Куперс

Бухучет и анализ

Учения и тренировки

Артем ИВАНОВ, начальник отдела организационного обеспечения государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Минского городского управления МЧС Республики Беларусь:

Учения — наиболее действенный метод проверки подготовленности гражданских формирований к выполнению своих обязанностей в обстановке, максимально приближенной к реальности.

Документ-помощник:

«Инструкция по подготовке и проведению командно-штабных, тактико-специальных, комплексных учений и объектовых тренировок с органами управления, силами Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны», утвержденная постановлением МЧС Республики Беларусь № 48 от 27.12.2004.

Периодичность проведения:

— комплексные учения в областях, городах и районах, продолжительностью до 3 суток -один раз в пять лет;

— комплексные учения в организациях, имеющих численность работников более 300 человек, и в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек, продолжительностью до 2 суток — один раз в три года;

— командно-штабные учения (КШУ) в республиканских органах государственного управления, продолжительностью до 2 суток, местных исполнительных и распорядительных органах продолжительностью до 8 часов — один раз в два года;

— командно-штабные учения в организациях, имеющих численность работников более 300 человек, продолжительностью до 8 часов — один раз в год;

— штабные тренировки в организациях, имеющих численность работников менее 300 человек, продолжительностью до 8 часов — один раз в год;

— объектовые тренировки — в организациях с количеством работающих менее 300 человек, продолжительностью до восьми часов — один раз в три года;

— тренировки с работниками учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля — один раз в год;

— тактико-специальные учения с членами добровольных и гражданских формирований по предупреждению и ликвидации ЧС, продолжительностью до восьми часов — один раз в год.

Суть командно-штабных учений (штабных тренировок) на объектах состоит в том, что все обучаемые выполняют свои функции на фоне конкретной, непрерывно развивающейся тактической обстановки, которая может сложиться на объекте.

КШУ в организациях могут быть одноуровневыми и двухуровневыми. На одноуровневых обучается одна инстанция (только руководящий состав) — начальник ГО объекта или председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям (если начальник ГО не совмещает оба поста), штаб и службы ГО, члены комиссии по ЧС и ГО, эвакуационная комиссия. На двухуровневых — две инстанции, при этом вторую представляют командиры гражданских формирований, руководители структурных подразделений объекта (начальники цехов, комплексов, производств) и др.

Совет: наиболее целесообразно проводить двухуровневые учения, которые позволяют более полно отрабатывать вопросы принятия решений, постановки задач, приобретать навыки в работе с использованием технических средств связи и документов управления.

КШУ на объектах могут проводиться как в виде самостоятельного учебного мероприятия, так и в порядке привлечения объекта на учения, проводимые вышестоящими инстанциями (учения города, района).

Совет: при определении темы, учебных целей, вопросов и других исходных данных, решении задач подготовки и выработки методики проведения, в основу должны быть положены требования организационно-методических указаний местных исполнительных и распорядительных органов на очередной год.

КШУ должно предшествовать обучение (лекции, семинары, штабные тренировки органов управления, практические занятия с привлекаемыми на учения гражданскими формированиями). Об организации обучения в системе ГСЧС на субъектах хозяйствования подробно рассказано в статье «Безопасность — на новый уровень!» (№ 5/2012).

Руководство учениями. КШУ организуются и проводятся по принципу: начальник обучает своих подчиненных. Основным организатором является начальник ГО объекта или председатель КЧС. На крупных объектах, где на командно-штабные учения привлекается значительное количество руководящего, командно-начальствующего состава, начальник ГО может выступать только в роли руководителя учений, поручая выполнять обязанности начальника ГО главному инженеру или одному из своих заместителей.

Руководитель учения обеспечивает своевременную подготовку: определяет исходные данные для проведения учения и его общий замысел. Исходными данными являются: тема, учебные цели, этапы учения и их учебные вопросы (для каждого из обучаемых звеньев); состав обучаемых руководителей и органов управления, служб ГО, перечень штатных аварийно-спасательных подразделений, привлекаемых гражданских (специальных) формирований; продолжительность, время и места проведения. Одновременно определяется требуемый состав посредников, намечаются мероприятия по подготовке учебных мест, масштабы учебно-материальной базы. После этого осуществляется руководство разработкой основных документов; подготовка заместителей и помощников, посредников и штаба руководства; организация подготовки участников учения.

Совет: при выполнении практических мероприятий руководителю нужно лично проводить отработку наиболее важных эпизодов, связанных с защитой рабочих и служащих, повышением устойчивости функционирования предприятия.

По окончании учения руководитель оценивает действия обучаемых и ставит задачи по устранению выявленных недостатков.

На объектах, расположенных на разрозненных территориях, назначаются заместители (помощники) руководителя, создается штаб руководства и назначаются посредники из числа наиболее подготовленных работников структурных подразделений объектов.

Штаб руководства создается в минимально необходимом составе, обеспечивающем надлежащую организацию и качественное проведение учения.

Совет: на небольших объектах вместо штаба может создаваться группа управления из двух-трех человек.

В целях организации контроля за ходом отработки вводных на учебных местах руководитель назначает посредников. Посредники назначаются при КЧС, службах ГО, эвакуационной комиссии. Они подчиняются руководителю и отвечают за обеспечение своевременного выполнения всеми участниками поставленных задач (для достижения целей).

Подготовительный период учений, как правило, занимает не менее месяца и начинается с разработки основного рабочего документа — календарного плана, в котором определяются содержание мероприятий, сроки и время их проведения, а также исполнители.

В первом разделе плана — мероприятия, связанные с подготовкой исходных данных для планирования и проведения командно-штабного учения, изучением нормативных документов и учебно-методической литературы, проведением рекогносцировки района учения (если это требуется), согласованием в необходимых случаях отдельных вопросов с местными органами власти, управлением (отделом) по ЧС города (района) и соответствующими организациями и службами.

Во втором определяются перечень документов, сроки и лица, ответственные за их разработку, а также сроки доведения документов до участников учения.

В третьем перечисляются мероприятия по подготовке руководства и посредников, включая проведение лекций, семинаров, групповых упражнений, штабных тренировок, инструктажей, решение летучек, вопросы для самостоятельной работы.

В четвертом предусматриваются меры, необходимые для подготовки участников учения: практические занятия или тактико-специальные учения с формированиями, привлекаемыми на учение (если это предусмотрено замыслом), изучение правил техники безопасности, сдача нормативов.

В пятом речь идет о подготовке учебных мест, пункта управления, учебно-материальной базы, средств связи и оповещения, размножении справочных и других документов, схем, планов, выделении необходимого количества транспортных средств, организации питания и других проблемах, возникающих при подготовке и проведении учения. Затем руководитель формулирует тему, определяет цели, этапы и учебные вопросы, сроки учения, состав участников.

Совет: приступать к данному этапу можно только после изучения объектовых Планов по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации ЧС, а также организационно-методических указаний по организации функционирования на текущий год.

Вопросы, подлежащие выполнению участниками подготовки учения, доводятся до них в виде приказа по предприятию. Приказ разрабатывается после утверждения календарного плана.

Разработка учебно-методических документов. Для проведения учений, как правило, разрабатываются: план проведения, организационные указания по подготовке к нему, схема организации руководства учением, перечень и содержание вводных, частные планы заместителей (помощников) и посредников, план материально-технического обеспечения и имитации (если такая проводится).

План проведения учения — документ, в котором излагается ход учения в соответствии с замыслом, устанавливается последовательность отработки учебных вопросов. Порядок проведения описывается поэтапно, в виде развернутой таблицы. На каждом этапе определяются учебные вопросы и отводимое на них время. Обстановка излагается в виде вводных.

Совет: внимательно отнеситесь к определению времени на отработку учебных вопросов. Руководствуйтесь «Планом гражданской обороны» и «Планом предупреждения и ликвидации ЧС». Желательно отрабатывать вопросы «час за час», то есть вести учение в реальном времени. Можно вводить оперативные скачки, работать как в оперативном, так и астрономическом времени. Оперативным временем принято считать условное время, применяемое на учении для выполнения определенных задач, требующих, как правило, длительных затрат. Астрономическое — реальное время, которое отводится для выполнения конкретных мероприятий.

План проведения учения разрабатывает штаб руководства, подписывает руководитель штаба и утверждает руководитель учения не позже, чем за две недели до начала учения.

Приказ (организационные указания) по подготовке к командно-штабному учению доводится до исполнителей заблаговременно, чтобы они имели возможность выполнить все предусмотренные требования (работы). В приказе устанавливаются: сроки проведения; состав руководства и участников учения; задачи по подготовке, включая порядок и сроки оборудования рабочих мест; обеспечение транспортом; ответственные лица за создание натурных участков, если такие предусмотрены планом; силы и средства, выделяемые для этих целей; срок окончания работ; меры по доукомплектованию КЧС, служб, эвакоорганов и других структур; обеспечению средствами защиты, связи, специальной техникой. Приказ (указание) подписывает начальник ГО объекта.

В качестве приложения к приказу (или самостоятельного документа) разрабатывается схема организации руководства учением. На ней графически должны быть представлены руководство и все органы управления, производственные подразделения, привлекаемые службы, гражданские формирования и другие участники учения.

Дополнительно разрабатываются: частные планы помощников (если они назначаются) руководителя и посредников, которые разрабатывают должностные лица, назначенные для выполнения указанных обязанностей, согласовываются со штабом руководства, уточняются и утверждаются после проведения инструкторско-методических занятий; план материально-технического обеспечения — документ, определяющий обеспечение выполнения всех мероприятий, предусмотренных планом проведения учения; план проведения исследований (если они предусмотрены) содержит цели с точным указанием, что именно подлежит исследованию, порядок его проведения, методы и объем исследований. Подписывает его помощник руководителя по исследованию и утверждает руководитель учения.

Методика проведения. Основными приемами, применяемыми в ходе учения, являются: контроль за действиями обучаемых при осуществлении ими мероприятий в соответствии с Планами; изучение стиля работы КЧС, органа управления ГСЧС, служб ГО, эвакоорганов и оказание практической помощи в совершенствовании методов по оценке обстановки, принятию решений и приведению их в жизнь. При этом изучаются разработанные документы, заслушиваются доклады должностных лиц, проверяется реализация принятых решений (отданных распоряжений), умение обеспечить взаимодействие и согласованность в работе различных органов управления и служб.

Если на командно-штабном учении в отдельных местах предусматривается выполнение практических работ, то руководитель лично присутствует на основных из них, а на другие направляет заместителей или посредников.

Наращивание обстановки в ходе учения производится руководителем и посредниками последовательно, в соответствии с планом и учетом принимаемых решений обучаемыми. Данные об обстановке доводятся путем устного объявления или вручения письменных вводных, распоряжений, донесений и устных докладов, информации от старших начальников, соседей и других источников. При этом посредники должны не только сообщать новые данные об обстановке, но и умело наращивать ее в интересах более полной и глубокой проработки учебного вопроса. На учениях с привлечением формирований наращивание обстановки, кроме того, осуществляется путем имитации пожаров, завалов, разрывов трубопроводов и т.п.

После отработки вопросов каждого этапа руководитель коротко подводит предварительные итоги, делает общее заключение по проведенному этапу и дает указания о продолжении учения и порядке отработки последующих вопросов.

Совет: при отработке вопросов укрытия рабочих и служащих руководитель в первую очередь проверяет время и качество приведения защитных сооружений гражданской обороны в готовность к приему людей.

Особое внимание должно уделяться отработке вопросов повышения устойчивости работы объекта, обеспечению выполнения главными специалистами, руководителями цехов, участков и служб объекта комплекса инженерно-технических мероприятий, предусмотренных соответствующими планами. Решая эту задачу, руководитель требует обеспечения надежного управления в условиях продолжающейся производственной деятельности, проверяет наличие групп управления в каждой смене, их состав и знание своих функциональных обязанностей при возникновении ЧС и ведении гражданской обороны.

Затем руководитель в роли начальника ГО объекта ставит задачу на проведение эвакуационных мероприятий. На последнем этапе учения, как правило, решаются вопросы, связанные с организацией и проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ. При этом наблюдают за организацией разведки, требуют всесторонней оценки полученных данных об обстановке, проведения обоснованных расчетов, соответствующих ее характеру и масштабу.

Совет: на всех этапах в центре внимания — работа комиссии по чрезвычайным ситуациям и органа управления по ГСЧС объекта. Руководитель изучает слаженность и эффективность их работы, анализирует надежность системы управления, степень грамотности принимаемых решений, четкость отдаваемых распоряжений и организацию контроля за их выполнением.

Подготовка и проведение разбора учений. В основном разбор проводится сразу же после окончания учения. Поэтому подготовка к нему начинается заблаговременно, продолжается в ходе учения и заканчивается к моменту его завершения.

Цель разбора заключается в том, чтобы всесторонне проанализировать организацию выполнения мероприятий, предусмотренных планирующими документами, вскрыть основные недочеты в обучении, планировании, поставить задачи по их устранению.

Основными данными для разбора являются личные впечатления и наблюдения руководителя, его заместителей, замечания, высказанные при отработке учебных вопросов, а также замечания и оценка действий обучаемых, сделанные посредниками.

В докладе руководителя напоминаются тема и учебные вопросы, состав участников, обстановка, в которой действовали все участники. Затем рассматривается работа руководящего и командно-начальствующего состава, умение быстро и грамотно принимать решения, настойчиво проводить их в жизнь и твердо руководить действиями подчиненных. Дается оценка организации управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения действий, полноты отработки учебных вопросов и достижения целей учения. Завершается разбор изложением указаний по устранению выявленных недостатков и постановкой задач по совершенствованию деятельности органов управления объектового звена ГСЧС, служб и формирований ГО.

Совет. Желательно иллюстрировать разбор фото и видеоматериалами, схемами, графиками, таблицами, расчетами и другими документами. До общего разбора могут проводиться частные разборы в службах ГО и формированиях, участвовавших в учениях. Их проводят заместители руководителя и посредники.

Все положительное и новое, направленное на дальнейшее совершенствование объектового звена ГСЧС, доводится до всего руководящего и командно-начальствующего состава.

Фото: Город Казань KZN.RU

(Город Казань KZN.RU, 2 октября). Штабная тренировка по гражданской обороне прошла сегодня в Казани. Участники отрабатывали действия на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.

В ходе тренировки на базе бани №9 АО «Комбытсервис» был развернут пункт санитарной обработки, на базе АО «Казэнерго» отработали сценарий при прорыве магистрального трубопровода, на базе сетевой компании «Казанские электрические сети» проверили готовность защитных сооружений гражданской обороны, а в гостинице «Отель-Транзит» – готовность стационарного пункта обогрева.

Кроме того, в Департаменте продовольствия и социального питания был развернут подвижный пункт питания, на базе ООО «Восток-сервис» – пункт вещевого снабжения, на базе МУП «ПАТП-2» – станция специальной обработки транспорта, на базе ПАО «Казанькомпрессормаш» – пост радиационного и химического наблюдения, в Государственном институте прикладной оптики – сборный эвакуационный пункт, на базе УК «Заречье» – пункт выдачи средств индивидуальной защиты.

Участники практических мероприятий проявили организованность, профессионализм, компетентность и грамотность в вопросах гражданской обороны. Поставленные руководством города и республики задачи выполнены полностью, сообщает Управление гражданской защиты.

Старт всероссийской штабной тренировке по гражданской обороне дал глава МЧС РФ Евгений Зиничев. Он провел совещание с представителями органов исполнительной власти всех уровней. Кроме того, в Татарстане проверили региональные, местные и локальные системы речевого оповещения, в том числе комплексную систему экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС.

Всего к выполнению практических мероприятий всероссийской тренировки по гражданской обороне в Республике Татарстан привлекли более 10 тыс. человек и более 600 единиц техники. Учебные вопросы отработаны в полном объеме, сообщает пресс-служба Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ.

В целях повышения уровня готовности Главного управления МЧС России по Тверской области к оперативному реагированию на возникающие на территории Тверской области чрезвычайные ситуации, пожары и происшествия социально-значимого характера, в 2019 году были проведены все запланированные мероприятия оперативной подготовки.

Мероприятия оперативной подготовки, проводимых в Главном управлении МЧС России по Тверской области организовано в целях:

  • совершенствования механизма функционирования органов управления, сил и средств функциональных и территориальной подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Тверской области (далее — Ф и ТП РСЧС Тверской области) по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
  • совершенствования практических навыков КЧС и ОПБ Тверской области и КЧС и ОПБ муниципальных образований, Главного управления МЧС России по Тверской области в подготовке предложений, принятия решений и организации взаимодействия при ликвидации ЧС, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • совершенствования практических навыков в вопросах локализации и ликвидации ЧС силами и средствами Ф и ТП РСЧС Тверской области;
  • проверки реальности Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
  • проверки готовности органов управления Ф и ТП РСЧС Тверской области к действиям по предназначению в ЧС;
  • совершенствования практических навыков должностных лиц органов управления в принятии решений и планировании действий сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС.

В ходе проведения учений и тренировок, а также имевших место происшествий, особое внимание уделялось практической отработке вопросов взаимодействия органов управления Ф и ТП РСЧС Тверской области и совершенствованию навыков личного состава оперативных дежурных служб и сил предупреждения и ликвидации ЧС, совершенствовались навыки по управлению ходом проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, своевременному представлению фото- и видеоматериалов с места происшествия и отчётных документов в соответствии с Регламентом представления информации.

С начала 2019 года проведено более 16 000 мероприятий оперативной подготовки, из них наиболее масштабные с проведением практических мероприятий по ликвидации ЧС:

  • мобилизационная тренировка с органами управления и силами ГУ МЧС России по Тверской области (11.01.2019);
  • тактико-специальное учение по теме: «Действия АСС ГКУ «Управление ПС, ЗН и Т Тверской области» при возникновении ЧС, вызванных весенним половодьем» (27.03.2019);
  • пожарно-тактическое учение с развёртыванием Ржевского ОП (г. Ржев) (29.03.2019);
  • пожарно-тактическое учение с развёртыванием Вышневолоцкого ОП (г. Вышний Волочек) (10.04.2018);
  • мобилизационная тренировка по теме: «Непосредственная подготовка к переводу и перевод ГУ МЧС России по Тверской области на работу в условиях военного времени» (11.04.2019);
  • КШУ с органами управления и силами МЧС России и РСЧС по отработке вопросов ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате природных пожаров, защиты населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также безаварийного пропуска весеннего половодья в 2019 году (16-18.04.2019);
  • командно-штабное учение по антитеррористической тематике (18.04.2019);
  • тактико-специальное учение по теме: «Действия АСС ГКУ «Управление ПС, ЗН и Т Тверской области» при возникновении ЧС, вызванных природными пожарами» (24.04.2019);
  • пожарно-тактическое учение с развёртыванием Тверского ОП (г. Тверь) (23.05.2019);
  • тактико-специальное учение Центра ГИМС МЧС России по Тверской области и АСС ГКУ «Управление ПС, ЗН и Т Тверской области» по теме: «Оказание помощи людям, терпящим бедствие на водных объектах в летний период» (29.05.2019);
  • пожарно-тактическое учение с развёртыванием Нелидовского ОП (г. Нелидово) (20.06.2019);
  • тренировка по теме: «Действия АСС ГКУ «Управление ПС, ЗН и Т Тверской области» по поиску туристической группы, сбившейся с маршрута. Транспортировка пострадавших» (26.06.2019);
  • мобилизационная тренировка по теме: «Управление переводом МЧС России на работу в условиях военного времени» (09-10.07.2019);
  • командно-штабное учение по антитеррористической тематике (06.09.2019);
  • штабная тренировка по гражданской обороне (01- 02.10.2019);
  • пожарно-тактическое учение с развертыванием Бежецкого ОП (г. Бежецк)(08.11.2019);
  • командно-штабное учение по антитеррористической тематике (14.11.2019)
  • тактико-специальное учение структурных подразделений Центра ГИМС МЧС России по Тверской области совместно с АСС ГКУ «Управление ПС, ЗН и Т Тверской области» по теме: «Оказание помощи людям, терпящим бедствие на водных объектах в зимний период» (27.11.2019).
  • КШУ МЧС России по теме: «Ликвидация ЧС на объектах транспортной инфраструктуры» (10-11.12.2019) .

Проведено 10 командно-штабных учений с органами местного самоуправления. Проведено более 1800 пожарно-тактических учений и пожарно-тактических занятий.

Оперативно-дежурными сменами ЦУКС ГУ МЧС России по Тверской области ежедневно проводились тренировки с едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований, еженедельно с оперативными группами пожарно-спасательных гарнизонов Тверской области.

Результаты совместной работы территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Тверской области в ходе проведения тренировок и учений, ликвидации последствий происшествий, оцениваются положительно.

Структурные подразделения Главного управления МЧС России по Тверской области, ЦУКС ГУ МЧС России по Тверской области, а также пожарно-спасательные подразделения, подразделения ГИМС МЧС России по Тверской области показали организованность и слаженность в практических действиях на учениях (тренировках) и в ходе ликвидации имевших место происшествий, принимаемые руководителями решения в целом отвечали сложившейся обстановке.

Учебные цели и задачи, поставленные на тренировках и учениях, были выполнены в полном объёме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх