Куперс

Бухучет и анализ

Закон 1701

ФИСКАЛ

Смотреть что такое «ФИСКАЛ» в других словарях:

  • фискал — чиновник, доказчик, изветчик, осведомитель, наушник, соглядатай, ябеда, ябедник, доносчик, доноситель Словарь русских синонимов. фискал см. доносчик Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Ал … Словарь синонимов

  • ФИСКАЛ — ФИСКАЛ, в 1711 29 государственный служащий для надзора за деятельностью (гл. образом финансовой) государственных учреждений и должностных лиц. Возглавлялись обер фискалом (с 1723 генерал фискал), подчинённым генерал прокурору. (В переносном… … Русская история

  • ФИСКАЛ — в России в 1711 1729 гг. государственный служащий для надзора за деятельностью (главным образом финансовой) учреждений и должностных лиц. Возглавлялись обер Ф. (с 1723 г. генерал Ф.), подчиненными генерал прокурору … Юридический словарь

  • ФИСКАЛ — в России в 1711 29 государственный служащий для надзора за деятельностью (главным образом финансовой) государственных учреждений и должностных лиц. Возглавлялись обер фискалами (с 1723 генерал фискалы), подчиненными генеральному прокурору. В… … Большой Энциклопедический словарь

  • ФИСКАЛ — ФИСКАЛ, фискала, муж. (от лат. fiscalis казенный). 1. В эпоху Петра I должностное лицо, надзиравшее за законностью действий правительственных учреждений и лиц, гл. обр. в области финансовой и судебной (ист.). 2. перен. Доносчик, ябедник (разг.… … Толковый словарь Ушакова

  • ФИСКАЛ — ФИСКАЛ, а, муж. 1. При Петре I: чиновник, наблюдавший за законностью действий учреждений и лиц, гл. обр. в области финансовой и судебной. 2. перен. Ябедник, доносчик (разг.). | жен. фискалка, и (ко 2 знач.). | прил. фискальский, ая, ое. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

  • ФИСКАЛ — муж. фискалка жен., лат. пристав, законный надзиратель; прокурор, стряпчий; | шпион, лазутчик, переносчик, наушник. Фискальное дело, фискальство ср. фискальные доходы, сбор, по обложенью внутреннего производства, напр. с вина, с соли, табаку.… … Толковый словарь Даля

  • Фискал — в России в 1711 29 государственный служащий для надзора за деятельностью (главным образом финансовой) государственных учреждений и должностных лиц. Возглавлялись обер фискалами (с 1723 генерал фискалы), подчиненными генеральному прокурору. В… … Политология. Словарь.

  • Фискал — (от лат. fiscalis казенный; англ. fiscal) 1) в России с 1711 г. должность чиновника в системе органов, осуществлявших административно финансовый и судебный надзор, введенная Петром I для борьбы со злоупотреблениями должностных лиц в гос ном… … Энциклопедия права

  • ФИСКАЛ — в России в 1711 1729 гг. государственный служащий, осуществлявший надзор за деятельностью (главным образом финансовой) государственных учреждений и должностных лиц … Юридическая энциклопедия

17 (28) марта 1714 г. Петром I был издан Указ «О должности фискалов», в котором были определены полномочия фискалов, процессуальные средства их деятельности.

Петром I впервые в России был создан орган, специально предназначенный для контроля и надзора за соблюдением законов. В его обязанности входило тайно следить за неправильным судопроизводством и осуществлять надзор за соблюдением законов. Позже институт фискалов был преобразован в прокуратуру.

22 февраля (5 марта) 1711 г. Петром I был издан Указ об учреждении Сената. Указами от 2 (13) и 5 (16) марта 1711 г. в Российской империи с целью осуществления тайного надзора за исполнением распоряжений главы государства был учрежден фискалитет, а в 1713 г. введена должность генерал-фискала.

На основании указа от 17 (28) марта 1714 г. в каждой губернии государства была учреждена территориальная фискальная служба, в которой состояло четыре человека, в том числе провинциал-фискал, наблюдавший за деятельностью городовых фискалов и один раз в год проводивший ревизию. В духовном ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях — провинциал-фискалы, в монастырях — инквизиторы. Со временем предполагалось ввести фискальство во всех ведомствах.

К фискалам предъявлялось высокие профессиональные требования. В их обязанность входило тайно проведывать, доносить и обличать все злоупотребления как низших, так и высших чиновников; преследовать и пресекать казнокрадство, взяточничество и хищения чиновниками, а также другие преступления, носящие антигосударственный и антиобщественный характер. «Во всех тех делах фискалам надлежит только проведывать и доносить, и при суде обличать, а самим ни чем ни до кого также и в дела глас о себе имеющия, отнюдь ни тайно, ни явно не касаться под жестоким штрафом, или разорением и ссылкою…»

Фискалы должны были также надзирать за исполнением законов. Они принимали доносы от частных лиц, имели право являться во все учреждения, заведения и другие места и требовать на просмотр все дела и документы. Они обязательно присутствовали при отобрании денег в доход государства.

О проделанной работе, обо всём, что фискалам удалось узнать в процессе своей деятельности, они доносили в Сенат. Если донос оказывался верным, то половина штрафа, взимаемого с нарушителя, шла в пользу казны, четверть отдавалась «тому фискалу, чрез чьё изыскание штрафные деньги взяты будут», а оставшиеся отдавались «на раздел общий» провинциал-фискалу.

В случае неправильного доноса указом предписывалось «…в вину ему не ставить, (ибо невозможно о всём оному аккуратно ведать)», если же все доносы фискала были не верны, но учинил он их «ни для корысти или злобы: то взять штраф с него лёгкой, дабы впредь лучше осмотряся доносил». За заведомо ложный донос фискал мог подвергнуться судебному преследованию.

Фискальная служба являлась сугубо тайной, поэтому она была весьма непопулярной в общественном мнении и слабо влияла на создание обстановки законности и правопорядка. К тому же фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счёт «собственных кормовых», а это вело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям.

В соответствии с Указом Петра I от 12 (23) января 1722 г. «О должности Сената» в России появилась прокуратура — государственно-правовой институт, орган наблюдения за законностью действий должностных лиц и охраны государственных интересов, возглавлявшаяся генерал-прокурором. Цель учреждения прокуратуры состояла в осуществлении гласного контроля за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти, предупреждение возникновения преступлений в среде чиновников.

По мере развития органов прокуратуры должность фискалов постепенно была упразднена.

См. также в Президентской библиотеке:

Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб., 1830. Т. 5 (1713-1719). № 2786. С. 89 ;

Фискалы // Энциклопедический словарь / под ред. проф. И. Е. Андреевского. Т. 36. СПб., 1902. С. 41-42 .

Закон Украины от 14.10.2014 №1701-VII

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодополучателей юридических лиц и публичных деятелей

Вступил в силу с 25.11.2014

Смотри комментарий

Официально опубликован в «ГУ» 25.10.2014 г.

По сути, в законодательство Украины вносятся изменения с целью раскрытия информации о конечных выгодополучателях юридических лиц. Дается определение понятия «публичные деятели».

! Всем

Верховная Рада Украины принимает постановление:

I. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:

1. В Кодекс Украины об административных правонарушениях («Ведомости Верховной Рады УССР», 1984 г., приложение к №51, ст. 1122):

1) статью 166-11 дополнить частью пятой следующего содержания:

«Непредставление юридическим лицом государственному регистратору предусмотренной Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» информации о выгодополучателе (выгодополучателях) юридического лица —

влечет за собой наложение на руководителя юридического лица или лицо, уполномоченное действовать от имени юридического лица (исполнительного органа), штрафа от трехсот до пятисот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан»;

2) в пункте 1 части первой статьи 255:

а) абзац «субъектов государственного финансового мониторинга (статьи 166-9, 188-34)» изложить в следующей редакции:

«субъектов государственного финансового мониторинга (статья 166-9, часть пятая статьи 166-11, статья 188-34)»;

б) в абзаце «центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (части первая, вторая, девятая и десятая статьи 166-6, статья 166-11)» слово и цифры «статья 166-11» заменить словами и цифрами «части первая — четвертая статьи 166-11».

2. Хозяйственный кодекс Украины («Ведомости Верховной Рады Украины», 2003 г., №18 — 22, ст. 144) дополнить статьей 64-1 следующего содержания:

«Статья 64-1. Конечный выгодополучатель предприятия

1. Предприятия, кроме государственных и коммунальных предприятий, обязаны устанавливать своего конечного выгодополучателя, регулярно обновлять и хранить информацию о нем и предоставлять ее государственному регистратору в случаях и в объеме, предусмотренных законом.

Термин «конечный выгодополучатель» понимается в значении, употребляемом в Законе Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма».

3. В Законе Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» («Ведомости Верховной Рады Украины», 2003 г., №31-32, ст. 263 с последующими изменениями):

1) часть первую статьи 1 дополнить абзацем следующего содержания:

«Термины «существенное участие» и «конечные выгодополучатели» употребляются в значении, приведенном в Законе Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма»;

2) абзац восьмой части второй статьи 17 заменить тремя абзацами следующего содержания:

«перечень учредителей (участников) юридического лица, в том числе фамилия, имя, отчество (при наличии), страна гражданства, серия и номер паспорта гражданина Украины или паспортного документа иностранца, место жительства, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (при наличии), если учредитель — физическое лицо; наименование, страна резидентства, местонахождение и идентификационный код, если учредитель — юридическое лицо;

информация о конечном выгодополучателе юридического лица, в том числе конечном выгодополучателе его учредителя, если учредитель — юридическое лицо, а именно: фамилия, имя, отчество (при наличии), страна гражданства, серия и номер паспорта гражданина Украины или паспортного документа иностранца, место жительства, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (при наличии);

информация о структуре собственности учредителей — юридических лиц (кроме политических партий, творческих союзов и их территориальных ячеек, адвокатских объединений, торгово-промышленных палат, государственных органов, органов местного самоуправления и их ассоциаций), позволяющая установить физических лиц — собственников существенного участия этих юридических лиц, а именно: фамилия, имя, отчество (при наличии), страна гражданства, серия и номер паспорта гражданина Украины или паспортного документа иностранца, место жительства, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (при наличии)».

В связи с этим абзацы девятый — пятьдесят четвертый считать соответственно абзацами одиннадцатым — пятьдесят шестым;

3) часть вторую статьи 19 после абзаца второго дополнить новым абзацем следующего содержания:

«При смене конечных выгодополучателей и/или собственников существенного участия юридического лица, в том числе конечных выгодополучателей и/или собственников существенного участия его учредителя, если учредитель — юридическое лицо, подаются документы, предусмотренные частью первой настоящей статьи».

В связи с этим абзацы третий и четвертый считать соответственно абзацами четвертым и пятым;

4) абзац шестой части первой статьи 24 заменить тремя абзацами следующего содержания:

«В регистрационную карточку на проведение государственной регистрации юридического лица учредителем (учредителями) или уполномоченным ими лицом включается:

информация о структуре собственности учредителей — юридических лиц, позволяющая установить физических лиц — собственников существенного участия этих юридических лиц и содержащая следующие данные об указанных физических лицах: фамилия, имя, отчество (при наличии), страна гражданства, серия и номер паспорта гражданина Украины или паспортного документа иностранца, место жительства, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (при наличии);

информация о конечном выгодополучателе (выгодополучателях) юридического лица, в том числе конечном выгодополучателе (выгодополучателях) его учредителя, если учредитель — юридическое лицо, а именно: фамилия, имя, отчество (при наличии), страна гражданства, серия и номер паспорта гражданина Украины или паспортного документа иностранца, место жительства, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (при наличии). Указанная информация не включается в регистрационную карточку для проведения государственной регистрации политических партий, творческих союзов и их территориальных ячеек, адвокатских объединений, торгово-промышленных палат, государственных органов, органов местного самоуправления и их ассоциаций».

В связи с этим абзац седьмой считать абзацем девятым;

5) абзац шестой части первой статьи 27 после слов «сведений об учредителях (участниках)» дополнить словами «и конечном выгодополучателе (выгодополучателях)».

«Статья 28. Предоставление информации о государственной регистрации прав и их обременений из Государственного реестра прав

1. Информация о зарегистрированных правах и их обременениях, содержащаяся в Государственном реестре прав, является открытой и общедоступной.

2. Для физических и юридических лиц информация из Государственного реестра прав предоставляется исключительно по объекту недвижимого имущества в электронной форме через официальный веб-сайт центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной регистрации прав, или в бумажной форме путем подачи заявления лично или пересылки почтового отправления органам государственной регистрации прав и нотариусам в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

3. Для должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов, органов внутренних дел, органов прокуратуры, органов Службы безопасности Украины, адвокатов, нотариусов информация из Государственного реестра прав в связи с осуществлением ими полномочий, определенных законом, предоставляется по субъекту права или по объекту недвижимого имущества в электронной форме путем непосредственного доступа к Государственному реестру прав при условии идентификации соответствующего должностного лица с помощью электронной цифровой подписи. Порядок доступа к Государственному реестру прав определяется Кабинетом Министров Украины.

4. По заявлению собственника или другого правообладателя орган государственной регистрации прав предоставляет информацию в форме выписки о лицах, получивших сведения о зарегистрированных правах и их обременениях на принадлежащее ему недвижимое имущество.

5. Информация о зарегистрированных правах и их обременениях, полученная в электронной или бумажной форме с помощью программных средств ведения Государственного реестра прав, является официальной и используется в соответствии с законодательством».

1) в части первой статьи 1:

пункты 20 и 21 исключить;

пункт 22 изложить в следующей редакции:

«22) конечный выгодополучатель юридического лица — физическое лицо, которое независимо от формального владения имеет возможность оказывать решающее влияние на управление или хозяйственную деятельность юридического лица непосредственно либо через других лиц, осуществляемое, в частности, путем реализации права владения или пользования всеми активами либо их значительной частью, права решающего влияния на формирование состава, результаты голосования, а также совершение сделок, дающих возможность определять условия хозяйственной деятельности, давать обязательные к исполнению указания или исполнять функции органа управления, или которое имеет возможность оказывать влияние путем прямого либо косвенного (через другое физическое или юридическое лицо) владения одним лицом самостоятельно или совместно со связанными физическими и/или юридическими лицами долей в юридическом лице в размере 25 или более процентов уставного капитала или прав голоса в юридическом лице.

При этом физическим лицом — конечным выгодополучателем юридического лица не может быть лицо, являющееся агентом, номинальным держателем (номинальным собственником) или являющееся только посредником в отношении такого права»;

пункт 29 изложить в следующей редакции:

«29) публичные деятели — национальные публичные деятели, иностранные публичные деятели, деятели, исполняющие значительные функции в международной организации, а также их связанные лица.

Национальными публичными деятелями являются физические лица, исполняющие публичные функции в Украине, а именно: Президент Украины, премьер-министр Украины, члены Кабинета Министров Украины, первый заместитель министра, заместитель министра, другие руководители центральных органов исполнительной власти и их заместители; председатель и члены Центральной избирательной комиссии; народные депутаты Украины; председатель и члены Правления Национального банка Украины, члены Совета Национального банка Украины; председатель и судьи Конституционного Суда Украины, председатель и судьи Верховного суда Украины, председатели и судьи высших специализированных судов, члены Высшей квалификационной комиссии судей Украины, члены Высшего совета юстиции; Генеральный прокурор Украины и его заместители; председатель и члены Счетной палаты; чрезвычайные и полномочные послы; начальник Генерального штаба — главнокомандующий Вооруженными силами Украины, начальники Сухопутных войск, Воздушных сил, Военно-морских сил; председатель Службы безопасности Украины и его заместители; председатель Антимонопольного комитета Украины и его заместители; члены Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания; государственные служащие, должности которых отнесены к первой и второй категориям должностей; руководители областных территориальных органов центральных органов исполнительной власти и приравненные к ним, прокуроры областей и приравненные к ним, руководители областных территориальных органов Службы безопасности Украины, председатели апелляционных судов; руководители административных, управленческих или наблюдательных органов государственных и казенных предприятий, хозяйственных обществ, государственная доля в уставном капитале которых превышает 50 процентов; руководители уставных органов политических партий; члены центральных уставных органов политических партий.

Иностранными публичными деятелями являются физические лица, исполняющие публичные функции в иностранных государствах, а именно: глава государства, руководитель правительства, министры и их заместители; депутаты парламента; председатели и члены правлений центральных банков; члены верховного суда, конституционного суда или других судебных органов, решения которых не подлежат обжалованию, кроме как при исключительных обстоятельствах; чрезвычайные и полномочные послы, поверенные в делах; руководители центральных органов военного управления; руководители административных, управленческих или наблюдательных органов государственных предприятий; должностные лица политических партий.

Деятелями, исполняющими значительные функции в международной организации, являются должностные лица международных организаций, занимающие или занимавшие в течение последних трех лет в них руководящие должности, а именно: директора, председатели правлений или их заместители, или исполняющие какие-либо иные руководящие функции на самом высоком уровне в международных организациях, в том числе в международных межгосударственных организациях, члены международных парламентских ассамблей, судьи и руководящие должностные лица международных судов.

Связанными лицами национальных публичных деятелей, иностранных публичных деятелей, деятелей, исполняющих значительные функции в международной организации, являются их члены семьи, а также юридические лица, конечными выгодополучателями или собственниками существенного участия которых являются такие деятели или их члены семьи. Под членами семьи подразумеваются лица, состоящие в браке, их дети (в том числе совершеннолетние) и их супруги, родители, лица, находящиеся на попечении и под опекой, другие лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности, в том числе лица, совместно проживающие, но не состоящие в браке»;

2) в пункте 2 части четвертой статьи 6:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«2) относительно публичных деятелей, факт принадлежности к которым клиента или лица, действующего от его имени, субъект выявляет в соответствии с внутренними процедурами при установлении деловых отношений с клиентом и в процессе его обслуживания»;

в подпункте «а» слова «и связанными с ними лицами» исключить;

в подпункте «в» слова «или связанные с ними лица» исключить;

3) в пункте 3 части одиннадцатой и пункте 2 части двенадцатой статьи 9 слово «контролеров» заменить словами «конечных выгодополучателей»;

4) в пункте 11 части второй статьи 14 слова «и контроль» заменить словами «или являются конечными выгодополучателями».

II. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через месяц со дня его опубликования.

2. Юридические лица, зарегистрированные до вступления в силу настоящего Закона, подают государственному регистратору сведения о своем конечном выгодополучателе (выгодополучателях), в том числе конечном выгодополучателе (выгодополучателях) их учредителя, если учредитель — юридическое лицо, в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.

3. Кабинету Министров Украины в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:

1) привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

2) обеспечить приведение министерствами, другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.

Президент Украины П. ПОРОШЕНКО

О порядке определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий

ЗАКОН
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
от 3 апреля 2019 года N 1701-ЗЗК
О порядке определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий

Принят
Законодательным Собранием
Забайкальского края
20 марта 2019 года

Статья 1. Предмет регулирования

Настоящий Закон края в соответствии с пунктом 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок определения органами местного самоуправления муниципальных образований границ прилегающих территорий.

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе края

1. Для целей настоящего Закона края используются следующие понятия:

1) границы прилегающей территории — местоположение прилегающей территории, установленное посредством определения координат характерных точек ее границ;

2) внутренняя часть границ прилегающей территории — часть границ прилегающей территории, непосредственно примыкающая к границе здания, строения, сооружения, земельного участка в случае, если такой земельный участок образован (далее — земельный участок), в отношении которого установлены границы прилегающей территории, то есть являющаяся их общей границей;

3) внешняя часть границ прилегающей территории — часть границ прилегающей территории, не примыкающая непосредственно к зданию, строению, сооружению, земельному участку, в отношении которого установлены границы прилегающей территории, то есть не являющаяся их общей границей;

4) площадь прилегающей территории — площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ прилегающей территории на горизонтальную плоскость.

2. Иные понятия и термины, используемые в настоящем Законе края, применяются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации и Забайкальского края.

Статья 3. Порядок определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий

1. Границы прилегающих территорий определяются правилами благоустройства территории муниципального образования (далее — правила благоустройства) в случае, если правилами благоустройства предусмотрено участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий.

2. Границы прилегающей территории определяются в отношении территорий общего пользования, которые прилегают (то есть имеют общую границу) к зданию, строению, сооружению, земельному участку, в зависимости от расположения зданий, строений, сооружений, земельных участков в существующей застройке, вида их разрешенного использования и фактического назначения, их площади и протяженности указанной общей границы, установленных в соответствии с частью 3 настоящей статьи максимальной и минимальной площадей прилегающей территории, а также иных требований настоящего Закона края.

3. Правилами благоустройства устанавливаются максимальная и минимальная площади прилегающей территории на территории муниципального образования. Максимальная и минимальная площади прилегающей территории могут быть установлены дифференцированно для прилегающих территорий, в том числе в зависимости от расположения зданий, строений, сооружений, земельных участков в существующей застройке, вида их разрешенного использования и фактического назначения, их площади, протяженности, указанной в части 2 настоящей статьи общей границы, иных существенных факторов.

4. Границы прилегающей территории определяются с учетом следующих требований:

1) в отношении каждого здания, строения, сооружения, земельного участка могут быть установлены границы только одной прилегающей территории, в том числе границы, имеющие один замкнутый контур или два непересекающихся замкнутых контура;

2) установление прилегающей территории, общей для двух и более зданий, строений, сооружений, земельных участков, за исключением случаев, когда здание, строение или сооружение, в том числе объект коммунальной инфраструктуры, обеспечивает исключительно функционирование другого здания, строения, сооружения, земельного участка, в отношении которого определяются границы прилегающей территории, не допускается;

3) пересечение границ прилегающих территорий не допускается;

4) внутренняя часть границ прилегающей территории устанавливается по границе здания, строения, сооружения, земельного участка, в отношении которого определяются границы прилегающей территории;

5) внешняя часть границ прилегающей территории не может выходить за пределы территорий общего пользования и устанавливается по границам земельных участков, образованных на таких территориях общего пользования, или по границам, закрепленным с использованием природных объектов (в том числе зеленых насаждений) или объектов искусственного происхождения (дорожный и (или) тротуарный бордюр, иное подобное ограждение территории общего пользования), а также должна по возможности иметь смежные (общие) границы с другими прилегающими территориями (для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при определении границ прилегающих территорий и соответствующих территорий общего пользования, которые будут находиться за границами таких территорий).

5. Границы прилегающей территории отображаются на схеме границ прилегающей территории. Схемы границ нескольких прилегающих территорий или всех прилегающих территорий на территории муниципального образования могут быть подготовлены в форме одного документа.

На схеме границ прилегающей территории указываются следующие сведения:

1) кадастровый номер и адрес здания, строения, сооружения, земельного участка, в отношении которых установлены границы прилегающей территории (при их наличии), либо обозначение места расположения данных объектов с указанием наименования (наименований) и вида (видов) объекта (объектов) благоустройства;

2) схематическое изображение границ здания, строения, сооружения, земельного участка, в отношении которых установлены границы прилегающей территории;

3) схематическое изображение границ прилегающей территории;

4) площадь прилегающей территории;

5) схематическое изображение, наименование (наименования) элементов благоустройства, попадающих в границы прилегающей территории.

Форма схемы границ прилегающей территории, порядок подготовки схемы границ прилегающей территории, ее утверждения и опубликования устанавливаются правилами благоустройства.

6. Установление и изменение границ прилегающей территории осуществляются путем утверждения представительным органом муниципального образования схем границ прилегающих территорий в составе правил благоустройства в соответствии с требованиями статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Статья 4. Вступление в силу настоящего Закона края

Настоящий Закон края вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

Председатель Законодательного Временно исполняющий обязанностиСобрания Забайкальского края Губернатора Забайкальского краяИ.Д.ЛИХАНОВ А.М.ОСИПОВ

г. Чита

Реформа в сфере государственного управления.

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА!!!

12

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭПОХИ ПЕТРА I

Сущность и особенности Петровских преобразований

В основу преобразований Петра I были положены –

ИДЕИ:

— Служения Отечеству как высшей ценности для монарха;

— Общего блага, народной пользы как цели этого служения;

— Практицизма и рационализма как основы деятельности.

Особенности реформ Петра I:

— Масштабность реформ и распространение новшеств на все сферы жизни общества;

— Бессистемность, отсутствие, какого – либо плана реформы.

Реформа в сфере государственного управления.

У Петра I поначалу отсутствовала чёткая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

С первых лет в политике Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, и в её помещении позже собирались Консилии (Совет) министров, в которые входило до 15 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года. Последние упоминания о Боярской думе (точнее о «съездах бояр») относятся к 1708 г. — в это время участники заседаний «конзилиумов» могли называться и «боярами», и «министрами». В Консилии с 1708 г. был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчётность и протоколы заседаний.

В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учреждён Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всём государстве расходов, и не нужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны».

Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время царь отправлялся в Прутский поход), Сенат, в составе 9 человек (президентов коллегий), постепенно превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов.

Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря

. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717—1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системе приказов с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 13 коллегий — предшественники будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены:

· Коллегия чужестранных (иностранных) дел — заменила Посольский приказ, то есть ведала внешней политикой.

· Военная коллегия (Воинская) — комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.

· Адмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флот.

· Вотчинная коллегия — заменила Поместный приказ, то есть ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). Основана в 1721 году.

· Камер-коллегия — сбор доходов государства.

· Штатс-контор-коллегия — ведала расходами государства,

· Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств.

· Коммерц-коллегия — вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.

· Берг-коллегия — горно-металлургическое дело (горно-заводская промышленность).

· Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность (мануфактуры, то есть предприятия, основанные на разделении ручного труда).

· Юстиц-коллегия — ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты — купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства). Занималась гражданским и уголовным судом.

· Духовная коллегия или Святейший Правительствующий синод — управлял(а) церковными делами, заменил(а) патриарха. Основан(а) в 1721 году. В состав этой коллегии вошли представители высшего духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царём, а решения им утверждались, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской православной церкви. Действия Синода от имени высшей светской власти контролировал обер-прокурор — гражданский чиновник, назначаемый царём. Особым указом Пётр I приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и церкви.

· Малороссийская коллегия — осуществляла контроль за действия гетмана, которому принадлежала власть на Украине, ибо там был особый режим местного управления. После смерти в 1722 году гетмана И. И. Скоропадского новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом. Коллегия возглавлялась царским офицером.

С 28 февраля (10 марта) 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров.

Центральное место в системе управления занимала тайная полиция: Преображенский приказ (ведал делами о государственных преступлениях) и Тайная канцелярия. Эти учреждения находились в ведении самого императора. Кроме того действовали Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия. «Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел.

На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный магистрат.

Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация.

Областная реформа Петра I

В 1708—1711 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти:

Московскую, Ингермандландскую

(впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы — доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719—1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции надистрикты

во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

Судебная реформа Петра I

Судебная реформа явилась составным элементом реформы центральных и местных органов государственного аппарата. Судебную реформу Петр I начал проводить в 1719 г., после учреждения Юстиц-коллегия, надворных судов в губерниях и нижних судов в провинциях.

Смысл реформы состоял в отделении суда от администрации, чтобы дать правовые гарантии купцам и промышленникам от притеснений дворянской администрации. Однако идея отделения суда от администрации и вообще идея разделения властей, заимствованная с Запада, не соответствовала российским условиям начала XVIII в. Идея разделения властей свойственна феодализму в условиях нарастающего его кризиса, разлагающемуся под натиском буржуазии. В России буржуазные элементы были еще слишком слабы, чтобы «освоить» сделанную им уступку в виде суда, независимого от администрации.

Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли «канцелярии розыскных дел», которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя. Следующим судебным органом был Сенат, который являлся апелляционной инстанцией, давал разъяснения судам и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления). Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой инстанции.

Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке апелляции, если суд решал дело пристрастно, по распоряжению высшей инстанции или по решению судьи. Если приговор касался смертной казни, дело передавалось также в утверждение надворного суда.

Некоторые категории дел решались иными учреждениями в соответствии с их компетенцией. Камериры судили за дела, касавшиеся казны, воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян. Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел. Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия.

На практике подданные видели власть в лице губернаторов и иных администраторов, им и обжаловали решения надворных судов. Губернаторы вмешивались в судебные дела. Хаос во взаимоотношениях судов и местных властей привел к тому, что в 1722 г. вместо нижних судов были созданы провинциальные суды в составе воеводы и асессоров (заседателей), а в 1727 г. упраздняются и надворные суды. Их функции передавались губернаторам, то есть суд и администрация вновь слились в один орган. Дела по политическим обвинениям (как уже говорилось выше) решались в органах политической полиции (Тайной канцелярии, Тайной экспедиции) и в Сенате, а нередко и лично императорами. На Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях существовали особые судебные системы. Таким образом, попытку судебной реформы в начале XVIII в. нельзя считать успешной.

Военная реформа

Реформа армии: в частности, введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу, — была начата задолго до Петра I, ещё при Алексее Михайловиче. Однако боеспособность этой армии была низкой. Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне 1700—1721 годов. Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у Преображенцев и Семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.

Рядовой армейского пех. полка в 1720—32 гг. Литография из книги XIX в. Если поначалу среди офицеров были преимущественно иностранные специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школ, рост армии удовлетворялся русскими офицерами издворянского

сословия. В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия. В 1716 году был издан Воинский Устав, строго определявший службу, права и обязанности военных. — В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 560 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 14 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей;787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс.

Церковная реформа Петра I

Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. В 1700 году, после смерти патриарха Адриана

, Пётр I вместо созыва собора для выборов нового патриарха временно поставил во главе духовенства митрополита Рязанского Стефана Яворского, получившего новый титул Блюстителя патриаршего престола или «Экзарха».

Для управления имуществом патриаршего и архиерейских домов, а также монастырей, в том числе и принадлежащими им крестьянами (примерно 795 тыс.) был восстановлен Монастырский приказ во главе с И. А. Мусиным-Пушкиным, который вновь стал ведать судом над монастырскими крестьянами и контролировать доходы от церковно-монастырских землевладений. В 1701 году вышла серия указов для реформирования управления церковно-монастырскими владениями и устройства монашеского быта; наиболее важными были указы 24 и 31 января 1701 г.

В 1721 году Пётр утвердил Духовный регламент, составление которого было поручено псковскому епископу, приближённому царя малороссу Феофану Прокоповичу. В результате произошла коренная реформа церкви, ликвидировавшая автономию духовенства и полностью подчинившая его государству. В России было упразднено патриаршество и учреждена Духовная коллегия, вскоре переименованная в Святейший Синод, который был признан восточными патриархами равночестным патриарху. Все члены Синода назначались Императором и приносили ему верноподданническую присягу при вступлении в должность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх