Куперс

Бухучет и анализ

Участник или учредитель?

Организационно-правовые формы создаются и управляются физическими и юридическими лицами. На первый взгляд, отличия между участниками и учредителями носят сугубо формальный характер и относятся к процедурным вопросам. Однако детальное рассмотрение вопроса позволяет установить существенную разницу между категориями, что влияет на различные аспекты деятельности субъекта хозяйствования.

Участник – физическое или юридическое лицо, имеющее долю в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью. Обладая правом участвовать в деятельности организации и распределении прибыли, граждане и организации также могут отчуждать свою долю в пользу третьих лиц.

Учредитель – гражданин или организация, участвующий в создании юридического лица. Сведения о данных лицах заносятся в Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и не меняются на протяжении всего периода существования компании. Учредители могут создавать различные организационно-правовые формы, включая ООО, ОАО, ОДО.

Таким образом, основные отличия кроются в самой сути указанных определений. Учредитель – это лицо, создающее организацию с нуля. После этого он сохраняет свой статус навсегда, автоматически превращаясь в дольщика, члена, участника или акционера (в зависимости от правовой формы). Участник может быть только в обществе с ограниченной ответственностью, и своё право он приобретает в силу приобретения доли в уставном фонде.

Учредители могут создавать и другие организационно-правовые формы, в том числе ОАО, ЗАО, ОДО. При этом сведения о них в обязательном порядке есть в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в первозданной форме. Информация об участниках может изменяться по мере отчуждения долей, то есть их продаже, дарения и т.д.

Итак, отличие участника от учредителя заключается в следующем:

  1. Возникновение. Учредители только создают организацию, после чего они становятся участниками, членами либо акционерами.
  2. Приобретение статуса. Учредители являются таковыми в силу наличия учредительного договора или заявления, участники – в силу владения долей ООО.
  3. Применимость. Учредители создают юридическое лицо любой организационно-правовой формы, участники же могут быть только в ООО.
  4. Изменяемость. Сведения об учредителях остаются в базе Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей навсегда, информация об участниках может меняться по мере деятельности общества.

Добрый день! Максим Вы можете стать соучредителем уже действующего ООО Вашего приятеля двумя способами: 1 вариант — войти в общество путем выкупа части доли Вашего приятеля в уставном капитале общества. Однако данный вариант, в настоящее время затруднен тем, что указанную сделку по отчуждению доли Вы должны оформлять только через нотариуса, (кроме того, в случае если Ваш приятель женат, необходимо также согласие его супруги), иными словами сделка займет время и деньги. Второй вариант — это увеличение уставного капитала путем Вашего вхождения в общество, для ифнс в данном случае потребуется подтверждение оплаты доли, но и соответственно пакет документов по внесению изменений об ООО в ЕГЮЛ. В первом и во-втором случае, соотношение долей в данном обществе конечно нужно обсуждать с приятелем. Но необходимо помнить, что от размера доли зависит размер Вашего участия, а соответственно и прибыли. Его предложение об открытии обособленного предприятия не понятно, поскольку если он имеет ввиду обособку от действющего ООО, то это может быть либо филиал, либо представительство, либо обособленное подразделение. Филиал и представительство общества не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных обществом положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их обществом. Руководители филиалов и представительств общества назначаются обществом и действуют на основании его доверенности. Филиалы и представительства общества осуществляют свою деятельность от имени создавшего их общества. Ответственность за деятельность филиала и представительства общества несет создавшее их общество. Филиалы и представительства могут иметь самостоятельный баланс, но они тем не менее подотчетны обществу. Обособленное подразделение вообще не имеет отдельного баланса, и его открытие как правило происходит, если фактическое осуществление деятельности ведется по иному адресу, либо по нескольким адресам. Но во всех случаях, это не самостоятельные юридические лица и стать допустим соучредителем филиала невозможно. В данном случае Вы можете стать руководителем обособленного подразделения, но это будут просто трудовые отношения, речь об участии в обществе в данном случае не идет. Если же Ваш приятель хочет открыть с Вами новое предприятие (ООО), то Вы конечно можете стать двумя соучастниками (допустим 50%на 50%), зарегистрировать (создать) новое ООО, но при этом должны помнить о том, что это новое предприятие,а соответственно новая лицензия и более высокий размер уставного капитала, т.к. это алкогольная продукция. Надеюсь что мой ответ будет Вам полезен. Буду рада отзыву. Наталья.

Рекомендации по созданию муниципальных хозяйственных обществ

1) Право муниципалитетов на создание хозяйствующих субъектов, в т. ч. хозяйственных обществ, вытекает из права на занятие хозяйственной деятельностью и ограничено специальной правоспособностью муниципалитетов как публично-правовых образований.

2) Создаваемые муниципалитетами хозяйственные общества, как и любые иные муниципальные хозяйствующие субъекты, обладают специальной правоспособностью, в связи с чем в документах о создании таких субъектов в обязательном порядке должен быть сформулирован предмет деятельности.

3) В силу многочисленных недостатков унитарных предприятий (в части имущественных, договорных отношений, организации управления и контроля, невозможности привлечения сторонних инвестиций и т.д.), а также упразднения данной организационно-правовой формы в ближайшей перспективе, при создании муниципальных коммерческих хозяйствующих субъектов следует отдавать предпочтение хозяйственным обществам.

4) Муниципальные образования вправе создавать открытые акционерные общества или общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью. Создание муниципалитетами закрытых акционерных обществ запрещено.

5) Создание муниципальных открытых акционерных обществ целесообразно только в случае, если планируется реальная эмиссия акций и их продажа в обмен на инвестиции. В остальных случаях рекомендуется создавать общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью.

6) Учредителем создаваемого хозяйственного общества в соответствии с гражданским законодательством всегда является муниципальное образование. Уполномоченный орган местного самоуправления при создании хозяйственного общества выступает в пределах своих полномочий исключительно от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления не могут выступать учредителями хозяйственных обществ.

7) При формировании уставного капитала создаваемого ОАО учредитель – МО вправе внести свой вклад в виде имущества, либо денежных средств. При этом внесение имущественного вклада в уставный капитал осуществляется в соответствии с нормами ст. 25 Закона о приватизации, а денежного вклада – как правило, за счет средств местного бюджета в соответствии со ст. 80 БК РФ.

8) При формировании уставного капитала создаваемого общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью учредитель – муниципальное образование вправе внести свой вклад исключительно в виде денежных средств. Внесение вклада осуществляется, как правило, за счет средств местного бюджета в соответствии с требованиями ст. 80 Бюджетного кодекса РФ.

9) Действующее (не ликвидированное) унитарное предприятие на данный момент может быть преобразовано только в ОАО. Такое преобразование (акционирование) является способом приватизации (даже при сохранении 100% акций в муниципальной собственности) и должно осуществляться исключительно с соблюдением требований Закона о приватизации.

10) При акционировании уставный капитал формируется за счет имущества, находящегося у МУП на праве хозяйственного ведения (ст. ст. 11, 13, 30, 31, 37 Закона о приватизации ). При этом Закон не требует безусловного включения всего имущества, переданного унитарному предприятию, в уставный капитал ОАО. В этой связи рекомендуется не включать в уставный капитал ОАО объекты сетевой инфраструктуры и других объектов, обеспечивающих монопольное предоставление муниципальных (как правило, коммунальных) услуг. Однако ГК РФ допускает лишь правомерное изъятие имущества из хозяйственного ведения. Правомерным можно считать изъятие имущества в связи с уменьшением уставного фонда МУП, который трансформируется затем в уставный капитал ОАО.

11) К передаче прав владения и пользования муниципальным имуществом, не вошедшим в уставный капитал ОАО, применяются нормы ст. 17-1 Закона о защите конкуренции (проведение тендерных процедур как основание для заключения последующего договора о передаче таких прав) и ст. 31 Закона о приватизации (в части обременения по содержанию отдельных не вошедших в состав приватизируемого имущества объектов).

12) Преобразование МУП в ООО не предусмотрено (соотв. законопроект находится в Госдуме РФ). До принятия дополнений в Закон о приватизации рекомендуется в соотв. случаях проводить ликвидацию унитарных предприятий, одновременно создавая ООО с аналогичным профилем деятельности. Такое ООО вправе участвовать в тендерах на получение прав владения и пользования муниципальным имуществом, необходимым для осуществления устан.-го предмета деятельности.

13) Межмуниципальные хозяйственные общества следует создавать только в форме ООО. Применительно к учредительству и формированию уставного капитала межмуниципальных ООО действуют те же нормы, что и в отношении муниципальных ООО (п.п. 6, 8 данных Рекомендаций). Решение об учреждении межмуниципального ООО принимается представительными органами МСУ муниципалитетов-учредителей.

14) Управление муниципальными ООО и ОАО осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства (Закон об акционерных обществах, Закон об ООО) с учетом норм Закона о приватизации. В ООО рекомендуется использовать право создания т.н. факультативных органов управления (совет директоров) и контроля (ревизор).

15) Муниципальным образованиям следует урегулировать отношения по организации управления долями в ООО и пакетами акций в ОАО, находящихся в муниципальной собственности. В соответствующих локальных нормативных актах (Положении о порядке управления муниципальной собственностью, либо самостоятельном Положении о порядке управления муниципальными пакетами акций (долями) в хозяйственных обществах) должны быть регламентированы порядок отбора и назначения представителей муниципалитета в органы управления хозяйственных обществ, представления ими интересов муниципального образования (в т.ч. при голосовании), организации деятельности органов управления и др.

16) В целях учета интересов всех учредителей межмуниципального ООО рекомендуется при распределении долей участия использовать заложенные в Законе об ООО механизмы достижения баланса (в частности, ограничение максимальной доли или максимального количества голосов участника, установление квалифицированного большинства или единогласия при принятии отдельных решений и т.п.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх