Куперс

Бухучет и анализ

ТСЖ налог на прибыль

Литвиненко Алексей Дмитриевич. Налоги для ЖСК

В настоящее время невозможно представить свою жизнь без жилья. Жильем является недвижимое имущество. В г. Краснодаре активно развивается рынок жилой недвижимости. Активно развивающимся субъектом на таком рынке и в отношении предоставления жилищных услуг является жилищно-строительный кооператив (ЖСК).

В п. 1 ст. 110 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) дано понятие жилищным или жилищно-строительным кооперативам, которыми признаются добровольные объединения граждан или в определенных случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

Жилищные кооперативы создаются на основании членских взносов для удовлетворения материальных и иных потребностей участников. ЖСК создаются для приобретения, реконструкции и последующего содержания многоквартирных домов.

ЖСК является юридическим лицом (организацией) при создании которой присваивается ИНН, КПП, ОГРН, имеется юридический адрес и может быть открыт расчетный счет в банке.

Такие кооперативы являются некоммерческими организациями в виде потребительских кооперативов, и осуществлять предпринимательскую деятельность могут только для достижения цели, ради которой созданы.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ (НК РФ) налогоплательщиками, в т.ч. признаются организации, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность по уплате соответствующих налогов и (или) сборов. Исходя из чего жилищно-строительный кооператив является плательщиком налогов и сборов. При этом такой налогоплательщик имеет особый статус, так как является некоммерческой организацией.

Жилищно-строительный кооператив может применять общую систему налогообложения. При общей системе налогообложения обычно уплачивают следующие налоги:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • налог на прибыль организаций;
  • акцизы;
  • налог на имущество организаций;
  • транспортный налог;
  • земельный налог и др.

В отношении уплаты ЖСК налога на добавленную стоимость необходимо отметить, что согласно подпунктам 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) реализация коммунальных услуг предоставляемых, в т.ч. жилищно-строительными и жилищными кооперативами в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и предоставляемых коммунальных услуг при условии приобретения их у организаций коммунального комплекса, поставщиков электроснабжения, газа, водоснабжение и т.д., а также не подлежит налогообложению реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме выполняемых вышеуказанными ЖСК, при условии приобретении данных работ (услуг) у организаций и ИП непосредственно выполняющие эти работы (услуги).

Таким образом, так как вышеуказанная реализация коммунальных услуг и иных благ является основным видом деятельности ЖСК, то такой кооператив освобождается от уплаты НДС, но не освобождается от обязанности по представлению налоговой декларации по НДС, даже если она «нулевая».

Кроме того такое освобождение является правом, а не обязанностью. Немаловажным обстоятельством в освобождении от уплаты НДС является, что такое освобождение возможно только в случае если ЖСК является посредником в осуществления ремонтных работ, в случае если ремонт будет выполняться силами (работниками) самого ЖСК, то налоговый орган попытается доначислить НДС.

В случае если жилищно-строительный (жилищный) кооператив осуществляет иной вид деятельности (сдача в аренду имущества, оказание услуг и т.д.), чем указанный в подпунктах 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ то ЖСК будет выступать полноценным плательщиком НДС.

При применении общей системы налогообложения налог на прибыль организаций является одним из основных исчисляемых налогов. ЖСК также обязан исчислять и уплачивать налог на прибыль организаций.

Налоговой базой, в т.ч. и для жилищно-строительного кооператива является доход, уменьшенный на величину расходов.

Однако согласно ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования. К целевому финансированию относится в т.ч. средства бюджетов выделяемых жилищным и жилищно-строительным кооперативам, осуществляющим управление многоквартирными домами, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» и на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Не облагаются налогом на прибыль средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета ЖСК, которые осуществляют и (или) финансируют деятельность, направленную на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Также при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления, полученные некоммерческой организацией (ЖСК) безвозмездно от собственников жилья на проведение ремонта общего имущества. К целевым поступлениям, в т.ч. относятся паевые взносы.

При этом налогоплательщики – получатели (ЖСК) целевых поступлений и целевого финансирования обязаны вести раздельный учет доходов (расходов).

Согласно п. 2 ст. 289 НК РФ ЖСК вправе представлять налоговую декларацию по упрощенной форме по истечение налогового периода, в случае отсутствия обязательств по уплате налога.

Налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации имеющее имущество, признаваемое объектом налогообложения (п. 1 ст. 373 НК РФ).

Таким образом, согласно кодифицированному закону, в случае если ЖСК имеет имущество, то в таком случае жилищно-строительный кооператив обязан исчислять и уплачивать налог на имущество организаций.

Однако на территории Краснодарского края действует закон от 26.11.2003 № 620-КЗ «О налоге на имущество организаций», согласно которому жилищные кооперативы и жилищно-строительные кооперативы освобождаются от уплаты налога на имущество организаций (ст. 3).

Но в силу ст. 386 НК РФ такие организации не освобождаются от представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в налоговый орган.

При наличии транспортных средств, признаваемых в соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения, зарегистрированные на организации (ЖСК), такая организация признается налогоплательщиком транспортного налога. Таким образом, и некоммерческие организации в лице жилищного или жилищно-строительного кооператива обязаны исчислять и уплачивать транспортный налог.

Единственным послаблением для ЖСК может быть то, что транспортные средства, используемые для осуществления деятельности ЖСК зарегистрированы не как грузовые автомобили, а как самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, то в отношении последних установлена более низкая налоговая ставка.

Налогоплательщиком земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со ст. 398 НК РФ на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Таким образом, если ЖСК обладает земельным участком вышеуказанными способами, то признается плательщиком земельного налога. А если земельные участки, находящиеся под домом или прилегающей территории принадлежат жильцам, то плательщиками налога признаются жильцы. Кроме того, не редки такие случаи, когда ЖСК является собственником земельного участка и, исходя из чего, является плательщиком земельного налога, но заявляет льготу по уплате налога, так как жильцами многоквартирного дома является льготируемая категория граждан (пенсионеры, инвалиды, ветераны герои России и СССР и т.д.), в данном случае налоговый орган откажет в применении налоговой льготы и попытается доначислить земельный налог.

Итак, основы применения общей системы налогообложения ЖСК отражено выше, но такая некоммерческая организация вправе применить специальный налоговый режим. Применить ЖСК спецрежим может только в виде упрощенной системы налогообложения, иные спецрежимы не вправе применять, так как или не подходит вид деятельности (ЕНВД), или не подходит статус налогоплательщика (ЕСХН, ПСН).

Упрощенная система налогообложения (УСН) может применяться в отношении двух объектов налогообложения и с применением двух налоговых ставок:

  • доходы, ставка 6 %;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов, ставка 15 %.

Для применения УСН необходимы определенные критерии: представление в определенный срок уведомление о применении УСН, отсутствие филиалов и представительств, доля участия учредителя-организации, средняя численность, остаточная стоимость основных средств и т.д.

При применении УСН налогоплательщик освобождается от уплаты НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество.

Облагаемые и необлагаемые доходы при применении УСН в основном определены в статьях 249, 250, 251 НК РФ, которые относятся к главе налог на прибыль организаций, отчасти и расходы при УСН схожи с расходами при исчислении налога на прибыль организаций. Таким образом, определение налоговой базы при расчете суммы налога по УСН частично идентично с налогом на прибыль организаций.

Кроме общей системы налогообложения и специальных налоговых режимов в налоговом законодательстве существует понятие единая (упрощенная) налоговая декларация.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется по иным налогам лицом (налогоплательщиком), в т.ч. и ЖСК, не осуществляющим операции, в результате которых происходит движение денежных средств по расчетному счету и не имеющим объектов налогообложения.

Таким образом, налогообложение ЖСК отличается от налогообложения любой другой организации, тем, что является некоммерческой организацией целью которой не является извлечение прибыли, основной вид деятельности не облагается НДС, часть получаемых доходов по налогу на прибыль организаций и УСН не облагаются, особый порядок представления налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций, в Краснодарском крае освобождаются от уплаты налогом на имущество, а уплата земельного и транспортного налога зависит от наличия объекта налогообложения.

Итак, исходя из вышеизложенного налогообложение ЖСК в принципе не является особо сложным, но всё таки есть свои тонкости и сложности. Наше юридическое бюро помимо услуг по вопросам налогообложения предлагает и иные юридические услуги для Вас, к примеру, такие как: представление интересов в суде, консалтинг и аутсорсинг, взыскание уплаты коммунальных платежей с должников, составление договоров, узаконивание перепланировки, перевод помещения из жилого в нежилое и иное сопровождение деятельности.

Цены на услуги юристов и адвокатов зависят от задач.

Звоните прямо сейчас! Поможем!

Владельцы помещений многоквартирного дома (МКД) зачастую создают товарищества собственников жилья для более эффективного управления общим имуществом МКД и эксплуатации придомовой территории.

К примеру, ТСЖ вправе возводить дополнительные помещения или сдавать часть помещений общего пользования в аренду. Поговорим о системах учета, приемлемых для подобных объединений, и о налогообложении ТСЖ в 2019 году.

Правовая база ТСЖ, особенности бухгалтерского учета и налогообложения

Деятельность ТСЖ регулируется пп. 4 п. 3 ст. 50 ГК РФ, где отражается возможность объединения для управления совместной общей собственностью МКД. Раздел VI Жилищного кодекса РФ определяет порядок деятельности ТСЖ, а критерии налогообложения устанавливает ряд статей НК РФ.

Несмотря на то, что ТСЖ относится к разряду НКО (некоммерческих организаций), оно обязано вести учет и уплачивать налоги, поскольку поступающие средства имеют различные источники (ТСЖ могут вести коммерческую работу и получать прибыль от использования общего имущества и придомовой территории), а также иметь штат наемных работников.

Поступления ТСЖ формируются от:

  • Оплаты коммунальных услуг и взносов жильцами;
  • Субсидий из местных бюджетов или других источников на осуществление ремонтных работ или поддержание должного состояния имущества МКД;
  • Доходов от посредничества, предоставления коммунальных услуг, ведения иной коммерческой деятельности;
  • При этом налогообложению подлежат не все поступающие на счет ТСЖ средства. Не облагаются:
  • Целевые поступления (бюджетные ассигнования, субсидии, взносы на капремонт);
  • Оплаченные напрямую поставщикам ресурсов коммунальные услуги.
  • Оплата жильцами коммунальных услуг по агентскому договору, где ТСЖ выступает посредником. Выручкой считается вознаграждение за услуги ТСЖ;
  • Оплата коммунальных услуг непосредственно ТСЖ (его выручка), а затратами считаются перечисления поставщикам за ресурсы. Налоги в этом случае рассчитываются с разницы между доходами и расходами;
  • Перечисления за содержание жилья (выручка ТСЖ).

В налоговую базу включаются также доходы от коммерческой деятельности (аренда помещений, сдача площадей под рекламу, т.п.). Наличие двух блоков поступлений (налогооблагаемых и не подлежащих налогообложению) предполагает ведение их раздельного учета.

Законодательно ТСЖ вправе применять ОСНО либо работать на УСН, заявив об этом в общепринятом порядке.

Бухгалтерский учет в ТСЖ

Целевые поступления аккумулируются на сч. 86 в разрезе субсчетов по источникам прихода средств. Основные проводки, применяемые ТСЖ:

  • Операции;
  • Д/т;
  • К/т;
  • Начисления целевых взносов от членов ТСЖ, в т.ч. на капремонт;
  • Целевые поступления (кроме взносов по капремонту, которые генерируются на спецсчете);
  • Поступления взносов по капремонту;
  • Учтены затраты по управлению МКД;
  • Списание текущих затрат по управлению МКД за счет целевых поступлений.

Коммерческая деятельность ТСЖ, как и полученные доходы, отражается на сч.90 «Продажи», коммунальные платежи, перечисляемые ТСЖ поставщикам ресурсов или региональным операторам – на сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» .

Обязателен аналитический учет по каждому собственнику. Это позволяет оперативно получить сведения о состоянии расчетов на отчетную дату.

ТСЖ: общая система налогообложения:

  • Объединения жильцов МКД, применяющие общую систему налогообложения, обязаны перечислять:
  • Налог на прибыль (облагаются доходы, полученные при исполнении обязанностей агента по заключенным с поставщиками услуг договорам, от сдачи в аренду числящегося на балансе имущества, либо от оказания других услуг);
  • НДС (начисляется при оказании любых коммерческих услуг). При выполнении работ подрядчиком ТСЖ может воспользоваться правом на вычет. Если же квартальная выручка не более 2 млн. руб., компания может получить освобождение от налога (ст. 145 НК РФ);
  • Налог на имущество (если ТСЖ обладает недвижимостью);
  • Налог на землю (уплачивается, если во владении ТСЖ имеется участок земли);
  • Транспортный налог (перечисляется при наличии транспорта);
  • НДФЛ (при выплате вознаграждений персоналу или привлекаемым наемным работникам).

Кроме того с производимых выплат персоналу производится уплата страховых взносов в фонды.

Налогообложение ТСЖ на УСН

Упрощенная система налогообложения ТСЖ предполагает возможность выбора между одним из двух объектов налогообложения: доходами (6%) и разницей между поступлениями и затратами (15%). Если между доходами и расходами при УСН 15% образуется отрицательная величина, то уплатить придется минимальный налог – 1%.

Кроме единого налога перечисляются НДФЛ и страховые взносы за персонал.

До окончания 2018 года для «упрощенцев» при соблюдении некоторых условий действовали льготы – им было разрешено снижать тарифы страховых отчислений (пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ) до 20%. С 2019 года эта преференция упразднена.

Преимуществом УСН является освобождение от начисления НДС, налога на прибыль и имущество (кроме исчисляемого по кадастровой стоимости недвижимости). Однако упрощенная система налогообложения ТСЖ предусматривает уплату транспортного и земельного налогов при наличии объектов налогообложения.

Поскольку ТСЖ считается НКО, использовать в расчете УСН «доходы» будет несправедливо. Ведь в соответствии со спецификой ТСЖ все его денежные поступления компенсируют расходы, зачастую снижая прибыль до нуля. Практичнее применять режим УСН «Доходы минус расходы».

При этом учитывать в затратах можно лишь расходы, поименованные в ст. 346.16 НК РФ. Расходы, не означенные в перечне, не могут быть учтены при расчете налога.

Перечисляемые страхвзносы и налоги рассчитываются обычным образом, применяемым для организации любой правовой формы. Разберемся, какая система налогообложения актуальнее для ТСЖ в 2019 году.

Приведем пример:

Собственники оплачивают коммунальные услуги в соответствии с заключенными агентскими договорами. Вознаграждение посреднику – 0,8%. ТСЖ освобождено от НДС. Ставка УСН – 15% («доходы минус расходы»), налог на прибыль – 20%.

Налоги ТСЖ: системы налогооблажения, взносы

Налоги ТСЖ подлежат оплате руководителем данной организации. Несмотря на то, что товарищество собственников жилья является некоммерческой структурой, для него не предусмотрено освобождение от налоговых обязанностей.

Правовая основа деятельности

В 2020 году порядок деятельности ТСЖ регулируется положениями ст. 50 ГК РФ. Данная норма закрепила возможность объединения владельцев жилых помещений для управления многоквартирным домом (МКД). Этот союз имеет коллегиальную форму.

Предусматривается добровольная основа вступления в членство ТСЖ. Положения ст. 135 ЖК РФ указывают на то, в каком порядке реализуется деятельность организации.

Налоговые обязанности ТСЖ

Какими налоговыми платежами облагается товарищество, оговаривается в НК РФ.

К ним отнесены сборы:

  1. на прибыль;
  2. связанные с добавленной стоимостью;
  3. на землю;
  4. транспортный сбор.

Также товарищество платит налоги на имущество. В базу налогообложения не включаются взносы, поступившие от членов ТСЖ. Если гражданин не является членом товарищества, он все равно несет обязанность по оплате услуг жилищно-коммунального спектра, так как проживает в доме.

Обратите внимание: указанные платежи не являются целевыми, поэтому с них производится уплата налогов. Кроме того, начисление платежей производится в связи с ведением коммерческой деятельности, связанной с арендой помещений и придомовой территории.

Что влияет на величину налога

Товарищество собственников жилья в многоквартирном доме платит налоги в зависимости от того, какие доходы получены организацией. Облагаются сборами средства, поступившие на содержание МКД.

Величина сборов зависит от того, заключен ли договор между товариществом и организацией, реализующей эксплуатацию и управление домом. Должно ли ТСЖ платить налоги на случай наличия такого соглашения прописано в ст. 135 ЖК РФ. В этом случае средства на содержание МКД поступают организации, поэтому и сборы становятся ее обязательством.

При отсутствии соглашения обязанность по оплате налогов несет товарищество. Взносы, сделанные жильцами, являются целевыми, они не учитываются при расчете суммы. Исключением выступает ситуация, когда эти средства используются для оплаты деятельности членов правления ТСЖ, а также работников, к примеру, электриков, дворников.

Важно! Итоговая сумма начислений зависит от величины реализуемой коммерческой деятельности. В том числе, аренда площадей в рекламных целях.

Использование общей системы

В такой ситуации налогами облагается определенный перечень направлений деятельности.

К ним отнесены:

  • получаемая прибыль. Во внимание принимаются все траты, которые отражены в документации. С обоснованных трат взимается сбор 20%;
  • НДС величиной 18%. Его размер зависит от полученной оплаты за выполненные услуги и работы. Товарищество имеет право не платить данный сбор, если сумма дохода за квартал составляет не более 2 000 000 рублей;
  • платежи за имущество, находящееся в собственности товарищества. Величина определяется властями региона, но не может превышать 2,2%. Плата взимается, если жильцы приобрели недвижимость и передали ее в собственность ТСЖ.

Помимо этого, оплачиваются НДФЛ на сотрудников товарищества.

Налог с зарплаты сотрудников ТСЖ

Вознаграждение председателю ТСЖ предполагает необходимость платить налоги и страховые взносы. Аналогичные правила распространяются на заработок, начисляемый членам правления, гражданам, состоящим в штате товарищества. К примеру, это уборщицы, дворники, водители.

Начисление производится по стандартным правилам. Величина НДФЛ составляет 13%. Страховые взносы равняются 22%. Председатель ТСЖ платит налоги самостоятельно или отчисления производятся правлением товарищества. В последнем случае сумма вознаграждения сокращается на сумму страховых взносов и налогов.

Налоги на УСН

Товарищество может быть основано на упрощенке.

Данная система используется, если:

  1. численность штата не превышает 100 сотрудников;
  2. сумма основных средств составляет не более 100 000 000 рублей;
  3. выручка менее 120 000 000 рублей.

За что платить в этой ситуации, предусматривает НК РФ. Оплате подлежат взносы страхового назначения, единый сбор и НДФЛ.

Какую систему выгоднее использовать

Большинству ТСЖ выгоднее оплачивать налоги при использовании упрощенной системы. В этом случае сборы распространяются на доходы за вычетом расходов или на полученную прибыль. Ставки по указанным платежам сокращены. К примеру, сбор на полученную прибыль составляет 6% за год.

При использовании метода доход минус расход, ставка повышается до 15%. У рассматриваемой организации полученные доходы имеют минимальное выражение или отсутствуют. Если баланс организации является отрицательным, налог составляет 1% от суммы потенциальной прибыли.

Обратите внимание: также преимуществом выступает ведение книги доходов и расходов. Общая система предполагает заполнение всей документации по бухгалтерской отчетности.

Чтобы определить, какая система будет выгоднее, ТСЖ может внести данные в таблицу и провести сравнение:

Упрощенка

Основание Общая система
Величина дохода
Уровень затрат
Размер налоговых платежей
Прибыль
Процент налоговой нагрузки

Виды страховых взносов в товариществе

Итоговая величина взносов устанавливается НК РФ. Установлена обязанность по начислению данных платежей на каждого сотрудника.

Сумма указывается в ст. 426 НК РФ:

  • в отделение ПФР переводится 22%;
  • в Фонд социального страхования следует перечислять 2,9%;
  • на ОМС предназначается 5,1%.

Указанные суммы формируются при использовании взносов, совершенных членами товарищества. Величина устанавливается на общем собрании. Кроме того, могут иметь место выплаты разового значения. Для примера, когда средства предназначены для создания ТСЖ.

Важно! Нельзя рассматривать эти платежи как выплату заработка. По этой причине страховые взносы не оплачиваются.

Когда ТСЖ не платит

Какие налоги платит ТСЖ оговаривается в положениях НК РФ. Данная организация имеет право не платить сборы, которые касаются целевых поступлений.

Кроме того, товарищество может заключить соглашение с компанией, управляющей МКД. Тогда в автоматическом порядке обязанность по оплате налогов и сборов переходит к данной организации. В остальных ситуациях товарищество обязано уплачивать сборы.

Если ТСЖ не оплачивает земельный или другой сбор, к ней применяются меры ответственности. Они выражены в форме штрафной санкции, размером до 40% от неоплаченного налога. Если нарушение носит неумышленный характер, величина штрафа сокращается до 20%.

Таким образом, товарищество собственников жилья несет обязанность по оплате налогов. Сумма зависит от выбранной системы налогообложения. В случае неоплаты к ТСЖ применяется ответственность.

Система налогообложения ТСЖ и какие налоги обязано платить товарищество собственников жилья?

Товарищества собственников жилья (ТСЖ) создаются не только для улучшения качества обслуживания многоквартирных домов, но и для оптимизации расходов владельцев жилых помещений.

Добиться этого без тщательного ведения бухгалтерского учёта и грамотного подхода к выбору системы налогообложения едва ли возможно. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Какие налоги обязано платить ТСЖ?

Товарищество собственников жилья относится к вариантам некоммерческих организаций. Главной целью становится объединение владельцев определенных объектов жилой собственности, расположенных совместно. Это может быть квартира или земельный участок с жилым домом. Несмотря на некоммерческий статус ТСЖ является налогооблагаемой структурой.

Нормативная база

Порядок деятельности добровольного объединения владельцев жилых помещений определяется третьим пунктом статьи 50 Гражданского Кодекса. В ней указывается возможность объединения для управления, при котором рассматривается общая собственность жильцов МКД, на коллегиальной основе. Вступление в ТСЖ осуществляется на добровольной основе. Жилищным кодексом (статья 135) определяется порядок деятельности этой структуры в качестве юр.лица. НК РФ рассматривает порядок налогообложения.

Перечень оплачиваемых налогов

Товарищество собственников жилья несмотря на свой статус некоммерческой организации обязательно вносит налоговые отчисления в бюджет государства. В список налогов в ТСЖ:

  • Налог на получаемую структурой прибыль.
  • Отчисления, накладываемые на добавленную стоимость.
  • Оплата, осуществляемая на основании имущественного налога.
  • Внесение транспортного налога.
  • Направление средств на земельный налог.

Необходимость оплаты налогов связана с ведением ТСЖ различной коммерческой деятельности. В облагаемую базу не входят постоянные и разовые целевые выплаты членов товарищества.

Те жильцы, которые отказались от вступления в эту некоммерческую организацию, также должны оплачивать коммунальные платежи. Такие выплаты, получаемые управляющей организацией, целевыми не являются и должны учитываться при налогообложении.

Также налог начисляется на ведение коммерческой деятельности ТСЖ, связанной с получением прибыли от использования помещений и придомовой территории.

Что определяет размер налогов?

Размер налогов в ТСЖ определяется в зависимости от доходов, получаемых собственниками жилья. Платежами не облагаются только структуры, предоставляющие жилье для пользования. Под обложение попадают средства, поступающие на содержание жилого объекта.

Размер налоговых отчислений зависит от такого фактора, как наличие или отсутствие договора ТСЖ и организации, специализирующейся на эксплуатации и управлении жилой собственностью. В случае наличия такого договора все отчисления от получаемых коммунальных платежей, определяющих размер налогообложения, выплачиваются этой структурой.

Если договор отсутствует, налоги платит само ТСЖ. Но платежи жильцов относятся к категории целевых, которые налогами не облагаются. Они выходят из этой категории лишь в ситуации расходования на оплату трудовой деятельности таких специалистов, как консьержи, электрики, дворники и другие.

На итоговую сумму налогов в ТСЖ влияет объем проводимой коммерческой деятельности. В этот список входит аренда площадей под рекламу и самого помещения для выполнения работ, внесение платежей за использование предложений оплаты спутникового ТВ и интернет провайдера.

Что влияет на размер сумм?

Налоговый кодекс рассматривает два варианта внесения товариществом собственников жилья налогов:

  • По общей схеме (ОСНО).
  • В упрощенном варианте (УСН).

По общей схеме

По умолчанию ТСЖ вносит налоги по общей схеме. В этом случае вносятся суммы:

  • Выплачиваемые на получаемую прибыль. При его расчете учитываются все траты, имеющие документальное подтверждение, обоснованные затраты в 20%.
  • НДС размере в 18%. Он определяется по размеру оплаты выполняемых своими силами услуг и работ. Организация может быть освобождена от этого платежа в ситуации, когда квартальных доход от выполнения не превышает двух миллионов рублей.
  • Платежи, которым обкладывается принадлежащее товариществу имущество. Они устанавливаются региональной власти, но не превышают 2,2%. Его оплата присутствует исключительно в ситуации приобретения в собственность ТСЖ недвижимости жильцами.

Также потребуется перечислять страховые взносы и НДФЛ, начисляемые на задействованных в штате сотрудников. Они начисляются в бюджет и направляются в ПФР и ФСС. Платежи накладываются на общих основаниях.

Как это делают все организации. Направляемые в фонд оплаты труда взносы составляют 13% от суммы, начисляемой сотрудникам в виде заработной платы. В ТСЖ таких штатных единиц может не быть. Тогда налог не начисляется и не выплачивается.

С использованием упрощенной схемы

«Упрощенка» используется в ситуации:

  • Численность сотрудников ТСЖ, которая составляет меньше 100 человек.
  • Не более 100 млн рублей может составлять размер основных средств.
  • Выручка не превышающая 120 миллионов рублей.

В такой ситуации оплате подлежит страховые взносы, НДФЛ и единый налог.

Особенности отличий УСН от ОСНО для ТСЖ

Большей части товариществ выгоднее использования УСН. В такой ситуации сбором облагаются доходы с вычетом расходов или получаемая прибыль. Ставки на такие платежи заметно отличаются. Налог на полученную прибыль составит 6% в год.

Если вносится платеж по принципу доходов с вычетом расходов, ставка вырастает до 15%. При этом у такой некоммерческой организации, как ТСЖ, доходы от выполняемой деятельности минимальны или вообще отсутствуют.

В состав «упрощенки» входят:

  • Утвержденная в регионе ставка.
  • При отрицательном балансе высчитывается только 1% от потенциальной облагаемой прибыли.
  • Может использоваться снижение выплат в ФСС и ПФР.

Дополнительным преимуществом становится возможность вести Книгу учета расходов и доходов. ОСНО требуется обязательного заполнения всех документов по бухгалтерской отчетности. Ведение Книги не требует обязательного привлечения специалиста. При использовании общей схемы в штате обязательно должен быть бухгалтер.

Какая система выгоднее для конкретной организации?

Каждое ТСЖ самостоятельно выбирает оптимальную для себя систему налогообложения. Для определения оптимальных параметров используется таблица, помогающая определить итоговую налоговую нагрузку:

В таблицу вносится:

Показатели (руб) ОСНО УСН
Доход
Затраты
Налоги, включая
Прибыль, поступившая в распоряжение
Налоговая нагрузка в процентах

При заполнении граф таблицы руководство ТСЖ может определить оптимальный для себя тип налогообложения. Отказ от УСН удобен для товариществ собственников жилья, у которых есть существенный дополнительный коммерческий доход. Например, от внесения платежей жильцами, которые не являются собственниками, или от коммерческого использования площадей многоквартирного дома.

Налог на вознаграждение председателя

Руководитель товарищества априори является наемным сотрудником. Следовательно, этот председатель ТСЖ имеет право на получение финансового вознаграждения за выполненные работы, с которых выплачивается налоговые выплаты.

В случае определения размера вознаграждения речь о фиксированной заработной плате не ведется. Поощрение такому специалисту определяется на основании 147 статьи Жилищного Кодекса РФ.

Платеж не является постоянным и фиксированным. Он определяется в зависимости от типа выполненных таким гражданином работ по жизнеобеспечению вверенного ему объекта. Порядок цен определяется в зависимости от размера общих затрат на выполненные за определенный период работы.

145 статья ЖК РФ оговаривает порядок определения размера вознаграждения. Оно устанавливается коллегиально на общем собрании собственников. Собрание рекомендуется проводить один раз в месяц. На каждом собрании вопрос о вознаграждении рассматривается отдельно.

Полученная сумма облагается стандартным НДФЛ в 13%. Сумму налоговых платежей председатель вносит самостоятельно при направлении ежегодной налоговой декларации.

Альтернативным вариантом становится внесение платежа самим товариществом. В такой ситуации итоговая сумма, полученная на руки, снижается на размер налогового вычета. Порядок внесения этой суммы обязательно фиксируется в Уставе ТСЖ. Этот документ также принимается коллегиально всеми собственниками.

Варианты страховых взносов ТСЖ

Итоговый размер выплачиваемых товариществом страховых взносов определяется положениями Налогового кодекса РФ. Страховые взносы обязаны начисляться на каждого штатного работника этой организации.

Размер определяется в 426 статье НК:

  • Производится направление 22% в ПРФ РФ.
  • В ФСС направляется 2,9% начисляемых штатным специалистам сумм.
  • В ОМС требуется направить 5,1% от размера заработной платы.

Суммы создаются за счет внесения членами ТСЖ членских взносов. Их размер определяется на общем собрании. Также могут присутствовать разовые выплаты. Например, платеж на создание самой некоммерческой структуры.

Но эти суммы не могут использоваться для выплаты заработка штатным специалистам. Следовательно, страховые взносы на заработную плату на эти средства не начисляются. Постоянные взносы оплачиваются ежемесячно. Они включаются членам ТСЖ в лицевой счет.

Случаи неоплаты налогов ТСЖ

Некоммерческая структура, объединяющая собственников жилья для успешного управления объектом, имеет официальное право не уплачивать налоговые платежи. Это относится к целевым поступлениями.

Также ТСЖ имеет право воспользоваться приглашением специализированных организаций, которые будут выполнять деятельность по обслуживанию территории строения и придомовой территории на основании договора.

Факт наличия договора автоматически переводит все налоговые платежи в ведение организации-исполнителя. В остальных случаях проводить платежи необходимо.

Ответственность и последствия неуплаты налогов ТСЖ

В некоторых ситуациях товарищество собственников жилья не оплачивает налоги нарушая закон РФ. Факт нарушения может быть выявлен в ходе осуществления проверки ТСЖ налоговой организацией.

На первом этапе проводится сверка всей документации управляющей организации МКД. Если результаты такой проверки не устраивают проверяющую структуру, проводится выездная проверка.

Частым нарушением становится уклонение от уплаты структурой, не учитывающей при направлении платежей суммы, вносимых за использование коммунальных услуг. Такие нарушения выявляются при:

  • Отсутствие условий агентского вознаграждения с ресурсоснабжаюшей организацией (РСО).
  • Самостоятельное начисление товариществом платежей и платы за ЖКУ.
  • Средства, поступившие от потребителей, не перенаправлялись на расчетный счет РСО в день поступления.

Расчеты производятся даже в случае выполнения деятельности, не приносящей дохода, средства на выполнение которой перенаправлялись в РСО. Это требуется отражать в документации.

При этом члены ТСЖ должны учитывать добровольный характер деятельности этой структуры. Все решения принимаются на общих собраниях.

Правление должно обязательно отчитываться о выполнении всех коммерческих операций. Они показывают количество полученных средств от целевых и нецелевых поступлений. Отчетность принимается на общем собрании. Наказание выносится на основании 122 статьи НК РФ. Она учитывает следующие нарушения:

  • Занижение налоговой базы.
  • Иные неправомерные действия.

При рассмотрении каждого случая учитывается умышленное или неумышленное совершение нарушения ТСЖ. При определении умышленного характера неуплаты налогов организации потребуется оплатить до 40% размера от той суммы налога, которая оказалась не оплаченной. Определение неумышленного характера нарушения снижает этот размер до 20%.

Взыскание может накладываться на председателя или членов правления. В соответствии со 199 статьей НК РФ, в случае совершения неправомерных действий на сумму свыше 5 миллионов рублей в течение трех лет, то есть в особо крупных размерах, гражданину грозит срок лишения свободы до двух лет. При этом он может быть лишен на срок до трех лет права занимать определенные должности.

При уклонении на суммы до 45 миллионов рублей накладывается административный штраф до полумиллиона рублей. Также используется наказание в виде принудительных работ на срок до шести лет.

При этом в случае, когда правление ТСЖ по разным причинам не может быть привлечено к ответственности, суммы выплат могут накладываться на членов товарищества. Это связано с особенностью формирования товарищества и принятия всех решений и отчетов о деятельности в ходе общих собраний.

Варианты нюансов оплаты налогов

В перечень нюансов налогообложения ТСЖ входит:

  • Обязательное формирование правлением полного бухгалтерского отчета всех финансовых поступлений и трат. Отчет формируется правлением и выносится на рассмотрение и утверждение всех членов товарищества. Принятый отчет обязательно публикуется для ознакомления на официальном сайте товарищества при наличии такового и на сайте reformagkh.ru. Проверка отчетов проводится сотрудниками территориальной инспекции по жилищному надзору. Документация готовится по официальной форме, утвержденной министерством труда РФ.
  • По умолчанию ТСЖ находится на общей схеме налогообложения. Для перехода на упрощенную систему готовится заявление о переводе в налоговую инспекцию. Оно рассматривается и утверждается в течение пяти дней после подачи.
  • В случае сбора средств на операции, в которых ТСЖ является исполнителем, они рассматриваются в качестве внереализационных доходов. Выплаты становятся внереализационными расходами организации.
  • Средства, направляемые на проведение капитального ремонта, относятся к категории целевого финансирования и может осуществляться с государственной поддержкой. Средства, израсходованные на выполнение капитального ремонта с использованием всех платежей, учитываются в отдельном отчете.

Нюансы ведения бухгалтерии товарищества собственников жилья основываются на типе деятельности товарищества, решения которого принимаются коллегиально. Проведение налоговых платежей также должно находиться под общественным контролем.

налогообложение

УДК 336.2

особенности налогообложения товариществ

собственников жилья

т.В. КОЖИНОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и статистики E-mail: kozhinovat@mail.ru Сибирский федеральный университет

Ю.С. КОЛОБАНОВА,

студентка кафедры бухгалтерского учета и статистики E-mail: eidilon@mail.ru Сибирский федеральный университет

В статье рассматриваются особенности формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость в товариществах собственников жилья. Для устранения спорных моментов необходимо обязательное ведение внутреннего документооборота, строгое соблюдение критериев признания доходов и расходов, а также уточнение налогового законодательства.

Ключевые слова: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, товарищества собственников жилья

Жилищно-коммунальная сфера — это многоотраслевой комплекс, в котором пересекаются все социально-экономические и организационно-технические вопросы, связанные с жилищно-коммунальным обслуживанием населения. Рынок жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) достаточно сложен. В роли продавцов на рынке ЖКУ выступают частные, государственные или муниципальные компании, большинство из которых представляют собой естественные монополии. Покупателями являются собственники жилья и их официальные представители. Порядок взаимоотношений между участниками рынка определяется способом управления многоквартирным домом.

На протяжении многих лет в России жилищно-коммунальным хозяйством в многоквартирных домах управляли жилищно-эксплуатационные конторы, деятельность которых регулировалась Типовым положением об управлении домами (жилищно-эксплуатационной конторе, жилищной конторе) исполкома местного совета депутатов трудящихся . Однако введенный в действие в 2005 г. Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ) внес в порядок эксплуатации и управления жилищно-коммунальным хозяйством существенные корректировки, в рамках которых владельцам недвижимого имущества были предложены три основные формы управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками;

2) управление товариществом собственников жилья (ТСЖ) либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией. Обслуживание жилья в случае выбора непосредственного способа управления многоквартирным домом осуществляется либо силами самих собственников, либо привлеченных на объект

подрядных организаций, в обязанности которых не входят ни защита прав собственников, ни решение других организационных вопросов. С одной стороны, преимуществом такого способа управления многоквартирным домом является тот факт, что каждый из собственников жилья заключает договор с ресурсоснабжающей организацией и не несет ответственности за задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг управляющей организации или своих соседей. Однако, с другой стороны, в многоквартирном доме, где проживают сотни или тысячи человек, непосредственный способ управления технически невозможен, поскольку остается открытым вопрос о распределении расходов на потребление ресурсов общими площадями.

Управляющая компания — коммерческая организация, юридическое лицо, осуществляющее доверительное управление переданным в соответствии с договором имуществом других физических и юридических лиц. Поскольку управляющие компании являются коммерческими организациями, то зачастую они заинтересованы не столько в сохранности чужого имущества, сколько в извлечении из него прибыли. Еще один минус заключается в том, что собственники, не будучи специалистами, не способны контролировать и объективно оценивать качество работы управляющей компании, досконально разбираться в насущных потребностях многоквартирного дома, определять себестоимость выполняемых работ.

Что касается товариществ собственников жилья, то согласно ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация (НКО), объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Товарищество, будучи юридическим лицом, способно наиболее эффективно вести хозяйственную деятельность и лоббировать интересы жильцов. При этом ТСЖ, кооператив состоит из самих собственников жилья — в отличие от сторонней управляющей организации, целью существования которой является извлечение прибыли из чужого имущества. В качестве одного из недостатков при выборе этого способа управления многоквартир-

ным домом является высокий уровень расходов на содержание персонала.

Исходя из вышесказанного, наиболее актуальным и распространенным способом в наше время стало управление многоквартирными домами товариществами собственников жилья — достаточно новой для России организационно-правовой формой некоммерческих организаций. Главным их достоинством в отличие от управляющих компаний является то, что ТСЖ полностью подконтрольно владельцам жилых и нежилых помещений, так как председателя правления и само правление выбирает общее собрание собственников.

Однако налоговый учет в ТСЖ имеет свои особенности и сложности. Закон о некоммерческих организациях или Гражданский кодекс РФ не регламентируют деятельность ТСЖ на уровне организации, что приводит к отсутствию полноценных уставов, некорректному составлению смет по использованию целевых средств, а также необоснованному завышению тарифов по жилищной услуге, что ведет к экономически нецелевому расходованию средств. Из норм действующего налогового законодательства также однозначно не следует, как квалифицировать платежи, получаемые ТСЖ от членов товарищества, подлежат ли они включению в налоговую базу по НДС и в состав доходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль. Таким образом, все указанные факты очень часто приводят к спорам с контролирующими органами и сложностям при отражении таких операций в учете.

Итак, ТСЖ не являются коммерческими организациями и ведут деятельность, направленную исключительно лишь на достижение уставных целей. Устав деятельности ТСЖ не дает права на односторонний отказ от договора по оказанию тех или иных услуг. Свою основную деятельность товарищество не имеет права прекратить даже на короткое время. Это является подтверждением того, что его уставная деятельность никак не перекликается с оказанием работ и услуг, что еще раз говорит о некоммерческой направленности деятельности ТСЖ. Товарищества собственников жилья не оказывают никаких коммунальных услуг жильцам, выполняя лишь роль их представителей, следовательно, платежи за коммунальные услуги не являются выручкой ТСЖ. Иными словами, коммунальные платежи являются средствами доверителей, вверяемыми поверенной

стороне, в роли которой выступает товарищество. Эти суммы, соответственно, не должны облагаться налогом на прибыль.

Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ (НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств бюджетов, выделяемых осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» .

Таким образом, денежные средства, полученные товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями из бюджета на капитальный ремонт многоквартирных домов в рамках реализации указанного Федерального закона, также не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль.

Между тем ТСЖ может от своего имени заключать договоры (если оно уполномочено на это собранием членов ТСЖ) с производителями (поставщиками) данных услуг (работ), действуя при этом от имени и за счет членов товарищества. В таком случае обложение налогом на прибыль средств, поступающих на счета ТСЖ от данной посреднической деятельности, осуществляется в порядке, предусмотренном подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ. Под налогообложение подпадает только посредническое, агентское или иное аналогичное вознаграждение ТСЖ за его посреднические, агентские или иные аналогичные услуги.

При формировании налоговой базы по налогу на прибыль (в установленных случаях) следует также иметь в виду, что в соответствии со ст. 256 НК РФ имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности, не подлежит амортизации. Из этого следует, что при использовании одного и того же

имущества для некоммерческой деятельности и для получения дохода должен быть организован раздельный учет расходов по его эксплуатации (включая начисление амортизации), а в учетной политике организации для целей налогообложения (и для целей бухгалтерского учета) должен быть определен порядок распределения произведенных расходов.

Что касается налога на добавленную стоимость (НДС), то согласно ст. 146 НК РФ объектами налогообложения НДС являются:

— реализация товаров (работ, услуг);

— выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организации;

— ввоз товаров на таможенную территорию РФ

Уставная деятельность ТСЖ не связана с выполнением работ или оказанием услуг. Поэтому в общем случае ни один из приведенных подпунктов к уставной деятельности ТСЖ не имеет отношения. Исключение составляют лишь случаи продажи ТСЖ неиспользуемого имущества.

В общем случае ТСЖ не оказывает коммунальных услуг собственникам, так что начисление (или поступление на расчетный счет ТСЖ средств собственников на оплату коммунальных услуг) также не может быть объектом налогообложения. Эти средства (транзитные платежи) отражаются в бухгалтерском учете как кредиторская задолженность (обязательства) ТСЖ перед собственниками.

В случае, когда ТСЖ получает вознаграждение от агентов или имеют выручку при сдаче в аренду каких-либо помещений, размещают наружную рекламу на здании, их деятельность расценивается как неуставная или коммерческая. Полученные от такой деятельности средства облагаются налогом.

Ремонт, производящийся собственными силами ТСЖ и не входящий в состав обязательного, операции по его осуществлению также должны облагаться НДС (как и налогом на прибыль) на общих основаниях.

Таким образом, исчисление НДС в ТСЖ проводится лишь в следующих случаях:

— осуществление предпринимательской деятельности;

— реализация неиспользуемого имущества, принадлежащего ТСЖ;

— необязательный текущий и капитальный ремонт.

Подводя итог, можно сделать вывод, что плата за жилищно-коммунальные услуги и обязательный текущий и капитальный ремонт многоквартирного дома не подлежит налогообложению по налогу на прибыль и НДС, за исключением осуществления коммерческой деятельности.

Для устранения дальнейших вопросов по поводу формирования налогооблагаемой базы в ТСЖ необходимо внести изменения в нормативную базу гражданско-правового характера, а именно четко регламентировать деятельность ТСЖ на уровне самой организации. Также необходимо внести корректировки в Налоговый кодекс РФ. Например, создать отдельную статью «Особенности признания доходов и расходов в ТСЖ» для налога на прибыль, которая, в свою очередь, по критериям

признания автоматически распространится и на налог на добавленную стоимость, прописав порядок признания доходов и расходов, возникающих в деятельности ТСЖ. Либо в ст. 251, 270 НК РФ добавить пункты, уточняющие критерии исключения из облагаемых доходов и расходов ТСЖ.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51 -ФЗ.

2. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

4. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

5. О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ.

6. Типовое положение об управлении домами (жи-лищно-эксплуатационной конторе, жилищной конторе) исполкома местного совета депутатов трудящихся: утв. приказом Минкоммунхоза РСФСР от 08.07.1963 № 204.

International accounting Taxation

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

SPECIFICS OF TAXATION IN THE PARTNERSHIP OF HOUSING OWNERS

Tat’yana V. KOZHINOVA, Yuliya S. K0L0BAN0VA

Keywords: income tax, value added tax, homeowners’ associations

1. RF Federal Law «Civil Code of the Russian Federation» (Part 1) of November 30, 1994 № 51-FZ. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. RF Federal Law «Housing Code of the Russian Federation» of December 29, 2004 № 188-FZ. (In Russ.)

3. RF Federal Law «Tax Code of the Russian Federation» (Part 2) of August 05, 2000 № 117-FZ. (In Russ.)

4. RF Federal Law «On Non-commercial organizations» of January 12, 1996 № 7-FZ. (In Russ.)

5. RF Federal Law «On Fund on promoting of housing reformation assistance» of July 21, 2007 № 185-FZ. (In Russ.)

ЖК РФ ст 36 ( 4)

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
О земельном налоге
1. Плательщики земельного налога — это организации и физические лица, обладающие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Земельный участок под многоквартирным домом принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности.

Право собственности возникает с момента проведения государственного кадастрового учета.

Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве долевой собственности участок, признаются плательщиками земельного налога с указанной даты. Госрегистрация — единственное доказательство права на участок. Плательщиком земельного налога признается правообладатель. Уплачивать его необходимо с момента внесения записи в ЕГРП. Плательщиком также признается лицо, чье право на участок удостоверяется актом, выданным до введения Закона о госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ней.
Таким образом, если ТСЖ, зарегистрированные в качестве юридического лица, не является правообладателем участка под многоквартирным домом, то оно не признаются плательщиками земельного налога.

Если ТСЖ является правообладателем отдельных жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирном доме, то земельный налог уплачивается пропорционально их доле в собственности.

2. Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пунктах 66-67 совместного постановления от 29.04.2010 № 10, № 22 «О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указывают, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок в силу законодательства Российской Федерации, признаются налогоплательщиками земельного налога с даты проведения государственного кадастрового учета.

3. Письмом от 17 мая 2006 г. № 03-06-02-02/65 «О налогообложении земельным налогом земель, занятых многоквартирными домами» Минфин РФ разъясняет, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков (статья 390 Налогового кодекса).

При этом следует иметь в виду, что на основании статьи 392 Налогового кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса).

Учитывая изложенное, в том случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, а также имеются правоподтверждающие документы о государственной регистрации данного земельного участка, а при их отсутствии — документы, подтверждающие право собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме (документы о государственной регистрации прав, правоустанавливающие документы, поименованные в пункте 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), то налогоплательщиками земельного налога должны признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома. При том налог должен исчисляться в порядке, предусмотренном статьей 392 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 396 Налогового кодекса налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно. Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, исчисляется налоговыми органами.
Является ли ТСЖ плательщиком земельного налога

1. Минфин в своем письме от 7 мая 2010 г. № 03-05-05-01/12 рассмотрел несколько вопросов по созданию ТСЖ. В частности, кто является плательщиком земельного налога и подлежит ли обложению налогом на имущество недвижимость, которая передана в качестве взноса в ТСЖ.
Что касается вопроса налога на имущество, то Минфин ответил следующим образом: зарегистрированное в качестве юридического лица ТСЖ признается налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении находящегося у ТСЖ на праве собственности движимого и недвижимого имущества (основных средств), учтенного на балансе ТСЖ, в том числе переданного в собственность ТСЖ его учредителями.
По земельному налогу — обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента записи в ЕГРП и прекращается со дня внесения в ЕГРП записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Поэтому, зарегистрированное в качестве юридического лица ТСЖ признается налогоплательщиком в отношении земель, правообладателем которых данная организация является.

2. Однако в 10.10.2007 г. Мосгордума приняла поправку в городской закон от 24.11.2004 года №74 «О земельном налоге», предусматривающую освобождение товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищных и жилищно-строительных кооперативов от уплаты земельного налога.
В прежней редакции закона ТСЖ и жилищные кооперативы уплачивали земельный налог по ставке 0,1% от кадастровой стоимости участка, занятого жилфондом или предоставленного под жилищное строительство. В отношении других земельных участков, принадлежащим этим жилищным объединениям, применялась ставка 1,5% от кадастровой стоимости.
Теперь же от уплаты земельного налога будут освобождены «ТСЖ, жилищные кооперативы, ЖСК и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения уставных целей в соответствии с Жилищным кодексом РФ».
Действие налоговой льготы распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

Соответственно, в городе Москве ТСЖ не является плетельщиком земельного налога в силу налоговой льготы, установленной законом города Москвы от 24.11.2004 года №74 «О земельном налоге».

Определение налоговой базы

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 390 Налогового кодекса РФ).

Кадастровая стоимость земельного участка определяется оценщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения (или в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах); занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (или предоставленных для жилищного строительства); предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. С 1 января 2011 года земельный налог уплачивается налогоплательщиками – физическими лицами один раз в год, не ранее 1 ноября года, следующим за налоговым периодом.

В Москве, соответственно, 0,1 процент от кадастровой стоимости в соответствии с законом № 74 (Закон г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге»):

Статья 2. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

2) 0,1 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства…
Пример расчета налога

Так, в многоквартирном доме находятся 10 двухкомнатных квартир площадью 55 кв. м каждая и 10 трехкомнатных квартир, каждая площадью 80 кв. м. Все квартиры в доме приватизированы. На первом этаже данного дома располагается магазин площадью 150 кв. м, принадлежащий ООО «Алмаз». Кадастровая стоимость земельного участка, на котором расположен этот дом, равна 1 500 000 руб., а налоговая ставка, установленная представительным органом муниципального образования в отношении данного земельного участка, составляет 0,3 процента от его кадастровой стоимости.

Для определения доли в праве общей собственности на общее имущество в данном доме, принадлежащей каждому собственнику указанных выше помещений, определяем общую площадь этих помещений.

Доля в праве общей долевой собственности на общее имущество для каждого собственника помещений будет равняться частному от деления площади помещения, находящегося в собственности налогоплательщика, и общей площади всех помещений, принадлежащих собственникам, которая в нашем случае равняется 1500 кв. м.

Таким образом, согласно поставленным условиям, доля в праве общей долевой собственности на общее имущество составит соответственно:

для ООО «Алмаз» 150 кв. м : 1500 кв. м = 0,1;

для собственника двухкомнатной квартиры 55 кв. м : 1500 кв. м = 0,04;

для собственника трехкомнатной квартиры 80 кв. м : 1500 кв. м = 0,05.

Чтобы определить сумму земельного налога, которую должны уплатить налогоплательщики (собственники магазина, приватизированных квартир), необходимо определить налоговую базу для каждого из них.

Согласно пункту 1 статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

С учетом долей в праве на общее имущество, рассчитанных в нашем примере, налоговая база будет равняться:

для ООО «Алмаз» 1 500 000 руб. x 0,1 = 150 000 руб.;

для собственника двухкомнатной квартиры 1 500 000 руб. x 0,04 = 60 000 руб.;

для собственника трехкомнатной квартиры 1 500 000 руб. x 0,05 = 75 000 руб.

Сумма земельного налога, которую должен уплатить налогоплательщик, будет равняться произведению определенной для налогоплательщика налоговой базы и налоговой ставки, установленной представительным органом муниципального образования.

Так, для ООО » Алмаз» она составит (150 000 руб. x 0,3) : 100 = 450 руб.

Для собственника двухкомнатной квартиры сумма земельного налога будет равняться (60 000 x 0,3) : 100 = 180 руб., а для собственника трехкомнатной квартиры она будет равняться (75 000 руб. x 0,3) : 100 = 225 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка под домом

Кадастровую стоимость можно на официальном сайте Росреестра: http://maps.rosreestr.ru/Portal/

Зайдите на сайте, найдите свой участок, справа вверху выберите в меню «Управление картой», далее — выберите «Кадастровая стоимость»:

после этого каждый земельный участок будет обозначен цветом в зависимости от стоимости. Что посмотреть более подробную информацию о земельном участке, надо слева вверху выбрать пункт «Информация о ЕКД и ЗУ»:

Нажав на указанный пункт, Вы получите возможность увидеть всю необходимую Вам информацию, в том числе кадастровую стоимость земельного участка:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх