Куперс

Бухучет и анализ

В контексте вид деятельности

Продуктивные виды деятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО (детское конструирование)

Наталья Потрясова
Продуктивные виды деятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО (детское конструирование)

Дошкольное детство – важный, напряженный и ответственный период в развитии, как для самого ребенка, так и для взрослых, сопровождающих его на этом судьбоносном этапе. Социокультурные трансформации, затронувшие нашу жизнь, вторглись и в пространство детства. Изменились ритм жизни, возможности, интересы, ценности взрослых, что затрагивает и детей. Современные дошкольники отличаются от своих ровесников, например,рожденных десятилетием ранее: они играют в другие игры, по-другому общаются со сверстниками и взрослыми. Во ФГОС дошкольного образования очерчены пять образовательных областей, нацеленных на решение ряда задач развития и образования дошкольников в различных видах деятельности.

Обратим внимание на продуктивные виды деятельности, которые способствуют активизации сенсорного развития ребенка, моторики, пространственного восприятия, прямо и косвенно стимулируют развитие речи, воображения и мышления. Кроме того, рисование, конструирование, лепка служат эффективными средствами психокоррекции и психотерапии детей. Знакомясь с окружающим миром, дети отражают полученные знания в своей деятельности.

Конструирование (construo– строю, создаю) – вид продуктивной деятельности, в ходе которой ребенок самостоятельно или совместно со взрослым создает конструкцию из деталей, для чего он должен научиться определенным способам действия.

Дошкольники могут создавать постройки и поделки, которые можно использовать для игры, украшения интерьера, в качестве подарка, поэтому значимость конструирования для детей очевидна. В настоящее время существует большое разнообразие материалов и наборов для детского конструирования, что существенным образом позволяет разнообразить этот вид деятельности. В предлагаемых наборах представлены подробные схемы создания поделки, подготовлены детали и необходимые сопутствующие материалы для получения конечного продукта. Современные технологии позволяют создавать красочные, разнообразные по фактуре и свойствам детали, что позволяет осуществлять сенсорную стимуляцию, влияющую на развитие когнитивных процессов. Процесс конструирования превращается в увлекательный и познавательный вид деятельности для дошкольника.

Один из ведущих специалистов в области исследования конструктивной деятельности дошкольников в России, JI.A. Парамонова, разделяет конструирование на два вида: техническое и художественное.

Техническое конструирование подразумевает отображение детьми реально существующих объектов. Его результатом становится создание моделей предметов окружающего мира с сохранением их основных структурных и функциональных признаков, например, автомобиль с колесами, рулем, пассажирскими креслами и т. д. К техническому конструированию относится: конструирование из строительного материала (детали различных геометрических форм из дерева и других материалов); из деталей конструкторов с разнообразными креплениями (например, Лего или металлический конструктор с гайками и винтами); из крупногабаритных модулей, как правило, из мягких материалов.

Художественное конструирование характеризуется тем, что дети создают образы, которые, в первую очередь, показывают их отношение к тому, что они создали. С помощью цвета, формы,фактуры дети передают характер своей поделки: «волшебная принцесса», «пушистый ласковый котенок» и т. п. Конструирование из бумаги и природного материала относится к художественному типу.

По мнению JI.A. Парамоновой, компьютерное конструирование и создание конструкций из подручного, бросового материала (например, пластиковая посуда, детали игрушек и т. д.) могут относиться как к техническому, так и к художественному виду, поскольку в них могут отображаться реальная сторона предмета и образ, воспринятый ребенком.

Рассмотрим ряд других широко распространенных и изученных видов конструирования, которые можно эффективно использовать в работе с дошкольниками.

Виды конструирования

Ф. Фрёбель разработал конструирование по образцу – детям предлагают образцы построек, состоящих из различных деталей строительных материалов или конструкторов, поделок из бумаги или других материалов, и при этом, как правило, показывают способы их воспроизведения. Данный вид конструирования позволяет передать готовые знания и способы действия, основываясь на подражании. Он позволяет детям узнать о свойствах деталей строительного материала, овладеть техникой возведения построек. Кроме того, при правильно организованном обследовании образца дети овладевают обобщенным способом анализа, т. е. обучаются определять в любом предмете основные его части, устанавливают функциональное назначение каждой из частей.

Конструирование по модели– разработанное А. Н. Миреновой и изученное А. Р. Лурией. В данном виде конструирования детям предлагают модель, где от ребенка скрыты детали и элементы, из которых она состоит. Например, конструкцию из кубиков можно обклеить бумагой. Дети же должны воспроизвести представленную модель из имеющегося у них в распоряжении строительного материала. Как показывает исследование, проведенное А. Р. Лурией и А. Н. Миреновой, данный вид конструирования – эффективное средство развития мышления. В своем исследовании, посвященном изучению конструктивной деятельности детей дошкольного возраста, они пришли к выводу, что достичь значительного развивающего эффекта можно не с помощью конструктивных игр, ограничивающихся либо свободной стройкой, либо стройкой по образцу, а с помощью метода «стройки по моделям». Отличие данного метода заключается в том, что перед ребенком ставится определенная конструктивная задача. Ребенку нужно построить определенную модель, но для этого необходимо самостоятельно найти способы решения этой задачи, т. е. выделить конструктивные элементы, с помощью которых можно было бы воссоздать модель. Чтобы достичь поставленной цели, ребенку нужно «превратить непосредственное, «наивное» восприятие модели в сложный процесс наглядного анализа, развить восприятие геометрических отношений элементов, их мысленные комбинации, мысленное перемещение отдельных фигур по отношению друг к другу» .

Конструирование по условиям– разработанное Н. Н. Поддьяковым– заключается в том, что без определенного образца постройки, рисунка или способов ее возведения детям задаются лишь условия, которым она должна соответствовать. Обычно указывается ее практическое назначение. Например, построить гараж для машины, кровать для куклы и т. д. Задачи конструирования выражаются через условия, являются проблемными, так как способ решения не дается. В процессе конструирования по условиям у ребенка формируется умение анализировать и, основываясь на этом анализе, структурировать свою практическую деятельность. А чтобы дети успешно конструировали по условиям, как показывает исследование Н. Н. Поддьякова и А. Н. Давидчук, у них должны быть опыт конструирования по образцу и опыт экспериментирования с различными материалами.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам разработано С. Лоренсо и В. В. Холмовской. Из деталей строительного материала воссоздаются как внешние, так и отдельные функциональные особенности реальных объектов, что создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Для освоения данного вида конструирования предлагается сначала строить с детьми простейшие схемы-чертежи, а потом переходить к практическому созданию конструкций по простым схемам-чертежам. Данный вид конструирования затрудняет то, что часто дети не способны выделять плоскостные проекции объемных геометрических тел-деталей. Однако это вполне преодолимо благодаря использованию простых наглядных моделей-чертежей. Безусловный плюс данного вида конструирования заключается в его способности развивать образное мышление и познавательную активность у детей.

Конструирование по замыслу способствует развитию воображения и творчества детей, поскольку ребенку дается возможность самостоятельно решать, что конструировать. Однако у дошкольников из-за низкой произвольности могут часто меняться замыслы, что может препятствовать продуктивному конструированию. Также предполагается, что ребенок хорошо знаком с материалом и деталями конструктора, владеет другими видами конструирования, тогда можно ожидать от них развивающего эффекта.

Конструирование по теме близко конструированию по замыслу, однако ребенку задают определенную тематику для постройки. Например, дома, мебель, автомобили и т. д. Оно позволяет закрепить и актуализировать полученные знания и умения в процессе освоения конструктивной деятельности, а также расширить тематику сюжетов для построек.

Каркасное конструирование– данный вид выделил Н. Н. Поддьяков. Оно предполагает первоначальное ознакомление детей с простым по строению каркасом, являющимся центральным звеном постройки. Данный вид конструирования – хороший способ развития воображения и образного мышления. Однако он требует разработки специального материала, позволяющего составлять детям различные каркасы как основы будущих конструкций, которые им предстоит достроить.

Нужно отметить, что правильно подобранный и разнообразный конструктивный материал, по мнению Е. А. Флёриной, способствует развитию у ребенка ориентировочных навыков. Автор отмечает, что используемый в конструировании материал «способствует развитию культуры движений ребенка, его ориентировки в пространстве, в форме, величине и тяжести предмета, может помочь ориентировке в цвете, ориентировке в математическом делении формы; строительный материал может упражнять ребенка в чувстве равновесия и устойчивости. Причем все указанные процессы, упражнения играют чрезвычайную роль в развитии тормозных процессов и дифференцировочной сфере. Е. А. Флёрина подчеркивает, что для достижения развивающего эффекта необходим различный материал для старших и младших дошкольников.

Например, для достижения развития крупной мускулатуры и ориентировочных движений грань куба, предназначенного для детей младшего дошкольного возраста, должна варьироваться в диапазоне от 10 до 12 см, а для старших дошкольников – от 14 до 16 см. Для закрепления пространственно-ориентировочных навыков дошкольников необходимо, чтобы материал был разнообразен по форме (большой и малый объемы, устойчивые и неустойчивые, плоские, круглые, квадратные, прямоугольные, цилиндрические, дугообразные и т. д.) и его было бы достаточно, т. е. парность и повторяемость деталей для закрепления полученного опыта и экспериментирования. Важно, чтобы соблюдалось масштабное соответствие формы, размера и веса, т. е. чем крупнее деталь одной формы, тем она должна быть тяжелее, и наоборот. Кроме того, Е. А. Флёрина настаивает на разнообразии цвета деталей, критикуя монохромную расцветку. Соблюдение всех этих правил, по мнению исследователя, позволит пробудить интерес ребенка к процессу конструирования, поможет усилить внимание и его работоспособность.

Данные, полученные современными исследователями, в очередной раз доказывают и подчеркивают необходимость и значимость продуктивных видов деятельности во всестороннем и гармоничном развитии ребенка.

Например, Д. В. Гриник показала, «что в процессе перцептивной деятельности и при дальнейшей целенаправленно организованной развивающей изобразительной деятельности возможно качественно развивать познавательные способности старших дошкольников за счет качественных и количественных изменений в структуре, во-первых, операционных механизмов способностей и, во-вторых, регуляционных механизмов (мотивационных предпочтений и развивающихся социальных эмоций)».

Самое главное, использование продуктивных видов деятельности позволяет педагогам в полной мере учитывать индивидуальные склонности и возможности ребенка, что неоднократно подчеркивается во ФГОС ДО и комментарии к нему. На наш взгляд, именно в результате деятельности, когда помимо процессуальной стороны итогом становится создание конкретного продукта, у ребенка происходит осознание и принятие своей личности и самоценности, выявляются разные черты характера, склонности и способности.

Продуктивные виды деятельности дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования статья по теме

Продуктивные виды деятельности дошкольников

в контексте ФГОС дошкольного образования

Дошкольное детство – важный период развития, как для ребёнка, так и для взрослых. Социально – культурные изменения проникают в детское пространство. Изменился ритм жизни, возможности, интересы, ценности взрослых, что затрагивает и детей.

ФГОС дошкольного образования предполагает развитие и образование детей по пяти образовательным областям.

Обратим внимание на интеграцию областей познавательного и художественно-эстетического развития в продуктивных видах деятельности, способствующих активизации сенсорного развития, моторики, пространственного восприятия, развитию речи, воображения и мышления. Основная форма активности ребёнка — детская деятельность. Знакомясь с окружающим миром, дети отражают полученные знания в своей деятельности.

Изобразительная деятельность начинает у детей формироваться рано. Зарождаясь в раннем возрасте, изобразительная деятельность при содействии взрослых продолжает активно развиваться в дошкольном возрасте. Сначала дети начинают манипулировать карандашами, кистями, бумагой, начинают рисовать и интересоваться полученным изображением.

1 мотив. Побуждает закономерности развития и постепенного становления целенаправленной деятельности (рисовать, лепить, творить)

2мотив. Побуждает действия, которые составляют эту деятельность. Как они появляются, развиваются, соотносятся между собой

3 мотив. Каков возможный результат этой деятельности в дошкольном возрасте, его смысл и значение для развития ребёнка.

Первые рисунки детей лишены деталей и перспективы, потому что не могут воспроизвести то, что видят и чувствуют. Несовершенный моторный контроль глаза и руки приводят к тому, что линии имеют странные очертания и совсем не совпадают с оригиналом увиденного.

Рисуя по бумаге карандашом, кистью, ребёнок постепенно начинает контролировать свои действия и результат. Но рисунок остаётся схематичным. В детских рисунках без подсказки невозможно узнать, что изображено. Иногда только какая-нибудь деталь (пятачок, уши или хвост в изображении животных, либо какая– то часть фигуры человека – рука, туловище, голова и другое).

На этом этапе Л.С. Выготский рассматривает детский рисунок, как своеобразную «графическую речь», которую можно считать предвестницей будущего письма. Но ребёнок ещё не готов к открытию и использованию письменных знаков для устных символов и слов. Лишь со временем ребёнок поймёт, что можно рисовать не только реальные предметы, но и речь. «Только это открытие привело человечество к гениальному методу письма по словам и буквам; оно же приводит ребёнка к буквенному письму и с педагогической точки зрения должно строится как переход от рисования вещей к рисованию «речи».

Позже в рисунках видно стремление к реалистичности и пропорциональности, становиться узнаваем материал. Рисунки становятся всё более разнообразными и насыщены сюжетами.

И всё зависит от индивидуальных способностей каждого «художника».

Конструирование – вид продуктивной деятельности, в ходе которой ребёнок самостоятельно или совместно с взрослым создаёт конструкцию из деталей, для чего он учится определённым способам действия.

В настоящее время существует большое разнообразие материалов и наборов для детского конструирования, что существенным образом позволяет разнообразить этот вид деятельности.

Процесс конструирования превращается в увлекательный и познавательный вид деятельности для дошкольника. Конструирование может быть техническим и художественным.

Техническое конструирование подразумевает отображение детьми реально существующих объектов окружающего мира с сохранением их основных структурных и функциональных признаков (автомобиль с колёсами и рулём). Так же Лего с винтиками и гаечками, конструирование из строительного материала (детали различных геометрических из дерева и других материалов форм)

Художественное конструирование характеризуется тем, что дети создают образы, которые в первую очередь, показывают их отношение к тому, что они создали. С помощью цвета, формы, фактуры дети передают характер своей конструкции или поделки. Конструирование из бумаги и природного материала относится к художественному типу.

Конструирование может быть по образцу, по модели, по заданным условиям, по простейшим чертежам и наглядным схемам, по замыслу по теме.

Все виды конструирования несут определённые задачи.

по образцу: позволяет передать готовые знания и способы действия;

по модели: перед ребёнком становится определённая конструктивная задача;

по условиям: формируется умение анализировать и, основываясь на этом анализе, структурировать свою практическую деятельность;

по чертежам и схемам: заключается в способности развивать образное мышление и познавательную активность у детей;

по замыслу: способствует развитию воображения и творчеству детей, предполагается, что ребёнок хорошо знаком с материалом, тогда можно ожидать развивающий эффект;

по теме: позволяет закрепить полученные знания и умения, расширить тематику сюжетов для построек;

каркасное конструирование – хороший способ развития воображения и образного мышления.

Правильно подобранный и разнообразный конструктивный материал «способствует развитию навыков, культуры движений ребёнка, ориентировке в пространстве, в форме, величине и тяжести предмета, может помочь ориентировке в цвете, математическом делении форм».

Строительный материал может упражнять ребёнка в чувстве равновесия и устойчивости.

В результате продуктивной деятельности у ребёнка происходит осознание и принятие своей личности и самооценки, выявляются разные черты характера.

Продуктивные виды деятельности позволяют педагогам учитывать индивидуальные способности и возможности ребёнка, на что нацелен ФГОС дошкольного образования.

Литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования приказ №1155 от 17.10.2013

2.Комментарии к ФГОС дошкольного образования Письмо от 28.02.2014

3.Л.С. Выготский Предыстория письменной речи М.,1976

4.Г.Г. Григорьева Развитие дошкольника в изобразительной деятельности Учебное пособие М.,1999

5.А.Р. Лурия Развитие конструктивной деятельности дошкольника М.,1995

6.А.Н. Аянян статья журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №2 2015

Виды деятельности

Деятельность — эта форма активности присуща только человеку. Она осуществляется осознанно, то есть, действуя, человек не просто преследует некие цели, он сам их определяет и сам выбирает наиболее рациональные и эффективные, с его точки зрения, способы достижения этих целей.

Цели деятельности связаны не только с удовлетворением биологических, но и социальных и духовных потребностей человека. Действуя, человек преобразует окружающий мир и самого себя, творит. Ну, и наконец, деятельность носит общественный характер. Чтобы она была успешной, люди вступают в разнообразные общественные отношения, взаимодействуют.

Учитывая всё это, вы легко сделаете вывод о том, что человеческая деятельность очень многообразна, что существует много её видов.

Поскольку деятельность имеет достаточно сложную структуру, то и критериев для классификации можно выделить несколько.

Например, субъект деятельности. Вспомним, что так называют того, кто совершает действие. Или тех. То есть деятельность может быть индивидуальной и групповой, коллективной. Взаимодействуя, люди добиваются поразительных успехов. Тот прогресс, плодами которого мы с вами пользуемся, — результат коллективной деятельности.

Её можно организовать по-разному. Принято выделять 3 основных типа групповой деятельности: совместно-индивидуальный, совместно-последовательный и совместно-взаимодействующий.

Чтобы было понятнее, чем они различаются, приведём пример. Допустим, группе товарищей, ну, или неких лиц, необходимо перенести кучу каких-то предметов из одного места в другой. Как это можно сделать?

Каждый может подходить к куче, брать столько предметов, сколько может унести, и перетаскивать на новую площадку. Вот это и есть совместно-индивидуальная групповая деятельность: делаем общее дело, но каждый как бы сам по себе.

Можно стать в цепочку и передавать эти самые предметы из рук в руки, как палочку во время эстафеты. Сделается ли работа быстрее? Трудно сказать… По крайней мере, не надо будет тратить время на возвращение к месту первоначального расположения предметов с пустыми руками. Это — совместно-последовательная деятельность.

Ну и, наконец, совместно-взаимодействующая. Загрузим предметы на какую-нибудь тележку, платформу на катках и затолкаем всю кучу сразу на предназначенное для неё место. Если сил, конечно, хватит.

Какой из способов лучше? Это зависит от обстоятельств. Подумайте, в каких случаях каждый из них целесообразнее применять.

Строго, говоря, индивидуальную деятельность нельзя полностью противопоставлять коллективной.

Возьмём, к примеру, Робинзона Крузо. Он действовал, безусловно, индивидуально.

Может быть, и хотел бы с коллективом поработать — коллектива не было. До появления Пятницы. Но что бы он делал на своём необитаемом острове, если бы к тому времени не подпитался культурой своего общества? Не знал бы, например, что из обнаруженных им в кармане своей одежды семян можно вырастить гораздо больший по объёму урожай. И потом, он пользовался некоторыми готовыми орудиями труда, которые Даниэль Дефо, автор романа о Робинзоне Крузо, любезно «подкинул» своему герою с потерпевшего крушения корабля. То есть Робинзон всё равно вступал в отношения с другими людьми, только как бы удалённо во времени и пространстве.

По объектам и результатам деятельность можно разделить на материальную и духовную. В первом случае речь идёт о создании материальных благ, а во втором — культурных ценностей.

К материальной, или практической, мы отнесём, прежде всего, производственную деятельность. Она направлена на преобразование природы. Её результатом является создание неких вещей, которые удовлетворяют многочисленные потребности людей.

Практической является и социально-преобразовательная деятельность. Из названия ясно, что её объектом являются общественные отношения. Ну, а итогом — принимаемые законы, удачные или неудачные реформы, государственные перевороты и революции.

Теперь о деятельности духовной. Она направлена на изменение сознания, как индивидуального, так и общественного. Это может быть познавательная деятельность — получение знаний о мире. Субъективно новых, то есть ранее неизвестных какому-то отдельному человеку. Все мы чему-то учимся практически всю жизнь. Или объективно новых (для человечества в целом), когда речь идёт о научном познании. Своеобразной формой познания мира являются также искусство и религия.

Определение основных жизненных норм и принципов, оценка явлений окружающего мира, действий других людей, собственных мыслей и поступков, формирование мировоззрения — это ценностно-ориентировочная деятельность. Выделяют также прогностическую — выстраивание моделей будущего: планирование, предвидение возможных последствий.

Не нужно только забывать, что любое разделение условно. Материальная и духовная деятельность тесно связаны друг с другом. Когда мы производим какой-то товар, используем технические знания и информацию о состоянии рынка, планируем свои действия. Ну, а скажем, в процессе обучения пользуемся какими-то вполне материальными вещами. Да вот хотя бы компьютером и мультимедийным проектором.

В соответствии со сферами общественной жизни выделим экономическую, политическую, социальную и, опять же, духовную деятельность. Она может быть законной и незаконной, моральной и аморальной. Это зависит от степени соответствия принятым в обществе нормам поведения людей. Также говорят о прогрессивной и регрессивной деятельности. Вспомним, что прогресс — это развитие от простого к сложному, от низшего к высшему. Ну, а регресс — движение вспять, возвращение к более примитивным формам организации.

Критерием классификации может быть также характер деятельности. В этом смысле она может быть репродуктивной и творческой. Репродуктивная деятельность — это создание чего-то по уже имеющимся образцам. Творчество порождает нечто новое, оригинальное, своеобразное, уникальное.

Говоря о творчестве, мы объединяем два понятия: творческая личность и творческий процесс. Они должны быть неразрывно связаны, иначе ничего не выйдет. Для того чтобы творить, надо обладать воображением и фантазией, то есть способностью представить себе нечто, не существующее пока в реальности, создать некий образ, мыслительный или чувственный, который ни у кого не возникал. Ну, или возникал, но так в мыслях или чувствах остался, не был во что-то воплощён. Воображать и фантазировать может практически каждый из нас. Любой человек — потенциально творческая личность. Творческий процесс — воплощение образа в действительность — проходит через 4 этапа: подготовку, созревание, озарение и проверку.

То есть озарение — не просто мгновенная вспышка, непонятно откуда берущаяся. Чтобы она произошла, нужно много работать, прокручивать зародившуюся идею, рассматривать с разных сторон. Говорят, Дмитрию Ивановичу Менделееву периодическая таблица химических элементов приснилась в готовом виде. И сам Дмитрий Иванович это подтверждал. Но сколько времени он посвятил изучению свойств этих самых элементов до своего вошедшего в историю сна!

Годы упорного труда — и прекрасное мгновение озарения — вот оно: лёгкое, изящное решение проблемы!

Как происходит это «короткое замыкание» в мозгу, никто толком рассказать пока не может. Но основные приёмы творческого процесса известны, их можно изучить и использовать в своей деятельности. Если у вас есть желание творить и готовность трудиться, не сдаваться после первых неудач — дерзайте!

Основные конкретные формы деятельности — труд, учение, игру — вы подробно характеризовали на уроках обществознания в более младших классах. Вспомним некоторые основные моменты.

К определению термина «труд» существуют разные подходы. Некоторые учёные говорят о том, что трудом можно считать любую сознательную деятельность людей, любое их взаимодействие с окружающим миром. Если говорить о труде как одном из видов деятельности, то необходимо обратить внимание на такую его, как направленность на достижение практически полезного результата. То есть труд — это производство каких-либо конкретных благ, удовлетворяющих потребности человека: пищи, одежды, жилья, знаний, идей… Труд бывает умственным или физическим. В процессе трудовой деятельности люди используют разнообразные средства и предметы труда, от её участников требуется наличие определённых знаний и умений, опыта, мастерства.

А вот целью игры производство каких-то жизненных благ не является. Процесс деятельности в данном случае важнее результата. Люди играют для развлечения, отдыха, творят ради творчества, общаются ради общения. Чаще всего при этом создаётся некая условная ситуация, используются замещающие предметы. Представим, что я сыщик, а вы воры, что вот эта веточка — пистолет, и когда я скажу «пиф-паф», как бы звучит выстрел.

В игре действуют определённые правила, которые добровольно принимают все участники. При всей её «несерьёзности» игра является важным способом социализации личности.

Играючи мы усваиваем многие нормы человеческого общежития, традиции, обычаи, примериваемся к тем или иным социальным ролям.

Учение — деятельность по усвоению накопленных обществом знаний и умений. Её цель — развитие мышления и сознания личности. Учиться можно организованно: в специальных учреждениях по специальному учебному плану. Можно заниматься самообразованием в той сфере, которая вам наиболее интересна. Получение новых знаний и умений — побочной продукт практически любой деятельности. Так что можно сказать, люди учатся всю жизнь.

Ещё одной формой деятельности считают общение. Правда, как и в случае с трудом, нет единой точки зрения: некоторые исследователи говорят, что общение — не особый вид деятельности, а неотъемлемая часть любой деятельности. Без общения невозможна ни игра, ни учение, ни труд. Но над этим вопросом вы, как следует, подумайте самостоятельно. Сейчас же мы внесём ясность в другую проблему: общение и коммуникация — это термины-синонимы? Ведь и тот, и другой предполагают обмен информацией. Общительного человека часто называют коммуникабельным.

На самом деле, различие в их понимании есть, и существенное. Коммуникация — это не деятельность в полном смысле слова, это чисто информационный процесс: передача сообщения от отправителя к получателю. Разумеется, нечто общее, связующее между ними есть. Чтобы понять друг друга, участники коммуникации должны быть, как принято говорить, «в теме», то есть понимать смысл передаваемой информации в контексте уже имеющейся. Им должны быть понятны используемые символы (допустим, язык), между ними должен быть установлен контакт.

Кстати, учитывая всё это, как вы оцените целесообразность попыток сообщить нечто о нас внеземным цивилизациям?

Цель общения, как и любой другой деятельности, — взаимодействие. Обмен информацией ради выработки общей позиции или нового знания. Организация совместной деятельности людей. Развитие межличностных отношений, получение поддержки со стороны окружающих, оценки своих мыслей и поступков. Познание и других и самого себя, в сравнении с другими. То есть коммуникация — более узкое понятие, она является лишь одной из сторон общения.

Монотонная работа – что это такое

Темы: КадрыОрганизация бизнесаСотрудники

О том, что это такое – монотонная работа, следует знать каждому человеку, который хочет устроиться на вакансию, ее предусматривающую. Но и работодателям будет полезна определенная информация о том, как должна быть организована монотонная работа, а также к чему приводит однообразное движение в ходе осуществления работниками их трудовой деятельности. Помогут ознакомиться с основными проблемами и наглядные примеры монотонной работы.

Монотонная работа – что это такое, правовые нормы

Под монотонной работой подразумевается такая деятельность, в ходе которой сотруднику или просто человеку, занимающемуся ее исполнением за рамками трудовых взаимоотношений, приходится постоянно находиться в неизменной обстановке и повторять однообразные, повторяющиеся движения. Чаще всего подобная работа не предусматривает каких-либо сложностей или задействования мыслительных процессов в принципе, за счет чего оплата такого труда часто не соответствует нагрузке.

Несмотря на кажущуюся легкость и отсутствие видимых проблем, постоянное выполнение монотонной работы является крайне тяжелым для человеческой психики, что в итоге неизменно оказывает влияние и на физиологические процессы, протекающие в его организме. Соответственно этому любая монотонная работа должна иметь определенные перерывы и промежутки, которые помогут избавиться от состояния монотонии.

Понятие монотонии касается не только трудовой деятельности, но определяет состояние психики в целом, когда человек находится в условиях информационного голодания и находится в неизменной или повторяющейся обстановке, без возможности активного влияния на ее изменение.

С точки зрения трудового законодательства и охраны труда, монотонная работа рассматривалась в качестве проблемы, требующей определенных решений, еще во время СССР. Отдельные правовые нормы, рассматривающие подобную деятельность, имеют место в различных рекомендациях и правилах охраны труда. Так, деятельность некоторых отраслей прямо указывает работодателям на необходимость проведения определенных мероприятий для компенсации воздействия монотонной работы. Однако в общем случае, монотонная работа не относится к вредным или опасным условиям труда, а касающиеся ее нормативные документы и акты имеют сугубо рекомендательный, а не обязательный к применению характер.

Монотонный труд может и не заключаться исключительно в выполнении физической работы. Так, может иметь место и монотонная с психологической точки зрения работа – например, деятельность кассира или сотрудника ресепшена на предприятии, или даже работника колл-центра.

Как монотонная работа влияет на сотрудника

Монотонная работа и однообразное движение оказывают в общем случае негативное воздействие на работника – как с психологической, так и с физиологической точки зрения. При этом научные исследования данной проблемы демонстрируют, что устойчивость к подобному однообразию у различных людей может сильно отличаться – так, для некоторых людей подобная работа является абсолютно нормальной, а для кого-то – крайне нежелательной. Однако общие статистические опросы демонстрируют положительное отношение к монотонным действиям лишь у 3% респондентов. Не доставляют дискомфорта такие действия – 11% опрошенных, а у 54% она вызывает явное отторжение.

Монотонная работа вызывает быстрое привыкание к осуществлению одинаковых действий, что значительно снижает эффективность труда – по результатам оценки трудовой деятельности работников со сдельной оплатой труда на монотонных производствах, на первые 2-3 часа работы приходится более 60% эффективного труда, в то время как остаток времени является куда менее производительным. Кроме этого, такая деятельность вызывает стрессовое состояние, снижает концентрацию и скорость реакции, что может привести к достаточно плачевным последствиям в некоторых видах деятельности.

Но есть у монотонной работы и определенные позитивные стороны, за счет чего она все же пользуется спросом. Более подробно недостатки и преимущества монотонного труда будут рассмотрены далее.

Ключевой особенностью монотонии, как состояния замедленной реакции, усталости и стресса, в отличие от проявляющихся в обычных условиях подобных эффектов, отличается ее полная и быстрая обратимость при изменении обстановки, что следует учитывать, как трудящимся, так и их работодателям или непосредственным руководителям.

Плюсы и минусы монотонной работы

Прежде чем принимать решение о трудоустройстве на монотонную работу, следует ознакомиться с ее недостатками, так как они являются крайне значительными. Понимание их также сыграет на руку и работодателям, ведь зная основные проблемы их можно во многом нивелировать. Ключевыми недостатками монотонной работы можно назвать:

  • Значительное снижение эффективности труда. Вне зависимости от вида деятельности, подобный труд вызывает падение производительности работника во всех ее аспектах. Соответственно, борьба с монотонностью может значительно повысить эффективность использования трудовых ресурсов и позволяет добиться экономической выгоды без каких-либо дополнительных затрат.
  • Высокий уровень психологической нагрузки. Сотрудники, трудящиеся в монотонных условиях подвержены постоянному стрессу. А воздействие стресса на организм человека сейчас изучено достаточно хорошо – он приводит не только к общему подавленному состоянию психики, но и значительно повышает вероятность иных расстройств уже сугубо физиологического характера, снижает иммунитет, что в итоге будет приводить к более частым больничным.
  • Снижение скорости реакции. Как и в случае с усталостью, монотонная работа может значительно снизить скорость, с которой работник будет реагировать на какие-либо экстраординарные ситуации. Соответственно, в ряде работ, сопряженных с повышенной опасностью, наличие в труде постоянных однообразных движений и неизменной обстановки может приводить к повышению частоты несчастных случаев и ухудшению их последствий.
  • Физические нагрузки. Монотонный труд чаще всего является сопряженным и с прямыми повышенными физическими нагрузками. Даже просто сохранение одного сидячего положения в течение всего рабочего дня негативно сказывается на здоровье.
  • Отсутствие перспектив карьерного роста. Для самих работников это также может быть негативным фактором монотонной работы. Чаще всего подобная деятельность практически полностью исключает возможность продвижения по карьерной лестнице, так как в принципе не подразумевает проявления каких-либо неординарных качеств или поступков, и не предполагает возможностей для дальнейшего развития в профессиональном плане.

Но также у монотонной работы имеются и определенные плюсы, которые могут стать решающими при выборе подходящего места работы. К положительным сторонам такой деятельности можно отнести:

  • Минимальные требования к соискателю. Большинство работ, предполагающих монотонность, не требуют наличия каких-либо выдающихся личных качеств. Соответственно, для трудоустройства требуется лишь минимальное соответствие формальным требованиям работодателя в вопросах квалификации и образования.
  • Отсутствие умственных нагрузок. Подобная деятельность чаще всего не предполагает каких-либо значительных умственных нагрузок и принятия решений. Соответственно, у сотрудника есть возможность обдумывать свои собственные идеи и дела без ущерба трудовой деятельности.
  • Позитивный психологический микроклимат в коллективе. За счет того, что монотонный труд почти всегда не требует каких-либо сложных действий и очень быстро становится привычным и автоматизированным, с целью избавления от скуки, сотрудники общаются между собой намного активнее и дружелюбнее, чем в большинстве других коллективов, где нет подобного негативного фактора влияния.
  • Улучшение моторики, устойчивости и выносливости. За счет монотонной работы у человека чаще всего развивается мелкая моторика, выносливость и психологическая устойчивость, что может быть полезным для развития личных качеств и последующего трудоустройства.

Примеры монотонной работы

Проще всего рассмотреть понятие монотонной работы на нескольких ее наглядных примерах, которые помогут получить понимание того, как можно бороться с влиянием такого негативного фактора. Примеры монотонной работы могут быть следующими:

  • Вождение автотранспорта. Длительные поездки в загородных условиях при одинаковом пейзаже и отсутствии плотного трафика являются типичным примером монотонной работы и одновременно с этим – самым опасным. Монотонность снижает реакцию и вызывает сонливость, что часто становится причиной аварий. В городском движении же, работа водителя не является монотонной за счет постоянной изменчивости и неодинаковости окружающей обстановки.
  • Работа кассира. Кассиры постоянно совершают однообразные действия руками, оформляя товар и общаются с клиентами чаще всего единственными установленными работодателем фразами, что позволяет отнести их труд к категории монотонного.
  • Работа на заводах и конвейерах. Конвейерный труд является одним из наиболее монотонных, так как каждый работник фактически выполняет регулярно одну и ту же задачу. И в целом, большинство видов деятельности в рамках заводов и фабрик являются монотонными по своей сути.
  • Прием звонков и обзвон клиентов. Сотрудники колл-центра, особенно при совершении «холодных звонков» или переадресации входящих сообщений на специалистов также занимаются монотонным трудом.
  • Копирайтинг. Даже такая творческая работа может быть монотонной. Написание одинаковых текстов на одну тематику с минимальными различиями тоже может значительно снижать продуктивность труда.

В целом, практически в каждом виде деятельности работа может так или иначе, но в некоторых своих аспектах принимать монотонный характер, и задача работодателя – избежать этого. Но может повлиять на этот вопрос и сам сотрудник, если ему предоставлены подходящие условия.
Критерии монотонности труда в России не установлены, однако специалисты по управлению персоналом и психологи чаще всего считают работу монотонной при наличии одного или нескольких следующих факторов:

  • Совершение основных рабочих действий требует не более минуты.
  • Одинаковые действия повторяются более 1000 раз в течение смены.
  • Работа происходит в одних и тех же условиях в отношении экстерьера и окружающих работников.

Рекомендации по устранению негативного влияния монотонной работы

Как трудящимся, так и работникам будет полезно знать, как снизить или устранить полностью воздействие монотонной работы и однообразных движений на трудовую деятельность. Для самих работников рекомендации достаточно просты:

  • При возможности следует делать частые, но небольшие перерывы, хотя бы на несколько секунд отвлекаясь от рабочих обязанностей.
  • Общение с другими сотрудниками может значительно снизить усталость и позволит избавиться от скуки.
  • Следует регулярно менять положение тела и делать при возможности легкую разминку.
  • При наличии возможности смены рабочего места без ухудшения условий труда, хотя бы на время – следует соглашаться на подобный перевод.

Работодатели же обладают куда более широкими возможностями по контролю и изменению условий труда. К возможным мероприятиям по устранению негативного воздействия монотонной работы можно отнести:

  • Предоставление перерывов. Частые, пусть даже и короткие перерывы значительно снижают уровень монотонности труда работников и в итоге могут привести к повышению продуктивности, даже если будут включены в рабочее время.
  • Кадровые перестановки. Взаимозаменяемость работников и возможность смены их деятельности – один из наиболее эффективных инструментов по борьбе с монотонностью труда. Наилучшим примером подобного подхода может быть организация управления персоналом в ресторанах быстрого питания McDonalds – по сути, каждый вид деятельности в этом ресторане крайне монотонный, но все работники постоянно меняются рабочими местами и обязанностями, что в итоге позволяет избавиться от монотонной работы.
  • Проведение различных культурно-массовых мероприятий. Создание кружков качества на предприятии, стимулирование к взаимодействию с другими сотрудниками, установление премий лучшим работникам – хорошие решения, позволяющие сгладить негативные аспекты монотонной работы.
  • Лояльный подход к работникам. Чаще всего основной проблемой монотонной работы является установление жестких рамок для сотрудников и злоупотребление административными методами воздействия на них, которые в итоге оказывают противоположный ожидаемому результат.

Архипова Ольга Сергеевна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх