Куперс

Бухучет и анализ

Воинский учет в организациях

Нормативно-правовая база

У всех работодателей должно вестись служебное делопроизводство по вопросам ведения воинского учета, поскольку это общая обязанность. Это нужно, чтобы помочь государству управлять имеющимися ресурсами во время военных действий (в военное время). Но первым делом необходимо изучить документы, которые регламентируют эту сферу в 2020 году.

В настоящее время воинский учет в организации осуществляется на основании следующих правовых актов:

  • Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
  • Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • указ Президента РФ от 14.08.1992 № 890 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • постановление правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»;
  • постановление правительства РФ от 17.03.2010 156 об утверждении правил бронирования с изменениями (распространяется на граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях);
  • инструкция по бронированию граждан, пребывающих в запасе (2020), утв. Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации от 03.02.2015 № 664с;
  • инструкция Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях;
  • методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях, утв. 11.07.2017.

ВАЖНО!

Чиновники регулярно обновляют нормативную базу, добавляя новые обязанности работодателям. Так, с 19.10.2019 начало действовать постановление правительства от 09.10.2019 № 1302, изменившее редакцию Положения о воинском учете (постановление правительства от 27.11.2006 № 719). Поправки оговаривают, что работодатели обязаны использовать в работе справки, выдаваемые взамен военных билетов. Такая обязанность у организаций была и раньше, но упоминания о самой справке — в Положении. Кроме того, работодателей обязали проверять у поступающих на работу граждан персональные электронные карты военнослужащих, если имеются данные об их выдаче.

Еще одно изменение касается обязанности использовать в работе с военнообязанными сотрудниками личные карточки по форме № Т-2. Впредь для этих целей следует пользоваться учетными документами, которые утвердит Минобороны России. Пока соответствующих форм нет, но они появятся.

Последняя поправка вступила в силу 18.02.2020. Постановлением правительства от 06.02.2020 № 103 введена новая редакция п. 30 Положения, в котором теперь заявлено, что работодатель обязан выдавать работникам сведения для передачи в военкомат. Новая обязанность касается лиц, подлежащих воинскому учету, без регистрации по месту жительства и месту пребывания. Для передачи сведений утверждена и специальная форма.

Одновременно чиновники ввели правило, что при заполнении документов следует вписывать место фактического жительства или пребывания сотрудников, даже если оно не подтверждено регистрацией. Если работодатель узнал о смене места жительства, ему следует отразить это в документах и уведомить об изменениях военкомат в 2-недельный срок.

Военно-учетная работа (ВУР) условно подразделяется на следующие категории:

  1. Общий воинский учет.
  2. Специальный воинский учет — бронирование военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).

Готовое решение К+: Как работодателю организовать бронирование граждан, пребывающих в запасе

Цель бронирования граждан работодателем — обеспечить бесперебойную работу различных организаций, органов власти и органов местного самоуправления на период мобилизации и в военное время.

Порядок бронирования следующий:

  1. Узнайте в территориальной комиссии по бронированию, относитесь ли вы к тем, кто должен бронировать граждан (этой информации нет в открытом доступе).
  2. Издайте приказ о назначении ответственного за бронирование работника (это может быть как ответственный за воинский учет, так и другой работник), согласуйте проект такого приказа с военным комиссаром.
  3. Составьте новый план по ведению воинского учета и бронированию граждан, учтите в нем мероприятия по бронированию граждан.
  4. Составьте список работников, которых будете бронировать, в свободной форме и представьте его в военкомат.

Оформите отсрочки от призыва забронированных работников по правилам, которые вам расскажут в военкомате.

Вам нужно взаимодействовать с военкоматом по дополнительным вопросам, касающимся бронирования (например, уведомлять об аннулировании отсрочки от призыва) и ведения специального воинского учета.

Подробная инструкция с образцами документов

Как организовать учет военнообязанных сотрудников организации пошагово

Шаг 1. Назначение ответственного лица

Работа начинается с издания приказа и назначения ответственного лица и лиц, которые будут выполнять обязанности ответственного во время отсутствия основного сотрудника.

Пример приказа

В законодательстве четко не оговорено, кто ведет воинский учет, но в основном этой работой занимаются работники отдела кадров, а в небольших компаниях — руководитель или даже бухгалтер.

На основании постановления правительства от 27.11.2006 № 719, ответственных назначают, исходя из следующих нормативов:

  • 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
  • 1 освобожденный работник — если военнообязанных от 500-2000 человек;
  • 2 освобожденных работника (военно-учетный стол) — при наличии от 2000 до 4000 военнообязанных граждан;
  • 1 освобожденный работник — на каждые последующие 3000 граждан, поставленных на учет.

Копию приказа об ответственных за работу с военнообязанными необходимо предоставить в местный военный комиссариат (ВК). О последующих изменениях в составе работников надо уведомлять ВК.

Работнику кадровой службы или иному лицу необходимо включить функциональные обязанности ответственного за ведение воинского учета в трудовой договор и должностную инструкцию.

Шаг 2. Определить, с кем работать

Все граждане РФ обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ). Исключения составляют лица:

  • проходящие военную службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющие военной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

В соответствии с постановлением правительства № 719, методическими рекомендациями, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации 11.07.2017, необходимо учитывать:

  • мужчин призывного возраста (18-27 лет), не зачисленных в запас;
  • представителей мужского пола, находящихся в запасе;
  • сотрудников, обучившихся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
  • лиц, освобожденных от призыва;
  • мужчин старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедших службу;
  • граждан, уволенных из армии;
  • работников, служивших альтернативно;
  • женщин, получивших военные специальности.

Если выяснится, что работник не состоит на воинском учете, хотя должен, работодателю придется в двухнедельный срок уведомить военный комиссариат о таком гражданине. Новая обязанность появилась у компаний с 17.02.2019, когда вступил в силу Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ. Еще одна обязанность — вручить работнику направление в военкомат. Форма этого документа утверждена совместным приказом министра обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/197. Выглядит направление так:

Оборотная сторона

Учтите, что в законодательстве отдельно не оговорено, нужно ли ставить на воинский учет внешнего совместителя, но и нет исключений в зависимости от типа договора или места работы. Так что все правила распространяются и на внешних совместителей.

Если в организации осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ), то, помимо общего воинского учета, осуществляется еще и специальный. Для этого дополнительно разрабатываются и ведутся документы в соответствии с приложениями к инструкции от 03.02.2015 № 664с.

Шаг 3. Связаться с местным комиссариатом

Если воинский учет на предприятии раньше не велся либо компания создана недавно, для начала необходимо договориться о встрече в местном военном комиссариате. Сотрудники ВК проведут вводный инструктаж по теме воинского учета, выдадут методические указания и необходимые бланки, проконсультируют ответственного сотрудника по сложным или спорным вопросам в этом деле.

ВАЖНО!

Воинский учет и бронирование ГПЗ в организациях, которые являются филиалами, ведется по месту их нахождения. В случае отсутствия возможности и при необходимости данные передаются по почте из головного офиса.

Документооборот по военно-учетной работе

Компания, где осуществляется учет, предоставляет в ВК:

  • сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, любые изменения данных у состоящих на учете сотрудников (в двухнедельный срок);
  • списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет (каждый год — до 1 ноября), и ежегодно в сентябре — списки молодых людей 15 и 16 лет.

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:

  • для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета, справка взамен военного билета);
  • для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Компания-работодатель обязана создать и вести следующие документы по учету:

  • приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • картотеку личных карточек форм № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу. Форму Т-2 для этих целей планируется вскоре отменить или перевести в электронный формат, следите за поправками в законодательство;
  • журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • расписки о приеме документов воинского учета и корешки от них;
  • карточку учета организации (КУО форма № 18);
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями предприятий.

Кроме того, работодатель обязан вести разъяснительную работу с работниками, подлежащими учету. В соответствии с п. 27 методических рекомендаций, сотрудникам надо предоставить, среди прочего, справочную информацию по мобилизации и подготовке к ней.

Современные программные продукты позволяют автоматизировать часть ВУР, формировать и выводить на печать разные документы по воинскому учету.

Практическая часть

При приеме на работу, в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса, соискатель обязан предъявить военный билет, временное удостоверение или справку взамен него. На практике кандидаты иногда уклоняются от этой обязанности, ссылаясь на то, что военный билет находится в военкомате, утерян, отсутствуют бланки и т. д. В таком случае работодатель вправе отказаться от заключения трудового договора с соискателем, по крайней мере до момента предоставления всех документов. Работодатель может пойти навстречу и взять с будущего сотрудника письменную расписку, в которой указан срок предоставления документа.

Другой вариант — самостоятельное обращение в военкомат по месту регистрации работника с запросом о его статусе либо с информацией об отсутствии у уже принятого работника надлежащих документов и отметок.

В любом случае отсутствие военного билета надо зафиксировать письменно, чтобы обезопасить компанию от административной ответственности за нарушение требований закона об учете военнообязанных.

Если военный билет имеется, ответственное лицо снимает копию или сканирует его (заменяющий документ) полностью или со всех страниц, на которых есть записи.

ВАЖНО! С 19.10.2019 обязательному контролю подлежит наличие и подлинность персональных электронных карт, если в документах указано, что они выданы.

При заключении трудового договора работодатель обязан проконтролировать наличие отметки о регистрации в военкомате по месту жительства в паспорте, действительного военного билета или приписного свидетельства. Иногородние работники обязаны явиться в военкомат в течение 2 недель с момента получения временной регистрации. Если временная регистрация на срок более трех месяцев, то явка в военкомат обязательна. Помните про необходимость выдачи сведений по форме, утв. постановлением правительства от 06.02.2020 № 103, если работник подлежит учету. Такой бланк с заполненными данными выдают для предоставления в военкомат (работник несет его лично). И не важно, зарегистрировался гражданин по месту проживания (пребывания) или нет.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)

Актуальная пошаговая инструкция по воинскому учету в организации в 2020 году включает в себя и такое отдельное направление, как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Его цель — обеспечить кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время. Бронирование заключается в предоставлении лицам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, подлежат учету, но они освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки и от призыва на военные сборы.

Нормативное и методическое обеспечение, в том числе порядок бронирования организацией граждан, пребывающих в запасе, и контроль за этим осуществляет межведомственная комиссия Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.

Для бронирования лиц, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.

Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Иногда решения принимаются на уровне субъекта, как это делает Крым или Севастополь. Впоследствии это решение доводится до предприятия путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.

Бланки формы № 4 (удостоверения об отсрочке) по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ — профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании необходимо заполнить форму.

ВАЖНО! Ответственными лицами испорченные бланки СВУ сдаются для уничтожения в ВК не реже раза в квартал. Самостоятельно их уничтожать запрещено.

Отчетность для работодателей

Компании готовят отчеты по учету:

  • в федеральные органы государственной власти или в головной офис;
  • в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • в отдел военного комиссариата по месту нахождения (юридический адрес) компании.

Одновременно инструкция по бронированию военнообязанных на предприятии требует ежегодно сдавать:

  • отчет о численности работающих и отобранных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6;
  • доклад (пояснительная записка) о состоянии работы в этой сфере за отчетный период;
  • карточку учета (форма № 18).

Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения.

Предприятия, где не ведется бронирование, представляют в качестве отчета форму № 18.

Контроль за исполнением законодательства

Проверка в крупных компаниях (более 500 работников) проводится один раз в год. Проверка на небольших предприятиях (менее 500 человек) проводится один раз в течение 3 лет. Регулярность проверок в большей степени зависит от активности местного ВК, поэтому безопаснее своевременно заполнять все необходимые документы по учету и проводить плановые мероприятия.

Проверки осуществляют представители военкомата или органов местного самоуправления. Они должны оценить военно-учетную работу юридического лица на соответствие требованиям российского законодательства. Кроме того, они контролируют достоверность и полноту предоставляемых документов (после получения доступа к личным карточкам сотрудников, планам работы). Результаты проверки отражаются в специальном журнале в виде оценки.

Отказ от выполнения требований закона грозит ответственностью на основании Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 21.1 КоАП РФ, непредоставление руководителем или другим должностным лицом работодателя и должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за ВУР, в установленный срок списков сотрудников, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 рублей.

Основные термины и определения по воинскому учёту

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» под Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями, органами и специальными формированиями понимаются:

Вооруженные Силы Российской Федерации;

«другие войска» — пограничные войска, внутренние войска, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны;

«воинские формирования» — инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти;

«органы» — Служба внешней разведки Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, федеральные органы государственной охраны и федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации;

«специальные формирования» — создаваемые на военное время специальные формирования.

Аппарат усиления военного комиссариата — нештатное формирование, создаваемое при военном комиссариате из числа граждан, не подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, по составу способное обеспечить гарантированное оповещение, сбор и отправку мобилизационных ресурсов в войска на территории муниципального образования.

Военное время — период времени, в котором находится государство, с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий до момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического окончания.

Военнообязанный — лицо, состоящее в запасе и подлежащее призыву в Вооруженные Силы или другие войска Российской Федерации, а также граждане допризывных и призывных возрастов, состоящие на воинском учете.

Военнослужащий — лицо, состоящее на действительной военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Военно-учетные признаки — показатели воинского учета граждан, пребывающих в запасе, характеризующие их по:

возрасту (разрядам учета);

характеру прохождения военной службы (группам учета);

категории годности к военной службе по состоянию здоровья;

составу и воинскому званию;

военно-учетной специальности и воинской должности, а офицеров запаса, кроме того, — по профилям;

продолжительности военной службы и степени обученности (категории запаса).

Военно-учетные признаки определяются Министерством обороны РФ.

Военно-учетная специальность (ВУС) — военно-учетный признак, отражающий военную специальность военнослужащего или гражданина, пребывающего в запасе, и его принадлежность к виду Вооруженных Сил или других войск, воинских формирований. Каждой военно-учетной специальности присваивается свой цифровой код. Перечень военно-учетных специальностей утверждается Правительством Российской Федерации.

Военно-учетное подразделение — подразделение (работник) в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, осуществляющее воинский учет граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также, где это необходимо, — работу по бронированию граждан, пребывающих в запасе.

Военный билет — единый, бессрочный документ, определяющий отношение гражданина к исполнению воинской обязанности. Военный билет выдается при призыве на военную службу или при зачислении в запас.

Военный комиссар — должное лицо, возглавляющее военный комиссариат. ВК организует служебную деятельность военного комиссариата и руководит его работой. Он подчиняется заместителю начальника штаба по организационно-мобилизационной работе военного округа. ВК (начальник отдела) военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию подчиняется ВК субъекта Российской Федерации.

Военные сборы — проведение в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации, перечисленных в ст. 1 Федерального закона «Об обороне», мероприятий по подготовке и переподготовке граждан, пребывающих в запасе, к военной службе. Военные сборы — одна из форм исполнения гражданином Российской Федерации воинской обязанности.

Граждане, находящиеся в отставке, — граждане, достигшие предельных возрастов пребывания в запасе, или признанные в установленном порядке не годными к военной службе по состоянию здоровья и снятые с воинского учета.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу — граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете, до принятия решения призывной комиссией о призыве их на военную службу или зачислении в запас.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу по мобилизации, — граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.

Граждане, пребывающие в запасе, (ГПЗ) — граждане, состоящие на воинском учете:

а) уволенные с военной службы с зачислением в запас;

б) прошедшие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

в) не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

г) не прошедшие военную службу в связи с предоставленными отсрочками по достижении ими возраста 27 лет;

д) не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам;

е) прошедшие альтернативную гражданскую службу;

ж) женского пола, имеющие военно-учетную специальность.

Документы воинского учета — совокупность документов, подтверждающих пребывание офицера, прапорщика, мичмана, сержанта, старшины, солдата, матроса в запасе и его военно-учетные признаки.

Должность — предусмотренное штатным расписанием обобщенное наименование служебных обязанностей лица, замещающего эту должность, служебное место в иерархии управления.

Жизнеобеспечение населения — совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей в условиях военных конфликтов или в зоне ЧС, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных.

Запас Вооруженных Сил — состоящие на воинском учете военнообязанные, прошедшие военную службу или освобожденные от нее по различным причинам, но годные к службе в военное время.

Извещение о зачислении на специальный воинский учет — документ строгой отчетности, служащий основанием для снятия, забронированного гражданина с общего воинского учета и зачисления его на специальный воинский учет. Форма бланка извещения о зачислении на специальный воинский учет устанавливается МВК и выдается организациям в установленном порядке военными комиссариатами. Заполнение извещений и их представление в военные комиссариаты военно-учетными подразделениями организаций производится в соответствии с нормативными документами по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе.

Карточка алфавитная — документ вспомогательного учета. Составляется одновременно с заполнением учетной карточки на каждого военнослужащего. Алфавитные карточки на военнообязанных, состоящих на воинском учете, располагаются в алфавитном порядке в отдельной картотеке, которая служит для справочных целей.

Карточка учетная — учетно-воинский документ персонального учета прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса. Составляется военным комиссариатом на каждого из них. В нее на основании документально подтвержденных сведений вносятся социально-демографические данные, военно-учетные признаки и периоды прохождения военной службы ГПЗ. Типовая форма бланка учетной карточки разрабатывается Министерством обороны Российской Федерации.

Категории годности граждан к военной службе по состоянию здоровья — официально установленные характеристики годности граждан к военной службе по состоянию здоровья. Определяются военно-врачебными комиссиями в соответствии с постановлением Правительства РФ «Положение о военно-врачебной экспертизе». Выделяют следующие категории годности граждан к военной службе: «А» — годен к военной службе; «Б» — годен к военной службе с незначительными ограничениями; «В» — ограниченно годен к военной службе; «Г» — временно не годен к военной службе; «Д» — не годен к военной службе.

Категория учета — военно-учетный признак пребывающих в запасе, делящий мобилизационные людские ресурсы на 1-ю категорию (прослуживших более года, участников боевых действий, прошедших учебные сборы в общей сложности более года) и 2-ю категорию (все остальные).

Личная карточка (форма № Т-2) — утвержденная Государственным комитетом Российской Федерации по статистике форма, предназначенная для учета работающих граждан в организациях. Содержит также сведения о воинском учете граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Личный состав запаса — граждане, состоящие на воинском учете, не достигшие предельного возраста пребывания в запасе и признанные годными к военной службе по состоянию здоровья, предназначенные на воинские должности и должности гражданского персонала военного времени в соединения и воинские части, а также находящиеся в остатках свободных ресурсов.

Мобилизационная готовность Вооруженных Сил — состояние Вооруженных Сил, определяющее их способность к организованному проведению мобилизации (мобилизационному развертыванию) в установленные мобилизационным планом сроки, а военных комиссариатов к проведению мобилизации людских и транспортных ресурсов и подаче их по предназначению.

Мобилизационная готовность экономики РФ — состояние экономики, позволяющее в установленные сроки перейти на работу по мобилизационному плану экономики РФ и устойчивому функционированию по удовлетворению потребностей Вооруженных Сил РФ и других войск, обеспечению государственных нужд и нужд населения военного времени.

Мобилизационное задание — мобилизационный директивный документ, устанавливающий задание организации на поставку продукции (работ, услуг) для государственных нужд в расчетном году в составе плана РФ на расчетный год или в целях обеспечения указанного плана, а также для обеспечения жизнедеятельности населения и удовлетворения других государственных и местных нужд. Мобилизационное задание размещается на договорной (контрактной) основе и финансируется за счет средств соответствующих бюджетов.

Мобилизационное предписание — документ, выдаваемый военным комиссариатом (отделом военного комиссариата) или органами ФСБ России и СВР России гражданину, пребывающему в запасе, и определяющий его действие при объявлении мобилизации.

Мобилизация в Российской Федерации — комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав военного времени. Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

Мобилизационные органы — штатные подразделения или, в зависимости от объема работ, специально назначенные работники в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), имеющих мобилизационные задания или задачи по мобилизационной работе. На эти подразделения возлагается организация планирования мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации, координация и контроль проводимых в этой области работ.

Наибольшая работающая смена — максимальная (при работе в несколько смен) численность смены рабочих и служащих (как правило, первая смена).

Оборона — система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Органы по бронированию ГПЗ — юридически и организационно оформленные органы управления, осуществляющие работу по бронированию ГПЗ на всех уровнях системы бронирования. К числу этих органов относятся:

а) Межведомственная комиссия по вопросам бронирования ГПЗ;

б) подразделения по бронированию ГПЗ в федеральных органах исполнительной власти;

в) территориальные комиссии по бронированию ГПЗ (суженные заседания в субъектах);

г) районные (городские) комиссии по бронированию ГПЗ (суженные заседания);

д) военно-учетные подразделения организаций;

е) военные комиссариаты.

Отсрочка от призыва на военную службу — перенос в установленном порядке гражданам, пребывающим в запасе, и гражданам, подлежащим призыву на военную службу, срока призыва на военную службу на более позднее время по основаниям, установленным нормативными правовыми актами.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет — комплекс мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан мужского пола, которым в год постановки на воинский учет исполняется 17 лет, определению их годности к военной службе по состоянию здоровья, профессиональному и психологическому отбору для определения пригодности к подготовке по ВУС и принятию решения о постановке гражданина на воинский учет, либо зачислению в запас или об освобождении гражданина от исполнения воинской обязанности.

Перечень должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе — нормативный документ, на основании которого гражданам, пребывающим в запасе, занимающим определенные должности или рабочие профессии в организациях данной отрасли (данного органа государственной власти или организации) и имеющим определенные показатели по воинскому учету (воинское звание, возраст, состав, профиль, разряд учета и т.д.) предоставляется отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.

Повестка военного комиссариата — официальный письменный документ, которым военный комиссариат (отдел военного комиссариата) уведомляет гражданина, подлежащего призыву на военную службу, или ГПЗ о выполнении им каких-либо указаний (распоряжений) по вопросам воинского учета, призыва на военные сборы, бронирования, мобилизации и т.п.

Постоянная техническая комиссия — комиссия, назначенная руководителем организации, осуществляющая контроль за состоянием мобилизационной подготовки в организации и разрабатывающая мероприятия по устранению недостатков.

Призыв на военную службу по мобилизации — укомплектование (доукомплектование) личным составом воинских частей и формирований, развертываемых по штатам военного времени, за счет граждан, пребывающих в запасе.

Призывник — лицо, подлежащее по Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу. Призывниками именуются граждане, поставленные на первоначальный воинский учет.

Разряд запаса (по воинскому учету) — военно-учетный признак воинского учета граждан, пребывающих в запасе, по возрасту и в соответствии с воинским званием. Установлен Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Расчетный год — период, равный календарному году, но начинающийся с момента ввода в действие мобилизационного плана экономики государства (плана на расчетный год). Ввод в действие плана расчетного года осуществляется Правительством РФ.

Ресурсы мобилизационные — людские мобилизационные ресурсы, транспортные ресурсы, материальные ценности и другие ресурсы, используемые в интересах мобилизационного развертывания Вооруженных Сил РФ.

Ресурсы трудовые — трудоспособное (по состоянию здоровья) население страны (мужчины: в возрасте от 16 до 59 лет, женщины: в возрасте от 16 до 54 лет), по своим физическим данным, знаниям и практическому опыту способное выполнять работу в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях как в мирное, так и в военное время.

Территориальный перечень должностей и профессий, по которым бронируются ГПЗ, — перечень должностей и профессий, по которым бронируются ГПЗ, работающие в организациях, находящихся в сфере ведения исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и организаций, расположенных на территории субъекта РФ, находящихся вне сферы ведения федеральных органов государственной власти.

Удостоверение об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время — документ строгой отчетности, подтверждающий предоставленную гражданину, пребывающему в запасе, отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время. Форма бланка удостоверения об отсрочке от призыва по мобилизации и в военное время.

Условия бронирования граждан, пребывающих в запасе, — совокупность конкретных значений военно-учетных признаков (состава, возраста, воинского звания, профиля и т.п.), соответствие которых дает основание для бронирования граждан, пребывающих в запасе, по перечням должностей и профессий.

Учет воинский — государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Учет воинский граждан осуществляется в соответствии с Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Учет ГПЗ в организациях — учет ГПЗ в организациях, осуществляемый военно-учетными подразделениями (специально назначенными работниками) организаций, в целях своевременного бронирования ГПЗ, заблаговременной подготовки необходимых кадров для замены специалистов, подлежащих призыву в Вооруженные Силы РФ и оказания помощи военным комиссариатам в проведении оборонных мероприятий и поддержания ими воинского учета в актуальном состоянии.

Явка граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, — прибытие граждан в установленные сроки на пункты сбора военного комиссариата для дальнейшей отправки их на пункты приема личного состава воинских частей.

Я, кстати, не пошутила. Однажды, когда мы автоматизировали КДП меня вполне серьезно спрашивали о том, зачем нужен раздел отчетов про воинский учет и «можно ли их как-нибудь убрать». Сдержать вопрос: «А не убрать ли вам отчеты по штатному расписанию?» не удалось и посмотрели на меня как на странную.

Но это все лирика. Погнали.

Важно! В этой статье я расскажу только о процессе постановки с моим опытом и 1С. Тонкостей ведения ВУ здесь не будет, хотя могу и их написать как-нибудь (только попросите).

Итак, вы пришли в организацию (или прочли в интернетах), что есть такой зверь, как воинский учет. Начнем с ответа на вопрос, а надо ли? Федеральный закон «Об обороне» однозначно говорит: надо. При этом он использует мерзкое слово «обязанность». Иначе говоря, все работодатели независимо от численности штата и формы собственности обязаны вести воинский учет.

На счастье работодателей наши военкоматы крайне мало автоматизированы, так что вероятность того, что если вы учет не ведете, к вам нагрянут с проверкой невелика. Но лично я предпочитаю придерживаться постулата «Не если, а когда» и просто веду ВУ.

Обычно организации считают себя выше этой обязанности, во-первых, потому что вряд ли кто-то придет, а во-вторых, потому что штрафы копеечные. Оно того не стоит, говорят они. Но если вы – «белая» организация, то стоит припомнить требования ТК РФ к документам, предъявляемым работниками при приеме на работу, где русским по белому значится военный билет. Так что хотя бы увечный воинский учет вести вы будете.

А теперь давайте пошагово:

*важно: все, что будет ниже учитывает автоматизацию на 1С ЗУП 3.1 и многократно откатано только в Санкт-Петербурге. Я знаю, что в других регионах все примерно так же, но различия встречаются часто, так что если сомневаетесь, лучше свяжитесь с вашим районным военным комиссариатом (далее – ВК) для уточнения деталей.

Шаг 0: настройка программы

На самом деле, ничего сверхъестественного, но я покажу на всякий случай.

Во-первых, в настройках кадрового учета включаем воинский учет.

Вероятнее всего, вам не нужно морочиться с бронированием. Если нужно – вы об этом, с шансами, знаете и моя статья вообще вам не особо-то пригодиться.

Но все же: в случае мобилизации граждан (по поводу установления военного положения, например), многие государственные структуры «бронируют» для себя граждан, пребывающих в запасе (обычно, доктора и высокие офицерские чины), которые будут сняты со своей работы у вас и отправятся выполнять государственные задания. Так вот работа по бронированию включает в себя учет таких граждан и возможный оперативный поиск замены для них в целях сохранения производственного процесса (можно подумать, кто-то сможет в этом случае работать, а не переживать за коллегу). В Питере, при постановке на ВУ работник ВК может сам вам сообщить о том, что вам нужно и бронирование организовывать (если вы – медучреждение, например). Больше про бронирование писать не буду, если кому-то необходима и о нем инструкция, я составлю ее отдельно, уж больно тема благодатная.

Вторая настройка, которую стоит сделать – это настройка категорий должностей (для отчетности).

Идем в список должностей, открываем каждую и задаем параметры, соответствующие должности:

Сомневаетесь, к какой категории относить должность? Открываем профстандарты или принятые у вас на предприятии должностные инструкции (или любые другие документы, где отражены требования к кандидатам на конкретную должность) и смотрим, что написано. Если в требованиях указано высшее образование, например, крайне сомнительно, что это рабочие (хотя всякое бывает). Это не совсем правильно, возможно, зато отработанная годами схема не подводит.

С тем, что бухгалтеры, КДПшники, программисты всех мастей и менеджеры по продажам – это специалисты, придется смириться.

Шаг 1: сбор сведений

Собственно, собираем военные билеты. Тут важно отметить, что нам не интересно служил ли работник, нам интересен его статус по отношению к ВУ РФ. То есть штамп учетный.

Еще сведения о ВУ РФ могут предоставить в виде приписного и удостоверения офицера (суть – тот же военный билет, обложка только другая).

И вот тут рекомендация лично от меня, даже две, наработанные годами опыта. Во-первых, не копируйте военники. Сканируйте и сохраняйте цветные сканы. У меня в программе в приложенных файлах все счастливо существует. Как правило, штампы в ВК в достаточно плохом состоянии (а может руки у тех, кто ими пользуется) и даже на живом военном билете его очень сложно бывает разобрать. Во-вторых, сканируйте все страницы. Не только заполненные, а вообще все. У меня, например, были случаи, когда пытались мобилизовать работников куда-нибудь в связи с ошибкой работников ВК и именно отсутствие отметок в военном билете, который я им за минуту предоставила, натолкнул молодых офицеров на мысль, что кто-то из нас бредит. Понятно, что все решится и без того, но зачем организовывать всем лишнюю головную боль, а работнику веселое приключение за ваш счет, если этого легко можно избежать?

Кроме того, при сборе сведений стоит помнить о том, что не только мужчины могут быть военнообязанными. О наличии или отсутствии воинской обязанности вам однозначно подскажет страница 13 паспорта гражданина РФ, где собственно ставится соответствующий штамп (да, в паспорте я тоже сканирую все страницы, как раз во избежание таких сюрпризов).

Итак, у нас есть военный билет и мы вносим его сведения. Делаем мы это в сотруднике на вкладке «Воинский учет».

Из опыта: все, кто имеет отметку «не служил» — вторая категория запаса и всегда рядовой, с соответственным профилем. Все, у кого есть история прохождения службы – первая категория и, соответственно, может быть отличное от «рядового» звание.

У нас есть несколько вариантов отношения к воинской обязанности:

Тут, наверное, все понятно. Статус «Военнообязанный» присваивается на основании наличествующего в паспорте штампа. Если его нет, а перед вами юноша восемнадцати лет, например, он – призывник (или уже имеет документы, подтверждающие отсутствие обязанности). Во всех остальных случаях – ставим статус «Не военнообязанный» — чаще всего, женщинам и инвалидам.

Если работник по возрасту или состоянию здоровья должен сняться с ВУ, он все равно военнообязанный. Этот параметр в другом месте проставляется.

Статус отражаем реальный, самим потом проще будет концы искать. О том, что работник снят с воинского учета всегда есть штамп в военном билете. Тут мне сложно назвать точную страницу документа, потому как их много разных серий, но несколько страниц для отметок о постановке на ВУ есть во всех в конце (как правило).

Отмечу, что иностранных граждан мы на ВУ в РФ не ставим.

Военкоматы придется заводить руками.

Возможно, когда-нибудь и появится справочник, который можно подтянуть, а может и уже есть, просто я не в курсе, но пока что заводим все руками. ВК своего региона можно заводить сразу все не глядя, они точно будут, даже если в компании у вас двадцать человек.

Штамп о состоянии на воинском учете может быть нечитаемым. Тут у нас есть варианты: мы можем спросить работника, возможно он точно помнит, в какой ВК ходил, а если он не помнит, можем сопоставить адрес прописки с районным ВК и надеяться, что все соответствует (как правило, соответствует).

При этом все есть частый вопрос от работников: «А что будет, если я не принесу/не сделаю военный билет?». На него есть правильный ответ: «Отстраню от работы до исправления», но поскольку наши соотечественники не очень понимают прикола отстранений до исправления, есть чуть менее правильный и чуть более действенный ответ: «Уволю, к чертовой матери». Обычно косятся недоверчиво, но не проверяют.

Если народу у вас много, то сбор сведений – самая долгая часть. Собрали половину, можно уже и в ВК по месту регистрации юрлица топать.

Шаг 3: постановка на ВУ

Рекомендую сперва позвонить в тот ВК, который вы считаете вашим районным. Возможно, вы не правы, а чего зря ездить.

Сперва едем в ВК (актуально для СПб) и получаем картонную карточку учета и заявление о постановке на ВУ. В офисе все заполняем и готовим пакет документов, чтобы собраться с силами для второго захода к барышням (а в картотеке обычно барышни).

Готовим приказ об организации воинского учета. В настройке нашей организации во вкладке учетная политика есть даже возможность вывести стандартные формы на печать, а не гуглить их и не делать руками:

Этим приказом мы, во-первых, организуем ВУ, во-вторых, назначаем ответственного за сведения и того самого крайнего, кто на случай «временного убытия» на вопросы будет отвечать.

Приказ печатаем в двух экземплярах (в Петербурге так, в других регионах может быть иначе).

План работы тоже печатаем, в одном экземпляре, полностью заполняя только шапку.

Кроме того, покупаем/печатаем/расчерчиваем тетрадку журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации. Форма стандартная, в методических рекомендациях приведенная.

Кстати, вы можете получить в ВК номер телефона ответственного за это все в администрации района/города лица, которое пришлет вам методические рекомендации со всеми документами (актуально в СПб).

Еще нам нужно будет нагуглить (или получить в комплекте из администрации) должностную инструкцию ответственного за ВУР, утвержденная версия которой тоже поедет в ВК.

Кроме того, готовим личные карточки по форме Т-2 (отдельно печатаем для картотеки) и «Сведения о гражданине, подлежащем воинскому учету, и принятии (поступлении) его на работу (в образовательную организацию) или увольнении (отчислении) его с работы (из образовательной организации)». Вот тут и начинаются наши одинэсочные отчеты:

Этот отчет формируется на основании тех данных, которые мы заполняли в шаге 2 по сотрудникам. Я лично просто печатаю с тем, что есть, а потом при распечатке личных карточек проверяю, чтобы все было заполнено и без опечаток (люблю я их, знаете ли). Но можно и при формировании документов проверить и переформировывать пока не будет все правильно. За исправления ручкой в ВК не бьют, если что.

В настройках отчета мы можем настроить тех, кто будет выводиться в печатной форме (как почти всегда, собственно).

В некоторых регионах ВК требуют личные карточки по форме Т-2 ВУР. Этот момент стоит уточнить при первом визите. В Питере и обычные благосклонно принимают, так что печатаю их, проверяя, чтобы все, что нужно было заполнено. По данным воинского учета обычно просят, чтобы было заполнено все, что было показано на рисунке из шага 2:

Вот с таким комплектом мы и идем в ВК во второй раз:

  1. Карточка учета (картонка, которую дали при первом визите)
  2. Заявление (которое дали при первом визите)
  3. Приказ об организации военно-учетной работы (в двух экземплярах)
  4. План работ
  5. Должностная инструкция ответственного за ВУР
  6. Сведения о гражданах, подлежащих ВУ
  7. Личные карточки

Я вполне искренне считаю, что если у вас много народу в организации, не стоит даже пытаться собрать все сразу. Времени потратите гору, а толку – чуть. Так что я собираю половинамии-третями и вожу. Нет, барышни в ВК обработают сколько притащу, но смысл?

Во время второго визита у вас заберут пункты с первого по пятый списка, а пункты шесть и семь вы вместе отсмотрите.

Сведения по гражданам, состоящим на учете в ВК вашего города военкомат переправит сам, а о тех, кто состоит на учете в других регионах придется почтой отправлять вам. Личные карточки, которые мы готовили, проштампуют и вернут вам для организации картотеки.

Отмечу, что те же личные карточки, которые вы заводите для личного дела при трудоустройстве не подойдут (не спрашивайте, я не знаю – все требуют всегда отдельные). На инфостарте полно обработок для печати Т-2 ВУР, можете просто воспользоваться одной из них 😊

Если по кому-то из работников будут вопросы или необходимо проверить информацию, комплекты документов вам просто вернут на доработку.

Личные карточки работников, которые состоят на ВУ в других регионах, вам проштампуют здесь же, ничего слать и молиться, чтобы вернули не придется.

В конце этого визита вам дадут справку о том, что с сегодняшнего дня ваша организация официально состоит на воинском учете и внесут соответствующую запись в журнал проверок.

Таких заходов будет несколько, пока всех военнообязанных не предоставите и призывников не сдадите.

В следующий ваш визит вам отдут немножко документов со второго (с подписью военкома, все дела).

Шаг 4: администрация

Возможно, не в Питере это организовано иначе, но я все-равно расскажу. После того, как мы свели все-все данные и сдались в ВК, мы должны предоставить в администрацию района отчет по форме 18 на дату начала ведения воинского учета.

Он формируется на базе всех данных и настроек, которые мы делали в шагах 0, 1 и 2. Я рекомендую делать это после того, как получили штампы на все личные карточки, чтобы повысить достоверность предоставляемой информации.

В последствии, вы будете сдавать этот отчет ежегодно.

Шаг 5: организация картотеки

Наконец, у нас на руках есть пачка проштампованных военкоматом личных карточек военнообязанных работников, которые надо хранить.

Во-первых, законодатель настаивает на том, что храниться это богатство должно в железном шкафу, запирающемся на замок.

Во-вторых, мне удобно делать это в лотках такого типа:

Потому что мы должны составить четыре раздела картотеки:

  • Офицеры
  • Все простые смертные (прапорщики, мичманы, сержанты, старшины, солдаты, матросы)
  • Барышни
  • Призывники

В рамках каждого раздела картотеки поддерживается алфавитный порядок.

А я беру вот такой шестисекционный лоток, где дополнительно храню журнал и все хохоряшки по проверкам и комплекты по принятым сотрудником, которые я еще не свозила в ВК.

Про номенклатуру дел для картотеки ВУР. Я не веду и ни разу ничего мне за это не было, но не факт, что так же будет у вас. Вполне вероятно, я глубоко в этом вопросе не права.

Шаг 6: ведение воинского учета

При приеме на работу и увольнении мы формируем сведения о гражданине, подлежащем ВУ, печатаем или заполняем личную карточку и везем ее в ВК.

Чаще всего, меня просят подкопить несколько штучек и возить кучками. Часто ВК не против того, чтобы я направляла сведения почтой, а личные карточки довозила кучкой (хотя мне так не очень удобно). Тут уж как договоритесь с ВК.

К вам ежегодно будет ходить проверка, проверять картотеку и достоверность сведений. Ничего страшного в ней нет, никто особо не стремиться вас закопать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх