Куперс

Бухучет и анализ

Управление доходами и расходами организации

Управление доходами и расходами

Как известно, целью деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли, поэтому управление факторами, определяющими рост прибыли, является одним из важнейших направлений работы финансовых служб компаний. Рассмотрим основные этапы формирования и управления доходами и расходами: идентификацию доходов и расходов, определение себестоимости и финансового результата, планирование и контроль доходов и расходов компании.

Понятия доходов и расходов регламентируются стандартами бухгалтерского учета — положениями по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организаций» и ПБУ 9/99 «Доходы организаций».

Доходы предприятия представляют собой увеличение экономических выгод, которое происходит в результате как увеличения активов (денежных средств и другого имущества) так и погашения/возникновения обязательств.

Это приводит к росту собственного капитала данной организации при условии, что величина вкладов ее участников в капитал остается неизменной. Под экономической выгодой подразумевают потенциальную возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию. Рост капитала в таком случае обусловлен появлением и увеличением нераспределенной прибыли, являющейся источником финансирования деятельности компании.

Из определения следует, что, например, поступление предоплаты за продукцию или возврат ранее выданного займа не являются доходами предприятия, поскольку увеличения собственного капитала в результате этих операций не возникает. Кроме того, в состав доходов предприятия не включаются поступившие суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей, поскольку предприятие обязано в последующем перечислить их в государственный бюджет.

Доходы и расходы — понятия, отличные от понятий денежных поступлений и выплат, они возникают безотносительно того, получила ли организация в оплату денежные средства. Например, расход материалов на производство фиксируется при учете в том месяце, когда реальные материалы были получены со склада и переработаны. Момент оплаты счета поставщика за материалы не обязательно совпадет с этим периодом, это может быть сделано раньше (предоплата) или значительно позже (коммерческий кредит). Аналогичная ситуация наблюдается по отношению к заработной плате работников, относимой на издержки в момент ее начисления, а не выплаты.

В составе расходов существуют затраты, которые вообще не влекут за собой денежных выплат. К ним относятся амортизационные отчисления по основным фондам и нематериальным активам. Сами амортизируемые объекты были приобретены ранее за счет инвестиций долгосрочного капитала, т.е. средства на их покупку уже затрачены. Признание амортизации расходом позволяет, с одной стороны, отражать в учете физический и моральный износ основного капитала, а с другой — формировать денежный фонд для возможной замены устаревших объектов в будущем.

Получение выручки от реализации также может происходить не во время зачисления денег на счет продавца, а в момент отпуска товара и предъявления счета покупателю. Обратная ситуация — денежные средства пришли в качестве предоплаты, но организация продукцию покупателю не отгрузила, т.е. самой хозяйственной операции, которая может привести к возникновению будущей экономической выгоды, не было, поэтому уверенности, что капитал будет увеличен на сумму предоплаты, нет, соответственно, не возникают и доходы.

Поскольку и собственники, и инвесторы компании заинтересованы в устойчивом росте получаемых ими экономических выгод, существенным моментом является обособление доходов от деятельности организации, осуществляемой па продолжающейся (регулярной) основе, поддающейся планированию и прогнозированию и обеспечивающей стабильные поступления денежных средств (обычная деятельность организации), от других доходов организации.

Доходы от обычных видов деятельности (или выручка) это:

  • • доходы от продажи продукции, товаров;
  • • от выполнения работ, оказания услуг;
  • • связанные с предоставлением имущества за плату во временное пользование (например, по договорам аренды);
  • • лицензионные доходы, связанные с предоставлением права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации;
  • • дивидендные доходы от участия в уставном (складочном и ином) капитале других организаций;
  • • процентные доходы за предоставление денежных средств организации в пользование; за предоставление покупателям отсрочки (рассрочки) оплаты; за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке; по долговым ценным бумагам других лиц;
  • • от совместной деятельности при участии в простом товариществе, инвестиционном товариществе;
  • • иное увеличение экономических выгод в результате либо в связи с обычной деятельностью организации.

Величина выручки определяется в сумме поступлений денежных средств и их эквивалентов, включая дебиторскую задолженность.

Выручкой не признаются следующие виды доходов:

  • • доходы от продажи внеоборотных активов;
  • • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • • курсовые разницы;
  • • поступления в возмещение причиненных организации убытков;
  • • доходы от списания кредиторской задолженности;
  • • доходы в связи с уменьшением стоимости оценочного обязательства;
  • • иное увеличение экономических выгод, не связанное с обычной деятельностью.

В проекте новой редакции ПБУ 9/99 в отличие от действующего положения в составе доходов предполагается отражать также увеличение стоимости активов и уменьшение стоимости обязательств, приводящее к увеличению капитала организации. Изменение стоимости активов будет учитываться и при определении порядка оценки выручки в зависимости от сроков оплаты дебиторской задолженности. Она может признаваться долгосрочной в случае отсрочки платежа более, чем на год, и краткосрочной. Долгосрочную дебиторскую задолженность рекомендуется дисконтировать, поскольку в условиях быстро меняющейся рыночной конъюнктуры денежные поступления по истечении длительного периода времени могут давать значительно меньшую экономическую выгоду продавцам. В настоящее время принцип учета изменения стоимости активов и обязательств в доходах реализуется в российских компаниях, представляющих отчетность по международным стандартам.

В качестве примера влияния на чистую прибыль дохода от переоценки стоимости беспроцентного займа можно привести формирование в течение трех лет чистой прибыли группы «АвтоВАЗ» по правилам международных стандартов. По итогам 2011 г. прибыль от дисконтирования займов, полученных в качестве государственной поддержки, составила 11,3 млрд руб., а в 2012 г. — 27,6 млрд руб., прибыль от основной деятельности за этот период была на уровне 2 млрд руб. В первой половине 2013 г. в отчетности группы впервые с 2009 г. появился убыток 2,6 млрд руб., который, прежде всего, объясняется тем, что компания перестала отражать доходы от дисконтирования займов1.

Расходами предприятия является уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению собственного капитала данной организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников предприятия1.

Перечисление денежных средств в связи с приобретением основных средств или погашением полученных кредитов не относится к расходам организации, поскольку в результате этих операций собственный капитал не изменится. В первом случае общая сумма активов не снизится, изменится лишь их структура (уменьшение денежных средств сопровождается аналогичным увеличением стоимости основных средств), во втором случае сокращение активов уравновешивается уменьшением пассивов. Из определения также следует, что получение займов и их возврат не являются ни расходами, ни доходами предприятия, поскольку увеличения или уменьшения собственного капитала в результате этих операций не возникает.

Как и доходы, расходы предприятия подразделяют па расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и реализацией продукции, приобретением и продажей товаров, а также с выполнением работ и оказанием услуг. Расходами по обычным видам деятельности считают также возмещения стоимости основных средств, нематериальных и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений. Данные расходы формируются из затрат, связанных с материально-производственными запасами и возникающих непосредственно в процессе переработки последних для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и их реализации, а также для продажи (перепродажи) товаров (затраты по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, коммерческие и управленческие расходы и др.).

Расходы по обычным видам деятельности состоят из следующих элементов:

  • • материальные затраты;
  • • затраты на оплату труда;
  • • отчисления на социальные нужды;
  • • амортизация;
  • • прочие затраты.

К прочим расходам относят:

  • • затраты, связанные с предоставлением предприятием за плату во временное пользование своих активов;
  • • расходы на плату прав, за использование патентов на изобретения, промышленных образцов и других видов интеллектуальной собственности;
  • • затраты, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
  • • расходы в результате продажи, выбытия и прочего списания основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты);
  • • проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
  • • расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
  • • отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы но сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.);
  • • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • • возмещение причиненных организацией убытков;
  • • убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
  • • суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
  • • курсовые разницы;
  • • сумма уценки активов;
  • • перечисления средств (взносов, выплат и т.д.) на благотворительную деятельность, расходы на осуществление спортивных, культурно-просветительских и иных аналогичных мероприятий, отдыха, развлечений; прочие расходы.

Отнесение доходов и расходов к одной из указанных выше групп зависит от вида деятельности предприятия. Так, для промышленного предприятия, занимающегося выпуском и реализацией своей продукции, доходы от участия в уставном капитале будут считаться прочими, а холдинговая компания, специально созданная для централизованного владения пакетами акций других организаций, отнесет их к группе доходов от обычных видов деятельности.

Финансовый учет расходов по обычным видам деятельности предприятия обязаны вести в поэлементном разрезе, что позволяет всем заинтересованным лицам получить более полное представление о структуре расходов и рисках, связанных с определенным соотношением материальных, трудовых затрат, а также влиянием других факторов. Такая классификация важна при обосновании мер по сокращению расходов и снижению себестоимости. Кроме того, для целей управления и анализа, как правило, осуществляют учет расходов по статьям затрат, перечень которых каждая организация формирует сама для себя исходя из специфики ее деятельности.

Иллюстрацией эффективной политики в области управления издержками служит опыт руководства группы ОАО «ГАЗ». В 2011 г. за успехи в развитии холдинга и его ключевого звена ОАО «ГАЗ» Бо Андерссон был признан лучшим руководителем автомобильной отрасли Европы в номинации «Развивающиеся рынки» в рамках ежегодного конкурса Eurostars Awards. Андерссон поставил задачу — быть минималистами но издержкам и производственным затратам. За период его руководства штатная численность работников сократилась с 100 000 до 53 000 человек, при этом число менеджеров уменьшилось с 14 000 до 3000 человек, произошло сокращение производственных площадей завода, а за 2012 г. ОАО «ГАЗ» заработал прибыль в размере 8,8 млрд руб.

Затраты, относящиеся к выпущенной продукции, составляют ее себестоимость. Расчет фактической себестоимости и планирование себестоимости будущего выпуска продукции имеют ключевое значение для финансиста любого предприятия. Именно на этапе планирования расходов, доходов и формирования себестоимости возможно обоснование различных решений по минимизации издержек и увеличению прибыли.

Эффективность управления доходами и расходами по обычным видам деятельности выражается в положительном финансовом результате — показателе прибыли. В теории финансового менеджмента, как уже отмечалось, главная цель деятельности предприятия — максимизация богатства его собственников, что означает максимизацию прироста собственного капитала предприятия. Единственный способ ее достижения (за исключением привлечения новых взносов в уставный капитал) — это увеличение стоимости активов предприятия (при условии, что не использует для финансирования с целью увеличения своих активов заемные средства).

Проиллюстрируем это положение на примере.

Как следует из рис. 12.3.1, первоначальная величина активов предприятия составляла 1000 ед. Реализовав товар по цене выше его себестоимости, предприятие увеличило стоимость своих активов до 1200. Эта операция нарушила равновесие баланса, так как у предприятия не возникло соответствующего обязательства на величину разницы между себестоимостью и продажной ценой. Для восстановления равновесия в состав собственного капитала была введена новая статья «Прибыль», сумма которой (200 ед.) равна этой разнице. В результате собственный капитал предприятия составил 1200 ед. Владельцы предприятия стали богаче на величину полученной прибыли.

Удорожание активов, проявившееся в том, что их продажная цена оказалась выше затрат на приобретение, трансформировалось в увеличение их стоимости в статье, отражающей долю собственников в капитале предприятия. Сумма реинвестированной (капитализированной) собственниками прибыли будет показана в бухгалтерском балансе предприятия как нераспределенная прибыль. В совокупности с уставным капиталом (величина которого не изменяется без перерегистрации учредительных документов) нераспределенная прибыль составляет собственный капитал предприятия.

Рис. 12.3.1. Формирование прибыли как прироста собственного капитала

Другой аксиомой бизнеса является необходимость предварительного осуществления расходов для получения в будущем отдачи от них. Таким образом, деятельность предприятия разбивается на большое число параллельно проводимых хозяйственных операций (транзакций), сопровождаемых расходами, которые впоследствии должны окупиться из полученных доходов. Суммировав совокупные доходы от этих операций за определенный период (например, год) и сопоставив их с валовыми расходами за это же время, определяют сумму прибыли за период. Она будет в точности равна ветчине прибыли, рассчитанной как прирост стоимости собственного капитала (рис. 12.3.2).

Следовательно, в финансовом менеджменте прибыль предприятия трактуется, во-первых, как увеличение собственного капитала, происходящее за счет удорожания активов, во-вторых, как превышение валовых доходов предприятия за отчетный период над его валовыми расходами. По своей сути, эти трактовки являются идентичными, так как удорожание любого актива происходит вследствие превышения доходов от его продажи над расходами но его приобретению и подготовке к ней. В любом случае, предпосылкой возникновения прибыли является способность предприятия осуществлять продажу своих активов. Момент реализации является точкой, в которой фиксируется реальное увеличение стоимости актива.

Рис. 123.2. Формирование прибыли как разницы между доходами и расходами

Различные подходы к определению прибыли обусловливают структуру финансовой отчетности предприятия. В ее состав входят два основных отчета: Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках. В каждом из них отражается сумма реинвестированной прибыли. В балансе показывается накопленная за весь период работы предприятия величина нераспределенной прибыли, а в отчете о прибылях и убытках рассчитывается сумма чистой, а затем и реинвестированной прибыли отчетного года. Нераспределенная прибыль в отчете о прибылях и убытках должна равняться разнице между суммой накопленной прибыли по балансу на конец года и аналогичным показателем баланса на начало отчетного года. Взаимосвязь между двумя основными формами финансовой отчетности представлена на рис. 12.3.3.

Отчеты, представленные на рис. 12.3.3, даны в упрощенной форме, без достаточной детализации. Тем не менее приведенная схема отражает не только характер связей между двумя отчетами, но и их внутреннюю структуру. Так, для отчета о прибылях и убытках характерна ступенчатая форма представления информации. В этом отчете отражается последовательный переход от общей выручки предприятия к различным показателям прибыли: валовой прибыли, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли.

Рис. 12.3.3. Взаимосвязь между двумя основными формами финансовой отчетности

Следует отметить, что величина налоговой базы по налогу на прибыль, как правило, отличается от суммы прибыли до налогообложения. Разница объясняется тем, что согласно гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», определенные виды расходов предприятия не учитываются или учитываются не в полной мере при определении суммы налоговой базы (например, расходы на рекламу уменьшают налогооблагаемую базу только на величину, не превышающую 1% выручки от реализации)1.

Если реинвестирование прибыли проводится собственниками из года в год, то каждая новая сумма добавляется к уже отраженной в балансе, т.е. происходит накопление нераспределенной прибыли. Таким образом, собственный капитал можно представить как совокупность двух частей: относительно неизменной (уставный капитал) и переменной (накопленная нераспределенная прибыль).

Изменения переменной части собственного капитала не обязательно происходят только в сторону ее увеличения. Если в отчетном году получен убыток, то его сумма вычитается из величины ранее накопленной нераспределенной прибыли. Если же размер убытка превышает сумму реинвестированной ранее прибыли, то превышение убытка отражается по той же самой статье (накопленная прибыль), но с отрицательным знаком. Такой результат свидетельствует о «проедании» предприятием своего уставного капитала. В случае постоянного, из года в год получения убытков, предприятие (если оно не обанкротится к тому времени) должно официально уменьшить свой уставный капитал на величину накопленных убытков.

Остановимся подробнее на особенностях расчета прибыли от продаж, поскольку существуют различные подходы к определению себестоимости произведенной (готовой) продукции. Не все произведенные расходы отчетного периода предприятия уменьшают доходы того же периода, а только те, которые были отнесены на себестоимость проданной продукции, часть же расходов остается в запасах непроданной продукции.

Соотношение между себестоимостью выпуска и себестоимостью продаж можно выразить следующим образом:

Себестоимость продаж = остатки па складе непроданной продукции на начало периода + себестоимость готовой продукции — остатки на складе непроданной продукции на конец периода.

Описанный порядок учета затрат соответствует правилам бухгалтерского учета и учетной политике, которую избрало предприятие. Как правило, коммерческие и управленческие расходы могут относиться к себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью п отчетном периоде, но возможен вариант подсчета себестоимости, при котором управленческие и коммерческие расходы также распределяются па стоимость выпускаемой продукции.

Рассмотрим подробнее механизм влияния варианта определения себестоимости на величину прибыли. Себестоимость в нижеприведенном примере рассчитаем вначале без выделения затрат периода.

Компания ABC для производства 100 изделий приобрела в отчетном периоде материалов на сумму 200 тыс. руб., начислила заработную плату основным работникам в сумме 150 тыс. руб., расходы на управленческие и коммерческие нужды составили 100 тыс. руб. В течение отчетного периода компания смогла реализовать только 80 изделий по цепе 5 тыс. руб. за штуку, получив выручку в размере 400 тыс. руб. Определим себестоимость проданной продукции: все расходы, т.е. 450 тыс. руб., распределим на 100 шт. произведенной продукции и рассчитаем себестоимость выпущенной продукции, получим 4500 руб. При расчете прибыли мы примем во внимание только себестоимость реализованных изделий:

80 х 4,5 тыс. руб. = 360 тыс. руб.,

следовательно, прибыль составит 40 тыс. руб., в то время как расходы в размере 90 тыс. руб. в отчетном периоде не принесли компании прибыли.

Сравним далее с другим вариантом учета затрат, при котором коммерческие и управленческие расходы признаются затратами периода.

В этом случае себестоимость произведенной продукции будет равна 350 тыс. руб., а себестоимость продаж составит 280 тыс. руб. Запасы будут оцениваться в размере 70 тыс. руб. Выручка за вычетом себестоимости продаж при данном способе определения себестоимости позволяет рассчитать валовую прибыль: 400 тыс. руб. — 280 тыс. руб. = 120 тыс. руб.

С учетом коммерческих и управленческих расходов прибыль от продаж составит: 120 тыс. руб. — 100 тыс. руб. = 20 тыс. руб.

Таким образом, можно сделать вывод, что второй способ расчета себестоимости снижает итоговую величину прибыли от продаж при наличии непроданных остатков продукции на конец периода но сравнению с первым способом. Но, с другой стороны, если компания имела бы остатки на начало периода, то в случае их успешной реализации ее прибыль от продаж выроста бы в большей степени, чем в нервом варианте. Расчет прибыли от продаж в соответствии со вторым вариантом показывает большую эластичность показателя прибыли к изменениям объема продаж, что является более предпочтительным при принятии оперативных финансовых решений.

Логика расчета прибыли от продаж воплощается в планировании основной деятельности компании путем разработки бюджета доходов и расходов, который включает в себя поэтапную разработку бюджета продаж, бюджета производства, бюджета запасов готовой продукции, бюджета постоянных (общехозяйственных и общих коммерческих) расходов, бюджета производственной себестоимости реализованной продукции. Зачастую компании планируют доходы и расходы, опираясь на анализ поведения затрат в зависимости от объемов продаж. Использование такого подхода обусловлено тем, что спрос на продукцию подвержен влиянию различных не зависящих от предприятия факторов, которые могут привести к убыткам.

Затраты, которые меняются пропорционально уровню деловой активности, называются переменными, например: материальные расходы, расходы на оплату труда основных производственных рабочих. Постоянные расходы не подвержены влиянию динамики объема производства и продаж. Как правило, не меняются в пределах определенного диапазона деловой активности затраты на управленческий персонал, арендная плата, налог на имущество. Проиллюстрируем на следующем примере использование данного подхода в управленческих целях.

Переменные затраты на одно изделие составляют 70 руб., постоянные затраты за месяц — 600 руб. Цепа изделия — 100 руб. Если будет продано 6 изделий за месяц, то при выручке 600 руб. мы потратим: 70 руб. х 6 + + 600 руб. = 1020 руб. — и получим убыток. Для того чтобы определить безубыточный объем продаж надо знать разницу между ценой и переменными затратами на одно изделие, в нашем случае это 30 руб. Величина этой разницы определяет вклад каждого изделия в покрытие постоянных издержек, и мы можем рассчитать необходимое для безубыточной работы количество изделий: 600 руб.: 30 руб. = 20 тит. Если за месяц произвести 21 изделие, то получим прибыль в размере 30 руб. Итак, каждое следующее изделие будет приносить дополнительную прибыль предприятию.

Зная, что переменные расходы на единицу товара должны представлять собой неизменную величину, можно контролировать исполнение плановых показателей бюджета доходов и расходов путем внедрения гибкого бюджетирования, при котором общая сумма фактических переменных расходов сравнивается с нормативными переменными затратами, пересчитанными на фактический объем проданной продукции.

Итак, мы изучили вопросы управления доходами и расходами корпораций. В следующем параграфе мы рассмотрим управление денежными потоками.

Управление доходами и расходами

прибыль финансы управление

Цель управления доходами и расходами — обеспечение роста рыночной стоимости организации, финансового равновесия в процессе ее развития, путем балансирования объемов поступления и расходования денежных средств и синхронизации их во времени.

Задачи управления доходами и расходами:

определение общей потребности в расходах для финансирования деятельности организации и обеспечения необходимых темпов ее экономического развития;

оптимизация структуры доходов и расходов организации адекватно целям и задачам ее развития;

обеспечение высокого уровня финансовой устойчивости и платежеспособности организации;

й прибыли, обеспечивающая заданные темпы развития организации.

Доходами признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

В зависимости от характера доходов, условий их получения и направлений деятельности организации доходы подразделяются на:

доходы по обычным видам деятельности;

операционные доходы;

внереализационные доходы.

Доходы по обычным видам деятельности — выручка от продажи продукции и товаров; поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Операционные доходы — доходы, не связанные с предметом деятельности организации, в частности:

поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

рочие операционные доходы.

Внереализационные доходы возникают в связи с хозяйственными операциями и фактами хозяйственной жизни, не относящимися к обычным видам деятельности и прочей операционной деятельности, и непосредственно не связаны с процессом производства и обращения. В частности, к внереализационным доходам относятся:

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров (полученные и к получению);

ивы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

поступления в возмещение причиненных организации убытков;

прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

иностранной валюте;

суммы дооценки активов (за исключением уценки внеоборотных активов);

прочие внереализационные доходы.

признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

В зависимости от характера расходов, условий осуществления и направлений деятельности организации расходы подразделяются на:

расходы по обычным видам деятельности;

операционные расходы;

внереализационные расходы.

— расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также с выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с отчетом о прибылях и убытках (ф. № 2) расходы по обычным видам деятельности представлены:

себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг;

коммерческими расходами;

управленческими расходами.

— это выраженные в денежном измерении суммарные расходы организации за определенный период времени на изготовление продукции, находящейся в различных стадиях готовности.

Коммерческие расходы — это расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг.

Управленческие расходы — это общехозяйственные расходы организации, которые отражаются в отчете о прибылях и убытках, если они не включаются в состав себестоимости продукции.

Операционные расходы представляют собой расходы организации по операциям, связанным с движением имущества, в частности:

расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

продажей основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета;

отчисления в резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

прочие операционные расходы.

представляют собой расходы непосредственно не относящиеся к обычным видам деятельности и прочей операционной деятельности организации и непосредственно не связаны с процессом производства и обращения, в частности:

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров (уплаченных и к уплате);

возмещение причиненных организацией убытков;

убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

долгов, нереальных для взыскания;

отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

суммы уценки активов (за исключением уценки внеоборотных активов);

прочие внереализационные расходы.

Расходы на государственное управление

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 16

Расходы на управление включают в себя расходы на содержание органов государственной и местной власти, судов, прокуратуры и на проведение выборов и референдумов.

Система органов управления в Российской Федерации пред­ставляет собой совокупность представительных и исполнитель­ных органов власти всех уровней, суда и прокуратуры.

В соответствии с Конституцией РФ система государственной власти в РФ основана на принципах разделения законодатель­ной, исполнительной и судебной властей, а также разграниче­ния предметов ведения междуРФ, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом, автономной областью, автоном­ными округами и местным самоуправлением.

Законодательная власть на федеральном уровне представлена Федеральным Собранием — Государственной Думой, судебная — Верховным Судом РФ.

Главой исполнительной власти в РФ является ПрезидентРФ,Правительство РФ как орган исполнительной власти подотчетно Государственной Думе и Президенту РФ.

На региональном и местном уровне структура органов управления аналогична государственной и представлена законо­дательными (представительными) органами и администрацией.

В соответствии с действующим в РФ законодательством рас­ходы на содержание федеральных и территориальных аппаратов управления утверждаются ежегодно в соответствующих бюджетах исходя из принципа оптимальности.

Эти расходы предназначены для выполнения следующих задач:

1) реализации в сфере государственной службы общих прин­ципов денежного содержания государственных служащих при сокращении их численности и оптимизации структуры органов управления;

2) постепенной передачи расходов на содержание финансо­вых органов на финансирование за счет бюджетов субъектов РФ (за исключением структурных подразделений контрольно-ревизионных управлений Министерства финансовРФ);

3) реализации мероприятий по правам человека и содержа­ния аппарата уполномоченного по правам человека;

4) передачи расходов по финансированию территориальных органов управления на уровень субъектов Федерации и иных административно-территориальных образований при уменьше­нии арендной платы за пользование федеральным имуществом на 10% за счет федерального бюджета.

Расходы на судебную власть включают содержание службы судебных приставов и судебно-экспертных учреждений Мини­стерства юстиции России.

Расходы по разделу «Судебная власть» включают денежное содержание работников судов, оплату транспортных услуг, дру­гие виды выплат.

Следует отметить, что расходы по этому разделу в части заработ­ной платы судей освобождены от взносов в Пенсионный фонд РФ.

При расчете расходов на управление и судебную власть субъ­екта Федерации за базу принимаются предварительные итоги ис­полнения бюджета предыдущего года с учетом мероприятий по экономии и реструктуризации расходов с планируемым годом.

Объем расходов на содержание аппарата управления опреде­ляют такие основные документы, как штатное расписание и смета расходов.

Расходы на управление можно разделить следующим образом:

1) расходы непосредственно управленческого аппарата – содержание представительных и исполнительных органов государственной власти федерального, субъектов и местных уровней,

2) расходы на управление государственными предприятиями, которые обеспечиваются в основном за счет собственной предпринимательской деятельности, что в свою очередь, не исключает бюджетной поддержки в той или иной форме.

В состав управленческих расходов входят:

1. оплата труда;

2. начисления на фонд оплаты труда;

3. расходы на текущее содержание;

4. эксплуатация и ремонт зданий и сооружений;

5. капитальное строительство;

6. информационное обеспечение;

7. представительские расходы;

8. содержание служб безопасности органов государственной власти;

9. ведомственные расходы на здравоохранение;

10. прочие расходы.

Все управленческие расходы имеют утвержденные штатные расписания административно-управленческого персонала.

Сметы на содержание органов управления составляются согласно статьям бюджетной классификации, как правило, по укрупненным показателям (нормируемым и ненормируемым).

В штатном расписании указываются наименования должно­стей руководителей и специалистов по структурным подразделе­ниям, количество штатных единиц по каждой должности, схемы должностных окладов, надбавки, месячный фонд заработной платы по должностным окладам, размеры оклада на каждой должности (минимальные и максимальные).

Финансирование органов управления осуществляется в соот­ветствии с Бюджетным кодексомРФ, принципами исполнения бюджетов. Органы управления могут быть обособленными юри­дическими лицами или структурным подразделением админист­рации. В последнем случае составляется смета расходов.

Размер ассигнований не может превышать объема, утвер­жденного в бюджете; при этом основным принципом использо­вания бюджетных ресурсов является строгое их регламентирова­ние по назначению и времени.

Расчеты по расходам на управление администрации субъек­тов РФ готовят соответствующие структурные подразделения. При этом используются метод прямого счета и метод нормиро­вания. Размер необходимых ассигнований рассчитывается на основании утвержденных тарифов, норм и т. д. При определе­нии расходов могут применяться индивидуальные и комбиниро­ванные нормы, объединяющие группу расходов. Расходы преду­сматриваются в соответствии с группировочными кодами бюд­жетной классификации.

В состав расходов на содержание аппарата управления вхо­дят: заработная плата (должностной оклад и надбавки), начис­ления на заработную плату, хозяйственные, командировочные и другие расходы.

Фонд заработной платы на год исчисляется путем умноже­ния среднемесячной ставки заработной платы на среднегодовое число работников и 12 месяцев.

Средняя ставка заработной платы рассчитывается исходя из месячного фонда заработной платы по должностным окладам, утвержденным по штатному расписанию, деленным на количе­ство штатных единиц.

Один из основных видов затрат на управление — расходы на приобретение инвентаря, оборудования и расходных материалов (канцелярских и других товаров).

Расходы на командировки и служебные разъезды работников аппарата управления включают оплату стоимости проезда, раз­личные надбавки к заработной плате, выплаты за счет команди­ровочных (суточных, квартирных) и т. д.

Затраты на оплату транспортных услуг включают содержание транспорта, его текущий ремонт, компенсации за использование личных легковых автомобилей.

Оплата услуг связи включает расходы междугородных и иных телефонных переговоров, телефаксов, оплату почтовых отправи­телей и т. д. К расходам на коммунальные услуги относят расхо­ды по аренде помещений, на отопление, освещение, водоснаб­жение и другие услуги.

В прочих текущих расходах учитывают оплату текущего ре­монта оборудования и инвентаря, повышение квалификации кадров и др.

Контроль за расходованием бюджетных ассигнований, выде­ляемых на управление, осуществляют финансовые органы, Кон­трольно-счетная палата, Контрольно-ревизионное управление при Президенте РФ и другие структуры.

Они выявляют причины перерасхода бюджетных ассигнова­ний и разрабатывают предложения по сокращению расходов. Проверяется порядок составления и утверждения штатных рас­писаний и смет расходов на содержание аппарата управления, размеров и ставок заработной платы.

По результатам проверок составляется акт, в котором указы­ваются выявленные нарушения штатно-счетной дисциплины с требованием их устранения.

Финансовые органы занимаются, помимо контроля, разра­боткой мероприятий, направленных на эффективное сокраще­ние расходов на содержание аппарата управления.

Экономное и рациональное использование средств, выделяемых на эти цели, приводит к снижению доли расходов на управление в общем объеме бюджетных расходов.

Начиная с 2004 г. из федерального бюджета осуществляется финансирование партий, которые участвуют в выборах в Государственную Думу и набрали не менее 3% голосов избирателей. Все партии получают средства из расчета 50 коп за каждого проголосовавшего.

Также происходят выплаты партиям, которые выдвинули своих кандидатов на президентский пост на тех же условиях.

10.2. Расходы на содержание силовых структур

Расходы на национальную оборону финансируются из федерального бюджета. Это прямые военные расходы, которые проходят через Министерство обороны РФ.

Необходимость осуществления расходов на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безо­пасности государства предопределяется одной из важнейших задач государства по созданию и укреплению системы нацио­нальной безопасности, гарантирующей сохранение России в ка­честве суверенного государства и её территориальной целостно­сти, неприкосновенности исторических, культурных и духовных ценностей.

В этой системе ключевое место занимает национальная обо­рона, поддержание которой должно обеспечиваться на базе со­ответствия военной политики государства, военной доктрины, долгосрочных планов строительства Вооруженных Сил финан­сово-экономическим и материальным возможностям страны.

В настоящее время положение дел в военной области харак­теризуется снижением реальных военных угроз России. Вместе с тем сохраняются региональные вооруженные конфликты и ло­кальные войны, прежде всего вблизи от российских границ, ме­ждународный терроризм, распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, стремление ряда государств и политических сил опираться на военную силу в утверждении своей роли на мировой арене, а также разрешать споры с ис­пользованием средств вооруженной борьбы. Изменяется геопо­литическая ситуация в связи с формированием новых и расши­рением существующих военно-политических союзов.

Однако в последние годы в военной сфере нарастали кри­зисные явления. Реальное состояние экономики России исчер­пало возможности дальнейшего сохранения уровня и организа­ции войск, воинских формирований и военных органов, оста­вавшихся практически в неизменном состоянии со времен быв­шего СССР.

Запаздывание в реформировании армии и других воинских формирований замораживало их громоздкую структуру, которая не отвечала как реальным экономическим возможностям стра­ны, так и изменившейся военно-стратегической ситуации. Это предопределило объективную необходимость в проведении во­енной реформы в Российской Федерации.

Целью военной реформы в России стало создание принци­пиально новой системы взаимодействия военной сферы с эко­номикой, политикой и обществом в целом, обеспечивающей приведение в соответствие процесса военного строительства с реальной социально-экономической и военно-политической об­становкой.

В процессе планирования расходов на национальную оборо­ну учитываются первоочередные мероприятия военной рефор­мы: сокращение численности Вооруженных Сил, совершенствование их структуры, оптимизация структуры расходов путем со­вершенствования оснащения войск военной техникой и воору­жением, переход к комплектованию Вооруженных Сил на кон­трактной основе, создание гарантированной системы материаль­ного и социального обеспечения военнослужащих и лиц, уволь­няемых с военной службы.

Соответствие долгосрочных военных программ строительства Вооруженных Сил и других воинских формирований и органов, в которых в соответствии с законодательством предусмотрена военная служба, и финансово-экономических возможностей страны обеспечивается установлением доли расходов на нацио­нальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства в ВВП.

Установление жесткого уровня расходов на национальную оборону направлено на решение задачи перехода к планирова­нию расходов не на основе заявленных потребностей, а исходя из возможностей бюджета.

Военный бюджет — часть федерального бюджета. Поэтому включение непосредственных военных расходов в единую сис­тему государственных расходов предполагает соблюдение общих требований по рациональному и экономному определению по­требностей.

Военный бюджет представляет собой группировку расходов, связан­ных с обеспечением обороны государства, по наиболее существенным признакам, принятую как военным ведомством, так и государствен­ными плановыми и финансовыми органами, а также отвечающую определенным международным требованиям.

Планирование расходов на национальную оборону и правоохра­нительную деятельность является неотъемлемой частью планирова­ния расходов федерального бюджета на предстоящий финансовый год, а также формируемого прогноза социально-экономического раз­вития Российской Федерации и разрабатываемых проектировок ос­новных расходов федерального бюджета на среднесрочную перспек­тиву в два последующих финансовых года.

Рассмотрение ассигнований, направляемых на национальную оборону и правоохранительную деятельность, проходит в четы­рех чтениях и утверждается Государственной Думой Федераль­ного Собрания Российской Федерации в составе федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Планиро­вание осуществляется в соответствии с бюджетной классифика­цией расходов федерального бюджета.

Отличие системы бюджетного процесса в военной области на современном этапе от существовавшей ранее заключается в дос­тупности для анализа и обсуждения порядка составления, ут­верждения и исполнения военного бюджета.

При формировании и исполнении военного бюджета учиты­ваются следующие обстоятельства, определяющие специфику бюджетного процесса:

• определенная, предусмотренная законодательством Рос­сийской Федерации закрытость сведений, содержащих государственную тайну;

• крайне широкий номенклатурный перечень потребляе­мых и используемых материальных ресурсов, включая высокую степень дифференциации вооружения и воен­ной техники;

• особенности формирования договорных (контрактных) цен на поставляемую продукцию военного назначения;

• специфика установленного в войсках учета производимых расходов материальных ресурсов и денежных средств, ха­рактеризующаяся отсутствием стоимостного учета и уста­новленного для бюджетных организаций бухгалтерского учета и отчетности.

Расходы федерального бюджета на национальную оборону, пра­воохранительную деятельность и обеспечение безопасности госу­дарства по разделам и подразделам функциональной и ведомст­венной классификации, по целевым статьям и видам расходов, по прямым получателям средств из федерального бюджета груп­пируются по следующим направлениям:

Национальная оборона

I. Содержание Вооруженных Сил Российской Федерации

1. Денежное довольствие военнослужащих, в том числе продоволь­ственное обеспечение, оплата вещевого имущества, транспортные расходы и др.

2. Ремонт и изготовление вооружения и военной техники, а также имущества на предприятиях Министерства обороны Российской Федерации

3. Закупки вооружения, военной техники и имущества

4. Государственные инвестиции

5. НИОКР

6. Участие в миротворческой деятельности

7. Пенсии военнослужащим

8. Мобилизационная подготовка и подготовка резервов, учебно- сборовые мероприятия с гражданами Российской Федерации

9. Военное сотрудничество в рамках СНГ

10. Строительство в интересах национальной обороны

11. Ведомственные расходы в области образования

12. Ведомственные расходы на здравоохранение

13. Расходы на проведение военной реформы, в том числе:

· выплата единовременных денежных пособий военнослужащим

· при увольнении в запас;

· выплата компенсаций за вещевое имущество;

· оплата транспортных услуг;

· обеспечение жильем военнослужащих, увольняемых с военной

· службы;

· из них:

· обеспечение жильем на территории Российской Федерации лиц,

· уволенных и увольняемых с военной службы на космодроме Байконур;

14. Учебные расходы военно-учебных заведений

15. Российская оборонная спортивно-техническая организация

II. Военная программа Министерства Российской Федерации по атом­ной энергии.

III. Поддержание мобилизационных мощностей. Обеспечение моби­лизационной и вневойсковой подготовки.

IV. Участие в обеспечении коллективной безопасности государств-членов СНГ.

Смета затрат на правопорядок и безопасность включает управленческие расходы (денежное содержание аппарата, эксплуатацию и ремонт зданий, техническое оснащение, информационное обеспечение и др.) и военные расходы (содержание и оснащение внутренних войск, Государственной противопожарной службы, выплаты пособий и пенсий, финансирование учреждений уголовно-исправительной системы, финансирование лесоохранных и лесозаготовительных мероприятий).

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

1. Органы внутренних дел (МВД)

2. Внутренние войска

3. Уголовно-исполнительная система

4. Органы государственной безопасности

5. Органы пограничной службы

6. Органы налоговой полиции (инспекции)

7. Таможенные органы

8. Органы прокуратуры

9. Органы юстиции

10. МЧС

ФСБ

Планирование расходов Министерства обороны осуществляется следующим образом. На первом этапе определяются общие объемы расходов всего министерства и расходы по отдельным статьям сметы также всего министерства в целом (общая смета Министерства обороны). На втором этапе в рамках общей сметы Министерства обороны составляются сметы военных округов, а затем сметы отдельных воинских частей. Отличительная особенность расходов на национальную оборону заключается в том, что они планируются централизованно.

Первыми получателями средств из федерального бюджета, образующими первый уровень ведомственной классификации, являются Министерство обороны России и другие министерства и ведомства, в составе которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Классификация целевых статей расходов образует вто­рой уровень указанной классификации и отражает финанси­рование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по отдельным разделам и подразделам функциональной классификации рас­ходов.

Наиболее крупные целевые статьи расходов подраздела «Строительство и содержание Вооруженных Сил Российской Фе­дерации» раздела «Национальная оборона»:

• Содержание Вооруженных Сил Российской Федерации;

• Разработка, закупка, эксплуатация и ремонт вооружения, военной техники, средств связи и имущества в рамках оборонного заказа;

• Строительство в интересах национальной обороны;

• Содержание военных (специальных) образовательных уч­реждений.

При планировании в отдельный разряд выделяютсязащи­щенные статьи расходов, подлежащие приоритетному финанси­рованию в процессе исполнения бюджета. К ним относятся:

• расходы на выплату денежного довольствия военнослу­жащим и заработной платы рабочим и служащим;

• отчисления в фонды социального и обязательного меди­цинского страхования, Пенсионный фонд РФ и Государ­ственный фонд занятости населения РФ;

• расходы на медицинское обслуживание;

• продовольственное обеспечение.

В основном защищенные расходы включаются в расходы на обеспечение личного состава и денежное содержание аппарата.

Планирование расходов по текущему содержанию структур, имеющих воинские формирования, основано на следующих основ­ных принципах:

1) защищенные статьи расходов определяются методом пря­мого счета исходя из планируемой численности личного состава и отчетных данных за предыдущий год по нормам выплат де­нежного довольствия и заработной платы, продовольственных расходов, компенсаций и других социальных выплат. При этом в расчетах на выплату денежного довольствия военнослужащим и приравненным к ним лицам учитываются действующие должно­стные оклады и оклады по воинским званиям;

2) единовременные вознаграждения по итогам года и другие установленные выплаты — в установленных размерах;

3) расчеты по денежному довольствию определяются по ка­тегориям военнослужащих: офицеры (на уровне майора), лица высшего и старшего начальствующего состава, прапорщики, ли­ца младшего и рядового начальствующего состава, сверхсрочно­служащие, солдаты и матросы (проходящие службу по контракту и призыву), курсанты и слушатели военных учебных заведений;

4) расходы на продовольственное обеспечение в составе рас­ходов на обеспечение личного состава определяются единым методом счета по всем министерствам и ведомствам, в составе которых проходят службу военнослужащие и приравненные к ним лица, на базе установленного размера продовольственного пайка в день.

При распределении бюджетных средств междунезащищен­ными статьями расходов бюджета особое внимание уделяется оп­ределению расходов, связанных с оснащением войск и воинских формирований. При этом учитывается: необходимость увеличе­ния размеров средств, направляемых на закупки вооружения, военной техники и средств связи, с соответствующим сокраще­нием общих расходов на выплату денежного довольствия и зара­ботной платы за счет организационно-штатных и технических мероприятий по изменению существующей структуры, боевого состава и численности личного состава войск и воинских фор­мирований.

Исходными данными для финансового планирования явля­ются планы боевой подготовки и оперативной деятельности, ка­питального строительства, материально-технического, хозяйст­венного и бытового обеспечения, штатная структура и числен­ность личного состава, нормы материального (вещевого, продо­вольственного) и денежного довольствия военнослужащих, цены на предметы военных поставок и дополнительные указания Президента РФ, Правительства РФ, а также Министерства фи­нансов РФ.

В Вооруженных Силах Российской Федерации остро назрела необходимость проведениявоенной реформы. Цель военной реформы на первом этапе ее осуществления — приведение всей военной организации страны в соответствие с экономическими возможностями страны, потенциальными угро­зами и вызовами ее безопасности. Эта задача решаема прежде всего за счет корректировки и разграничения задач различных военных организаций, устранения диспропорций, унификации, а где это целесообразно, и создания единых систем и служб управления и обеспечения войсками.

В составе расходов прямых получателей бюджетных средств выделяются отдельной строкой расходы на социальное обеспечение военнослужащих, в которых предусмотрены выпла­ты выходного пособия при увольнении в соответствии с уста­новленными размерами исходя из выслуги лет, выплаты ком­пенсаций и расходы на приобретение жилья.

Финансирование силовых министерств и ведомств осуществля­ется не только по таким разделам федерального бюджета, как «Национальная оборона» и «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства», но и по разделу «Социальная политика» и по отдельным федеральным целевым программам. Немалую роль в финансовом обеспечении указанных структур играют и доходы, полученные ими от внебюджетной дея­тельности, особенно от деятельности хозрасчетных предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации.

Планируемые мероприятия по сокращению численного и боевого состава Вооруженных Сил Российской Федерации, без­условно, уменьшат потребность в денежных средствах на содер­жание армии и флота. Однако такое уменьшение будет реаль­ным лишь в ближайшей перспективе. Это обусловлено следую­щими объективными причинами:

1) намеченное сокращение численного состава, с одной сто­роны, позволит снизить затраты на содержание личного состава, с другой стороны, возрастут расходы, связанные с обеспечением военнослужащих при увольнении — единовременные выплаты, оплата проезда увольняемых из Вооруженных Сил к избранному месту жительства, строительство жилья для этой категории военно­служащих, выплата пенсии большему числу пенсионеров и др.;

2) сокращение закупок вооружений и военной техники, лик­видация отдельных их видов вызовут рост объемов затрат на ре­монт и эксплуатацию имеющихся в целях поддержания боего­товности войск и сил флота, создание и развитие соответствую­щей технологической и производственной базы.

Проекты смет расходов соответствующих ведомств на плани­руемый год, с приложением необходимых расчетов и обоснова­ний, к установленному сроку направляются в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономики Российской Федерации, где они рассматриваются с точки зре­ния законности, правильности и соответствия установленным нормам, а также соответствия экономическим и финансовым возможностям государства.

Министерство экономики согласует его с возможностями и планами материального производства и формируемым им госу­дарственным оборонным заказом по всей номенклатуре вооруже­ния, военной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества.

Министерство финансов исходит из планируемых им дохо­дов и расходов бюджета, определяя суммы ассигнований Мини­стерству обороны по позициям его сметы. Причем эти два ми­нистерства работают параллельно и координируют свои реше­ния. В отдельных случаях на этапе проработки проекта военного бюджета между Министерством обороны. Министерством фи­нансов и Министерством экономики возникают определенные разногласия по некоторым показателям, включаемым в военный бюджет. Такие проблемы разрешаются Правительством Россий­ской Федерации.

Проект бюджета, согласованный со всеми заинтересованны­ми сторонами, представляется в составе проекта федерального бюджета на рассмотрение и утверждение в законодательном по­рядке в Федеральное Собрание Российской Федерации. В ана­логичном порядке формируются и составляются сметы расходов на правоохранительную деятельность.

Контроль за правильным расходованием средств осуществля­ют специальные финансовые службы, которые имеются в воин­ских частях и соединениях, учебных заведениях, военных окру­гах и т. д. Помимо них проверку проводят Счетная палата РФ и Главное контрольное управление Президента РФ.

В целях совершенствования управления средствами феде­рального бюджета, укрепления контроля за их использованием и финансовой дисциплины Правительство РФ постановило осу­ществить переход к финансированию федеральных органов ис­полнительной власти, включая и все силовые организации, че­рез органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ. В аналогичном порядке формируются и исполняются сметы расходов на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх