Куперс

Бухучет и анализ

Унифицированные формы госкомстата

Содержание

Унификация документов

Требования к оформлению документов можно упростить путем унификации торговых документов на основании общепринятых стандартов и передовых методик. Унификация касается визуальных характеристик документов, включая размер листа, поля и оформление, а также предполагает приведение в соответствие принципов представления данных. Стандартные унифицированные документы могут быть преобразованы в электронные документы для использования в безбумажной торговле и системах «единого окна».
Целью унификации документов является сокращение количества ошибок, допускаемых при заполнении документов, снижение временных затрат и издержек, связанных с управлением документами и подготовкой информации, и создание базы для автоматизации.

Значимость для упрощения процедур торговли

Субъекты торговли обязаны предоставлять информацию о товарах, транспортных средствах и лицах, сопровождающих данные товары, различным органам государственного регулирования и частным организациям. Многочисленные документы и формуляры, так называемые торговые документы, используются для сбора и предоставления информации. Для заполнения этих документов и подготовки необходимой информации требуется очень много времени. Часто в документах встречаются различные определения информации, которую необходимо предоставить, а также различные форматы представления данных. Их структура и размер бумаги, на которой они отпечатаны, тоже может различаться. Это повышает вероятность допущения ошибок и задержек и увеличивает время, затрачиваемое на подготовку информации.
Унификация всех документов, используемых в рамках определенной отрасли или в конкретной стране, способна значительно упростить этот процесс. Если структура документов стандартизирована, их легче заполнять и читать вне зависимости от используемого языка. Еще одним преимуществом применения унифицированных документов является то, что участники торговой деятельности могут использовать контрольный экземпляр документа со всей необходимой информацией о грузе, которая может быть воспроизведена в любом формуляре или документе.

Решения

В 60-х годах прошлого века ЕЭК ООН разработала образец составления торговых документов. Он известен как Формуляр-образец ООН для внешнеторговых документов . и стал важнейшим инструментом унификации внешнеторговых документов. Большинство таможенных деклараций, в том числе используемых и генерируемых системой АСИКУДА, оформляются согласно формуляру-образцу ООН. Среди других стандартизованных документов, применяемых в международной торговле, можно отметить Формы ИМО ФАЛ, разработанные на основе положений Конвенции по облегчению международного морского судоходства (ФАЛ).
Формуляр-образец ООН (ФОООН) содержит типовую форму документа с указанием стандартных характеристик, как-то: размер бумаги, поля и особенности оформления. В нем также определено местоположение конкретных типов информации — так называемая блочная система. Рекомендуется использовать ФОООН совместно с международными стандартами, определяющими информацию, которую необходимо указать в том или ином блоке.

Одним из таких стандартов является СЭВД ООН. Это настоящая библиотека определений объектов данных, используемых в международной торговле. В ней содержится информация о конкретных видах данных с подробным описанием их значения. Кроме того, всем элементам данных в СЭВД присваиваются определенные номера. При использовании СЭВД в качестве справочного ресурса обеспечивается сопоставимость данных в различных странах и системах.
Еще одним способом определения информации, указываемой в формулярах, является применение классификаторов (списков кодов). В них содержатся коды, упрощающие совместимость данных путем ограничения размера текста, который можно поместить в тот или иной блок или формуляр. Таким образом, обеспечивается возможность повторного использования информации, предоставляемой друг другу всеми партнерами в рамках одной цепочки поставок. Для каждого формуляра могут существовать несколько классификаторов, ограничивающих ввод элементов, таких, как коды валют, коды стран, единицы измерения, а также режимы и способы перевозки. Еще одним примером таких классификаторов является ЛОКОД ООН в котором регионам, задействованным в ходе торговых и транспортных операций, присваиваются определенные коды. Таким образом, обеспечивается отсутствие какой-либо двусмысленности в трактовке текста документа, содержащего данные коды. Эти рекомендованные к использованию коды разрабатываются независимой организацией: ЕЭК ООН.

Роль унификации документов в развитии электронного документооборота и автоматизации обработки данных

Унификация торговых документов является предпосылкой для автоматизации документооборота. Такие документы представляют собой шаблон для организации данных в документе в соответствии с международным стандартом (СЭВД ООН) и могут быть использованы разработчиками моделей данных для определения структуры данных, необходимой для осуществления электронного обмена. Например, в Библиотеке ключевых компонентов (БКК ООН) содержатся ссылки на элементы СЭВД, что делает ее частью процесса перехода от бумажного к электронному документообороту. Унифицированные формуляры также содержат информацию для разработки таблиц стилей, обеспечивающих стандартный способ перевода сложных данных из одного формата в другой, напр., pdf (т.е. обеспечивают визуализацию ключевых элементов данных, делая этот процесс максимально легким и удобным).

Методика реализации

ЮННЕксТ разработала Руководство по проектированию унифицированных торговых формуляров для безбумажной торговли. В данном документе приводятся полезные методические указания по различным аспектам унификации документов и использованию формуляра-образца ООН, списков кодов и СЭВД ООН.

Развитие науки и техники, возникновение новых форм собственности, расширение экономических и культурных связей, активизация общественных процессов привели к резкому увеличению объемов информации, необходимой для управленческой деятельности. От ручной обработки информации, содержащейся в документах, которая применялась еще в начале XX в., до механизированной, а затем и автоматизированной – таким путем проходил процесс рационализации работы с документами. Однако нельзя автоматизировать беспорядок, необходимо сначала упорядочить документацию, которую предстоит обрабатывать и использовать.

Основным направлением совершенствования работы с документами является унификация и стандартизация. Под унификацией понимается приведение чего-либо к единой системе, форме, единообразию. Унификация документов производится в целях сокращения количества применяемых в управленческой деятельности документов, типизации их форм, установления единообразных требований к оформлению документов, создаваемых при решении однотипных управленческих задач, снижения трудовых, временных и материальных затрат на подготовку и обработку документов, достижения информационной совместимости баз данных, создаваемых в различных отраслях деятельности.

Управленческая деятельность любой организации характеризуется набором функций, которые она выполняет. Есть ряд типовых функций, которые характерны для любой организации, – организационно-распорядительная деятельность, планирование, учет и отчетность и др. Есть специфические (отраслевые) функции, которые могут отсутствовать в организации: например, образовательная деятельность присуща не всякой организации.

Каждая управленческая функция реализуется через комплексную систему документов, характерных только для данной функции. Совокупность документов, взаимосвязанных по признакам прохождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к оформлению, называется системой документации.

Системы документации могут быть функциональными и отраслевыми.В отраслевых системах документации происходит документирование соответствующих видов деятельности и отражение их специфики. Например, в систему документов по образованию (общему, среднему профессиональному, высшему, послевузовскому и т.п.) будут включены документы, характеризующие особенности образовательной деятельности в зависимости от вида образовательной организации. Соотношение функциональных и отраслевых систем документов в деятельности организации зависит от характера деятельности, компетенции организации и других факторов.

Но всегда в любой организации присутствует организационная, исполнительная и распорядительная деятельность, которая реализуется через систему организационно-распорядительной документации (ОРД). Организационно-распорядительная документация, в которой фиксируются решения административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия и регулирования деятельности органов власти, учреждений, предприятий, организаций, их подразделений и должностных лиц, тесно связана как с отраслевыми, так и с функциональными системами.

Система организационно-распорядительной документации представляет для других систем правовую основу, поэтому так важно и необходимо было провести унификацию этой системы документации. Унификация документов предполагает:

· установление номенклатуры действующих в рамках системы унифицированных форм документов;

· разработку единой модели (схемы) построения документов системы с использованием, как правило, формуляра-образца; разработку структур документов;

· создание общих синтаксических правил построения документов.

При проведении унификации документов учитывались все требования к документам на всех стадиях их создания, заполнения, обработки и хранения, а также психофизиологические возможности человека и параметры технических средств.

Результаты проведенной унификации документов доводятся до уровня обязательной правовой формы-стандарта (или других документов по стандартизации).

Стандарты разрабатываются на продукцию, работы, услуги. В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», под стандартизацией понимается деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Одной из целей стандартизации является достижение технической и информационной совместимости.

С принятием данного Закона изменилось само понятие «стандарт».

Если раньше это был нормативный документ, то теперь Закон закрепил принцип добровольного применения стандартов, а на смену государственным стандартам пришли национальные стандарты. Остались прежними другие документы по стандартизации – правила, нормы и рекомендации в области стандартизации, стандарты предприятий, а также общероссийские классификаторы (ОК) технико-экономической и социальной информации, обеспечивающие интегрированную автоматизированную обработку данных, содержащихся в унифицированных документах и системах документации (в настоящее время в стране разработано 37 общероссийских классификаторов).

Однако государственные стандарты, принятые до 1 июля 2003 г., в том числе и ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», продолжают действовать.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. № 316 «О мерах по реализации Федерального закона «О техническом регулировании»» Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии определен органом, уполномоченным исполнять функции национального органа Российской Федерации по стандартизации (Госстандарт России).

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации принимает Госстандарт России, и они вводятся в действие после их государственной регистрации. Контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов осуществляют Госстандарт РФ и иные специально уполно­моченные государственные органы управления в пределах их компетенции.

Результатом работы по унификации и стандартизации документов могут быть как стандарты на отдельные документы (например, отчет о научно-исследовательской работе) или на отдельные виды продукции (например, обложка дел длительных сроков хранения), так и на унифицированные системы документации.

Унифицированная система документации (УСД) – это система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности.

В настоящее время разработаны и действуют следующие УСД:

· унифицированная система организационно-распорядительной документации;

· унифицированная система банковской документации;

· унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций;

· унифицированная система отчетно-статистической документации;

· унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской доку­ментации предприятий;

· унифицированная система документации по труду;

· унифицированная система документации Пенсионного фонда Российской Федерации;

· унифицированная система внешнеторговой документации.

На каждую унифицированную систему документации разработан государственный стандарт. Разработчиками УСД являются соответствующие министерства (ведомства), осуществляющие координацию в той или иной отрасли деятельности. Так, Министерство финансов РФ является ответственным за бухгалтерскую документацию, Росархив РФ – за организационно-распорядительные документы.

Этими же министерствами и ведомствами утверждаются унифицированные формы документов, входящих в УСД.

Унифицированная форма документа (УФД)– это совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации.

Реквизит документа– это обязательный элемент оформления официального документа, например подпись, печать, текст и т.д.

Набор реквизитов официального письменного документа, расположенных в определенной последовательности, называется формуляром документа.

Для каждого вида документа (приказа, акта, письма и т. д.) характерен свой набор реквизитов. Однако унификация документов в каждой системе осуществлялась путем построения формуляра-образца документов для конкретной системы документации и установления на его основе оптимального состава реквизитов для данной системы докумен­тации, отдельных видов документов, конкретного документа и т.д.Формуляр-образец документа представляет собой модель построения документа, устанавливающую область применения, форматы, размеры полей, требования к построению конструкционной сетки и основные реквизиты.

Таким образом, в каждой унифицированной системе есть формуляр-образец, на основе которого разрабатываются единые формы документов, единые требования к оформлению реквизитов документов. В УСД также должны быть разработаны унифицированные формы документов, которым присваиваются коды в рамках данной системы.

Унифицированная система организационно-распорядительной документации (УСОРД) является системой документации, применяемой в любой организации, учреждении, предприятии. Применение УСОРД регламентируется ГОСТ Р 6.30-2003. ГОСТ распространяется на организационно-распорядительные документы, предусмотренные УСОРД (далее – документы), – постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма, которые фиксируют решения административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности:

· федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включая субъекты Российской Федерации, имеющие наряду с русским языком в качестве государственного национальный язык, органов местного самоуправления;

· предприятий, организаций и их объединений независимо от организационно-правовой формы вида деятельности.

Настоящий стандарт устанавливает:

· состав реквизитов;

· требования к оформлению реквизитов;

· требования к бланкам и оформлению документов;

· требования к изготовлению, учету, использованию и хранению бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, гербов субъектов Российской Федерации.

В приложениях к указанному ГОСТу приведены схемы расположения реквизитов организационно-распорядительного документа, т.е. формуляр-образец ОРД с разными вариантами расположения реквизитов, образцы бланков документов.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные цели унификации документов?

2. Что учитывается при проведении унификации документов?

3. Что понимается под системой документации?

4. Какие бывают системы документации?

5. В чем особенность УСОРД?

6. Что представляет собой стандарт и какие виды стандартов применяются в нашей стране?

7. Что входит в комплекс нормативных документов по стандартизации?

8. Кто разрабатывает и утверждает нормативные документы по стандартизации и кто осуществляет контроль и надзор за соблюдением их требований?

9. Что представляет собой УСД и какие действующие в нашей стране УСД вы знаете?

10. Что понимается под реквизитом документа?

11. Что определяет формуляр документа и чем отличается формуляр документа от формуляра-образца?

12. Каким нормативным документом регламентируется применение УСОРД?

13. Что устанавливает основной стандарт на УСОРД?

14. Какие приложения включены в ГОСТ Р 6.30-2003?

Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»

С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы) (информация Минфина России N ПЗ-10/2012).

  • Постановление
  • Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (Унифицированная форма N Т-1, Форма по ОКУД 0301001)
  • Приказ (распоряжение) о приеме работников на работу (Унифицированная форма N Т-1а, Форма по ОКУД 0301015)
  • Личная карточка работника (Унифицированная форма N Т-2, Форма по ОКУД 0301002)
    • I. Общие сведения
    • II. Сведения о воинском учете
    • III. Прием на работу и переводы на другую работу
    • IV. Аттестация
    • V. Повышение квалификации
    • VI. Профессиональная переподготовка
    • VII. Награды (поощрения), почетные звания
    • VIII. Отпуск
    • IX. Социальные льготы, на которые работник имеет право в соответствии с законодательством
    • X. Дополнительные сведения
    • XI. Основание прекращения трудового договора (увольнения)
  • Личная карточка государственного (муниципального) служащего (Унифицированная форма N Т-2ГС(МС), Форма по ОКУД 0301016)
    • I. Общие сведения
    • II. Сведения о воинском учете
    • III. Прием на работу и переводы на другую работу
    • IV. Присвоение квалификационного разряда, классного чина, дипломатического ранга, воинского звания
    • V. Аттестация
    • VI. Повышение квалификации
    • VII. Профессиональная переподготовка
    • VIII. Государственные и ведомственные награды, почетные звания
    • IX. Отпуск
    • X. Социальные льготы, на которые работник имеет право в соответствии с законодательством
    • XI. Дополнительные сведения
    • XII. Основание прекращения трудового договора (увольнения)
  • Штатное расписание (Унифицированная форма N Т-3, Форма по ОКУД 0301017)
  • Учетная карточка научного, научно-педагогического работника (Унифицированная форма N Т-4, Форма по ОКУД 0301003)
    • Оборотная сторона формы N Т-4
  • Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу (Унифицированная форма N Т-5, Форма по ОКУД 0301004)
  • Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу (Унифицированная форма N Т-5а, Форма по ОКУД 0301018)
  • Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику (Унифицированная форма N Т-6, Форма по ОКУД 0301005)
  • Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам (Унифицированная форма N Т-6а, Форма по ОКУД 0301019)
  • График отпусков (Унифицированная форма N Т-7, Форма по ОКУД 0301020)
  • Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (Унифицированная форма N Т-8, Форма по ОКУД 0301006)
  • Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении) (Унифицированная форма N Т-8а, Форма по ОКУД 0301021)
  • Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (Унифицированная форма N Т-9, Форма по ОКУД 0301022)
  • Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку (Унифицированная форма N Т-9а, Форма по ОКУД 0301023)
  • Командировочное удостоверение (Унифицированная форма N Т-10, Форма по ОКУД 0301024)
    • Оборотная сторона формы N Т-10
  • Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (Унифицированная форма N Т-10а, Форма по ОКУД 0301025)
  • Приказ (распоряжение) о поощрении работника (Унифицированная форма N Т-11, Форма по ОКУД 0301026)
  • Приказ (распоряжение) о поощрении работников (Унифицированная форма N Т-11а, Форма по ОКУД 0301027)
  • Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (Унифицированная форма N Т-12, Форма по ОКУД 0301007)
    • Условные обозначения
    • 1. Учет рабочего времени
    • 2. Расчет с персоналом по оплате труда
  • Табель учета рабочего времени (Унифицированная форма N Т-13, Форма по ОКУД 0301008)
  • Расчетно-платежная ведомость (Унифицированная форма N Т-49, Форма по ОКУД 0301009)
    • 2-я страница формы N Т-49
  • Расчетная ведомость (Унифицированная форма N Т-51, Форма по ОКУД 0301010)
    • 2-я страница формы N Т-51
  • Платежная ведомость (Унифицированная форма N Т-53, Форма по ОКУД 0301011)
    • 2-я страница формы N Т-53
  • Журнал регистрации платежных ведомостей (Унифицированная форма N Т-53а, Форма по ОКУД 0301050)
  • Лицевой счет (Унифицированная форма N Т-54, Форма по ОКУД 0301012)
  • Лицевой счет (СВТ) (Унифицированная форма N Т-54а, Форма по ОКУД 0301013)
  • Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику (Унифицированная форма N Т-60, Форма по ОКУД 0301051)
    • Расчет оплаты отпуска
  • Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (Унифицированная форма N Т-61, Форма по ОКУД 0301052)
    • Расчет оплаты отпуска
    • Расчет выплат
  • Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы (Унифицированная форма N Т-73, Форма по ОКУД 0301053)
  • Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты
    • 1. По учету кадров
      • Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (форма N Т-1). Приказ (распоряжение) о приеме работников на работу (форма N Т-1а)
      • Личная карточка работника (форма N Т-2). Личная карточка государственного (муниципального) служащего (форма N Т-2ГС(МС))
      • Штатное расписание (форма N Т-3)
      • Учетная карточка научного, научно-педагогического работника (форма N Т-4)
      • Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу (форма N Т-5). Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу (форма N Т-5а)
      • Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику (форма N Т-6). Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам (форма N Т-6а)
      • График отпусков (форма N Т-7)
      • Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (форма N Т-8). Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении) (форма N Т-8а)
      • Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма N Т-9). Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку (форма N T-9a)
      • Командировочное удостоверение (форма N Т-10)
      • Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма N Т-10а)
      • Приказ (распоряжение) о поощрении работника (форма N Т-11). Приказ (распоряжение) о поощрении работников (форма N Т-11а)
    • 2. По учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда
      • Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (форма N Т-12). Табель учета рабочего времени (форма N Т-13)
      • Расчетно-платежная ведомость (форма N T-49). Расчетная ведомость (форма М Т-51). Платежная ведомость (форма N Т-53)
      • Журнал регистрации платежных ведомостей (форма N Т-53а)
      • Лицевой счет (форма N Т-54). Лицевой счет (свт) (форма N Т-54а)
      • Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику (форма N Т-60)
      • Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (форма N Т-61)
      • Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы (форма N Т-73)

Открыть полный текст документа

Отмена унифицированных форм: причины и последствия

Татьяна Рогуленко
директор учебно-методического центра «БУХГАЛТЕР-АУДИТОР»
Государственного университета управления, д.э.н., профессор

Революция состоялась

Вступление в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» коренным образом меняет сложившиеся подходы к формированию первичных учетных документов и их использованию как в системе бухгалтерского учета, так и управления в целом.

Данный закон устанавливает, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, определяя лишь его обязательные реквизиты:

Фрагмент документа СвернутьПоказать Статья 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

  1. наименование документа;
  2. дата составления документа;
  3. наименование экономического субъекта, составившего документ;
  4. содержание факта хозяйственной жизни;
  5. величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  6. наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
  7. подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. <…>

Революционным изменением в правилах документирования является отсутствие в Законе № 402-ФЗ требования об обязательном применении унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом РФ. С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, используемые в организации, утверждает ее руководитель по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. И только для организаций государственного сектора формы первичных учетных документов устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Благие намерения

Изменения в порядке оформления фактов хозяйственной деятельности и бухгалтерских операций вызвано необходимостью внедрения у нас основополагающих подходов международных стандартов финансовой отчетности, согласно которым многие факты отражаются в учете в соответствии с профессиональным суждением работников бухгалтерской службы (квалификация фактов хозяйственной жизни, оценка объектов учета и т.п.).

Отказ от унифицированных форм связан с расширением в хозяйственной практике ситуаций, которые не могут быть задокументированы в стандартных рамках типовых форм первичных документов.

Широкое развитие компьютерных технологий определило и необходимость узаконивания электронных документов, которые не могли быть предусмотрены альбомом унифицированных форм первичных документов. В этой связи в законе устанавливается, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 5, 6 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Это уравнивает в правах первичные учетные документы на бумажном носителе и электронные с электронной подписью.

В Законе № 402-ФЗ установлена необязательность бумажных копий электронного документа, которые изготавливаются только если законодательством РФ или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе.

Последствия широкого толкования

Каковы последствия широкого толкования необязательности унифицированных форм документов?

Во-первых, работники бухгалтерий могут понимать Закон № 402-ФЗ как возможность отказа от отдельных первичных документов как таковых. Такая «экономия» на ведении первичного учета приводит к потере части информации и необеспечению ее должного хранения. То есть некоторые бухгалтеры уже не считают обязательным ведение всех предусмотренных законодательством документов!

Причина: в Законе № 402-ФЗ (ч. 4 ст. 9) записано, что «формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета».

Объясним, как следует это понимать: состав первичных документов никто не отменял, они сохранились, как и их обязательность к применению, послабления касаются только формы, что связано с более широкими возможностями создания первичных документов. С 1 января 2013 г. обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных, если они установлены уполномоченными органами в соответствии с федеральными законами (например, кассовые документы либо те, что мы привыкли использовать для учета кадров:

  • приказ о приеме работника на работу (раньше применялась его унифицированная форма № Т-1, она была утверждена постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 вместе с остальными формами, перечисленными в этом списке ниже);
  • приказ о приеме работников на работу (форма № Т-1а);
  • личная карточка работника (форма № Т-2);
  • личная карточка государственного (муниципального) служащего (форма № Т-2ГС(МС));
  • штатное расписание (форма № Т-3);
  • учетная карточка научного, научно-педагогического работника (форма № Т-4);
  • приказ о переводе работника на другую работу (форма № Т-5);
  • приказ о переводе работников на другую работу (форма № Т-5а);
  • приказ о предоставлении отпуска работнику (форма № Т-6);
  • приказ о предоставлении отпуска работникам (форма № Т-6а);
  • график отпусков (форма № Т-7);
  • приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (форма № Т-8);
  • приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении) (форма № Т-8а);
  • приказ о направлении работника в командировку (форма № Т-9);
  • приказ о направлении работников в командировку (форма № Т-9а);
  • командировочное удостоверение (форма № Т-10);
  • служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма № Т-10а);
  • приказ (распоряжение) о поощрении работника (форма № Т-11);
  • приказ (распоряжение) о поощрении работников (форма № Т-11а);
  • табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (форма № Т-12);
  • расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49);
  • лицевой счет (свт) (форма № Т-54а)).

Во-вторых, работники бухгалтерий могут понимать Закон № 402-ФЗ как отсутствие ответственности лиц, составивших и подписавших первичные документы, за достоверность содержащихся в них данных, а также необязательность составления сводных учетных документов.

Причина: в Законе № 402-ФЗ отсутствует запись об этом, хотя в прежнем Законе «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 29-ФЗ она была.

Объясним, как следует это понимать. В Законе № 402-ФЗ отсутствует запись о тех элементах, которые должны регламентироваться внутренними нормативными документами самой организации. Именно в них должен прописываться состав первичных документов, их движение, ответственные за их создание и обработку, а также перечень сводных учетных документов, составляемых на основе первичных, с целью контроля и упорядочения данных о хозяйственной жизни организации.

В-третьих, встречается еще такое заблуждение в толковании нового закона о бухгалтерском учете: якобы теперь отсутствует запрет на внесение исправлений в кассовые и банковские документы.

Причина: в старом Законе № 129-ФЗ прямой запрет на это был, а из нового Закона № 402-ФЗ его «изъяли».

Как следует понимать: данное обстоятельство не означает, что с 1 января 2013 г. такие исправления разрешены, потому что подобный запрет остался в других нормативных документах:

  • п. 2.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П) и
  • п. 2.4 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П).

Итак, исправления в кассовых и банковских документах по-прежнему недопустимы. А вот в иных документах они возможны, только для этого их нужно заверять. При этом подписи должны поставить все стороны, составившие такой документ (например, на двустороннем договоре между организацией и физлицом это могут быть подписи уполномоченного должностного лица организации и самого физлица). Если в документе есть пояснение относительно того, кем является Петров и Иванов (первый – гендиректором, уполномоченным уставом на подписание данного договора, второй – стороной по этому договору), то в заверительной надписи достаточно будет их личных росчерков и Ф.И.О. В противном случае стоит добавлять идентифицирующие сведения об этих лицах (например, должность).

Пример

Заверение внесения исправления в договор купли-продажи

СвернутьПоказатьАлександр Пшенко
зав. кафедрой документоведения и документационного обеспечения управления
Государственного университета управления,
член Гильдии Управляющих Документацией, к.и.н., доцент

Кадровая документация ушла в «самостоятельное плавание»

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ с начала 2013 года формы первичных документов по учету кадров утверждаются руководителем организации. Тем самым перестали быть обязательными унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные в 2004 году Государственным комитетом по статистике.

Таким образом, многострадальная кадровая документация вновь сменила «владельца», а по сути ушла в «самостоятельное плавание». Возникает закономерный вопрос, а не приведет ли новое законодательство к столь широкому толкованию, что через некоторое время выяснится – значительная часть граждан вообще не будет оформлена в качестве работников или оформлена в столь своеобразной форме, что ее юридическая сила будет вызывать серьезные сомнения? Вряд ли такие сомнения обоснованы. Ведь мы живем в правовом поле, созданном неким множеством законодательных и подзаконных правовых актов, традициями, корпоративным и личным опытом и т.д. Чтобы всесторонне рассмотреть эту проблему, придется «танцевать от печки».

Взгляд в прошлое

Во второй половине прошлого века до 1980 года не существовало единых, обязательных к применению унифицированных форм, в том числе и для оформления трудовых отношений. Но документного хаоса не было. Да, зачастую оформлялись так называемые «сводные» кадровые приказы, где в одном документе соединялись и вопросы приема, перевода, и увольнения, и предоставления льгот, и смены фамилий и так далее. Но наряду с трудовым законодательством действовала Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, Методические рекомендации «О порядке формирования личных дел». Кроме того, нормативными документами Архивной службы для кадровых документов, являющихся основанием для внесения записей в трудовые книжки и назначения пенсий и других социальных выплат, был установлен срок хранения 75-В1 (до достижения гражданином 75 лет), а также соответствующие требования по формированию, оформлению и учету документов по личному составу.

Когда в связи с внедрением в народное хозяйство средств вычислительной техники под руководством Госстандарта были впервые созданы унифицированные системы документации (16 систем!), вполне естественно, что формы кадровых документов разрабатывала (и была их держателем) Архивная служба. Но и тогда далеко не все существовавшие в реальности документы были унифицированы, т.е. не вошли в УСОРД.

В 2001 году при уменьшении значения стандартов и Госстандарта в управлении и других сферах деятельности кадровые документы сменили владельца и были выпущены на правах авторской собственности Госкомстатом РФ. Из-за низкого качества разработки первоначальный шок быстро сменился разочарованием и неприятием из-за невозможности практического применения части из них. Надо отдать должное, унифицированные формы были грамотно переработаны ведомством, и в качестве нарекания можно было сказать только одно – состав этих форм был нацелен прежде всего на нужды бухгалтерского учета и от того был неполным. На практике все равно приходилось конструировать (придумывать) собственные бланки.

Это было вполне возможно, так как уже полстолетия существовали государственные стандарты на правила оформления управленческих документов как основа грамотного и единообразного документирования в сфере управления.

Взгляд в будущее

См. статью «Трудовые книжки отменят?»

В настоящее время положение начинает радикально меняться. За последние 20 лет неоднократно были слышны призывы отменить трудовые книжки и упростить кадровое делопроизводство. Представляется, что такие идеи инициировались лицами, чья трудовая биография была далека от идеала. Поэтому, вероятно, и серьезных изменений в этой сфере не происходило.

И только возможность внедрения и использования крупных компьютерных баз данных, системы электронной связи сегодня вплотную подводит к этапу возможных кардинальных изменений в кадровом делопроизводстве. Конечно, это дело не одного дня, а учитывая неравномерность технического обеспечения в России, и не одного года.

Но уже сейчас вполне возможны ситуации, когда необходимая юридически значимая документная информация будет генерироваться в системе из имеющихся данных по мере надобности. Возможности современных комплексных систем автоматизации практически всегда включают в себя и модули по учету труда – втискивать их в формат унифицированных форм образца 2004 года может быть нецелесообразно.

Недалек уже тот день, когда для оформления пособий и пенсий в отделения Пенсионного фонда можно будет приходить без папки со справками, подлинниками и копиями документов, а только с электронным паспортом – всю остальную информацию сотрудники обязаны будут без проблем получать из федеральных баз данных. Вот тогда обязательно наступит закономерный этап пересмотра и состава кадровых документов, и сроков их хранения. Это наверняка будет приниматься достаточно скептически, как и сегодняшняя отмена обязательности форм по учету труда. А пока надо понимать, что отмена обязательности той или иной унифицированной формы (то есть бланка) не влечет за собой отмену обязательного составления (издания) самого документа. Более того, никто не отменяет успешно проверенные временем правила оформления самих реквизитов управленческих документов, из которых, как из конструктора, и собирается сама форма (бланк), конечно же, подлежащая утверждению руководителем организации и включению ее в Табель форм. Именно так и должно быть организовано документационное обеспечение в соответствии с ГОСТом Р 15489-1-2007 «СИБИД. Управление документами»2.

Мария Колганова
доцент кафедры предпринимательского и трудового права
Государственного университета управления

Мы живем в период активных реформ в политической, правовой и экономической сферах нашей жизни. Изменяются идеология, социальная среда, образ мышления и правовые доктрины. Это не должно бы нас настораживать, потому что «все течет, все изменяется»: мы готовы к тому, чтобы эти изменения шли в лучшую сторону, для развития отношений в различных отраслях на благо обществу и производству. Однако за десятилетия реформ новации скорее настораживают и беспокоят, нежели решают сложные жизненные и производственные вопросы.

Так в очередной раз произошло и со вступлением в силу с 1 января 2013 года Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Собственно, не сам закон обеспокоил. Озадачила информация Минфина № ПЗ-10/20123 о вступлении данного закона в силу. А именно: «С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов».

Специалисты (документоведы и бухгалтеры) понимают, что речь не идет об отмене этих форм, а говорится лишь о том, что они могут иметь любое содержание, любое количество данных, любую дополнительную информацию, которую экономический субъект посчитает необходимым включить в эти формы для своих нужд.

Но можно ли быть уверенными в том, что среди тех, кто работает с первичными учетными документами, все поймут эту фразу именно так, а не как повод или как возможность отказаться от ведения каких-либо документов или полностью игнорировать их обязательность?

Сомнения не лишены оснований.

«Из жизни» штатного расписания

Так, в 90-х годах при регистрации юридических лиц из пакета регистрационных документов вывели штатное расписание. После этого значительная часть юристов посчитала это сигналом к тому, что юридическое значение данного документа потеряло смысл, многие позволили кадровым службам отказаться от штатных расписаний вовсе. Однако истинный юридический смысл штатного расписания не в его значении для регистрации юридического лица. Тем не менее до сих пор при разрешении трудовых споров приходится сталкиваться с ситуациями, когда на запрос суда о необходимости предоставления штатного расписания ответчик начинает объяснять, что оно у них «виртуальное», что они не понимают, где четко написано о том, что оно обязательно в организации и т.п. Однако для суда таких вопросов не существует, и отвечать на них он не обязан. Вместо этого он обоснованно требует предоставления доказательственной базы.

Рукотворные сложности для квалификационных справочников

Еще одна ситуация, хорошо знакомая многим профессионалам. С принятием Трудового кодекса с февраля 2002 года авторитетные сотрудники и руководители Минтруда сообщили общественности о том, что ЕТКС профессий рабочих4 и ЕКС должностей руководителей, специалистов и других служащих5 утратили актуальность, и впредь при проверках государственной инспекцией труда ответственности за наименования профессий и должностей, не предусмотренных этими справочниками, наступать не будет.

Однако позднее постановлением Правительства РФ № 787 от 31.10.2002 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» в пункте 2 было предписано: «Министерству труда и социального развития Российской Федерации организовать совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, разработку Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и порядка их применения, а также утвердить указанные справочники и порядок их применения».

Уже в 2004 году рекомендательный характер ЕКС был заменен на обязательный. Чтобы в этом убедиться, сравните тексты документов:

Фрагмент документа СвернутьПоказать Постановление Минтруда России от 21.08.1998 № 37
«Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих»

….Квалификационный справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

Фрагмент документа СвернутьПоказать Постановление Минтруда России от 09.02.2004 № 9
«Об утверждении порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

Но до сих пор многие специалисты так и не могут понять, каков характер этих справочников? Чего ждать от проверок трудовой инспекции? Попадают ли их организации под штрафные санкции или нет в случае, если их сотрудники выполняют обязанности по профессиям и должностям, не предусмотренным в ЕТКС и ЕКС? Может ли оказаться так, что не предусмотренные в указанных документах профессии и должности не позволят работникам надеяться на зачет их стажа для пенсии? Нет единого мнения у юристов, размышляющих об этих проблемах в аналитических источниках и публикациях в периодических изданиях.

Понятийный хаос «бьет» по всем

Понятийный и терминологический хаос в законодательстве приводит к серьезным системным сбоям правоприменительной практики. Отсутствие единообразного терминологического межотраслевого единства, межведомственная несогласованность в использовании понятий, в принятии и отмене правовых актов порождает внутрикорпоративные проблемы взаимодействия специалистов ДОУ, бухгалтеров, менеджеров по персоналу, юристов и специалистов ОТиЗ.

Совершенно очевидно, что названные выше специалисты заинтересованы в решении своих профессиональных задач. Однако при всей важности учета экономической выгоды, налоговой оптимизации, управленческой эффективности все еще актуальной остается правовая безупречность и безопасность тех или иных решений. Определенными гарантами такой безупречности могли бы стать четкость, ясность и единообразие правовых понятий и определений.

Возвращаясь к обсуждаемой теме, следует подчеркнуть, что унифицированные формы6 разработаны и утверждены Госкомстатом и имеют целью не только сбор и статистическое исследование достоверной информации о трудовых процессах в нашей стране, но и создание единого банка форм управленческих документов, имеющих огромное значение для деятельности государственных и ведомственных архивов, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, всех судов РФ. Однако, анализируя имеющийся опыт и сложившуюся практику, есть необходимость опасаться, что росчерком пера Минфин РФ своей Информацией № ПЗ-10/2012 все эти сложившиеся взаимосвязи может с легкостью разрушить, даже не подозревая о масштабах негативных последствий.

Можем ли мы быть уверенными, что это не нанесет вред участникам трудовых отношений, что у одних из них будет достаточно доказательств подтверждения своего трудового стажа, прав на пенсионные, социальные и корпоративные льготы, и у обеих сторон будет достаточно документов для отстаивания своих прав в суде, трудовой инспекции или в прокуратуре?

В медицине одно из великих правил врачевания звучит коротко – «Не навреди!» В современном управленческом мире, в правоприменительной практике этот принцип не менее актуален.

Сноски

СвернутьПоказать

  1. По профессиональной архивной терминологии означающий, что срок хранения документов исчисляется по формуле «75 лет минус возраст конкретного гражданина». Вернуться назад

  2. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 15489-1:2001 «Information and documentation. Records management. General». Вернуться назад

  3. Информация Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // «Экономика и жизнь» (Бухгалтерское приложение), № 50, 21.12.2012. Вернуться назад

  4. Имеется в виду Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. См. постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 № 31/3-30 (ред. от 20.09.2011) «Об утверждении «Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР»; раздел «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1 // «Бюллетень Госкомтруда СССР», № 6, 1985. Вернуться назад

  5. Имеется в виду Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37 (ред. от 14.03.2011). Вернуться назад

  6. Последний раз они были утверждены постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Вернуться назад

Унифицированные формы первичных документов (перечень)

Унифицированные формы первичных бухгалтерских документов — что это значит?

Какие унифицированные формы первичной учетной документации являются обязательными

Что означает «альбом унифицированных форм первичной учетной документации» (примеры)

Унифицированные формы кадровых документов (табели, ведомости и т. п.)

Унифицированная документация по учету кассовых операций

Итоги

Унифицированные формы первичных бухгалтерских документов — что это значит?

На протяжении долгих лет, вплоть до 2013 года, в качестве первичных документов для целей бухгалтерского и налогового учета могли использоваться лишь документы, составленные по специально утвержденным формам. Эти формы получили название унифицированных. В свободной форме допускалось составлять только те документы, для которых унифицированной формы не существовало.

Со вступлением в силу закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ экономические субъекты получили право разрабатывать формы документов самостоятельно при условии соблюдения определенных требований к ним.

После этого большинство унифицированных форм первичных документов стали рекомендуемыми, однако остались и обязательные. О них речь пойдет далее.

Какие унифицированные формы первичной учетной документации являются обязательными

Обязательными продолжают оставаться формы первичной документации, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (см. письмо Минфина России от 06.03.2013 № 03-03-06/1/6700). Например, это:

  • Кассовые документы из альбома унифицированных форм, утвержденного постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 (информация Минфина России № ПЗ-10/2012, письмо Минфина России от 28.02.2013 № 03-03-06/1/5971).

Таким образом, обязательность применения унифицированных форм относится не только к кассовым документам, но и к транспортной накладной.

Скачать бланк транспортной накладной вы можете в статье «Подтверждение транспортных расходов — какими документами?» или в материале «Расходы на перевозку подтверждает лишь один документ».

Что означает «альбом унифицированных форм первичной учетной документации» (примеры)

Альбомом унифицированных форм принято именовать так называемую тематическую подборку форм документов. Так, существуют альбомы по учету:

  • кадров, рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда;
  • кассовых операций;
  • торговых операций;
  • основных средств и нематериальных активов;
  • материалов;
  • продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения;
  • результатов инвентаризации;
  • работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ и др.

Унифицированные формы кадровых документов (табели, ведомости и т. п.)

Унифицированные формы кадровых документов утверждены постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1. Условно их можно разделить на 2 группы:

  1. Документы непосредственно по учету кадров — от приема до увольнения:
  • приказ (распоряжение) о приеме на работу;

См. .

  • личная карточка работника;

См. «Унифицированная форма № Т-2 — бланк и образец заполнения».

  • штатное расписание;

См. «Унифицированная форма № Т-3 — Штатное расписание (бланк)».

  • приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику;

См. .

  • график отпусков;

См. «Унифицированная форма № Т-7 — график отпусков».

  • приказ об увольнении и др.

См. «Унифицированная форма № Т-8 — бланк и образец заполнения».

  1. Документы, отражающие данные для расчетов с персоналом:
  • табели учета рабочего времени по формам № Т-12 и Т-13;

См. «Унифицированная форма № Т-12 — бланк и образец» и «Унифицированная форма № Т-13 — бланк и образец».

  • зарплатные ведомости: расчетно-платежная, расчетная и платежная;

См. «Унифицированная форма № Т-49 — бланк и образец», «Унифицированная форма № Т-51 — расчетный лист» и .

  • лицевой счет и др.

См. «Унифицированная форма № Т-54 — лицевой счет».

Унифицированная документация по учету кассовых операций

Повторимся: данные формы являются обязательными. Это значит, что составлять кассовые документы вы обязаны строго по формам, которые присутствуют в альбоме, утвержденном постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88. Это всем известные:

  • приходный кассовый ордер;

См. «Унифицированная форма № КО-1 — приходный кассовый ордер».

  • расходный кассовый ордер;

См. «Унифицированная форма № КО-2 — расходный кассовый ордер».

  • кассовая книга и т. п.

См. «Унифицированная форма № КО-4 — Кассовая книга»

Другие документы по кассе ищите на нашем сайте в рубрике «Онлайн-кассы ККТ ККМ».

А основные формы первичной учетной документации по другим участкам и объектам вы найдете в рубрике «Бухгалтерский учет > Документы бухгалтерского учета».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! На нашем сайте для всех документов есть заполненные образцы, которые можно не только посмотреть на сайте, но и скачать в форматах Word или Excel.

Итоги

У организации есть выбор: самостоятельно разрабатывать первичные документы или применять их унифицированные формы. Но есть исключение: при совершении операций по перевозке грузов автомобильным транспортом или приемке/ выдаче денежных средств по прежнему необходимо применять утвержденную в нормативных документах форму транспортной накладной и документы для оформления кассовых операций (приходный/расходный кассовый ордера, кассовую книгу).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх