Куперс

Бухучет и анализ

Возврат товара в Казахстане

Как правильно оформить документально возврат и приход товара из Казахстана? Согласно законам Таможенного кодекса Евразийского экономическог

Ответ предоставил эксперт СКБ Контур. В приложении 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе установлены особенности применения налога на добавленную стоимость в отношении возврата товаров по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации товаров. В отношении товаров, возвращенных покупателями — хозяйствующими субъектами государств — членов Таможенного союза по иным причинам, особенности применения налога на добавленную стоимость указанным Договором не установлены.
В рассматриваемой ситуации осуществляется возврат товаров надлежащего качества, право собственности на который перешло к покупателю из Казахстана.
Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. П. 1 ст.223 ГК РФ.
Таким образом, возврат покупателями из Казахстана товаров надлежащего качества по причине невозможности дальнейшего (последующего) использования этих товаров будет оформляться как импорт из стран-участниц Таможенного союза. Данная позиция отражена в письме Минфина России от 01.02.13 № 03-07-13/01-2104.
Таким образом, учитывая приведенные аргументы, в случае возврата неиспользованного товара казахстанской организацией основания для выставления российской организацией корректировочного счета-фактуры на уменьшение отсутствуют.
Возврат товаров по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации должен быть подтвержден согласованной участниками договора (контракта) претензией, а также документами, соответствующими дальнейшему совершению операций с такими товарами. К таким документам могут относиться акты приема-передачи товаров (в случае отсутствия транспортировки возвращенных товаров), транспортные (товаросопроводительные) документы (в случае транспортировки возвращенных товаров), акты уничтожения или иные документы.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 7 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком РК в соответствии с законодательством РК.

Согласно положениям п. 3 и 3-1 ст. 7 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования к которым не утверждены, индивидуальные предприниматели и организации разрабатывают самостоятельно либо применяют формы или требования, утвержденные в соответствии с законодательством РК, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа (формы);

2) дату составления;

3) наименование организации или фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, от имени которых составлен документ;

4) содержание операции или события;

5) единицы измерения операции или события (в количественном и стоимостном выражении);

6) наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события) и правильность ее (его) оформления;

7) идентификационный номер.

В зависимости от характера операции или события, требований нормативных правовых актов РК и способа обработки учетной информации, если это не противоречит законодательству РК, в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

Таким образом, уполномоченным органом утверждена только форма накладной на отпуск запасов на сторону (З-2), которая применяется при реализации товара, но уполномоченным органом не утверждена форма возвратной накладной, оформляемой при возврате товара от покупателя поставщику, в связи с чем, эта форма возвратной накладной может быть использована из документа в 1С «Возврат ТМЗ от покупателей».

Соответственно, накладную на отпуск запасов на сторону (З-2), которую выписали при первоначальной реализации как и саму операцию по реализации, не нужно менять в 1С. При возврате товара от покупателей необходимо выписать возвратную накладную непосредственно в момент возврата товара от покупателя посредством документа в 1С «Возврат ТМЗ от покупателей», при проведении которого сформируются соответствующие проводки и посредством которого можно выписать дополнительный ЭСФ.

Исходя из положений п. 1 ст. 383 Налогового кодекса РК, при изменении размера оборота по реализации товаров, работ и услуг в ту или иную сторону в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 383 Налогового кодекса РК, после даты его совершения соответствующим образом корректируется размер оборота.

Учитывая положения п. 2 ст. 383 Налогового кодекса РК, корректировка размера оборота производится в т.ч. в случаях полного или частичного возврата товара, за исключением ввоза товара с помещением под таможенную процедуру реимпорта, ранее вывезенного с помещением под таможенную процедуру экспорта.

На основании положений п. 5 ст. 383 Налогового кодекса РК, сумма корректировки размера облагаемого (необлагаемого) оборота включается в облагаемый (необлагаемый) оборот того налогового периода, на который приходится дата наступления случаев, предусмотренных п. 2 ст. 383 Налогового кодекса РК. Такая дата является датой совершения оборота на сумму корректировки.

Т.е. корректировка размера оборота и НДС в сторону уменьшения в результате возврата товара от покупателя у ТОО-поставщика отражается в ФНО 300.00 за тот квартал, на который приходится данный возврат.

О защите прав потребителейСтатья 14. Право потребителей на обмен или возврат товара надлежащего качества

1. Покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом (изготовителем), обменять купленный товар в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом (изготовителем), на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и тому подобное либо на другой товар по соглашению сторон, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.
Обмен производится в соответствии со статьей 30 настоящего Закона.
2. При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца (изготовителя) покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу (изготовителю) и получить уплаченную за него денежную сумму.
3. Местом обмена или возврата товара является место покупки товара, если иное не предусмотрено договором.
Сноска. Статья 14 с изменением, внесенным Законом РК от 21.04.2016 № 504-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Как вернуть или обменять товар

В Комитете по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК рассказали, как вернуть или обменять товар, передает корреспондент Tengrinews.kz.

В случаях с нормальным товаром, который вам не подошел по тем или иным причинам, например по размеру, цвету или фасону, необходимо обратиться к продавцу в 14-дневный срок.

«За исключением тех случаев, когда вы уже использовали товар, а потом пытаетесь его вернуть. Кстати, если возникнут вопросы со стороны продавца по срокам, вы можете сообщить ему, что сроки возврата товаров надлежащего качества регулируются статьей 14 закона РК «О защите прав потребителей», — пояснили в КРЕМЗКиПП МНЭ РК.

В случае же, если в товаре обнаружился недостаток или попросту брак, покупатель имеет право не только на обмен или возврат товара, но еще и на соразмерное уменьшение цены, то есть скидку, на бесплатное устранение недостатков или компенсацию расходов на ремонт.

Если на приобретенный товар установлен срок годности или гарантии и был обнаружен недостаток в этот период, то и обратиться со своими требованиями покупатель также должен до истечения этой даты.

Если на товар не установлен срок годности или нет гарантии, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены потребителем при условии, что недостатки в проданном товаре были обнаружены в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством РК или договором.

«В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, продавец (изготовитель) несет ответственность, если потребитель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Все эти нормы указаны в статье 17 закона РК «О защите прав потребителей». Вот ей-то вы и можете апеллировать, придя в магазин отстаивать свои законные права», — отметили в КРЕМЗКиПП.

В статье 30 закона РК «О защите прав потребителей» говорится о том, что продавец или изготовитель обязан обеспечить обмен или возврат товара, проданного с истекшим сроком годности, не соответствующего требованиям, установленным техническими регламентами, нормативными документами по продукции, в том числе выпущенного с нарушением прав интеллектуальной собственности, независимо от его употребления, сохранения товарного вида, потребительских свойств, пломб, ярлыков в течение 30 календарных дней со дня приобретения товара с возвратом потребителю денежной суммы за купленный товар.

«Для полного понимания вопроса уточним, что срок годности — это период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. А вот гарантийный срок — это период времени, установленный продавцом (изготовителем, исполнителем), законодательством РК или договором в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, которые исчисляются со дня изготовления, приобретения товара (работы, услуги), в течение которых продавец (изготовитель, исполнитель) гарантирует качество товара (работы, услуги) при условии его надлежащего использования и хранения», — заключили в КРЕМЗКиПП.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх