Куперс

Бухучет и анализ

Задачи адвоката

Статья 4. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами

1. Адвокаты, оказывая юридическую помощь:

1) дают консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) участвуют в качестве представителя доверителя в гражданском судопроизводстве;

4) участвуют в качестве защитника или представителя доверителя в уголовном и административном судопроизводстве;

5) участвуют в качестве представителя доверителя при проведении медиации, в разбирательстве дел в арбитраже, третейском суде и иных органах разрешения споров;

6) представляют интересы доверителя в государственных органах, общественных объединениях и иных организациях;

7) представляют интересы доверителя в государственных органах, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Республики Казахстан;

8) участвуют в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания.

2. Адвокаты оказывают иную юридическую помощь, не запрещенную законодательством.

3. Лицо, обратившееся за помощью, свободно в выборе адвоката, за исключением случаев, когда адвокат назначается ему для оказания юридической помощи бесплатно (статья 6 настоящего Закона), а также в качестве защитника по уголовным делам, по которым его участие обязательно, если подзащитный не выбрал или не мог выбрать себе адвоката.

4. Профессиональная защита по уголовным делам осуществляется только адвокатами.

Примечание

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Утвержден
IX Всероссийским съездом адвокатов

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона № 63-ФЗ от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Основных принципов, касающихся роли юристов (принятых восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа – 7 сентября 1990 г.) Всероссийский съезд адвокатов утверждает настоящий Стандарт профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов и стажеров адвокатов (далее по тексту – Стандарт) для установления единого порядка и единой методики профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов, определения задач, системы, видов и форм прохождения стажировки в целях приобретения статуса адвоката.

Раздел 1
Общие положения

1. Стандарт устанавливает порядок обучения следующих категорий лиц:

1.1. Стажеры адвокатов.

1.2. Адвокаты, в том числе:

1.2.1. Адвокаты со стажем менее 3 лет;

1.2.2. Адвокаты со стажем более 3 лет.

2. Основной задачей обучения стажеров адвокатов в соответствии со Стандартом является обеспечение надлежащей подготовки претендентов на приобретение статуса адвоката, позволяющей им впоследствии оказывать квалифицированную юридическую помощь.

3. Основной задачей обучения и повышения профессионального уровня адвокатов в соответствии со Стандартом является обеспечение постоянного и непрерывного совершенствования знаний как требование обязательного стандарта адвокатской профессии.

4. Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации в соответствии со Стандартом утверждают программы повышения профессионального уровня адвокатов и обучения стажеров адвокатов по направлениям, определяемым Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

5. Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации организуют проведение очных аудиторных занятий самостоятельно (включая созданные ими институты повышения профессионального уровня адвокатов, курсы повышения профессионального уровня адвокатов, школы адвоката, школы молодого адвоката и т.п.) либо с привлечением высших учебных заведений юридической специализации.

6. Для обеспечения исполнения установленной федеральным законом обязанности содействия повышению профессионального уровня адвокатов адвокатские палаты субъектов Российской Федерации при определении размера обязательных отчислений адвокатов на общие нужды адвокатской палаты учитывают связанные с этим расходы и предусматривают их в сметах на содержание адвокатских палат.

Раздел 2
Требования к прохождению стажировки

7. Стажеры адвоката в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» проходят стажировку в адвокатских образованиях сроком от одного года до двух лет. Порядок и программа прохождения стажировки определяются положениями, принимаемыми адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации, и должны включать вопросы квалификационного экзамена на получение статуса адвоката. Непосредственное руководство стажировкой и обучение стажера адвоката осуществляет руководитель стажировки – адвокат-куратор.

8. При прохождении стажировки адвокатские палаты субъектов Российской Федерации должны обеспечить изучение стажерами курса «Введение в профессию адвоката», включающего в себя материалы, в частности, по следующим темам:

– история организации и деятельности адвокатуры России с 1866 года по настоящее время, известные адвокаты России;

– история организации и деятельности адвокатуры соответствующего субъекта Российской Федерации с 1866 года по настоящее время, известные адвокаты соответствующего субъекта Российской Федерации;

– принципы адвокатуры и адвокатской деятельности;

– нормативное регулирование адвокатуры и адвокатской деятельности (законодательство Российской Федерации, законодательство соответствующего субъекта Российской Федерации, корпоративные акты Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, корпоративные акты адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации и др.);

– решения Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского суда по правам человека по вопросам организации и деятельности адвокатуры;

– организация адвокатуры (структура, порядок формирования и функции органов Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и адвокатских палат субъектов Российской Федерации; виды адвокатских образований, порядок их создания и деятельности, структура, порядок формирования и функции органов адвокатских образований);

– основные этические требования к поведению адвоката и осуществлению им адвокатской деятельности;

– поводы для возбуждения и порядок осуществления дисциплинарного производства в отношении адвокатов;

– основные положения дисциплинарной практики на основании Разъяснений Комиссии Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам и позиций, сформированных органами адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации;

– виды юридической помощи, особенности оказания юридической помощи бесплатно, особенности оказания юридической помощи по назначению суда, органов дознания, органов предварительного следствия (с учетом специфики соответствующего субъекта Российской Федерации);

– общие правила применения адвокатами статусных прав, предусмотренных в п. 3 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;

– общие правила формирования и реализации позиции по делу;

– особенности осуществления адвокатом процесса доказывания, требования к доказательствам, представляемым адвокатом;

– особенности осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве;

– основные правила документооборота адвокатов (правила ведения адвокатского производства (досье), порядок оформления документов, подтверждающих полномочия адвокатов при оказании юридической помощи, порядок оформления адвокатских запросов);

– особенности составления адвокатом юридических, в том числе процессуальных, документов;

– договорная дисциплина адвоката (порядок заключения, изменения и расторжения соглашений об оказании юридической помощи);

– финансовая дисциплина адвоката (порядок получения и оформления вознаграждения за оказание юридической помощи, размеры и порядок отчисления средств на общие нужны адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации, порядок отчисления средств на содержание адвокатских образований, налогообложение адвокатской деятельности).

9. Преподавание курса «Введение в профессию адвоката» организуется адвокатской палатой соответствующего субъекта Российской Федерации.

10. Продолжительность курса «Введение в профессию адвоката» должна составлять не менее 40 академических часов.

11. Стажеры адвокатов обязаны изучить курс «Введение в профессию адвоката» в полном объеме.

Раздел 3
Требования к повышению профессионального уровня адвокатов

12. Адвокаты обязаны проходить обязательное повышение профессионального уровня.

13. Адвокаты со стажем менее 3 лет должны ежегодно повышать профессиональный уровень в количестве не менее 40 академических часов. Адвокаты со стажем более 3 лет должны ежегодно повышать профессиональный уровень в количестве не менее 30 академических часов. Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации могут принять решения об увеличении минимально требуемого количества часов повышения адвокатами своего профессионального уровня в год, но не более чем до 60 академических часов.

14. Организацию мероприятий по повышению профессионального уровня адвокатов осуществляют:

– Федеральная палата адвокатов Российской Федерации;

– адвокатские палаты субъектов Российской Федерации.

15. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации может организовывать повышение профессионального уровня адвокатов в соответствии со Стандартом в следующих формах:

– очные аудиторные мероприятия (лекции, тренинги, игровые судебные процессы и иные игровые (имитационные) обучающие мероприятия);

– заочные (дистанционные) мероприятия (вебинары, дистанционные онлайн-курсы);

– смешанные очно-заочные мероприятия (очно-дистанционные онлайн-курсы);

– подписка на издание «Адвокатская газета»;

– научные, научно-практические и иные мероприятия, проводимые Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации (конференции, конгрессы, круглые столы, симпозиумы);

– обучающие мероприятия, организуемые и проводимые для членов квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов Российской Федерации;

– в иных формах, предусмотренных решением Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

16. Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации могут организовывать повышение профессионального уровня адвокатов в соответствии со Стандартом в следующих формах:

– очные аудиторные мероприятия (лекции, тренинги, игровые судебные процессы и иные игровые (имитационные) обучающие мероприятия);

– заочные (дистанционные) мероприятия (вебинары, дистанционные онлайн-курсы);

– смешанные очно-заочные мероприятия (очно-дистанционные онлайн-курсы);

– научные, научно-практические и иные мероприятия, проводимые адвокатской палатой субъекта Российской Федерации (конференции, конгрессы, круглые столы, симпозиумы);

– в иных формах, предусмотренных решением советов адвокатских палат субъектов Российской Федерации.

17. Документы, подтверждающие повышение профессионального уровня, выдаются адвокатам соответственно Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации или адвокатской палатой субъекта Российской Федерации.

18. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации организует повышение профессионального уровня адвокатов в соответствии с программой, которая может включать обучение по следующим направлениям:

– деятельность адвоката в уголовном процессе;

– деятельность адвоката в гражданском процессе;

– деятельность адвоката в административном процессе;

– деятельность адвоката в конституционном процессе;

– особенности оказания адвокатом помощи субъектам предпринимательской деятельности;

– деятельность адвоката в ЕСПЧ;

– специальные знания в деятельности адвоката;

– юридическая техника в деятельности адвоката;

– юридическая риторика в деятельности адвоката;

– психология в деятельности адвоката.

19. Указанные в п. 16 и 17 Стандарта мероприятия могут проводиться адвокатами, экспертами по юридическим и иным вопросам, либо преподавателями высших учебных заведений, преподающими юридические и иные дисциплины (экономические, психологические, филологические и др.), знания по которым признаются соответствующими адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации востребованными при осуществлении профессиональной деятельности адвокатов.

20. Мероприятия по повышению профессионального уровня адвокатов должны носить практикоориентированный характер.

21. Адвокат вправе самостоятельно выбирать формы повышения профессионального уровня из форм, утвержденных Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации или адвокатской палатой соответствующего субъекта Российской Федерации.

22. Участие в очных аудиторных мероприятиях и вебинарах засчитывается в соответствии с количеством часов данных занятий (мероприятий) на основании сведений, предоставленных соответственно Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации или адвокатской палатой субъекта Российской Федерации.

23. Участие в иных заочных (дистанционных), а также в смешанных очно-заочных мероприятиях засчитывается при соблюдении условий участия и в соответствии с количеством часов, устанавливаемых организаторами этих мероприятий (Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации и/или соответствующей адвокатской палатой субъекта Российской Федерации) при объявлении об их проведении.

24. Подписка на издание «Адвокатская газета» засчитывается в количестве 10 часов в год.

25. Адвокатам, занимающим выборные должности в органах адвокатского самоуправления (Совете Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, Комиссии Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам, советах и квалификационных комиссиях адвокатских палат субъектов Российской Федерации) в повышение профессионального уровня засчитывается участие в мероприятиях в целях исполнения указанных должностных обязанностей.

26. При приобретении статуса адвоката без прохождения стажировки в первый год осуществления адвокатской деятельности адвокат в рамках повышения профессионального уровня обязан пройти обучение по курсу «Введение в профессию адвоката», предусмотренному в п. 8–11 Стандарта.

27. При приобретении статуса адвоката после прохождения стажировки обучение во время стажировки по курсу «Введение в профессию адвоката», предусмотренному в п. 8–11 Стандарта, засчитывается адвокату в повышение профессионального уровня.

28. Советы адвокатских палат субъектов Российской Федерации:

– ежегодно утверждают программу мероприятий по повышению профессионального уровня адвокатов;

– ведут учет времени повышения профессионального уровня адвокатов, включенных в реестр адвокатов соответствующего субъекта Российской Федерации, на основании собственных данных учета и сведений, предоставленных адвокатом, и раз в 3 года подводят итоги работы по профессиональной подготовке и выполнению обязанности повышения профессионального уровня адвокатов;

– контролируют повышение профессионального уровня адвокатами в установленном Стандартом объеме и принимают меры дисциплинарного характера в отношении адвокатов, уклоняющихся от исполнения обязанности повышения профессионального уровня.

29. Организация ведения документального или электронного учета количества часов повышения профессионального уровня каждым адвокатом на основании данных, подтверждающих фактическое количество часов повышения профессионального уровня, осуществляется президентом адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации или назначенным им лицом.

30. Адвокаты наряду с участием в мероприятиях по повышению профессионального уровня, организуемых Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации и адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять профессиональные расходы на самостоятельное совершенствование своих знаний.

31. Адвокат, не выполняющий обязанности постоянно повышать свой профессиональный уровень в порядке, предусмотренном Стандартом, и в соответствии с решением совета адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации по вопросам повышения профессионального уровня, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии с Кодексом профессиональной этики адвоката.

32. Участие адвоката в проведении мероприятий по подготовке стажеров или по повышению профессионального уровня в качестве лектора, тренера, эксперта и т.п. (включая проведение «круглых столов», ведение мастер-классов, участие в семинарах по обмену опытом работы), а также обучение стажера адвоката, наставничество в отношении адвоката со стажем до пяти лет засчитывается ему в качестве повышения профессионального уровня в количестве часов, установленном советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

33. Советы адвокатских палат соответствующих субъектов Российской Федерации при учете времени повышения профессионального уровня адвокатов со стажем адвокатской деятельности более 3 лет вправе предусмотреть возможность и условия зачета:

– присвоения ученых степеней кандидата юридических наук за 3 года и доктора юридических наук за 5 лет обязательного обучения по повышению профессионального уровня;

– документально подтвержденного обучения по специальным программам в рамках юридической, экономической и иной специальности, требующейся адвокату для углубленной специализации в пределах адвокатской деятельности;

– документально подтвержденного осуществления адвокатами научной и научно-практической деятельности (выступления на научных и научно-практических конференциях и иных мероприятиях, издание монографий и публикаций в научных и научно-практических печатных изданиях и в СМИ по профессиональным вопросам, связанным с адвокатской деятельностью, разработку методических пособий по вопросам адвокатской деятельности и др.);

– документально подтвержденного осуществления адвокатами преподавания юридических дисциплин в высших и средних специальных учебных заведениях;

– документально подтвержденного участия адвокатов в работе диссертационных, научно-экспертных, научно-методических, научно-консультационных советов.

34. При изменении членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации документально подтвержденный объем выполнения соответствующей программы повышения профессионального уровня подлежит зачету.

Раздел 4
Порядок введения в действие Стандарта

35. Стандарт вводится в действие с 31 мая 2019 года.

36. На стажеров адвокатов действие Стандарта распространяется в случае начала прохождения стажировки после 31 мая 2019 года.

37. Начиная с 31 мая 2019 года, адвокаты должны осуществлять повышение профессионального уровня в соответствии со Стандартом.

38. Повышение профессионального уровня, осуществленное адвокатами до 31 мая 2019 года в соответствии с Положением «О единой методике профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов и стажеров адвокатов» от 30 ноября 2007 года, признается действительным.

Право каждого на получение квалификационной юридической помощи закреплено в ст. 48 Конституции РФ. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре базируется на Федеральном законе РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 26 апреля 2002 г., с последующими изменениями и дополнениями.

Адвокатура – это организованное особым образом, самоуправляемое объединение юристов-профессионалов, созданное для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Адвокатурой называют также профессию адвоката.

В соответствии с Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре адвокатская деятельность – это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе людьми, получившими статус адвоката, в порядке, им установленном, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Она не является предпринимательской деятельностью.

Адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, и в этом смысле она негосударственный правоохранительный орган, однако ее деятельность имеет государственное значение, так как направлена на защиту нарушенных прав и свобод граждан, интересов организаций.

Принципами, на которых основана организация и деятельность адвокатуры, являются законность, независимость, самоуправление, корпоративность, а также принцип равноправия адвокатов.

Задачи адвоката (адвокатуры) – оказание квалифицированной юридической помощи. Адвокатура содействует осуществлению правосудия в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве, охране прав и законных интересов граждан, соблюдению законности и правопорядка, формированию уважительного отношения к законам.

Осуществляя юридическую помощь, адвокаты:

  • дают консультации и справки по правовым вопросам;
  • составляют заявления, жалобы, завещания, иски и другие документы правового характера;
  • осуществляют защиту прав и законных интересов юридических и физических лиц на различных стадиях конституционного, арбитражного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства;
  • участвуют в качестве представителя юридических и физических лиц в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже и иных органах разрешения конфликтов;
  • представляют интересы юридических и физических лиц в органах государственной власти и местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях как внутри страны, так и в аналогичных органах и организациях иностранных государств;
  • участвуют в качестве представителя юридических и физических лиц в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
  • выступают в качестве представителя юридических и физических лиц в налоговых правоотношениях.

Адвокат принимает участие в разрешении сложных жилищных и иных гражданских дел, помогает подготавливать истцу или ответчику соответствующие документы, защищает их интересы.

Важнейшая роль в обеспечении законности в нашем государстве принадлежит адвокатуре, которая на протяжении всей истории существования выполняла свое главное предназначение – защиту прав и законных интересов гражданина и человека.

Основными функциями адвокатуры являются:

  1. Предоставление юридических консультаций в области применения законов Российской Федерации предприятиям, организациям и различным учреждениям;

  2. Оказание юридической помощи физическим лицам в отдельных ситуациях;

  3. Представительство по гражданским делам и защита в уголовном судопроизводстве;

  4. Социально-психологическая функция, т.е. стабилизирует общественное сознание;

  5. Социально-педагогическая функция, т.е. распространяет правовое просвещение граждан и приучает людей решать свои проблемы в рамках закона и посредством закона;

  6. Дает альтернативное разрешение споров и гармонизирует отношения между обществом и государством.

Адвокатура это институт не государственной власти, а гражданского общества, пользующийся автономией, независимостью и самоуправлением. В числе органов, призванных оказывать юридическую помощь без использования властных полномочий, адвокатура занимает центральное место. Она представляет собой объединение граждан, построенное на основе профессиональной общности его членов и единства решаемых задач, т.е. защита прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления.

Как институт гражданского общества адвокатура призвана способствовать установлению в обществе баланса различных сил, упрочнению самосознания всех членов этого общества. То, что адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления подтверждается тем, что в организационном отношении адвокатура не подчиняется никаким органам власти, финансирование ее деятельности осуществляется не из федерального или местного бюджетов, а за счет средств, зарабатываемых самими адвокатами.

Адвокатура, являясь составной частью, институтом гражданского общества и обладая относительной автономией от госструктур, действует, тем не менее, в строгом соответствии с разработанными в отношении нее государственными нормативными правовыми актами, регламентирующими все основные организационные и иные вопросы. Кроме того, члены адвокатского сообщества оказывают исключительно установленные государством виды услуг:

  • Дача консультаций и справок по правовым вопросам;

  • Составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правого характера;

  • Представление интересов доверителя в конституционном судопроизводстве;

  • Участие в качестве либо представителя в гражданском и административном судопроизводстве, либо представителя или защитника в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

  • Представление интересов доверителя в органах государственной власти, местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях и др.

Государство производит контроль за деятельностью адвокатов и оказывает им необходимое содействие: обеспечивают независимость адвокатов; осуществляют финансирование деятельности тех адвокатов, которые предоставляют юридическую помощь гражданам бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством, при необходимости адвокатским образованиям выделяются служебные помещения и средства связи.

В качестве института гражданского общества адвокатура призвана защищать частные интересы конкретных индивидов и их объединений. Но эти частные, индивидуальные интересы не должны поглощаться интересом публичным, а наоборот определять содержание законов и правоприменительную практику, деятельность всех органов государственной власти и негосударственных структур. Это соответствует ст. 2 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы – высшая ценность, и обязанность государства – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Выполняется она посредством деятельности государственных органов или путем передачи отдельных полномочий негосударственным органам и организациям, таким как адвокатура.

Адвокатура защищает права, свободы и законные интересы физических лиц не только в публично-правовой (в уголовном и конституционном процессе), но и в частноправовой сфере. Адвокат является представителем граждан в гражданском судопроизводстве по жилищным, семейным, наследственным, трудовым и другим делам.

Адвокат может осуществлять:

  • осуществлять договорное обслуживание юридических лиц, давать консультации и справки по правовым вопросам предпринимательской деятельности;

  • составлять документы правового характера;

  • участвовать в качестве представителя юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в гражданском и административном судопроизводстве;

  • представлять интересы субъектов предпринимательской деятельности в органах государственной власти, местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, в том числе выступать в качестве представителя в налоговых правоотношениях.

Адвокатура представляет собой механизм без которого затруднены нормальный гражданско-правовой оборот, должное правовое обеспечение рыночных отношений, защита нрав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Таким образом, в деятельности адвокатуры сочетается защита частного интереса и публичного интереса общества, направленного на соблюдение законности, прав и свобод граждан со стороны государства. Без этого невозможно построение правового государства, каковым является Российское государство.

2 июня 2016 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 5.39 и 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”».

Несмотря на то что поправки были практически полностью посвящены вопросам, касающимся адвокатского запроса, законодателю для рассмотрения была также представлена новация: адвокатов со стажем менее 5 лет было предложено ограничить в возможности осуществлять деятельность в форме адвокатского кабинета, а также в праве учреждать коллегию адвокатов и адвокатское бюро.

В пояснительной записке такое нововведение было обосновано следующим образом: «Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Закон об адвокатуре в части установления требований, касающихся стажа адвокатской деятельности, необходимого для учреждения адвокатского кабинета… Данные нормы позволят более эффективно обеспечить реализацию полномочий Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и направлены на повышение статуса профессионального уровня адвокатов, усиление роли адвокатских образований».

В своей публикации мне хотелось бы в очередной раз поднять вопрос о том, насколько целесообразно было принятие указанных поправок и не несут ли они в себе элементы дискриминации начинающих адвокатов.

Оказывается ли реальная помощь начинающему адвокату?
Согласно статистическим данным, публикуемым Федеральной палатой адвокатов РФ, численность адвокатского сообщества составляет 78 491 адвокат, из которых 72 508 имеют действующий статус. У 7,5% адвокатов стаж адвокатской деятельности составляет менее года, у 24,1% – от года до 5 лет, у 42,6% – от 5 до 15 лет, у 25,8% – больше 15 лет.

По состоянию на 1 января 2017 г. в России учреждены и действуют 25 806 адвокатских образований, в том числе 2960 коллегий адвокатов, 824 адвокатских бюро, 21 823 адвокатских кабинета, 199 юридических консультаций. 45 856 (63,2%) адвокатов осуществляют адвокатскую деятельность в составе коллегий адвокатов.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что принятые поправки лишили возможности учредить кабинет или коллегию/бюро 31,6% адвокатов, что, как несложно посчитать, составляет примерно 24 803 адвоката. По мнению авторов Закона, все эти адвокаты за 5 лет превратятся в достаточно самостоятельных и грамотных специалистов, чтобы создать кабинет или адвокатское образование. Но каким образом?

В реальности членство в действующем адвокатском образовании для адвоката-новичка нередко выражается лишь в необходимости включать в свой бюджет ежемесячные взносы в коллегию/бюро. При этом адвокатское образование далеко не всегда берет шефство над молодым адвокатом. Зачастую роль адвокатского образования в его профессиональной жизни сводится к праву использовать соответствующий почтовый адрес и уплачивать налоги через налогового агента.

Даже помещение для встреч с доверителями новичку адвокатское образование предоставляет далеко не всегда. Об обеспечении такого адвоката доверителями и говорить не приходится. Конечно, может повезти, и опытный адвокат возьмет шефство над молодым коллегой, снабдив его хотя бы азбучными основами адвокатского ремесла, но я очень сомневаюсь, что 24 803 адвоката получают должную порцию наставлений от компетентных товарищей.

В связи с этим считаю, что подобные изменения и дополнения в Закон можно было бы поддержать при условии, что в совокупности с принятыми мерами начинающий адвокат освобождался бы минимум от 50% размера взносов в адвокатское образование и ему выделялся бы на обязательных условиях куратор, который следил бы за его работой и отвечал бы за качество оказываемой им помощи.
Более того, было бы отлично, если бы указанные поправки в Закон об адвокатуре простимулировали Федеральную палату адвокатов РФ разработать некий письменный Стандарт взаимодействия между адвокатским образованием и начинающим адвокатом, наделяющий в первую очередь адвокатское образование обязанностями по повышению квалификации адвоката, который только принял присягу и стал членом их коллегии/бюро, но, насколько мне известно, в настоящее время подобный Стандарт не обсуждается.

Дать возможность самостоятельно выбрать форму деятельности
У начинающего адвоката масса разнообразных расходов: взносы в ФПА РФ, затраты на курсы повышения квалификации, подписка на адвокатские издания, взносы в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования, текущие расходы, начиная с питания, проезда и заканчивая покупкой приличной одежды. Некоторые курсы связаны с заграничными поездками, на что также требуются средства.

Кроме того, необходимо упомянуть, что учреждение собственного кабинета или создание бюро/коллегии ранее позволяло предприимчивому новичку зарегистрировать его под своим названием, расположить в подходящем месте и в целом самостоятельно разработать стратегию развития. В связи с этим не могу не задаться вопросом: неужели запрет на возможность учредить собственную коллегию или кабинет будет способствовать воспитанию сильных и грамотных адвокатов?

Как я уже упоминал, начиная с 2003 г. 21 823 адвоката выбрали такую форму адвокатского образования, как адвокатский кабинет, а ведь это почти треть всех сегодняшних адвокатов. Следовательно, адвокаты сочли подобную форму осуществления адвокатской деятельности удобной для себя. К сожалению, нет статистики, каким стажем адвокатской деятельности обладали адвокаты, учредившие за это же время 2960 коллегий адвокатов и 824 адвокатских бюро, но уверен, что раскрытие этих данных дало бы дополнительные основания для сомнений в верности принятых поправок.

Напомню, что в силу п. 6 ст. 15 Закона об адвокатуре лицо со дня присвоения ему статуса адвоката обязано в трехмесячный срок уведомить Совет адвокатской палаты об избранной им форме адвокатского образования, а на основании подп. 5 п. 2 ст. 17 этого же Закона отсутствие в адвокатской палате в течение четырех месяцев сведений об избрании адвокатом формы адвокатского образования может повлечь прекращение адвокатского статуса.

Таким образом, если до внесения поправок претендент на статус мог еще на стадии подготовки к квалификационному экзамену планировать в случае успешной его сдачи выбор наименее затратной для себя формы адвокатского образования – адвокатского кабинета, то в настоящее время гражданин, принесший присягу адвоката, вынужден, под страхом лишиться статуса, метаться между адвокатскими образованиями и подыскивать коллегию/бюро с более-менее пригодными условиями поступления.

Необходимо упомянуть и тех адвокатов, которые к моменту принятия обсуждаемых поправок уже имели некоторый стаж и планировали учредить кабинет, коллегию, бюро, но лишились такой возможности, на которую они могли рассчитывать, когда сдавали квалификационный экзамен, и также были вынуждены искать «пристанище» в существующих коллегиях и бюро.

При этом если в Москве и Санкт-Петербурге адвокатских образований зарегистрировано достаточно много, то в других регионах количество коллегий адвокатов и адвокатских бюро существенно меньше, и выбор у новичка из небольшого города совсем небольшой. В связи с этим осмелюсь сделать вывод, что, поскольку законодатель запретил начинающему адвокату учреждать кабинет или создавать коллегию/бюро, тот же законодатель должен был законодательно обязать каждую действующую коллегию или каждое адвокатское бюро принять в свои члены любого адвоката со стажем менее 5 лет.
Более того, отсутствие в Законе запрета на отказ начинающему адвокату в приеме в члены коллегии или бюро делает обсуждаемые поправки не соответствующими Конституции РФ, поскольку лишают адвоката-новичка фундаментального права – самостоятельно выбрать форму деятельности и никак не зависеть от чужой воли при ее осуществлении.

Кроме того, не совсем ясно, почему законодатель пришел к выводу, что необходимо именно 5 лет для приобретения адвокатом опыта и знаний, дающих ему возможность получить право на учреждение кабинета, коллегии или бюро. Мне представляется, что подобный срок, если он и необходим, должен составлять не более 1–2 лет.

Не могу не упомянуть еще один аспект рассматриваемого вопроса, особенно в контексте обсуждаемого проекта Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. В последние несколько лет пробивает себе дорогу идея о том, что адвокатура должна стать привлекательной для уже состоявшихся бизнес-юристов, успешно осуществляющих свою деятельность без адвокатского статуса. Поправки в Закон дали им повод усомниться в необходимости приобретать статус адвоката, поскольку при существующих условиях у начинающего адвоката на срок в целых 5 лет отбирается известная доля самостоятельности, и зрелые юристы, имеющие свой юридический бизнес, будут вынуждены включаться в уже созданную кем-то коллегию или бюро на невыгодных для себя условиях.

Механизм контроля за «кабинетчиками» мог бы быть разумнее
Можно предположить, что адвокатское сообщество пришло к выводу о том, что начинающим адвокатам нельзя доверить управление вновь созданным адвокатским образованием, поскольку риск совершения ошибок малоопытными адвокатами выше, более того, результатом промахов могут стать дисциплинарные разбирательства в отношении таких новичков. Но это только предположение, так как нет никакой статистики, подтверждающей, что за последние 15 лет к дисциплинарной ответственности адвокаты со стажем менее 5 лет привлекались чаще более опытных коллег.

Конечно, я отлично осознаю, что два десятка тысяч «кабинетчиков» существуют фактически «в тени» и не предоставляют никаких данных о своей деятельности. То есть до принятия поправок новоиспеченный адвокат мог просто «раствориться», учредив кабинет, и получить от него какие-либо данные было невозможно. Чтобы устранить подобное негативное обстоятельство, не требовалось, по моему мнению, так кардинально ограничивать в возможностях адвокатов-новичков. Можно было принять соответствующий Регламент о предоставлении «кабинетчиками» сведений о своей деятельности. В то же время и сейчас эта проблема не устранена полностью, поскольку по прошествии 5 лет сегодняшние адвокаты-новички учредят кабинеты и «пропадут с радаров» ФПА РФ.

***
По-моему, вышеприведенные доводы дают основания усомниться в целесообразности принятых поправок.

Начинающих адвокатов, безусловно, необходимо воспитывать и поддерживать на первых порах их профессионального становления. Но также бесспорно и то, что излишние ограничения в отношении молодых адвокатов не помогут достичь тех целей, ради которых они были введены, если в ближайшее время таким новичкам не будут предоставлены компенсирующие эти ограничения возможности и гарантии.

Если в настоящее время адвокатская корпорация не готова обязать коллегии и бюро взять на себя дополнительные хлопоты и ответственность за начинающих адвокатов, то остается только два варианта: отмена указанных ограничений или сокращение срока ограничений до 1–2 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх