Куперс

Бухучет и анализ

Закон 41 ФЗ

Содержание

Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.1998 N 41-ФЗ (последняя редакция)

26 марта 1998 года N 41-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛАХ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЯХ Принят Государственной Думой 4 марта 1998 года Одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 31.03.1999 N 66-ФЗ, от 10.01.2002 N 5-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 08.12.2010 N 336-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 02.05.2015 N 111-ФЗ, от 03.07.2016 N 288-ФЗ, от 18.07.2017 N 176-ФЗ, от 26.07.2017 N 212-ФЗ, от 23.05.2018 N 121-ФЗ, от 01.05.2019 N 80-ФЗ, от 06.06.2019 N 124-ФЗ, от 26.07.2019 N 249-ФЗ, от 02.08.2019 N 282-ФЗ, от 02.12.2019 N 414-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота), в том числе: устанавливает область действия государственной монополии; устанавливает цели, принципы и особенности государственного регулирования деятельности юридических и физических лиц; устанавливает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; определяет условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации; определяет статус Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, золотого запаса Российской Федерации, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) определяет цели, виды, формы государственного контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, а также за добычей (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использованием и обращением драгоценных камней, порядок его организации и осуществления. (в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе принимать в соответствии с настоящим Федеральным законом законы и иные нормативные правовые акты по вопросам государственного регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Не является предметом регулирования настоящего Федерального закона порядок совершения гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, сделок с ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, находящимися в собственности граждан (частной собственности). (в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни
    • Статья 3. Утратила силу
    • Статья 4. Субъекты добычи и производства драгоценных металлов, субъекты добычи драгоценных камней
  • Глава II. Государственные фонды и запасы драгоценных металлов и драгоценных камней
    • Статья 5. Федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней
    • Статья 6. Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации
    • Статья 7. Алмазный фонд Российской Федерации
    • Статья 8. Золотой запас Российской Федерации
    • Статья 9. Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации
  • Глава III. Государственное регулирование отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения
    • Статья 10. Цели и способы государственного регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения
    • Статья 11. Полномочия Правительства Российской Федерации по регулированию отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения
    • Статья 12. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения
    • Статья 12.1. Опробование, анализ и клеймение ювелирных и других изделий из драгоценных металлов
    • Статья 13. Полномочия государственного учреждения, подведомственного уполномоченному федеральному органу исполнительной власти
    • Статья 14. Подтверждение соответствия драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них
  • Глава IV. Государственная разрешительная система
    • Статья 15. Лицензирование в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи
    • Статья 15.1. Лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий
    • Статья 16. Исключена
    • Статья 17. Организационное обеспечение системы лицензирования
    • Статья 18. Исключена
    • Статья 19. Основания для прекращения, приостановления или ограничения действия лицензии
  • Глава V. Использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней
    • Статья 20. Распоряжение добытыми и произведенными драгоценными металлами и добытыми драгоценными камнями, их ломом и отходами
    • Статья 21. Порядок оплаты драгоценных металлов и драгоценных камней
    • Статья 22. Использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней
    • Статья 23. Отпуск ценностей из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации
  • Глава VI. Международная и внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней
    • Статья 24. Международные договоры Российской Федерации, соглашения субъектов Российской Федерации в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней
    • Статья 25. Договоры (соглашения) о разделе продукции при осуществлении геологического изучения, разведки и добычи драгоценных металлов и драгоценных камней с участием российских и иностранных инвесторов
  • Глава VII. Государственный контроль (надзор) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, а также за добычей (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использованием и обращением драгоценных камней
    • Статья 26. Цели и виды государственного контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, а также за добычей (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использованием и обращением драгоценных камней
    • Статья 26.1. Федеральный государственный пробирный надзор
    • Статья 27, статья 28. Утратили силу
  • Глава VIII. Ответственность организаций и должностных лиц
    • Статья 29. Обеспечение охраны драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них
    • Статья 30. Ответственность за нарушение порядка геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения
    • Статья 31. Обжалование действий органов, осуществляющих государственное регулирование отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения, и их уполномоченных должностных лиц
  • Глава IX. Заключительные положения
    • Статья 32. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Добыча природных ресурсов является прибыльным делом, которое регулируется Правительством РФ. Для регулирования возникающих вопросов и отношений, ГосДумой был принят ФЗ 45. В его положениях раскрываются общие понятия драгоценных металлов и камней, а также правила их добычи и распоряжения.

Общие положения 41 ФЗ

Федеральный закон №41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» был принят ГосДумой РФ 4 марта 1998 года, а одобрен законодательный проект был спустя 8 дней. Последние поправки в ФЗ 41 вносились 18 июля 2017 года.

Положения ФЗ 41 регулируют отношения, возникающие:

  • в процессе геологических разведок;
  • при поисков драгоценных камней и металлов, а также при:
    • их добыче;
    • производстве;
    • обращении;
    • использовании.

На основании закона устанавливаются:

  1. Сфера действия государственной монополии.
  2. Цели регулирования деятельности физических и юридических лиц.
  3. Условия, по которым осуществляется деятельность, связанная с драгоценными металлами и камнями на территории РФ.
  4. Виды и формы госконтроля за:
    • производством;
    • использованием;
    • и др. виды контроля за драгоценными металлами и камнями.
  5. Статус запаса золота и других драгоценностей на территории России.

Федеральный закон №41 состоит из 9 глав и 32 статей.

  1. Глава 1 — раскрывает общие понятия, используемые в тексте закона и субъектов добычи и производства драгоценных металлов.
  2. Гл 2 — перечисляет наличие государственных фондов и количество запасов драгоценных металлов и камней на территории РФ.
  3. Глава 3 — включает в себя 6 статей и описывает порядок регулирования отношений в области геологической деятельности на гос уровне.
  4. Гл 4 — объясняет понятие государственной разрешительной системы. В главу входят 5 ст, 2 из которых утратили силу.
  5. Глава 5 — содержит 4 статьи, в которых описываются сферы применения добытых драгоценных металлов и камней.
  6. Гл 6 — раскрывает порядок осуществления международной и внешнеэкономической деятельности в области добычи и использования драгоценных металлов и камней.
  7. Глава 7 — включает в себя 3 статьи. Описывает меры осуществления гос контроля за:
    • производством;
    • использованием;
    • обращением драгоценных металлов и камней.
  8. Гл 8 — раскрывает перечень лиц, несущих ответственность за соблюдение положений ФЗ 41.
  9. Глава 9 — описывает порядок вступления в силу законодательного проекта.

Какие были внесены изменения?

Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» был отредактирован 18 июля 2017 года. Поправки были внесены в статью 11. Изменен был подпункт 3. В него добавились слова и иными кредитными организациями.

Помимо изменившейся статьи, в ФЗ 41 есть статьи, которые необходимо рассмотреть при детальном изучении законодательного проекта:

Статья 6

В положениях ст 6 перечислены способы пополнения государственного фонда драгметаллов и камней:

  • путем приобретения их у субъектов специализированного рынка из средств федерального бюджета;
  • покупка уникальных видов у частных организаций;
  • приобретение у юридических и физических лиц ценностей, имеющих историческое и культурное наследие;
  • ломы и отходы;
  • находка кладов и другие.

Драгметаллы и камни могут быть получены в принудительном порядке, установленном законом.

Ст 10 ФЗ 41

В пункте 2 статьи 10 описываются способы регулирования отношений, возникающих в процессе осуществления геологической деятельности:

  • проверка наличия лицензии на осуществляемую активность;
  • установка требований к организациям, которые занимаются добычей драгоценных металлов и камней;
  • оглашение правил по обработке, транспортировке и перевозке ценных природных ресурсов;
  • контроль над субъектами и их деятельностью.

Также к обязанностям уполномоченных органов относится установление порядка сортировки и оценки природных ресурсов.

Что относится к драгоценным камням по закону?

Согласно положениям ФЗ 41, к понятию драгоценные камни относят:

  • природные алмазы;
  • изумруды;
  • рубины;
  • александриты;
  • сапфиры;
  • природный жемчуг, обработанный и натуральный;
  • янтарные образования, относящиеся к уникальному виду.

Важно! Материалы искусственного происхождения не относятся к драгоценным камням.

Природные ценные камни добываются и обрабатываются следующими способами:

  1. Извлечение их из:
    • коренных;
    • россыпных;
    • техногенных месторождений.
  2. Сортировка и распределение их по группам.

Оборот драгоценных металлов в РФ

В России существует федеральный фонд резервных месторождений драгметаллов и камней. Он был создан для регулирования объема ценных металлов и камней на территории РФ. Данный фонд регулируется правительством.

Государственный фонд драгметаллов и камней — это комплексность добытых ценных металлов и камней, а также изделий из них. Фонд составляет часть золотовалютных резервов РФ.

Фонд был создан для:

  • удовлетворения производственных и научных потребностей России;
  • обеспечения финансовых и социальных нужд.

Все добытые материалы являются федеральной собственностью страны. Президент принимает решение о пополнении и расходовании фонда.

Правила добычи драгметаллов в России

Согласно положения ФЗ 41, перед осуществлением геологической деятельности уполномоченные лица должны изучить правила добычи драгметаллов, к которым относят следующие:

  1. Любая деятельность, связанная с добычей, обработкой и изучением драгоценных металлов осуществляется на основании лицензии.
  2. Заниматься геологической деятельностью вправе только лицензированные организации.
  3. Строительная добыча осуществляется для всех видов драгметаллов, кроме алмазов. Данный вид деятельности не требует государственных вложений и поощряется государством.
  4. Организации, занимающиеся аффинажем драгметаллов могут осуществлять свою работу на основании перечня правил, установленных правительством РФ.
  5. Добыча ценных металлов разрешена с момента получения лицензии и прекращается в момент ее окончания.

Скачать закон о драгоценных металлах

Федеральный закон №41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» был принят для регулирования отношений между организациями, занимающимися добычей и обработкой природных ресурсов. Все полученные материалы являются собственностью РФ. Чтобы детальнее ознакомиться с последней редакцией закона, скачайте его по ссылке.

Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 41-ФЗ «О почетном звании Российской Федерации «Город трудовой доблести»»

Принят Государственной Думой 20 февраля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 26 февраля 2020 года

Настоящий Федеральный закон в целях увековечения подвига тружеников тыла во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов устанавливает правовые основы присвоения городам Российской Федерации почетного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести» (далее — звание «Город трудовой доблести»).

Статья 1. Присвоение звания «Город трудовой доблести»

1. Звание «Город трудовой доблести» присваивается городу Российской Федерации, жители которого внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, располагавшихся на территории города (далее — предприятия), и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность.

2. Основаниями для присвоения звания «Город трудовой доблести» являются:

1) награждение предприятий государственными наградами и (или) вручение им переходящих Красных знамен Государственного Комитета Обороны;

2) награждение работников предприятий государственными наградами за трудовые заслуги;

3) документально подтвержденные факты трудового героизма жителей города в 1941 — 1945 годах.

3. Ходатайство о присвоении звания «Город трудовой доблести» с приложенным к нему экспертным заключением Российской академии наук, подтверждающим наличие оснований, установленных частью 2 настоящей статьи, рассматривается Российским организационным комитетом «Победа».

4. Звание «Город трудовой доблести» присваивается указом Президента Российской Федерации, как правило, в канун Праздника Весны и Труда (1 мая).

Статья 2. Особенности правового положения города, удостоенного звания «Город трудовой доблести»

1. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления того муниципального образования, на территории которого находится город, удостоенный звания «Город трудовой доблести», в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и с учетом особого статуса города обеспечивают реализацию мер по сохранению военно-исторического и трудового наследия, а также по патриотическому воспитанию жителей города, прежде всего молодежи.

2. Особенности правового положения города, удостоенного звания «Город трудовой доблести», учитываются органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления при организации и проведении мероприятий по увековечению подвига тружеников тыла, мероприятий, посвященных Победе в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов, и других праздничных мероприятий.

3. В городе, удостоенном звания «Город трудовой доблести»:

1) устанавливается стела с изображением герба города и текстом указа Президента Российской Федерации о присвоении городу этого звания;

2) проводятся публичные мероприятия и праздничные салюты 1 мая (Праздник Весны и Труда), 9 мая (День Победы), а также в День города.

Статья 3. Предложения о присвоении звания «Город трудовой доблести»

1. Предложения о присвоении звания «Город трудовой доблести» вносятся гражданами Российской Федерации и общественными объединениями в органы местного самоуправления.

2. Предложения о присвоении звания «Город трудовой доблести» вносятся органами местного самоуправления в законодательный (представительный) и высший исполнительный органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Законодательный (представительный) и высший исполнительный органы государственной власти субъекта Российской Федерации рассматривают предложения, указанные в части 2 настоящей статьи, и принимают решение обратиться к Президенту Российской Федерации с ходатайством о присвоении звания «Город трудовой доблести» либо отклоняют внесенные предложения.

Статья 4. Финансирование мероприятий, связанных с присвоением звания «Город трудовой доблести»

Финансирование мероприятий, связанных с присвоением звания «Город трудовой доблести» и увековечением подвига тружеников тыла во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, осуществляется за счет средств, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также за счет других источников.

Президент Российской Федерации В. Путин

Золото как объект регулирования на современном этапе

26.04.2013 Драгметаллы

Категория «золото», как благородный металл желтого цвета, давно является предметом дискуссий при определении его правового режима. До 2003 года в России валютной ценностью признавались драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий), а также природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг (ст. 1 Закона РФ от 9 октября 1992г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»

Законодательное определение золота в качестве валютной ценности было обусловлено необходимостью установления специального правового режима для данной категории объекта гражданских прав. Исторически категория «золото» рассматривалась как стабилизирующий фактор денежной системы во многих передовых зарубежных странах и в России, выступая гарантийной валютной оговоркой («золотой оговоркой»), при которой денежная единица обеспечивалась соответствующим весом золота. Таким образом, участники гражданского оборота и хозяйствующие субъекты понимали, что платежная сила денежной единицы, обеспеченной золотом, никогда не будет утрачена. При совершении внешнеторговых сделок, используя золотую оговорку, участники обеспечивались «полноценными» платежами. Даже использовались термины «100 франков, уплачиваемых золотом», «100 золотых франков», «100 франков звонкою монетой» и т.д. Золотой запас страны обеспечивал защищенность экономики от внешних факторов и «колебаний» рынков.

Согласно п.1 ст. 10 Федерального закона от 26 марта 1998г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», государственное регулирование отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения, а также заготовки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней, среди прочих, осуществляется в целях развития рынка этих ценностей и их рационального использования для социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов РФ. Данным положением законодатель подчеркнул значимость категорий «драгоценные металлы» и «драгоценные камни» как существенных показателей для экономики страны.

Исходя из целей государственного валютного регулирования, установленных ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», важнейшим выступило обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Такая гарантия позволяет обеспечить конкурентную среду, в которой не нарушаются интересы третьих лиц. Однако приходится констатировать, что драгметаллы и драгоценные камни вышли из категории валютной ценности, что, очевидно, в определенном смысле привело к дисбалансу экономических отношений в области их оборота. Но так ли это важно?

Экономический подход и «виртуальные финансовые системы» в России вынудили изъять из категории валютной ценности золото, поскольку нестабильность российской валюты, ее обесценивание, возможность подделки и «нелимитированного» ввода в обращение не позволяют отождествлять категории «валюта» и «золото» с применением к ним одинакового правового режима. В целом, данная мера была юридически обоснована и необходима. Разделение категорий «валюта» и «золото» имеет огромное практическое значение. Золото в зависимости от вида правоотношения может обладать свойствами вещи, на которое переходят вещные права собственности (например, при заключении договора купли-продажи золота), а также обладать обязательственным характером (например, выступать эквивалентом единицы определения размера договорного обязательства).

При этом золото следует рассматривать как более стабильную категорию, нежели валюта, поскольку первая не теряет платежную силу и не зависит от рыночных колебаний, может рассматриваться в качестве объекта гражданских прав, средства платежа и единицы измерения платежа в обязательствах (металлические счета). Характерные особенности золота, как объекта гражданских прав (ст. 128 Гражданского кодекса РФ), позволили разъединить категорию «золотовалютные резервы» на валюту и золото, установив для них отличные специальные правовые режимы.

Так, золото не изъято из гражданского оборота, и не ограничено в нем, но его особые свойства, определяют особый режим регулирования его оборота. Следует понимать, что исключение золота из списка валютных ценностей не влечет изменения его внутренних свойств и характерных только ему особенностей. В ходе научно-практических дискуссий часто акцентируется внимание на том, что вывоз наличной валюты из России предельно упрощен. Так, например, можно вывезти до 10 тысяч долларов США не получая никаких разрешений, а вот вывозя соразмерное по стоимости количество золотых колец, транспортировщик должен предоставить их для прохождения процедуры государственного контроля. В данном случае следует понимать, что речь идет об абсолютно разных целях государственного регулирования, определяющих и отличительные режимы последнего. Так при свободном вывозе из страны наличной валюты в установленном законодательством размере, государство не задается целью контроля за ее движением по некоторым следующим причинам: установленная законодательством сумма свободного вывоза не может влиять на макроэкономические процессы, денежные средства будут расходоваться собственником в его личных интересах, в случае выявления фальшивой валюты будут задействованы механизмы уголовного преследования. Ввоз/вывоз золотых изделий в количестве эквивалентном 10 тысячам долларов США абсолютно точно осуществляется не для личных нужд. Предполагается, что изделия будут реализованы, следовательно, есть риск нарушения интересов третьих лиц. Именно для выполнения одной из важнейших функций государства в целом и пробирного надзора в частности — защиты прав потребителя и включаются в данном случае механизмы государственного регулирования.

Еще одним важнейшим пунктом в процессе оборота золота с точки зрения государственного регулирования является проверка источников происхождения металла. Говоря о последних, мы можем указать следующие: добыча, резервы стран и вторичная переработка. В целях эффективного осуществления государственного пробирного надзора все они имеют особое значение, но сохранение особого режима оборота золота в наибольшей степени обусловлено таким его качеством, как неразрушимость, то есть возможность вторичной переработки, обеспечивающая источник повторного формирования предложения этого металла, что безусловно требует особого внимания со стороны контролирующих органов.

Если валюту можно напечатать «включив станок», то размер золота как актива уже определен размером залежей в недрах земли или ранее добытого, находящегося в гражданском обороте. После исследований, проведенных Холдингом природных ресурсов, являющимся компанией цель деятельности которой направлена на приобретение права собственности на природные ресурсы с благоприятными долгосрочными перспективами, в мире установлено 439 месторождений золота, содержащих более чем 1 миллион унций этого желтого металла. По мнению руководства компании, месторождение — актив, обеспечивающий финансовую безопасность и стабильность куда более высокого уровня в сравнении к примеру с коммерческой недвижимостью и ценными бумагами. Но в то время, как периодичность открытия месторождений золота снижается, нет никакого предела созданию финансовых инструментов и строительству недвижимости. Проще говоря, золотой рудник или месторождение с более чем 1 миллионом унций — очень редкий актив. И объясняется это, безусловно, ограниченностью залежей золота на фоне увеличения объемов его потребления. Так, допустим, в Индии в настоящее время уже собственные запасы золота истощены, практически весь металл импортируется. При этом ежегодное потребление золота, которое оценивалось в 65 тонн в 1982 году, увеличилось до 500 тонн в настоящее время.

Обладая универсальными качествами, «золото» позволило создать специализированный рынок. Можно выделить три сегмента потребления золота: производство ювелирной продукции, потребление в промышленных целях и инвестиции. В последнее время, с учетом макроэкономической нестабильности, динамичностью отличается инвестиционный спрос на золотые слитки, монеты. В ходе проводимых исследований неоднократно отмечалось, что в периоды экономической нестабильности происходит перераспределение потребления золота. По данным экспертов, в 2012 году среди российских банкиров стало принято иметь не менее 10% золота в инвестиционном портфеле, тогда как годом ранее такой показатель составлял половину этой цифры. Объем приобретений этого драгоценного металла центральными банками по всему миру в 2011 году вырос до 440 тонн по сравнению с 77 тоннами в предыдущем году. По статистическим данным спрос на золото в РФ в 2011 г. со стороны промышленного сектора составил 142 т (рост на 5% к уровню 2010 г.), со стороны ювелирной промышленности — 40 т (падение на 4,8% к предыдущему году), со стороны промышленных производителей 2,1 т (рост сразу на 75%), а инвестиционный спрос — около 3 т (увеличение на 11%).

Повышение интереса к золоту сегодня является глобальной тенденцией, которая в связи с недавними событиями на Кипре будет только усиливаться.
Инвестировать сбережения можно как в так называемое «живое» золото, так и в «золотые» ценные бумаги. Вложение средств в «живое золото» предполагает открытие в банках «металлических счетов». Сегодня такие счета становятся более популярными в России. В некоторых странах постсоветского пространства «металлические счета» используются как инструмент контроля «миграции золотого потока». Так, к примеру, в Беларуси лом и отходы, содержащие драгоценный металл, после аффинажа за рубежом, поступают либо в Гохран страны, либо размещаются на «металлических счетах» Министерства финансов в Национальном банке. С принятием Приказа Минфина РФ от 28 октября 1998г. № 48н «Об утверждении Условий эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом» получили распространение государственные золотые облигации. Так например, Золотые сертификаты являются именными беспроцентными государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение в срок погашения золота в слитках в количестве, эквивалентном 1 килограмму химически чистого золота за каждый погашаемый золотой сертификат.

Следует отметить, что в некоторых странах мира, к примеру, в Индии, Таиланде, Китае золото имеет очень важную роль в культурном наследии. В Индии и Таиланде при этом потребительское настроение к золоту находится на предельно высоком уровне, что также связано со слабой развитостью финансовых систем этих стран. Золото здесь рассматривается как средство обогащения не имеющее бренда и срока годности. Увеличение доходов населения абсолютно пропорционально сопровождается скупкой золота.

В течение последних лет, все чаще высказывается официальная мировая позиция о необходимости использования золота как финансового инструмента, чему способствует все большая глобализация международных экономических отношений. Так в 2011 году члены Европейского парламента единодушно проголосовали за включение золота, как формы имущественного залога, обладающего очень высокими показателями ликвидности в список финансовых инструментов. В 2012 году, Базельский Комитет по банковскому надзору, Международная Комиссия по ценным бумагам, Всемирный Совет по золоту также признали золото эффективной формой имущественного залога.

Подводя итог, следует отметить, что тезис: «золотой запас страны как гарантия стабильности ее экономики», показал себя в реальных условиях. Формирование золотовалютного резерва предназначено для покрытия дефицита и стабилизации валюты страны. Несмотря на исключение золота из перечня валютных ценностей, оно обладает основными качествами, такими как смешанный вещно-обязательственный характер, а именно может выступать как средством платежа, так и единицей измерения платежа в обязательствах. Следует помнить и об ограниченном количестве мировых запасов этого благородного металла. В связи с этим оно выступает мощным стабилизатором мировых экономических систем и, безусловно, требует особого порядка регулирования.

Старший научный сотрудник сектора предпринимательского права Института государства и права Российской академии наук, доцент кафедры предпринимательского права Московского государственного юридического университета им. О.Е.Кутафина Лаптев Василий Андреевич.

Источник: Пробирная палата России

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛАХ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЯХ

26 марта 1998 года N 41-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛАХ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЯХ

Принят

Государственной Думой

4 марта 1998 года

Одобрен

Советом Федерации

12 марта 1998 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов

от 31.03.1999 N 66-ФЗ, от 10.01.2002 N 5-ФЗ,

от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,

от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ,

от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 08.12.2010 N 336-ФЗ,

от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ,

от 02.05.2015 N 111-ФЗ, от 03.07.2016 N 288-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота), в том числе:

устанавливает область действия государственной монополии;

устанавливает цели, принципы и особенности государственного регулирования деятельности юридических и физических лиц;

устанавливает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

определяет условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации;

определяет статус Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, золотого запаса Российской Федерации, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

определяет цели, виды, формы государственного контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, а также за добычей (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использованием и обращением драгоценных камней, порядок его организации и осуществления.

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе принимать в соответствии с настоящим Федеральным законом законы и иные нормативные правовые акты по вопросам государственного регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 90-ФЗ)

Не является предметом регулирования настоящего Федерального закона порядок совершения гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, сделок с ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, находящимися в собственности граждан (частной собственности).

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления;

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

драгоценные камни — природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней;

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

ценности — драгоценные металлы и (или) драгоценные камни;

добыча драгоценных металлов — извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы;

добыча драгоценных камней — извлечение драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений, а также сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней;

сортировка и первичная классификация драгоценных камней — завершающая часть процесса обогащения, позволяющая на основании утвержденных коллекций типовых образцов и классификаторов выделить из извлеченного минерального сырья драгоценные камни, а также разделить их на отдельные сорта, соответствующие принятым на мировом рынке;

первичная оценка драгоценных камней — завершающая часть технологического процесса обогащения, обеспечивающая оценку драгоценных камней на основании прейскурантов, применяемых для оценки аналогичных сортов минерального сырья на мировом рынке;

производство драгоценных металлов — извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов;

аффинаж драгоценных металлов — деятельность, осуществляемая специализированными организациями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень (далее — аффинажные организации), по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла:

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

в аффинированном золоте на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 995 массовых долей химически чистого драгоценного металла;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

в аффинированных серебре, платине, палладии, родии, рутении, осмии на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 999 массовых долей химически чистого драгоценного металла;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

в аффинированном иридии на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 998 массовых долей химически чистого драгоценного металла;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

рекуперация драгоценных камней — извлечение драгоценных камней из отработанных или выведенных из эксплуатации по иным причинам инструментов и других изделий технического назначения, а также из отходов, содержащих драгоценные камни, с последующим доведением (очисткой) до качества, соответствующего техническим условиям или классификатору драгоценных камней;

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

использование драгоценных металлов и драгоценных камней — использование драгоценных металлов и драгоценных камней в производственных, научных и социально-культурных целях;

специальный учет — ведение реестра осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями организаций и индивидуальных предпринимателей, не предполагающее взимания сбора за внесение указанных организаций и индивидуальных предпринимателей в этот реестр;

операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями:

действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога;

изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов, добыче драгоценных камней, последующей обработке (переработке) и использовании драгоценных металлов и драгоценных камней;

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе перевозка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней;

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них в Российскую Федерацию и их вывоз из Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней — изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также — ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов), либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

именник — знак изготовителя, оттиск которого ставится юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем либо по их обращению уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом государственным учреждением на изготовленные ими ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и содержит в зашифрованном виде информацию о его изготовителе;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

проба — количество массовых долей химически чистого драгоценного металла на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

государственное пробирное клеймо — знак установленного образца, который ставится уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом государственным учреждением на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и удостоверяет их пробу;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

клеймение — постановка оттиска государственного пробирного клейма на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

опробование — определение или подтверждение пробы ювелирных и других изделий из драгоценных металлов;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

анализ — определение химического состава металла и его сплава, из которых изготовлено изделие, в том числе путем применения методов, предусматривающих разрушение этого изделия;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

лом и отходы драгоценных металлов — изделия (продукция), используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащих драгоценный металл, а также остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе производства;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

обработка (переработка) лома и отходов драгоценных металлов — извлечение драгоценных металлов с использованием механических, химических и металлургических процессов из лома и отходов драгоценных металлов для получения промежуточного продукта металлургического производства, предназначенного для последующего аффинажа, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

Статья 2. Право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни

  1. Вопросы владения, пользования и распоряжения участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Разграничение между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации собственности на указанные объекты осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О недрах», настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, регулирующими вопросы пользования недрами.

  1. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на участках недр континентального шельфа Российской Федерации, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о континентальном шельфе, законодательством Российской Федерации о недрах, настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права.
  2. Субъекты добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, указанные в статье 4 настоящего Федерального закона, могут получать участки недр, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, в пользование на основании выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах лицензий на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней.
  3. Добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, а равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок, в том числе договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также международными договорами Российской Федерации.

Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация.

  1. Аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр драгоценные камни в рассортированном виде при продаже субъектами их добычи и производства в приоритетном порядке предлагаются:

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

1) федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

2) уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты эти драгоценные металлы и драгоценные камни, для пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации.

Перечисленные в подпунктах 1, 2 настоящего пункта органы пользуются преимущественным правом покупки драгоценных металлов и драгоценных камней только при условиях направленного в письменной форме в срок не более чем месяц с даты предложения драгоценных металлов и драгоценных камней уведомления о намерении их покупки, заключения договоров купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства и авансирования (выдачи задатка) в счет платежей, причитающихся с этих органов по указанным договорам. Невыполнение одной или обеими сторонами условий заключенного договора купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней влечет за собой последствия, установленные статьей 21 настоящего Федерального закона и частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

  1. Драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности юридических и физических лиц. Собственники драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляют свое право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, а на драгоценные камни, указанные в пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральным законодательством без ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 90-ФЗ)

Российской Федерации и субъектам Российской Федерации принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов и добытых драгоценных камней с субъектами их добычи и производства в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, золотого запаса Российской Федерации, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

Статья 4. Субъекты добычи и производства драгоценных металлов, субъекты добычи драгоценных камней

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

  1. Добыча драгоценных металлов, добыча драгоценных камней могут осуществляться исключительно организациями, получившими в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, специальные разрешения (лицензии).

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

  1. Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и организациям, созданным без участия (прямого или косвенного) иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, должно принадлежать большинство голосов, учитываемых при принятии решений органами управления организаций, осуществляющих деятельность по добыче алмазов на территории Российской Федерации.
  2. Старательская добыча может применяться при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением алмазов, всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм, в том числе артелями старателей. Под старательской добычей понимается способ организации работ по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней с отрывом работников от мест постоянного проживания на срок более чем четыре месяца. При этом не производятся затраты средств за счет соответствующего бюджета на создание и содержание объектов социальной инфраструктуры по месту производства указанных работ. Государство поощряет старательскую добычу драгоценных металлов и драгоценных камней.
  3. Аффинаж драгоценных металлов могут осуществлять только организации в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.
  4. Право юридических лиц осуществлять деятельность по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней возникает с момента получения соответствующей лицензии и действует до прекращения ее действия.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОНДЫ И ЗАПАСЫ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

Статья 5. Федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней

  1. Федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней формируется в целях регулирования объемов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, а также в целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в драгоценных металлах и драгоценных камнях.
  2. В федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней включаются отдельные разведанные месторождения драгоценных металлов и драгоценных камней, состоящие на государственном учете и не переданные в пользование или изъятые из пользования.
  3. Решение о включении отдельных разведанных месторождений в федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней принимается Президентом Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  4. Распоряжение федеральным фондом резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется Правительством Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о недрах. Условия использования разведанных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, включенных в федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых располагаются указанные месторождения.

Страницы: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх