Куперс

Бухучет и анализ

Удобный флаг

2 августа 2017 г.: ru 4 7 августа 2017 г.: ru 4 4 августа 2017 г.: ru 3 всего: 342610.07.17

  • Морское право

Флаг судна — это, в первую очередь, внешнее выражение его государственной принадлежности. В свою очередь, под национальностью судна можно понимать его принадлежность к определенному государству. В зависимости от того, в какой стране судно было зарегистрировано и под каким флагом плавает, законам этой страны, обязаны подчиняться все, кто находится на его борту. Принадлежность судна к определенному государству обуславливается его регистрацией и выдачей соответствующих документов, а также предоставлением права под флагом этой страны. Статья 91 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года, подписанная в Монтего-Бее, Ямайка (далее по тексту — Конвенция ООН) гласит, что каждое государство самостоятельно устанавливает условия и права предоставления своего флага судам. Украина ратифицировала Конвенцию ООН Законом «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года и Соглашения об имплементации Части XІ Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года» от 03.06.1999. Обязательным условием является то, что между страной, предоставляющей свою национальность и судами должна существовать связь, которая позволяет государству осуществлять контроль над судами. Согласно Конвенции ООН, судно обязано плавать под флагом только одной страны, не имеет права менять флаг в течение плавания или после захода в порт. Исключением служат случаи, когда судно проходит процесс изменения регистрации. Россия пошла еще дальше.

Международным сообществом была сделана попытка унифицировать и уточнить отношение связи и контроля государства флага над судами, поскольку содержание такого контроля понимается многими государствами далеко неоднозначно. С 20 января по 7 февраля 1986 г. в Женеве проходила Конференция ООН по условиям регистрации судов, в результате была подписана Конвенция об условиях регистрации судов. Из 109 государств, принявших участие в Конференции, Конвенцию подписали 81 государство, но Конвенция эта в силу не вступила и не вступит никогда, наверняка. Для такого утверждения много смелости не нужно, поскольку общеизвестно, что ни экономической заинтересованности, ни юридической основательности большинство государств, подписавших Конвенцию, не обнаружили. Что касается экономической незаинтересованности, то она очевидна, ибо признание принципа реальной связи судна с государством флага подорвет позиции государств, предоставляющих удобный флаг. Тем не менее, Россия эту Конвенцию ратифицировала, чем поставила себя в довольно неудобное положение, ведь она теперь имеет обязанности, предусмотренные в этой Конвенции, хотя они и не носят строго обязательного юридического характера. Таким образом, созданный в России второй регистр оказался далеко не столь успешным, как международные реестры судов в других странах.

Юридическая компания Interlegal уже более 20 лет практикует в сферах Transport, Shipping and International Trade. Наши юристы помогут найти наилучшие решения для Вашего бизнеса. Наши услуги в сфере морского права

Практика стран удобного флага

В начале ХХ века несколько государств приняли законы об упрощенной регистрации иностранных судов под флагом своей страны. Упрощенный процесс регистрации включал в себя, в том числе занижение налогообложения и стандартов охраны труда. Такая практика быстро обрела популярность и невиданный масштаб — в настоящий момент более половины всех судов в мире плавают под так называемыми удобными флагами. К числу государств, предоставляющих удобные флаги, Международный профессиональный союз транспортников (далее по тексту — ITF), относит следующие страны: Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Боливию, Бирму, Камбоджу, Каймановы острова, Коморские острова, Кипр, Экваториальную Гвинею, Францию (второй регистр), Грузию, Германию (второй регистр), Гибралтар, Гондурас, Ямайку, Ливан, Либерию, Мальту, Республику Маршалловы Острова, Маврикий, Монголию, Нидерландские Антильские острова, Северную Корею, Панаму, Сан-Томе и Принсипи, Шри-Ланку, Сент-Винсент и Гренадины, Тонга, Вануату. Более 30% мирового тоннажа торгового флота находится под юрисдикцией Панамы.

Понятие удобного флага подразумевает под собой регистрацию судна под национальным флагом определенной страны, при этом фактической привязки судовладельца к этой стране может и не быть.

В первую очередь, удобный флаг судна выгоден стране, предоставляющей такие услуги, так как это легкий способ получить определенный доход. Бюджет стран удобных флагов формируется в значительной части от регистрационных взносов судовладельцев. В этой связи, между странами удобного флага возникает конкуренция, вследствие которой, для привлечения новых судов под свой флаг, занижаются требования к охране труда, к возрасту и состоянию судов, что негативно сказывается на состоянии мирового флота и условиях работы моряков.

Преимущества удобного флага для судовладельца

Для судовладельцев преимущества применения удобного флага заключаются в следующем: за невысокую плату они получают низкие налоговые ставки и регистрационные сборы, причем все процедуры, касающиеся регистрации судна происходят по максимально упрощенной схеме и в самые сжатые сроки. Стандартное время регистрации судна под удобным флагом занимает около недели. К тому же наличие удобного флага судна гарантировано дает владельцам судов возможность перерегистрации в реестре другого государства и также параллельной регистрации. Регистрация судна возможна как в самом государстве, предоставляющем такие услуги, так и в его зарубежных консульствах.

Регистрация под удобным флагом обладает определенными преимуществами для судовладельца относительно налогообложения, как правило, налоговые ставки в таких государствах существенно ниже, чем в морских державах. Следует отметить, что вместе с налоговыми затратами значительно снижаются и эксплуатационные расходы, так как предъявляются значительно меньшие требования к техническому состоянию и экипажу судна. В ряде государств практически полностью отсутствует контроль за выполнением норм по безопасной эксплуатации судна и зачастую отсутствует требование освидетельствования технического состояния судна, так как существует более упрощенная процедура получения документов, удостоверяющих пригодность судна к плаванию.

Страны открытой регистрации предоставляют судовладельцам определенные преимущества при эксплуатации судна. В частности, это таможенные льготы, применение упрощенных схем при совершении сделок по продаже судна, сохранение анонимности крупных должностных лиц судоходных компаний и конфиденциальности проведения коммерческих операций. Зачастую именно анонимность привлекает тех, кто использует удобный флаг в преступных целях. Возможность скрыть фактически всю лишнюю или ненужную, с точки зрения преступников, информацию о судне открывает огромные возможности для осуществления множества незаконных операций. В частности, суда под удобными флагами используются для контрабанды оружия, наркотиков или даже людей, а также в целях отмывания денег.

Еще одной причиной распространенности такого явления, как удобный флаг, является то, что требования касательно соблюдения адекватных условий жизни и труда команд на суднах занижены по сравнению с нормами, существующими в иных государствах. Особенно это касается соблюдения трудового распорядка и выплаты заработной платы. Это обуславливает резкое снижение расходов на содержание команды, к тому же существует практика найма моряков вне зависимости от их гражданства, что также позволяет значительно экономить на рабочей силе.

Однако минимальные требования к составу экипажа, предъявляемые странами открытой регистрации, могут привести к тому, что трудовое законодательство по отношению к членам команды почти не соблюдается или же не соблюдается вовсе. Несоблюдение норм законодательства и отсутствие социальных гарантий приводит к ухудшению условий жизни на борту, частичной или полной невыплате заработной платы, отсутствию каких-либо норм охраны труда. Суда под удобным флагом часто не имеют никакого медицинского обслуживания, не подготовлены к аварийным ситуациям, что ведет к повышению уровня травматизма на борту. Еще одной проблемой членов такого экипажа может стать отсутствие коллективного договора, который, согласно требованиям ITF, является гарантией оплаты труда и предоставления достойных условий работы. Обычно в целях экономии расходов на заработную плату экипажа, судовладельцы прибегают к найму моряков из стран, с низким уровнем жизни, таких как: Филиппины, Индия, Китай и др. Соответственно, уровень профессиональной подготовки таких моряков является довольно низким. Кроме того, существуют также языковые препятствия. Часто на судах возникает ситуация, когда моряки, офицеры и капитан не понимают друг друга, что ведет к значительному риску, при возникновении аварийных ситуаций.

Официальная позиция ITF по данному вопросу, заключается в том, что регистрация судов под удобными флагами недопустима, поскольку делает невозможным соблюдение всех прав моряков — работников судна. Довольно часто происходят такие конфликтные ситуации, что для их разрешения на основе трудового законодательства, моряку приходится обращаться в суд по месту регистрации судна, так как контракт составлен по законодательству этой страны, что приводит к значительным издержкам на наем адвокатов и ведение процесса в другой стране. Подобные расходы зачастую могут превышать сумму спора, и в этой связи многие моряки не решаются на разбирательство.

Дает ли удобный флаг защиту от ареста судна?

Некоторые судовладельцы надеются, что удобный флаг дает какие-то преимущества или даже может помешать наложению ареста на морское судно, поскольку государство флага не является членом ни одной из конвенций об аресте судов. Хотя большинство государств удобного флага, действительно, не присоединились ни к одной из конвенций об аресте судов, это, разумеется, не спасает судно от ареста. Виду того, что страна, где зарегистрировано судно, не является договаривающимся государством, например, Конвенции по унификации некоторых правил относительно наложения ареста на морские суда 1952 года, к которой присоединились как Украина, так и Россия, следует отметить, что в ч. 2 ст. 8 этой Конвенции предусматривается, в частности, что судно, которое ходит под флагом государства, не являющегося договаривающимся государством Конвенции, может быть арестовано в пределах юрисдикции любого из договаривающихся государств по любому из морских требований, перечисленных в ст.1 Конвенции.

Таким образом, мы полагаем, что и раньше, до вступления в силу упомянутой Конвенции в отношении Украины и Российской Федерации, арест морского судна был преимущественно институтом гражданского материального права, а также процессуальным институтом частного права. Как бы то ни было, судовой арест вполне может быть проведен в отношении судна под удобным флагом как в России, так и в Украине.

Попытки маскировки действительности и позиция ITF

Как уже было сказано выше, в настоящее время огромное количество судовладельцев предпочитают регистрацию своего флота под удобным флагом. В рамках конкуренции страны открытой регистрации активно начинают принимать участие в различных морских конвенциях международного масштаба, сотрудничать с профсоюзами, вступать в соглашения, которые призваны подтвердить их высокий статус, безопасность мореплавания и благонадежность. Любое подобное государство заинтересовано в том, чтобы под их флагом ходили крупные суда успешных судовладельцев, поэтому и стремится поднять престиж своего флага. Тем не менее, такие меры носят больше формальный характер, требования безопасности мореплавания и охраны труда в странах с «престижным» удобным флагом, все равно значительно ниже, чем в крупных морских державах с устоявшимися морскими традициями.

Долгое время ITF ведет борьбу с системой удобных флагов. Следует отметить, что все страны, предоставляющие удобный флаг, являются суверенными, и в этой связи, вмешательство со стороны международных организаций, или других стран, в их внутреннюю деятельность является недопустимым.

Соответственно, деятельность ITF в этой части, носит скорее контролирующий характер. В частности принимаются такие меры, как: постоянная проверка судов специальными инспекторами и возвращение заработной платы морякам в случае ее задержания, постоянный контроль владельцев судов с целью обеспечения экипажа всеми стандартами, указанными в международных правовых актах. К методам борьбы с системой удобных флагов также можно отнести необходимую помощь членам экипажа в медицинском обслуживании и правовой защите, в связи с чем нельзя не отметить значительный вклад ITF в области охраны прав моряков на судах с удобными флагами.

Опубликовано в журнале Транспорт Авторы: Если вам понравилась эта статья — поделитесь ею с друзьями и коллегами. Они точно оценят это

Уклонение от правил под удобным флагом

Моряки очень важны для всех нас. Они путешествуют по земному шару со всем, что нам необходимо, от бананов, нефти, газа и строительных материалов до одежды, зерна и мороженого мяса. Они также являются невидимой рабочей силой. То, что происходит в море, часто находится вне поля зрения регуляторов. Это позволяет мошенникам-судовладельцам оставаться безнаказанными за нарушение прав моряков.

МФТ оказывает большое влияние заработную плату и условия моряков, работающих на судах под удобными флагами.

Что такое удобные флаги?

Судно под удобным флагом – это судно, ходящее под флагом страны, отличной от страны владения. Для членов экипажа это может означать следующее:

  • Очень низкая зарплата;
  • Плохие условия на судне;
  • Не соответствующие требованиям пища и питьевая вода;
  • Длительные периоды работы без надлежащего отдыха, ведущие к стрессу и усталости.

Путем смены флага судовладельцы могут использовать преимущества:

  • Минимального регулирования;
  • Низких регистрационных сборов;
  • Низких налогов или их отсутствия;
  • Свободы найма дешевой рабочей силы из глобального рынка труда.

МФТ считает, что должна быть «истинная связь» между реальным владельцем судна и флагом, под которым ходит судно, в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS). Реестры удобных флагов осложняют профсоюзам, заинтересованным сторонам в отрасли и общественности привлечение судовладельцев к ответственности.

Во многих случаях сами реестры даже не управляются из страны флага.

Глобализация помогла стимулировать эту гонку вниз. На конкурирующем рынке морских перевозок удобные флаги снижают сборы и минимизируют регулирование, поскольку судовладельцы стремятся найти самый дешевый способ эксплуатации своих судов.

Проблемы для моряков

Предусмотренные контрактом претензии

Серьезная травма может погубить жизнь, поставить крест на карьере моряка и лишить семью регулярного дохода. У самих моряков мало шансов добиться компенсации. МФТ и ее членские профсоюзы помогают морякам выигрывать эти дела через суды, однако часто им приходится распутывать хитросплетения структур компаний, прежде чем они могут разобраться, кто несет ответственность за судно и его экипаж.

Получение зарплаты

Ежедневно МФТ слышит об экипажах, которым должны крупные суммы денег. Некоторым экипажам просто не платят. Есть такие, которые узнают, что компании задерживают или не производят платежи их семьям, когда они хотят послать деньги домой. Во многих случаях моряки месяцами не видят никаких признаков обещанных им денег. Не получая зарплаты, они даже не в состоянии сбежать и самостоятельно добраться до дома. Одним из наиболее важных аспектов работы инспекторов МФТ является взыскание задолженностей по зарплате для моряков. С 2011 по 2013 гг. МФТ взыскала 103 миллиона долларов США в пользу экипажей, не получавших зарплату – в среднем 34,3 миллионов долларов США в год. На многие суда под удобным флагом теперь распространяются договоры МФТ, предоставляющие прямую защиту более чем 250 000 морякам.

Озвучивание их потребностей

Несмотря на тяжести, многие моряки судов под удобным флагом слишком напуганы, чтобы протестовать. Недобросовестные крюинговые агенты распространяют списки моряков, которые жалуются инспекторам. По-прежнему для капитана судна является обычной практикой сделать запись «нарушитель порядка из МФТ» в расчетной книжке моряка. С такой записью моряк никогда больше не сможет устроиться на работу. Некоторые моряки даже попадали в тюрьму по возвращении домой. А с открытием еще более дешевых источников рабочей силы – особенно из Китая – повышается риск дальнейшего ухудшения условий и зарплаты.

Роль МФТ

МФТ проводит переговоры о заключении договоров с международными организациями, включая морских работодателей и крюинговые агентства с целью обеспечения минимальных стандартов и условий для больших групп моряков.

Наша политика Мехико, принятая на конгрессе МФТ в 2010 г., обязывает наши членские профсоюзы обеспечивать всех моряков надлежащим представительством интересов и защитой. Они работают вместе, добиваясь распространения коллективных договоров на всех моряков, независимо от их национальности или страны происхождения.

  • В политическом плане:

Мы стремимся к международному государственному соглашению о том, что должна быть истинная связь между флагом, под которым ходит судно, и национальностью или постоянным местом проживания его владельцев, управляющих и моряков. Это бы полностью искоренило систему удобных флагов

  • В производственном плане:

Мы пытаемся добиться того, чтобы моряки, которые служат на судах под удобным флагом, независимо от их национальности были защищены от эксплуатации со стороны судовладельцев

В результате выступлений трудящихся удалось добиться достойной зарплаты и условий почти на 11 500 судах под удобными флагами. МФТ стала флагманом для моряков, подвергающихся эксплуатации и плохому обращению, независимо от национальности или членства в профсоюзе. Ежегодно МФТ и ее членские профсоюзы взыскивают миллионы долларов в счет задолженности по зарплате и в качестве компенсации за гибель или травматизм от имени моряков, которым больше не к кому обратиться.

Одобренные МФТ коллективные договоры

Одобренные МФТ коллективные договоры устанавливают зарплату и условия труда для всех экипажей судов под удобными флагами, независимо от национальности. Все суда, на которые распространяется одобренный МФТ коллективный договор, получают свидетельство, в котором указываются согласованные зарплата и условия труда на судне.

Имеются различные типы договоров, отражающие сложность договоров для круизной и оффшорной отрасли, а также различия между регионами.

Инспекции

Более 150 инспекторов и контактных лиц МФТ в портах всего мира обеспечивают соблюдение наших договоров. Инспекторы МФТ являются должностными лицами профсоюзов, работающие полный или неполный рабочий день непосредственно с МФТ.

Они осуществляют мониторинг выплаты зарплаты, а также других социальных и трудовых условий. Если необходимо, они предпринимают действия, направленные на проведение политики МФТ.

Работа с докерами

В комитет справедливой практики (КСП) входят профсоюзы, как моряков, так и докеров. В период между заседаниями КСП, проводимыми раз в два года, выборная руководящая группа КСП рассматривает повседневный ход и эффективность кампании против удобных флагов.

Профсоюзы моряков и докеров работают вместе над поддержанием безопасных и качественных рабочих мест для всех портовых рабочих. Во многих странах портовые рабочие сталкиваются с последствиями приватизации: временным и нестрандартным трудом, несоответствующей подготовкой и нарушениями их права на свободу ассоциации. Для решения этих проблем была инициирована кампания МФТ против удобных портов.

Страны удобного флага

Нижеследующие страны были объявлены удобными флагами комитетом справедливой практики МФТ (совместным комитетом профсоюзов моряков и докеров МФТ), который ведет кампанию МФТ против удобных флагов:

Антигуа и Барбуда
Багамы
Барбадос
Белиз
Бермудские острова (Великобритания)
Боливия
Камбоджа
Каймановы острова
Коморские острова
Кипр
Экваториальная Гвинея
Фарерские острова
Французский международный судовой реестр
Немецкий международный судовой реестр
Грузия
Гибралтар (Великобритания)

Гондурас
Ямайка
Ливан
Либерия
Маде́йра
Мальта
Маршальские острова (США)
Маврикий
Молдова
Монголия
Мьянма
Нидерландские Антильские острова
Северная Корея
Панама
Сан-Томе и Принсипи
Сент-Винсент
Шри-Ланка
Тонга
Вануату

Вы моряк и у вас есть проблемы?

Обратитесь к Инспектору МФТ

Если вы на судне или в порту и у вас есть неотложная проблема, вам надо обратиться к Инспектору МФТ или написать в Группу поддержки моряков МФТ по адресу seafsupport@itf.org.uk

Судно под удобным флагом − это такое судно, которое несет флаг не той страны, которая является страной истинного владения судном.

Низкая плата за регистрацию, низкие налоги или их полное отсутствие, возможность использования дешевой рабочей силы − все эти факторы склоняют судовладельца к принятию решения зарегистрироваться в стране удобного флага.

Объявляя регистр удобным флагом, МФТ учитывает число зарегистрированных и плавающих под данным флагом иностранных судов, а также следующие дополнительные критерии:

  • Способность и готовность государства флага установить на своих судах минимальные социальные стандарты, включая соблюдение основных прав человека и профсоюзов, свободы объединений и права на коллективные переговоры с независимыми профсоюзами;
  • Социальный индекс государства, определяемый этапами ратификации и внедрения Конвенций МОТ и ее рекомендаций;
  • Индекс экологической безопасности, который определяется этапом ратификации и внедрения Конвенций ИМО, а также результатами инспекций государственного портового надзора, выявленными недостатками и арестами.

МФТ считает, что должна существовать ‘»реальная связь»‘ между фактическим владельцем судна и флагом, который оно несет, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву (UNCLOS). В случаях регистрации под удобным флагом такая «реальная связь» отсутствует.
В некоторых из этих судовых регистров приняты низкие стандарты безопасности и подготовки персонала и не установлены ограничения по гражданству или подданству членов экипажа. В некоторых случаях моряки из-за языкового барьера не могут полноценно общаться друг с другом, ставя, таким образом, под угрозу безопасную и эффективную работу судна.

Во многих случаях эти флаги не означают даже бегства из какой-либо определенной страны.

После регистрации судна под удобным флагом многие судовладельцы набирают самую дешевую рабочую силу, которую они могут найти, выплачивают ей минимальную заработную плату и сокращают издержки путем использования самых низких стандартов условий труда и жизни экипажа на борту.

Глобализация только способствует этому падению на дно. Вследствие существующей на рынке судоходства жесточайшей конкуренции каждый новый регистр удобного флага предлагает все более низкую плату за регистрацию и минимальное регулирование. Таким же образом, чтобы выдержать конкуренцию, судовладельцы вынуждены искать самые дешевые и наименее регламентированные способы эксплуатации своих судов, а удобные флаги предоставляют им такие возможности.

Источник: Что такое удобные флаги?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх