Куперс

Бухучет и анализ

Вопросы для юриста

Главная / Архив номеров / № 1 (49) 2016 /Статья Почему я (не) хочу быть адвокатом. Рассуждения на тему грядущей адвокатской монополии

Острая для всего российского юридического сообщества тема монополизации нашей профессии адвокатурой с разной степенью интенсивности обсуждается на протяжении всего последнего десятилетия. Однако особую актуальность она приобрела за последний год в связи с разработкой Министерством юстиции РФ Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи.

Сергей Семенов, магистр юриспруденции

Суть предложений чиновников сводится к объединению всех (за незначительными исключениями) лиц, оказывающих на профессиональной основе юридические услуги, на базе существующей адвокатуры, и установлению исключительного права адвокатуры на судебное представительство.

Столь радикальная программа реформы вызвала бурную реакцию со стороны носителей профессии – юристов. На страницах печати и в социальных сетях, особенно специализированных, высказана и продолжает высказываться более или менее обоснованная критика, звучащая как со стороны юристов, не являющихся адвокатами, так и со стороны действующих представителей адвокатского сообщества.

Свое отношение к предстоящей реформе и концепции ее проведения я попытаюсь изложить в данной статье.

Необходимость и основная идея реформы рынка юридических услуг

По мнению авторов, в изложенном тексте Концепции (в том ее варианте, который доступен мне на момент написания настоящей статьи) основной задачей предстоящей реформы является объединение разрозненной сферы профессиональной юридической помощи в единое профессиональное сообщество. Предполагается, что оно будет подчиняться общим правовым и этическим правилам, объединяющим лучшие стандарты как сегодняшней адвокатуры, так и юридического консалтинга. Авторы Концепции исходили из той посылки, что исторически в России сложилось два параллельных рынка юридических услуг: адвокатура и юридический бизнес, в связи с различным регулированием которых разброс качества оказываемых услуг оказался слишком большим – от высокопрофессиональных до самого низкого уровня, граничащих с преступными практиками, а подчас и вовлеченными в них.

А поскольку действенных правовых механизмов привлечения недобросовестных участников рынка нет, авторами Концепции делается вывод о необходимости объединения всех профессионалов от юриспруденции на базе современной адвокатуры.

По моему мнению, из указанных посылок вряд ли можно было сделать такой вывод. Адвокатура и рынок юридического консалтинга действительно развиваются параллельно с 90-х годов прошлого столетия. В обоих случаях можно найти как профессионалов высокого класса, так и дилетантов, и даже преступников. Но, во-первых, действительно ли нет правовых рычагов воздействия на недобросовестных представителей профессии, а во-вторых, характерна ли приведенная характеристика исключительно для юридического рынка? Я считаю, что ответ на оба вопроса: нет.

Для любой сферы приложения человеком своих знаний, умений и навыков существует определенная дисперсия профессионализма. При этом нет никакой разницы, объединены ли занятые в такой сфере лица в корпорацию или некоммерческое объединение, или действуют независимо друг от друга: каждый из нас может привести примеры хороших и плохих дантистов, автослесарей, парикмахеров и т.п. Принадлежность к крупной организации или отсутствие таковой также не может служить критерием качества профессиональной среды. Не секрет, что купить, например, просроченные продукты с равной долей вероятности можно и в крупной торговой сети, и в маленьком магазине возле дома.

Что касается отсутствия правовых механизмов воздействия на недобросовестных участников рынка, этот вывод разбивается даже при поверхностном анализе действующего законодательства. И адвокат по соглашению, и исполнитель по договору оказания юридических услуг несут ответственность перед своими доверителями/заказчиками на основании гражданского законодательства. Если же вести речь о механизме избавления профессиональной юридической корпорации от недостойных участников, то лишение права заниматься определенной деятельностью также уже существует в виде дополнительного наказания в уголовном законе. Создание же административных или дисциплинарных вариантов «запрета на профессию» может привести к широким возможностям для злоупотреблений в борьбе с неугодными юристами.

По моему глубокому убеждению, формировавшийся десятилетиями рынок юридических услуг не требует столь скорых и столь коренных изменений.

Возможные последствия реализации реформы в нынешнем виде.

Попытаюсь ответить на ряд вопросов о целях реформы и возможности их достижения.

Приведет ли ограничение на судебное представительство к росту конкуренции на рынке юридических услуг?

Авторами Концепции со ссылкой на государственную программу «Юстиция» одной из задач реформы называется развитие и поддержание конкуренции на рынке профессиональных юридических услуг путем ограничения доступа на рынок для недобросовестных участников. При этом отмечается невозможность в полной мере реализации гражданами и организациями их конституционного права на судебную защиту по причине как раз-таки обилия различных субъектов, оказывающих юридические услуги.

Сама формулировка задачи вызывает недоумение у любого, кто хотя бы поверхностно знаком с экономической теорией. Невозможно представить ни развитие, ни поддержание конкуренции на свободном рынке путем ограничения доступа на него.

Под благовидным предлогом защиты потенциальных получателей услуг от разного рода жуликов и непрофессионалов, реализуется не развитие конкуренции, а ее ограничение.

Под благовидным предлогом защиты потенциальных получателей услуг от разного рода жуликов и непрофессионалов, реализуется не развитие конкуренции, а ее ограничение, монополизация рынка, которая, как известно, ведет не к удешевлению услуг и росту их качества, а наоборот, – к удорожанию и ухудшению.

Сложно представить позитивные общественные сдвиги в результате реформы, в основе которой лежит заведомо порочная идея.

Возрастет ли доступность юридических услуг в случае реализации реформы?

Моделируя постреформенную ситуацию на рынке, можно прийти к выводу о сокращении числа лиц, профессионально оказывающих юридические услуги: кто-то не пройдет экзамен, кто-то будет отсеян в борьбе за «чистоту рядов». Юристы, не затронутые реформой (инхаусы, сотрудники госорганов, нотариусы, патентные поверенные и омбудсмены) не смогут представлять в судах интересы своих знакомых и родственников, а равно любых других лиц, доверяющих их профессиональным навыкам. Оставшаяся часть новых и старых адвокатов будет неравномерно распределена в пользу больших городов, доступ жителей провинции к качественной юридической помощи будет еще более ограничен.

Означает ли введение адвокатской монополии переход к профессиональному представительству?

Получение адвокатского статуса связано с наличием высшего юридического образования. Однако тождества между наличием диплома и профессионализмом нет. По статистике 70% дипломов о высшем юридическом образовании в России получены заочно, что частенько означает очень низкое качество подготовки специалистов. Получение образования в очной форме также не на 100% гарантирует профессионализм у обладателя диплома. Практическое подтверждение высказанным тезисам знает каждый, кто уделил юридической практике больше двух недель профессиональной жизни.

Поэтому принудительный переход всех практикующих специалистов в адвокатуру не будет означать повышение профессионального уровня рынка в целом.

Отвечают ли существующие и планируемые формы организации деятельности адвокатов реалиям рынка?

Ограниченное количество форм организации деятельности адвоката вряд ли можно считать адекватным современному уровню развития юридического рынка и сформировавшемуся запросу клиентов к качеству оказания услуг.

Осуществление крупных юридических проектов лучше реализуется существующими юридическими компаниями с привлечением большого количества юридического и вспомогательного персонала.

По статистике 70% дипломов о высшем юридическом образовании в России получены заочно, что частенько означает очень низкое качество подготовки специалистов.

В более простых и приземленных делах стала нормой ситуация, когда услуга оказывается лицом, которое одновременно может быть работодателем в одном месте, содержать собственную юридическую практику, и работником в другом, осуществляя функции юрисконсульта.

По моему собственному профессиональному пути, начавшемуся в 2004 году с совмещения работы с учебой в институте, включающему опыт и работы по найму, и фриланс, и собственную юридическую компанию, и внешнее консультирование, невозможно помыслить не только адвокатскую монополию, но и вообще любое ограничение форм ведения юридического бизнеса. На этом поле должны цвести сто цветов.

В свете неумолимо приближающейся информатизации юридического бизнеса и переноса услуг в сеть уже в среднесрочной перспективе можно увидеть ситуацию, когда при должном уровне инвестиций в IT для юристов компании с традиционным подходом останутся на обочине рынка. Про адвокатские кабинеты и юридические консультации при таком развитии событий клиенты забудут через два дня.

Позитивные моменты в реформе.

Самая плохая форма критики – это критика огульная. Невозможно сохранить объективность освещения, видя только негатив. Так и Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи имеет в себе ряд положительных моментов.

Отличной идеей представляется мне введение в профессию единых этических стандартов. На сегодняшний день соблюдение норм профессионального поведения обеспечивается исключительно совестью конкретного юриста. Случаи конфликта интересов, неправомерного распоряжения конфиденциальной информацией и т.п. нередки на уровне повседневных практик.

Кроме того, в Концепции подчеркивается необходимость обеспечения регулярного профессионального совершенствования и подтверждения квалификации, что так же является хорошей идеей. Необходимость постоянного (не реже одного раза в год) повышения квалификации является насущной необходимостью для каждого юриста. В противном случае существует опасность выпасть из контекста актуальных изменений законодательства и судебной практики. И хотя отмеченное является секретом Полишинеля, закрепление этой идеи на уровне Концепции не делает ее плохой.

Варианты влияния на ситуацию со стороны профессионального сообщества.

Одним из основных моментов реформы, вызвавшим наибольшее недовольство со стороны юридического сообщества, стала ее кулуарная, по сути, тайная подготовка. Проект Концепции не был опубликован официально, к его обсуждению не привлекались ни представители юридической науки, ни юристы-практики (за небольшим исключением).

А ведь организация самого широкого обсуждения проекта Концепции могла бы снять некоторые противоречия и сгладить острые углы в наметившемся противостоянии сторонников и противников реформы. Тем более что опыт проведения подобных дискуссий в нашей стране имеется: при подготовке поправок в Гражданский кодекс РФ обсуждение Концепции реформирования гражданского законодательства шло несколько лет. В него были вовлечены ученые, практики, студенты-юристы и вообще все желающие. Перенос подобного опыта на предстоящую реформу рынка мог бы сказаться положительным образом на ее результатах.

Самому же юридическому сообществу, по моему мнению, необходимо отбросить распри и объединиться для максимального учета своих интересов при неизбежности проведения реформы.

При подготовке текста статьи мной был проведен опрос действующих адвокатов. Было задано два вопроса:

1. Каковы самые большие минусы современной адвокатуры, если они есть?

2. Ваше отношение к ограничению на судебное представительство?

Ответы согласившихся поучаствовать в опросе адвокатов (спасибо вам большое!) публикуются ниже:

Иван Кадочников, адвокат, Свердловская областная коллегия адвокатов

1. Российская адвокатура является «наследницей» советской уголовной адвокатуры. Соответственно, российская адвокатура по сути и содержанию не регулирует участие в оказании юридических услуг, не связанных с уголовным процессом. Отсюда все «болезни», «перегибы» и другие особенности.

2. Это нормальная ситуация с ограничением судебного представительства, так как аналогичные нормы действуют в большинстве европейских стран.

Константин Акулич, адвокат Челябинская коллегия адвокатов «Канон»

1. Жирный минус адвокатуры в работе по назначению. Низкие расценки влекут то, что адвокаты набирают себе большое количество дел, чтоб обеспечить себе жизнь. Это количество не позволяет осуществлять качественную защиту. Более того, при оплате труда по назначению, учитывается только фактическое участие в следственных действиях и судебных заседаниях. Вместе с тем, для качественной защиты необходимо огромное количество непроцессуальных действий, которое не оплачивается, а поэтому зачастую не осуществляется. Все это создает в обществе негативное представление об адвокатах, как о бездельниках.

Решить эту проблему можно, не назначая защитника в каждое дело, где нет соглашения. Государство гарантирует бесплатную юридическую помощь, но ее надо оказывать адресно тем людям, которые не в состоянии нанять себе адвоката и могут это документально обосновать.

Еще одна проблема – «адвокаты-решалы». Желание платежеспособных клиентов уйти от ответственности порождает «адвокатов-решал». Данное явление запрещено как кодексом этики, так и уголовным кодексом. Но спрос рождает предложение. Вместе с тем у адвокатуры нет действенных механизмов для борьбы с этим явлением. В целом, «адвокаты-решалы» также вызывает негодование как у общественности, так и у юридического сообщества.

2. В целом – «за», но с целью ускорения процессов и соблюдения разумных сроков. Кроме того, не адвокаты, не связанные никакими этическими правилами, могут использовать в работе чудовищные формы деятельности: злоупотреблять процессуальными правами безнаказанно, менять доверителей в рамках одного процесса и т.д.

Иван Еременко, адвокат, Свердловская областная коллегия адвокатов

1. Невозможность противостоять адвокатам, работающим в связке с правоохранительными органами, и привлекать их к ответственности.

2. К ограничению на судебное представительство отношусь отрицательно.

Сергей Семенов, магистр юриспруденции

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2017 года N 1297

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911

(с изменениями на 28 августа 2018 года)

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 октября 2017 года N 1297

(с изменениями на 28 августа 2018 года)

1. В пункте 1:

а) абзацы второй и третий изложить в следующей редакции:
«Правила оказания медицинской помощи (медицинского обеспечения) военнослужащим войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы из войск национальной гвардии Российской Федерации и внутренних войск, со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системе, органах федеральной фельдъегерской связи, а также лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции;
Правила оказания медицинской помощи (медицинского обеспечения) членам семей отдельных категорий военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, лиц начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, членам семей отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системе, таможенных органах Российской Федерации, органах федеральной фельдъегерской связи, а также лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции;»;

б) абзац четвертый после слов «таможенных органов Российской Федерации» дополнить словами «, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции,»;

в) в абзаце пятом слова «со службы в органах» заменить словами «с военной службы из войск национальной гвардии Российской Федерации и внутренних войск, со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах»;

г) абзац шестой после слова «военнослужащих» дополнить словами «, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции,».

2. Пункт утратил силу с 7 сентября 2018 года — постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2018 года N 1019..

3. В Правилах оказания медицинской помощи (медицинского обеспечения) сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системе, органах федеральной фельдъегерской связи, а также лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, утвержденных указанным постановлением:

а) наименование изложить в следующей редакции:
«Правила оказания медицинской помощи (медицинского обеспечения) военнослужащим войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы из войск национальной гвардии Российской Федерации и внутренних войск, со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системе, органах федеральной фельдъегерской связи, а также лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции»;

б) в пункте 1:
в подпункте «а»:
слово «сотрудникам» заменить словами «военнослужащим войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — военнослужащие), сотрудникам»;
после слов «уголовно-исполнительной системы,» дополнить словами «лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции,»;
слова «подразделениях, частях,» исключить, слова «(далее — медицинские организации)» исключить;
подпункт «б» изложить в следующей редакции:
«б) гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы из войск национальной гвардии Российской Федерации и внутренних войск по основаниям, указанным в абзаце первом пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системе с правом на пенсию и имеющим стаж службы (выслугу лет) в указанных учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах федеральной фельдъегерской связи с правом на пенсию и имеющим стаж службы в указанных войсках и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в войсках и органах по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении) (далее — граждане, уволенные с военной службы (службы), в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), медицинскими изделиями в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации, — бесплатно.»;

в) дополнить пунктом 1_1 следующего содержания:
«1_1. Медицинская помощь за счет средств, выделяемых из федерального бюджета Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, оказывается:

а) военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по назначению врача (фельдшера), медицинскими изделиями в медицинских подразделениях, воинских частях и организациях Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, — бесплатно;

б) гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы из войск национальной гвардии Российской Федерации и внутренних войск по основаниям, указанным в абзаце первом пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации с правом на пенсию и имеющим стаж службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по назначению врача (фельдшера), медицинскими изделиями в медицинских организациях Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, — бесплатно.»;

г) в пункте 2:
в абзаце первом:
после слова «Прикрепление» дополнить словами «военнослужащих и»;
слова «к амбулаторно-поликлиническим организациям Министерства внутренних дел Российской Федерации» заменить словами «к медицинским организациям Министерства внутренних дел Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях,»;
в абзаце втором:
слова «со службы» заменить словами «с военной службы (службы)»;
после слов «к медицинским организациям» дополнить словами «Министерства внутренних дел Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях,»;

д) дополнить пунктом 2_1 следующего содержания:
«2_1. Направление военнослужащих и лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, в медицинские организации Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации для оказания медицинской помощи в плановой форме в стационарных условиях осуществляется медицинскими организациями Министерства внутренних дел Российской Федерации, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях, а также командирами воинских частей (руководителями органов управления, подразделений (органов), организаций или учреждений) войск национальной гвардии Российской Федерации. Очередность направления указанных лиц определяют лечащие врачи медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, врачи медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, в которые указанные лица направляются на лечение, в соответствии с медицинскими показаниями.»;

е) в пункте 3:
предложение первое изложить в следующей редакции:
«3. Направление военнослужащих и сотрудников, а также граждан, уволенных с военной службы (службы), для оказания медицинской помощи в плановой форме в стационарных условиях в медицинские организации Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляется медицинскими организациями Министерства внутренних дел Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях.»;
в предложении втором слова «амбулаторно-поликлинических организаций» заменить словами «медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях,»;

ж) в пункте 4 слово «Сотрудники» заменить словами «Военнослужащие и сотрудники»;

з) в пункте 5:
слово «службы» заменить словами «военной службы (службы)»;
слова «сотрудников медицинских организаций, а также в неотложных случаях» заменить словами «военнослужащих (сотрудников) медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также при наличии медицинских показаний к оказанию медицинской помощи в экстренной и неотложной формах»;

и) в пункте 6:
слова «стационарного лечения» заменить словами «лечения в стационарных условиях военнослужащие и»;
слова «для продолжения лечения» заменить словами «на медицинскую реабилитацию (долечивание)»;
дополнить словами «Министерства внутренних дел Российской Федерации, медицинской организации Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»;

к) дополнить пунктами 6_1 и 6_2 следующего содержания:
«6_1. При отсутствии возможности продолжения лечения военнослужащих или лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, в санаторно-курортных организациях Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации военнослужащие или указанные лица после лечения в стационарных условиях могут направляться на медицинскую реабилитацию (долечивание) в санаторно-курортные организации Министерства внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации на основании запроса Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации о предоставлении путевки с приложением копии заключения военно-врачебной комиссии (врачебной комиссии) и выписки из медицинской карты военнослужащего или указанного лица.

6_2. Министерство внутренних дел Российской Федерации на основании представленных документов направляет именную путевку в санаторно-курортную организацию Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с профилем заболевания и информирует Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации о предоставлении путевки военнослужащему или лицу, проходящему службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющему специальное звание полиции, с информацией о месте и дате начала проведения медицинской реабилитации (долечивания).»;

л) в пункте 7:
после слов «медицинских организаций» дополнить словами «Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
после слова «отпускаются» дополнить словами «военнослужащим и»;
слова «со службы, при амбулаторном лечении аптечными или медицинскими организациями» заменить словами «с военной службы (службы), при лечении в амбулаторных условиях аптечными организациями Министерства внутренних дел Российской Федерации или медицинскими организациями Министерства внутренних дел Российской Федерации, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях,»;

м) дополнить пунктом 7_1 следующего содержания:
«7_1. При лечении в амбулаторных условиях военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, курсанты образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации до заключения с ними контракта о прохождении военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также граждане, призванные на военные сборы в войска национальной гвардии Российской Федерации, обеспечиваются лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по назначению врача медицинской организации Министерства внутренних дел Российской Федерации, медицинской организации (подразделения) Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации через медицинские организации (подразделения) Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.».

4. В Правилах оказания медицинской помощи (медицинского обеспечения) членам семей отдельных категорий военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, лиц начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, членам семей отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системе, таможенных органах Российской Федерации, органах федеральной фельдъегерской связи, а также лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, утвержденных указанным постановлением:

а) наименование изложить в следующей редакции:
«Правила оказания медицинской помощи (медицинского обеспечения) членам семей отдельных категорий военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, лиц начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, членам семей отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системе, таможенных органах Российской Федерации, органах федеральной фельдъегерской связи, а также лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции»;

б) в пункте 1:
после слов «уголовно-исполнительной системы,» дополнить словами «лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции,»;
слова «уволенных со службы в органах федеральной фельдъегерской связи с правом на пенсию и имеющих стаж службы в указанных органах» заменить словами «уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах федеральной фельдъегерской связи с правом на пенсию и имеющих стаж службы в указанных войсках и органах»;

в) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Направление членов семей офицеров, сотрудников и граждан, уволенных со службы, для оказания медицинской помощи в плановой форме в ближайшие к месту их проживания медицинские организации федеральных органов исполнительной власти, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях, осуществляется медицинскими организациями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях.»;

г) в пункте 6 слова «при амбулаторном лечении» заменить словами «при лечении в амбулаторных условиях».

5. В Правилах возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, утвержденных указанным постановлением:

а) наименование после слов «таможенных органов Российской Федерации» дополнить словами «, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции,»;

б) в пункте 1:
после слов «таможенных органов Российской Федерации» дополнить словами «, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции,»;
слова «при амбулаторном лечении» заменить словами «при лечении в амбулаторных условиях»;

в) в абзаце первом пункта 2:
слова «региональным командованием, соединением, воинской частью внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — внутренние войска), непосредственно подчиненными главнокомандующему внутренними войсками,» исключить;
слова «(в том числе для лиц, находящихся на лечении, обследовании или освидетельствовании)» заменить словами «(в том числе лицам, находящимся на лечении, обследовании или освидетельствовании), оперативно-территориальным объединением, соединением, воинской частью, организацией войск национальной гвардии Российской Федерации»;
после слов «в соответствии с договором» дополнить словами «об оказании медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, организациями здравоохранения»;
слова «(за исключением соединений, воинских частей внутренних войск, непосредственно подчиненных главнокомандующему внутренними войсками)» заменить словами «(за исключением оперативно-территориальных объединений, соединений, воинских частей, организаций войск национальной гвардии Российской Федерации)»;
слова «примерная форма которого приведена в приложении)» заменить словами «по форме согласно приложению»;

г) в предложении первом пункта 3:
слова «стационарного или амбулаторного лечения» заменить словами «лечения в стационарных или амбулаторных условиях»;
слова «из медицинской карты стационарного (амбулаторного) больного» заменить словами «из медицинской карты стационарного больного (медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях)»;

д) в пункте 5 слова «по неотложным показаниям» заменить словами «в экстренной или неотложной форме», слова «не заключившим» заменить словами «не заключившей»;

е) в пункте 6 слова «оказанной по неотложным показаниям» заменить словами «оказанной в экстренной или неотложной форме»;

ж) в приложении к указанным Правилам:
нумерационный заголовок и наименование после слов «таможенных органов Российской Федерации» дополнить словами «, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции,»;
в пункте 1:
после слов «таможенных органов Российской Федерации» дополнить словами «, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции,»;
слова «а также в неотложных случаях» заменить словами «а также при наличии медицинских показаний к оказанию медицинской помощи в экстренной и неотложной формах»;
в пункте 2:
в предложении первом слова «на плановое лечение или» заменить словами «для оказания медицинской помощи в плановой форме или на»;
в предложении втором слова «В неотложных случаях» заменить словами «При наличии медицинских показаний к оказанию медицинской помощи в экстренной и неотложной формах»;
в пункте 6:
слова «стационарного или амбулаторного лечения» заменить словами «лечения в стационарных или амбулаторных условиях»;
слова «из медицинской карты стационарного (амбулаторного) больного» заменить словами «из медицинской карты стационарного больного (медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях)»;
слова «при амбулаторном лечении» заменить словами «при лечении в амбулаторных условиях».

6. В Правилах предоставления путевок на санаторно-курортное лечение гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах федеральной фельдъегерской связи, и лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, утвержденных указанным постановлением:

а) в наименовании слова «со службы в органах» заменить словами «с военной службы из войск национальной гвардии Российской Федерации и внутренних войск, со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах»;

б) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Настоящие Правила распространяются на граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы из войск национальной гвардии Российской Федерации и внутренних войск по основаниям, указанным в абзаце первом пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее — граждане, уволенные с военной службы), граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации с правом на пенсию и имеющих стаж службы 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в указанных войсках по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — граждане, уволенные со службы в войсках национальной гвардии), граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах федеральной фельдъегерской связи с правом на пенсию и имеющих стаж службы 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в указанных органах по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию и имеющих выслугу 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении) (далее — граждане, уволенные со службы), направленных после лечения в стационарных условиях в санаторно-курортные организации Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации для продолжения лечения.»;

в) дополнить пунктом 1_1 следующего содержания:
«1_1. После лечения в стационарных условиях для его продолжения направляются:

а) в санаторно-курортные организации Министерства внутренних дел Российской Федерации — граждане, уволенные с военной службы, граждане, уволенные со службы в войсках национальной гвардии, и граждане, уволенные со службы;

б) в санаторно-курортные организации Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — граждане, уволенные с военной службы, и граждане, уволенные со службы в войсках национальной гвардии.»;

г) дополнить пунктами 2_1 и 2_2 следующего содержания:
«2_1. Медицинская организация Министерства внутренних дел Российской Федерации или Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту лечения гражданина, уволенного с военной службы (гражданина, уволенного со службы в войсках национальной гвардии), на основании заключения врачебной комиссии (военно-врачебной комиссии) о необходимости направления указанного лица в санаторно-курортную организацию Министерства внутренних дел Российской Федерации или Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации для продолжения лечения непосредственно после лечения в стационарных условиях в указанной медицинской организации направляет соответственно в Министерство внутренних дел Российской Федерации или Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации запрос о предоставлении путевки с приложением копии заключения врачебной комиссии (военно-врачебной комиссии) и выписки из медицинской карты стационарного больного указанного лица.

2_2. Министерство внутренних дел Российской Федерации или Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации на основании представленных документов направляет именную путевку соответственно в санаторно-курортную организацию Министерства внутренних дел Российской Федерации или Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с профилем заболевания гражданина, уволенного с военной службы (гражданина, уволенного со службы в войсках национальной гвардии), и информирует медицинскую организацию Министерства внутренних дел Российской Федерации или Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации о предоставлении путевки с указанием места и даты начала проведения лечения в санаторно-курортной организации.»;

д) пункт 4 после слов «Министерства внутренних дел Российской Федерации» дополнить словами «и (или) Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».

7. В Правилах осуществления выплаты на проведение оздоровительного отдыха детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, ставших инвалидами вследствие военной травмы, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) по контракту, утвержденных указанным постановлением:

а) наименование после слова «военнослужащих» дополнить словами «, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции,»;

б) в пункте 1:
абзац первый после слов «оздоровительного отдыха детей школьного возраста военнослужащих,» дополнить словами «лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции,»;
в абзаце втором слова «в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» заменить словами «в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх