Куперс

Бухучет и анализ

Язык делопроизводства в России

2. Баталов Э. Политическая культура России сквозь призму civic culture / Э. Баталов // Pro et Contra. — 2002. — № 3. — С. 7-22.

6. Стеблецов В. Ю. Политическая культура молодежи в современной России / В. Ю. Стеблецов // Вестник МГЛУ. — Выпуск 11. — 2013. — С. 40-44.

Кузьмин А. В.

к. и. н., доцент Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ

Аннотация. Данная статья посвящена анализу развития делопроизводственных процессов в органах местного самоуправления. Рассмотрены ключевые нормативно-правовые акты, составляющие основу государственного регулирования в сфере ДОУ. Отмечена общность и взаимосвязь параметров организации и ведения делопроизводства в органах государственной власти и местного самоуправления.

Ключевые слова: делопроизводство, документ, нормативный акт, местное самоуправление, электронный документооборот.

Kuzmin A. V.

PhD in history, associate professor Tambov State University n. a. G. R. Derzhavin

Tambov, Russia

NORMATIVE AND LEGAL FRAMEWORK FOR DEVELOPMENT OF DOCUMENT MANAGEMENT AT LOCAL LEVEL

Keywords: office work, document, normative act, local government, electronic document circulation.

Делопроизводство в любом органе государственной власти и местного самоуправления строится на основе законодательно-правовых и нормативно-методических актов, касающихся вопросов документирования и работы с документами. Но постоянно изменяющиеся условия жизни государства и общества требуют непрерывного совершенствования законодательных и нормативно -методических документов, внесения в них дополнений и изменений. Нормативно-правовая база делопроизводства — это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания документов, их обработки, хранения и использования в текущей деятельности органа власти, а также деятельность службы делопроизводства: ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и некоторые другие аспекты .

До 2004 г. федеральным органом исполнительной власти, осуществлявшим государственное регулирование в сфере ДОУ, была Федеральная архивная служба, которая в соответствии с положением о ней осуществляла межотраслевое организационно-методическое руководство и контроль за организацией документов в делопроизводстве федеральных органов государственной власти, координировала развитие государственной системы делопроизводства и унифицированных систем документации. В связи с административной реформой Федеральная архивная служба в 2004 г. преобразована в Федеральное архивное агентство (Росархив).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2016 г. № 293 Федеральное архивное агентство оказалось наделено функциями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства, а также по контролю, оказанию

государственных услуг и управлению федеральным имуществом в этой сфере. Росархив осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями .

Для ДОУ и делопроизводства очень важными представляются положения, закрепленные в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», фиксирующем правовой режим документирования информации. В частности, в п. 1 и 2 ст. 11 указанного закона говорится, что законодательством Российской Федерации или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации. В федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти .

В развитие данных положений 15 июня 2009 г. вышло постановление Правительства РФ № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти». Данными Правилами была установлена терминологическая база, в них давалась расшифровка базовым терминам и определениям, использующимся в сфере организации и ведения делопроизводства. Отдельные статьи указанного нормативного акта посвящены алгоритмам создания документов с описанием требований к бланкам (в том числе электронным), размещению на них реквизитов, организации документооборота в федеральном органе власти, порядку формирования документального фонда из образующихся в процессе его деятельности документов. Специально описывались особенности работы с электронными документами, давался перечень обязательных сведений о документах, используемых в целях учета и поиска документов в системах электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти .

При этом, поскольку правила достаточно общие и в них даны только ключевые принципы и положения ведения делопроизводства п. 4 настоящего постановления давал предписание Федеральному архивному агентству в срок до 1 января 2010 г. утвердить методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти . Методические рекомендации были разработаны Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела и утверждены приказом Росархива от 23.12.2009 № 71 . Хотя методические рекомендации предназначены для федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, они стали, наряду с Правилами делопроизводства основными нормативными актами, регулирующими подготовку инструкций и собственно само документационное обеспечение деятельности органов МСУ.

Разделы 3.1 «Общие положения» и 3.2 «Основные понятия», представленные в Методических рекомендациях, можно перенести в любую инструкцию по делопроизводству на уровне муниципального управления, убрав уточняющую фразу про федеральные органы исполнительной власти. Раздел 3.3, касающийся создания документов, дает стандартные размеры форматов бумаги и полей, виды бланков, порядок оформления реквизитов, также применимые для органов МСУ. Перечисляя реквизиты документов, используемые в конкретном органе местной власти, можно их взять из ГОСТ Р 6.30-2003 «Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации» с учетом типа конкретного органа .

Примеры оформления каждого реквизита с учетом требования ГОСТ Р 6.30-2003 представлены в приложениях к Методическим рекомендациям и с соответствующими коррективами применимы в делопроизводстве любого органа МСУ. Алгоритмы, представленные в разделе 3.3.5 «Оформление отдельных видов документов в федеральных органах исполнительной власти» (таких как положение, инструкция, протокол заседания, служебная, аналитическая записка) исключительно полезны при разработке аналогичных документов на уровне МСУ .

Принципы организации документооборота, порядок приема и первичной обработки поступающих документов, предварительного рассмотрения документов, их регистрации, порядок рассмотрения документов руководством, работа с отправляемыми документами, их регистрация и отправка, регистрация и прохождение внутренних

документов, учет и анализ документооборота, данные в Методических рекомендациях, касаются также могут быть перенесены в каждую инструкцию по делопроизводству в органах муниципального управления с соответствующей конкретизацией. То же самое касается разделов по разработке и ведению номенклатуры дел, формированию дел, их текущего хранения, подготовки дел для передачи на архивное хранение, уничтожения дел с истекшими сроками хранения. Все это из Методических рекомендаций вместе с приложениями является необходимым материалом при подготовке инструкций по делопроизводству .

Еще одним серьезным нормативным актом, который относится к сфере регулирования делопроизводственных процессов в органах МСУ, является «Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» (утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации 25.08.2010 № 558). Перечень включает типовые управленческие архивные документы и состоит из 12 разделов, отражающих распорядительные, организационные функции управления, функции контроля, а также правовое обеспечение и организацию документационного обеспечения управления и хранения документов, организацию, нормирование, тарификацию, оплату и охрану труда, прием, перемещение, увольнение работников, материально-техническое обеспечение деятельности и организации хранения имущественно-материальных ценностей и пр. Серьезным подспорьем для делопроизводителей органов МСУ может стать, следующий за Перечнем указатель, в котором в алфавитном порядке перечислены виды документов и вопросы их содержания со ссылками на номера соответствующих статей . Таким образом, в указанном нормативно-правовом акте у нас есть возможность найти систематизированный свод наименований всех типов документов, образующихся в ходе деятельности местного управления.

Значительные изменения в системе делопроизводства органов муниципального управления последовали после принятия Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и постановления Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нормы Федерального закона существенно расширили число участников электронного взаимодействия. П. 6 и 7 ст. 2 ввели ряд

новых понятий в этой сфере. Во-первых, «предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме» -предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. Во-вторых, «портал государственных и муниципальных услуг» — государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах. Как видим, положения данного закона перевели немалую часть документооборота в электронный вид. Более того, П. 2 ч. 1 ст. 6 обязал органы, предоставляющие муниципальные услуги, обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме .

Упомянутое постановление, в первую очередь, призвано развивать положения Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Постановление заложило основы формирования и функционирования единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также основы информационного обмена, осуществляемого с ее применением между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений,

многофункциональных центров, иных органов и организаций в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме .

Тогда же в 2010 г. в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» были внесены дополнения, призванные институциализировать электронный документооборот. В

частности, в ст. 2 появился п. 11.1, где раскрывалось содержание понятия «электронный документ», который определялся в качестве документированной информации, представленной в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах. Кроме того, ст. 11.1. обязывала органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставлять по выбору граждан (физических лиц) и организаций информацию в форме электронных документов. В свою очередь, граждане и организации могли предоставлять информацию в органы местного самоуправления также в форме электронных документов .

Подводя итоги, следует отметить, что в России к настоящему времени сложилась достаточно цельная система нормативного обеспечения организации делопроизводства на всех уровнях управления. Целый ряд федеральных законов регулируют отношения, возникающие при формировании информационных ресурсов на основе создания и использования документированной информации, информационных технологий, определяют терминологию, имеющую отношение к этой сфере. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы Минкультуры и Росархива, конкретизируют и уточняют параметры организации и ведения делопроизводства в органах государственной власти и местного самоуправления. При этом документационное обеспечение управления в последних строится по шаблонам, заданным федеральными органами власти. В то же время на местном уровне разрабатывается собственная нормативно-методической база организации делопроизводственных процессов. Причем, положение дел в сфере документационного обеспечения управления таково, что все больше органов МСУ задействуются в системе электронного документооборота, что продиктовано стремительным развитием электронных технологий и технических средств и программных продуктов. С электронными документами теперь работают не только делопроизводители, но и функциональный персонал. Безусловно, это требует совершенствования и оптимизации практики организации делопроизводства.

Список литературы

1. Кондюкова Е. С. Основы документационного обеспечения управления: учебное пособие / Е. С. Кондюкова. — Екатеринбург, 2006. — С. 18.

5. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти : Приказ Росархива от 23.12.2009 № 76. — Режим доступа: http://archives.ru/documents/prik76_2009. shtml

6. О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации (вместе с «ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов) : Постановление Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65-ст. — Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_44595/

10. О единой системе межведомственного электронного взаимодействия (вместе с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия) : Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697. — Режим доступа: http://base.garant.ru/199319/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх