Куперс

Бухучет и анализ

Учет иностранных организаций

24 декабря 2010 года вступил в силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2010 № 117н «Об утверждении особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения» (далее — Особенности).

Особенности являются логическим продолжением изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, которые были внесены в его статьи 83—85 в июле 2010 года Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ. В связи с принятием Особенностей отменяется ранее действовавшее Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденное приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 07.04.2000 № АП-3-06/124 (далее — Положение).

Рассматриваемый документ в сравнении с ранее действовавшими нормами Положения вносит следующие существенные изменения в порядок учета иностранных организаций в налоговых органах:

1) Если несколько отделений иностранной организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, то иностранная организация может по своему усмотрению определить налоговый орган по месту нахождения одного из ее отделений, в котором будет осуществлена постановка организации на учет.

Ранее: иностранная организация была обязана встать на учет в каждом таком налоговом органе.

2) При открытии иностранной организацией нового отделения на территории, подведомственной налоговому органу, в котором иностранная организация уже стоит на учете по месту нахождения своего отделения в Российской Федерации, она обязана подать все необходимые документы, касающиеся нового отделения, для постановки на налоговый учет.

Ранее: обязанностью иностранной организации являлось информирование налогового органа о таком новом месте осуществления деятельности.

3) Введено новое основание для постановки иностранной организации на учет: в случаях, если иностранная организация осуществляет поставки с территории Российской Федерации принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории Российской Федерации или под таможенным контролем, а также осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через зависимого агента.

Ранее: постановка на учет иностранной организации по такому основанию не была прямо описана в Положении, но косвенно в таком случае иностранная организация подлежала учету налоговым органом на основе направляемого ею в налоговый орган уведомления.

4) Отменена процедура постановки иностранной организации на учет на основании уведомлений об источниках дохода и имуществе.

Ранее: такая процедура применялась в определенных в Положении случаях (например, в случае если иностранная организация осуществляла деятельность в Российской Федерации в течение периода, не превышающего 30 календарных дней в году).

5) Отдельный раздел отведен особенностям постановки на учет в налоговых органах иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации.

Ранее: для таких организаций не было предусмотрено специальных правил.

6) Налоговые органы должны самостоятельно осуществлять постановку на учет иностранной организации по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и (или) транспортных средств (ТС) либо в качестве налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых в соответствии со сведениями, сообщаемыми налоговому органу соответствующими государственными органами.

Ранее: обязанность по постановке на учет иностранной организации по месту нахождения принадлежащего последней недвижимого имущества и (или) ТС на территории Российской Федерации возлагалась на саму иностранную организацию.

7) При постановке иностранной организации на учет в связи с открытием последней счета в банке на территории Российской Федерации иностранной организации присваивается ИНН.

Ранее: в указанном случае иностранной организации выдавалось свидетельство об учете в налоговом органе и присваивался код иностранной организации (КИО) и КПП.

8) Существенные изменения внесены и в порядок снятия иностранных организаций с учета в налоговом органе:

(a) предусмотрено несколько оснований для снятия иностранной организации с учета;

(b) отменен ранее установленный трехдневный срок, в течение которого иностранная организация должна была сообщить об окончании деятельности в Российской Федерации или наступлении иного основания для снятия иностранной организации с налогового учета;

(c) из списка документов, подлежащих предоставлению в налоговый орган при снятии иностранной организации с учета, исключено письмо банка(ов) о закрытии счета(ов) иностранной организации, а также оригинал свидетельства о постановке иностранной организации на учет в налоговом органе;

(d) на осуществление процедуры снятия иностранной организации с учета налоговому органу отводится 10 рабочих дней (для некоммерческой неправительственной организации — 5 рабочих дней), однако не ранее окончания выездной налоговой проверки (в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса России срок проведения выездной налоговой проверки может составить до двух месяцев (если он не будет продлен));

(e) при прекращении права собственности на объект недвижимого имущества, снятии с регистрационного учета ТС, прекращении права пользования участком недр, а также закрытии счета в банке снятие иностранной организации с учета производится налоговыми органами самостоятельно на основании тех сведений, которые предоставлены соответствующими организациями;

(f) предусмотрен упрощенный порядок снятия иностранной организации с учета, без предоставления ею в налоговый орган документов. Отныне налоговый орган осуществляет такое снятие самостоятельно при наличии указанных в Особенностях оснований.

Принятие Особенностей призвано помочь в устранении неточностей и неурегулированных аспектов процедуры снятия иностранной организации с налогового учета, которые сохранялись в Положении. Однако с учетом того, что правоприменительная практика в отношении Особенностей еще не сформирована, делать выводы об окончательной формализации указанной процедуры преждевременно.

Особенности содержат ряд положений, которые так и не сделали некоторые процедурные моменты более определенными. Например, не описан порядок выбора иностранной организацией налогового органа в том случае, когда такой выбор возможен; не разъяснена процедура сообщения регистрирующими органами налоговым органам информации о недвижимом имуществе и ТС, принадлежащих иностранным компаниям, равно как и дальнейшего учета этих данных налоговыми органами.

Как нам представляется, именно понимание того, что налоговые органы при применении нового акта Министерства финансов России могут столкнуться с рядом трудностей, привело к изданию Федеральной налоговой службой 18 февраля 2011 года письма № ПА-4-6/2688@ «О применении Особенностей учета иностранных организаций, утвержденных приказом Минфина России от 30.09.2010 № 117н, и Особенностей учета иностранных граждан, утвержденных приказом Минфина России от 21.10.2010 № 129н».

Данное письмо представляет собой трактовку Особенностей Федеральной налоговой службой для единообразного применения этого документа налоговыми органами. Оно дает ряд существенных разъяснений, а также предусматривает новые формы документов, рекомендуемых для применения иностранными организациями и налоговыми органами. Так, например, в приказе достаточно подробно описаны процедура постановки иностранных некоммерческих неправительственных организаций на учет в налоговом органе, а также порядок снятия иностранных организаций с учета по упрощенной процедуре (эти процедуры оправданно требуют особой регламентации в связи с их принципиальной новизной).

Аналитическая группа PTI Lawyers
2 марта 2011 года
© PTI Lawyers, 2011

Настоящий обзор является информационным и аналитическим материалом. Данный текст не должен рассматриваться в качестве юридического заключения, практической рекомендации или консультации, для получения которых просим обращаться к специалистам PTI Lawyers.

Информация о практическом опыте PTI Lawyers в сфере корпоративной практики представлена в разделе «Практики: корпоративная практика».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх