Куперс

Бухучет и анализ

Закон 196 о ломбардах

Содержание

Установлены правовые основы деятельности ломбардов — специализированных коммерческих организаций, основными видами деятельности которых являются предоставление краткосрочных займов гражданам под залог и хранение вещей.

Действие Закона не распространяется на кредитные организации.

Определены требования, предъявляемые к ломбардам, виды сведений, составляющих профессиональную тайну при осуществлении ломбардом своей деятельности, последствия изъятия, принудительного изъятия либо выемки заложенной или сданной на хранение вещи, а также условия договора займа и договора хранения, содержание залогового билета и сохранной квитанции.

Ломбарду запрещено осуществлять иную предпринимательскую деятельность, кроме предоставления займов, хранения вещей, оказания консультационных и информационных услуг.

Закреплена обязанность ломбарда страховать за свой счет риск утраты и повреждения вещи, принятой в залог или на хранение.

Договором займа может быть предусмотрена возможность обращения взыскания на невостребованные вещи без совершения исполнительной надписи нотариуса.

Регламентирован порядок реализации невостребованных вещей.

Если сумма обязательств заемщика или поклажедателя перед ломбардом оказалась ниже суммы, вырученной при реализации невостребованной вещи, либо суммы ее оценки, ломбард обязан возвратить: разницу между суммой оценки и суммой обязательств (если сумма, вырученная при реализации, не превышает сумму оценки); разницу между суммой, вырученной при реализации, и суммой обязательств (если сумма, вырученная при реализации, превышает сумму оценки).

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 г. и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

Банк России внимательно изучает и пытается пресекать практику ломбардов выдавать займы, превышающие стоимость оценки залога. Участники рынка уверяют, что это маркетинговый ход, призванный удержать лояльных клиентов и получить больший доход. Но эксперты разделяют опасения регулятора, поскольку большое количество таких займов может быть частью схемы по легализации средств, полученных в том числе и преступным путем.

О том, что в последнее время ЦБ в ходе проверок стал проявлять повышенный интерес к выдаче ломбардами займов, превышающих стоимость оценки закладываемой вещи, рассказали «Ъ” участники рынка. По словам председателя Ассоциации развития ломбардов Сергея Соковникова, регулятора интересуют как случаи, когда сумма займа превышала оценку на 15–20%, так и те, когда заемщикам было выдано больше на несколько десятков или сотен рублей. Банк России запрашивает у ломбарда залоговый билет и просит предоставить пояснения, если сумма выданного займа превышала оценочную стоимость вещи. Далее регулятор выносит предписание принять меры, направленные на недопущение подобных ситуаций в дальнейшем, и уведомить об этих мерах. В случае если ломбард продолжит подобную практику, это будет считаться неисполнением предписания, за что налагается штраф 700 тыс. руб.

4548

действующих ломбардов было включено в реестр ЦБ по состоянию на 25 января 2019 года

По словам участников рынка, у ломбардов обычно существует несколько маркетинговых стратегий. При оценке вещи клиента, пришедшего с улицы, ломбард закладывает в цену вероятность непогашения данного займа. Если же в ломбард обращается постоянный клиент, кредитующийся не первый год и гасящий займы, то ему может быть выдана сумма больше оценочной стоимости вещи. Таким образом, ломбард удерживает клиентов, к тому же ему выгодно выдавать большие займы тем заемщикам, которые их гасят, поскольку компания получит большую прибыль с этого займа. При этом ломбард обязан иметь прейскурант, по которому оцениваются вещи, методика оценки фиксируется во внутренних документах.

Как пояснили «Ъ” в ЦБ, закон «О ломбардах» устанавливает особый порядок удовлетворения требований ломбарда в случае невозврата займа — исключительно за счет суммы, вырученной от реализации заложенного имущества. «После продажи невостребованной вещи требования ломбарда к заемщику погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, недостаточна для их полного удовлетворения»,— уточнили там. В указанных условиях предоставление ломбардом займа, сумма которого на момент его выдачи выше суммы оценки предмета залога, носит неочевидный экономический смысл, может поставить под угрозу экономическую устойчивость ломбарда и вызывает вопросы надзорного органа, заключили в пресс-службе регулятора.

По словам господина Соковникова, такие действия ЦБ повышают регуляторное давление на рынок. «Если компании рассчитывают стоимость вещей не по прейскуранту, это вызывает вопрос, почему в прейскуранте одна цена, а оценена вещь была по другой»,— отмечает он. Впрочем, по словам главы Национального объединения ломбардов Алексея Лазутина, ломбарды, чтобы избежать претензий со стороны регулятора, могут изменять механизм оценки. «Ломбард может увеличить клиентам оценочную стоимость в зависимости от различных характеристик, в том числе от категории клиента,— уточняет он.— Например, ломбард для постоянных клиентов разрабатывает отдельный тариф, в котором указано, что если этот клиент обращался неоднократно за определенное количество времени и не допускал дефолтов, то его изделия могут быть оценены по другой стоимости».

По мнению юристов, подобная практика дает основания для ЦБ ужесточать надзор над деятельностью ломбардов.

«Если участник рынка регулярно предоставляет своим клиентам займы, превышающие стоимость залога, то либо он занижает стоимость залогового имущества при оценке, либо может участвовать в преступных схемах,— отмечает партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.— Схемы отмывания средств преступным путем через ломбарды существуют. Конечно, несколько десятков или сотен рублей сверх стоимости залога по одному договору — это мало, но если таких договоров сотни и тысячи, то это уже вполне работающая схема».

Светлана Самусева

О ломбардах (статьи 1 — 15)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ломбардах

(с изменениями на 13 июля 2020 года)

Принят
Государственной Думой
29 июня 2007 года
Одобрен
Советом Федерации
6 июля 2007 года

Глава 1. Общие положения (статьи 1 — 6)

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность кредитных организаций.

Статья 2. Понятие ломбарда и основные требования, предъявляемые к осуществляемой ломбардом деятельности

1_1. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».
(Часть дополнительно включена с 1 июля 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 363-ФЗ)

2. Ломбард не вправе привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся акционерами (участниками) ломбарда.
(Часть в редакции, введенной в действие с 12 октября 2020 года Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 196-ФЗ.

3. Ломбард вправе ежедневно с 8 до 23 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 375-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 12 октября 2020 года Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 196-ФЗ.

4. Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам под залог движимых вещей (движимого имущества), принадлежащих заемщику и предназначенных для личного потребления, хранения вещей, сдачи в аренду (субаренду) недвижимого имущества, принадлежащего ломбарду на праве собственности (аренды, субаренды), осуществления деятельности банковского платежного агента, а также оказания консультационных и информационных услуг.
(Часть в редакции, введенной в действие с 12 октября 2020 года Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 196-ФЗ.

5. Ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными и сданными на хранение вещами.

6. В ломбарде (в каждом территориально обособленном подразделении) должны быть созданы условия для хранения заложенных и сданных на хранение вещей, обеспечивающие их сохранность, отсутствие вредных воздействий и исключающие доступ к ним посторонних лиц. Установление обязательных требований к обустройству и оборудованию мест хранения заложенных и сданных на хранение вещей, контроль за их исполнением осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. В местах хранения заложенных и сданных на хранение вещей не допускается хранение вещей, не являющихся таковыми.

8. Ломбард обязан выполнять предписания и запросы Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России) и представлять в Банк России отчетность и иную информацию в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Банка России в порядке, установленном Банком России, а также обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов и возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России.
(Часть дополнительно включена с 1 апреля 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 375-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 февраля 2016 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 231-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 12 октября 2020 года Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 196-ФЗ.

Статья 2_1. Требования к органам управления ломбарда

1. Членами совета директоров (наблюдательного совета), членами коллегиального исполнительного органа, единоличным исполнительным органом ломбарда не могут являться:

1) лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа некредитных финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования (отзыва) прошло менее трех лет;

2) лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;

3) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.

Статья 2_2. Требования к учредителям (участникам) ломбарда

1. Физическое лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти, не вправе прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) ломбарда, получать право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал ломбарда.

2. Лицо, которое прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) ломбарда, получило право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал ломбарда, обязано направить уведомление в ломбард и в Банк России в порядке и сроки, которые установлены нормативными актами Банка России.

3. Уведомление, установленное частью 2 настоящей статьи, направляемое в ломбард и в Банк России, должно содержать информацию о наличии (об отсутствии) судимости лица, которое получило право распоряжения 10 и более процентами акций (долей), составляющих уставный капитал ломбарда.

4. Банк России в рамках осуществления своих надзорных функций в установленном им порядке вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц информацию о лицах, которые прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ними договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) ломбарда, имеют право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал ломбарда.

5. Если уведомление, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, не получено ломбардом или из указанного уведомления следует, что лицо, которое прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) ломбарда, имеет право распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал ломбарда, не соответствует требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи, указанное лицо вправе распоряжаться количеством голосов, не превышающим 10 процентов голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал ломбарда. При этом остальные акции (доли), принадлежащие этому лицу, при определении кворума для проведения общего собрания акционеров (участников) ломбарда не учитываются.
(Статья дополнительно включена с 1 апреля 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 375-ФЗ)

Статья 2_3. Регулирование деятельности и надзор за деятельностью ломбардов

1. Органы государственной власти, Банк России и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность ломбардов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

2. Регулирование деятельности ломбардов и надзор за их деятельностью, за исключением их деятельности по хранению вещей, сдаче в аренду (субаренду) недвижимого имущества, их деятельности банковского платежного агента, оказания ими консультационных и информационных услуг, осуществляются Банком России.
(Часть в редакции, введенной в действие с 12 октября 2020 года Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 196-ФЗ.

3. Банк России осуществляет следующие функции:

1) принимает в пределах своей компетенции нормативные акты, регулирующие деятельность ломбардов;

3) запрашивает и получает от ломбардов документы и информацию, необходимые для осуществления Банком России своих функций;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 октября 2020 года Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 196-ФЗ.

4) осуществляет в установленном Банком России порядке надзор за соблюдением ломбардами требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России, за исключением требований к их деятельности по хранению вещей, сдаче в аренду (субаренду) недвижимого имущества, их деятельности банковского платежного агента, оказанию ими консультационных и информационных услуг;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 октября 2020 года Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 196-ФЗ.

5) осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

4. В отношении ломбарда Банк России:

1) запрашивает и получает информацию о финансово-хозяйственной деятельности ломбарда у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, иных органов государственного контроля и надзора;

4) проводит проверку соответствия деятельности ломбарда требованиям настоящего Федерального закона, других федеральных законов и нормативных актов Банка России в порядке, установленном Банком России;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 октября 2020 года Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 196-ФЗ.

5) направляет ломбарду предписания, обязательные для исполнения. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 февраля 2016 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 231-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 12 октября 2020 года Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 196-ФЗ.

6) обращается в суд с заявлением о ликвидации ломбарда в случаях:

а) неисполнения ломбардом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок;

б) неоднократного нарушения ломбардом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных актов Банка России (кроме случаев, предусмотренных подпунктом «в» настоящего пункта);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 13 декабря 2019 года Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 394-ФЗ.

в) неоднократного нарушения в течение одного года ломбардом требований, предусмотренных статьей 6, статьей 7 (за исключением пункта 3), статьями 7_3 и 7_5 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и (или) неоднократного нарушения в течение одного года требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 13 декабря 2019 года Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 394-ФЗ.

7) осуществляет иные права в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Ломбард вправе обжаловать действия (бездействие) Банка России в суд.
(Статья дополнительно включена с 1 апреля 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 375-ФЗ)

Статья 2_4. Отчетность ломбарда

Статья 3. Информация, составляющая профессиональную тайну при осуществлении ломбардом своей деятельности

1. К информации, составляющей профессиональную тайну при осуществлении ломбардом своей деятельности, относится информация, полученная ломбардом от заемщика или поклажедателя в связи с заключением договора займа или договора хранения, за исключением наименования, описания технических, технологических и качественных характеристик невостребованной вещи, на которую в порядке, установленном статьей 12 настоящего Федерального закона, обращено взыскание.

2. Ломбард и его работники обязаны соблюдать конфиденциальность информации, составляющей в соответствии с частью 1 настоящей статьи профессиональную тайну, и в случае ее разглашения несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Последствия изъятия, принудительного изъятия либо выемки заложенной или сданной на хранение вещи

1. В случае принудительного изъятия заложенной вещи по основаниям, предусмотренным статьей 354 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступают последствия, предусмотренные указанной статьей.

2. В случае выемки заложенной или сданной на хранение вещи в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо изъятия в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях договор займа или договор хранения прекращается.

3. При наступлении обстоятельств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, ломбард в течение трех рабочих дней со дня изъятия либо выемки заложенной или сданной на хранение вещи обязан уведомить в письменной форме об этом заемщика или поклажедателя. Указанное уведомление направляется по почте заказным письмом с описью вложения, уведомлением о вручении и содержит следующую информацию:

1) дата изъятия либо выемки вещи;

2) указание на основание произведенного изъятия либо выемки вещи;

3) наименование государственного органа (с указанием должностного лица), осуществившего изъятие либо выемку вещи;

4) сумма обязательств заемщика или поклажедателя перед ломбардом, определенная в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

4. С момента получения заемщиком уведомления, указанного в части 3 настоящей статьи, у него возникает обязательство перед ломбардом, сумма которого определяется в соответствии с условиями договора займа на день изъятия либо выемки заложенной вещи или на день истечения льготного срока, установленного статьей 10 настоящего Федерального закона, в зависимости от того, что произошло раньше. В случае изъятия сданной на хранение вещи у поклажедателя не возникает обязательство перед ломбардом, если иное не предусмотрено договором хранения.

5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ломбардом обязанности, возложенной на него в соответствии с частью 3 настоящей статьи, ломбард лишается права на удовлетворение своего требования к заемщику или поклажедателю.

6. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации изъятая вещь подлежит возврату, возврат такой вещи должен быть произведен ее собственнику, за исключением случая, если изъятая вещь на день ее изъятия либо выемки являлась не востребованной в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона. Возврат вещи, являющейся невостребованной, должен быть произведен ломбарду.

Статья 5. Оценка вещи, передаваемой в залог или сдаваемой на хранение

Оценка вещи, передаваемой в залог или сдаваемой на хранение, производится по соглашению сторон в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле в момент и месте ее принятия в залог или на хранение.

Статья 6. Страхование вещи, принятой ломбардом в залог или на хранение

1. Ломбард обязан страховать в пользу заемщика или поклажедателя за свой счет риск утраты и повреждения вещи, принятой в залог или на хранение, на сумму, равную сумме ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона. Заложенная или сданная на хранение вещь должна быть застрахована на протяжении всего периода ее нахождения в ломбарде.

2. Не допускается понуждение заемщика или поклажедателя к страхованию вещи, принятой от него в залог или на хранение, за его счет.

3. Ломбард вправе страховать за свой счет иные риски, связанные с вещью, принятой в залог или на хранение.

Глава 2. Правила кредитования ломбардами (статьи 7 — 8)

Статья 7. Договор займа

1. По условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) — заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.

2. Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.

3. Существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа. Сумма предоставленного ломбардом займа не может превышать сумму оценки заложенной вещи.
(Часть в редакции, введенной в действие с 12 октября 2020 года Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 196-ФЗ.

5. Залоговый билет должен содержать следующие положения и информацию:

1) наименование, адрес (место нахождения) ломбарда, а также адрес (место нахождения) территориально обособленного подразделения (в случае, если он не совпадает с адресом (местом нахождения) ломбарда);

2) фамилия, имя, а также отчество заемщика, если иное не вытекает из федерального закона или национального обычая, дата его рождения, гражданство (для лица, не являющегося гражданином Российской Федерации), данные паспорта или иного удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации документа;

3) наименование и описание заложенной вещи, позволяющие ее идентифицировать, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

4) сумма оценки заложенной вещи;

5) сумма предоставленного займа;

6) дата и срок предоставления займа с указанием даты его возврата;

7) процентная ставка по займу (с обязательным указанием процентной ставки по займу, исчисляемой из расчета на один календарный год);

8) возможность и порядок досрочного (в том числе по частям) погашения займа или отсутствие такой возможности;

6. Залоговый билет должен содержать информацию о том, что заемщик в случае невозвращения в установленный срок суммы предоставленного займа в любое время до продажи заложенной вещи имеет право прекратить обращение на нее взыскания и ее реализацию, исполнив предусмотренное договором займа и обеспеченное залогом обязательство.

7. Залоговый билет должен содержать информацию о том, что заемщик имеет право в случае реализации заложенной вещи получить от ломбарда разницу, образовавшуюся в результате превышения суммы, вырученной при реализации заложенной вещи, или суммы ее оценки над суммой обязательств заемщика перед ломбардом, определяемой на день продажи, в случае возникновения такого превышения.

8. Договор займа, заключенный с нарушением требований к его форме, установленных частями 4-7 настоящей статьи, может быть признан недействительным по иску одной из сторон.

9. Залоговый билет может содержать также иные соответствующие настоящему Федеральному закону и гражданскому законодательству положения.

Статья 8. Сумма обязательств заемщика перед ломбардом

1. Сумма обязательств заемщика перед ломбардом включает в себя:

1) сумму предоставленного займа;

2) проценты за пользование займом, исчисляемые за период фактического его использования в соответствии с процентной ставкой по займу, установленной договором займа, при этом периодом фактического пользования займом считается период с даты предоставления займа до даты его возврата и уплаты процентов за пользование займом включительно (за исключением случаев погашения займа в день его выдачи) или продажи ломбардом заложенной вещи, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 октября 2020 года Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 196-ФЗ.

2. Ломбард не вправе включать в сумму своих требований к заемщику иные требования, не возникающие из обязательств, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

Глава 3. Правила хранения вещей в ломбарде (статьи 9 — 9)

Статья 9. Договор хранения

1. По условиям договора хранения гражданин (физическое лицо) — поклажедатель сдает ломбарду на хранение принадлежащую ему вещь, а ломбард обязуется осуществить на возмездной основе хранение принятой вещи.

2. Договор хранения является публичным договором. Существенными условиями договора хранения являются наименование сданной на хранение вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, срок ее хранения, размер вознаграждения за хранение и порядок его уплаты.

3. Заключение договора хранения удостоверяется выдачей ломбардом поклажедателю именной сохранной квитанции (далее — сохранная квитанция). Другой экземпляр сохранной квитанции остается в ломбарде. Сохранная квитанция является бланком строгой отчетности, форма которого утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Сохранная квитанция должна содержать следующие положения и информацию:

1) фирменное наименование, адрес (место нахождения) ломбарда, а также адрес (место нахождения) территориально обособленного подразделения (в случае, если он не совпадает с адресом (местом нахождения) ломбарда);
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 октября 2020 года Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 196-ФЗ.

2) фамилия, имя, а также отчество поклажедателя, если иное не вытекает из федерального закона или национального обычая, дата его рождения, гражданство (для лица, не являющегося гражданином Российской Федерации), данные паспорта или иного удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации документа;

3) наименование и описание сданной на хранение вещи, позволяющие ее идентифицировать, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

4) сумма оценки сданной на хранение вещи;

5) дата сдачи вещи на хранение и срок ее хранения;

6) технологические условия хранения вещи;

7) вознаграждение за хранение и порядок его уплаты.

5. Сохранная квитанция должна содержать информацию о том, что поклажедатель в случае реализации не востребованной им вещи имеет право получить от ломбарда сумму, вырученную от продажи невостребованной вещи, или сумму ее оценки (наибольшую из указанных сумм) за вычетом расходов на ее хранение.

6. Сохранная квитанция может содержать также иные соответствующие настоящему Федеральному закону и гражданскому законодательству положения.

Глава 4. Порядок реализации невостребованных вещей (статьи 10 — 13)

Статья 10. Льготный срок по договору займа

1. Если заем не был погашен заемщиком в срок, установленный договором займа, ломбард не вправе обратить взыскание на заложенную вещь в течение льготного месячного срока.

2. Днем начала течения льготного месячного срока считается день, следующий за днем возврата займа, указанным в залоговом билете.

3. В течение льготного месячного срока и далее вплоть до дня реализации заложенной вещи ломбард не вправе увеличивать процентную ставку по займу, предусмотренную договором займа, ухудшать условия хранения заложенной вещи, а также взимать плату за ее хранение.

Статья 11. Льготный срок по договору хранения

1. Если сданная на хранение вещь не востребована поклажедателем в срок, установленный договором хранения, ломбард обязан осуществлять ее хранение в течение льготного двухмесячного срока.

2. Днем начала течения льготного двухмесячного срока считается день, следующий за днем окончания срока хранения, указанного в сохранной квитанции.

3. В течение льготного двухмесячного срока, а также срока дальнейшего хранения вплоть до реализации сданной на хранение вещи ломбард не вправе ухудшать условия хранения такой вещи. За хранение вещи в указанный период взимается соразмерное вознаграждение.

Статья 12. Порядок обращения взыскания на невостребованные вещи

1. По истечении льготного срока, установленного статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, в случае, если заемщик не исполнил обязательство, предусмотренное договором займа, или поклажедатель не востребовал сданную на хранение вещь, такая вещь считается невостребованной.

2. Ломбард вправе обратить взыскание на невостребованные вещи.

3. Обращение взыскания на невостребованные вещи осуществляется в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса. Договором займа может быть предусмотрена возможность обращения взыскания на невостребованные вещи без совершения исполнительной надписи нотариуса.

4. Заемщик или поклажедатель в любое время до продажи невостребованной вещи вправе прекратить обращение на нее взыскания, исполнив свои обязательства перед ломбардом, определяемые в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 13. Порядок реализации невостребованной вещи

1. Целью реализации невостребованной вещи является удовлетворение требований ломбарда к заемщику или поклажедателю в размере, определяемом в соответствии с условиями договора займа или договора хранения на день продажи невостребованной вещи.

2. Реализация невостребованной вещи, на которую обращено взыскание, осуществляется путем ее продажи, в том числе с открытых торгов. В случае, если сумма оценки невостребованной вещи превышает триста тысяч рублей, ее реализация осуществляется только путем продажи с публичных торгов. В иных случаях форма и порядок реализации невостребованной вещи определяются решением ломбарда, если иное не установлено договором займа или договором хранения. Открытые торги по продаже невостребованной вещи проводятся в форме открытого аукциона в порядке, установленном статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации, и при этом начальной ценой невостребованной вещи является сумма ее оценки, указанная в залоговом билете или сохранной квитанции. В случае объявления торгов несостоявшимися ломбард вправе при проведении повторных торгов снизить начальную цену вещи, но не более чем на десять процентов ниже начальной цены на предыдущих торгах. Повторные торги могут проводиться путем публичного предложения.
(Часть в редакции, введенной в действие с 18 ноября 2007 года Федеральным законом от 2 ноября 2007 года N 249-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 12 октября 2020 года Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 196-ФЗ.

3. После продажи невостребованной вещи требования ломбарда к заемщику или поклажедателю погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, недостаточна для их полного удовлетворения.

4. Если после продажи невостребованной вещи сумма обязательств заемщика или поклажедателя перед ломбардом оказалась ниже суммы, вырученной при реализации невостребованной вещи, либо суммы ее оценки, ломбард обязан возвратить заемщику или поклажедателю:

1) разницу между суммой оценки невостребованной вещи и суммой обязательств заемщика или поклажедателя в случае, если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, не превышает сумму ее оценки;

2) разницу между суммой, вырученной при реализации невостребованной вещи, и суммой обязательств заемщика или поклажедателя в случае, если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, превышает сумму ее оценки.

Глава 5. Заключительные положения (статьи 14 — 15)

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Статья 15. Заключительные положения

Положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

Президент Российской Федерации
В.Путин

Москва, Кремль
19 июля 2007 года
N 196-ФЗ

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

С началом мирового экономического кризиса, популярность банковских кредитов упала в разы. Большие процентные ставки отпугнули всех желающих улучшить свое материальное положение. Но свято место пусто не бывает, и эту нишу быстро заняли ломбарды. Количество людей, обратившихся в ломбарды Москвы, по сравнению с началом двухтысячных выросло почти в два раза. Сегодня, когда банки возвращаются к докризисным условиям кредитования, популярность ломбардов не падает. Ломбарды Москвы сегодня – это не старухи процентщицы или ростовщики, а представители малого бизнеса, о поддержке которого так много говориться на правительственном уровне.

Ломбарды Москвы, на протяжении долгого времени остававшиеся в тени, привлекли внимание законодательной власти. Законодатели решили внести поправки в статью 2 ФЗ «О ломбардах». Если этот закон не претерпит изменений до своего вступления в силу, то количество ломбардов Москвы и других городов в Российской Федерации значительно сократится. Основным условием существования ломбарда в скором времени будет наличие уставного капитала в размере пятидесяти миллионов рублей. Зачем нужна такая сумма бизнесмену, пока не очень ясно. Для того, чтобы ломбард успешно работал, нужна куда меньшая сумма. Кроме того, чтобы осуществлять свою деятельность, ломбардам необходимо будет иметь площадь не менее пятидесяти квадратных метров. Правительство аргументирует свои требования тем, что ломбарды должны иметь достаточно места для хранения вещей, которые люди оставляют под залог.

В последней редакции законопроекта ничего не сказано о дополнительных услугах, которые может предоставлять ломбард. Но, как говорится, что законом не запрещено, то разрешено. Поэтому чистка драгоценных металлов и ремонт часов по-прежнему могут сопутствовать основной деятельности ломбардов.
По словам одного из авторов проекта, все эти меры необходимы для того, чтобы потребитель не сомневался в условиях хранения сданной в ломбард вещи и не стал жертвой недобросовестных предпринимателей.

Сегодня ломбарды Москвы продолжают твердым шагом входить в экономику нашей страны и даже в некоторых случаях могут составить конкуренцию банкам.

Постановлением Правления Центрального банка (рег. № от 5.04.2018 г.) утверждено Положение о порядке предоставления микрокредитными организациями и ломбардами финансовой отчетности и электронных данных в Центральный банк Республики Узбекистан.

Начиная со второй половины 2018 года микрокредитные организации и ломбарды (далее – кредитные организации) предоставляют в ЦБ следующие формы финансовых отчетов и их электронные данные:

  • бухгалтерский баланс;
  • балансовый отчет;
  • отчет о финансовых результатах;
  • изменения в капитале;
  • информация о выданных кредитах и оказанных микролизинговых услугах.

Формы вышеуказанных отчетов прилагаются к постановлению.

Финансовые отчеты предоставляются в ЦБ до 5-го числа следующего месяца после отчетного периода. Подписываются руководителем кредитной организации, а также лицом, ведущим бухучет и финансовое управление, скрепляются печатью. Отчеты, оформляемые в бумажном виде, направляются в ЦБ в виде отсканированных копий формата «PDF», с сохранением всех реквизитов оригинала.

Электронные данные финансовых отчетов оформляются через автоматизированную информационную систему и направляются через каналы связи в Хранилище данных банковской системы.

В случае несвоевременного направления отчетов и электронных данных по причинам отсутствия коммуникационной связи и неполадок технических средств, к «просроченным» отчетам прилагается объяснительная с указанием причин задержки.

Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства на государственном языке и вступает в силу 5.07.2018 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх