Куперс

Бухучет и анализ

Юридический состав налогов

Юридический состав налога — система существенных элементов налога, которые минимально необходимы для его однозначного исчисления и уплаты.

В НК РФ перечислены элементы налога, которые федеральный законодатель устанавливает как существенные. В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

1. Объект налогообложения — юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог (например, операции по реализации товаров (работ, услуг); имущество; прибыль, доход; стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); либо иной объект, с наличием которого законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога);

2. Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. В налоговом законодательстве Российской Федерации порядок исчисления налоговой базы по отдельным налогам (НДС, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц) вызывает необходимость определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения. Общие принципы определения цены товаров, работ, услуг, изложенные в ст. 40 части первой НК РФ, определяют, что для целей налогообложения принимается цена, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен;

3. Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

4. Налоговая ставка — величина налоговых начислений, приходящаяся на единицу измерения налоговой базы В случаях, указанных в Налоговом кодексе, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством Российской Федерации. Установление налоговых ставок по региональным и местным налогам должно производиться соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом.;

5. Порядок исчисления налога.Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

При исчислении налога налоговым органом налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляется налоговое уведомление, содержащее размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. При исчислении налога налоговым агентом кроме обязанности по исчислению налога на данное лицо возлагается обязанность по его удержанию и перечислению в бюджет (внебюджетный фонд).;

6. Порядок и сроки уплаты налога.Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных налоговым законодательством

Статьей 58 части первой НК РФ установлено, что уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

Основания для изменения срока уплаты налога:

— причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия;

— задержка налогоплательщику финансирования из бюджета или оплаты госзаказа;

— угроза банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты налога;

— если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

— если производство или реализация товаров, работ, услуг налогоплательщиком носит сезонный характер.

И.И. Кучеров справедливо полагает, что формулировка ст. 17 НК РФ, исключившая налогоплательщика из состава элементов налога, является некорректной. Без субъекта юридическая конструкция налогового платежа фактически теряет смысл, поскольку налог есть форма возложения на него соответствующей обязанности

Необходимо отметить, что в ст. 11 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (утратил силу) было предусмотрено, что в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют:

— налогоплательщика (субъект налога);

— объект и источник налога;

— единицу налогообложения;

— налоговую ставку (норму налогового обложения);

— сроки уплаты налога;

— бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.

Налоговые льготы является необязательным элементом — преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах и предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В настоящее время в налоговой системе Российской Федерации можно выделить следующие виды льгот:

— уменьшение размеров налогооблагаемой базы;

— уменьшение ставок налогов;

— уменьшение сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет;

— перенос срока уплаты налога на более поздний срок и др.

Страница 1 из 2

Обязательные (основные) элементы

Обязательность фор­мализации всех элементов налога закреплена в Налоговом ко­дексе РФ. В ст. 3 НК сказано, что «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». А в ст. 17 НК говорится, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и срок уплаты налога.

Таким образом, следует совершенно однозначный вывод: только при определении всей совокупности обязательных элементов нало­гообложения обязанность налогоплательщика по уплате налога мо­жет считаться установленной. В противном случае при неопределе­нии хотя бы одного обязательного элемента налог не может счи­таться установленным, следовательно, у налогоплательщика не воз­никает обязанности по уплате такого налога в соответствии с п. 1 ст. 23 НК, где сказано, что он обязан уплачивать лишь законно ус­тановленные налоги.

Группу обязательных элементов налогообложения отличает их универсальность и императивность.

Налогоплательщик (субъект налога) — обязательный элемент на­логообложения, характеризующий организации и физические лица, на которые по закону воз­лагается юридическая обязанность уплачивать налоги за счет собст­венных средств (точная трактовка в ст. 19 НК: налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возлагается обязан­ность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы).

Объект налогообложения — обязательный элемент, реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, а также те юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. При этом объект следует отличать от предмета налогообложения (например, объект — право собственности на земельный участок, предмет — собственно земельный участок).

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ.

Налоговая база — обязательный элемент, характе­ризующий количественное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка. Иными словами, это только та количественная часть объекта налогообложения, которая является основой для исчисления суммы налога, поскольку имен­но к ней применяется налоговая ставка. Следует понимать, что налоговая база может совпадать с количественным выражением объекта налогообложения, а может и не совпадать, как, напри­мер, в НДФЛ, НДС, налоге на прибыль организаций. В частно­сти, в НДФЛ налоговая база отличается от объекта налогообложе­ния на сумму налоговых вычетов. В ст. 53 НК дается определение: «Налоговая база пред­ставляет собой стоимостную, физическую или иную характеристи­ку объекта налогообложения».

Налоговая ставка — обязательный элемент, ха­рактеризующий размер или величину налога на единицу измерения налоговой базы. Согласно ст. 53 НК «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы». Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждо­му налогу:

  • по федеральным — Налоговым кодексом РФ;
  • по региональным — законами субъектов РФ;
  • по местным — нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Налоговый период — обязательный элемент, характеризующий срок, по истечении которого окончательно формируется налого­вая база и определяется конечный размер налогового обязатель­ства. В ст. 55 НК дается трактовка это­го понятия: «Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате».

Порядок исчисления налога — обязательный элемент, характери­зующий методику исчисления налогового оклада. Есть две основ­ные методики исчисления, встречающиеся в российской практике:

  • некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям);
  • кумулятивная (исчисление налога производится нарас­тающим итогом с начала налогового периода с определением ито­говой суммы по его окончанию).

В свою очередь, эти методики представляют собой совокупность законодательно установленных приемов и способов расчета налогового оклада.

Подробнее о приемах и способах расчета налогового оклада

Прием — это формализованное действие (формула), связываю­щее определенным законом образом налоговую базу, налоговую ставку и налоговые льготы с результатом исчисления (налоговым окладом). Кто и каким образом реализует установленные приемы, устанавливается в соответствующем способе исчисления: «по декла­рации», «у источника» и «по кадастру». Наиболее распространен способ самостоятельного исчисления налогового оклада — по дек­ларации. Его превалирование подтверждается ст. 52 НК, где дается законодательное определение порядка исчисления налога: «Налого­плательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот».

Порядок и сроки уплаты налога — обязательный элемент, харак­теризующий законодательно установленные способы и сроки вне­сения налога его получателю.

К возможным способам внесения на­лога относятся согласно ст. 58 НК уплата его в наличной и безна­личной формах.

Сроки уплаты налога (сбора) в соответствии со ст. 57 НК могут определяться:

  • конкретной календарной датой;
  • истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями;
  • указанием на событие, которое должно произойти;
  • указанием действия, которое должно быть совершено.

При расчете налоговой базы налоговым органом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уве­домления (с учетом п. 6 ст. 69 НК РФ). В настоящее время налоговые органы рассчитывают базу самостоятельно по следующим налогам:

  • транспортному (для физи­ческих лиц);
  • земельному;
  • на имущество физических лиц.

Конкретный порядок и сроки уплаты устанавливаются приме­нительно к каждому налогу: по федеральным — Налоговым кодек­сом РФ, по региональным — законами субъектов РФ, по местным — нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Со срочностью налоговых платежей тесно связано понятие не­доимки — суммы налога или сбора, не внесенной их получателю в установленные сроки. В этом случае на налогоплательщика налага­ются штрафные санкции в виде пени. К самостоятельным элементам их относить не следует, так как они раскрывают не внутреннее строение налога, а внешние аспекты его проявления, в частности призванные побуждать налогоплательщика к полной и своевременной реализации налогового обязательства.

Факультативные элементы

Группу обязательных элементов дополняет группа факультативных элементов, раскрытие которых при установлении налога не обязатель­но, а возможно. Соответственно отсутствие факультативных элементов не может приводить к ситуации, когда налог будет считаться неуста­новленным.

К факультативным элементам следует отнести:

  • налоговые льготы и основания для их применения;
  • порядок возмещения налога;
  • отчетный период;
  • получателя налога.

Каждый налог характеризуется своей совокупностью этих фа­культативных элементов, которые дополняют обязательные элемен­ты, позволяя тем самым лучше раскрыть внутреннее устройство налога и сделать его более понятным для налогоплательщиков.

Налоговая льгота — факультативный элемент, характеризующий предоставление налоговым законодательством отдельным категори­ям налогоплательщиков (плательщикам сборов) исключительных преимуществ, включая возможность не уплачивать налог (сбор) или уплачивать в меньшем размере, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика (плательщика сбора). Налоговые льготы могут уменьшать налоговую базу, налоговую ставку, налоговый оклад и производить отсрочку или рассрочку уплаты налога.

Отчетный период — факультативный элемент, характеризую­щий срок, по истечении которого налогоплательщиком уплачива­ются авансовые платежи по налогу и предоставляется соответст­вующая отчетность. В некоторых налогах налоговый и отчетный периоды совпадают (например, НДС, НДПИ), в некоторых — раз­личаются (например, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций).

Источник налога — факультативный элемент, характеризующий соответствующий экономический показатель налогоплательщика, за счет которого следует уплачивать налог. Источник налога (выручка, прибыль или доходы) не выбирается налогоплательщиком произ­вольно, а регламентируется законодательством о налогах и сборах.

Получатель налога — факультативный элемент, характеризую­щий субъекта, которому предназначается сумма налога. Такими субъектами являются государственные внебюджетные фонды и бюджеты различных уровней. Получатель налога может быть уста­новлен как законодательством о налогах и сборах, так и бюджет­ным законодательством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх