Куперс

Бухучет и анализ

УПК РФ следователь криминалист

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

УДК 348.98

12.00.00 Юридические науки

СЛЕДОВАТЕЛЬ-КРИМИНАЛИСТ: ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС И ЕГО ФУНКЦИИ

Меретуков Г айса Мосович доктор юридических наук, профессор заведующий кафедрой криминалистики Кубанский Государственный Аграрный Университет, Краснодар, Россия

В научной статье рассматриваются процессуальный статус и функции следователя-криминалиста с учетом положений п. 40 (1) ст.5 УПК РФ, сопоставляя с прежним положением о прокурорах-криминалистах. Автор предлагает редакцию новой статьи 38(1) УПК РФ «следователь-криминалист» и определяет его процессуальный статус. Таким образом, следователь — криминалист на досудебном производстве должен обладать следующими полномочиями: по решению следователя (руководителя следственной группы или руководителя следственного органа при принятии дела к своему производству) вправе уполномочивать своим процессуальным решением о производстве следственных и иных процессуальных действий, а также об участии в следственных действиях наряду со следователем, в целях обеспечения надлежащего применения научно-технических средств и процессуального оформления при расследовании преступлений, помощи специалистов и взаимодействия с судебноэкспертными учреждениями, и использования современных возможностей судебных экспертиз; внедрение новых достижений науки и техники передового опыта в раскрытии и расследовании преступлений; разработки научно-методических и практических рекомендаций по раскрытию и расследованию преступлений

Ключевые слова: СЛЕДОВАТЕЛЬ-КРИМИНАЛИСТ, СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ОТДЕЛ КРИМИНАЛИСТИКИ, РУКОВОДИТЕЛЬ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА, ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС, ФУНКЦИИ СЛЕДОВАТЕЛЯ-КРИМИНАЛИСТА, СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИИ, СПЕЦИАЛИСТ-КРИМИНАЛИСТ

UDC 348.98 Legal sciences

FORENSIC INVESTIGATOR: HIS PROCEDURAL STATUS AND FUNCTIONS

Meretukov Gaisa Mosovich

Dr.Leg.Sci., professor

Head of the Criminalistics Department

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

INVESTIGATIVE COMMITTEE OF RUSSIA, EXPERT-CRIMINOLOGIST

Следователь-криминалист: процессуальный статус и его функции

В соответствии с федеральным законом от 02 декабря 2008 года(№226-ФЗ) в ст.5 УПК РФ введен пункт 40(1), которая гласит

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

«Следователь-криминалист — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дело к своему производству». В контексте данного содержания процессуальной нормы, непонятно какими процессуальными полномочиями данный субъект обладает: он следователь или все же криминалист или специалист — криминалист?! К сожалению, процессуальный статус и профессиональные функции следователя -криминалиста не определены и в разделе 2 (участники уголовного судопроизводства) УПК РФ не отражены. В настоящее время следователь -криминалист согласно штатному расписанию входит в состав отдела криминалистики следственных подразделений Следственного комитета России. Следователь — криминалист фактически выполняет функции, которые ранее выполнял прокурор-криминалист, согласно приказа генерального прокурора РФ №4 от 27 января 1997 года «Положение о прокурорах — криминалистах». Процессуальная регламентация

деятельность прокурора — криминалиста также отсутствовала и в УПК РСФСР и в УПК РФ.

Некоторые авторы отождествляют «следователя-криминалиста» с «прокурором-криминалистом», что является не верным. Например, первый заместитель руководителя следственного управления СК РФ по Курской области О. П. Темираев пишет, что «Вторая часть названия должности «прокурора-криминалиста», т.е. слово «криминалист» означало не столько специалиста в криминалистической технике, сколько знатока тактики и методики расследования преступлений» . Создается впечатление, что «прокурор-криминалист» должен был обладать знанием и умением тактики и методики расследования преступлений, прокурор

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

осуществляющий утверждения обвинительного заключения и

поддержания государственного обвинения в суде, прокурор,

осуществляющий надзор за органом предварительного следствия (до 2012) и дознания, а также надзор за рассмотрением заявлений о преступлениях, поступающих в органы внутренних дел, а также следователь прокуратуры (до создания СК РФ) не должен знать, уметь и иметь навыки в организации и тактики поведения следственных и иных процессуальных действий, в криминалистической методике процесса расследования преступления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее О. П. Темираев пишет, что «В своей деятельности прокуроры-криминалисты руководствовались полномочиями прокуроров в

соответствии со ст.211 УПК РСФСР, наделявших процессуальными правами не только прокуроров районов, городов и вышестоящих прокуроров, прокуроров отделов, управлений), как было написано в законе «в пределах своей компетенции». Компетенция же прокуроров-криминалистов, кроме закона, определялась также периодически обновлявшимся «Положением о прокурорах-криминалистах в органах прокуратуры Российской Федерации» (последнее утверждено приказом генерального прокурора Российской Федерации №4 от 27 января 1997 г.). Указанный нормативный акт, изданный в соответствии с действовавшим тогда УПК РСФСР, устанавливал не только право прокуроров-криминалистов на участие в расследовании уголовных дел, но и наделял из надзорными полномочиями на отмену незаконных и необоснованных постановлений следователей, представлял право прокурорам-

криминалистам на дачу указаний следователям по находившимся в их производстве уголовным делам. Тогда ни у кого не вызывал сомнений процессуальный статус прокурора-криминалиста как прокурора, участвующего в уголовном судопроизводстве» .

К сожалению, мнение О. П. Темираева по поводу ст.211 УПК РСФСР дававшего прокурору-криминалисту полномочия прокурора без

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

основательно и не имеет объективной истины. Такая деятельность, прокурор-криминалист осуществлял согласно «Положения о прокурорах-криминалистах» объявленный приказом Г енерального прокурора РФ от 27 января 1997 г.

Соответственно, приказ Генпрокурора является ведомственным нормативным актом, но не уголовно-процессуальный закон,

регулирующий процессуальный статус (положение) прокурора-

криминалиста в уголовном судопроизводстве. В ст. 24 УПК РСФСР указано ни единого слова о прокуроре-криминалисте. Для убедительности приводим полный пакет этой статьи, т.е. «ст.211 Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

(1) Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции:

1) требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления; проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;

2) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;

3) дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;

4) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска,

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры;

5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу;

6) санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтовотелеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

7) продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом;

8) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

9) изымает от органа дознания и передает следователю любое дело, передает дело от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;

10) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела;

11) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении; прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам; дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено настоящим Кодексом;

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

утверждает обвинительные заключения (постановления); направляет уголовные дела в суд.

(2) Прокурор осуществляет также и иные полномочия, предоставленные ему настоящим Кодексом .

Следует согласиться с мнением И.П. Пилюшина, который пишет, что «В настоящее время полномочия прокурора-криминалиста не

конкретизированы, его функциональные обязанности регламентируются лишь Приказом Следственного комитета при прокуратуре РФ от 7 сентября 2007 г. №6 «О мерах по организации предварительного следствия». В соответствии с данным нормативным актом прокуроры-криминалисты должны выезжать совместно со следователями на место происшествия для проведения квалифицированного осмотра» .

В соответствии с приказом председателя следственного комитета РФ №124 от 11 августа 2011 года «Об организации работы следователей -криминалистов в системе следственного комитета РФ» были поставлены следующие задачи: осуществление криминалистической деятельности; внедрение в деятельность следственного комитета России достижений науки, техники и положительного опыта расследования и раскрытия преступлений; разработка методики и тактики расследования

преступлений отдельных видов; организация практики использования следственными органами банков данных криминалистической информации, практики криминалистического сопровождения

предварительного следствия, организации надлежащего хранения вещественных доказательств; организации стажировки назначенных сотрудников; разработка информационно-методических документов; формирование и ведение учета нераскрытых убийств; иных баз данных криминалистической информации; внедрение в следственную практику новых технико-криминалистических средств и средств программного обеспечения предварительного расследования иных средств и методов

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

криминалистики; применение при производстве следственных действий криминалистической и специальной техники; обеспечение надлежащего функционирования передвижных криминалистических лабораторий и многое другое. Таким образом, с позиции руководства Следственного Комитета России, деятельность следователя — криминалиста

рассматривается, как совершенствования уровня профессионального мастерства следователей в целях раскрытия и расследования преступлений, а также выполнения некоторых функций криминалистических подразделений по аналогии с ЭКЦ МВД РФ и НИЛ судебных экспертиз Минюста России.

Вместе с тем, пункт 40 (1) ст.5 УПК РФ наделяет следователя -криминалиста рядом функций: осуществлять предварительное следствие по уголовному делу; участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий; производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству. По общему правилу уголовного судопроизводства согласно ст.38 (следователь), ч.2 ст.39 (руководитель следственного органа) как субъекта расследования вправе производить следственные и иные процессуальные действия в случае принятия уголовного дела к своему производству (следователь, как следователь), (руководитель следственного органа использует полномочия следователя или руководителя следственной группы). Теперь возникает вопрос, каким образом следователь — криминалист в праве производить следственные и иные процессуальные действия по делу? Такая деятельность возможна только по поручению не руководителя следственного органа, а следователя, как субъекта расследования. Следовательно, таким процессуальным статусом следователь — криминалист не обладает. Действительно, руководитель следственного органа вправе поручить следователю — криминалисту

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

участвовать в производстве следственных действий только совместно со следователем и по его поручению, а самостоятельно без поручения следователя, следователь-криминалист не вправе производить

следственные действия. Например, в действующем федеральном законе, а также в проекте федерального закона о судебно-экспертной деятельности Российской федерации следователь — криминалист не относится к органам или лицам, имеющим право назначать судебную экспертизу. Возникает вопрос, если следователь — криминалист согласно пункту 40 (1) ст. 5 УПК РФ уполномочен осуществлять предварительное следствие, при этом не обладает процессуальным статусом следователя, то на каком основании он может принимать процессуальное решение о назначении судебной экспертизы по делу? Вышеизложенное, позволяет высказать мнение, что следователь — криминалист не является самостоятельным субъектом досудебного судопроизводства. Следовательно, следователь —

криминалист на досудебном производстве должен обладать следующими полномочиями: по решению следователя (руководителя следственной группы или руководителя следственного органа при принятии дела к своему производству) вправе уполномачивать своим процессуальным решением о производстве следственных и иных процессуальных действий, а также об участии в следственных действиях наряду со следователем, в целях обеспечения надлежащего применения научно-технических средств и процессуального оформления при расследовании преступлений, помощи специалистов и взаимодействия с судебно-экспертными учреждениями, и использования современных возможностей судебных экспертиз; внедрение новых достижений науки и техники передового опыта в раскрытии и расследовании преступлений; разработки научно-методических и практических рекомендаций по раскрытию и расследованию преступлений . С учетом изложенного предлагаю включить в УПК РФ новую статью 38 (1) «следователь- криминалист». Ч.1 следователь — криминалист

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

является должностным лицом органов Следственного Комитета России, обладающим криминалистическими знаниями, а также знаниями в науке, технике, искусстве или ремесле и уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, участвовать в уголовном судопроизводстве. Ч .2 участвуя в досудебном производстве следователь — криминалист уполномочен:

а) осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим кодексом принимая его к своему производству по решению руководителя следственного органа;

б) осуществлять полномочия руководителя следственной группы по поручению руководителя следственного органа;

в) участвовать в производстве следственных и иных процессуальных действий по поручению следователя с согласия руководителя следственного органа;

г) производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству по поручению следователя с согласия руководителя следственного органа;

д) производить или участвовать в производстве криминалистических и иных видов экспертиз.

Литература:

1. Темираев О.П. Процессуальные полномочия следователя — криминалиста// Российский следователь. М.,2012 №18.с.25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Темираев О.П. Указ.соч.с.26

4. Пилюшкин И.П. Процессуальное положение следователя-

6. Меретуков Г.М. Судебная экспертиза на современном этапе развития уголовного судопроизводства России (Проблемы теории и практики). Краснодар, КубГАУ 2010. С. 28-31.

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

1. Temiraev O.P. Procesualnye polnomochia sledovatelya-kriminalista// Rossiyskiy sledovatel. М.,2012 №18.s.25.

2. Temiraev O. P. Ukaz.soch.s.26

УДК 343 DOI 10.24411/2312-0444-2018-10028

ББК 67

СЛЕДОВАТЕЛЬ-КРИМИНАЛИСТ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Особенности процессуального положения

Мурадин Мухамедович ХАМГОКОВ, кандидат юридических наук E-mai: lhamgok@mail.ru

Джульета Михайловна БЕРОВА, заместитель начальника по учебной работе Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, доктор юридических наук, доцент

Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс

Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации обосновано несколько суждений: приоритет юридической науки перед правоприменением неоспорим; между уголовным процессом и криминалистикой соотношение может быть представлено в виде формулы: «стратегия — тактика»; исчерпывающий перечень субъектов уголовного процесса может быть установлен в одном нормативном правовом акте — в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации; перечень органов предварительного следствия исчерпывающий: следователь органов федеральной службы безопасности; следователь Следственного комитета Российской Федерации, следователь органов внутренних дел.

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, уголовный процесс, субъект уголовного процесса, орган предварительного следствия, следователь-криминалист.

Предметом данной статьи является деятельность отдельных субъектов уголовного процесса. В частности, избран «следователь- криминалист» как собирательный термин, обычно используемый правоприменителями и отдельными представителями уголовно-процессуальной науки.

Так, М.Р. Глушков исследовал «проблемы, связанные с процессуальными полномочиями следователя-криминалиста»: «Таким образом, следователь-криминалист участвует в следственном действии в том же правовом режиме, в каком участвовал бы «обычный» следователь, входящий в состав следственной группы и получивший указание ее руководителя (ч. 3 ст. 163 УПК РФ). Для следователя-криминалиста вме-

сто этого требуется поручение руководителя следственного органа»1.

И.П. Пилюшин обосновывает необходимость включения в перечень субъектов уголовного процесса и следователя-криминалиста: «В заключение хотелось бы отметить, что появление такого участника уголовного процесса, как следователь-криминалист, вполне закономерно, поскольку данный субъект призван заполнить вакуум, образовавшийся в сфере контрольно-надзорной деятельности за исполнением законов на предварительном следствии и руководства расследованием уголовных дел. Анализ полномочий следователя-криминалиста подсказывает, что последний должен быть в любом случае компетентнее следователя в вопросах

№ 2/2018

производства по уголовным делам, что, безусловно, приходит с опытом следственной работы^ Следователь также должен обладать соответствующими знаниями и навыками, однако где взять таковые. В Следственном комитете при прокуратуре РФ данная проблема, возможно, будет решена за счет ротации кадров. Например, часть сотрудников, состоявших в должности прокурора-криминалиста, займут должности следователя-криминалиста. В следственном аппарате МВД России, где трудится наибольшее количество следователей Российской Федерации, подобное невозможно, поскольку, как указывалось выше, не успевает сформироваться профессиональное ядро следователей. Следовательно, на наш взгляд, одной из причин введения в УПК РФ такого участника уголовного судопроизводства, как следователь-криминалист, является удовлетворение соответствующих интересов Следственного комитета при прокуратуре РФ»2.

О.П. Темираев сфокусировал внимание на полномочиях следователя-криминалиста: «В целях устранения отмеченных противоречий при определении процессуального положения и полномочий следователя-криминалиста в УПК РФ можно было бы вместо него ввести процессуальную фигуру «инспектора-криминалиста» следственных подразделений как разновидность руководителя следственного органа, изложив п. 381 ст. 5 следующим образом: «…руководитель следственного органа — должностное лицо, возглавляющее следственное подразделение, его заместитель, а также подчиненный им инспектор-криминалист, участвующий в уголовном судопроизводстве в порядке, установленном настоящим кодексом», а также дополнив ч. 1 ст. 39 п 13 следующего содержания: «Руководитель следственного органа вправе поручить подчиненному ему инспектору-криминалисту проведение проверок в порядке статей 144— 145 УПК РФ, осуществление предварительного следствия по уголовному делу, а также участие в расследовании, принятие отдельных процессуальных решений, проведение отдельных следственных действий без принятия уголовного дела или материала проверки к своему производству». Расширение процессуальных полномочий не только руководителей следственных подразделений, но и подчиненных им работников, обладающих высокой квалификацией, профессиональным опытом по непосредственному участию в расследовании преступлений, даст дополнительную возможность по улучшению качества процессуального контроля, позволит сделать его действительно предупреждающим

нарушения закона со стороны следователей, а значит, повысит эффективность работы органов предварительного следствия»3.

Аналогичные собирательные термины используются и относительно иных субъектов уголовного процесса.

Например, предметом исследования А.В. Го-ровацкого являются «уголовно-процессуальные нормы о процессуальном статусе прокурора-криминалиста в досудебном производстве, регламентация его деятельности»4. Термин «прокурор-криминалист» ранее использовался в Федеральном законе РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г.5.

A.М. Зинин оперирует термином «специа-лист-криминалист»6.

B.И. Пархоменко безосновательно гипертрофировал одно из общих условий предварительного расследования7. В частности, речь идет о пределах процессуальной самостоятельности следователя8.

Нам представляются обоснованными суждения авторов единомышленников (В.Н. Галузо и Р.Х. Якупов): «Субъект уголовного процесса» — термин, введенный в оборот наукой уголовного процесса. Основное его назначение — подчеркнуть, что любой субъект уголовно-процессуальной деятельности уже изначально, в законе (на потенциальном уровне) рассматривается не объектом, а субъектом права. Всякий субъект права, вступивший в уголовно-процессуальные властеотношения даже подчиненной, обязанной стороной, — далеко не бесправный и пассивный их участник»; «…под субъектом уголовного процесса следует понимать любое лицо (орган, учреждение, предприятие, организацию), наделенное определенными процессуальными правами и обязанностями и совершающее в их пределах процессуальные действия (воздержания от них)»; «Субъекты уголовного процесса в силу занимаемого правового положения не однородны по своему составу»; «Представляется, что, прежде всего, следует различать субъектов уголовного процесса по их роли и месту в уголовно-процес-су-альных властеотношениях. По этому признаку субъекты делятся на две большие группы:

1) субъекты с государственно-властными полномочиями (процессуальные органы) и

2) субъекты, привлеченные или допущенные к участию в уголовно-процес-суальной деятельности (участники процесса).

Первая группа субъектов представлена государственными органами и должностными лицами (процессуальные органы), к которым относятся: суд, судья, прокурор, заместитель

№ 2/2018

прокурора, помощник прокурора и другие прокуроры, начальник следственного отдела и его заместитель, следователь, орган дознания, начальник органа дознания, дознаватель, должностное лицо органа дознания… Вторая группа субъектов уголовного процесса объединяет всех тех лиц, которые вступают в уголовно-процессуальные отношения подчиненной стороной»9.

Нормативным правовым актом, в котором воедино сведены уголовно-процессуальные нормы и который по юридической силе приравнивается к федеральному закону РФ10, является Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 22 ноября 2001 г.11 (введен в действие с 01.07.2002 г.12).

В УПК РФ имеется раздел II «Участники уголовного судопроизводства», включающий главы 5—9: глава 5 «Суд» (статьи 29—36); глава 6 «Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения» (статьи 37—45); глава 7 «Участник уголовного судопроизводства со стороны защиты» (статьи 46—55); глава 8 «Иные участники уголовного судопроизводства» (статьи 56—60); глава 9 «Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве» (статьи 61—72).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Термин «следователь-криминалист» обнаруживаем в некоторых подзаконных нормативных правовых актах.

Так, в приказе СК России «Об организации работы следователей-криминалистов в Следственном комитете Российской Федерации № 53 от 8 августа 2013 г.13 закреплено следующее положение: «В целях организации эффективной работы старших следователей-криминалистов и следователей-криминалистов в установленной сфере деятельности и определения их компетенции в выполнении задач, стоящих перед Следственным комитетом Российской Федерации. в соответствии с пунктом 401 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Федерального закона. «О Следственном комитете Российской Федерации» и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации. «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» приказываю.».

Приказом Минтруда России № 183н от 23 марта 2015 г.14 утвержден «профессиональный стандарт «Следователь-криминалист».

Таким образом, определение понятия «субъект уголовного процесса» и установление исчерпывающего их перечня и до ныне в Российской Федерации15 вызывают затруднения.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, приоритет юридической науки перед правоприменением неоспорим.

Во-вторых, между уголовным процессом и криминалистикой соотношение может быть представлено в виде формулы: «стратегия — тактика».

В-третьих, исчерпывающий перечень субъектов уголовного процесса может быть установлен в одном нормативном правовом акте — в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.

В-четвертых, перечень органов предварительного следствия исчерпывающий: следователь органов федеральной службы безопасности; следователь Следственного комитета Российской Федерации, следователь органов внутренних дел.

1 Глушков М.Р. К вопросу о процессуальном статусе следователя-криминалиста // Рос. следователь. 2015. № 20. С. 38—42.

2 Пилюшин И.П. Процессуальное положение следователя-криминалиста // Рос. следователь. 2010. № 8. С. 8—10.

3 Темираев О.П. Процессуальные полномочия следователя-криминалиста // Рос. следователь. 2012. № 18. С. 24—27.

4 Горовацкий A.B. Прокурор-криминалист в досудебном производстве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 6.

5 См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366; СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 2272.

6 Зинин А.М. Криминалист в следственных действиях: Учебно-практ. пособие. М.: Экзамен, 2004.

7 Пархоменко В.И. Взаимодействие следователей, оперативных работников и специалистов при расследовании уголовных дел о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ (тактико-криминалистический и организационный аспекты): Монография. М.: Юрлитинформ, 2006.

8 См. об этом: Галузо В.Н., Якупов Р.Х. Уголовный процесс: Учебник. 7-е изд., перераб. М.: ТЕИС, 2013. С. 330—342.

9 Там же. С. 120—182.

10 О системе нормативных правовых актов в РФ подроб. см.: Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28—30;

Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27—30.

11 СЗ. РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921; 2018. № 18. Ст. 2569.

13 Приказ в официальных источниках не публиковался.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх