Куперс

Бухучет и анализ

Виды опасности при работе на АЗС

Автозаправочные станции ежедневно посещает огромное количество человек, но далеко не все задумываются о высоком уровне пожарной опасности на них. В этой статье вы узнаете о тех нестандартных ситуациях, которые могут возникнуть при посещении АЗС, а также в случае повреждения и последующей утечки бензина или газа с бензовоза.

Классификация автозаправочных станций

Сегодня по всей территории нашей страны можно увидеть сразу несколько типов АЗС с оформленной лицензией МЧС:

  • Обычная автозаправка, на которой резервуары с топливом хранятся под землёй.
  • Автозаправка блочного типа, резервуары которой размещены под землёй, а над ними находятся раздающие топливо колонки.
  • Автозаправочные станции из модулей, на которых резервуары устанавливают сверху, а уже от них разносят раздаточные колонки.
  • Автозаправки контейнерного типа. Резервуары устанавливаются над землёй внутри контейнера вместе с топливно-раздаточными колонками.
  • Топливно-раздаточные пункты АЗС. Располагаются обычно на территории какой-либо организации и используются для заправки транспортных средств компании.
  • Передвижные автозаправочные станции – это специально оборудованные грузовые машины или прицепы.

Не меньшую опасность представляют и транспортные средства, перевозящие бензин, пропан, бутан и прочее горючее – речь идёт о бензовозах.

Опасность утечки топлива

Нередко происходят дорожно-транспортные происшествия, в результате которых повреждается резервуар бензовоза и топлива оказывается на земле, а впоследствии ещё и воспламеняется. Это неминуемо приводит к порче имущества и даже жертвам.

В соответствии с данными аналитиков в Соединённых Штатах Америки за последнее десятилетие зарегистрировано чуть менее 300 случаев, когда было пролито сжиженное топливо (газ), при этом в 9 % общий объём утечки превышал 1000 м3. 27 % из этих происшествий закончились воспламенением и лишь 8 % – взрывом и серьёзными последствиями.

Повышенная пожарная и взрывная опасность сжиженного газа обусловлена прежде всего низкой пределом концентрации распространения огня и огромной плотностью по сравнению с воздухом. Отсюда следует, что для формирования горючей среды достаточно малое количество газа и любой источник зажигания.

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Согласовано Секретарь ЦК профсоюза авиаработников В. И Катков

27 марта 1984 г

Утверждено Заместитель Министра гражданской авиации И. Е. Машкивский

28 марта 1984 г № 19/И

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НА ОБЪЕКТАХ ТОПЛИВООБЕСПЕЧЕНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Настоящая инструкция содержит требования техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности при эксплуатации объектов склада горюче-смазочных материалов и заправке топливом воздушных судов.

Инструкция разработана государственным проектно- изыскательским и научно-исследовательским институтом «Аэропроэкт» и предназначена для работников, связанных с технологическими процессами топливообеспечения аэропортов и заправки воздушных судов топливом.

С введением в действие настоящей Инструкции утрачивают силу: «Инструкция по технике безопасности при наполнении топливо-заправщиков, автоцистерн и воздушных судов топливом».

М., ОНТИ, ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» 1982 г.

«Дополнения к рекомендациям по оборудованию резервуаров средствами пожаротушения на складах ГСМ предприятий гражданской авиации» М., ОНТИ, ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» 1979 г.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Для обеспечения безопасности обслуживающего персонала на объектах топливообеспечения аэропортов гражданской авиации (ГА) необходимо соблюдать требования и правила, изложенные в настоящей Инструкции.

1.2. Приведенные в Инструкции положения и правила по техни­ке безопасности, производственной санитарии и пожарной безопас­ности разработаны с учетом требований общесоюзных норматив­ных документов, нормативных документов МГА и результатов научно-исследовательских работ по производству сливно-наливных операций с авиатопливом. Отступление от принятых настоящей Инструкцией требований и правил могут допускаться только по согласованию с МГА и ЦК профсоюза авиаработников.

1.3. При проведении технологических операций на объектах топливообеспечения могут действовать следующие опасные и вред­ные производственные факторы:

движущиеся — спецтранспорт, вагоно-цистерны, незащищен­ные подвижные части спецтранспорта (поднимающиеся и опуска­ющиеся площадки), погрузочно-разгрузочного и производственно­го оборудования;

истекающие струи топлива из трубопроводов, топливных рука­вов и оборудования, находящегося под давлением;

повышенное скольжение (вследствие замасливания лестниц, трапов, стремянок и покрытий, по которым перемещается рабочий персонал);

повышенная загазованность парами нефтепродуктов в рабочих зонах;

повышенная или пониженная температура поверхностей обору­дования;

напряжение в электрической цепи, замыкание которого может произойти через тело человека;

повышенный уровень статического электричества;

работа на значительной высоте относительно поверхности зем­ли;

ударная волна, высокая температура (при возникновении взры­ва или пожара паровоздушной смеси);

острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности обо­рудования и инструментов;

повышенный уровень шума, вибрации;

отсутствие или недостаток естественного света;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

опасные и вредные химические вещества, входящие в состав горюче-смазочных материалов и спецжидкостей.

1.4. Взрывоопасная концентрация паров топлива с воздухом может возникнуть:

над поверхностью топлива внутри железнодорожной цистерны, резервуара, цистерны ТЗ, АТЦ, бочки, а также в непосредственной близости от вышеперечисленного оборудования (как правило, сверху, в зоне «дыхательных» клапанов) в результате их «дыха­ния» во время наполнения, повышения температуры окружающего воздуха, утечки топлива;

внутри опорожненных резервуаров, предназначенных для ре­монта или зачистки и недостаточно хорошо проветренных и про­паренных;

в тарном складе при утечке топлива из-за неисправности или повреждений тары;

в зонах проведения сливно-наливных операций (на эстакадах, причалах, пирсах, пунктах налива, разливочных площадках, местах заправки ВС) — в случае пролива, разбрызгивания или утечки топлива;

в помещении насосной станции — в случае пролива или утечки топлива через сальники насосов, неплотности трубопроводных ком­муникаций;

в контрольных лабораториях — в случае отсутствия или недос­таточной вентиляции.

1.5. Основными источниками воспламенения паровоздушной смеси при проведении сливно-наливных операций с топливом яв­ляются:

открытое пламя, курение;

искрение неисправного электрооборудования;

искрообразование при трении, применение неомедненного инст­румента, неисправности искрогасителей спецтранспорта;

искрообразование при ударе бочек при погрузке, разгрузке, открытии пробок;

разряды статического электричества как внутри заполняемой емкости, так и на металлических конструкциях технологического оборудования объектов и средств топливообеспечения;

прямой удар молнии, вторичные ее проявления, занос высоких потенциалов.

1.6. Все работники службы ГСМ должны проходить инструк­таж по охране труда и производственной санитарии, а также про­тивопожарный инструктаж.

Лица, поступающие на работу в службу ГСМ или включенные в бригаду по зачистке резервуаров, кроме того, должны пройти медицинское освидетельствование

К работам с вредными условиями труда (со спецжидкостями, в контрольных лабораториях) не допускаются подростки моложе 18 лет, а также беременные женщины и кормящие матери.

1.7. По правилам техники безопасности необходимо проводить в соответствии с ГОСТ 12.0.004—79 следующие виды инструкта­жей:

вводный — общие понятия и основные положения, правила внутреннего распорядка, поведения на территории, объектах пред­приятия; проводится при приеме на работу инженером по охране труда или лицом, его замещающим, с регистрацией в журнале;

первичный на рабочем месте — ознакомление с технологией, оборудованием, опасными зонами, методами безопасности работы и т. п.; проводится до начала работ для вновь принятых, а также для переведенных из другой службы, с одной работы на другую, с одного оборудования на другое, в том числе и при временном пе­реводе;

повторный — закрепление и усвоение первоначальных знаний; проводится для всех работников, независимо от их квалификации и стажа не реже одного раза в шесть месяцев (в объеме первично­го инструктажа);

внеплановый — проводится при изменении технологического процесса, нарушений требований инструктажа;

текущий — при допуске к конкретной работе;

первичный, повторный и внеплановый инструктаж проводит должностное лицо, в подчинении которого находится работник (начальник склада, лаборатории и т. п.) с регистрацией в журнале (приложение 1). Текущий инструктаж проводит должностное ли­цо, ответственное за выполнение данной конкретной работы.

1.8 По правилам пожарной безопасности необходимо прово­дить: первичный инструктаж (противопожарный режим, средства пожаротушения, возможные причины пожаров, меры их преду­преждения и практические действия в случае пожара); проводится при приеме на работу специалистами подразделения военизирован­ной охраны (ВОХР) с регистрацией в журнале;

вторичный инструктаж на рабочем месте (применительно к ус­ловиям пожарной безопасности службы ГСМ); проводится не ре­же одного раза в год лицом, ответственным за пожарную безопас­ность конкретного объекта службы ГСМ — начальником склада, лаборатории и т. п. с регистрацией в журнале (приложение 2);

пожарно-технический минимум — проводится один раз в год по приказу руководителя предприятия с последующей проверкой знаний и сдачей зачетов; зачетные ведомости должны храниться в службе до окончания следующего года обучения (приложение 3),

1 9 Инструкции по технике безопасности и пожарной безопас­ности должны разрабатываться руководством службы ГСМ, сог­ласовываться с начальником подразделения ВОХР и утверждаться руководителем предприятия. Инструкции должны изучаться под подпись всеми работниками службы в части их касающейся и вы­вешивается на рабочих местах на видном месте

2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ Общие положения

2.1. Производственная санитария — система организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на рабочих вредных производствен­ных факторов.

Задачами производственной санитарии являются:

устранение из производственной среды факторов, неблагопри­ятно влияющих на здоровье работающих;

разработка мероприятий по санитарно-технической охране тру­да, личной гигиене и здоровому режиму труда и отдыха работа­ющих;

проведение профилактических мероприятий по предупреждению профессиональных заболеваний и отравлений.

2.2. Авиационные топлива, бензины и большинство смазочных материалов и спежидкостей, применяемых на предприятиях ГА, в разной степени токсичны и могут вызвать отравление организма, ожоги и т. п , если не принимать мер предосторожности при работе с ними.

Отравления и заболевания могут возникнуть при содержании вредных веществ в воздухе выше определенной концентрации •

2.3. Предельно допустимыми концентрациями вредных веществ в воздухе рабочей зоны (табл. 1) являются такие концентрации, которые при ежедневной работе в течение 8 ч или при другой про­должительности (но не более 41 ч в неделю) в течение всего рабо­чего стажа не могут вызвать у работающих заболеваний или отк­лонений в состоянии здоровья.

По степени воздействия на организм человека вредные вещест­ва разделяются на четыре класса опасности: 1 — чрезвычайно опасные, 2 — высокоопасные, 3 — умеренно опасные, 4 — мало­опасные (см табл. 1.)

Уровень загрязнения газами, парами, пылью должен контроли­роваться газоанализаторами.

2.4. Для защиты от механических, химических, физических, тер­мических и других воздействий необходимо применять средства индивидуальной защиты и спецодежду, которые должны выдавать­ся в соответствии с установленными нормами.

2.5 Перечень медикаментов и приспособлений в аптечке для оказания доврачебной помощи приведен в приложении 4.

Таблица 1

Вещества

Значение предельно допустимой концентрации мг/м3

Класс опасности

Ацетон

Бензин-растворитель в пересчете на углерод (С)

Бензин топливный в пересчете на С

Дихлорэтан

Керосин в пересчете на С

Лигроин в пересчете на С

Метилхлороформ

Озон

0,1

Ртуть металлическая

0,01

Свинец и его неоргани ческие соединения

0,01

Серная кислота, серный ангидрид

Сернистый ангидрид

Скипидар в пересчете на С

Сольвент-нафта в пе ресчете на С

Бензол

Минеральные масла

Соляная кислота

Спирт метиловый (ме­танол)

Спирт этиловлй

1 000

Тетраэтилсвинец

0,005

Уайт-спирит в пере­счете на С

Окись углерода

Четыреххлористый уг­лерод

Фурфурол

Щело и едкие в пересчете на едкий натр.

0,5

Противокристаллиза-ционная жидкость ТГФ-М

Мае па синтетические Б-313 36/1 КУ-Л

Требования к отоплению и вентиляции

2.6. Отопление и вентиляция зданий и сооружений складов ГСМ должны соответствовать требованиям СНиП по проектированию отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

2.7. Для отопления и вентиляции зданий и сооружений склада в качестве теплоносителя, как правило, следует применять горячую воду с температурой не более 150 °С (423 К).

При наличии на складе технологических потребителей допуска­ется применение водяного пара с температурой не более 130 °С (403 К).

2.8. Прокладка трубопроводов отопления под полом помещения склада со взрывоопасными, взрывопожароопасными и пожароопас­ными производствами не допускается (за исключением прокладки их у дверей и ворот); трубопроводы у дверей и ворот следует про­кладывать в каналах, засыпать их полностью песком и перекры­вать съемными плитами.

2.9. При отсутствии данных о количестве вредных веществ до­пускается кратность воздухообмена в зданиях и помещениях скла­дов принимать по табл. 2.

Таблица 2

Нефтепродукты (в здании, помещении)

Кратность воздухообмена в 1 ч

при отсутствии сернистых соединений

при наличии сернистых соединений

1. Бензин этилирован­ный

13,5

13,5

2. Бензин неэтилиро-ванный

3 Бензол

4. Керосин, дизельное и моторное топливо, би-

тум, мазут

5. Смазочные масла, парафин (при отсутствии растворителей)

5,5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх