняет место жительство на более благоприятное и экономически эффективное, при этом мигранты мобильны, обладают полной информацией о месте перемещения, свободно выбирают набор общественных благ. А человеческий капитал концентрируется в зонах наибольшей экономико-социальной перспективы, что в свою очередь позволяет добиться эффективного распределения и удовлетворения потребностей индивида.

ЛИТЕРАТУРА

1. Цапенко И.П. Управление миграцией: опыт развитых стран. — М.: ИМЭМО РАН : Издательство «Academia», 2009. — 384 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Tiebout C.A. Pure Theory of Local Expenditures // The Journal of Political Economy. — 1956. -Vol. 64. — No 5. — P. 416-424.

6. Tiebout C. Exports and Regional Economic Growth // The Journal of Political Economy. — 1956. -Vol. 64. — No 2. — P. 160-164.

8. Население. Рынок труда и занятость населения. — Режим доступа: http://bashstat.gks.ru/.

9. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 г. и на плановый период 2016-2017 гг. // Министерство экономического развития РФ.

11. Миграционная ситуация в Приволжском федеральном округе. — Режим доступа: http://www. antropotok.archipelag.ru//.

1. Tsapenko, I.P. Upravlenie migratsiej: opyt raz-vitykh stran . Moscow, the RAS IMEMO: Academia publ., 2009. 384 p. (In Russ.).

5. Tiebout, C.A Pure Theory of Local Expenditures. The Journal of Political Economy. 1956. Vol. 64. No 5, p. 416-424.

6. Tiebout, C. Exports and Regional Economic Growth. The Journal of Political Economy. 1956. Vol. 64. No 2, p. 160-164.

Остановка предприятий на время карантина и закрытие границ привело к оттоку трудовых мигрантов из России. В результате аграрии недосчитались тысяч сезонных работников; не хватает рабочих рук и в строительстве и ЖКХ. Заменить их трудно: местное население не готово к тяжелой работе при невысокой оплате и отсутствии социальных гарантий.

В связи с кризисом предприятия сокращают штат или вовсе закрываются, растет безработица среди граждан РФ. Конкуренция за рабочие места толкает власти на ограничение въезда для трудовых мигрантов: с 1 июля приезжать в Россию легально смогут только иностранцы, подобранные агентствами под конкретные запросы бизнеса.

Сложности статистики

Официальных данных о том, как изменилось число трудовых мигрантов в России в первом полугодии 2020 года, пока нет. В середине июля появились данные Росстата о миграционном приросте в январе-мае 2020 года – это разница между прибывшими (как минимум на девять месяцев) и уехавшими из страны. По данным ведомства, прирост сократился в три раза по сравнению с тем же периодом 2019 года (с 116 тыс. до 38 тыс. человек). Эти данные могут косвенно свидетельствовать и о снижении количества трудовых мигрантов.

Точных сведений, сколько иностранцев приезжает в Россию на заработки, не существует. По данным МВД, в 2019 году на миграционный учет в России встали более 19,5 млн человек. Из них 5,5 млн приехали работать. Еще 2,5 млн человек прибыли с «частной» целью, что тоже не исключает возможность заработка. С целью туризма и обучения приехало 4,9 млн иностранцев.

«Действительное количество работников-мигрантов в стране определить трудно, — сказал корреспонденту Eurasianet.org Александр Щербаков, профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС. — Показатели официальной статистики по этому вопросу многие эксперты считают неточными и существенно заниженными. Не учитывается, например, значительное количество нелегальных трудовых мигрантов. Многие иностранцы не смогли вернуться в свои страны из-за пандемии, но данных, сколько именно их осталось в России, тоже нет, как и точной информации о масштабах сокращения их количества на занимаемых рабочих местах».

О том, что многие иностранцы работают нелегально, говорит руководитель отдела этнодемографических и интеграционных процессов Института демографических исследований РАН, советник руководителя Федерального агентства по делам национальностей Виктория Леденева. По ее словам, в 2019 году в Россию для работы официально приехало около 5 млн иностранцев, а патенты получили меньше 3 млн.

«Где гуляют остальные 2 млн мигрантов, мы не знаем», — сказала Виктория Леденева в интервью газете «Московский комсомолец».

Некоторые эксперты считают, что трудовых мигрантов в России как минимум в два раза больше, чем учтено официально. Так, директор Центра исследований миграции и этничности РАНХиГС Евгений Варшавер в интервью «Коммерсанту» говорит о том, что в страну на заработки ежегодно приезжает порядка 10-11 млн иностранцев.

Аграриям не хватает рук

По данным исследования Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, в сельском хозяйстве России занято порядка 500 тыс. иностранных граждан. В основном это приезжие из стран СНГ, а также Китая, Кореи, Вьетнама.

С 18 марта 2020 года Россия закрыла въезд в страну трудовым мигрантам. С этого времени аграрии стали волноваться о возможной нехватке рабочих рук. Например, Союз производителей ягод и Картофельный союз России предупредили Минсельхоз о рисках, связанных с отсутствием сезонных рабочих из числа мигрантов, пишет «Коммерсант». Производители ягод просили Минсельхоз разработать особый порядок въезда иностранных граждан для работы в сельхозпредприятиях. Такие меры не были приняты.

Озабоченность также высказывали власти Астраханской и Волгоградской областей. В первом регионе призвали жителей выйти на сельхозработы, во втором — предложили организовать летнюю практику студентов аграрного института на овощных полях.

Минсельхоз в апреле сообщил, что для сезонных работ не хватает всего 23 тыс. человек, и обещал обеспечить трудовыми ресурсами уборочную кампанию. Прорабатывались варианты замены мигрантов не только студентами сельскохозяйственных ВУЗов, но и заключенными. Этот проект разрабатывался Минсельхозом совместно с Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН РФ), но пока не получил реализации.

Между тем сами аграрии не видят других способов собрать урожай, кроме как вернуть мигрантов.

«Меры должны быть одни — открыть границы для рабочей силы для сельского хозяйства. Наши предприятия почти всем обеспечены, но, если урожай яблок будет, как мы планируем, 2-3 тыс. тонн, мы их никогда не уберем, так как собственными силами отечественные садоводы смогут убрать порядка 500 тонн», — цитирует президента Ассоциации производителей плодов, ягод и посадочного материала Игоря Муханина издание DairyNews.ru.

Строительная отрасль «встанет» без мигрантов

Напряженная ситуация с трудовыми мигрантами в строительной сфере, где, по данным Росстата, занято 6,9 млн человек. Еще 2,4 млн человек трудятся в сфере ЖКХ. По оценке Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, значительную долю работников в этих отраслях составляют мигранты из стран ближнего зарубежья — Узбекистана и Таджикистана. Их доля может составлять до 15-20%.

«Снижение численности данной категории работников может повлечь существенные риски для отрасли строительства и ЖКХ с учетом того, что ежемоментные возможности замещения внутри страны исчерпаны», — говорится в письме Минстроя от 31 марта 2020 года.

В этом документе глава ведомства Владимир Яковлев утверждает, что отрасль столкнется с дефицитом трудовых ресурсов. Более того, по его мнению, для выполнения национальных проектов в сфере строительства до 2024 года строительной сфере России потребуется еще дополнительно порядка 1,8 млн человек.

«Источник один — трудовая миграция и главная надежда на потенциал стран СНГ, включая участников Евразийского экономического союза», — говорится в документе за его подписью.

В период карантина с 28 марта по 13 мая 2020 года официально стройки в России не работали. Это также привело к оттоку мигрантов, которые в поисках заработка, даже нелегального, покидали стройплощадки.

Есть рабочее место — будет разрешение

Указом президента мигрантам, «запертым в России», до 15 сентября 2020 года не нужно продлевать регистрацию, а РВП, ВНЖ и другие статусы в РФ аннулировать не будут. До конца июня въезд иностранцев в Россию был запрещен, с 1 июля трудовые мигранты официально смогут въехать в страну только при посредничестве частных агентств занятости. Задумано, что они станут отбирать сотрудников под конкретные запросы российских работодателей прямо в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане, сообщает «Российская газета». Декларируемая цель инициативы – дать приоритет в трудоустройстве безработным российским гражданам, сократить конкуренцию за рабочие места.

По данным Центробанка РФ, в 2019 году работавшие в России граждане Таджикистана отправили домой $2,5 млрд, что эквивалентно 35% ВВП этой центральноазиатской страны. Уроженцы Кыргызстана переслали $2 млрд (30% ВВП). Узбекистанцы перевели $4,7 млрд (15% ВВП). Всемирный банк (ВБ) прогнозирует снижение объема транзакций из России в Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан в 2020 году на 28%. По расчетам экспертов организации, по меньшей мере 20% трудовых мигрантов в России потеряют работу, а у остальных существенно сократится зарплата.

А нужны ли трудовые мигранты?

В России тем временем растет внутренняя безработица. По официальным данным Росстата, в июне 2020 года в РФ зарегистрировано 2,8 млн безработных, что в 3,7 раза больше, чем в июне 2019-го. Общее количество неработающих россиян составило 4,6 млн человек, что на треть больше, чем годом ранее.

Эксперты предполагают, что количество безработных граждан существенно выше их официально зарегистрированного числа. В исследовании сервиса по поиску работы SuperJob говорится, что реальное количество безработных втрое больше. По словам президента SuperJob Алексея Захарова, две трети людей, потерявших работу, не состоят на учете в центре занятости. То есть к официально зарегистрированным безработным смело можем прибавлять 5 млн, которые находятся в активном поиске, считает он.

Более того, по данным предпринимательских объединений ОПОРА России, ТПП и «Деловая России», до августа 2020 года закроется 1 млн предприятий малого и среднего бизнеса. Они не выдержат кризиса, связанного с пандемией, пишут «Известия». Сократится и количество рабочих мест.

На этом фоне звучат мнения, что ограничения для мигрантов не являются критичными для экономики России. Риски, возникшие из-за снижения числа иностранных работников, можно исключить за счет развития и перераспределения внутренних ресурсов. Но это требует усилий и денежных затрат.

По мнению профессора РАНХиГС Александра Щербакова, которое он высказал корреспонденту Eurasianet.org, проблема нехватки рабочих рук довольно относительна. Чаще всего она возникает в условиях недостаточной производительности труда и решается, прежде всего, за счет ее повышения, а также развития внутренней миграции.

«Для этого важно не только повышать оплату труда на производствах, но и, например, решать в разных регионах страны вопросы обеспечения работников жильем, в том числе съемным, — считает Щербаков. — В условиях возросшей безработицы в России эта проблема должна решаться, прежде всего, через увеличение полноценной занятости ее граждан».

Цель достижима при активном государственном содействии повышению оплаты и производительности труда, считает эксперт.

Между тем, по мнению многих экспертов, безработные граждане России не смогут полноценно заменить трудовых мигрантов.

Министр труда РФ Антон Котяков считает, что при одновременном росте безработицы внутри России, растет и спрос на кадры. Проблема «в несоответствие навыков безработных граждан востребованным работодателями компетенциям».

«Учитывая текущий рост числа безработных, конечно, часть регионов сможет найти замену мигрантам в лице российских граждан. Но такие крупные города, как Москва и Петербург, где по-прежнему сохраняется достаточно большое количество незакрытых вакансий, будут нуждаться в притоке иностранной рабочей силы. Кроме того, многие россияне, даже потерявшие заработок, не готовы переходить на ту работу, которую часто выполняют мигранты в сферах строительства, клининга, услуг ЖКХ», — сказал «Коммерсанту» Никита Муров, генеральный директор компании «Бронка Групп».

Схожей позиции придерживается и генеральный директор подмосковного «Совхоза имени Ленина» Павел Грудинин, на предприятии которого каждый год собирают клубнику 200 мигрантов.

«Сбор ягоды — тяжелая ручная многочасовая работа под палящим солнцем, — сказал Грудинин радиостанции «Бизнес FM». — Поэтому местные жители, что в России, что в Европе, что в США на нее обычно не соглашаются».

Статистика демонстрирует значительный рост объемов трудовой миграции в Россию как из Евразийского экономического союза, так и из неприсоединившихся к ЕАЭС стран СНГ. Объемы денежных переводов из РФ, которые мигранты отправляют на родину, также значительно возросли. При этом, несмотря на то, что трудовым мигрантам из государств ЕАЭС устроиться на работу в России гораздо проще, чем, например, гражданам Таджикистана и Узбекистана, из этих двух стран в РФ прибывает больше мигрантов, чем из всех стран ЕАЭС вместе взятых.

Трудности подсчета

По данным МВД России,за последние пять лет число работающих в России граждан Кыргызстана увеличилось в пять раз, а Армении – вдвое. Если в 2012 г. на территории РФ работало 79 375 чел., то в 2017 г. – уже 376 863 чел. Численность работающих в России граждан Армении за этот же промежуток времени возросла с 90 549 до 232 247 чел. При этом Кыргызстан и Армения в 2017 г. занимали первое и второе места по числу работающих в России мигрантов из стран ЕАЭС, опережая Беларусь (124 633) и Казахстан (88 202).

После создания ЕАЭС в начале 2015 г. миграционный режим между его участниками был либерализован, и мигранты стали указывать работу в качестве цели прибытия гораздо чаще, что и привело к формальному росту объемов трудовой миграции.

Трудовая миграция из государств ЕАЭС и ранее была очень значительной. Так, по данным Федеральной миграционной службы РФ, на начало марта 2016 г. в России насчитывалось 573 тыс. граждан Кыргызстана и 470 тыс. – Армении. Даже если учесть, что часть из них находилась в России с целью учебы, в деловых поездках или с частными визитами у родственников, общее число трудовых мигрантов все равно получается внушительным и как минимум сопоставимым с озвученными МВД цифрами.

Откуда едут мигранты

Миграционные процессы в рамках ЕАЭС действительно заметно активизировались. Отсутствие необходимости приобретать патент на право ведения трудовой деятельности в РФ и сдавать необходимые для этого экзамены по русскому языку, истории и праву привело к тому, что число работающих в России граждан стран ЕАЭС заметно возросло. А миграционное пространство СНГ стало делиться на две большие зоны, первая из которых представляет собой страны ЕАЭС, а вторая – все прочие республики бывшего СССР, у которых с Россией сохранился безвизовый режим.

Большая часть трудовых мигрантов по-прежнему прибывает в Россию из «неприсоединившихся» государств, которые в ЕАЭС не входят.

Согласно данным МВД, за январь-март этого года с целью ведения трудовой деятельности в РФ прибыли 41,2 тыс. граждан Армении, 30,3 тыс. – Беларуси, 22,4 тыс. – Казахстана и 77,3 тыс. – Кыргызстана. В совокупности на долю стран ЕАЭС, таким образом, пришлось 171,3 тыс. трудовых мигрантов. При этом из Азербайджана в Россию с этой же целью прибыли 34,4 тыс. чел., из Таджикистана – 234,5 тыс., Узбекистана – 471,5 тыс., а из Украины – 105,7 тыс. То есть число мигрантов из Узбекистана и Таджикистана многократно больше объемов трудовой миграции из всех стран ЕАЭС вместе взятых.

Число трудовых мигрантов из государств ЕАЭС в России по итогам прошлого года росло медленнее, чем из прочих стран СНГ, включая Грузию и Украину. Если количество мигрантов из государств ЕАЭС выросло по сравнению с 2016 г. на 10,9%, то из остальных стран СНГ – на 14,8%. При этом численность граждан Армении, прибывших в Россию с целью работы, увеличилась на 10,7%, Беларуси – на 27,5%, Казахстана – на 23,2%, а Кыргызстана – всего на 4,1%. При этом количество мигрантов из Таджикистана выросло на 11,8%, а из Узбекистана – сразу на 27,2%.

Куда уходят деньги

Похожая ситуация складывается и с денежными переводами. Для трудовых мигрантов это самый простой и надежный способ отправить деньги на родину. В целом ряде «неприсоединившихся» стран СНГ их объем за прошлый год вырос гораздо более значительно, чем в государствах ЕАЭС. По данным Центробанка РФ, в 2017 г. денежные переводы физических лиц в Кыргызстан и Казахстан по сравнению с предыдущим годом увеличились на 27%, в Беларусь – на 19%, а в Армению – только на 6%. При этом объем переводов в Узбекистан вырос сразу на 42%, в Таджикистан – на 31%, в Азербайджан и Молдову – на 21%, а в Украину – всего на 5%.

Опережающий рост трудовой миграции и денежных переводов в Узбекистан и Таджикистан на протяжении 2017 г. объясняется, по всей видимости, как начавшимся оживлением экономики РФ, так и адаптацией этих стран к системе трудовых патентов, введенных РФ в 2015 г.

Поскольку же страны ЕАЭС сумели воспользоваться льготным миграционным режимом с Россией уже в 2015-2016 гг., их трудовая миграция в настоящее время растет не столь быстро. При этом преимущества, которыми пользуются союзные государства, по-прежнему позволяют им увеличивать число работающих в России трудовых мигрантов и объем отправляемых ими денежных переводов.

Александр Шустов, международный обозреватель, кандидат исторических наук

УДК 314.74

| Троякова Т.Г., Волошина А.В. Troyakova T.G., Voloschina A.V.

Регулирование трудовой миграции в Россию: возможности использования зарубежного опыта

Development of labor migration to Russia: opportunities for managing of foreign practice

В статье рассматриваются особенности регулирования внешней миграции экономически активного населения зарубежных стран в Россию с целью трудоустройства. Предлагаются варианты использования опыта ряда западноевропейских стран по урегулированию внешней трудовой миграции.

Ключевые слова : трудовая миграция, трудящийся-мигрант, нелегальная миграция, миграционная политика

Key words : labor migration, migrants, illegitimate migration, immigration policy

В миграционных потоках в Россию на протяжении последних лет стала доминировать трудовая миграция. По некоторым оценкам, основанным на данных Федеральной миграционной службы, в России в настоящее время насчитывается около 7 млн. трудовых мигрантов, в основном из Узбекистана, Украины, Таджикистана и Киргизии. Последствия трудовой миграции создают проблемы и представляют вызовы, как международным отношениям, так и внутриполитической стабильности большинства развитых стран. Предметом общественных дискуссий является выбор между либеральной и ограничительной моделями миграционной политики. Поиски ответов определяют актуальность исследований по миграционной тематике.

В данной статье рассматриваются особенности миграционной политики Великобритании, Германии и Франции по привлечению и интеграции иностранной рабочей силы. Авторы не претендуют на комплексный анализ миграционной политики этих стран и ограничиваются анализом этой политики и предложениями по использованию их опыта в нашей стране.

Из многочисленной литературы по вопросам международной трудовой миграции и места России на мировом рынке труда можно упо-

ТРОЯКОВА Тамара Гавриловна, к.и.н., доцент кафедры международных отношений Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: tamaratroyakova@ gmail.com

ВОЛОШИНА Анна Валерьевна, выпускница Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: anna-voloshina1136a@yandex.ru

мянуть монографию С.Е. Метелева . Статьи и фрагменты из книг, собранные в хрестоматии «Миграция в России. 2000 — 2012», дают хорошую возможность для получения информации по данной тематике . Публикация хрестоматии была инициирована Российским советом по международным делам, что является ещё одним подтверждением актуальности миграционных исследований. Известные специалисты в этой области Ж.А. Зайончковская, Е.В. Тюрюканова и Ю.Ф. Флоринская утверждают: «В настоящее время Россия реформирует своё миграционное законодательство и стратегические подходы к регулированию миграции в соответствии с изменением её роли в экономике и социокультурном развитии страны» .

Сравнительному анализу зарубежного опыта миграционной политики посвящена статья А.Ю. Сунгурова . По его мнению, «… для большинства современных стран Западной Европы сегодня проявляются следующие тенденции, которые можно охарактеризовать как переход от политики мультикультурализма к новому, третьему виду интеграционной политики, который мы ранее условно назвали «политика социальной интеграции и культурно-языковой адаптации» . А.Ю. Сунгуров также рассматривает возможные направления политики интеграции трудовых мигрантов в современной России на основе трёх блоков интеграционной политики: политико-правовом, социально-экономическом и культурно-религиозном.

Критический настрой характерен для публикаций О.В. Троицкой об особенностях миграционного режима на постсоветском пространстве и проблематичных последствиях иммиграции в Россию . «Движение в сторону более последовательной и эффективной миграционной политики в России сдерживается противоречием между установками российского руководства, направленными на поддержание либерального режима перемещения в СНГ, и ограничительными настроениями большинства населения», — пишет О. В. Троицкая .

Для большинства западноевропейских стран характерна либеральная модель государственного устройства, которая предполагает решение вопросов по въезду на работу и получению гражданства на индивидуальной основе, исходя из потребностей государства и его обязательств по международным гуманитарным конвенциям.

Благодаря введению гражданства Европейского союза в соответствии с Маастрихтским договором 1992 г. граждане стран-членов получили право свободно выбирать не только место работы, но и место жительства. После включения Шенгенских соглашений в свод европейского права и передачи ряда вопросов миграционного управления на наднациональный уровень открытость внутренних границ стала неотъемлемой характеристикой членства в Евросоюзе.

Вместе с тем, для Великобритании была характерна политика по поддержанию «единства в разнообразии», которая предполагает поддержку культурным инициативам различных этнических групп со стороны государственных институтов и местных сообществ. В Германии в 1990-х годах забота о мигрантах предполагала их сегрегацию по культурно-конфессиональному признаку, а государство финансировало организации, которые занимались решением проблем мигрантов. Парадокс заключался в том, что мигранты получали поддержку только при условии членства в той или иной культурной группе, а не социальной дифференциации. В последние годы политика мультикультурализма в ряде западноевропейских странах подверглась значительным изменениям.

В нашей стране этнический критерий в отношении мигрантов применяется при решении вопросов разрешения на регистрацию в том или

ином месте. Однако запреты не решают проблем, а скорее обостряют их. Стремление регулировать перемещения трудовых мигрантов, в конечном счёте, приводит к вытеснению их за пределы правового поля. Этническое отличие от основного населения принимающего сообщества способствует превращению их в членов социальных групп, формирующихся по принципу происхождения.

Примечательно, что в российском и германском дискурсе можно найти сходные мотивы. Например, нация рассматривается как общность происхождений, предполагающая единую культурную идентичность, а не как политическое сообщество, которое состоит из множества культурных идентичностей его членов. До 1999 г. мигранты немецкого происхождения считались в ФРГ репатриантами. В 2005 г. был создан государственный департамент иммиграции и интеграции и введено несколько типов виз для трудовых мигрантов. В соответствии с этим документом также учреждены государственные «курсы интеграции», предусматривающие 600 часов обучения на немецком языке для всех переселенцев. Однако, постепенно в законодательстве ФРГ произошли значительные изменения, свидетельствующие об отходе от этноцентричного подхода. В российском же законодательстве изменения были направлены в сторону ужесточения, что, в конечном счёте, закрепляло этноцентричный идеал нации как сообщества происхождения.

Таким образом, неоднозначный опыт западноевропейских стран по создания «мультикультурного сообщества» не мешает развитию в Европе тенденции к пересмотру традиционной модели национальной идентичности.

Очевидно, что использование разнообразного опыта привлечения и регулирования трудовой миграции в западноевропейских странах может оказаться полезным для России. Использование этого опыта может способствовать формированию и проведению более сбалансированной и выверенной миграционной политики, направленной на последовательную интеграцию мигрантов. Разумеется, что интеграция предполагает не только адаптацию своей культуры и поведения к нормам принимающего общества, но и модификацию самого общества. Очевидно, что стоит расстаться с привычкой смешивать культурную принадлежность с этнической и что в действительности культурные идентификации современных индивидов имеют весьма сложную природу.

Следует признать, что в последние годы большинство российского населения не поддерживает политику увеличения внешней трудовой миграции. Впрочем, если правительство не будет предпринимать меры по росту легальной трудовой миграции, то будет расти нелегальная миграция, что приведёт только к росту мигрантофобии.

Миграционный всплеск 1990-х гг. принёс России несколько миллионов новых жителей. По данным руководителя Федеральной миграционной службы (ФМС) К.О. Ромодановского, в конце 2011 г. в России находилось около 9 млн. мигрантов . В настоящее время перед Россией стоят задачи перехода от политики реагирования на ситуацию и последствия миграций к политике миграционного управления и планирования.

По мнению российского исследователя миграционной политики В.И. Мукомеля, в последние годы актуальной стала «увязка миграционной политики с политикой социально-экономического развития и национальной (этнической) политикой…» . Сторонники экономического подхода рассматривают положительные и негативные аспекты влияния зарубежной трудовой миграции.

Российская экономика развивается в условиях постоянных колебаний предложений рабочей силы, и это требует выработки гибкой систе-

мы и инструментов управления миграционными потоками. Перед государственной миграционной политикой России стоят задачи перехода к управлению миграционными процессами путём формирования системы мониторинга потребности работодателей в трудовых ресурсах, в том числе в трудящихся-мигрантах. Для выполнения этой задачи необходимо создать систему отбора необходимых экономике иностранных специалистов и условия для легального использования мигрантов в тех профессиональных сферах, где работодатели испытывают нехватку трудовых ресурсов.

В настоящее время в России используется методология оценки потребностей в рабочей силе и установлении квот для трудоустройства мигрантов, в которой учитываются заявки работодателей на трудоустройство мигрантов . Однако такой подход не позволяет в полной мере определить потребности рынка труда, что, в конечном счёте, не обеспечивает привлечения иностранных работников в соответствии с необходимыми потребностями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для политики западноевропейских стран характерной чертой является не только контроль, а скорее управление миграционными процессами. Это подразумевает использование гибких систем оценки потребности в трудовых ресурсах, селективный приём мигрантов, ориентацию на использование комплексного подхода, на тесную координацию различных институтов и направлений миграционной политики.

В Великобритании большая часть потребности в работниках удовлетворяется за счёт граждан стран-членов ЕС, обладающих правом свободы перемещения, и в меньшей мере граждан других стран. Для выявления недостатка рабочей силы в том или ином секторе проводится регулярный мониторинг рынка труда Великобритании. Селективный подход направлен на привлечение в страну высококвалифицированных специалистов, инвесторов, предпринимателей, учёных и представителей творческих профессий из других стран. Для создания эффективной системы управления миграционными потоками в стране была разработана стратегия избирательной миграции, в соответствии с которой кандидаты на получение работы в Великобритании должны набрать определённое количество баллов. Количество набранных баллов зависит от возраста, квалификации, знания языка, возможности приносить прибыль и т.д. .

Централизованный контроль осуществляется Управлением пограничного и иммиграционного контроля Соединённого Королевства. Определением привлечения работников по необходимым специальностям занимается Консультативный комитет по вопросам миграции (Migration Advisory Committee). Эта самостоятельная неправительственная общественная организация координирует через свой секретариат деятельность с Управлением пограничного и иммиграционного контроля. Консультативный комитет использует различные источники информации, в том числе и данные, получаемые от организаций работодателей, профсоюзов и многочисленных общественных групп. Сочетание нисходящего и восходящего процессов формирования данных позволяет осуществлять регулярный и эффективный мониторинг рынка труда для выявления недостатка или избытка рабочей силы в том или ином секторе британской экономики. Помимо определения уровня квалификации кандидатов Комитет рассматривает уровень оплаты труда, соотношение вакансий и уровня безработицы, оценивает возможность занятости местных жителей через активное участие в поиске работы и программах переобучения, что помимо всего прочего помогает осуществлять прогнозирование ситуации на рынке труда.

Использование британского опыта могло бы дать возможность российским специалистам проводить более точную оценку потребностей рынка труда, использовать данные о вакансиях, регулярно консультироваться с работодателями. Такая оценка потребностей рынка труда позволила бы устанавливать объективные квоты для привлечения иностранных рабочих. В свою очередь, эти меры могли бы способствовать уменьшению количества нелегальных мигрантов, часть из которых становится таковыми в результате несоответствия квот реальным потребностям.

Ещё одной мерой по улучшению российской миграционной политики могло бы стать выстраивание селективной модели, способной формировать миграционные потоки, отвечающие по своим качественным и количественным характеристикам потребностям российского общества и национальной экономики.

Гибкая политика в области трудовой миграции в странах ЕС предполагает разработку специальных программ найма персонала для восполнения кадровых пробелов. В дополнение к мерам миграционной политики в целях привлечения высококвалифицированных кадров в Великобритании и Франции используются специальные меры финансового поощрения, например, освобождение от уплаты некоторых видов налогов.

Для улучшения возрастной структуры в ряде стран был открыт доступ на рынок труда иностранным выпускникам вузов, на определённых условиях и для ряда специальностей. Эта политика также стала важным инструментом международной конкуренции в привлечении высококвалифицированных мигрантов. Для иностранных студентов предусматривается возможность работы во время обучения. Во Франции иностранные студенты имеют право на работу без получения специального разрешения при условии, что время работы не будет превышать 60% всего времени за отдельно взятый год. Право получения статуса квалифицированного мигранта после обучения предоставляется студентам, окончившим вузы в Германии. В Великобритании право остаться работать в стране с визой категории «Tier 4» имеют студенты, получившие предложение от работодателя-спонсора .

Рассматривая эти аспекты миграционного регулирования в западноевропейских странах, можно отметить, что и в России уже имеются определённые достижения. Например, в целях продвижения развития в России высокотехнологичного современного производства, восстановления престижа страны в мировой науке весной 2010 г. были приняты решения о привлечении высококвалифицированных специалистов из зарубежных стран. В Дальневосточном федеральном университете развивается практика приглашения иностранных специалистов для чтения курсов лекций и осуществления совместных проектов . Учебная миграция — одна из перспективных и востребованных в мире. И России нужно активно использовать этот ресурс. В российских вузах ежегодно учится около 160 тысяч иностранцев, а в Великобритании — 350 тысяч, Франции и Германии — по 250 тысяч.

Таким образом, в деле создания условий и механизмов привлечения специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, миграционная практика пока касается лишь узкой категории высококвалифицированных специалистов. Необходимо создавать более гибкую систему, опирающуюся на данные анализа рынка труда, с расширенным числом категорий мигрантов, для которых будет упрощён визовый режим и бюрократические процедуры. Стоит задуматься и о возможности ввода балльной системы, которая гораздо более соответствует задачам селективного отбора мигрантов.

Очевидно, что необходимо принятие комплекса мер по привлечению иностранных студентов в российские вузы, которые будут включать совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам занятости во время обучения и после его завершения; улучшение социально-бытовых условий их пребывания, медицинского обслуживания и безопасности; активизацию информационно-рекламной работы и даже снижение платы за обучение.

Одновременно следует понимать, что в связи с возрастающей конкуренцией за привлечение квалифицированной рабочей силы, возможности России в использовании этого ресурса развития достаточно ограничены. С учётом того, что главным донором миграционного прироста являются страны Центральной Азии, по мнению ректора ВШЭ Я. Кузь-минова, следует приложить усилия к улучшению обучения и воспитания детей мигрантов в российских школах, дошкольных и внешкольных учреждениях, создавать широкую сеть курсов обучения русскому языку .

Адекватное, компетентное и эффективное администрирование является залогом проведения успешной миграционной политики. В 2009 г. для координации деятельности федеральных органов и органов исполнительной власти была образована Правительственная комиссия по миграционной политике. Однако необходимость обеспечения более тесной связи между иммиграционной политикой, взаимоотношениями со странами, являющимися источниками миграционных потоков, социальной и налоговой политикой, рынком труда, сферой образования и безопасности не потеряла актуальности. В России необходимо создавать специальные институты, занимающиеся миграционными вопросами. Примером может служить британский Консультативный комитет по вопросам миграции, поддерживающий прямые контакты с экономистами в сфере труда, представляющий интересы работодателей и работников. В рамках Комитета созданы отраслевые консультативные группы для работы в приоритетных сферах; осуществляется сотрудничество и консультации с деловыми кругами, профсоюзами, общественными группами . Работа соответствующих агентств облегчает координацию всех участников процесса и повышает прозрачность процедур и информационных систем.

Следует признать, что проблема незаконной миграции в странах ЕС сохраняет актуальность . Незаконная миграция остаётся главной проблемой в сфере трудовых отношений и в нашей стране. Предпринятые в середине 2000-х гг. меры по ужесточению процедуры трудоустройства мигрантов привели к росту нелегальной миграции. В интервью журналу «Российская миграция» директор ФМС К.О. Ромодановский признавал, что лучший способ пресечения незаконной миграции — простые правовые практики .

Введение основной массы мигрантов в правовое поле — неотъемлемое условие их успешной интеграции, уменьшения коррупции в сфере миграции и снижения миграционных рисков. Показателен пример принятия Директивы 2008/115/ЕС об общих стандартах и процедурах по возврату незаконно пребывающих иностранных граждан, необходимых к применению в государствах-членах ЕС. В нашей стране пока ещё не используется опыт миграционных амнистий, нацеленных на легализацию статуса незаконно находящихся в иностранцев или возврата.

Важную роль в противодействии незаконной миграции играют Соглашение государств-участников СНГ о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией и ряд двусторонних соглашений. В Концепции миграционной политики РФ до 2025 г. определены направления развития международного сотрудничества в этой сфере. Очевидно, что комплекс —

ная реализация положений Концепции миграционной политики позволит уменьшить риски, связанные с незаконной миграцией в России .

Методы и оценки масштабов нелегальной миграции в России различаются в зависимости от того, кто проводит подсчёты: государственные органами, частные компании или эксперты. Например, количество китайских мигрантов на российском Дальнем Востоке, оценивалось цифрами от нескольких миллионов до нескольких сотен тысяч. В.Г. Гельбрас в своей книге «Россия в условиях глобальной китайской миграции» писал о ста тысячах человек и утверждал, что «… по состоянию на конец 2002 г. нет никаких объективных оснований для утверждений о гигантских масштабах китайской миграции на Дальнем Востоке» . Ряд экспертов признают, что в нашей стране ещё «не проводились серьёзные исследования, направленные на количественную оценку масштабов нелегальной миграции» . Подобное состояние дел позволяет предложить реализацию специального проекта, посвящённого адекватной количественной оценке нелегальных мигрантов, например, на российском Дальнем Востоке.

Рассмотрение проблем трудовой миграции требует обращения к вопросам адаптации и интеграции приезжих в принимающее общество, которое зачастую демонстрирует в этой сфере нетолерантность и ксенофобию. Во многих странах ведутся дискуссии о путях эффективного решения возникших в этой связи проблем, которые зачастую принимают острую публичную форму. В деле реализации интеграционных проектов необходимо расширение сотрудничества с неправительственными организациями, занимающимися решением проблем мигрантов, с диаспорами, со СМИ.

В современном мире страны всё больше приходят к осознанию того, что эффективное регулирование миграции невозможно без развития сотрудничества на международном уровне. Руководствуясь этими соображениями, государства Западной Европы всё больше расширяют проводимую работу со странами исхода мигрантов.

Либерализация миграционного управления, как и ограничительная политика, имеет свои преимущества и недостатки. Правительства, проводящие либерализацию, должны быть готовы к росту миграционных потоков, что в перспективе может вызвать рост напряжённости в обществе. Возможно, либерализацию миграционного управления нужно осуществлять вместе с программами, направленными на развитие стран исхода трудящихся мигрантов.

Планы применения этой практики на постсоветском пространстве уже существуют. В октябре 2007 г. в Душанбе был образован Совет руководителей миграционных органов СНГ и подписана Декларация о согласованной миграционной политике. В рамках Единого экономического пространства, объединяющего Белоруссию, Казахстан и Россию, в 2011 г. было принято и ратифицировано всеми сторонами Соглашение о правовом статусе трудящихся мигрантов и членов их семей, гарантирующее право гражданам государств-участников свободу передвижения и трудоустройства в каждом из них. На очереди унификация трудового и миграционного законодательства, а в перспективе и визовой политики.

Мировая практика показывает, что режим, основанный на сочетании либеральных и ограничительных принципов, успешно действует между развитыми странами, но в условиях серьёзного социально-экономического разрыва между участниками миграционного обмена приводит к росту негативных последствий. До сих пор реформирование миграционной политики не привело к снижению нелегальной миграции и изменению потоков в пользу квалифицированных мигрантов.

Для формирования эффективной миграционной политики важно определить приоритеты: или сдерживание иммиграции и защита российского рынка труда, или формирование пространства свободного перемещения и общего рынка труда со странами СНГ. Если будет сделан выбор в пользу сдерживания, то нужно усиливать все доступные механизмы контроля. Если выбор за формированием общего рынка, то следует уменьшить государственное вмешательство и упростить правила трудоустройства и проживания мигрантов.

В западноевропейских странах основные реформы в сфере миграционной политики подготавливаются политическими партиями и институтами гражданского общества, и после широкого обсуждения принимаются законодательной властью, становясь нормой для власти исполнительной. В России принципы и нормы создаются исполнительной властью и затем одобряются партиями, представленными в Государственной Думе, и Федеральным Собранием. Участие экспертного сообщества и широкой общественности в выработке и реализации миграционной политики весьма ограничено, а возможность принятия неадекватных политических решений, напротив, чрезвычайно велика. Более

того, такое положение зачастую способствует популизму.

Литература

2. Гельбрас В.Г. Россия в условиях глобальной китайской миграции. М., «Муравей», 2004.

3. Итоги деятельности ФМС России в 2011 г. Сб. материалов расширенного заседания Коллегии Федеральной миграционной службы. М., 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кузьминов Я.И. И всё-таки зачем России мигранты? Интервью // Миграция XXI век. 2011. № 2 (5). Март-апрель.

6. Метелев С.Е. Международная трудовая миграция и нелегальная миграция в России. М., ЮНИТИ — ДАНА, Закон и право, 2012. 175 с.

8. Мукомель В.И. Миграционная политика России. Постсоветские контексты. М.: Диполь-Т, 2005.

11. Ромодановский К.О. Интервью.// Российская миграция. 2009., № 5-6 (3637). Август-сентябрь.

14. Троицкая О. Миграционная дилемма России. //Pro et Contra. 2012. Май — июнь. С. 47-61.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

2. Gel’bras V.G. Rossiya v usloviyakh global’noj kitajskoj migratsii. M., «Muravej», 2004.

5. Kuz’minov YA.I. I vsyo-taki zachem Rossii migranty? Interv’yu // Migratsiya XXI vek. 2011. № 2 (5). Mart-aprel’.

8. Mukomel’ V.I. Migratsionnaya politika Rossii. Postsovetskie konteksty. M.: Dipol’-T, 2005.

11. Romodanovskij K.O. Interv’yu.// Rossijskaya migratsiya. 2009., № 5-6 (3637). Avgust-sentyabr’.

14. Troitskaya O. Migratsionnaya dilemma Rossii. //Pro et Contra. 2012. Maj -iyun’. S. 47-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

В настоящем диссертационном исследовании автором выработаны задачи и мероприятия, которые необходимо решить или реализовать в целях совершенствования управления трудовой миграцией.

Кроме того, с учетом предмета исследования, автором предложен комплекс мер, направленных на совершенствование государственного управления трудовой миграцией.

Данный комплекс включает перечень нормативных правовых актов, требующих разработки и принятия, а также документов, требующих существенных изменений и дополнений, учитывающие современную социально-экономическую ситуацию в стране.

Так учитывая демографически неблагоприятную ситуацию в России и рессурсность экономики автор предложил развивать такую форму внутренней миграции как вахтовый метод труда. Развитие такой формы занятости будет, по его мнению, способствовать защите региональных рынков труда Севера от необоснованного применения иностранной рабочей силы (часто на незаконных основаниях). В целях упорядочения организации работ вахтовым методом, в современных условиях предлагается разработать полноценную базу федеральных правовых документов, регулирующих вопросы организации и применения данного метода работ в условиях Севера, что позволит в условиях развития рыночной экономики применить метод организованного подбора кадров с участием государственных структур для отдаленных предприятий Дальнего Востока и Сибири, а это для России начала XXI века — проблема чрезвычайной актуальности.

Так как оргнабор может сопрягаться с вахтовым методом труда — в большей части могут быть решены и вопросы экономической безопасности регионов и, как следствие, России в целом.

Поэтому такие формы государственного управления, как вахтовый метод и оргнабор, по мнению автора, требуют возрождения и развития, а так же создания определенной правовой базы, бюджетного финансирования.

Для выработки взаимосвязанной системы мер государственного регулирования потоков трудовой миграции автор предлагает осуществлять по следующим направлениям: разработка концептуальных подходов по регулированию потоков трудовой миграции в России; выработка действенной нормативно-правовой базы по регулирования потоков трудовой миграции в России; координация деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти; совершенствование порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы.

По мнению автора комплекс мер организационно-экономического регулирования трудовой иммиграции должен предусматривать положения, делающие экономически невыгодным для работодателей использование нелегалов. Чрезвычайно важно также создание эффективного механизма выявления нелегалов и их депортации. Среди мер регулирования трудовой иммиграции приоритетны следующие: совершенствование действующего федерального законодательства в сфере миграции; скорейшее принятие законов и законодательных актов, а также поправок к действующей нормативно-правовой базе регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы, в том числе федерального закона о правовом статусе иностранных граждан, об иммиграции; принятие мер по более жесткому административному регулированию внешней миграции, в том числе отказ от безвизового въезда, введение карточек иммиграционного контроля; установление более жестких экономических санкций к нелегальным мигрантам и работодателям, незаконно использующим иностранную рабочую силу, а также введение действенных механизмов наложения штрафных санкций; создание правовых и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих депортацию нелегальных мигрантов; повышение координации в работе государственных учреждений и организационных структур, осуществляющих регулирование иммиграции и занятости иностранных граждан; развивать такое направление как оргнабор.

Одновременно автором предлагается в первоочередном порядке приступить к работе, включающую: совершенствование действующей нормативной правовой базы по вопросам эффективности и рациональности государственного регулирования процессов внутренней трудовой миграции и в первую очередь — принятие необходимых законодательных актов, в частности Федерального закона «О территориальной мобильности рабочей силы»; разработку нормативной правовой базы, направленной на совершенствование механизма привлечения ИРС и защиту национального рынка труда; разработку и принятие Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, разрешающих запрашивать у работодателей дополнительную информацию в целях соблюдения принципа приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест; разработку механизма установления квоты численности и профессионального состава привлекаемой ИРС с учетом занятости населения в различных регионах России; разработку и реализацию мер, содействующих повышению эффективности и рациональности государственного регулирования потоков внутренней трудовой миграции; усиление координации действий федеральных органов исполнительной власти и исключение параллелизма в их деятельности при решении проблем внешней и внутренней трудовой миграции, а также определение единого федерального органа исполнительной власти, отвечающего за реализацию государственной политики в области трудовой миграции; заключение соглашений между министерствами и ведомствами по координации, а в ряде направлений — разграничению их деятельности по регулированию трудовой миграции; совершенствование системы организационно-экономических и административных мер государственного регулирования трудовых миграционных потоков, а также регламентирующей меры по решению миграционных проблем; разработку новой Генеральной схемы расселения граждан на территории Российской Федерации (в том числе с участием Госстроя России, МВД России, Минтруда России и других заинтересованных ведомств), а также схемы размещения производительных сил с учетом геополитических и социально-экономических интересов государства; создание условий по обеспечению установленных социальных гарантий для переселенцев, в том числе для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; отработку на федеральном уровне форм и методов стимулирования миграции населения из депрессивных районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, закрывающихся угольных поселков, закрытых административно-территориальных образований, из территорий с высоким уровнем безработицы, а также из зон экологических бедствий; разработку и подписание Указа Президента Российской Федерации, усиливающего контроль и ответственность за исполнение действующих межправительственных соглашений в области взаимного обмена национальной рабочей силой, а также разработку и принятие постановление Правительства Российской Федерации, направленное на повышение эффективности действия постов иммиграционного контроля, действие которых позволит предотвращать нелегальное привлечение и использование иностранной рабочей силы, особенно в приграничных территориях России; разработку эффективных мер по защите национального рынка труда. В этой сфере требуется разработать и принять постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающие: механизм квотирования привлечения и использования в России иностранной рабочей силы с учетом потребности и профессионально-квалификационного спроса на рабочую силу на национальном рынке труда; единую федеральную информационную систему учета и регистрации иностранных граждан, находящихся на территории России с целью осуществления трудовой деятельности.

По мнению автора, первоочередные меры по реализации направления — трудовая миграция, должны быть связаны и с принятием новых федеральных законов, регламентирующих вопросы регулирования процессов трудовой миграции на своевременном этапе развития экономики России, в том числе:

О трудовой миграции в Российской Федерации»;

О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

О приграничной трудовой миграции»;

О стимулировании привлечения в Российской Федерации высококвалифицированных рабочих и специалистов»;

О квотировании привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы».

Автор считает так же, что в целях усиления социально-экономической безопасности страны необходимо в срочном порядке принять соответствующий Закон Российской Федерации о государственном регулировании привлечения и использования иностранной рабочей силы (ИРС), в котором в том числе, заложить механизм воздействия на работодателей, позволяющего сократить или недопустимость использования нелегальной иностранной рабочей силы.

Другой важнейшей задачей государственной миграционной политики в области занятости населения автор считает государственная поддержка трудовой миграции российского населения посредством повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов. Это позволит преодолеть территориальную разбаланссированность рынка труда, смягчить социальную напряженности на рынке труда, восполнить потребность в дополнительных рабочих кадрах в отдельных регионах России, оказать содействие гражданам, в том числе безработным и вынужденным переселенцам, в трудоустройстве в другой местности по заявкам работодателей.

По его мнению одним из первоочередных шагов в организации территориального перераспределения трудовых ресурсов автор видит в создании достоверной информационной базы данных, включающей в себя необходимые сведения о вакансиях которые могут быть замещены иногородними (иностранными) гражданами, а также о самом предприятии (работодателе), транспортной доступности и социальной инфраструктуре в мете предложения работы, другую необходимую информацию, в том числе и о кандидатах на территориальные перемещения, профессиональных навыках и квалификации, их требованиях (пожелания) к месту работы и временного пребывания (проживания).

Задачи формирования и внедрения информационной системы видятся автору в обработке законных сведений о возможностях, потребностях, резервах субъекта Федерации во взаимосвязи с переселенческой активностью и миграционным потенциалом (приток, отток), а также в систематизации этой информации и предоставлении всем заинтересованным сторонам. При этом делается вывод, что на федеральном уровне необходима справочная информация о положении дел в районах приема трудовых мигрантов и оттока населения, а также важно организовать и внедрить системы взаимодействия обладателей и потребителей информации о вакансиях, условиях труда и проживания, включая ее распространение среди реальных и потенциальных трудовых мигрантов, а также учета интенсивности миграции, ее направлений и результативность.

В целях выработки адекватных мер по регулированию потоков трудовой миграции, направленных на защиту их рынков труда, которые могли бы способствовать сглаживанию негативных и усилению положительных социально-экономических последствий стихийной миграции автором предлагается: разработать концептуальные подходы по регулированию потоков трудовой миграции в России; выработать действенные нормативно-правовую базу по регулированию потоков трудовой миграции в России; координировать деятельность федеральных и региональных органов власти по вопросам трудовой миграции; усовершенствовать порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы; в приграничных регионах России (в частности, в регионах Дальнего Востока) возможно предусмотреть специальные меры; усовершенствовать информационную базу по проблемам трудовой миграции в России.

В целях дальнейшего совершенствования государственного управления трудовой миграцией автор предлагает налаживание (на основе заключенных соответствующих двусторонних соглашений) сотрудничества в области трудовой миграции населения государственных органов исполнительной власти (заинтересованных министерств и ведомств) с общественными переселенческими организациями. Создание подобной системы взаимодействия государственных структур и общественных организаций позволит значительно понизить социальную напряженность в местах поселения вынужденных переселенцев, «развести» проблему на местном рынке труда, содействовать созданию дополнительных рабочих мест и развитию малого предпринимательства, повысить в конечном итоге благосостояние определенной категории граждан (вынужденных переселенцев).

Кроме того, автор считает, что государственная поддержка развития кадровых агентств может стать еще одним важным направлением в совершенствовании системы управления миграционными процессами.

При этом в целях дальнейшего совершенствования работы кадровых агентств, примером может служить совместная работа территориальных органов службы занятости и кадровых агентств.

В этих целях автором предлагается создать некоммерческий Информационно-Консультационный Центр (ИКЦ), который может быть организован на площадях территориального центра занятости населения. Основными задачами и направлениями деятельности ИКЦ, по мнению автора, могли бы стать: информационно-консультационные услуги для граждан, желающих выехать на временную работу за пределы региона, в т.ч. в ближнее и дальнее зарубежье; формирование информационной базы вакансий для трудоустройства граждан за пределами региона; создание специализированных клубов, где граждане, работавшие ранее за пределами региона, могли бы поделиться своим опытом, дать конкретные советы и ответить на вопросы; формирование при ИКЦ структуры (ассоциации, совета, комиссии и т.д.), объединяющей работодателей и посредников, предлагающих содействие в работе за пределами региона; организация консультационной службы по содействию гражданам, вернувшимся после работы за рубежом, в открытии своего дела, эффективном вложении заработанных средств, реализации в регионе полученных за рубежом знаний и умений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх