Куперс

Бухучет и анализ

Уголовная ответственность за фирмы однодневки

Статья 285.3. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений

1. Умышленное внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заведомо недостоверных сведений, а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации, —
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —
наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

(Статья дополнительно включена с 5 июля 2010 года Федеральным законом от 1 июля 2010 года N 147-ФЗ)

Комментарий к статье 285.3 УК РФ

1. Предмет преступления — единые государственные реестры РФ и документы, послужившие основанием для внесения в них сведений.

В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения по различным направлениям деятельности, имеющие, как правило, юридическое и информационное значение. Наиболее значимыми являются такие реестры, как Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), Единый государственный реестр субъектов страхового дела, Единый государственный реестр лотерей и др.

2. Объективная сторона преступления заключается во внесении недостоверных сведений в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством РФ или уничтожении, подлоге документов, которые подлежат обязательному хранению.

Недостоверными являются сведения, не соответствующие действительности либо искаженные. Внесение сведений осуществляется путем записи или помещения информации на электронном носителе.

Уничтожение документов предполагает их физическую ликвидацию (сжигание, разрывание, выбрасывание и т.д.). Подлог документов возможен путем как их подмены, так и внесения ложных сведений, пометок, подчисток и т.п.

Обязательность хранения документов определяется соответствующими нормативными актами.

3. Преступление окончено с момента внесения недостоверных сведений, уничтожения или подлога документов.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

5. Субъект преступления — должностное лицо органа, осуществляющего ведение единого государственного реестра.

6. Тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285.3) — оценочное понятие, с учетом предмета преступления наиболее вероятным представляется материальный вред.

Другой комментарий к статье 285.3 Уголовного Кодекса РФ

1. Государственным реестром в самом общем виде следует рассматривать перечень сведений о фактах (предметы, явления, события), зафиксированных на бумажных носителях либо в электронном виде, характеризуемых однотипностью, определенным и единым критерием, подлежащих систематизации данных о регистрируемых объектах. Государственные реестры по их назначению и содержанию бывают различных видов, но все они ведутся по правилам, установленным Правительством РФ, где подробно определяется порядок ведения того или иного реестра. Наиболее известным является Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), который установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (ред. от 28.07.2012). Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ред. от 28.07.2012) определяет правовые основания для регистрационных действий с наличием права на имущество. Во исполнение данного Закона разработаны правила о ведении названного реестра (см.: Постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Например, предметом регистрационных действий по юридическим лицам являются сведения о создании юридического лица, его реорганизации, ликвидации, иные сведения о юридических лицах — изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица или в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Основанием для внесения соответствующей записи в любой без исключения государственный реестр является наличие правоустанавливающих документов, предоставленных заявителями при государственной регистрации. При внесении в реестр любой записи в обязательном порядке присваивается государственный регистрационный номер и для каждой из них указывается дата ее внесения в государственный реестр.

Внесение записи в реестр подтверждается документом — свидетельством о государственной регистрации.

2. Объектом рассматриваемого состава преступления является нормальное функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления при совершении регистрационных действий, непосредственно связанных с ведением реестров в той или иной сфере деятельности юридических или физических лиц. Возникающие между участниками правоотношения требуют наличия субъектов — заявителя и регистрирующего органа. При этом данная норма предусматривает ответственность только представителей органов власти, если при этом не будут установлены факты соучастия в совершении данного преступления иных лиц, не являющихся должностными.

3. Объективная сторона преступления характеризуется недобросовестным исполнением должностным лицом обязанностей, возложенных на него законом, путем внесения хотя бы в один из единых государственных реестров заведомо недостоверных сведений, уничтожение или подлог документов, послуживших основанием для внесения записи в единый реестр, при условии что такие документы подлежат обязательному хранению. По конструкции состав преступления по ч. ч. 1 и 2 формальный и является оконченным с момента внесения недостоверных сведений. По ч. 3 состав материальный и является оконченным с момента наступления тяжких последствий.

Под внесением заведомо недостоверных сведений следует понимать формирование данных, подлежащих внесению в реестр, содержание которых не соответствует действительности. Уничтожение данных может быть сопряжено с исключением их из реестра либо заменой подложными документами.

В качестве квалифицирующего признака данного состава преступления законодатель предусмотрел совершение преступления по предварительному сговору, наличие которого предполагает заранее согласованный его участниками план действий как с распределением ролей, так и без оного. Важным является сам факт предварительного сговора, вне зависимости от выполняемых участниками преступных действий. В этом случае соучастниками могут быть и не должностные лица, которые своими действиями обеспечили предоставление заведомо недостоверных сведений, которые затем были внесены в реестр представителем регистрирующего органа. К числу тяжких последствий (ч. 3 ст. 285.3 УК) могут быть отнесены: особо крупный ущерб, причиненный охраняемым интересам, нарушение конституционных прав и свобод, и др.

4. Субъективная сторона комментируемого преступления характеризуется наличием умышленной формы вины. По ч. ч. 1 и 2 лицо, совершившее деяние, должно осознавать противоправный характер своего действия (бездействия), предвидеть его вредные последствия и желать внесения недостоверных сведений. По ч. 3, с учетом материальной конструкции состава, субъект дополнительно должен предвидеть вредные последствия своих действий и стремиться к наступлению тяжких последствий либо сознательно их допускать.

5. Субъектом является должностное лицо регистрирующего органа. Общий возраст уголовной ответственности установлен в 16 лет, хотя функции должностного лица по законодательству Российской Федерации могут быть приобретены в более зрелом возрасте.

Ч. 1 ст. 170.1 УК РФ

Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или в организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в единый государственный реестр юридических лиц, в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета недостоверных сведений об учредителях (участниках) юридического лица, о размерах и номинальной стоимости долей их участия в уставном капитале хозяйственного общества, о зарегистрированных владельцах именных ценных бумаг, о количестве, номинальной стоимости и категории именных ценных бумаг, об обременении ценной бумаги или доли, о лице, осуществляющем управление ценной бумагой или долей, переходящих в порядке наследования, о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо в иных целях, направленных на приобретение права на чужое имущество, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Ч. 2 ст. 170.1 УК РФ

Внесение в реестр владельцев ценных бумаг, в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг, к системе депозитарного учета – наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет или без такового.

Ч. 3 ст. 170.1 УК РФ

Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, если оно было сопряжено с насилием или с угрозой его применения, – наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

Оглавление

Комментарий к ст. 170.1 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Объективная сторона преступления заключается в представлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или в организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные данные (общественно опасное деяние).

2. Эти данные должны касаться сведений: об учредителях (участниках) юридического лица; о размерах и номинальной стоимости долей их участия в уставном капитале хозяйственного общества; о зарегистрированных владельцах именных ценных бумаг; о количестве, номинальной стоимости и категории именных ценных бумаг, об обременении ценной бумаги или доли; о лице, осуществляющем управление ценной бумагой или долей, переходящими в порядке наследования; о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

3. Состав преступления формальный; оконченным оно признается с момента совершения деяния, независимо от того, повлияло ли оно или нет на внесение данных в соответствующий реестр или нет.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и альтернативно указанной целью – внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета недостоверных сведений либо в иных целях, направленных на приобретение права на чужое имущество.

5. Ответственность усиливается за внесение в реестр владельцев ценных бумаг, в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг, к системе депозитарного учета (ч. 2 ст. 170.1 УК).

6. Особо квалифицированным способом внесения в реестр владельцев ценных бумаг, в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений выступает насилие или угроза его применения. Насилием охватывается нанесение побоев, истязания, ограничение свободы, другое физическое воздействие, а также легкий и средней тяжести вред здоровью.

Комментарий к статье 170.1 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Непосредственным объектом данного состава преступления являются отношения по установленному законодательством учету юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и учету ценных бумаг; дополнительным непосредственным объектом – имущественные интересы граждан и юридических лиц.

2. Объективная сторона ст. 170.1 УК предусматривает два самостоятельных состава преступления.

Первый из них (ч. 1) характеризуется деянием в виде действия – представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в настоящее время – налоговые органы), или в организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные сведения.

Представляемые документы должны быть юридически значимыми, т.е. на их основании должно приниматься решение об изменении данных соответствующих реестров или системы депозитарного учета; при этом не имеет значения, представляются ли подложные документы в виде утвержденных нормативными актами форм (например, форм, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей”) или в виде локальных документов юридического лица (например, протокол общего собрания акционеров, протокол заседания совета директоров и т.п.).

Для квалификации действий не имеет значения, представляются ли документы в печатном или в электронном виде (посредством электронной почты, автоматизированной системы, с использованием электронной цифровой подписи или без такового).

Состав преступления формальный, и преступление считается оконченным с момента представления документов лично или через представителя, сдачи документов в почтовую организацию или иную службу доставки, отправления документов по электронной почте или ввода их в автоматизированную систему. То, были ли в действительности искажены данные соответствующих реестров или системы депозитарного учета, повлекло ли такое искажение имущественный ущерб или нет, не влияет на признание преступления оконченным.

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, осознанием заведомой ложности представляемых данных и альтернативно указанными целями совершения преступления: либо одной из целей, прямо названных в ч. 1 статьи, либо общей корыстной целью приобретения посредством соответствующих действий права на чужое имущество. Указанное право не обязательно предполагает право собственности и может представлять собой также вещное или обязательственное право в отношении чужого имущества.

4. Субъект преступления общий, ответственность наступает с 16 лет.

5. Второй состав преступления, предусмотренный ч. 2, с объективной стороны характеризуется действием в виде внесения в реестр владельцев ценных бумаг, в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений путем названного в законе способа совершения преступления – неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг или к системе депозитарного учета.

В подавляющем большинстве случаев указанный способ реализуется через личный доступ виновного с использованием электронных средств коммуникации к соответствующим базам данных, и в таком случае квалификации по совокупности со ст. 272 УК не требуется. Вместе с тем не исключается здесь и такой способ совершения преступления, как неправомерное воздействие (путем уговоров, подкупа и иных способов, кроме указанных в ч. 3 статьи) на лицо, имеющее доступ к соответствующим базам данных. При этом если соответствующие действия совершает лицо, имеющее правомерный доступ к реестру владельцев ценных бумаг, то его действия подлежат квалификации по ч. 3 ст. 185.2 УК.

6. Состав преступления формальный, и преступление считается оконченным с момента искажения данных реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета. Наступление или ненаступление вследствие такого искажения имущественного ущерба не влияет на признание преступления оконченным.

7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и осознанием заведомой ложности вносимых данных; субъект преступления общий, ответственность наступает с 16 лет. Должностные лица, совершившие указанные действия, подлежат ответственности по ст. 285.3 УК.

8. Квалифицированный состав преступления (ч. 3) предполагает ответственность за действия, предусмотренные ч. 2 статьи, если они совершены с насилием или угрозой его применения. В данном случае предполагается применение насилия или угроза таковым в отношении лица, имеющего доступ к соответствующим базам данных.

Комментарий к статье 170.1 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Данная статья устанавливает ответственность за совершение двух деяний, которые отличаются друг от друга объективными и субъективными признаками состава преступления.

Объект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 170.1 УК РФ, – установленный порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц, учета прав на ценные бумаги, права инвесторов. Объект преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 170.1 УК РФ, – установленный порядок учета прав на ценные бумаги, права инвесторов.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” устанавливает общий порядок и условия государственной регистрации юридических лиц (при их создании, реорганизации и ликвидации), а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Согласно ст. 2 данного Закона государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (регистрирующим органом).

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.

Единый государственный реестр юридических лиц – это федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о юридических лицах, в том числе данные об их создании, реорганизации и ликвидации.

Содержание государственного реестра, порядок представления в него сведений и документов регламентируются ст. ст. 5 и 6 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”. Например, в данный реестр входят следующие сведения о юридическом лице:

а) полное наименование;

б) организационно-правовая форма;

в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица.

Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На рынке ценных бумаг функционирует учетная система, под которой понимается совокупность учетных институтов – организаций, осуществляющих депозитарную (кастодиальную) деятельность, и организаций, осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Данная система выполняет функции подтверждения прав на ценные бумаги, а также подтверждения прав, закрепленных ценными бумагами, в целях передачи этих прав и их осуществления.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги признается депозитарной деятельностью. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием. Депозитарий, осуществляющий расчеты по результатам сделок, совершенных на торгах организаторов торговли по соглашению с такими организаторами торговли и (или) с клиринговыми организациями, осуществляющими клиринг таких сделок, именуется расчетным депозитарием.

Согласно ст. 8 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” реестр владельцев ценных бумаг – это формируемая на определенный момент времени система записей о лицах, которым открыты лицевые счета (далее – зарегистрированные лица), записей о ценных бумагах, учитываемых на указанных счетах, записей об обременении ценных бумаг и иных записей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Держателем реестра может быть эмитент, регистратор на основании договора с эмитентом или иное лицо, если это предусмотрено федеральными законами. Держателем реестра владельцев акций акционерных обществ, которые в связи с размещением и (или) обращением акций обязаны раскрывать информацию в соответствии со статьей 30 Федерального закона, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, может быть только регистратор.

Договор на ведение реестра заключается только с одним юридическим лицом. Регистратор может вести реестры владельцев ценных бумаг неограниченного числа эмитентов. Для ценных бумаг на предъявителя реестр не ведется.
В соответствии с Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг в состав реестра входят следующие основные документы: анкета зарегистрированного лица; передаточное распоряжение; залоговое распоряжение; выписка из реестра; журнал учета входящих документов; регистрационный журнал; журнал выданных, погашенных и утраченных сертификатов ценных бумаг.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 170.1 УК РФ, выражается в действии – представлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или в организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета недостоверных сведений:

а) об учредителях (участниках) юридического лица;

б) о размерах и номинальной стоимости долей их участия в уставном капитале хозяйственного общества;

в) о зарегистрированных владельцах именных ценных бумаг;

г) о количестве, номинальной стоимости и категории именных ценных бумаг;

д) об обременении ценной бумаги или доли;

е) о лице, осуществляющем управление ценной бумагой или долей, переходящих в порядке наследования;

ж) о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Представленные документы должны содержать заведомо ложные данные, т.е. сведения, которые не соответствуют действительности.

Преступление окончено в момент представления соответствующих документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или в организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги. Например, при государственной регистрации юридических лиц документы представляются в регистрирующий орган почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Субъективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 170.1 УК РФ, характеризуется виной в виде прямого умысла.

Виновный осознает, что совершает указанные действия, и желает этого.

Обязательным признаком субъективной стороны является и цель – внесение в Единый государственный реестр юридических лиц, в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета недостоверных сведений либо деяние должно быть направлено на приобретение права на чужое имущество.

О праве на имущество см. комментарий к ст. 159 УК РФ

О чужом имуществе см. комментарий к ст. 158 УК РФ

Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 170.1 УК РФ, – физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.

В случае, когда деяние, описанное в диспозиции ч. 1 ст. 170.1 УК РФ, является способом мошенничества и виновный таким образом похищает чужое имущество либо приобретает право на него, содеянное подлежит квалификации по соответствующей части ст. 159 УК РФ и дополнительного вменения по ст. 170.1 УК РФ не требуется.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 170.1 УК РФ, выражается в действии – внесении в реестр владельцев ценных бумаг, в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг, к системе депозитарного учета.

Внесение не соответствующих действительности данных наказуемо по комментируемой статье только в том случае, если оно осуществлено путем неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг или к системе депозитарного учета, т.е. когда у лица нет для этого правовых оснований. Именно данный признак состава преступления разграничивает ч. 2 ст. 170.1 УК РФ и ч. 2 ст. 185.2 УК РФ

Преступление является оконченным в момент совершения действия, указанного в диспозиции статьи. Состав преступления формальный.

Неправомерный доступ к реестру владельцев ценных бумаг или к системе депозитарного учета путем неправомерного доступа к компьютерным сетям следует квалифицировать по совокупности со ст. 272 УК РФ лишь в том случае, если виновный, помимо внесения недостоверных сведений в реестр, также уничтожил, заблокировал либо скопировал иную информацию.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 170.1 УК РФ, характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что нарушает установленный порядок учета прав на ценные бумаги, и желает совершить такие действия.

Субъект преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 170.1 УК РФ, – вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Квалифицирующие признаки – совершение преступления с применением насилия или с угрозой его применения.
В ч. 3 ст. 170.1 УК РФ под насилием понимается как насилие, не опасное для жизни и здоровья: побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.), так и насилие, опасное для жизни или здоровья, т.е. такое, которое повлекло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

Причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), а также причинение смерти (ст. 105 УК РФ) требуют дополнительной квалификации.

Под угрозой применения насилия следует понимать любые действия (например, демонстрацию оружия) или высказывания виновного, выражающие намерение применить насилие.

Способы выражения угрозы разнообразны (устно, письменно, по телефону, лично или через третьих лиц). Угроза должна быть реальной, т.е. у потерпевшего должны быть основания ее опасаться. Об этом могут свидетельствовать конкретная форма угрозы, способ ее осуществления и интенсивность, обстановка, характеристика личности виновного, его взаимоотношения с потерпевшим и т.д.

В 90-е годы появилось понятие «фирма-однодневка», с тех пор эта проблема актуальна и по сей день.

Истребление таких фиктивных компаний выделено в одно из направлений налоговой политики. Борьба с ними ведется во всех экономических сферах. Их появление опасно как для честных участников рынка, так и для их учредителей.

Предусмотрена уголовная ответственность за создание фирмы-однодневки. На 2020 год значительно ужесточились требования к юридическим лицам с целью выявления однодневок.

Понятие и признаки

Закон не дает определения фирмам-однодневкам. Но сам термин в предпринимательской лексике встречается постоянно. До сих пор в строительных и банковских сферах использование подобных компаний является нормой.

Между тем результат работы с однодневкой может быть очень печальным – от доначисления всевозможных налогов вплоть до уголовной ответственности директора.

В общепринятом смысле под фирмой-однодневкой понимают юридическое лицо, созданное не для предпринимательской деятельности и не обладающее самостоятельностью.

В начале 2016 года ФНС вынесла приказ, где перечислены все признаки фирмы-однодневки. В нем порядка 10 показателей. Жесткая проверка необходима, чтобы все фиктивные организации исключить из списка ЕГРЮЛ. До этого было непонятно как налоговики должны были их проверять.

По данным ФНС до 1 мая в Российской Федерации было зарегистрировано около 5 млн компаний, из них 20 % не сдают налоговую отчетность больше года. За прошлый 2015 год из реестра исключили 3 % юридических лиц. Сильный контроль способен сделать реестр максимально достоверным.

К основным признакам фирм-однодневок относятся:

  1. Адрес массовой регистрации. Является самым распространенным признаком. На портале ФНС можно указать ИНН или название организации и проверить, является ли указанный юридический адрес массовым или нет.
  2. Отсутствие ресурсов и имущества.
  3. Отсутствие непосредственных контактов с контрагентами. То есть предполагается, что руководитель фирмы-поставщика должен иметь прямые контакты с руководителем компании-покупателя при заключении сделок.
  4. Отсутствие документов, которые подтверждают личность и полномочия директора и представителя фирмы-контрагента.
  5. Нет никаких данных о месте расположения контрагента и его рабочих площадей.
  6. Выпуск, а также купля-продажа вызывающих недоверие векселей, получение и выдача денежных займов без какого-либо обеспечения.
  7. Сделки с контрагентом содержат в себе условия, которые не характерны для обычной практики.
  8. Закупка товаров, которые производятся физическими лицами, происходит через посредников. К таким товарам относятся сельскохозяйственная продукция, продукция промысла, металлолом.
  9. Задолженность за поставленные товары, услуги, работы. При этом поставки продолжаются, а действия по взысканию долга не осуществляются.
  10. Фирма налоговую отчетность не подает. Если и подает, то только с нулевыми показателями.

При выборе контрагента следует проявить добросовестность и осмотрительность. Это поможет впоследствии избежать уголовной ответственности за ведение дел с однодневкой или в случае спора с налоговым органом по поводу доначисления.

Ответственность

Последствия за создание фиктивных компаний ложатся на плечи номинального директора и номинального учредителя.

Ответственность директора за создание фирмы-однодневки зависит от ситуации. Наказание может быть в виде административного штрафа или уголовной ответственности.

Также не исключается ответственность учредителя за фирму-однодневку. Он может привлекаться за фальсификацию, указание ложных данных при регистрации и незаконное образование юридического лица. Это регулируется статьями 173.1 и 173.2 УК РФ.

«Номиналы» в зависимости от тяжести преступления могут быть:

  • оштрафованы до 500 тысяч рублей;
  • привлечены к исправительным и обязательным работам;
  • лишены свободы на срок до 5 лет.

При этом причастность настоящего владельца бизнеса всегда трудно доказать, он обычно отделывается только легким испугом.

При предложении поработать за хорошие деньги подставным лицом не стоит забывать про уголовную ответственность, к которой в равной степени привлекаются как учредитель, так и директор компании.

Как бороться с однодневками

Постоянную борьбу с фирмами-однодневками ведут все государства без исключения, потому что они в итоге наносят существенный урон бюджету.

Самым действенным и простым методом воздействия является обнародование «черных списков» в интернете. Списки однодневок составляют налоговые службы, банки, службы экономической безопасности больших предприятий и просто энтузиасты-любители.

Кроме этого, время от времени принимаются разные поправки к законам, которые усложняют жизнь фиктивным организациям.

Так за последние 2 года произошли следующие изменения:

  1. Введена программа АСК НДС-2, которая проверяет данные и находит несоответствия по НДС. Нарушителей ждут выездные налоговые проверки.
  2. При возникновении подозрений налоговые инспекторы имеют право приостанавливать на месяц ликвидацию, реорганизацию и внесение изменений в учредительные документы.
  3. Налоговики могут отмечать в реестре все недобросовестные компании.
  4. Юридический адрес стало сложнее поменять. Инспекторы проверяют куда переезжает организация, не является ли фиктивным этот переезд. Миграция теперь сильно затруднена.

Также существует законопроект о подключении контрольно-кассовых аппаратов в режиме онлайн к операторам связи, которые уполномочены налоговой. В случае принятия закона налоговики будут видеть все операции по кассе в режиме реального времени.

За создание фирм-однодневок и внесение неверных данных в ЕГРИП и ЕГРЮЛ ужесточена ответственность. Данные, которые содержатся в этих реестрах, каждый гражданин может получить бесплатно.

Эти меры помогут свести к минимуму количество фиктивных фирм и улучшить конкурентоспособность добросовестных организаций на рынке.

Но полностью истребить однодневки возможно будет только тогда, когда к ответственности будут привлекаться настоящие владельцы фирм, невзирая на их должности и чины.

Исключение рисков уголовной и налоговой ответственности за работу с «фирмами-однодневками»

Настоящий материал подготовлен Управляющим партнером Адвокатского бюро «Домкины и партнеры» Павлом Домкиным на основании норм действующего законодательства России с учетом сложившейся судебной практики.

В случае необходимости получения юридической помощи по вопросам исключения рисков уголовной и налоговой ответственности Вы можете обратиться в Адвокатское бюро «Домкины и партнеры», специализирующему на вопросах защиты от обвинения в совершении налоговых преступлений.

Публикация подготовлена на основании норм закона по состоянию на 21.02.2012

Законом №407-ФЗ от 06 декабря 2011 года в Уголовно-процессуальный кодекс России введены поправки, призванные урегулировать вопрос уголовного преследования за совершение налоговых преступлений.

С названной даты поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса РФ, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Выявление налоговых преступлений со стороны сотрудников министерства внутренних дел, а также сотрудников иных правоохранительных органов отныне вне закона.

Таким образом, налоговые органы получили исключительное право постановки вопроса об уголовном преследовании по следующим статьям Уголовного кодекса РФ:

  • Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица
  • Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации
  • Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента
  • Статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Указанные полномочия у ФНС России существовали до принятия указанных поправок, но не предусматривалось условие об их исключительной принадлежности фискальным органам.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 32 Налогового кодекса РФ, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога или сбора, направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Учитывая изложенные изменения закона, введение в уголовное законодательство «стимулирующего» положения об освобождении лица, возместившего ущерб бюджетной системе, от уголовной ответственности, а также вектор государственной политики, направленный на поиск новых статьей пополнения бюджета, всё большую юридическую значимость приобретают решения, принимаемые налоговыми органами по результатам проверок налогоплательщиков.

Как свидетельство этому, в правоприменительной практике всё чаще встречаются случаи привлечения налогоплательщиков к ответственности за получение необоснованной налоговой выгоды, ввиду отсутствия реальности сделки, недобросовестности контрагентов налогоплательщика или, проще говоря, за наличие хозяйственных взаимоотношений с «фирмами-однодневками».

Выявление подобных фактов в деятельности юридического лица – это не только финансовые риски в виде взыскания недоимки, пеней и иных штрафных санкций. На сегодняшний день сложилась устойчивая уголовно-правовая практика, когда наличие финансовых операций с «однодневками» расцениваться как сознательное уменьшение налогооблагаемой базы, влекущее за собой привлечение к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов.

С одной стороны, осознанная работа через «однодневки» с вытекающими правовыми последствиями может быть осознанным выбором юридического лица, с другой — подобная «случайная связь» может обернуться для добросовестного руководителя постановкой вопроса об осуществлении его уголовного преследования.

Во избежание подобных негативных последствий следует соблюдать нижеизложенные правила «финансовой гигиены».

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации неоднократно разъяснял, что при избрании контрагентов по сделке, налогоплательщик свободен в своем выборе, ввиду чего он должен проявить такую степень заботливости и осмотрительности, которая позволила бы ему рассчитывать на надлежащее поведение контрагента. В случае недобросовестности контрагентов налогоплательщик несет определенный риск не только по исполнению гражданско-правовых договоров, но и в рамках налоговых правоотношений, поскольку в силу требований налогового законодательства он лишается возможности произвести налоговые вычеты либо воспользоваться льготным порядком исчисления налогооблагаемой базы ввиду отсутствия надлежаще оформленных первичных бухгалтерских документов.

Одним из свидетельств получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды является непроявление должной осмотрительности при выборе контрагентов.

Министерство финансов Российской Федерации неоднократно, (в частности, в письме №03-02-07/1-177 от 10 апреля 2009 года) давало рекомендации о должной осмотрительности налогоплательщиков при заключении сделок.

На основании письма свидетельством проявления такой осмотрительности при заключении договорных отношений будут являться:

  • получение налогоплательщиком у контрагента копии свидетельства о постановке последнего на учет в налоговом органе,
  • проверка факта занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ, путем получения соответствующей выписки,
  • получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента,
  • использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента.

Полагаем, что последний пункт Письма требует более детального толкования.

Так, из анализа подборки решений арбитража следует, что суды рекомендуют налогоплательщикам проводить некую финансовую разведку и узнавать:

  • есть ли квалифицированный штат работников у контрагента,
  • узнавать сведения о его деловой репутации,
  • устанавливать местонахождение офисов контрагента, складских помещений, а также контактные телефоны и иные средства коммуникации,
  • запрашивать у контрагента информацию о том, не привлекался ли он к налоговой или административной ответственности,
  • проверять историю контрагента через общедоступные источники информации.

Кроме того, суды обращают внимание налогоплательщиков, что запрос указанной информации у контрагента необходимо осуществлять исключительно до заключения договоров.

Для полноты раскрытия затронутого вопроса следует остановиться на понимании определения «фирмы-однодневки» Федеральной налоговой службы Российской Федерации (Письмо ФНС РФ от 11.02.2010 N 3-7-07/84).

Так, под «фирмой-однодневкой» в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, и т.д. Суть схемы с участием «фирм-однодневок» сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. При этом противоправная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему «фирмы-однодневки», которая является формально обособленной от налогоплательщика, что часто, как показывает практика, фактически не соответствует действительности.

Базируясь на имеющейся правоприменительной практике перечислим типовые действия, предпринимаемые сотрудниками ФНС по вычислению «однодневок» в ряду контрагентов налогоплательщика, знание которых позволит принять соответствующие превентивные меры.

Так, сотрудниками ФНС проводится:

  • Допрос учредителей и генерального директора контрагента на предмет учреждения и управления юридическим лицом. Цель подобных допросов – разрешение вопроса о принятии к учету первичных учетных документов. Первичные допросы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты. В частности, в соответствии со статьей 9 Закона РФ № 129-ФЗ от 21.11.1996 г., одним из обязательных реквизитов, которые должны содержать первичные документы для принятия их организацией к учету, является наличие личных подписей должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции. Если первичные документы не подписаны ни руководителем, ни главным бухгалтером, либо содержат недостоверную информацию, то они не могут быть приняты к учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету. Счета-фактуры, составленные и выставленные с вышеуказанными нарушениями не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
  • Устанавливается давность сдачи контрагентом налоговой отчетности.
  • Проводится проверка контрагента на признаки «фирмы-однодневки» по базам: «адрес массовой регистрации», «массовый» заявитель», «массовый руководитель», «массовый учредитель».
  • Устанавливается место фактического нахождения организации, в том числе с помощью сотрудников МВД.
  • Проводится обследование юридического адреса контрагента на предмет его нахождения.
  • Осуществляется запрос и истребование документов у контрагента.
  • Делается запрос в Росстат на предмет осуществления контрагентом деятельности, указанной в заключенных договорах (коды ОКВЭД).
  • Проводится сравнительный анализ показателей налоговой отчетности контрагента с документацией, предоставленной проверяемым лицом, а именно производил ли контрагент уплату налогов по сделкам, совершенным с проверяемым лицом. Цель данного анализа — проверить декларировал ли контрагент свой фактический оборот, а также исчислял и уплачивал ли он налоги в бюджет с этих сделок.
  • Проверка бухгалтерской отчетности контрагента на предмет наличия у него ресурсов, которые позволяют исполнять договорные обязательства, а именно:
  • есть ли на бухгалтерском балансе контрагента основные средства;
  • обладает ли он арендованными основными средствами, товарно-материальными ценностями, принятыми на хранение,
  • есть ли у контрагента запасы сырья и материалы;
  • состоит ли на балансе контрагента готовая продукция;
  • имеются ли денежные средства на счетах и достаточно ли их для исполнения договорных обязательств.
  • Помимо изложенного, у контрагента проверяются отчеты о прибылях и убытках на предмет реальной возможности исполнять договорные обязательства, такие как:
  • выручка от продажи товаров;
  • наличие чистой прибыли;
  • наличие управленческих расходов;
  • наличие прочих расходов, сопровождающих реальную деятельность: аренда помещения, плата за оборудование, за канцтовары, услуги связи и т.д.
  • Осуществляется проверка контрагента на предмет наличия штата работников, позволяющего исполнять договорные обязательства. Сведения берутся в налоговой декларации по уплате ЕСН. Проверяется факт найма работников.
  • Проверяется реальность и достоверность назначения платежей, указанных в платежных поручениях.
  • Проводится анализ банковской выписки по расчетному счету контрагента. Устанавливается, куда он отправлял вырученные средства далее и являются ли конечные получатели лицами, взаимозависимыми организациями с проверяемым лицом (один состав учредителей, близкие родственные отношения между учредителями и т.д.). Сотрудниками ФНС также устанавливается: какие действия предпринимают конечные получатели: списывают на заработную плату, предъявляют чеки к оплате и т.д. При этом во внимание берется факт длительности нахождения полученных денежных средства на счету контрагента.
  • Выявляется цикличность вращения денег между проверяемым лицом, контрагентом и конечными получателями.

Налоговым органом особое внимание уделяется вопросу оценки достаточности и разумности принятых налогоплательщиком мер по проверке контрагента. При оценке действий проверяемого налогоплательщика также принимается во внимание:

  • отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота;
  • отличался ли выбор контрагента от установленной самим налогоплательщиком практики осуществления выбора контрагентов;
  • каким образом оценивались коммерческая привлекательность и условия сделки;
  • учитывалась ли деловая репутация, платежеспособность контрагента;
  • принимался ли во внимание налогоплательщиком риск неисполнения обязательств контрагентом;
  • был ли опыт заключения у проверяемого налогоплательщиком сделок с контрагентами, не исполняющими налоговых обязательств.

Помимо изложенного, налоговый орган обращает внимание на:

  • факт отсутствия личных контактов руководства компании поставщика / подрядчика / компании покупателя;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя контрагента, копий документов, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских / производственных / торговых площадей;
  • отсутствие рекламы контрагента в СМИ, рекомендаций партнеров или других лиц,
  • отсутствие у контрагента интернет сайта.

В рамках проведения проверки налоговый орган вправе запросить у проверяемого налогоплательщика документы и информацию относительно действий налогоплательщика при осуществлении выбора контрагента, а именно: документацию, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбор контрагента; рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информацию о ранее выполняемых договорах; результаты мониторинга рынка налогоплательщиком на предмет наличия на рынке конкурирующих контрагентов; деловую переписку с контрагентом.

Приведенный перечень проверочных действий не является исчерпывающим.

Соблюдение вышеуказанных рекомендаций при взаимодействии с контрагентом, а также знание алгоритма и методики проведения проверочных действий со стороны Федеральной налоговой службы России, с высокой долей вероятности исключит риски привлечения к уголовной ответственности руководителя юридического лица, а для возглавляемого им налогоплательщика – риски наступления налоговой (финансовой) ответственности.

Адвокат Павел Домкин

Рекомендуем ознакомиться:

  • Образец положения о проверке контрагента в организации;
  • Обоснование реальности договорных отношений с контрагентом.
  • Вопросы актуальности проверки делового контрагента.

Создание и использование фирм-«однодневок» влечет не только финансовые потери, но и чревато для лиц, участвовавших в их создании, привлечением к уголовной ответственности.

В уголовном законодательстве фирмы-«однодневки» обозначены как «фирмы, созданные в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом» (ст.173.2 УК РФ).

Важно! За незаконное образование (создание) юридического лица через подставных лиц предусмотрена уголовная ответственность (п.1ст.173.1 УК РФ). Такое преступление наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Расследованием подобных дел занимаются органы внутренних дел и уголовные дела по данной статье – не редкость. В том случае, если надлежащим образом собрана доказательная база создания фирм-«однодневок», то руководители таких фирм привлекаются к уголовной ответственности (Постановление ВС Республики Дагестан от 18.05.2016 г. №44У-49/2016).

Так, в одном из уголовных дел органами УВД раскрыта схема по обналичиванию и транзиту денежных средств. Физические лица зарегистрировали на подставных лиц компании, открыв в банках соответствующие расчетные счета. Клиенты, нуждающиеся в обналичивании денежных средств, перечисляли определенные суммы на счета, подконтрольных физическим лицам фирм, после чего те сами, перечисляли эти суммы на другие расчетные счета подконтрольных фирм или счета физических, юридических лиц, указанных клиентом, либо снимали деньги в наличной форме. В последующем наличные деньги возвращались клиенту, за вычетом установленного процента от суммы возвращенных денежных средств в наличной форме или в безналичной форме. Одному из создателей такой схемы был назначен реальный срок ограничения свободы (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 10.12.2015 г. №22-5758/2015). В аналогичном деле организатору фирмы-«однодневки» назначили реальный срок в виде 2 лет лишения свободы (Апелляционное определение Тульского областного суда от 09.11.2015 г. №22-2089/2015).

Деятельность фирм-«однодневок» приводит к сокрытию налогов и, соответственно, влечет уголовную ответственность за их неуплату.

ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТОВ

Компанией были получены кредиты, которые перечислялись на расчетные счета юридических лиц, обладающих выраженными признаками фирм — «однодневок»:

  • зарегистрированы по местам «массовой» регистрации;
  • имели незначительный размер уставного капитала;
  • руководителями этих организаций являлись лица, на которых было зарегистрировано множество организаций;
  • фактическая хозяйственная деятельность этими организациями не осуществлялась;
  • фирмы являлись контрагентами друг друга в систематическом проведении безналичных перечислений при отсутствии договоров, что в совокупности свидетельствует об отсутствии реальной деятельности этих компаний.

Большинство фирм обслуживались в одном филиале банка и имели отношения друг с другом. Денежные средства, поступающие на счета этих компаний, перечислялись ими друг другу мгновенно, обороты участников расчетов по дебету были равны оборотам по кредиту. Кредитные ресурсы компании дробились на части, проводились через расчетные счета и снова перечислялись на счета участников схемы расчетов при отсутствии экономического смысла совершаемых операций. Таким образом, кредитные ресурсы компании размывались по счетам участников схемы расчетов путем выведения с расчетного счета и из оборота предприятия и не были использованы по целевому назначению в финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия.
ЮРИДИЧЕСКИЙ DUE DILIGENCE

Указанные ресурсы были преднамеренно исключены из финансовых потоков предприятия путем создания схемы взаимных расчетов и расходовались не по целевому назначению. Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции обоснованно признал руководителя виновным в совершенных им преступлениях (Апелляционное определение Мурманского областного суда от 14.04.2016 г. №22-487/2016).

Кроме того, судом назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций на государственной службе и в органах местного самоуправления (п.3 ст. 47 УК РФ).


ПРИМЕР №2

Руководители одной из компаний сформировали фиктивный документооборот, в целях последующего применения налогового вычета, занижения налоговой базы по НДС и неисчисления НДС с реализации товаров, работ и услуг. Так, руководители неправомерно включали в регистры бухгалтерского учета сведения о проводимых некоторых фиктивных операциях (с участием фирм-«однодневок»), занизив налоговую базу по НДС на сумму реализации товаров (работ, услуг) и полученной оплаты в счет предстоящих поставок товаров в размере:

  • 24 млн рублей (с указанной суммы НДС не исчислялся);
  • 6 млн рублей (занижена сумма НДС на товары, производимые на территории РФ, подлежащая уплате в бюджет).

Как отметили судьи, оба руководителя совершили преступление по предварительному сговору, действуя в составе группы лиц. Размер неуплаченной части налога суд признает крупным (более 10 % от общей суммы налога). С учетом изложенного, суд полагает избрать подсудимым наказание в виде лишения свободы.

Поэтому судьи вынесли обвинительный приговор в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ, назначив одному из руководителей наказание в виде лишения свободы на срок 4 (четыре) года, другому — 3 (три) года. Правда, по всем этим делам суды применили
п. 9 Постановления Государственной Думы №6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»
и освободили виновных лиц от назначенного настоящим приговором наказания. Назначенное наказание было заменено на условное наказание с испытательным сроком (Приговор Новочеркасского городского суда №1-384/2014 1-43/2015 от 02.11.2015 г.).

КРИТЕРИИ ФИРМ — «ОДНОДНЕВОК»

ПРИМЕР №3

Руководитель организации включил в налоговые декларации по НДС за налоговый период заведомо ложные сведения, путем занижения налоговой базы о фактической реализации (передачи) товаров (выполнении работ и услуг).

В результате совершенных махинаций компания уклонилась от уплаты НДС в общей сумме не менее 11,9 млн рублей, что превышает более 10 млн рублей и составляет более 20 % от причитающихся к уплате сумм налогов организации. Таким образом, неуплата налога квалифицируется как неуплата в особо крупном размере (ст.199 УК РФ).

Суть преступления заключается в следующем. Руководитель компании разработал схему, согласно которой им планировалось через «подставную» организацию (фирму-«однодневку»), фактически не обладающую функциями и признаками юридического лица, проводить часть коммерческих сделок.

Несмотря на то, что неуплата налогов квалифицируется по ч.2 ст.199 УК РФ как в особо крупном размере, судом учтен характер и степень общественной опасности преступления, а также обстоятельства, смягчающие наказание.

Судом был вынесен приговор о признании руководителя виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст.199 УК РФ с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 380 тыс. руб. (Приговор Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга №1-274/2015 от 13.07.2015 г.).

В похожем деле руководитель был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч.2 ст. 199 УК РФ и ему было назначено наказание в виде лишения свободы, сроком на 2 (два) года, с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью на 3 (три) года (Приговор Лефортовского районного суда г. Москва №1-367/2015 от 15.10.2015 г.).

НА ЧТО НУЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ПРОВЕРКЕ КОНТРАГЕНТА?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх