Куперс

Бухучет и анализ

Водный кодекс 1995

Статья 36. Федеральная собственность на водные объекты

Статья 36. Федеральная собственность на водные объекты

В собственности Российской Федерации (федеральной собственности) находятся:

поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

абзац четвертый утратил силу с 1 января 2005 г.;

Информация об изменениях:

См. текст абзаца четвертого части первой статьи 36

водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

трансграничные (пограничные) водные объекты;

внутренние морские воды;

территориальное море Российской Федерации;

водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;

иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

Водные объекты признаются федеральной собственностью Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Перечень судоходных водных путей, отнесенных к федеральной собственности, приведен в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 464

Управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляет Правительство Российской Федерации. Часть полномочий по управлению федеральной собственностью на водные объекты Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Кодексом может передать соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Водные объекты и право собственности

Не для кого не секрет, что согласно статье 8 Водного кодекса РФ все моря, реки, озера, болота, водохранилища и другие водные объекты находятся в государственной (федеральной) собственности. Таким образом, в России, существует приоритет федеральной государственной собственности на любые водные объекты. Исключение, пожалуй, составляют пруды и обводненные карьеры. О проблемах признания права собственности на них пойдет речь в данной статье. Согласно все той же ст. 8 они могут принадлежать на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, юридическому и физическому лицу при одном условии: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд, обводненной карьер в пределах береговой линии.

На практике возникают споры, связанные со стремлением распространить на водные объекты, право собственности того или иного участника гражданских правоотношений, на водные объекты или их часть. Зачастую возникают ситуации, когда какой-то предприниматель, в целях развития рекреационного бизнеса, взяв в аренду земельный участок примыкающий к озеру или реке пытается распространить арендные отношения и на этот водный объект.

Рассмотрим ситуацию подробнее.

В целом в Российской Федерации право собственности на водные объекты носит публично-правовой характер. Наиболее значимыми признаками в данном случае являются: а) существенное ограничение круга субъектов права собственности на водные объекты — таковым может быть лишь Российская Федерация, за исключением права собственности на пруды и обводненные карьеры; б) не допускается одновременное нахождение водного объекта в собственности нескольких субъектов права государственной собственности. Это означает, что водные объекты не могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации.

Пруд и обводненный карьер, указанные в части 3 статьи 8 Водного кодекса России, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.

Поскольку, с практической точки зрения, как объект частной собственности, представляют интерес только пруды и обводненные карьеры, о проблемах возникновения, прекращения и передачи прав собственности на них остановимся подробнее.

В действующем Водном кодексе Российской Федерации законодатель закрепляет федеральную собственность на большинство водных объектов.

Исключение составляют пруды, обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу. Такие водные объекты находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического или юридического лица. В ВК РФ 2006 г. был проведен переход от использования термина обособленного водного объекта (замкнутого водоема) к терминам «пруд» и «обводненный карьер». Согласно п. 3 ч. 2 ст. 5 ВК РФ пруды и обводненные карьеры относятся к поверхностным водным объектам, но в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 8 ВК РФ водные объекты могут находиться в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица. В ч. 3 и 4 ст. 8 ВК РФ предусмотрены правила оборотоспособности прудов и обводненных карьеров. Право собственности на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. Пруды, обводненные карьеры могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. В ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» уточнено, какие пруды и обводненные карьеры могут находиться в частной собственности и что понимается под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер.

Однако, в законодательстве не в полной мере решен вопрос, каким же образом должна быть определена юридическая судьба пруда или обводненного карьера, если изначально они строились как сооружения и право собственности на пруд или обводненный карьер было зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В практике встречаются случаи, когда пруд признавался объектом недвижимости (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 сентября 2007 г. по делу N А 38-2776-17/539-2004). Но практика противоречива… Имеются и другие примеры, в которых позиция диаметрально противоположная. Так в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 декабря 2011 г. по делу N А 57-8660/2010 несмотря на то что право собственности на рыбонагульные пруды было зарегистрировано, суд пришел к выводу о ничтожности договоров купли-продажи этих прудов как сооружений в связи с отсутствием у продавца права собственности на земельные участки.

Из чего исходят суды при определении правового режима прудов и разграничения их от гидротехнических сооружений. Чаще всего суды придерживаются позиции того, что действующие правовые нормы не закрепляют, что пруды-копани могут быть именно сооружениями, если в месте их строительства имеется высокая пропускная способность грунта с глубоко залегающими грунтовыми водами. В этих случаях пруды-копани должны иметь фундамент и стены с гидроизоляцией, что представляет собой строительную систему, состоящую из несущих и ограждающих строительных конструкций, т. е. сооружение. Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения (плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов) могут находиться в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также в собственности физических или юридических лиц независимо от их организационно-правовой.

Это один из самый распространенных примеров, когда водопользователь фактически распространяет понятие «гидротехническое сооружение» на водный объект. Пытается сделать пруд единой системой с инженерными коммуникациями. Де-факто, конечно, так оно и есть, но де-юре, в отсутствии строительной системы (фундамент, укрепление и т.п.), это все-таки отдельная биологическая система.

Следовательно, законодательство не исключает возможности нахождения гидротехнических сооружений у юридических лиц на праве собственности. Однако лицо, не имеющее государственной регистрации права на гидротехническое сооружение, но считающее, что право у него возникло ранее, должно представить доказательства наличия оснований приобретения права собственности на соответствующее гидротехническое сооружение.

В правоприменительной практике в отношении русловых прудов проводится разграничение прав на гидротехническое сооружение, например плотину, которая обеспечила создание пруда, и на пруд как водный объект. В то же время имеются разные подходы в решении вопроса о взаимосвязи прав на гидротехническое сооружение с правами на земельный участок, в границах которого имеется русловый пруд.

Так, арбитражный суд не принял довод заявителя, что с приобретением им в собственность плотины по договору купли-продажи у него на основании ст. 552 ГК РФ и ст. 35 далее — ЗК РФ возникло право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен русловый пруд (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2010 г. по делу N А 53-20645/2009)

Ознакомившись с данным делом можно заключить, что что арбитражные суды, с одной стороны, удовлетворили требование об истребовании в федеральную собственность из чужого незаконного владения водного объекта — пруда для выращивания рыбы, состоящего из водного зеркала площадью 60,4 га и являющегося фактически русловым водохранилищем на реке «С», а с другой стороны, отказали в удовлетворении требования об истребовании в федеральную собственность комплекса гидротехнических сооружений, состоящего из дамбы, шлюза, ворот шлюза, выпуска и перевыпуска (водосброса). Вот такой двоякий подход…

На примере анализа Апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.01.2017 N 50-АПГ 16-30, сделаем некоторые выводы относительно правового подхода, к определению режима собственности физического или юридического лица на водный объект.

Итак, как пояснил ВС РФ, в соответствии с ч.1 ст.8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных законодательством. Водным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в собственности физического лица, если иное не установлено федеральными законами, могут находиться пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу.

«При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции правомерно исходил из того, что по смыслу вышеназванных норм права в собственности физического лица может находиться пруд площадью не более 1 кв.км, границы которого полностью расположены в границах земельного участка, принадлежащего данному лицу на праве собственности, а также не имеющий гидравлической связи с иными водными объектами, не входящий в сеть водотоков и водоемов. Если водоем расположен на водотоке, который находится в собственности Российской Федерации, то такой водный объект может находиться исключительно в федеральной собственности.»

В данном случае, суд подтверждает и закрепляет, что в собственности у граждан, может находится пруд площадью не более 1 км.кв.

«По настоящему административному делу суд первой инстанции установил, что водоем «Г» имеет гидравлическую связь с реками «И» и «Л». Данные реки находятся в собственности Российской Федерации. В этой связи суд пришел к правильному выводу о том, что указанный водоем в частной собственности находиться не может.»

То есть, гидравлическая связь с водными объектами находящимися в государственной собственности (реками, озерами, морями) автоматически распространяет режим государственной собственности и на пруды (карьеры).

Согласно Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве)» береговые линии (границы водных объектов) и (или) границы частей водных объектов, признаваемых рыбоводными участками, определяются в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правилами определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11. 2014 года N 1183, предусмотрено, что в отношении рыбоводных участков во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, прилегающих к территории муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, определение границ рыбоводных участков осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Так же суды, при принятии решения об признании права собственности будут изучать и «историю вопроса», то есть, как указала судебная коллегия ВС РФ — согласно материалам дела, водоем «Г» искусственным водоемом в специально выкопанном углублении на поверхности земли (пруд-копань) не является, а является естественным водоемом, специально углубленным с установкой гидротехнического сооружения. То есть водоем «Г» является озером. Так, данный водоем существовал и в 1960 году в отсутствие гидротехнического сооружения — гидроузла с задвижкой, что подтверждается исследованными судом первой инстанции доказательствами, в том числе, аэрофотоснимком. Второе. Пойма — это часть дна речной долины, сложенная наносами и периодически заливаемая в половодье и паводки. Речная пойма, в которой по утверждению представителя административных истцов образован водоем «Г», за счет гидроузла с задвижкой имеет гидравлическую связь с водотоком, а потому, как было сказано выше, указанный водоем находиться в частной собственности не может.

Немаловажное, а может быть и основополагающее значение при принятии решения о праве собственности, его субъектном составе, будет иметь вопрос, как тот или иной водный объект (пруд, карьер) находится во взаимосвязи со временем его существования, как давно существует, с какого времени. Как был образован, в результате чего – естественных процессов (изменения русла рек, наполнение подземными водами, дождевыми и т.п.), либо создан искусственно – (путем создания гидросооружений, вырытые и т.п.)

Ну и в заключении….

Как мы видим, из приведенных выше примеров и анализа, по-прежнему отсутствует единообразное регулирование и пробелы в законодательстве. Отсутствие единообразной правоприменительной практики в решении рассмотренных вопросов о правовом режиме прудов и обводненных карьеров, в том числе их оборотоспособности, свидетельствует о наличии пробелов в законодательстве, прежде всего в части определений правового режима и права собственности этих объектов, что является предпосылкой для злоупотреблений, необоснованного отказа в исках и признании права собственности.

Но тем не менее, все-таки возможно признание права собственности на водный объект, если он находится на вашем земельном участке, имеет обособленное нахождение – не связан с объектами, находящимися в государственной собственности (реками, озерами), и создан искусственно Вами. Желательно что бы такой объект имел еще укрепление и фундамент, а площадь не превышала 1 км.кв.

Основы водного законодательства

Российская Федерация принадлежит к числу государств, наиболее обеспеченных водными ресурсами. Однако, последние характеризуются значительной неравномерностью распределения по территории страны. На освоенные районы европейской части страны, где сосредоточено более 70 % населения и производственного потенциала, приходится не более 10 % водных ресурсов. В связи с вышеуказанным, основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России должны обеспечивать устойчивое водопользование и охрану водных объектов от негативного воздействия человека, а также сохранение водных экосистем.

Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) в Российской Федерации, определяются водным законодательством. Водное законодательство включает ФЗ «Водный Кодекс Российской Федерации» (3 июня 2006 года N 74-ФЗ), а также другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации.

Содержащиеся в других федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации положения и нормы должны соответствовать Водному Кодексу. Водные отношения могут регулироваться указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации, которые также не должны противоречить Водному Кодексу и другим федеральным законам.

Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих основных принципах:

— значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, как о важнейшей составной части окружающей среды и используемом природном ресурсе;

— приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;

— сохранение особо охраняемых водных объектов;

— приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

— равный доступ физических и юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, гласность осуществления водопользования;

— регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических и др., в границах бассейновых округов;

— регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему;

— комплексное использование водных объектов;


— платность использования водных объектов;

— экономическое стимулирование охраны водных объектов.

В 2009 г. разработана «Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года», которая определила основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России и закрепила базовые принципы государственной политики в области использования и охраны водных объектов. Документ предусматривает принятие и реализацию решений по сохранению водных экосистем, обеспечивающих наибольший социальный и экономический эффект, а также создание условий для эффективного взаимодействия участников водных отношений. В процессе реализации положений Водной стратегии будут решаться проблемы нерационального использования водных ресурсов, дефицита водных ресурсов в отдельных регионах, улучшения качества питьевой воды и др.

Водопользование предприятий

Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. Водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных целей.

Право пользования водными объектами для удовлетворения потребностей предоставляется в равной степени юридическим и физическим лицам. Исходя из условий предоставления в пользование водных объектов, водопользование подразделяется на: совместное и обособленное водопользование.

По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты, без возврата воды в водные объекты и без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.


Водопользователи при использовании водных объектов обязаны:

— не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;

— содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;

— информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;

— своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

— вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Водохозяйственный комплекс в целом эффективно обеспечивает текущие водоресурсные потребности страны. Вместе с тем экономика страны требует увеличения гарантированного объема водных ресурсов соответствующего качества, предназначенных для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, а также в различных отраслях народного хозяйства.

Железнодорожный транспорт представляет собой сложное многофункциональное хозяйство, включающее разнообразные структурные подразделения и службы. В большинстве производственных про­цессов, осуществляемых на железнодорожных предприятиях, используется вода.

В локомотивных и вагонных депо, где производится ремонт и обслуживание локомотивов, вагонов и МВС, вода используется в процессе наруж­ной обмывки подвижного состава, при промывке перед ремонтом колесных пар, тележек, подшипников, других узлов и деталей, промывке и заправке аккумуляторов, регенера­ции фильтров, для мытья смотровых канав, стирки спецодежды, гальванических цехах и участ­ках, для хозяйственно-питьевых нужд.

На пунктах подготовки грузовых вагонов вода применяется для наружной обмывки и внутренней промывки вагонов из-под различных грузов (минеральные удобрения, химикаты, строительные материалы, комбикорма, зерно), для нужд разных вспомогательных подразделений.

Промывочно-пропарочные станции осуществляют комплексную подготовку цистерн к наливу нефтепродуктов, а также выполняют их текущий ремонт. Здесь производится промывка и пропарка цистерн из-под нефти, мазута, дизельного топлива, смазочных масел, керосина, бензина и других нефтепродуктов, а также обмывка эстакад и лотков – используется вода.

На шпалопропиточных заводах, где производится сушка и пропитка деревянных шпал антисептиками, для чего используются пропиточные масла вода применяется при пропарке шпал, работе различных механизмов, обмывке оборудования и производственных помещений, для охлаждения компрессоров и др.

Наибольшее потребление воды на железных дорогах на производственные нужды приходится на хозяйства: гражданских сооружений и тепловодоснабжения, локомотивное, вагонное и пути, на которые приходится 76,5 % от всего потребления.

Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности. Неоспоримым является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Охрана водных объектов — система мероприятий, направленных на их сохранение и восстановление.

Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (ВК РФ) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

  • Общая часть (ст.ст. 1 — 132)
    • Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1 — 30)
      • Глава 1. Основные положения (ст.ст. 1 — 6)
      • Глава 2. Объекты водных отношений (ст.ст. 7 — 22)
      • Глава 3. Субъекты водных отношений (ст.ст. 23 — 30)
    • Раздел II. Право собственности и другие права на водные объекты (ст.ст. 31 — 64)
      • Глава 4. Основные положения (ст.ст. 31 — 45)
      • Глава 5. Приобретение и прекращение прав пользования водными объектами (ст.ст. 46 — 61)
      • Глава 6. Осуществление и защита прав пользования водными объектами (ст.ст. 62-64)
    • Раздел III. Государственное управление в области использования и охраны водных объектов (ст.ст. 65 — 84)
      • Глава 7. Основы государственного управления в области использования и охраны водных объектов (ст.ст. 65 — 69)
      • Глава 8. Система органов исполнительной власти Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов (ст.ст. 70 — 74)
      • Глава 9. Сферы государственного управления в области использования и охраны водных объектов (ст.ст. 75 — 84)
    • Раздел IV. Использование и охрана водных объектов (ст.ст. 85 — 128)
      • Глава 10. Использование водных объектов (ст.ст. 85 — 93)
      • Глава 11. Охрана водных объектов (ст.ст. 94 — 120)
      • Глава 12. Экономическое регулирование использования, восстановления и охраны водных объектов (ст.ст. 121 — 128)
    • Раздел V. Разрешение споров по вопросам использования и охраны водных объектов и ответственность за нарушение водного законодательства Российской Федерации (ст.ст. 129 — 132)
      • Глава 13. Разрешение споров по вопросам использования и охраны водных объектов (ст. 129)
      • Глава 14. Ответственность за нарушение водного законодательства Российской Федерации (ст.ст. 130 — 132)
  • Особенная часть (ст.ст. 133 — 146)
    • Глава 15. Цели использования водных объектов (ст.ст. 133 -146)
      • Статья 133. Использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
      • Статья 134. Резервирование источников питьевого водоснабжения
      • Статья 135. Централизованное и нецентрализованное питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения
      • Статья 136. Использование водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы
      • Статья 137. Использование водных объектов для промышленности и энергетики
      • Статья 138. Использование водных объектов для сельского хозяйства и лесного хозяйства
      • Статья 139. Использование водных объектов для гидроэнергетики
      • Статья 140. Использование водных объектов для рыбного хозяйства
      • Статья 141. Использование водных объектов для охотничьего хозяйства
      • Статья 142. Использование водных объектов для транспорта и лесосплава
      • Статья 143. Использование водных объектов для рекреации
      • Статья 144. Использование водных объектов для сброса сточных и дренажных вод
      • Статья 145. Использование водных объектов для добычи полезных ископаемых, строительных нужд и проведения иных работ
      • Статья 146. Использование водных объектов для обеспечения пожарной безопасности
    • Раздел VI. Целевое использование водных объектов (ст.ст. 133 — 146)
      • Глава 15. Цели использования водных объектов (ст.ст. 133 -146)
  • Заключительная часть (ст.ст. 147 — 148)
    • Глава 16. Введение в действие настоящего Кодекса (ст.ст. 147 — 148)
      • Статья 147. Введение в действие настоящего Кодекса
      • Статья 148. О признании утратившим силу Водного кодекса РСФСР

Водный кодекс Российской Федерации
от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (ВК РФ)

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.

Принят Государственной Думой 18 октября 1995 года

Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ настоящий Кодекс признан утратившим силу с 1 января 2007 г.

См. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ

Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Отношения по поводу вод регулируются настоящим Кодексом путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов.

«Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 02.08.2019)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 7 марта 2001 года N 24-ФЗ
КОДЕКС ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 7 февраля 2001 года Одобрен Советом Федерации 22 февраля 2001 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2003 N 43-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 08.11.2007 N 261-ФЗ, от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 322-ФЗ, от 28.04.2009 N 61-ФЗ, от 18.07.2009 N 188-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 05.04.2011 N 47-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 203-ФЗ, от 18.07.2011 N 229-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 07.11.2011 N 303-ФЗ, от 07.11.2011 N 305-ФЗ, от 23.04.2012 N 36-ФЗ, от 14.06.2012 N 78-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 03.02.2014 N 15-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 04.11.2014 N 343-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 31.12.2014 N 502-ФЗ, от 13.07.2015 N 230-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 09.03.2016 N 51-ФЗ, от 03.07.2016 N 367-ФЗ, от 01.07.2017 N 148-ФЗ, от 20.12.2017 N 400-ФЗ, от 29.12.2017 N 450-ФЗ, от 02.08.2019 N 294-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Отношения, регулируемые Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации
    • Статья 2. Законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации
    • Статья 3. Основные понятия
    • Статья 4. Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта
    • Статья 4.1. Государственный надзор в области внутреннего водного транспорта
    • Статья 5. Лицензирование отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте
    • Статья 6. Провозная плата, сборы (тарифы) с судов
    • Статья 6.1. Перевозка специального персонала
  • Глава II. Внутренние водные пути
    • Статья 7. Общие положения
    • Статья 8. Содержание внутренних водных путей
    • Статья 9. Строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях
    • Статья 10. Использование поверхностных водных объектов для целей водного транспорта, пользование береговой полосой в пределах внутренних водных путей и земельными участками, используемыми или занимаемыми организациями внутреннего водного транспорта
    • Статья 11. Возмещение вреда, причиненного ненадлежащими действиями на внутренних водных путях
    • Статья 12. Охрана судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования
  • Глава III. Судно
    • Статья 13. Средства идентификации судна
    • Статья 14. Судовые документы
  • Глава IV. Право собственности на суда, государственная регистрация судов и прав на них, учет плавучих объектов
    • Статья 15. Право собственности на суда
    • Статья 16. Государственная регистрация судна и прав на него, учет плавучих объектов
    • Статья 17. Органы, осуществляющие государственную регистрацию судов
    • Статья 18. Основания государственной регистрации судна (строящегося судна) и прав на него
    • Статья 19. Порядок государственной регистрации судов
    • Статья 20. Основания продления сроков осуществления государственной регистрации прав на судно и сделок с ним
    • Статья 21. Исключение судна из реестра судов
    • Статья 22. Ответственность за использование незарегистрированного судна и нарушение правил государственной регистрации судов
    • Статья 23. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации
    • Статья 23.1. Плавание судов под флагами иностранных государств по внутренним водным путям
    • Статья 24. Ипотека судов
    • Статья 25. Арест и принудительная продажа судна
  • Глава V. Экипаж судна
    • Статья 26. Состав экипажа судна
    • Статья 27. Требования, предъявляемые к членам экипажа судна
    • Статья 28. Трудовые отношения на судне
    • Статья 29. Возвращение члена экипажа судна к месту приема его на работу
    • Статья 30. Капитан судна
    • Статья 31. Права и обязанности капитана судна по поддержанию порядка на судне
    • Статья 32. Обязанности капитана судна в случаях рождения на судне ребенка, смерти и болезни на судне
    • Статья 33. Неотложная надобность в деньгах для продолжения рейса
  • Глава VI. Безопасность судоходства
    • Статья 34. Общие положения
    • Статья 34.1. Система управления безопасностью судов
    • Статья 35. Классификация и освидетельствование судов и плавучих объектов
    • Статья 36. Утратила силу
    • Статья 37, статья 38. Утратили силу
    • Статья 38.1. Государственный портовый контроль
    • Статья 39. Обязанности судовладельцев по охране окружающей среды
    • Статья 40. Контроль за обеспечением экологической безопасности
    • Статья 41. Лоцманская проводка судов
  • Глава VII. Возмещение вреда от столкновения судов
    • Статья 42. Сфера применения правил, установленных настоящей главой
    • Статья 43. Вина судов в столкновении
    • Статья 44. Возмещение убытков, причиненных утратой или повреждением багажа пассажиров и имущества третьих лиц
  • Глава VIII. Затонувшее имущество
    • Статья 45. Сфера применения правил, установленных настоящей главой
    • Статья 46, статья 47. Утратили силу
    • Статья 47.1. Обязанности владельца затонувшего судна и собственника иного затонувшего имущества
    • Статья 48. Права собственника на затонувшее имущество
    • Статья 49. Подъем, удаление, утилизация затонувшего судна или иного затонувшего имущества администрацией бассейна внутренних водных путей
    • Статья 50. Истребование поднятого затонувшего имущества его собственником
    • Статья 51. Право бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте на полное возмещение понесенных им расходов
    • Статья 52. Случайно поднятые затонувшее судно или иное затонувшее имущество
  • Глава IX. Порты
    • Статья 53. Общие положения
    • Статья 54. Утратила силу
    • Статья 55. Территория и акватория порта
    • Статья 56. Основные требования к эксплуатации портов
    • Статья 57. Утратила силу
    • Статья 58. Утратила силу
    • Статья 59. Предпринимательская деятельность в порту
  • Глава X. Аренда судов
    • Статья 60. Общие положения
    • Статья 61. Права и обязанности арендодателя при аренде судна с экипажем
    • Статья 62. Права и обязанности арендатора при аренде судна с экипажем
    • Статья 63. Права и обязанности арендодателя при аренде судна без экипажа
    • Статья 64. Права и обязанности арендатора при аренде судна без экипажа
    • Статья 65. Расчеты за аренду судна с экипажем и без экипажа
  • Глава XI. Перевозки грузов
    • Статья 66. Общие положения
    • Статья 67. Договор перевозки груза
    • Статья 68. Договор об организации перевозок грузов
    • Статья 69. Предъявление и прием груза для перевозки
    • Статья 70. Определение массы грузов
    • Статья 71. Требования к судам и контейнерам
    • Статья 72. Размещение и крепление грузов на судах
    • Статья 73. Подача судна или контейнера под погрузку и выгрузку груза
    • Статья 74. Пломбирование судов, контейнеров
    • Статья 75. Платежи при перевозке груза
    • Статья 76. Сроки доставки грузов
    • Статья 77. Ограничение или запрещение движения судов
    • Статья 78. Право распоряжения грузом
    • Статья 79. Выдача груза грузополучателю
    • Статья 80. Проверка груза при выдаче
    • Статья 81. Очистка судна
    • Статья 82. Невостребованный груз
    • Статья 83. Особые условия перевозок грузов
    • Статья 84. Последствия невозможности доставки груза
    • Статья 85. Порядок реализации грузов
    • Статья 86. Перевозки опасных грузов
    • Статья 87. Воинские перевозки
  • Глава XII. Буксировка судов и плавучих объектов
    • Статья 88. Договор буксировки
    • Статья 89. Предъявление буксируемого объекта для буксировки
    • Статья 90. Обязанности отправителя плотов
    • Статья 91. Прием буксируемого объекта
    • Статья 92. Ликвидация последствий транспортного происшествия с буксируемым объектом
    • Статья 93. Сдача буксируемого объекта в порту назначения
    • Статья 94. Особые условия буксировки после наступления сроков прекращения обязательного приема буксируемых объектов для буксировки
  • Глава XIII. Перевозки пассажиров, их багажа и почтовых отправлений
    • Статья 95. Общие положения
    • Статья 96. Виды маршрутов перевозок пассажиров
    • Статья 97. Договор перевозки пассажира и договор фрахтования судна
    • Статья 98. Утратила силу
    • Статья 99. Права и обязанности перевозчика
    • Статья 100. Права и обязанности пассажира
    • Статья 101. Прекращение или изменение договора перевозки пассажира по инициативе перевозчика
    • Статья 102. Невостребованный багаж
    • Статья 103. Перевозки почтовых отправлений
    • Статья 103.1. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира
  • Глава XIV. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении
    • Статья 104. Общие положения
    • Статья 105. Пункты прямого смешанного сообщения
    • Статья 106. Ограничения перевозок
    • Статья 107. Передача грузов
    • Статья 108. Грузы, перевозимые в контейнерах
    • Статья 109. Сроки доставки грузов
    • Статья 110. Оборудование судов и вагонов
    • Статья 111. Железнодорожные пути и склады
    • Статья 112. Порядок перевалки грузов
    • Статья 113. Расчеты, связанные с перевозками грузов
    • Статья 114. Ответственность при осуществлении перевозок грузов в прямом смешанном сообщении
  • Глава XV. Ответственность судовладельца, перевозчика, буксировщика, грузоотправителя, грузополучателя, отправителя и получателя буксируемого объекта
    • Статья 115. Ответственность перевозчика или буксировщика за неподачу транспортных средств, грузоотправителя или отправителя буксируемого объекта за неиспользование поданных транспортных средств
    • Статья 116. Ответственность перевозчика за несоблюдение сроков доставки груза и задержку отправления пассажирского судна или прибытие его с опозданием или буксировщика за несоблюдение сроков доставки буксируемого объекта
    • Статья 117. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, багажа либо буксировщика за утрату или повреждение буксируемого объекта
    • Статья 118. Освобождение перевозчика или буксировщика, грузоотправителя или отправителя буксируемого объекта от ответственности
    • Статья 119. Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, багажа либо буксировщика за утрату или повреждение буксируемого объекта
    • Статья 120. Ответственность грузоотправителя, грузополучателя, отправителя и получателя буксируемого объекта
    • Статья 121. Ответственность судовладельца за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей
    • Статья 121.1. Ограничение ответственности судовладельца за ущерб от загрязнения с судна нефтью или другими веществами и за причинение вреда имуществу физических лиц, имуществу юридических лиц, в том числе инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей
    • Статья 122. Ничтожность соглашений
  • Глава XVI. Спасание судов и другого имущества
    • Статья 123. Сфера применения правил, установленных настоящей главой
    • Статья 124. Договоры о спасании
    • Статья 125. Недействительность договоров или их изменение
    • Статья 126. Обязанности спасателя, владельца судна и капитана судна
    • Статья 127. Условия вознаграждения
    • Статья 128. Критерии установления вознаграждения
    • Статья 129. Специальная компенсация
    • Статья 130. Распределение вознаграждения между спасателями
    • Статья 131. Распределение вознаграждения между судовладельцем и членами экипажа судна
    • Статья 132. Спасание людей
    • Статья 133. Услуги, оказанные в ходе исполнения договора
    • Статья 134. Последствия неправильного поведения спасателя
    • Статья 135. Запрещение спасательных операций
    • Статья 136. Принадлежность судов одному и тому же владельцу
    • Статья 137. Обязанность предоставить обеспечение требования спасателя
    • Статья 138. Промежуточный платеж
    • Статья 139. Спасательные операции, контролируемые государственными органами
  • Глава XVII. Общая авария
    • Статья 140. Понятие общей аварии
    • Статья 141. Применение правил, установленных настоящей главой
    • Статья 142. Заменяющие расходы
    • Статья 143. Исключение косвенных убытков
    • Статья 144. Бремя доказывания
    • Статья 145. Возмещение расходов на спасание
    • Статья 146. Частичная выгрузка груза с одного судна и погрузка его на другое судно
    • Статья 147. Место убежища
    • Статья 148. Караван судов
    • Статья 149. Общая авария, вызванная повреждением машин, намеренной посадкой на мель, подъемом затонувшего судна и пожаром на судне
    • Статья 150. Убытки от повреждения судна, его машин и принадлежностей или гибели судна
    • Статья 151. Убытки от гибели или повреждения груза
    • Статья 152. Убытки от потери провозной платы
    • Статья 153. Проценты на убытки, возмещаемые в порядке распределения общей аварии
    • Статья 154. Контрибуционная стоимость имущества
    • Статья 155. Диспаша и диспашеры
    • Статья 156. Материалы, на основании которых составляется диспаша
    • Статья 157. Сбор за составление диспаши
    • Статья 158. Исправление и оспаривание диспаши
    • Статья 159. Исполнение диспаши
  • Глава XVIII. Акты, претензии и иски
    • Статья 160. Акты
    • Статья 161. Порядок предъявления претензий к перевозчику или буксировщику
    • Статья 162. Право на предъявление претензий и исков
    • Статья 163. Сроки рассмотрения претензии
    • Статья 164. Сроки исковой давности
  • Глава XIX. Заключительные положения
    • Статья 165. Введение в действие настоящего Кодекса
    • Статья 166. Порядок применения правил, установленных настоящим Кодексом
    • Статья 167. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Кодексом

Открыть полный текст документа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх