Куперс

Бухучет и анализ

Вопросы мобилизационной подготовки и гражданской обороны

Не успела пройти первая волна мобилизации, которая проводилась 45 дней с 18 марта 2014 года, как началась вторая. 7 мая вступил в силу Указ Президента от 06.05.2014 г. № 454/2014 «О частичной мобилизации». За этот период нормы законодательства были изменены — теперь мобилизованных работников запрещено увольнять. Однако возникают проблемы у работодателей, связанные с уже уволенными работниками в связи с мобилизацией. Решению данных проблем и посвящена эта статья.

Правовые основы мобилизации, в том числе призыв военнообязанных и резервистов на военную службу в связи с мобилизацией, регулируются Законом Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.1993 г. № 3543-XII (далее — Закон № 3543).

Военнообязанные, которым пришла повестка из военного комиссариата, обязаны прибыть в пункт и в срок, указанный в повестке. А предприятия должны обеспечить своевременное прибытие работников, привлекаемых к выполнению обязанности по мобилизации, на сборные пункты и в воинские части (ст. 21 Закона № 3543).

При этом после объявления первой волны мобилизации не утихают дебаты по поводу социальных гарантий для мобилизованных работников.

Увольнять или нет мобилизованных работников

До 1 апреля 2014 года не было законодательной нормы, которая бы защищала права мобилизованных работников. Поэтому работодатели увольняли таких работников на основании п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ — в связи с поступлением работника на военную службу.

С 1 апреля вступили в силу изменения в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения проведения мобилизации, внесенные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения проведения мобилизации» от 27.03.2014 г. № 1169-VII.

В частности, согласно изменениям в ст. 119 КЗоТ работникам, призванным на военную службу в связи с мобилизацией, на особый период, но не более одного года, гарантируется сохранение места работы, должности и среднего заработка.

При этом даже после вступления данной нормы в силу некоторые работодатели продолжали увольнять мобилизованных работников на основании ст. 36 КЗоТ, трактуя данную норму по аналогии с порядком, предусмотренным для военнослужащих срочной службы.

На заметку. Напомним, что в случае призыва военнообязанного работника на срочную службу предприятие должно его уволить. Но при этом согласно п. 3 ст. 8 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» от 20.12.91 г. № 2011-XII (далее — Закон № 2011) за военнослужащими срочной службы, которые до призыва работали на предприятии, сохраняется при увольнении с военной службы право на трудоустройство их в трехмесячный срок на то же предприятие на должность не ниже той, которую они занимали до призыва на военную службу.

Однако такая трактовка ст. 119 КЗоТ по отношению к мобилизованным работникам не верна.

Как разъясняет Государственная инспекция Украины по вопросам труда (разъяснение от 30.04.2014 г.), начиная с 01.04.2014 г. граждане, призванные на военную службу в связи с мобилизацией, не подлежат увольнению. Они освобождаются от работы (освобождаются от выполнения должностных обязанностей) в соответствии со статьей 119 КЗоТ, при этом за ними сохраняется средний заработок на период до одного года.

А вот на тех работников, которые были призваны до 1 апреля, данные соцгарантии не распространяются. При этом по соглашению между работником и собственником или уполномоченным им органом приказ об увольнении работника на основании п. 3 ст. 36 КЗоТ может быть отменен. Сохранение средней заработной платы в таком случае осуществляется со дня призыва на военную службу (день, указанный в повестке военного комиссариата).

Кроме того отметим, что согласно действующим нормам законодательства при начислении средней зарплаты мобилизованным работникам, в отличие от работников, призванных на военные сборы, компенсация расходов, связанных с таким начислением, работодателю не предусмотрена. Однако такая компенсация предусмотрена законопроектом «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации» от 28.04.2014 г. № 4785, о котором речь пойдет далее.

Итак, согласно законодательным нормам, действующим на данный момент, если мобилизованный работник был уволен после 01.04.2014 года, предприятие обязано его восстановить на работе. В то время как при увольнении такого работника до 01.04.2014 года предприятие этого делать не обязано, но может восстановить такого работника по собственной инициативе.

При этом согласно разъяснению Минобороны Украины от 29.04.2014 г. работники, уволенные в связи с мобилизацией до 01.04.2014 г., могут обратиться к работодателю по последнему месту работы с заявлением о восстановлении на работе. В случае отказа они могут обратиться в военкомат за получением правовой помощи и в дальнейшем обжаловать увольнение в суде.

Как восстановить уволенного в связи с мобилизацией работника

Работодатель, уволивший работника в связи с мобилизацией, может восстановить такого работника на работе по собственной инициативе. Документально оформить это необходимо следующими документами.

1. Составить приказ о восстановлении работника на предыдущей должности.

Пример оформления приказа о восстановлении работника на предыдущей должности

2. Внести соответствующую запись в трудовую книжку работника.

Пример заполнения трудовой книжки

3. Дополнительно работодатель должен издать приказ об освобождении такого работника от выполняемой им работы на время несения службы с сохранением за ним должности и среднего заработка согласно ст. 119 КЗоТ.

Пример оформления приказа об освобождении от работы на время несения службы

Кроме повестки, работодателю желательно иметь дополнительные документы, например мобилизационное распоряжение, запись о призыве на военную службу в военном билете и т. п.

При этом отсутствие на работе работника в связи с мобилизацией в табеле учета использованного рабочего времени рекомендуем отмечать кодом «ИН» (код 22).

Подробнее об учете выплат среднего заработка работнику можно узнать из статьи «Призыв работника в связи с мобилизацией: законодательные новшества». Средний заработок за период прохождения службы в связи с мобилизацией будет рассчитываться в том же порядке, что и средний заработок за период прохождения учебных военных сборов (подробнее о порядке расчета см. ).

Перспективы законодательного регулирования

Сегодня Верховной Радой был принят Закон об усовершенствовании оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации (проект № 4785). Проанализируем основные его положения, затрагивающие наиболее важные вопросы.

1. Согласно заключительным положениям законопроекта предусмотрено, что действие ст. 119 КЗоТ распространяется на лиц, призванных в связи с мобилизацией, начиная с 18 марта 2014 года. То есть согласно данным изменениям увольнения мобилизованных работников до 1 апреля будут признаны незаконными и обяжут работодателей восстановить таких работников на прежней работе с сохранением заработной платы за весь период пребывания на военной службе.

2. Выплаты средней зарплаты мобилизованным работникам проводятся за счет госбюджета. Данные изменения предусмотрены согласно ст. 119 КЗоТ. Таким образом, будет предусмотрена компенсация работодателю расходов, связанных с начислением средней зарплаты мобилизованным работникам.

3. С момента призыва во время мобилизации не начисляются штрафы за невыполнение обязательств перед предприятиями, банками и физлицами. Изменения внесены в ст. 14 Закона № 2011.

Благодаря этой норме должна быть решена проблема с мобилизованными гражданами, которые не могут погашать кредиты, а также проценты за их использование во время несения военной службы.

4. В особый период мобилизованным может предоставляться отпуск в связи с уважительной причиной продолжительностью не более 10 календарных дней. Другие виды отпусков не предоставляются. Исключением являются только декретный отпуск, отпуск по уходу за ребенком до трех (шести) лет, а также отпуск в связи с болезнью или для лечения после тяжелого ранения по заключению военно-врачебной комиссии (изменения в ст. 101 Закона № 2011).

5. За нарушение законодательства о мобилизации увеличены размеры административных штрафов как для граждан, так и для должностных лиц предприятий.

Штраф

На сегодняшний день за нарушение законодательства о мобилизационной подготовке и мобилизации предусмотрена административная ответственность согласно ст. 2101 КУАП. Размер штрафа составляет:

  • от 17 грн. до 51 грн. (от 51 до 119 грн. при повторном нарушении) — для граждан,
  • от 119 до 170 грн. — для должностных лиц предприятия (от 170 до 255 грн. при повторном нарушении).

Законопроектом предусмотрены штрафы за это нарушение в следующих размерах: для граждан — от 170 до 520 грн., для должностных лиц — от 510 грн. до 1700 грн. При повторном нарушении: для граждан — от 510 грн. до 1700 грн., для должностных лиц — от 1700 грн. до 5100 грн.

6. Законопроект предусматривает четкое определение даты начала военной службы. Начало военной службы — день отправления в воинскую часть (ст. 24 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII, далее — Закон № 2232).

7. Определена продолжительность военной службы при мобилизации. Так, срок военной службы при мобилизации установлен на весь особый период, но не менее 1 месяца (ст. 23 Закона № 2232).

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ

от 27 апреля 2017 года N 983

О СОСТОЯНИИ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ И ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В 2016 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2017 ГОД

Мобилизационная подготовка и решение вопросов гражданской обороны системы здравоохранения Республики Татарстан в 2016 году осуществлялись в соответствии с требованиями Федеральных законов Российской Федерации от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 N 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», указаний Министерства здравоохранения Российской Федерации, Кабинета Министров Республики Татарстан.
Главными задачами мобилизационной подготовки в 2016 году являлись обеспечение готовности к практической реализации разработанных мобилизационных планов, а также организация и осуществление мобилизационной подготовки в сфере здравоохранения Республики Татарстан. В области гражданской обороны главной задачей являлось дальнейшее формирование условий обеспечения безопасности и защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Другими задачами считались:
совершенствование знаний, навыков и умений, направленных на реализацию государственной политики в области гражданской обороны и мобилизационной подготовки;
обеспечение готовности к практической реализации разработанных мобилизационных планов и планов медицинского обеспечения мероприятий гражданской обороны Республики Татарстан;
организация и осуществление мобилизационной подготовки в подведомственных медицинских организациях;
наращивание нормативной правовой и методической базы по вопросам мобилизационной подготовки и гражданской обороны;
подготовка аппарата Министерства и подведомственных медицинских организаций к работе в условиях военного времени, совершенствование практических навыков руководящего состава медицинской службы гражданской обороны муниципальных образований в планировании и проведении мероприятий по гражданской обороне и их обеспечении;
проверка состояния мобилизационной подготовки и гражданской обороны подведомственных медицинских организаций;
подготовка и проведение учебно-практических мобилизационных мероприятий, а также внедрение в практику деятельности современных информационных технологий;
оказание подведомственным медицинским организациям методической и практической помощи в организации и осуществлении мероприятий мобилизационной подготовки;
организация взаимодействия медицинской службы и служб гражданской обороны муниципальных образований по организации и проведению эвакуации, приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения;
проведение мероприятий по подготовке специальных формирований здравоохранения к мобилизации;
обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную тайну, при проведении мероприятий мобилизационной подготовки и работе с мобилизационными документами.
В 2016 году продолжалась целенаправленная работа по поддержанию в готовности к развертыванию в установленные сроки специальных формирований здравоохранения, формирований службы медицины катастроф, созданию и содержанию запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и другого необходимого имущества, в том числе и табельного имущества длительного хранения, на складах ГКУЗ «Республиканский медицинский центр мобилизационных резервов «Резерв» Министерства здравоохранения Республики Татарстан».
В соответствии с Планом мобилизационной подготовки в Республике Татарстан на 2016 год Министерством здравоохранения Республики Татарстан (далее — Министерство) 26 апреля 2016 года был проведен сбор со специалистами по мобилизационной работе органов исполнительной власти Республики Татарстан и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан, в работе которого приняли участие ответственный секретарь — Руководитель Аппарата Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, и заместитель начальника отдела Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации.
По итогам проведенного мобилизационного сбора Кабинетом Министров Республики Татарстан отмечена большая работа, проделанная Министерством по подготовке, организации и проведению сбора. Проведенные мероприятия достигли поставленных целей, прошли на высоком методическом и профессиональном уровне (Письмо первого заместителя Премьер-министра Республики Татарстан А.В.Песошина от 06.05.2016 N 13-53/4906).
В соответствии с графиками проверок медицинских организаций по вопросам мобилизационной подготовки и гражданской обороны в 2016 году были проверены 16 медицинских организаций Республики Татарстан:
ГАУЗ «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан», ГАУЗ «Республиканский центр крови Министерства здравоохранения Республики Татарстан», ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан», ГКУЗ «Республиканский медицинский центр мобилизационных резервов «Резерв» Министерства здравоохранения Республики Татарстан», ГАУЗ «Городская клиническая больница N 7» г. Казани, ГАУЗ «Тюлячинская центральная районная больница», ГАУЗ «Мензелинская центральная районная больница», ГАУЗ «Сармановская центральная районная больница», ГАУЗ «Дрожжановская центральная районная больница», ГАУЗ «Атнинская центральная районная больница», ГАУЗ «Балтасинская центральная районная больница», ГАУЗ «Кукморская центральная районная больница», ГАУЗ «Мамадышская центральная районная больница», ГАУЗ «Елабужская центральная районная больница», ГАУЗ «Менделеевская центральная районная больница», Управление здравоохранения по г. Казани Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
На базе склада N 4 ГКУЗ «Республиканский медицинский центр мобилизационных резервов «Резерв» Министерства здравоохранения Республики Татарстан» 18 мая было проведено тактико-специальное занятие по выдаче табельного имущества в специальные формирования здравоохранения.
За отчетный период проведены совещания по вопросам мобилизационной подготовки с руководством Управления здравоохранения по г. Казани Министерства здравоохранения Республики Татарстан, ГАУЗ «Госпиталь для ветеранов войн» г. Казани, филиала ГАУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» — Альметьевский противотуберкулезный диспансер», ГАУЗ «Клиническая больница N 2» г. Казани, ГАУЗ «Городская клиническая больница N 16» г. Казани, ГАУЗ «Центральная городская клиническая больница N 18», «Городская больница N 2», ГАУЗ «Чистопольская центральная больница», ГАУЗ «Городская больница N 5» г. Набережные Челны, ГАУЗ «Альметьевская центральная районная больница».
В ходе комплексных проверок с целью определения состояния готовности формирований службы медицины катастроф к действиям по предназначению проводилось практическое развертывание врачебно-сестринских бригад.
В лучшую сторону по подготовке планирующей документации и обеспечению врачебно-сестринских бригад медицинским имуществом и средствами индивидуальной защиты отмечаются медицинские организации Управления здравоохранения по г. Казани Министерства здравоохранения Республики Татарстан, ГАУЗ «Елабужская центральная районная больница», ГАУЗ «Тукаевская центральная районная больница».
В целом задачи мобилизационной подготовки, гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, поставленные на 2016 год, медицинскими организациями Республики Татарстан выполнены в полном объеме.
По результатам проведенных в 2016 году мобилизационных тренировок, командно-штабной тренировки со службами гражданской обороны республики, комплексных проверок и учебно-методических сборов наиболее успешно решались вопросы мобилизационной подготовки и медицинского обеспечения мероприятий гражданской обороны в медицинских организациях: ГАУЗ «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан», ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан», ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан», ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан», ГАУЗ «Межрегиональный клинико-диагностический центр», ГАУЗ «Республиканский кожно-венерологический диспансер», ГАУЗ «Республиканская клиническая психиатрическая больница им. акад. В.М.Бехтерева Министерства здравоохранения Республики Татарстан», ГАУЗ «Республиканский центр крови Министерства здравоохранения Республики Татарстан», ГКУЗ «Республиканский медицинский центр мобилизационных резервов «Резерв» Министерства здравоохранения Республики Татарстан», ГАУЗ «Клиника медицинского университета», ГАУЗ «Клиническая больница N 2» г. Казани, ГАУЗ «Городская клиническая больница N 7» г. Казани, ГАУЗ «Городская больница N 11» г. Казани, ГАУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г. Казани, ГАУЗ «Городская детская больница N 1» г. Казани, ГАУЗ «Детская городская больница N 8» г. Казани, ГАУЗ «Детская городская поликлиника N 2» г. Казани, ГАУЗ «Детская городская поликлиника N 7» г. Казани, ГАУЗ «Детская городская поликлиника N 9» г. Казани, ГАУЗ «Детская городская поликлиника N 10» г. Казани, ГАУЗ «Городская поликлиника N 18» г. Казани, ГАУЗ «Аксубаевская центральная районная больница», ГАУЗ «Елабужская центральная районная больница», ГАУЗ «Зеленодольская центральная районная больница», ГАУЗ «Лаишевская центральная районная больница», ГАУЗ «Тукаевская центральная районная больница».
В соответствии с приказами Руководителя гражданской обороны Республики Татарстан — Премьер-министра Республики Татарстан проведены командно-штабные учения с органами управления Бугульминского и Чистопольского муниципальных образований. В ходе проведенных учений медицинские службы гражданской обороны, созданные на базе Бугульминской и Чистопольской ЦРБ, показали готовность к выполнению мероприятий гражданской обороны, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и получили оценку «Готовы к выполнению задач по предназначению».
Активное участие в выполнении Планов мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне Министерства здравоохранения Республики Татарстан в 2016 году приняли руководители и мобилизационные работники государственных учреждений здравоохранения: ГАУЗ «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан», ГАУЗ «Межрегиональный клинико-диагностический центр», ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан», ГАУЗ «Республиканская клиническая психиатрическая больница им. акад. В.М.Бехтерева Министерства здравоохранения Республики Татарстан», КГУЗ «Республиканский медицинский центр мобилизационных резервов «Резерв» Министерства здравоохранения Республики Татарстан», ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан», ГАУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Татарстан», ГАУЗ «Республиканский центр крови Министерства здравоохранения Республики Татарстан», ГАУЗ «Республиканский медицинский информационно-аналитический центр», ГАУЗ «Республиканский центр медицинской профилактики», ГАУЗ «Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер», ГАУЗ «Клиника медицинского университета», ГАУЗ «Городская клиническая больница N 7» г. Казани, ГАУЗ «Городская больница N 11» г. Казани, ГАУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Казани», ГАУЗ «Городская поликлиника N 10» г. Казани, ГАУЗ «Городская поликлиника N 18» г. Казани, ГАУЗ «Больница скорой медицинской помощи» г. Набережные Челны, ГАУЗ «Альметьевский медицинский информационно-аналитический центр», ГАУЗ «Лаишевская центральная районная больница», ГАУЗ «Лениногорская центральная районная больница».
В то же время в организации мобилизационной подготовки, гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций здравоохранения Республики Татарстан выявлены недостатки, основными из которых являются:
уровень обеспечения медицинских организаций средствами индивидуальной защиты и средствами радиационной и химической разведки остается низким;
не полностью решены вопросы подготовки к эвакуации медицинских организаций категорированных городов в загородную зону и организации их работы по медицинскому обслуживанию эвакуированного населения;
укладки бригад специализированной медицинской помощи созданы в нарушение приложения N 5 Приказа Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 16.10.2014 N 1905 «О создании межрайонных центров медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан».
В 2016 году проводилась планомерная работа по улучшению качества и реальности воинского учета кадровых ресурсов и обеспечению полноты бронирования медицинских специалистов. Работа по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах и учреждениях здравоохранения Республики Татарстан, проводилась в соответствии с Законами Российской Федерации «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.
Наилучшие результаты в работе по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, были достигнуты в Управлении здравоохранения по г. Казани Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Управлении здравоохранения по г. Набережные Челны Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Управлении здравоохранения по Альметьевскому муниципальному району Республики Татарстан, Управлении здравоохранения по Нижнекамскому муниципальному району Республики Татарстан, ГАУЗ «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан», ГАУЗ «Межрегиональный клинико-диагностический центр», ГАУЗ «Госпиталь для ветеранов войн» г. Казани, ГАУЗ «Республиканская клиническая инфекционная больница им. проф. А.Ф.Агафонова», ГАУЗ «Республиканский кожно-венерологический диспансер», ГАУЗ «Республиканский центр медицинской профилактики», ГАУЗ «Городская клиническая больница N 7» г. Казани, ГАУЗ «Городская поликлиника N 6» г. Казани, ГАУЗ «Верхнеуслонская центральная районная больница», ГАУЗ «Бугульминская центральная районная больница», ГАУЗ «Буинская центральная районная больница», ГАУЗ «Зеленодольская центральная районная больница», ГАУЗ «Лениногорская центральная районная больница», ГАУЗ «Мензелинская центральная районная больница», ГАУЗ «Тетюшская центральная районная больница».
В целях дальнейшего совершенствования мобилизационной подготовки, решения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере здравоохранения Республики Татарстан приказываю:
1. Главной задачей мобилизационной подготовки, совершенствования гражданской обороны в 2017 году считать дальнейшее развитие готовности органов управления и учреждений здравоохранения к переводу на работу в условиях военного времени, выполнению мобилизационных заданий и решению задач по предназначению в условиях военного времени.
2. Основные усилия сосредоточить:
а) в мобилизационной подготовке:
продолжение работы по совершенствованию нормативной правовой и методической базы по вопросам мобилизационной подготовки с учетом современных требований;
совершенствование системы оповещения и управления в сфере здравоохранения Республики Татарстан;
подготовка должностных лиц органов управления и медицинских организаций по развертыванию специальных формирований здравоохранения;
б) в области гражданской обороны:
продолжение работы по совершенствованию нормативной правовой и методической базы в области гражданской обороны с учетом современных взглядов на защиту населения, материальных и культурных ценностей;
активизация работ по накоплению, хранению и использованию в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
повышение качества и эффективности проведения командно-штабных (комплексных) учений и тренировок по гражданской обороне, а также тактико-специальных и специальных учений с органами управления и силами гражданской обороны;
в) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: совершенствование взаимодействия с органами повседневного управления функциональных, территориальных подсистем и звеньями, органами повседневного управления силами постоянной готовности при выполнении ими задач по предназначению в чрезвычайных ситуациях, управления медицинскими силами при чрезвычайных ситуациях различного уровня;
создание и поддержание необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности пострадавшего населения;
повышение антитеррористической защищенности медицинских организаций.
3. Руководителю Республиканского центра медицины катастроф:
3.1. обеспечить выполнение Плана основных мероприятий Министерства здравоохранения Республики Татарстан в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2017 год;
3.2. направить работу медицинской службы гражданской обороны Республики Татарстан, руководителей органов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на решение вопросов:
совершенствования нормативных правовых актов по вопросам планирования гражданской обороны;
организации и проведения занятий с уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны республиканских медицинских организаций с привлечением служб гражданской обороны муниципальных образований;
совершенствования механизмов взаимодействия медицинской службы со службами гражданской обороны по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны;
организации надзора за работой медицинских служб гражданской обороны муниципальных образований в ходе проводимых штабных тренировок по управлению гражданской обороной, медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
оказания методической и практической помощи медицинским организациям в планировании мероприятий гражданской обороны и медицинского обеспечения населения республики в чрезвычайных ситуациях.
4. Руководителям управлений здравоохранения, подведомственных медицинских организаций организовать:
4.1. согласование планов обеспечения мероприятий по гражданской обороне с планами гражданской обороны и защиты городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и муниципальных районов по вопросам медицинского обеспечения;
4.2. проведение занятий с начальниками штабов служб гражданской обороны по решению медико-тактических задач;
4.3. выполнение требования Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 N 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны»;
4.4. продолжение работ по совершенствованию медицинского обеспечения эвакуации населения Республики Татарстан в загородную зону с учетом развертывания дополнительной больничной базы;
4.5. продолжение работ по бронированию сотрудников медицинских организаций с целью медицинского обеспечения населения Республики Татарстан в военное время;
4.6. продолжение работ по оснащению организаций здравоохранения резервными автономными источниками электроснабжения, приборами радиационной и химической разведки, средствами индивидуальной и коллективной защиты.
5. Утвердить список руководителей групп занятий в аппарате Министерства (приложение N 1*).

* Приложение N 1 не приводится. — Примечание изготовителя базы данных.
6. Утвердить состав нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне аппарата Министерства (приложение N 2*).

* Приложение N 2 не приводится. — Примечание изготовителя базы данных.
7. За активное участие в выполнении задач мобилизационной подготовки и гражданской обороны в 2016 году объявить благодарность:
главному врачу ГАУЗ «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» Гайфуллину Рустему Фаизовичу;
главному врачу ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» Шавалиеву Рафаэлю Фирнаяловичу;
генеральному директору ГАУЗ «Межрегиональный клинико-диагностический центр» Хайруллину Рустему Наилевичу;
главному врачу ГАУЗ «Республиканская клиническая психиатрическая больница им. акад. В.М.Бехтерева Министерства здравоохранения Республики Татарстан» Зиганшину Фариту Галимзяновичу;
главному врачу ГАУЗ «Республиканская клиническая инфекционная больница им. проф. А.Ф.Агафонова» Гатауллину Марату Ринатовичу;
директору ГКУЗ «Республиканский медицинский центр мобилизационных резервов «Резерв» Министерства здравоохранения Республики Татарстан» Шарипову Ильдару Салимзяновичу;
главному врачу ГАУЗ «Госпиталь для ветеранов войн» г. Казани Кормачеву Михаилу Васильевичу;
главному врачу ГАУЗ «Республиканский кожно-венерологический диспансер» Минуллину Искандэру Кагаповичу;
главному врачу ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан» Ахметзянову Ильгизу Ильдаровичу;
главному врачу ГАУЗ «Республиканский центр крови Министерства здравоохранения Республики Татарстан» Тураеву Рамилу Габдельхаковичу;
главному врачу ГАУЗ «Республиканский центр медицинской профилактики» Садыковой Римме Саиповне;
главному врачу ГАУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Татарстан» Тимерзянову Марату Исмагиловичу;
руководителю Управления здравоохранения по г. Казани Министерства здравоохранения Республики Татарстан Халфиеву Ильнуру Ниловичу;
заместителю руководителя Управления здравоохранения по г. Казани Министерства здравоохранения Республики Татарстан Гайфуллиной Гульнаре Ренадовне;
начальнику отдела лечебной помощи Управления здравоохранения по г. Казани Министерства здравоохранения Республики Татарстан Загидуллиной Альбине Ильгизаровне;
руководителю Управления здравоохранения по г. Набережные Челны Министерства здравоохранения Республики Татарстан Сабаеву Олегу Вильевичу;
руководителю Управления здравоохранения по Альметьевскому муниципальному району Республики Татарстан Головиной Вере Ростиславовне;
руководителю Управления здравоохранения по Нижнекамскому муниципальному району Республики Татарстан Рахимовой Венере Рашидовне;
главному врачу ГАУЗ «Клиническая больница N 2» г. Казани Хасанову Раису Шаукатовичу;
главному врачу ГАУЗ «Городская клиническая больница N 7» г. Казани Садыкову Марату Наилевичу;
главному врачу ГАУЗ «Клиника медицинского университета» Шарафутдинову Ильнуру Хасановичу;
главному врачу ГАУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г. Казани Басанову Сергею Владимировичу;
главному врачу ГАУЗ «Городская больница N 11» г. Казани Гатауллину Рамилю Василовичу;
главному врачу ГАУЗ «Городская клиническая больница N 16» г. Казани Белякову Владимиру Геннадьевичу;
главному врачу ГАУЗ «Центральная городская клиническая больница N 18» г. Казани Залалдинову Ринату Сагитовичу;
главному врачу ГАУЗ Республики Татарстан «Больница скорой медицинской помощи» г. Набережные Челны Мухамадееву Марату Фанисовичу;
главному врачу ГАУЗ «Городская больница N 5» г. Набережные Челны Насртдинову Зуферу Мисбаховичу;
главному врачу ГАУЗ «Детская городская больница N 1» г. Казани Потаповой Марине Вадимовне;
главному врачу ГАУЗ «Детская городская больница N 8» г. Казани Зайковой Фание Мансуровне;
главному врачу ГАУЗ «Городская поликлиника N 6» г. Казани Князеву Андрею Андреевичу;
главному врачу ГАУЗ «Городская поликлиника N 10» г. Казани Савинову Сергею Юрьевичу;
главному врачу ГАУЗ «Городская поликлиника N 18» г. Казани Мансуровой Резиде Габделфартовне;
главному врачу ГАУЗ «Детская городская поликлиника N 2» г. Казани Ахмадиевой Розе Салиховне;
главному врачу ГАУЗ «Детская городская поликлиника N 10» г. Казани Мухаметгатовой Лилие Магсумовне;
главному врачу ГАУЗ «Детская городская поликлиника N 7» г. Казани Черновой Таисе Мирзахановне;
главному врачу ГАУЗ «Детская городская поликлиника N 9» г. Казани Садыкову Марату Мадаристовичу;
главному врачу ГАУЗ «Аксубаевская центральная районная больница» Мустафаеву Ратмиру Равилевичу;
главному врачу ГАУЗ «Арская центральная районная больница» Багаутдинову Тальгату Валиахматовичу;
главному врачу ГАУЗ «Балтасинская центральная районная больница» Давлиеву Газинуру Давлятовичу;
главному врачу ГАУЗ «Бугульминская центральная районная больница» Гурову Владимиру Ивановичу;
главному врачу ГАУЗ «Верхнеуслонская центральная районная больница» Смирнову Алексею Олеговичу;
главному врачу ГАУЗ «Елабужская центральная районная больница» Ахметзянову Шафкатю Гарифзяновичу;
главному врачу ГАУЗ «Зеленодольская центральная районная больница» Хидиятову Ильгизу Ринатовичу;
главному врачу ГАУЗ «Кукморская центральная районная больница» Халиеву Равилю Билаловичу;
главному врачу ГАУЗ «Лаишевская центральная районная больница» Коробовой Елене Владимировне;
главному врачу ГАУЗ «Лениногорская центральная районная больница» Нигматуллину Наилю Хамидулловичу;
главному врачу ГАУЗ «Мамадышская центральная районная больница» Хазиеву Дамиру Фаязовичу;
главному врачу ГАУЗ «Тукаевская центральная районная больница» Сабирзянову Галиму Габбасовичу;
главному врачу ГАУЗ «Чистопольская центральная районная больница» Мустафину Раису Робертовичу.
8. Рекомендовать руководителям государственных медицинских организаций Республики Татарстан поощрить следующих сотрудников своих организаций за качественное выполнение своих обязанностей, высокие показатели в области мобилизационной подготовки, гражданской обороны, воинского учета и бронирования:
начальника отдела МСГО РТ РЦМК ГАУЗ «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» Мустафина Ильдара Мансуровича;
инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям ГАУЗ «Республиканский центр крови Министерства здравоохранения Республики Татарстан» Мауляшева Вячеслава Маликовича;
ведущего инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям ГАУЗ «Республиканская клиническая психиатрическая больница им. акад. В.М.Бехтерева Министерства здравоохранения Республики Татарстан» Харитонова Ивана Прохоровича;
ведущего инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям ГАУЗ «Межрегиональный клинико-диагностический центр» Хасанова Дамира Нуровича;
инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям ГАУЗ «Республиканский кожно-венерологический диспансер» Семенову Анастасию Валерьевну;
ведущего инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям ГАУЗ «Альметьевский медицинский информационно-аналитический центр» Якимову Ирину Геннадьевну;
инженера по охране труда и технике безопасности ГАУЗ «Клиническая больница N 2» г. Казани Курносову Ольгу Владимировну;
главного специалиста по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям ГАУЗ «Городская клиническая больница N 7» г. Казани Комиссарову Татьяну Федоровну;
ведущего инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям ГАУЗ «Городская клиническая больница N 7» г. Казани Кнни Андрея Юрьевича;
инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям ГАУЗ «Городская больница N 11» Газизуллину Венеру Габитовну;
консультанта отдела лечебной профилактической помощи взрослому населению Управления здравоохранения по г. Набережные Челны Министерства здравоохранения Республики Татарстан Старогородцеву Галину Энгельсовну;
фельдшера организационно-методического кабинета ГАУЗ «Верхнеуслонская центральная районная больница» Арефьеву Наталью Алексеевну;
инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям ГАУЗ «Лаишевская центральная районная больница» Фадееву Евгению Михайловну;
инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям ГАУЗ «Лениногорская центральная районная больница» Врублевскую Валентину Емельяновну;
инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям ГАУЗ «Зеленодольская центральная районная больница» Замматова Шафката Тафкиловича.
9. Руководителям государственных медицинских организаций Республики Татарстан поощрить сотрудников своих учреждений за качественное выполнение обязанностей в области мобилизационной подготовки, гражданской обороны, воинского учета и бронирования.

Министр
А.Ю.ВАФИН

3. В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:

1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;

5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;

6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;

7) разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее — мобилизационные планы);

8) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

9) проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;

10) оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;

11) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

12) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;

13) подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 55-ФЗ подпункт 14 пункта 3 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

См. текст подпункта в предыдущей редакции

14) создание в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд Российской Федерации;

15) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;

16) подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;

17) создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;

18) подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;

19) организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

См. Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Начальником Генерального штаба Вооруженных Сил РФ 11 июля 2017 г.

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 288-ФЗ пункт 3 статьи 2 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 19.1, вступающим в силу с 1 января 2013 г.

19.1) создание запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки Российской Федерации, запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

20) подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;

21) бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее — граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

22) проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

23) повышение квалификации работников мобилизационных органов;

24) международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Президент России Владимир Путин подписал указ о призыве на военную службу военнослужащих запаса. Впервые за много лет этот указ не предусматривает конкретных сроков сборов, что может свидетельствовать о попытке руководства РФ провести скрытую мобилизацию для военной агрессии против соседних стран, в частности, против Украины. Следует ли ожидать нового наступления России, «Апострофу» объяснил бывший руководитель Службы внешней разведки, генерал армии Украины Николай Маломуж.

Прежде всего хочу отметить, что Владимир Путин предусмотрел не только мобилизацию по всей стране, но и проведение ряда масштабных проверочных, как они их называют, учений. Обращаю внимание, что отрабатываться будут наступательные операции, которые могут разворачиваться широкомасштабно или локально. Ответственность за их проведение будет лежать на российском Минобороны, Росгвардии и других силовых структурах. Поэтому это одновременно и мощный политический жест в сторону мира и НАТО, как глобального конкурента, а также подготовка к реальным локальным или глобальным операциям.

Это делается для того, чтобы продемонстрировать стратегическую готовность к проведению любых широкомасштабных операций — как против НАТО, так и, в долгосрочной перспективе, против Китая. Демонстрируется обновление вооруженных сил, наличие вооружения — ракет средней и малой дальности, стратегического и гиперзвукового ядерного оружия, самолетов и тому подобное. С другой стороны, Путин демонстрирует свое превосходство в противостоянии с Украиной, готовит свои войска на случай угрозы от нее, а также намекает Белоруссии, чтобы там вели «адекватно» и были более покорны.

Путин показывает, что имеет потенциал — организационный, мобилизационный, финансовый и боевой. Но поскольку эти учения будут означать мобилизацию всех ресурсов страны, они являются поводом также для того, чтобы сплотить население. Потому что военнослужащие запаса — это гражданские люди, которых проверят, готовы ли они к большим мероприятиям. Таким образом для Путина важно поддерживать соответствующие настроения среди людей, потому что других успехов у него сейчас нет — падение экономики, падение цен на энергоресурсы, мощный коронавирус, и как результат — падение рейтинга. Сейчас он пытается сплотить народ, а поддержка в данном случае — это референдум об изменениях в Конституцию РФ. Ясно, что в Кремле покажут результат голосования, который им нужен — я предполагаю, что 70 или даже 80%. И Путин получит шанс продлить срок своего правления до бесконечности.

Но чтобы для этого возникли основания, они скажут, что произошло чрезвычайно мощное объединение общества. В России часто используются военные учения, чтобы поднять боевой дух людей и заставить их поддержать главнокомандующего Путина хотя бы на короткий период. Мобилизация объединит призывников и их родственников, тезисы будут использоваться колоссальные: у нас есть угрозы, мы объединимся в едином порыве по всей России, Путин не допустит ее развала, он способен это сделать.

Но я думаю, что широкомасштабную войну Путин вести не будет — ему это не надо. Он намерен показать противникам, что имеет армаду в десятки миллионов людей. Его метод — давить экономически, политически, угрозой войны, но не начинать ее. Создавать политические силы, на которые будет делать ставку, создавать экономические теневые форматы, внедрять агентуру, формировать региональные теневые элиты, оказывать информационное воздействие. Но широкомасштабной наступательной войны против Украины или Белоруссии сейчас не будет.

Если Путин начнет наступление на Украину, то это уже будет реальная война и конфронтация не с самой Украиной, но и с НАТО, потому что Кремль выйдет на границы альянса. Плюс ко всему, Украина теперь имеет статус члена Программы расширенных возможностей, а потому НАТО уже не будет соблюдать особого нейтралитета. Мир, который до сих пор демонстративно не принимал участие в конфликте с Россией, начнет открыто объединяться против нее, все карты будут открыты, маски сброшены. Первое, что сделают, это отключат РФ от мирового рынка. Поэтому Путин не пойдет на такие шаги, разве что мы будем ослаблены, дестабилизированы, но это уже другой сценарий. А в нынешней ситуации наступление на Украину приведет к огромным потерям и конфронтации с глобальными игроками. Путин и его окружение понимают, что эту войну они не выиграют. Так может поступить только самоубийца.

Кроме того, широкомасштабная война с Украиной и Белоруссией не будет поддержана большей частью российского общества. Оккупацию Крыма поддержали, потому что он всегда был «русским», как они говорят. Конфликт с Украиной в Донбассе Кремль выдает за гражданскую войну. А широкомасштабные боевые действия будут означать колоссальные жертвы — и не будет оснований, чтобы пояснить их перед русскими. Путин постоянно обращается к риторике Второй мировой, или как он ее называет Великой Отечественной войны. Но это совершенно разные вещи. В то время добровольцы шли воевать против нацистской Германии независимо от команды из Москвы. Теперь же речь будет идти об откровенном захвате чужих территорий.

Если же представить себе, что Кремль решится на войну, то большая часть российской элиты выступит против, как выступили известные ученые и артисты — и даже некоторые отставные военные против оккупации Крыма и войны в Донбассе. Но теперь протесты станут более массовыми. Тезис о том, что «мы собиратели земель русских» уже не сработает. Против этого выступит Союз солдатских матерей и многие представители местных элит. Поднимутся национальные меньшинства — Татарстан, Кавказ и республика Марий Эл, например, уже кипят. Да и Чечня находится не только под Рамзаном Кадыровым. Национальные элиты не захотят воевать, некоторые готовы уже сейчас бороться против режима. Если Кремль решится на широкую наступательную операцию, это может быть конец Путина и внутренняя революция. В Москве это просчитывают.

Поэтому считать, что Путин пойдет сейчас на нас войной, несколько наивно. Конечно, и украинские министерства, и американские чиновники делают определенные заявления на упреждение. Сейчас россияне действительно отрабатывают захват Северо-Крымского канала и прокладку коридора в Крым из Мариуполя, десант на побережье Азовского моря. Но это только потому, что они рассматривают различные сценарии — так же, как они готовили различные сценарии для оккупации Крыма с 1992 года, и использовали один из них в удобный момент. Очередной удобный момент может возникнуть, если в украинском обществе будет дестабилизация, на Банковой разбалансируют элиту и силовые структуры. Когда Кремль увидит, что нет единства общества, государства, силового сектора, разведывательного сектора, тогда возможно развертывание сценария дальнейшей дестабилизации, например, южные регионы начнут просить у Кремля о какой-то помощи. На сегодня предпосылок для этого пока нет.

Но нынешняя украинская власть не имеет средств консолидации, непрофессионально пытаясь сформировать региональный и общественный консенсус, а также модель развития вооруженных сил Украины. Скажем, Россия создает ракеты и самолеты 5-го и 6-го поколения, а мы не можем взять поставить в войска танк «Оплот» или обеспечить работу КБ «Луч». Нам надо формировать свою позицию. А мы просто смотрим — «а если Путин нападет?». Конечно, угрозы надо оценивать. Но главный вопрос — как мы будем готовы к этому. Дадим ему повод для нападения или не дадим вообще. В 2014 году к власти пришли непрофессионалы, которые не смогли объединить ресурсы для обороны и безопасности. Сейчас надо учитывать тот негативный опыт и не допустить повторения.

Николай Маломуж, экс-глава Службы внешней разведки, специально для «Апострофа»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх