Куперс

Бухучет и анализ

Уплата НДС как налоговый агент проводки

Содержание

НДС налогового агента: проводки в 2020 году

В определенных случаях, организации и предприниматели, которые не являются плательщиками НДС, обязаны уплатить его как налоговые агенты. При этом они также должны подать в ИНФС налоговую декларацию по НДС. В статье рассмотрим, кто выступает в роли налогового агента по НДС и какие проводки при этом формируются.

Кто признается налоговым агентом по НДС

Согласно Налогового кодекса (161 НК РФ), существует определенный перечень ситуаций, при которых даже лица, не обязанные оплачивать НДС и отчитываться по нему, должны уплатить налог за своих партнеров. К ним относят следующие ситуации:

  • в случае получения поставок от иностранных лиц, которые не получили статус налогового резидента в РФ;
  • в случае получения в аренду федеральных и муниципальных объектов;
  • при реализации бесхозного имущества, конфиската, собственности, которая по суду должна быть реализована;
  • в случае продажи судна, которое не поставлено на учет в Российском международном реестре;
  • в случае продажи сырых металлолома, шкур и макулатуры (за исключением субъектов на спецрежиме).

Важно! Под налоговым агентом понимают любого хозяйствующего субъекта, выплачивающего вознаграждение нерезиденту, который не состоит на учете в ИФНС. Исключением являются налогоплательщики, применяющие такие спецрежимы, как ЕНВД, УСН, ПСН и ЕСХН.

Основной обязанностью налогового агента является своевременное удержание налогового обязательства из вознаграждения, которое положено нерезиденту, либо неплательщику НДС. Удержать налог необходимо в полном объеме, после чего представить в ФНС письменное информирование в соответствии с 24 НК РФ. Читайте также статью ⇒ РАЗМЕР ШТРАФА ЗА НЕСДАЧУ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НДС В 2020 ГОДУ

Обязательства налогового агента по НДС с 1 января 2020 года

Основным изменением нового года стал рост ставки НДС до 20%. Кроме того, возросла также расчетная ставка, которая теперь составляет 20/120. К нововведениям также можно отнести то, что с 2020 года иностранные организации, которые представляют в РФ услуги в электронном виде, обязаны самостоятельно организовывать оплату НДС и подавать соответствующую отчетность (ставка 16,67%) в соответствии с законом 303-ФЗ. Это можно выполнить одним из способов:

  • когда реализацию осуществляет агент по договору, то отчет по НДС и уплату производит представитель;
  • когда реализацией занимается зарубежная компания напрямую, то необходимо осуществить постановку на учет в ИФНС, получить ИНН в РФ, после чего самостоятельно уплачивать НДС.

Во втором случае отказ регистрироваться в качестве российского налогоплательщика не обязывает покупателя становиться его налоговым агентом и платить штрафы. То есть организация или предприниматель вычет по НДС не получат, даже в том случае, если один из них решает самостоятельно уплатить НДС.

Под электронными услугами в данном случае понимают такие виды услуг, представленные на таможенной территории РФ:

  • предоставление доступа к программам и компьютерным мощностям посредством интернет;
  • хостинг, а также хранение данных за рубежом;
  • реклама, а также продвижение товаров в интернете;
  • дизайн, поддержка, а также администрирование сайтов удаленно;
  • доступ к хранилищам электронных книг и публикаций;
  • поиск, выдача информации.

Важно! Следует помнить, что к электронным услугам не относят услуги по заказу товаров онлайн, консультации по электронной почте, реализацию ПО, а также организацию доступа к интернет-сети.

НДС налогового агента: проводки

Проводки по НДС налогового агента рассмотрим на конкретном примере. Предположим, что поставщик-нерезидент российскому предпринимателю в 2010 году оказал услуги на сумму 200 000 руб. При этом в заключенном между ними договоре ничего не говориться о включении НДС в стоимость продукции. Согласно действующего законодательства, предприниматель должен удержать и уплатить в бюджет сумму в 40 тыс. рублей.

Хозяйственная операция Д К
Налоговым агентом начислен НДС (с уплаченной суммы аванса) 76 (НА) 68.32
Налоговый агент перечислил обязательство в бюджет 68.32 51
Оказана услуга, оплаченная прежде 26 60
Покупатель выделил входной НДС 19.04 76 (НА)
Зачет НДС к вычету 68.02 19.04

Главные проблемы, возникшие в результате переходного периода и повышения ставки НДС в 2020, касаются операций, которые совершаются между организациями-плательщиками НДС. Налоговые агенты обязаны уплачивать обязательство в полной сумме в день уплаты вознаграждения за товары и услуги.То есть существует два варианта расчета и уплаты НДС:

  1. Аванс, перечисленный до начала 2020 года, облагается НДС по ставке 18%, НДС, на товар в 2020 году начисляют по ставке 20%.
  2. Если продукция, поставленная до 2020 года оплачена только в новом году, то налогооблагаемая ставка составит 20%.

Данная схема не касается следующих субъектов:

  • совершающих операции с конфискованным, реализуемым по суду имуществом или бесхозными ценностями;
  • работает через представителя (агента) в РФ с иностранным субъектом;
  • осуществляет ж/д транспортировку по РФ в интересах нерезидента;
  • скупает, а затем реализует шкуры животных, цвет- и черметаллолом, макулатуру.

Указанные субъекты выделяют НДС (20%) по факту реализации с начала 2020 года. Компенсация ставки 2% осуществляется за счет покупателя. Читайте также статью ⇒ УТОЧНЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НДС В 2020 ГОДУ

Уплата НДС налоговым агентом

Если субъект РВ выступает в роди налогового агента, то правило «первого события» здесь не работает. То есть уплата НДС осуществляется по факту оплаты денежных средств поставщику. Поэтому применение ставок осуществляется следующим образом:

Событие Ставка НДС до 2020 года Ставка НДС с 2020 года
Согласно контракта НДС не включен в стоимость товара 18% 20%
НДС включен в стоимость товара 18/118% 20/120%
НДС уплачивается иностранным поставщиком (его агентом) за электронные услуги 15,25% 16.67%

Расчет НДС и уплата его налоговым агентом осуществляется следующими способами:

  • путем удержания НДС из вознаграждения поставщика (при этом сумма оплаты уменьшается на агентский НДС);
  • возмещение обязательства покупателем (при этом исполнитель получит сумму согласно договора, а НДС будет уплачиваться за счет средств покупателя).

Налоговая декларация по НДС с 2020 года

Помимо того, что налоговый агент обязан перечислить НДС в бюджет, он также должен представить налоговую декларацию, содержащую необходимые расшифровки начислений. Это касается не только плательщиков НДС, но и тех, кто от уплаты этого налога освобожден, то есть субъекты хозяйственной деятельности на спецрежимах.

Форма декларации приведена в Приказе ФНС №ММВ-7-3/558@. От налогового агента потребуется заполнение:

  • титульного листа;
  • 1 раздела (общая информация об обязательстве);
  • 2 раздел (контактные данные контрагента, его реквизиты, при этом по каждому из них необходимо заполнить отдельный лист);
  • 3 раздел (заполняется, если налоговый агент планирует получить вычет);
  • 12 раздел (заполняется, если отчетность подает неплательщик НДС).

Важно! Отчет необходимо представить в тот же срок, что предусмотрен и для всех плательщиков НДС, то есть до 25 числа месяца, следующего за датой окончания очередного квартала.

Оформление вычета

НДС, уплаченный в соответствии с обязанностями налогового агента, можно принять к вычету. Причем, заполнение 3 раздела декларации по НДС возможно только в следующем периоде после передачи поставщику вознаграждения. Однако в данном отношении позиция налоговиков расходится с судебной практикой и позицией Минфина. Возможность получения вычета зависит как от даты оплаты, так и от факта получения товара:

  • вычет может быть задекларирован в периоде уплаты, если товар получен в том же отчетном квартале;
  • потребовать вычет можно только в случае следующей подачи декларации (если факт внесения предоплаты и дата поставки не совпадают и приходятся на разные кварталы).

Ответственность за невыполнение обязательств

Если налоговый агент несвоевременно или умышленно не произвел удержание НДС с вознаграждения поставщику, который не состоит на учете в ИФНС и не имеет статус резидента, то его ожидают следующие меры ответственности:

  • 20% от суммы неудержанного и неуплаченного налога (123 НК РФ);
  • пени за каждый день просрочки (75 НК РФ);
  • 200 рублей за непредставление декларации по НДС в положенный срок по факту выполнения обязанностей налогового агента (126 НК РФ);
  • 5% от суммы неуплаченного обязательства за каждый месяц просрочки в случае непредставления или несвоевременного представления декларации, но не менее 1000 рублей и не более 30% (119 НК РФ).

С точки зрения налогового законодательства, считается неправильным, если неудержанный НДС уплачивается за счет покупателя. При этом будет начислен штраф в размере 20%, а также пени в течение всего времени непогашения обязательства. В данном случае агенту необходимо удержать НДС с суммы вознаграждения последующей поставки и перечислить в бюджет неуплату. Если сделка была разовой, то закон не поясняет дальнейшие действия в такой ситуации. То есть погашение задолженность средствами покупателя будет все же предпочтительнее. Привлечь налогового агента к уголовной ответственности по ст. 198 УК РФ не должны, так как данная мера предусматривает довольно крупные суммы штрафов, принудительные работы, а также лишение свободы за повторные умышленные нарушения в крупных и особо крупных размерах.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Метки: налоговый агент по НДС:, ндс, НДС налогового агента

Кто признается налоговым агентом по НДС (обязанности, нюансы)

Перечень лиц, признаваемых налоговыми агентами по НДС (ст. 161 НК РФ)

НДС у налогового агента: проводки

Уплата НДС налоговым агентом

Представление декларации по НДС

Как получить вычет в отчетном году налоговому агенту

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Итоги

Перечень лиц, признаваемых налоговыми агентами по НДС (ст. 161 НК РФ)

В соответствии со ст. 161 НК РФ лицо (организация или индивидуальный предприниматель), состоящее на учете в налоговых органах, признается налоговым агентом по НДС в том случае, если оно:

  • приобретает товары (работы, услуги) у иностранного лица, не зарегистрированного в качестве налогоплательщика на территории РФ, с целью их последующей реализации на территории РФ (пп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ);
  • осуществляет операции (аренду, покупку, передачу) с имуществом, принадлежащим органам государственной власти Российской Федерации, субъектам, муниципалитетам и органам местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ);

Подробнее — в материале «Налоговый агент по НДС при сделках с госимуществом».

  • продает имущество по решению суда (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • реализует конфискованное имущество, бесхозяйные и скупленные ценности, клады и ценности, принадлежащие государству на праве наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • ведет посредническую деятельность по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) и участвует в расчетах с иностранными лицами, не зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории РФ (п. 5 ст. 161 НК РФ);
  • с 01.10.2018 — при предоставлении на территории РФ железнодорожного подвижного состава или контейнеров на основании договоров поручения, комиссии или агентских договоров (п. 5.1 ст. 161 НК РФ);
  • владеет судном на 46-й календарный день после перехода права собственности на него, если оно в течение 45 дней с момента перехода права собственности не было зарегистрировано в Российском международном реестре судов (п. 6 ст. 161 НК РФ);
  • с 01.01.2018 — покупатели сырых шкур животных, лома и отходов черных (цветных) металлов, вторичного алюминия и его сплавов (п. 8 ст. 161 НК РФ);
  • с 01.01.2019 — покупатели макулатуры (п. 8 ст. 161 НК РФ).

НДС у налогового агента: проводки

Одна из наиболее распространенных ситуаций, когда организация или ИП становится налоговым агентом, — ­это аренда имущества у органов государственной власти. НДС у налогового агента – проводки в этой ситуации могут быть сформированы следующим образом:

Дт

Кт

Сумма

90 000

Перечислен аванс арендодателю за квартал

76НА

16 200

Налоговым агентом начислен НДС и выставлен счет-фактура по выданному авансу

16 200

Перечислен НДС налоговым агентом

30 000

Начислена арендная плата за месяц

76НА

5 400

Налоговым агентом выделен входной НДС со стоимости аренды за месяц

30 000

Зачтен аванс

5 400

Принят НДС к вычету

где:

60.01 – расчеты с поставщиками;

60.02 – расчеты с поставщиками по авансам выданным;

76НА – расчеты по НДС при исполнении обязанностей налогового агента;

68.32 – НДС при исполнении обязанностей налогового агента;

68.02 – расчеты с бюджетом по НДС;

19.04 – НДС по приобретенным работам, услугам.

Уплата НДС налоговым агентом

Перечень обязанностей налогового агента по НДС установлен Налоговым кодексом РФ (п. 3 ст. 24 НК РФ).

Главная обязанность агентов заключается в исчислении, удержании и перечислении в бюджет налога (подп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ). Для реализации основной функции налоговый агент по НДС должен удержать налог из денежных средств налогоплательщика, находящихся в его распоряжении.

ВАЖНО! За лиц, не признаваемых плательщиками НДС, уплачивать налог не нужно. Так, налог не уплачивается при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного лица, не являющегося предпринимателем (письмо Минфина России от 05.03.2010 № 03-07-08/62), а также при реализации арестованного имущества физического лица (письмо Минфина России от 18.11.2010 № 03-07-14/81).

Если в данном налоговом периоде выплаты в пользу налогоплательщика не производились, удержание налога невозможно. В такой ситуации вместо удержания НДС налоговый агент обязан предоставить сведения о невозможности удержания сумм налога на выплаты налогоплательщика с указанием суммы задолженности по неисполненным перед бюджетом обязательствам (подп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ, п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Эти сведения представляются в течение месяца со дня обнаружения факта невозможности удержания НДС.

Представление декларации по НДС

Еще одной обязанностью налогового агента по НДС является представление декларации по НДС независимо от того, является компания налогоплательщиком НДС или нет (п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ).

Если налоговому агенту по НДС приходится одновременно исполнять обязанности плательщика этого налога по характеру своей деятельности либо в силу п. 5 ст. 173 НК РФ, то декларация должна представляться в электронном виде (п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ).

Если налоговый агент по НК РФ не является плательщиком НДС или освобожден от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС, то в определенных случаях он может подавать декларацию и на бумажном носителе (п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ).

О заполнении декларации по НДС налоговым агентом читайте в статье «Как правильно заполнить налоговому агенту раздел 2 декларации по НДС?».

Как получить вычет в отчетном году налоговому агенту

НК РФ в ст. 171 содержит норму, согласно которой налоговому агенту по НДС предоставлено право на получение вычета в размере уплаченной суммы. Право на вычет возникает при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. Налоговый агент состоит на учете в налоговых органах и является плательщиком НДС (абз. 2 п. 3 ст. 171 НК РФ).

Налоговые агенты, применяющие спецрежимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, патентную систему налогообложения) или освобожденные от уплаты НДС по ст. 145 , 145.1, 149 НК РФ, удержанный НДС принять к вычету не могут, так как не исполняют обязанности налогоплательщика по НДС.

При аренде имущества для операций, местом реализации которых территория РФ не является, уплаченные суммы к вычету нельзя (письмо Минфина России от 24.02.2009 № 03-07-08/41).

Не имеют права на вычет удержанного и уплаченного НДС налоговые агенты, которые реализуют (п. 3 ст. 171, пп. 4, 5 ст. 161 НК РФ):

  • конфискованное имущество;
  • имущество, реализуемое по решению суда (за исключением реализации имущества должников-банкротов);
  • бесхозяйные ценности, клады, скупленные ценности;
  • ценности, перешедшие по праву наследования государству;
  • в качестве посредников (с участием в расчетах) товары (работы, услуги, имущественные права) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете

Нередко встает вопрос о том, нужно ли налоговому агенту получать вычет в отчетном периоде или можно перенести его на более поздний период. Ответ на этот вопрос дал Минфин России в письмах от 17.11.2016 № 03-07-08/67622, от 09.04.2015 № 03-07-11/20290. В них разъяснено, что вычет «агентского» НДС можно заявить только в том квартале, в котором выполнены условия для этого вычета. Переносить вычет на более поздние периоды нельзя.

Налоговый агент может заявить вычет после уплаты налога в бюджет при условии соблюдения остальных условий для вычета (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.) В общем случае уплата налоговым агентом удержанного НДС производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из 3 месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ). Следовательно, удержанный и уплаченный НДС может быть поставлен к вычету только по итогам того периода, в котором налоговый агент перечислил налог в бюджет (то есть не раньше квартала, следующего за кварталом, за который подана декларация, где определена налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате налоговым агентом).

Однако в случае приобретения у иностранного продавца работ и услуг есть свои особенности, прочитать о которых вы можете в статье «Как налоговому агенту принять к вычету НДС при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного продавца».

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Если организация не выполняет обязанности налогового агента по НДС, то она может быть привлечена к ответственности в виде наложения штрафа. Данная норма распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей предусмотрена ст. 119, 119.1, 123, 126 НК РФ. При возникновении недоимки на сумму задолженности налоговому агенту начисляются пени (пп. 1, 2, 7 ст. 75 НК РФ).

Итоги

При совершении некоторых операций организации и ИП становятся налоговыми агентами по НДС, обязанными удержать налог у налогоплательщика, перечислить его в бюджет и подать декларацию в налоговые органы. В большинстве случаев, налоговые агенты могут заявить удержанный НДС после уплаты к вычету из бюджета, но из этого правила есть исключения, рассмотренные в данной статье. Вычет НДС, удержанного налоговым агентом, можно заявить только в том периоде, когда возникло право на него, перенести его на будущее нельзя.

Цитата (Письмо Минфина России от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797):Вопрос: При приобретении услуг, местом реализации которых признается РФ, у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщика, организация — налоговый агент обязана исчислить и уплатить в бюджет НДС. По договору стоимость услуг не включает НДС.
Правомерно ли учесть в расходах по налогу на прибыль сумму НДС, уплаченную за счет собственных средств организации — налогового агента?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 июня 2013 г. N 03-03-06/2/20797
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета расходов для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях гл. 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 Кодекса.
Пунктом 3 ст. 171 Кодекса предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные покупателями — налоговыми агентами при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах на территории Российской Федерации. Данная
норма применяется при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для осуществления операций, облагаемых налогом на добавлен
ю стоимость, и при их приобретении у налогоплательщика — иностранного лица, не состоящего на учете в налоговом органе, налоговый агент удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика, то есть иностранного лица.
Согласно п. 1 ст. 161 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. В связи с этим, а также на основании п. 2 ст. 161 Кодекса доход указанного налогоплательщика — иностранного лица от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в целях применения данной нормы Кодекса, определяется как стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), увеличенная на сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате налоговым агентом в российский бюджет.
В случае если контрактом с налогоплательщиком — иностранным лицом, реализующим указанные товары (работы, услуги), не предусмотрена сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в российский бюджет, российскому налогоплательщику следует самостоятельно определить налоговую базу для целей уплаты налога, то есть увеличить стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг) на сумму налога.
Соответственно, сумма налога, исчисленная и уплаченная в бюджет в указанном случае, по существу является суммой налога, удержанной из возможных доходов налогоплательщика — иностранного лица.
Учитывая изложенное, указанные суммы налога на добавленную стоимость должны приниматься к вычету у российского налогоплательщика в порядке, установленном вышеуказанным п. 3 ст. 171 Кодекса, то есть после уплаты налога в бюджет и принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
05.06.2013

Опубликовано 28.04.2016 14:03 Administrator Просмотров: 38723

Счет 210.03 применяется для отражения временных кассовых разрывов учреждения по операциям с наличными денежными средствами при расчете через органы Казначейства. Мы не можем напрямую из кассы отправить деньги в банк, т.е. проводка: дт 201.11 (304.05) – кт 201.34 не допустима, как раз тут и используется счет-посредник 210.03. В этой статье речь пойдет о том, в каких операциях используется данный счет, и как правильно его вести в программе 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8 ред. 1.0.

Рассмотрим ситуации и документы, в которых применяется счет 210.03.

Одна из таких ситуаций — это сдача наличных денежных средств из кассы на лицевой счет учреждения.

Первый документ — «Расходный ордер» с видом операции «Сдача наличных д/с на счет №40116 (210.03)»

Обратите внимание на забалансовый счет 17.30, открытый для счета 210.03.

После проведения документа посмотрим проводки.

Так же к счету 201.34 открыты забалансовые счета НД, 17.34.

Следующий документ – это «Кассовое поступление» с видом операции «Поступление наличных в счет доходов от реализации (210.03)».

После проведения сформировались проводки:

Сформируем оборотно-сальдовую ведомость по счету 210.03

Счет закрылся, сальдо по этому счету быть не должно.
Рассмотрим еще одну ситуацию — снятие наличных денежных средств в кассу учреждения.
Первый документ — «Заявка на наличные»

Проводки, сформированные этим документом:

А затем делаем документ «Приходный ордер» с видом операции «Поступление наличных д/с со счета №40116 (210 03)»

Итак, счет является оборотным, сальдо по нему быть не должно.

Как можно проверить правильность применения счета 210.03? Для этого запустим технологический анализ

Указываем текущий период, отмечаем нужный пункт и нажимаем «Сформировать»

Раскрываем ошибку, для этого в поле «описание проблемы» щелкаем два раза левой кнопкой мыши и анализируем ее.

Видим, что есть документ «расходный кассовый ордер», но нет документа «кассовое поступление». Создаем его по нужным статьям и с нужной суммой. После этого переформировываем технологический анализ

Проанализируйте в своей базе учет по этому счету, если возникнут вопросы, то вы можете их задать в комментариях к статье.

Бывают еще ситуации, когда расчеты с органом казначейства производятся через дебетовую карту, в этом случае используется счет 201.23 «Денежные средства учреждения в пути». Про работу с данным счетом вы можете прочитать в статье Применение счета 201.23 «Денежные средства учреждения в пути» в 1С: Бухгалтерии государственного учреждения 8.

Если вам нужно больше информации о работе в 1С: БГУ 8, то вы можете бесплатно получить наш сборник статей по .

Автор статьи: Наталья Стахнёва

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов

Л. Ларцева

Журнал «Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение» № 4/2017

Как применяется бюджетная классификация к расходам на услуги связи? На что обратить внимание при заключении договоров (контрактов) на услуги связи? За счет каких средств они финансируются? Каковы особенности бухгалтерского учета расчетов с поставщиками услуг связи?

Одной из наиболее распространенных статей расходов в деятельности каждого учреждения являются затраты на услуги связи. О порядке финансирования этих расходов, а также особенностях их отражения в целях бухгалтерского и налогового учета расскажем в данной статье.

Правовые основы деятельности в области связи на территории РФ и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях регламентирует Закон о связи. Этот же документ определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.

Под услугами связи подразумевается широкий спектр услуг, оказываемых операторами связи на основании соответствующей лицензии. Наиболее распространенными услугами связи являются стационарная телефонная связь (местная, междугородняя, международная), сотовая связь, почтовая связь, Интернет.

Применение бюджетной классификации к расходам на услуги связи.

В соответствии с Указаниями № 65н услуги связи отражаются по подстатье 221 КОСГУ с одноименным названием. В качестве таких услуг в Указаниях № 65н названы:
а) услуги почтовой связи:

  • пересылка почтовых отправлений (включая расходы на упаковку почтового отправления);
  • оплата маркированных почтовых уведомлений при пересылке отправлений с уведомлением;
  • пересылка пенсий и пособий;
  • пересылка почтовой корреспонденции с использованием франкировальной машины;
  • приобретение почтовых марок и маркированных конвертов, маркированных почтовых бланков;
  • абонентская плата за пользование почтовыми абонентскими ящиками;

б) услуги фельдъегерской и специальной связи;
в) услуги телефонно-телеграфной, факсимильной, сотовой, пейджинговой связи, радиосвязи, интернет-провайдеров:

  • абонентская и повременная плата за использование линий связи;
  • плата за предоставление доступа и использование линий связи, передачу данных по каналам связи;
  • плата за регистрацию сокращенного телеграфного адреса, факсов, модемов и других средств связи;
  • плата за подключение и абонентское обслуживание в системе электронного документооборота, в том числе с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации;
  • плата за приобретение сим-карт для мобильных телефонов, карт оплаты услуг связи;
  • плата за оказание услуг по бронированию сетевых ресурсов, необходимых для осуществления присоединения к сети общего пользования;
  • оплата услуг связи в целях кабельного и спутникового телевидения;
  • плата за предоставление детализированных счетов на оплату услуг связи, предусмотренное договором на оказание услуг связи;
  • расходы арендатора на возмещение арендодателю стоимости услуг связи;
  • другие аналогичные расходы.

Как видно, перечень не является закрытым. Порядок отнесения к услугам связи спорных услуг (не поименованных в Указаниях № 65н) часто рассматривается различными экспертами. Приведем обзор таких услуг.

Наименование услуги

Относится к услугам связи (+)

Не относится к услугам связи (-)

Примечание

Плата за пользование ячейкой абонементного почтового шкафа

+

Письма Минфина РФ от 26.12.2014 № 02-05-10/67888, от 26.12.2014 № 02-05-10/67890

Услуги IP-телефонии

+

Перенос стационарного телефона из одного помещения в другое

Указанные услуги следует отнести на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ

Услуги по защите электронного документооборота (поддержке программного продукта) с использованием сертификационных средств криптографической защиты информации.

Предоставление неисключительных прав на программное обеспечение и выпуск сертификата ключа проверки электронной подписи

Указанные услуги следует отнести на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (Письмо Минфина РФ от 27.06.2014 № 02-05-11/31189)

Абонентская плата за кабельное телевидение

+

Услуги по предоставлению интернет-связи

+

Услуги по подключению и абонентскому обслуживанию кабельного и спутникового телевидения

+

Услуги по установке мини-АТС

Указанные услуги следует отнести на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ

Услуги по замене абонентского номера

+

Стоит отметить, что в связи с изменением с 1 января 2016 года сферы применения классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) названная классификация применяется исключительно в целях ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления бюджетной и иной финансовой отчетности.
В настоящее время планирование и освоение расходной части бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с классификацией расходов бюджетов.
В связи с этим статьи (подстатьи) КОСГУ по расходам применяются в увязке с кодами видов расходов.
По общему правилу, установленному Указаниями № 65н, расходы государственных (муниципальных) учреждений на оплату услуг связи отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
При этом, если казенное учреждение осуществляет закупки услуг связи в сфере информационно-коммуникационных технологий, расходы на оплату таких услуг следует относить к коду вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий», при условии наличия соответствующего решения финансового органа субъекта РФ (муниципального образования) о применении данного вида расходов. В частности, к данному виду расходов могут быть отнесены расходы на оплату услуг связи, предоставляемых в рамках реализации мероприятий по информатизации (внедрение и обслуживание региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры).
Отнесение расходов бюджетов к сфере информационно-коммуникационных технологий осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере.

Об особенностях заключения договоров (контрактов) на услуги связи.

Заключение договоров (контрактов) на услуги связи необходимо осуществлять в соответствии с законодательством о закупках:

  • Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) (для казенных учреждений, а также бюджетных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий);
  • Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) (для автономных учреждений, а также бюджетных учреждений, осуществляющих закупки за счет средств от приносящей доход деятельности, средств грантов в соответствии с положением о закупках).

Заключение контракта (договора) с единственным поставщиком.

Заключать контракт (договор) на услуги связи с единственным поставщиком согласно положениям Закона № 44-ФЗ образовательное учреждение вправе в следующих случаях:

  • если услуги отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (пп. 1 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Согласно ст. 4 данного закона к сферам действия естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, подробный перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 № 637. Минэкономразвития в своих письмах приводит разъяснения по отнесению спорных услуг связи к сферам деятельности естественных монополий в целях осуществления закупок у единственного поставщика. К примеру, установлено, что к сферам деятельности естественных монополий относятся услуги междугородной телефонной связи, услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), передача внутренних телеграмм, а также предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных, не относятся – закупка государственных знаков почтовой оплаты, услуги по аренде сооружений связи (письма Минэкономразвития РФ от 09.02.2015 № Д28и-159, от 14.12.2015 № Д28и-3726, от 18.02.2016 № Д28и-383);
  • если закупки совершаются на сумму, не превышающую 100 000 руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пп. 4 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не должен превышать 2 млн руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб.;
  • если закупки совершаются на сумму, не превышающую 400 000 руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пп. 5 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн руб.

В остальных случаях при осуществлении закупок услуг связи согласно Закону № 44-ФЗ заказчики обязаны использовать конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с Законом № 223-ФЗ способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и порядок их применения устанавливаются учреждением самостоятельно в положении о закупках. Поэтому заключение договора на услуги связи с единственным поставщиком в данном случае относится к компетенции заказчика.

Установление в контракте (договоре) 100%-х авансовых платежей.

При заключении в 2017 году контрактов (договоров) за счет средств федерального бюджета учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, а также бюджетные (автономные) учреждения обязаны учитывать предельные размеры авансовых платежей, закрепленные в п. 42 Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 № 1551 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Согласно данному пункту по договорам (контрактам) об оказании услуг связи учреждения вправе предусматривать авансовые платежи до 100% суммы договора (контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ.

Отдельные этапы исполнения договора.

Услуги связи относятся к услугам длящегося характера. К примеру, контракт (договор) на оказание услуг междугородней и международной телефонной связи заключается, как правило, на год, при этом приемка и оплата таких услуг осуществляются ежемесячно на основании представленного акта оказанных услуг и выставленного счета.
Признаются ли в данном случае ежемесячная поставка и оплата услуг связи отдельными этапами исполнения контракта (договора)? Для ответа на этот вопрос обратимся к положениям Закона № 44-ФЗ и разъяснениям Минэкономразвития.

Согласно пп. 1, 2 п. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя приемку, оплату заказчиком и проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом.

Результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного согласно пп. 4 или 5 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) подлежат отражению в отчете, размещаемом в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) (п. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Подготовка и размещение в ЕИС такого отчета осуществляются в соответствии с положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093.

Как следует из писем Минэкономразвития РФ от 17.03.2015 № Д28и-563, от 19.02.2015 № Д28и-415, если в соответствии с условиями заключенного контракта оказываются услуги длящегося характера (например, коммунальные услуги, услуги связи, электроснабжения), а также в случае ежедневной (еженедельной, ежемесячной или иной периодичности) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), если условиями контракта этапы его исполнения (в том числе этапы оплаты) не предусмотрены, но приемка и оплата поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) производятся в определенные промежутки времени (например, ежемесячно), то приемка, оплата и экспертиза части поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) также являются отдельным этапом исполнения контракта. Соответственно, по результатам такой частичной приемки, оплаты и экспертизы товара (работы, услуги) необходимо составлять и размещать в ЕИС отчет об исполнении отдельного этапа поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом.

Финансирование расходов на оплату услуг связи.

Затраты на приобретение услуг связи включаются в состав нормативных затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственных услуг в рамках государственного задания (пп. «д» п. 20 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640).

В связи с этим расходы на услуги связи могут полностью или частично покрываться за счет средств субсидии, предоставляемой учреждению на выполнение госзадания.

Если затраты на услуги связи финансируются за счет средств субсидии не в полном объеме, то недостающую разницу учреждение покрывает с помощью собственных доходов.

Как правило, неотъемлемой частью договора на оказание услуг телефонной связи является утвержденный лимит бюджетного финансирования, в пределах которого учреждение пользуется услугами связи. Соблюдение такого лимита контролирует учреждение. На сумму превышения лимита учреждение, как правило, заключает дополнительное соглашение к контракту (договору) на услуги связи и оплачивает такие услуги за счет собственных средств.

Бухгалтерский учет.

В бухгалтерском учете расчеты с поставщиками услуг связи отражаются по счету 0 302 21 000 «Расчеты по услугам связи». Для отражения авансовых платежей по услугам связи используется счет 0 206 21 000 «Расчеты по авансам по услугам связи». Основанием для принятия к учету расходов на услуги связи является подписанный сторонами договора акт оказанных услуг.

Пример 1.

Бюджетное учреждение заключило договор на оплату услуг связи на 2017 год на общую сумму 36 000 руб. Договором предусмотрена поставка и оплата услуг связи на основании ежемесячно представляемых актов оказанных услуг и выставляемых счетов.

За январь 2017 года фактическая сумма оказанных услуг составила 3 000 руб. Услуги оплачены за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания.

В бухгалтерском учете учреждение отразит следующие бухгалтерские записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены расходы на оплату услуг связи

4 109 80 221

4 302 21 730

3 000

Оплачены услуги связи

4 302 21 830

4 201 11 610

3 000

Забалансовый счет 18

(КВР 244, подстатья 221 КОСГУ)

Пример 2.

Автономное учреждение осуществляет за счет собственных средств оплату сотовой связи своим работникам по 500 руб. в месяц. Согласно договору с оператором услуг связи денежные средства зачисляются авансом в начале месяца на номера сотрудников. По окончании месяца оператор представляет акт оказанных услуг.
В начале февраля 2017 года на номера сотрудников было перечислено 10 000 руб. По факту один из сотрудников превысил установленный в учреждении лимит расходов, в акте оказанных услуг сотовой связи за февраль значится сумма 10 170 руб. В результате работник вернул сумму перерасхода в кассу учреждения.

В бухгалтерском учете учреждения операции отразятся следующим образом:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх