Куперс

Бухучет и анализ

Управление запасами предприятия

Тесты по курсу «Логистика»

1. Логистика — это…

а) организация перевозок;

б) предпринимательская деятельность;

в) наука и искусство управления материальным потоком;

г) искусство коммерции.

2. Объект исследования в логистике — это…

а) процессы, выполняемые торговлей;

б) материальные и соответствующие им информационные потоки;

в) рынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг;

г) экономические отношения, возникающие в процессе товародвижения.

3. Задачей микрологистики является…

а) организация доставки грузов на Крайний Север сначала речным, а затем морским транспортом;

б) обеспечение согласованности в действиях поставщика, покупателя и транспортной организации;

в) организация грузопереработки в крупном морском порту.

4. Наиболее сильное влияние на развитие логистики оказывает…

а) компьютеризация управления процессами в сферах производства и обращения;

б) совершенствование производства отдельных видов товаров;

в) совершенствование налоговой системы;

г) увеличение численности населения в регионе.

5. Логистическая функция — это…

а) множество элементов, находящихся в отношениях связи друг с другом, образующих определенную целостность, единство;

б) совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном мес­те, в нужное время, с минимальными затратами;

в) укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы;

г) система мероприятий по комплексному изучению рынка.

6. Единицей измерения материального потока является…

а) рубль;

б) кубический метр;

в) количество тонн, приходящихся на квадратный метр (т/м2);

г) тонна;

д) штука;

е) количество тонн, проходящих через участок в единицу времени (т/год).

7. Материальный поток — это…

а) самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одно­го технического устройства;

б) упорядоченная на оси времени последовательность логистических операций, направленная на обеспечение потребителя продукцией соответствующего ассортимента и качества в нужном количестве в требуемое время и место;

в) имеющая вещественную форму продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций в заданном интервале времени;

г) материальная продукция, ожидающая вступления в процесс производственного или личного потребления, или в процесс продажи

8. Логистическая операция — это…

а) самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства;

б) имеющая вещественную форму продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций в заданном интервале времени;

в) материальная продукция, ожидающая вступления в процесс производственного или личного потребления или в процесс продажи.

9. Признаком классификации, на основе которого материальные потоки подразделяют на внешние, внутренние, входные и выходные, является…

а) отношение к логистической системе;

б) натурально-вещественный состав продвигающегося в потоке груза;

в) количество груза;

г) степень совместимости грузов;

д) консистенция груза.

10. Для службы логистики критерием выбора варианта организа­ции товародвижения является…

а) оптимальный уровень обслуживания потребителей;

б) минимум издержек на закупки;

в) минимум издержек на содержание запасов;

г) минимум издержек на транспортирование.

11. Цель логистики можно выразить шестью правилами. Первые пять правил логистики формулируются так:

а) товар нужный товар

б) место в нужном месте

в) время в нужное время

г) количество в необходимом количестве

д) качество необходимого качества

Шестое правило логистики формулируется: …

а) цвет нужного цвета

б) затраты с минимальными затратами

в) транспорт правильным видом транспорта

г) тара в нужной таре

д) вес нужного веса

12. Ниже приведен ряд высказываний, из которых к производственной логистике относится следующее: …

а) рациональное размещение распределительных центров в районе минимизирует сумму складских и транспортных затрат;

6) удельные издержки на хранение товаров тем ниже, чем быстрее оборачиваются запасы;

в) торгово-посредническая фирма производит 40-процентную наценку на стоимость товаров;

г) компания перешла к выпуску только той продукции, на которую имеется заказ.

13. Наиболее существенной предпосылкой применения логистики в хозяйственной практике является…

а) усиление конкуренции на товарном рынке;

б) совершенствование производства отдельных видов товаров;

в) совершенствование налоговой системы;

г) рост численности населения.

14. Тянущей системой в логистике называется…

а) система организации производства, в которой детали полуфабрикаты подаются с предыдущей технологической операции на последующую в соответствии с централизованно сформированным графиком производства;

б) система организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются с предыдущей технологичес­кой операции на последующую по мере необходимости (жесткий график отсутствует);

в) система управления запасами в каналах сферы обращения, в которой решение о пополнении запасов на пери­ферийных складах принимается централизованно;

г) стратегия сбыта, направленная на опережающее (по отношению к спросу) формирование товарных запасов на оптовых и розничных торговых предприятиях.

15. Толкающей системой в логистике называется…

а) система управления запасами в каналах сферы обращения с децентрализованным процессом принятия реше­ний о пополнении запасов;

б) система организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются с предыдущей технологической операции на последующую по мере необходимости (жесткий график отсутствует);

в) стратегия сбыта, направленная на опережающее (по отношению к спросу) формирование товарных запасов в оптовых и розничных торговых предприятиях;

16. Непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока, а также оперативная корректировка его движе­ния являются проявлением принципа … логистики

а) системности;

б) научности;

в) конструктивности;

г) конкретности.

17. Систему не образуют…

а) три незнакомых человека, проживающих в одном доме города;

б) три друга, проживающих в разных городах;

в) поставщик, транспортное предприятие и покупатель, связанные единым договором;

г) подразделения производственного предприятия.

18. К прямым функциям службы логистики на предприятии от­носят…

а) выбор транспорта;

б) рыночные исследования;

в) организацию складирования и хранения;

г) рекламу

д) определение оптимального размера поставляемой партии товаров

е) управление запасами

19. Предприятие создает запасы с целью снижения…

а) потерь от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам;

б) потерь от омертвления в запасах отвлеченных финансовых средств;

в) риска порчи товаров;

г) расходов на оплату труда персонала, занятого хранением товаров.

20. К категории «производственный запас» следует отнести товары: …

а) на складах предприятий оптовой торговли;

б) на складах сырья предприятий промышленности;

в) в пути от поставщика к потребителю;

г) на складах готовой продукции предприятий изготовителей.

21. Расположите виды транспорта в порядке убывания способнос­ти доставлять груз непосредственно к складу потребителя:

А: воздушный 3

Б: железнодорожный 2

В: водный 4

Г: автомобильный 1

22. Расположите виды транспорта в порядке убывания способнос­ти надежно соблюдать график доставки:

А: воздушный 4

Б: автомобильный 1

В: водный 3

Г: железнодорожный 2

23. Последовательность этапов выбора перевозчика

А: Ранжирование критериев выбора перевозчика 2

Б: Принятие решения о выборе перевозчика 6

В: Вычисление рейтинга перевозчика по каждому критерию 4

Г: Оценка возможных перевозчиков в разрезе намеченных критериев 3

Д: Определение критериев выбора перевозчика 1

Е: Оценка суммарного рейтинга 5

24. Расположите виды транспорта в порядке убывания способнос­ти перевозить разные грузы

А: воздушный — 4

Б: водный — 1

В: автомобильный — 3

Г: железнодорожный — 2

25. Расположите виды транспорта в порядке убывания способнос­ти быстро доставлять грузы

А: железнодорожный — 3

Б: воздушный — 1

В: водный — 4

Г: автомобильный — 2

26. Расположите виды транспорта в порядке убывания стоимости перевозки

А: воздушный 1

Б; водный 4

В: железнодорожный 3

Г: автомобильный 2

27. Недостатком железнодорожного транспорта является…

а) низкая производительность;

б) ограниченное количество перевозчиков;

в) относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния;

г) недостаточная экологическая чистота.

28. Недостатком автомобильного транспорта является…

а) малая грузоподъемность;

б) ограниченное количество перевозчиков;

в) большие капитальные вложения в производственно-техническую базу;

г) низкая скорость доставки.

29. Недостатком воздушного транспорта является…

а) низкая производительность;

б) недостаточно высокая сохранность грузов;

в) высокая себестоимость перевозок;

г) недостаточная экологическая чистота.

30. Недостатком морского транспорта является…

а) низкая производительность;

б) низкая скорость доставки;

в) относительно высокая стоимость перевозок на большие расстояния;

г) ограниченность видов транспортируемых грузов.

31. Принцип пропорциональности складского процесса означает…

а) повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные промежутки времени;

б) подчинение всех операций технологического цикла единому расчетному ритму;

в) устранение или сокращение всякого рода перерывов в технологическом процессе;

г) одновременное выполнение отдельных операций на всех стадиях складского процесса;

д) соответствие всех звеньев складского процесса по производительности, пропускной способности или скорости

32. Принцип параллельности складского процесса означает…

а) повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные промежутки времени;

б) подчинение всех операций технологического цикла единому расчетному ритму;

в) устранение или сокращение всякого рода перерывов в технологическом процессе;

г) одновременное выполнение отдельных операций на всех стадиях складского процесса;

д) соответствие всех звеньев складского процесса по производительности, пропускной способности или скорости

33.Принцип непрерывности складского процесса означает…

а) повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные промежутки времени;

б) подчинение всех операций технологического цикла единому расчетному ритму;

в) устранение или сокращение всякого рода перерывов в технологическом процессе;

г) одновременное выполнение отдельных операций на всех

стадиях складского процесса.

34. Принцип поточности складского процесса означает…

а) повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные промежутки времени;

б) подчинение всех операций технологического цикла единому расчетному ритму;

в) устранение или сокращение всякого рода перерывов в технологическом процессе;

г) одновременное выполнение отдельных операций на всех стадиях складского процесса;

35. По признаку отношения к логистической системе информаци­онные потоки подразделяют на…

а) бумажные, электронные, смешанные;

б) входные, выходные, внутренние, внешние;

в) первичные, производные;

г) однородные, неоднородные.

36. По методу образования информационные потоки подразделя­ют на…

а) бумажные, электронные, смешанные;

б) входные, выходные, внутренние, внешние;

в) первичные, производные;

г) однородные, неоднородные.

37. По структуре информационные потоки подразделяют на…

а) бумажные, электронные, смешанные;

б) входные, выходные, внутренние, внешние;

в) первичные, производные;

г) однородные, неоднородные.

38. Аббревиатура ЭДИФАКТ является условным сокращением развернутого названия…

а) штрихового кода, наносимого на групповую и транспортную упаковку;

б) ассоциации автоматической идентификации, действующей на территории Российской Федерации;

в) перспективной концепции, охватывающей все задачи автоматизации предприятия на базе систем управления знаниями и нейронных сетей;

г) стандарта электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте.

39. В каналах распределения от чужого имени и за чужой счет могут вести операции…

а) дилеры;

б) агенты;

в) дистрибьюторы;

г) комиссионеры.

40. Последовательность этапов разработки логистической стратегии…

а) установление приоритетов — 3

Б) анализ возможностей — 2

В) разработка стратегического плана развития логистической системы — 4

Г) оценка — 1

41. К логистическим издержкам не относят…

а) затраты на рекламу

б) затраты транспортно-заготовительные ;

в) затраты на формирование и хранение запасов;

г) затраты на содержание административно-управленческого аппарата.

42. К переменным затратам на перевозку относят:

а) накладные расходы;

б) затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава;

в) затраты на содержание производственно-технической базы и инфраструктуры транспорта;

г) расходы на оплату труда административно-управленческого персонала.

43. К постоянным затратам на перевозку относят…

а) затраты на страхование транспортного средства;

б) затраты на содержание производственно-технической базы и инфраструктуры транспорта;

в) затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава, включая запасные части и материалы;

г) затраты на топливо, смазочные материалы, электроэнергию на движенческие операции.

44. Под логистикой обычно принято понимать:

а) управление материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками с целью снижения общих затрат на продвижение товара от производителя к конечному потребителю;

б) логически обоснованные действия высших звеньев руководства по управлению предприятием и связанной с этим организацией информационного обмена и оборота финансовых средств;

в) логистически упорядоченные функции, составляющие алгоритм управления материальными потоками, а также связанными с ними информационными и финансовыми потоками с целью максимального удовлетворения потребностей клиента.

45. Материальный поток составляют:

а) автотранспортные средства, железнодорожные составы, морские и речные суда, авиатранспортные средства, трубопроводы;

б) материальные ресурсы (сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие, топливо, запасные части и т.д.), незавершенное производство и готовая продукция;

в) автомобильные дороги, железнодорожные пути сообщения, порты и пристани водного транспорта, аэропорты, сеть трубопроводов с перекачивающими станциями.

46. Ключевую роль в управлении материальными потоками играют:

а) транспортные и экспедиционные предприятия общего пользования;

б) предприятия оптовой торговли;

в) магазины и другие точки розничной торговли;

г) коммерческо-посреднические организации, оказывающие услуги по организации оптового оборота;

д) предприятия — изготовители.

47. Логистическая операция — это:

а) действия логистического оператора по управлению материальным потоком, который не подлежит дальнейшему дроблению;

б) не подлежащие дальнейшему дроблению действия, связанные с управлением материальными, информационными или финансовыми потоками;

в) логистически упорядоченные операции, составляющие целостный алгоритм информационной модели управления.

48. Логистическая функция — это:

а) совокупность логистических операций, связанных решением задачи управления материальными, информационными и финансовым потоками;

б) функции, содержащиеся в должностной инструкции логистического оператора;

в) функции, предусмотренные взаимными договорами предприятий — участников логистической цепи.

49. К базисным логистическим функциям относятся:

а) снабжение;

б) хранение;

в) производство;

г) сбыт;

д) грузопереработка;

е) информационная поддержка.

50. К вспомогательным логистическим функциям относятся:

а) складирование, грузопереработка, упаковка, послепродажный сервис, информационная поддержка;

б) снабжение, складирование, распределение, транспортировка.

51. Логистические системы обладают такими свойствами, как:

а) способность к адаптации, наличие обратной связи, организация;

б) целенаправленность, взаимный обмен с внешней средой;

в) закрытость от воздействия внешних факторов, устойчивость функциональных параметров.

52. Макрологические системы формируются на уровне:

а) предприятия, организации, фирмы.

б) государства, межгосударственных, межрайонных, межреспубликанских связей;

53. Цель логистики заключается в:

а) минимизации затрат на прохождение продукта в каждом звене логистической цепи;

б) оптимизация затрат в звеньях логистической цепи с целью уменьшения общих издержек;

в) увеличение количества товара, проходящего по логистической цепи.

54. Логистика является:

а) средством улучшения имиджа компании;

б) стратегическим фактором достижения конкурентных преимуществ;

в) эффективным способом согласования различных направлений маркетинговой политики.

55. Управление заказами (обработка заказов) — это деятельность в период:

а) между моментом получения заказа и до момента отгрузки готового продукта потребителю;

б) между моментом получения заказа и до момента передачи складу указания отгрузить готовый продукт потребителю;

в) между моментом получения заказа и до момента завершения жизненного цикла готового продукта, переданного потребителю.

56. Закупка в себя включает:

а) выбор поставщиков; проведение переговоров об условиях поставки; заключение договора; приемку товаров от поставщика; транспортно-складские работы;

б) маркетинговые исследования потребительского спроса; изучение конъюнктуры потребительского рынка; проведение рекламных акций;

в) контроль качества путем проведения контрольной закупки; составление акта приемки товара; предъявление претензий; обмен некачественного товара.

57. К основным задачам транспортного обеспечения логистики относят:

а) управление материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками с целью снижения общих затрат на продвижение товара от производителя к конечному потребителю;

б) выбор транспортно — технологической схемы доставки;

в) согласование транспортного процесса с работой склада;

г) выбор перевозчика, включающий в себя определение вида транспорта, оператора перевозки и типа транспортного средства;

д) заключение договора на закупку необходимых матери­альных ресурсов;

е) маршрутизация перевозок и контроль движения груза в пути.

58. Задачи закупочной логистики включают:

а) исследование рынка закупок и выбор поставщика;

б) подготовка бюджета закупок;

в) организация отгрузки товара;

г) организация послереализационного обслуживания;

д) координация и системная взаимосвязь закупок с про­изводством, сбытом и складированием.

59. Задачи распределительной логистики включают:

а) заключение договора на закупку необходимых матери­альных ресурсов;

б) контроль поставок;

в) определение оптимального количества распределительных центров на обслуживаемой территории;

г) организация послереализационного обслуживания;

д) выбор вида упаковки.

60. Посредник, работающий от чужого имени и за свой счет — это:

а) дилер;

б) брокер;

в) дистрибьютор;

г) комиссионер.

61. Роль транспорта в логистической цепи поставок определяется тем, что:

а) затраты на транспортировку сырья, материалов, готовой продукции являются преобладающими в структуре логистических издержек;

б) значительное количество компаний — производителей товаров являются владельцами транспортных средств и заинтересованы в их эффективном использовании;

в) транспорт оказывает значительное влияние на затраты в сфере основной деятельности компаний — заказчиков транспортных услуг.

62. В первую очередь принципы логистики применимы:

а) при доставке товаров народного потребления конечным потребителям;

б) при перевозке массовых грузов на технологических маршрутах;

в) при доставке ценных высокотехнологичных товаров.

63. По назначению выделяют следующие основные группы транспорта:

а) транспорт, принадлежащий владельцам грузов и обеспечивающий их потребности в перевозках;

б) транспорт, принадлежащий специализированным транспортно-экспедиторским компаниям;

в) транспорт общего пользования, оказывающий транспортные услуги владельцам грузов на коммерческой основе.

64. Маркетинг:

а) исследует рынки и конъюнктуру конкретных товаров и услуг;

б) оптимизирует рыночное поведение по реализации товаров и услуг;

в) исследует материальные потоки, циркулирующие на рынках;

65. Для перевозок грузов несколькими видами транспорта используют термины:

а) мультимодальная перевозка;

б) интермодальная перевозка;

в) смешанная перевозка;

г) унимодальная перевозка;

66. Под интермодальными перевозками понимается:

а) доставка груза несколькими видами транспорта;

б) доставка груза любым видом транспорта с обязательным участием автомобильного;

в) доставка груза несколькими видами транспорта с участием оператора перевозки, по единому провозному документу, в единой транспортной единице;

г) доставка груза с применением комплексных технологий перевалки и переработки.

67. Производственная себестоимость включает в себя следующие номенклатурные статьи:

а) топливо и энергия на технологические цели;

б) заработная плата;

в) общепроизводственные расходы предприятия;

г) коммерческие расходы.

68. Маржинальный доход — это:

а) сумма между прибылью и постоянными расходами на единицу продукции;

б) разница между ценой продукта и суммой постоянных затрат;

в) разница между постоянными и переменными затратами на единицу продукции.

69. Преимуществом унимодальных перевозок является:

а) удешевление доставки;

б) отсутствие перегрузочных операций;

в) простота в организации;

70. В цикл заказа входят следующие стадии:

а) проведение маркетинговых исследований; анализ сегментов рынка; выбор ценовой стратегии; продвижение товара;

б) планирование заказа; передача заказа; обработка заказа; подбор и комплектация заказа; доставка заказа;

в) выбор экспедитора; определение рациональных маршрутов доставки; согласование времени прибытия товара на склад; составление отчета о выполненном заказе.

71. Информационная логистика должна реализовывать следующие функции:

а) транспортировка грузов на дальние расстояния;

б) анализ информации и ее преобразование;

в) исследование рынка закупок и выбор поставщика;

г) передача информации;

д) управление информационным потоком.

72. Фрахт – это:

а) цена за транспортировку, установленная по согласо­ванию между грузовладельцем и перевозчиком на каждую конк­ретную перевозку;

б) база расчетов за транспортные услуги.

73. Цепь снабжения должна строиться на основе современной концепции маркетинга:

а) сбыт-снабжение-производство;

б) снабжение-производство-сбыт;

в) производство-сбыт-снабжение;

74. Посредник, работающий от своего имени и за свой счет — это:

а) дилер;

б) брокер;

в) дистрибьютор;

г) комиссионер.

75. На уровне предприятия распределительная логистика решает следующие задачи:

а) выбор вида упаковки;

б) определение оптимального количества распределительных центров;

в) организация отгрузки товара;

г) выбор схемы распределения материального потока.

76. Каналы распределения выполняют ряд функций:

а) проводят исследовательскую работу по сбору информации, необходимой для планирования распределения продукции и услуг;

б) определяют оптимальное количество распределительных центров на обслуживаемой территории;

в) приспосабливают товар к требованиям покупателя;

г) принимают на себя риски, связанные с функционированием канала.

77. Толкающая система управления производством представляет собой:

а) систему организации производства, в кото­рой предметы труда, поступающие на производственный учас­ток, непосредственно этим участком у предыдущего технологи­ческого звена не заказываются;

б) систему организации производства, в которой де­тали и полуфабрикаты подаются на последующую техноло­гическую операцию с предыдущей по мере необходимости.

78. Преимуществами тянущей системы управления являются:

а) отказ от избыточных запасов, информация о возможности быстрого приобретения материалов, или наличие резервных мощностей для быстрого реагирования на изменение спроса;

б) строгий контроль центральной системы управления за обменом материальными потоками между различными участками предприятия;

г) снижение партии обработки.

79. Маржинальный доход — это:

а) разница между ценой и переменными расходами на единицу продукции;

б) разница между ценой продукта и суммой постоянных затрат;

в) разница между постоянными и переменными затратами на единицу продукции.

80. Текущие запасы-это:

а) запасы готовой продукции у предпри­ятий-изготовителей, запасы предприятий оптовой и розничной торговли, а также запасы в пути;

б) основная часть производственных запа­сов. Такие запасы обеспечивают непрерывность производствен­ного и торгового процессов между очередными поставками;

в) это уровень запаса, эко­номически целесообразный в данной системе.

81. Объектом изучения логистики являются?

— материальные потоки

— материальные потоки и связанные с ними информационные потоки

— расходы на организацию передвижения материальных потоков

82. Размерность материального потока учитывает?

— единицу измерения (штук, тонн и т.д.)

— единицу измерения затрат на передвижение материального потока (руб. за тонну, руб. за кг. и т.д.)

— единицу измерения и временной период (штук в сутки, тонн в год и т.д.)

83. Укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы – это?

— логистическая функция

— логистическая система

— центральная логистическая операция

84. Закупка, планирование и управление производством, сбыт могут являться элементами?

— микрологистической системы

— любой логистической системы

— макрологистической системы

85. Принципиальным отличием логистического подхода к управлению от традиционного является?

— рассмотрение в качестве объекта управления отдельного подразделения, предприятия

— рассмотрение в качестве объекта управления сквозного материального потока

— рассмотрение в качестве объекта управления взаимодействие предприятия с внешней средой при организации материального потока

86. В внешним материальным потокам в логистике относятся?

— протекающие во внешней для системы среде

— протекающие во внешней для системы среде, имеющие к системе непосредственное отношение

— материальные потоки, передающиеся во внешнюю для системы среду

87. Система, в которой на пути материального потока стоит, по крайней мере, один посредник, относится к системе?

— с прямыми связями

— эшелонированной

— с гибкими связями

88. Специальные компьютерные программы, помогающие специа­листам принимать решения, связанные с управлением материальными потоками?

— экспертные системы

— макеты

— материальные модели

89. Задачи управления материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами решает?

— закупочная логистика

— производственная логистика

— распределительная логистика

Следующая >1 2

Управление запасами — это процесс определения и поддержания оптимального размера запасов, а также обеспечение их финансирования.

Решаемые задачи:

  1. расчет размера необходимого для предприятия запаса (нормы запаса);
  2. организация системы контроля за реальным размером запаса, а также его пополнением согласно установленной норме.

Система управления запасами включает в себя ряд последовательно выполняемых процессов, основными из которых являются:

1. Анализ запасов в предшествующем периоде. Главная задача – определить уровень обеспеченности ими производства и оценка эффективности их использования.

2. Формулировка целей создания запаса. Они могут быть следующими:

  • обеспечение производственной деятельности в настоящий момент;
  • обеспечение деятельности в области сбыта в настоящий момент;
  • создание сезонных запасов, которые будут обеспечивать процесс производства в предстоящем периоде.

3. Оптимизация размеров основных групп текущих запасов. Для этого применяется ряд моделей, из которых наиболее распространенная — «Модель экономически обоснованного размера заказа» (см. также — оптимальный размер партии). Она основана на оптимизации всех операционных затрат предприятия по закупке и хранению запасов. В данной модели операционные затраты подразделяются на:

а) затраты на размещение заказов;

б) затраты на хранение товаров на складе.

Результатами управления запасами являются:

  • снижение производственных потерь по причине недостатка в запасах;
  • ускорение оборота;
  • максимальное уменьшение излишков ТМЗ;
  • снижение затрат предприятия на хранение ТМЗ;
  • уменьшение потерь от порчи, старения запасов;
  • оптимизация налогообложения.

Методы управления запасами

Норма запаса – это минимальное количество предметов труда, находящееся у предприятия и необходимое для бесперебойного снабжения производства.

Для определения норм запасов используются три группы методов:

  • эвристические;
  • методы технико-экономических расчетов;
  • экономико-математические методы.

Эвристические методы предполагаю собой использование знаний и опыта специалистов, изучающих отчетную информацию за предыдущий период, анализирующих рынок и принимающих решения о минимальных необходимых для предприятия запасах, которые основаны, на их личном (субъективном) понимании тенденций развития спроса. Таким специалистом может быть сотрудник предприятия, который постоянно решает задачу нормирования запаса. Используемый в данном случае метод решения (из группы эвристических) имеет название «опытно-статистический».

В случае если задача в сфере управления запасами на предприятии имеет определенную сложность, можно использовать знания и опыт нескольких сотрудников предприятия. При последующем анализе их субъективных оценок ситуации и предлагаемых решений, используя специальный алгоритм, можно сформировать довольно хорошее решение, которое мало чем будет отличаться от оптимального. Данный метод, как и предыдущий, относится к эвристическим методам и имеет название «метод экспертных оценок».

Сущность метода технико-экономических расчетов заключается в делении всего запаса на отдельные группы в зависимости от целевого назначения, к примеру, на номенклатурные позиции. Затем для образованных групп в отдельности рассчитывается сезонный, текущий и страховой запасы, причем каждый из которых может быть разделен на определенные элементы. Так, например, страховой запас в случае увеличения спроса или нарушения установленных сроков завоза товаров от поставщиков. Данный метод позволяет довольно точно определять нужный для предприятия размер запасов, но его трудоемкость велика.

Экономико-математические методы. Спрос на продукцию или товары в большинстве случаев представляет собой процесс случайный, который можно описать методами математической статистики. Наиболее простой экономико-математический метод определения размеров запаса – это метод экстраполяции, позволяющий перенести темпы, которые сложились в прошлом на будущее.

Так, имея данные о размере запасов за прошлые четыре периода, применив метод экстраполяции, можно рассчитать размер запасов на будущий период при помощи формулы:

Y5 = 0,5 (2Y4 + Y3 — Y1),

где Y1, Y3, Y4 — показатели запаса (в процентах к обороту, в сумме или днях), за первый, третий и четвертый периоды соответственно;

Y5 — нормативный показатель (уровень) запаса на будущий, пятый период.

Спрогнозировать уровень запасов для шестого периода можно при помощи следующей формулы:

Y6 = 0,5 (2Y5 + Y4 — Y2),

где Y6 — нормативный показатель (уровень) запаса на шестой период.

Мировая практика управления запасами на предприятии показывает, что рост запасов должен немного отставать от роста спроса. В математическом выражении это выглядит так:

Тз = корень (То),

где Тз — темп роста запасов;

То — темп роста спроса.

При вышеуказанном соотношении между спросом и запасами возможно ускорение оборачиваемости оборотных средств.

Больше статей на эту тему вы можете найти в разделе Управление запасами библиотеки портала.

Политика управления запасами – часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающаяся в оптимизации общего размера и структуры запасов ТМЦ, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечение эффективного контроля за их движением.

Целью управления запасами является разработка политики, с помощью которой можно достичь оптимальных инвестиций в запасы. Умелое управление запасами минимизирует их объем, снижая расходы, связанные с запасами и повышая доходность активов.

Политика управления запасами представляет собой часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающейся в оптимизации общего размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечению эффективного контроля за их движением.

Разработка политики управления запасами охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ, основными из которых являются:

  1. Анализ запасов товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является выявление уровня обеспеченности производства и реализации продукции соответствующими запасами товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде и оценка эффективности их использования. Анализ проводится в разрезе основных видов запасов.

  2. Определение целей формирования запасов. Цели могут быть:

  • обеспечение текущей производственной деятельности (текущие запасы сырья и материалов);

  • обеспечение текущей сбытовой деятельности (текущие запасы готовой продукции);

  • накопление сезонных запасов, обеспечивающих хозяйственный процесс в предстоящем периоде

  1. Оптимизация размера основных групп текущих запасов. С этой целью используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила «Модель экономически обоснованного размера заказа». Она может быть использована как для оптимизации размера производственных запасов, так и запасов готовой продукции. Расчетный механизм этой модели основан на оптимизации совокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов на предприятии. Эти операционные затраты предварительно разделяются на две группы:

а) сумма затрат по размещению заказов (включающих расходы по транспортированию и приемке товаров)

ОЗрз — сумма операционных затрат по размещению заказов; Срз — средняя стоимость размещения одного заказа; ОПП – объем производственного потребления товаров в рассматриваемом периоде; РПП – средний размер одной партии поставки товаров.

Из приведенной формулы видно, что при неизменном объеме производственного потребления и средней стоимости размещения одного заказа общая сумма операционных затрат по размещению заказов минимизируется с ростом среднего размера одной партии поставки товаров.

б) сумма затрат по хранению товаров на складе.

ОЗхт — сумма операционных затрат по хранению товаров на складе; Сх — стоимость хранения единицы товара в рассматриваемом периоде.

Из приведенной формулы видно, что при неизменной стоимости хранения единицы товара в рассматриваемом периоде общая сумма операционных затрат по хранению товарных запасов на складе минимизируется при снижении среднего размера одной партии поставки товаров.

Таким образом, с ростом среднего размера одной партии поставки товаров снижается сумма операционных затрат по размещению заказов и возрастает сумма операционных затрат по хранению товаров на складе. Данная модель позволяет оптимизировать пропорции между этими двумя группами затрат так, чтобы их совокупная сумма была минимальной. Модель выражается формулой:

РППо — оптимальный средний размер партии поставки товаров.

Оптимальный средний размер производственного запаса определяется по формуле:

Для запасов готовой продукции расчет показателей аналогичен.

Необходимый объем финансовых средств авансированных на формирование запасов ТМЦ определяется по формуле:

ФСЗ = СР  НЗ – КЗ

ФСЗ – объем финансовых средств авансированных в запасы, СР – среднедневной объем расхода запасов, НЗ – норматив хранения запасов в днях, КЗ – средняя сумма кредиторской задолженности за преобразование товарно-материальных ценностей.

Расчет ведется по каждому из видов запасов. Суммирование результатов расчетов позволяет получить показатель общей потребности в финансовых ресурсах, авансируемых на формирование запасов, т.е. определить размер оборотных активов, обслуживающих эту стадию производственного цикла.

Минимизация текущих затрат по обслуживанию запасов представляет собой оптимизационную задачу, решаемую в процессе их нормирования.

Расчет оптимального размера партии поставки, при котором минимальная совокупность текущих затрат по обслуживанию запасов – метод экономически обоснованного объема запаса (EOQ) позволяет определить какую величину следует заказать

F – затраты по размещению и выполнению одного заказа, D – годовая потребность в запасах в единицах, H – затраты по хранению единицы производственного запаса в руб.

Данная модель основана на следующих предположениях: годовая потребность в запасах может быть точно спрогнозирована; объем продаж равномерно распределен в течение года; не происходит задержек в получении заказов.

Широкое распространение получила система управления запасами – АВС – разделение всей совокупности запасов на 3 категории, исходя из их стоимости, объема, частоты расходования в процессе производства и отрицательных последствий на конечные результаты деятельности предприятия.

Категория А включает ограниченное количество наиболее ценных видов ресурсов, которые требуют постоянного учета и контроля. Для ресурсов обязателен расчет оптимального размера заказа.

Категория В – менее дорогих видов запасов, которые проверяются при ежемесячной инвентаризации. Также приемлема методика определения оптимального размера заказа.

Категория С включает широкий ассортимент оставшихся малоценных видов производственных запасов, закупаемых обычно в большом количестве.

Метод АВС позволяет сосредоточиться на контроле наиболее важных видов запасов (А и В), и тем самым сэкономить время, ресурсы и повысить эффективность управления. Оптимальной считается пропорция АВС: 75% — 20% — 5%.

Выбор политики управления запасами практически заключается в ответе на вопрос: «какая величина запаса является для организации оптимальной?»

В качестве базовых индикаторов качества выбранной политики управления запасами могут использоваться как непосредственные, так и более обобщенные критерии, а также их различные комбинации.

  • показатели достаточности запасов для удовлетворения покупательского спроса

  • показатели, основанные на поиске оптимального размера заказа, исходящие из соотношения стоимости хранения запасов и стоимости выполнения заказа

  • индикаторы, связанные с характеристиками денежных потоков от операций по закупке и реализации товара

  • индикаторы, отражающие рентабельность деятельности предприятия при различных методах управления запасами.

Страницы ← предыдущая следующая → 31 Исходным стандартом, появившимся в конце 50-х – начале 60-х годов, был стандарт MPS (Master Planning Scheduling – управление календарным планированием), предназначенный для составления основного плана произ- водства. На основании данных о состоянии спроса вырабатывались планы выпуска конечной продукции. С целью оптимального управления производством в середине 60-х го- дов были сформулированы принципы управления материальными запасами предприятия. Эти принципы легли в основу систем класса MRP (Material Requirement Planning — планирования материальных потребностей). Эти сис- темы могут быстро подсчитать возможность выполнения нового заказа к нужному сроку при текущей загрузке производства. При условиях невоз- можности выполнения данного заказа к конкретному сроку, система способ- на ответить на вопрос, во что обойдется заказчику выполнение нового заказа, если он все же на сроке настаивает. Затем появились системы класса MRPII (Manufacturing Resource Planning — планирование производственных ресурсов), основная суть которых сводится к тому, что прогнозирование, планирование и контроль производст- ва осуществляется по всему циклу, начиная от закупки сырья и заканчивая отгрузкой товара потребителю. В общем случае они обеспечивают решение задач планирования деятельности предприятия в натуральных единицах, фи- нансовое планирование в денежном выражении. Следующим этапом в развитии КИС стало появление с конца 80-х го- дов систем класса ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия). Эти системы охватывают всю финансово-хозяйственную и производственную деятельность предприятия. К ним предъявляются такие требования как: централизация данных в единой базе, режим работы близкий к реальному времени, сохранение общей модели управления для предпри- ятий любых отраслей, поддержка территориально распределенных структур, работа в широком круге аппаратно-программных платформ и СУБД. Други- ми важными требованиями к ERP системам являются возможность примене- 31 32 ния графики, использования CASE-технологий для дальнейшего развития системы, поддержание архитектуры типа «клиент-сервер” и реализации их как открытых систем. При правильном внедрении и эксплуатации таких сис- тем, эффективность бизнес-процессов предприятия повышается, что дает конкурентное преимущество для дальнейшего развития. Однако, занимаясь улучшением внутренней структуры, предприятие не повышает степени эф- фективности взаимодействия с контрагентами. Следующий этап развития КИС ориентирован на интеграцию деятель- ности заказчиков и партнеров предприятия в его внутреннюю систему и на- зывается ERPII (Enterprise Resource and Relationship Processing – обработка данных по ресурсам и взаимоотношениям предприятия). Internet предостав- ляет возможность предприятию взаимодействовать со всеми его контраген- тами в совершенно новой среде, позволяющей контактировать напрямую с потребителем по типу B2C (Business-to-Consumer – «бизнес–клиент”) или/и партнерами по бизнесу по типу B2B (Business-to-Business – «бизнес-бизнес”). Для того чтобы ERPII система была применима для электронной ком- мерции и бизнеса, необходимо создать приложения по управлению связями с заказчиком CRM (Customer Relationship Management – управление взаимоот- ношениями с клиентом), а также дополнительное программное обеспечение (ПО) промежуточного слоя. Такое ПО назвали EAI (Enterprise Application Integration — интеграция приложений масштаба предприятия). EAI обеспечи- вает следующие функции: * электронная коммерция; * управления цепочкой поставок; * услуги доступа к приложениям; * виртуальные торговые площадки. ERPII-система, снабженная CRM и EAI-продуктами получила название XRP-система, т.е. расширенная (Extended) ERP-система. С ее помощью мож- но в реальном режиме времени разделять данные, циркулирующие между 32 33 различными корпоративными приложениями. По классификации эта система приближается к следующему поколению КИС — системам стандарта CSRP (Customer Synhronized Resource Planning – планирование ресурсов совместно с потребителем). Системы такого класса позволяют интегрировать процессы как внутри одной корпорации, так и за ее пределами. § 1.3.2. Зарождение методологий MPS и MRP В конце 50-х – начале 60-х годов, в связи с ростом популярности вы- числительных систем, возникла идея использовать их возможности для пла- нирования деятельности предприятия, в том числе для планирования произ- водственных процессов. Необходимость планирования обусловлена тем, что основная масса задержек в процессе производства связана с запаздыванием поступления отдельных комплектующих, в результате чего, как правило, па- раллельно с уменьшением эффективности производства, на складах возника- ет избыток материалов, поступивших в срок или ранее намеченного срока. Кроме того, вследствие нарушения баланса поставок комплектующих, возни- кают дополнительные осложнения с учетом и отслеживанием их состояния в процессе производства, т.е. фактически невозможно было определить, на- пример, к какой партии принадлежит данный составляющий элемент в уже собранном готовом продукте. Первым стандартом управления бизнесом был MPS (Master Planning Scheduling), или объемно-календарное планирование. Идея была проста (рис. 4) – вначале формировался план продаж, т.е. устанавливался объем продаж с разбивкой по календарным периодам. Опираясь на план продаж, формиро- вался план пополнения запасов за счет производства или закупки, и оценива- лись финансовые результаты по периодам, в качестве которых используются периоды планирования или финансовые периоды. 33 34 Рис. 4. Схема работы КИС по стандарту MPS. Пока производство было мелким и простым все было относительно не- плохо. Если предприятие быстро развивалось, то возникали проблемы. Пер- вые проблемы начались с логистики. Действительно, сформировать заказ на товар просто, но даже в лучших торговых домах не удается полностью избе- жать проблем с доставкой и ассортиментом. Одной из наиболее сложных проблем, возникших при формировании заказа, была проблема прогнозиро- вания необходимого объема и срока поставки. Например, чай из Индии не доставляется мгновенно, да и собирают определенные сорта в определенное время, то же с тканями и т.д. Следовательно, нужно было прогнозировать спрос на длительное время вперед, учитывать длительность (а часто и сезон) производства и потребности в складских площадях. При этом объем заказа тоже часто не может быть выражен в произвольных цифрах (вспомните хотя бы — «вагонная норма”, «в объеме одного контейнера” или просто — «один ко- рабль”). Это проблемы крупного опта. 34 35 Мелкий опт и розница тоже имеют свои особенности. Например, часто просто недопустимо отсутствие в продаже «товаров повседневного спроса”, так как это может привести к уходу клиента в соседний магазин (оптовый склад), где ему вполне может понравиться. В результате возникает «страхо- вой запас” (Safety Stock) в размере, например, суточной потребности. Поня- тие страхового запаса широко используется и в производстве, с целью гаран- тировать ритмичный производственный процесс, кроме того, оно может быть использовано для обеспечения потребностей замены вышедшей из строя и предъявленной к гарантийному ремонту техники в торговле, и во многих других случаях. Дальнейшее изучение динамики запасов с использованием статистических методов SIC (Statistical Inventory Control — статистическое управление запасами) приводит к появлению еще двух понятий — «точка зака- за” (Reorder Point), которая определяет уровень складских запасов, при сни- жении планового запаса ниже которого необходимо сделать или спланиро- вать заказ поставщику, и «уровень пополнения” (Max Stock) запаса товара на складе, то есть то количество товара, выше которого не рекомендуется по- вышать уровень складского запаса конкретного товара. На рис. 5 показаны три основных параметра, влияющих на динамику запасов. Рис. 5. Диаграмма статистического управления запасами. 35 36 Важно подчеркнуть, что данные понятия являются существенно дина- мическими, так как уже говорилось, что заказ на пополнение нужно произво- дить своевременно, с учетом времени доставки, а объем поставки может не вписываться в плановый уровень пополнения. Динамизм возникает и при учете, например, сезонных изменений основных параметров SIC — очевидно, что страховой запас обширного ассортимента прохладительных напитков ле- том весьма существенен, а вот зимой отсутствие полного ассортимента вряд ли приведет к заметным неприятностям, кроме наиболее популярных сортов. Опять же, предпраздничная торговля требует установления более высоких уровней точки заказа, чем в обычные периоды. Определение и фиксация по- добных колебаний — иногда предмет серьезных статистических исследований. Современные компьютерные системы управления, как правило, имеют встроенные статистические анализаторы, хотя бы простейшего типа, либо ав- тономные внешние подсистемы, позволяющие производить такой анализ. Еще более серьезные проблемы стали возникать при усложнении про- изводства и возникновении сложных изделий, количество составных частей в которых измерялось тысячами, притом, что сборка производилась на не- скольких сборочных конвейерах. В связи с этим возникло понятие «сборка” или «подсборка” — то есть компонента, деталь или просто какая-то часть ко- нечного продукта, подготовленная на вспомогательном сборочном конвейере для инсталляции в готовый продукт на главном конвейере, типичными при- мерами, которых является двигатель, шасси и кузов в машиностроении, еще одно название — узел. Изделия, производимые в ходе такого рода сборочных операций, стали представляться в виде древовидных конструкций (рис. 6), получивших обобщающее название BOM (Bill Of Material — спецификация изделия). 36 37 Рис. 6. Иерархия уровней спецификации изделий. Обратите внимание на то, что на различных уровнях ВОМ могут нахо- диться одинаковые товарные позиции, как, например, «Крепеж” на различ- ных уровнях сборочной спецификации компьютера. При разузловании из приведенного выше древовидного списка получается линейный, служащий для формирования заказа на закупку, рис. 7. Рис. 7. Линейная спецификация изделия. 37 38 Обратите внимание, что в линейном списке «Крепеж” встречается только один раз, так как заказ на крепеж должен формироваться единым об- разом (для однородного крепежа, разумеется). В результате описанные выше проблемы управления запасами стали на порядок сложнее. Так как кроме окончательных комплектующих, появились проблемы и со сборками, которые, в свою очередь могли производиться в ходе единого сборочного процесса, на вспомогательных производствах с промежуточным складированием «незавершенки” или «сборок”, или на осно- ве субподряда «на стороне”, причем одна и та же «сборка” или узел, напри- мер двигатель, может как заказываться, так и производиться. При этом тре- бования к точности соблюдения сроков поставки такого рода компонент ста- ли на порядок выше, чем ранее для «простых” комплектующих. В результате возникла методология планирования производств (в основном сборочных или дискретных), которая была призвана решить проблему формирования за- каза на комплектующие и узлы, опираясь на потребности обьемно- календарного плана производства. Она получила название MRP. Реализация системы, работающей по методологии MRP представляет собой компьютерную программу, позволяющую оптимально регулировать поставки комплектующих в производственный процесс, контролируя запасы на складе и саму технологию производства. Главной задачей MRP является обеспечение гарантии наличия необходимого количества требуемых мате- риалов и комплектующих в любой момент времени в рамках срока планиро- вания, наряду с возможным уменьшением постоянных запасов, а, следова- тельно, разгрузкой склада. Прежде чем описывать саму структуру MRP, сле- дует ввести краткий глоссарий основных ее понятий: * Материалами будем называть все сырье и отдельные комплектую- щие, составляющие конечный продукт. В дальнейшем мы не будем делать различий между понятиями «материал” и «комплектующий”. * MRP-программа — компьютерная программа, работающая по алго- ритму, регламентированному MRP-методологией. Как и любая компьютер- 38 39 ная программа, обрабатывает файлы данных (входные элементы) и формиру- ет на их основе файлы-результаты. * Статус материала является основным указателем на текущее состоя- ние материала. Каждый отдельный материал, в каждый момент времени, имеет статус в рамках MRP-системы, который определяет, имеется ли дан- ный материал в наличии на складе, зарезервирован ли он для других целей, присутствует ли в текущих заказах, или заказ на него только планируется. Таким образом, статус материала однозначно описывает степень готовности каждого материала быть пущенным в производственный процесс. * Страховой запас материала необходим для поддержания процесса производства в случае возникновения непредвиденных и неустранимых за- держек в его поставках. По сути, в идеальном случае, если механизм поста- вок полагать безупречным, MRP-методология не постулирует обязательное наличие страхового запаса, и его объемы устанавливаются различными для каждого конкретного случая, в зависимости от сложившейся ситуации с по- ступлением материалов. Подробней об этом будет рассказано ниже. * Потребность в материале в компьютерной MRP-программе представ- ляет собой определенную количественную единицу, отображающую воз- никшую в некоторой момент времени в течение периода планирования необ- ходимость в заказе данного материала. Различают понятия полной потребно- сти в материале, которая отображает то количество, которое требуется пус- тить в производство, и чистой потребности, при вычислении которой учиты- вается наличие всех страховых и зарезервированных запасов данного мате- риала. Заказ в системе автоматически создается по возникновению отличной от нуля чистой потребности. Процесс планирования включает в себя функции автоматического соз- дания проектов заказов на закупку и/или внутреннее производство необхо- димых материалов. Другими словами система MRP оптимизирует время по- ставки комплектующих, тем самым уменьшая затраты на производство и по- 39 40 вышая его эффективность. Основными преимуществами использования по- добной системе в производстве являются: * Гарантия наличия требуемых комплектующих и уменьшение вре- менных задержек в их доставке, и, следовательно, увеличение выпуска гото- вых изделий без увеличения числа рабочих мест и нагрузок на производст- венное оборудование. * Уменьшение производственного брака в процессе сборки готовой продукции возникающего из-за использования «неправильных” комплек- тующих. * Упорядочение производства, ввиду контроля статуса каждого мате- риала, позволяющего однозначно отслеживать весь его конвейерный путь, начиная от создания заказа на данный материал, до его положения в уже соб- ранном готовом изделии. Также благодаря этому достигается полная досто- верность и эффективность производственного учета. Все эти преимущества фактически вытекают из самой философии MRP, базирующейся на том принципе, что все материалы и комплектующие, составные части и блоки готового изделия должны поступать в производство одновременно, в запланированное время, чтобы обеспечить создание конеч- ного продукта без дополнительных задержек. MRP-система ускоряет достав- ку тех материалов, которые в данный момент нужны в первую очередь и за- держивает преждевременные поступления, таким образом, что все комплек- тующие, представляющие собой полный список составляющих конечного продукта поступают в производство одновременно. Это необходимо во из- бежание той ситуации, когда задерживается поставка одного из материалов, и производство вынуждено приостановиться даже при наличии всех осталь- ных комплектующих конечного продукта. Основная цель MRP-системы формировать, контролировать и при необходимости изменять даты необхо- димого поступления заказов таким образом, чтобы все материалы, необхо- димые для производства поступали одновременно. В следующем параграфе 40 Страницы ← предыдущая следующая →

6. 5. Системы управления запасами

Учитывая значение запасов, исследование логистической системы должно строиться на следующих вопросах:

• какой уровень запасов необходимо иметь для обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителя;

• в чем состоит компромисс между уровнем обслуживания потребителя и уровнем запасов в системе логистики;

• какие объемы запасов должны быть созданы на каждой стадии производственного процесса;

• должны ли товары отгружаться непосредственно с предприятия;

• каково значение компромисса между выбранным способом транспортировки и запасами;

• каковы общие уровни запасов на данном предприятии, связанные со специфическим уровнем обслуживания;

• как меняются затраты на содержание запасов в зависимости от изменения количества складов;

• как и где следует размещать страховые запасы?

Логистическая система управления запасами проектируется с целью непрерывного обеспечения потребителя каким-либо видом материального ресурса. Реализация этой цели достигается выполнением таких задач, как:

• учет текущего уровня запаса на складах различных уровней;

• определение размера гарантийного (страхового) запаса;

• расчет размера заказа;

• определение интервала времени между заказами.

Для решения проблем, связанных с запасами, предназначены модели управления запасами. Модели должны отвечать на два основных вопроса: сколько заказывать продукции и когда. Есть множество разнообразных моделей, каждая из которых подходит к определенному случаю, рассмотрим четыре наиболее общих модели.

1. Модель с фиксированным уровнем запаса, работающая следующим образом: на складе есть максимальный желательный запас продукции (МЖЗ), потребность в этой продукции уменьшает ее количество на складе и как только количество достигнет порогового уровня, размещается новый заказ. Оптимальный размер заказа (ОР) выбирается таким образом, чтобы количество продукции на складе снова ровнялось МЖЗ. Так как продукция не поставляется мгновенно, то необходимо учитывать ожидаемое потребление во время поставки, поэтому следует принимать в расчет резервный запас (РЗ), служащий для предотвращения дефицита. Для определения максимального желательного запаса (МЖЗ) используется формула

МЖЗ = ОР + РЗ

2. Модель с фиксированным интервалом времени между заказами, работающая следующим образом: с заданной периодичностью размещается заказ, размер которого должен пополнить уровень запаса до МЖЗ.

3. Модель с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня, работающая по следующей схеме: заказы делаются периодически (как во второй модели), но одновременно проверяется уровень запасов. Если уровень запасов достигает порогового значения, то делается дополнительный заказ. В зафиксированные моменты заказов расчет размера заказа осуществляется по формуле

Р3 = МЖЗ – ТЗ + ОП

где РЗ – размер заказа, шт.;

МЖЗ – максимальный желательный заказ, шт.;

ТЗ – текущий заказ, шт.;

ОП – ожидаемое потребление за время.

В момент достижения порогового уровня размер заказа определяется по формуле

РЗ = МЖЗ – ПУ + ОП

где ПУ – пороговый уровень запаса, шт.

4. Модель «минимум – максимум», работающая следующим образом: контроль за уровнем запасов осуществляется периодически и если при проверке оказалось, что уровень запасов меньше или равен пороговому уровню, то делается заказ. При рассмотрении этих моделей видно, что первая модель довольно устойчива к увеличению спроса, задержке поставки, неполной поставке и занижению размера заказа. Вторая модель устойчива к сокращению спроса, ускоренной поставке, поставке завышенного объема и завышенного размера заказа. Третья модель объединяет все плюсы двух первых моделей.

Для получения ответа на вопросы: когда и сколько заказывать материалов, необходимо рассчитать объем резервного запаса и оптимального размера заказа. При расчете объема резервного запаса (РЗ) рассматриваются два случая: спрос на продукцию (Пд) – детерминированная или случайная величина. В первом случае:

РЗ = ПдTзп

где Тзп – время возможной задержки поставки.

Во втором случае время поставки и время возможной задержки поставки детерминированы. Значит ежедневный спрос за предыдущий период определяется как математическое ожидание М(Пд) и дисперсия Д(Пд).

Спрос за четыре и более дней распределяется по нормальному закону с математическим ожиданием

М(Пд) = QМ (Пд)

и дисперсией

Д(Пд) = QМ(Пд)

где Q – время между моментом размещения заказа и его получения

Зададимся вероятностью возможного дефицита a = 0,1.

По таблице нормального распределения находим F(Ха) = 0,9, значит,

РЗ = Xад (Пд) + М(Пд)

Таким образом, находим уровень резервного запаса из условия, что вероятность возможного дефицита будет не более заданного.

Оптимальный размер заказа находится по формуле Уилсона:

где К – затраты на размещение одного заказа;

h – издержки на хранение одной единицы продукции за одну единицу времени.

Выше рассмотрена однопродуктовая модель. В реальных ситуациях заказы делаются не на отдельные виды продукции, а на множество (с одними транспортными расходами). При переходе к многопродуктовой ситуации расчеты резервного запаса и оптимального размера заказа не меняются. Однако в этих случаях более эффективными оказываются вторая и третья модели.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх