Куперс

Бухучет и анализ

Вне дорог общего пользования

УКАЗАНИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ № 3-ДГ (мо)

«СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ И ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЯХ НА НИХ»

Форму федерального статистического наблюдения № 3-ДГ(мо) «Сведения об автомобильных дорогах общего пользования местного значения и искусственных сооружениях на них», утвержденную приказом Росстата от 22.07.2019 № 418, предоставляют органы местного самоуправления муниципальных образований. При составлении формы должна быть обеспечена полнота ее заполнения и достоверность содержащихся первичных статистических данных.

Форма предоставляется при наличии деятельности и явления, характеризующегося показателями формы (при отсутствии явления в отчетном периоде предоставление нулевого отчета или письма об отсутствии показателей для ее заполнения является обязательным).

В форме отражаются сведения об автомобильных дорогах общего пользования местного значения, находящихся в собственности муниципальных образований на основе вещного права (на балансе муниципального образования, в хозяйственном ведении, в оперативном управлении, в казне муниципального образования и т.д.) и (или) включенных в утвержденный перечень автомобильных дорог общего пользования, а также сведения об искусственных сооружениях на них, сведения об объектах автогазозаправочной инфраструктуры.

Официальная статистическая информация по форме № 3-ДГ (мо) «Сведения об автомобильных дорогах общего пользования местного значения и искусственных сооружениях на них» используется Министерством Финансов России при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а также для расчета нормативов распределения доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Согласно Федеральному закону от 8 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований) и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо государственных или муниципальных нужд.

Согласно Глоссарию по статистике транспорта (четвертое издание на русском языке размещено на сайте ЕК ООН): улицы относятся к дорогам внутри населенного пункта и включаются в протяженность автомобильных дорог. Следовательно, протяженность улиц в городских и сельских поселениях включается в протяженность автомобильных дорог.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Утверждение перечней автомобильных дорог общего и необщего пользования местного значения входит в полномочия органов местного самоуправления (п. 5 ст.13 Федерального закона № 257-ФЗ).

В отчет по форме не включаются:

ü данные об автомобильных дорогах федерального, регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружениях на них, относящихся соответственно к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации (указанные сведения отражаются в форме федерального статистического наблюдения № 1-ДГ «Сведения об автомобильных дорогах общего пользования и сооружениях на них федерального, регионального или межмуниципального значения»);

ü данные об автомобильных дорогах необщего пользования местного значения (находящихся в собственности, во владении или в пользовании местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований) и используемых ими исключительно для обеспечения собственных или муниципальных нужд). Указанные сведения отражаются в разделе 3 формы федерального статистического наблюдения
№ 1-ТР (автотранспорт) «Сведения о грузовом автотранспорте и протяженности автодорог необщего пользования»;

ü данные о лесных дорогах (в соответствии с пп. 3.1 и 6.3.1 свода правил «Дороги лесные. Правила эксплуатации», утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2017 №1713/пр, лесные дороги относятся к дорогам необщего пользования);

ü данные о полевых дорогах (в соответствии с п. 3.13 СП 99.13330 «СНиП 2.05.11-83 Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях», утвержденным приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1029/пр, полевые дороги являются путями, необходимыми для обеспечения производственных процессов в пределах севооборотных массивов, полей, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ, и используются для технологических целей);

ü данные о количестве автозаправочных станций (АЗС), расположенных в придорожной полосе автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения (указанные сведения отражаются в форме федерального статистического наблюдения
№ 1-ДГ «Сведения об автомобильных дорогах общего пользования и сооружениях на них федерального, регионального или межмуниципального значения»).

Во всех разделах формы данные по всем строкам показываются на начало (гр. 4) и на конец (гр. 5) отчетного года. При этом данные на начало отчетного года должны соответствовать данным на конец года, предоставленным в отчете прошлого года. Если соответствия нет, то
к отчету прикладывается пояснительная записка.

Данные, отраженные в отчете в километрах и погонных метрах, приводятся с точностью до одного десятичного знака после запятой. В случае отсутствия данных по строке (графе) проставляется прочерк.

В разделе 1 «Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения» показывается протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, автозимников и ледовых переправ, а также количество паромных переправ.

Протяженность автомобильной дороги исчисляется от начального населенного пункта до конечного населенного пункта или до Государственной границы Российской Федерации. Протяженность автомобильной дороги в границах населенного пункта исчисляется от начальной точки до конечной точки автомобильной дороги по ее центральной оси (ст.9 Федерального закона № 257-ФЗ).

По строке 101 отражается общая протяженность автомобильных дорог, в которую включается протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием и грунтовым.

По строке 102 отражается протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, к которому относится усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами)).

По строке 103 выделяется из строки 102 протяженность автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами).

По строке 104, в том числе из строки 101 показывается протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения по сельским территориям, в том числе межпоселковые автомобильные дороги.

Согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 № 2136-р:

«сельские территории» – территории сельских поселений и соответствующие межселенные территории;

«межселенные территории» – территории, находящиеся вне границ поселений;

«сельское поселение» – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

«сельские населенные пункты» – поселки, села, деревни, станицы, кишлаки, аулы, хутора и другие сельские населенные пункты, отнесенные независимо от количества проживающих в них людей к сельским населенным пунктам административно-территориальным делением, установленным в субъектах Российской Федерации. В них может сезонно проживать значительное количество городских жителей.

По строке 105, в том числе из строки 102 отражается протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием по сельским территориям, в том числе межпоселковые автомобильные дороги.

По строке 106, в том числе из строки 101 указывается протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, не отвечающих нормативным требованиям, и грунтовым.

При заполнении строки 106 следует руководствоваться требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» утвержденным приказом Федерального агенства по техническому регулированию и метрологии от 26.10.2017 № 1245-ст с учетом ОДМ 218.4.039-2018 «Рекомендации по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог», утвержденными распоряжением Федерального агенства от 04.07.2018 № 2481-р, положениями Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса России от 27.08.2009 № 150 (зарегистрирован Минюстом России 25.12.2009, регистрационный № 15860).

Обращаем Ваше внимание на заполнение данных по строке 101 и 106, т.к. этот показатель учитывается при оценке эффективности работы муниципальных образований.

В разделе 2 «Наличие и протяженность искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования местного значения» показываются отдельные виды искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, находящиеся в собственности муниципальных образований на основе вещного права.

По строкам 201 и 202 показывается наличие и протяженность мостов, путепроводов и эстакад, включаются сведения о капитальных и деревянных сооружениях.

Мост – сооружение, состоящее из опор и пролетных строений, предназначенное для пропуска транспортных путей через водные преграды.

Путепровод – мостовое сооружение для пропуска одной транспортной магистрали над другой в разных уровнях.

Эстакада – мостовое сооружение для пропуска транспортной магистрали на некоторой высоте над поверхностью земли, чтобы пространство под ней могло быть использовано для различных целей, или устраиваемое вместо насыпи на подходах к мостам.

Согласно своду правил СНиП 2.05.03-84 «Мосты и трубы», за длину мостов (путепроводов) следует принимать расстояние между концами береговых опор (закладных щитов), при этом длину переходных плит в расчет включать не следует.

По строкам 215 и 216 отражается наличие (в штуках) и протяженность (в погонных метрах, с точностью до 0,1) автодорожных тоннелей. Тоннель автодорожный – подземное или подводное сооружение, предназначенное для устройства автомобильной дороги через толщу земли, горный массив или под водным препятствием.

Длину тоннелей следует определять как расстояние между наружными гранями стен порталов по оси тоннеля.

По строкам 217 и 218 отражается наличие (в штуках) и протяженность (в погонных метрах, с точностью до 0,1) пешеходных переходов в разных с автомобильной дорогой уровнях (эстакадные, подземные). Длина пешеходных переходов включает сумму длин лестничных маршей, пандусов, стволов лифтовых подъемников.

Сведения о пешеходных переходах «зебра» в строки 217 и 218 не включаются.

По строкам 219 — 222 отражается наличие (в штуках) и протяженность (в погонных метрах, с точностью до 0,1) труб под полотном автомобильной дороги, для пропуска постоянных или сезонных водотоков.

В разделе 3 «Основные сооружения и оборудование, повышающие безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения» отражаются сведения об основных сооружениях и оборудовании, повышающих безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, независимо от того кому принадлежит право собственности на данные сооружения
и оборудование.

По строке 301 показывается общее количество автобусных остановок. Автобусные остановки показываются всех видов и конструкций для двух направлений движения раздельно.

По строке 302 показывается общая протяженность линий электроосвещения. В случае размещения электроосвещения на одном километре справа и слева их протяженность складывается.

По строке 303 отражается протяженность транспортных развязок в разных уровнях на пересечениях железнодорожных путей и автомобильных дорог.

По строке 304 отражается протяженность транспортных развязок в разных уровнях на пересечениях автомобильных дорог.

По строке 305, в том числе из строки 304 отражается количество и протяженность транспортных развязок в разных уровнях на пересечениях автомобильных дорог с двумя и более путепроводами и тоннелями.

В разделе 4 «Объекты автогазозаправочной инфраструктуры» по строке 401 приводятся сведения о количестве автозаправочных станций (АЗС) всех форм собственности, независимо от их организационно-правовой формы, расположенных как в придорожной полосе, так и в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения. АЗС – комплекс оборудования, предназначенный для заправки транспортных средств топливом.

В итог по строке 401 включаются данные о количестве заправочных станций, выделяемых по строкам 402-406, а также АЗС, на территории которых предусмотрена заправка транспортных средств только жидким моторным топливом (бензин, дизельное топливо).

Передвижные АЗС, а также АЗС, обслуживающие только организации, по данной строке не отражаются.

В строке 402 приводятся сведения о количестве многотопливных заправочных станций (МТЗС). МТЗС – обособленный объект заправки и сервиса (совокупность зданий, сооружений, технологического оборудования и инженерных коммуникаций), предназначенный для получения, хранения и заправки транспорта жидкими и газовыми моторными топливами.

В строке 403 указываются сведения о количестве автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). АГНКС – обособленный объект заправки (совокупность зданий, сооружений, технологического оборудования и инженерных коммуникаций), предназначенный для производства, накопления и выдачи компримированного природного газа с целью заправки транспорта.

В строке 404 отражаются сведения о количестве автомобильных газозаправочных станций (АГЗС). АГЗС – комплекс оборудования на придорожной территории, осуществляющий заправку автомобилей и других транспортных средств, двигатели которых конвертированы или изначально рассчитаны на работу на сжиженном нефтяном газе и имеют соответствующую систему.

В строке 405 приводятся сведения о количестве криогенных газозаправочных станций (КриоГЗС). КриоГЗС – объект потребления сжиженного природного газа, предназначенный для приема и хранения сжиженного природного газа с последующей заправкой транспортных средств.

В строке 406 приводятся сведения о количестве электрических заправочных станций (ЭЗС). Электрическая зарядная станция (колонка) для электротранспорта – электротехническое устройство, оснащенное разъемами и коннекторами, необходимыми для подключения электротранспорта, совместимого с различными стандартами, и позволяющее производить зарядку тяговых батарей электротранспорта в различных режимах.

Показатели, представленные по данной форме отчетности, должны исключать возможности повторного счета и неточности.

Напоминаем, что согласно Федеральному закону № 149-ФЗ от 27 июля 2006 (в ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ст. 11.1 «Обмен информацией в форме электронных документов при осуществлении полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления» органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в пределах своих полномочий обязаны предоставлять по выбору граждан (физических лиц) и организаций информацию в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной подписью.

Но даже если внедорожник свернул с грунтовки и пустился бороздить, например, луг, покрытый зеленой травкой, то и там от ПДД ему никуда не деться. Конечно, при отсутствии дорожных знаков и разметки нет и соответствующих требований, но если даже в таких условиях водитель попадется стражам порядка без «прав» или в нетрезвом виде, от возмездия ему не уйти.

А кроме того, ответственность гражданина за рулем, например, за наезд на человека будет одинакова вне зависимости от того, произошло это на оживленном городском проспекте или в чистом поле. Автомобиль везде остается средством повышенной опасности, а водитель должен соблюдать свои обязанности.

Не будем также забывать, что кроме ПДД, Административного и Уголовного кодекса вне асфальта и грунтовок действуют еще и другие законы. Например, «Закон об охране окружающей среды» или Водный кодекс.

Напомним, что за въезд на «Особо охраняемую природную территорию», коей является Национальный природный парк, заповедник или ботанический сад, предусмотрен штраф в размере от 3000 до 4000 рублей и даже конфискация транспортного средства (статья 8.39 КоАП РФ). А если полиция «застукает» вас в водоохранной зоне, то придется заплатить штраф — от 3000 до 4500 «деревянных» (статья 8.42 КоАП РФ).

Статья 4. Право собственности и иные вещные права на автомобильные дороги

1. Автомобильные дороги могут находиться в государственной и в частной собственности.

2. Автомобильные дороги общего пользования являются основными путями сообщения в республике, находятся в собственности государства и не подлежат приватизации.

2-1. Автомобильные дороги общего пользования или их участки могут быть переданы в концессию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о концессиях.

Примечание

3. Право собственности и иные вещные права на хозяйственные автомобильные дороги определяются формой собственности юридических лиц, в ведении которых находятся эти дороги.

4. Частные автомобильные дороги являются собственностью физических и юридических лиц.

5. Улицы городов и населенных пунктов находятся в ведении соответствующих местных исполнительных органов и являются коммунальной собственностью.

6. Приватизация хозяйственных автомобильных дорог осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о приватизации и настоящим Законом.

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Задать вопросВам отвечают

Вопрос: Является ли недостаток средств в местных бюджетах основанием, исключающим обязанность органов местного самоуправления по обеспечению соответствия эксплуатации дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам?

Ответ: В силу пунктов 6, 7 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность — деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог — исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 5 названного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Статьей 34 данного Закона определено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.

Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.

В силу части 4 статьи 6, статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

В преамбуле Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, содержится определение понятия «Дорога», в соответствии с которым дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли или поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

При этом пунктам 3.1.1, 3.1.2 Государственного стандарта «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.» ГОСТ Р 50597-93, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221, предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин, иных повреждений не должны превышать по длине — 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

В силу пункта 2 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Обязанность по обеспечению соответствия эксплуатации дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх