Куперс

Бухучет и анализ

Закон о частных судебных исполнителях рк 2018

Как известно, еще с 21 октября 2010 года в Казахстане введен в действие новый Закон «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», который предусматривает внедрение института частного исполнения. При этом, к числу положительных сторон, несомненно, можно отнести то, что государство снимает с себя бремя финансирования системы органов принудительного исполнения, и оно ложится исключительно на должников, что, в свою очередь, служит стимулирующим фактором для добровольного исполнения судебных и иных актов. И еще – данная система ставит оплату деятельности частного судебного исполнителя (ЧСИ) в прямую зависимость от ее результатов, что существенно влияет на эффективность принудительного исполнения, а также на повышение престижа профессии частного судебного исполнителя.
Однако с внедрением данного института в судебной практике появились новые споры об обжаловании действий частных судебных исполнителей по оплате их услуг в связи с полным или частичным исполнением ими исполнительного документа. Следует отметить, что количество оконченных дел данной категории составляет незначительную часть от общего числа рассмотренных, что увеличивает нагрузку на судей и ухудшает статистику их работы. Происходит это еще и оттого, что по некоторым делам имеет место различное толкование либо неправильное применение норм закона. Так, размеры тарифов частного судебного исполнителя за совершение исполнительных действий в соответствии с требованиями пунктов 1, 2 и 5 статьи 118 Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (в редакции до 15 января 2014 года) установлены в месячных расчетных показателях в размере 10% от взысканной суммы или стоимости имущества, или 10 месячных расчетных показателей с физических лиц и 20 месячных расчетных показателей с юридических лиц по исполнительным документам неимущественного характера.
Вместе с тем Законом от 15 января 2014 года, введенным в действие с 29 января 2014 года, были внесены новые поправки в Закон РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», предусматривающие, в частности, изменение размера оплаты деятельности ЧСИ. Так, статья 118 упомянутого закона изложена в новой редакции, в которой теперь предусмотрено, что оплата деятельности частного судебного исполнителя производится за счет средств, взысканных с должника, и устанавливается в размере от 3 до 25% с взысканной суммы или стоимости имущества. При этом размер оплаты деятельности частного судебного исполнителя утверждается Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа. Соответственно частный судебный исполнитель вправе взимать суммы за оплату своих услуг только в размере и в порядке, установленных нормативными правовыми актами, и ему запрещается изменять установленные размеры сумм оплаты своей деятельности.
Однако до 9 июня 2014 года действовали прежние тарифы, утвержденные постановлением Правительства РК от 29 сентября 2010 года № 988. Новое постановление Правительства РК, регламентирующее и новый порядок определения размеров оплаты деятельности ЧСИ (от 3 до 25%), было вынесено 4 мая 2014 года, а введено в действие 9 июня 2014 года. Таким образом, в период с 29 января до 9 июня 2014 года оплата дея­тельности частного судебного исполнителя должна была осуществляться в соответствии с требованиями статьи 118 закона (в новой редакции), но при этом отсутствовал механизм применения данной статьи. Переходные положения не предусмотрели применение данной нормы закона.
В связи с этим при рассмотрении дел у судей возникли затруднения: какой закон подлежит применению? Старую редакцию статьи 118 закона, предусматривающую 10% от взысканной суммы или стоимости имущества, или новую редакцию статьи 118 закона, где указано о размере оплаты от 3 до 25%, но при этом не урегулирован механизм применения данной статьи закона?
Приведу пример. Решением Степногорского городского суда от 29 октября 2014 года была удовлетворена жалоба ТОО «Таукен-Степногорск», в отношении которого постановление частного судебного исполнителя от 11 мая 2014 года об утверждении суммы оплаты деятельности частного судебного исполнителя в размере 4 395 672 тенге было признано незаконным. Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что на момент принятия частным судебным исполнителем постановления от 11.05.2014 г. об утверждении суммы оплаты деятельности ЧСИ действовало постановление Правительства РК от 29.09.2010 г. № 988, которое утратило действие со вступлением в силу постановления Правительства РК от 4.05.2014 г. № 437. В связи с чем суд пришел к выводу, что частный судебный исполнитель при совершении исполнительных действий и вынесении оспариваемого постановления действовал в нарушение установленных и действовавших на момент принятия решений норм законодательства.
Но с данным выводом суда не согласилась апелляционная инстанция, и определением от 26 января 2015 года решение суда было отменено. Суд апелляционной инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении жалобы, исходил из того, что должником вся сумма задолженности по исполнительному документу была погашена только через 10 месяцев после принятия судебным исполнителем в отношении него мер принудительного исполнения. Так, постановлениями судебного исполнителя должнику было вынесено временное ограничение на выезд из Республики Казахстан, запрещено совершать определенные действия, наложен арест на имущество. К тому же по представлению судебного исполнителя должник был привлечен к административной ответственности за неисполнение решения суда по ст. 524 КРК об АП. И только после этого им было исполнено решение суда и погашена задолженность в размере 43 956 720 тенге. Исходя из требований ст. 120 закона, частный судебный исполнитель утверждает свою оплату только после полного исполнения должником исполнительного документа и прекращения исполнительного производства.
При таких обстоятельствах коллегия согласилась с доводами апелляционной жалобы, что сумма оплаты деятельности частного судебного исполнителя в размере 10% от взысканной суммы соответствует характеру совершенных судебным исполнителем исполнительных действий и взыскана в пределах от 3 до 25%, предусмотренных ст. 118 закона об исполнительном производстве в новой редакции.
В завершение хотелось бы отметить, что в настоящее время постановлением Правительства РК от 04.05.2014 г. № 437, введенным в действие с 9 июня 2014 года, были утверждены размеры оплаты деятельности частного судебного исполнителя, которые являются фиксированными.
В цифрах это выглядит так. Например, при взыскании суммы менее 60 МРП (118 920 тенге) судебные исполнители получат 25% от взысканной суммы, или 29 730 тенге. На уровне между 60 и 300 МРП тариф составит 20%, максимально эта сумма не превышает 118 920 тенге. При сумме свыше 10 000 МРП (19 820 000 тенге) судебные исполнители будут получать 3% от взысканной суммы.
По документам неимущественного характера утверждены тарифы в размере 10 МРП с физических лиц и 20 МРП с юридических лиц.
В связи с этим судам при наличии спора о размере оплаты деятельности ЧСИ необходимо принимать решения с учетом требований, содержащихся в названном постановлении.

Организационная структура органов принудительного исполнения Республики Казахстан

Система исполнительного производства в Республике Казахстан находится в составе судебной ветви власти.

В Республике Казахстан с 2010 года начала действовать смешанная система принудительного исполнения, функции по принудительному исполнению возлагаются как на частных, так и на государственных судебных исполнителей.

Следует заметить, что к исполнению частных судебных исполнителей не могут быть приняты исполнительные документы, по которым в качестве одной из сторон выступает государство.

Лицензия судебному исполнителю выдается уполномоченным органом на основании решения квалификационной комиссии. Уполномоченный орган ведет Государственный реестр лицензий на право занятия деятельностью по исполнению исполнительных документов.

Государственным органом, обеспечивающим своевременное исполнение судебных актов, является Комитет по судебному администрированию при Верховном Суде Республики Казахстан. Исполнение исполнительных документов возлагается на судебных исполнителей. Систему органов исполнительного производства образуют: уполномоченный государственный орган по обеспечению исполнения исполнительных документов, территориальные органы и отделы территориальных органов. Территориальные органы Комитета на областном уровне называются Администраторами судов, а на районном уровне – территориальные участки судебных исполнителей. Руководителями территориальных участков являются старшие судебные исполнители.

Контроль за деятельностью государственного судебного исполнителя осуществляет уполномоченный орган и его территориальные органы.

Надзор за законностью исполнительного производства осуществляется Прокуратурой.

Кроме этого, в Республике Казахстан существует республиканская коллегия частных судебных исполнителей, которая является некоммерческой организацией и представляет собой профессиональное объединение региональных коллегий частных судебных исполнителей. Каждая из региональных коллегий частных судебных исполнителей избирает в порядке, предусмотренном уставом Республиканской коллегии частных судебных исполнителей, представителей в состав Республиканской коллегии частных судебных исполнителей.

Территория деятельности частного судебного исполнителя, а также количество частных судебных исполнителей в пределах исполнительного округа определяются уполномоченным органом совместно с Республиканской коллегией частных судебных исполнителей.

Республиканская коллегия частных судебных исполнителей: осуществляет координацию деятельности региональных коллегий частных судебных исполнителей, представляет интересы региональных коллегий частных судебных исполнителей и частных судебных исполнителей в государственных органах и негосударственных организациях, участвует в работе Международного союза судебных исполнителей и служащих, других международных и иностранных организаций по вопросам организации частной исполнительской деятельности, участвует в нормотворческой и экспертной деятельности уполномоченного органа, других государственных органов по вопросам исполнительного производства и связанных с частной исполнительской деятельностью, организует обучение частных судебных исполнителей, повышение их квалификации, обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав судебных исполнителей, занимающихся частной практикой, а также осуществляет иные полномочия.

Контроль за законностью совершаемых исполнительных действий и соблюдением правил делопроизводства частным судебным исполнителем осуществляется уполномоченным органом, Республиканской и региональными коллегиями частных судебных исполнителей. Контроль за соблюдением налогового законодательства частным судебным исполнителем осуществляют органы налоговой службы Республики Казахстан.

Ограничения специальных прав должников

Законом Республики Казахстан от 30 июня 1998 года № 253 «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (действует до 20 октября 2010 г.) данная мера не предусмотрена.

Однако Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года № 261-IV «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (опубликован 20.04.2010, «Казахстанская правда», № 97-98 (26158-26159), вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования, т.е. вступает в силу 20.10.2010) закрепляет положение о введении временных ограничений на выезд должника из страны (статья 33).

Предусмотрено, что при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный исполнитель вправе, а по заявлению взыскателя обязан вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Республики Казахстан.

Данное постановление судебного исполнителя подлежит санкционированию судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан. Копии указанного постановления направляются должнику для сведения, в уполномоченные органы по управлению миграционными процессами и в органы пограничной службы Республики Казахстан для исполнения. Если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, то взыскатель или государственный судебный исполнитель вправе обратиться в суд с представлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Республики Казахстан.

Также судебный исполнитель вправе направить в суд представление о временном запрете выдачи должнику лицензии, разрешения, а также о приостановлении действия ранее выданных должнику лицензий и разрешений.

Информационные технологии. Доступ к базам данных

В Республике Казахстан государственные, а также частные судебные исполнители имеют доступ к публичным реестрам и электронным базам данных.

Уполномоченный орган в целях распространения сведений о неплательщиках по исполнительным документам ведет республиканский реестр должников по исполнительным производствам. Реестр размещается на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа. Сведения для включения в реестр должников направляются судебными исполнителями.

Декларирование должником имущества, раскрытие информации об имуществе

В Республике Казахстан должник по требованию судебного исполнителя должен предоставить ему информацию об имеющемся у него имуществе, а также сообщить сведения об источниках доходов. В предоставляемой информации должник обязан также указать основания всех причитающихся ему имущественных требований.

Розыск должника и его имущества

В Республике Казахстан розыск должника осуществляется по определению суда на основании представления судебного исполнителя об объявлении розыска должника органами внутренних дел и финансовой полиции.

Обращение взыскания на имущество должника

При обращении взыскания на имущество судебный исполнитель выясняет принадлежность его должнику, действительную стоимость и имеющееся на нем обременение. В случаях, когда установление принадлежности имущества, не подлежащего государственной регистрации, затруднено и есть основания предполагать, что это имущество принадлежит должнику, судебный исполнитель имеет право наложить арест на имущество до выяснения его принадлежности.

Если имущество не принадлежит должнику, то он обязан предоставить судебному исполнителю необходимые доказательства, устанавливающие принадлежность арестованного имущества. Удостоверившись в принадлежности имущества должнику, судебный исполнитель включает его в опись, в зависимости от размера взыскания налагает арест на все имущество или его часть и направляет постановление о наложении ареста в соответствующие органы государственной регистрации. О наложении ареста на заложенное имущество судебный исполнитель извещает залогодержателя.

Обращение взыскания на имущество должника частным судебным исполнителем в Республике Казахстан осуществляется только с санкции суда.

Обращение взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банках или иных кредитных организациях

Взыскание на денежные суммы должника, находящиеся в банках или организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, осуществляется судебным исполнителем путем выставления инкассового распоряжения. К инкассовому распоряжению прилагаются копии исполнительных документов, заверенные печатью территориального отдела либо частного судебного исполнителя.

Обращение взыскания на долю в общем имуществе

При обращении взыскания на долю должника в общем имуществе судебный исполнитель обязан известить сособственников имущества и предоставить им право преимущественной покупки доли должника в общем имуществе. Стоимость доли указывается в извещении на основании письменного заключения специалиста.

Хранение арестованного имущества должника

Судебный исполнитель осуществляет передачу на хранение арестованного имущества на основании договора хранения путем получения от хранителя сохранной расписки. Хранитель может пользоваться с разрешения судебного исполнителя этим имуществом, если по свойствам имущества пользование им не ведет к уничтожению имущества или уменьшению его ценности. Хранитель, если таковым не является должник или член его семьи, получает за хранение вознаграждение. Хранителю возмещаются произведенные им необходимые расходы по хранению имущества за вычетом фактически полученной выгоды от использования этого имущества.

Реализация имущества должника

Реализация арестованного имущества производится судебным исполнителем через торговые организации на комиссионных началах, а также на торгах в форме аукциона. Торги в форме аукциона проводятся частным судебным исполнителем самостоятельно, а государственным судебным исполнителем — через специализированную торговую организацию. Выбор формы реализации имущества определяется судебным исполнителем с учетом вида имущества и мнений взыскателя и должника. Судебный исполнитель реализует имущество, находящееся на территории его исполнительного участка.

Ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве

В случае злостного уклонения лиц от исполнения судебных актов, судебный исполнитель вправе обратиться в орган уголовного преследования с представлением о привлечении их к уголовной ответственности. Также за неисполнение исполнительного документа должник может быть привлечен к административной ответственности.

документы

Время создания/изменения документа: 26 июня 2011 15:48 / 26 августа 2011 12:40

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.04.2015 г.)

Раздел 1. Общие положения

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) исполнительное производство — принудительное исполнение исполнительных документов со взысканием с должника исполнительской санкции, пени и расходов по исполнительному производству;

2) Единый реестр должников — унифицированный электронный банк данных, содержащий сведения о должниках по исполнительным производствам;

3) единая электронная торговая площадка — информационная система, совокупность баз данных, технических, программных, телекоммуникационных и других средств, обеспечивающих возможность ввода, хранения и обработки информации, необходимой для проведения электронного аукциона, предоставляющая единую общедоступную точку доступа участникам электронного аукциона;

3-1) Республиканская палата частных судебных исполнителей (далее — Республиканская палата) — некоммерческая, профессиональная, саморегулируемая организация, осуществляющая координацию деятельности частных судебных исполнителей и соблюдение ими законодательства Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей;

3-2) региональная палата частных судебных исполнителей — филиал Республиканской палаты в регионе;

4) частный судебный исполнитель — гражданин Республики Казахстан, занимающийся частной практикой по исполнению исполнительных документов без образования юридического лица на основании лицензии на право занятия деятельностью по исполнению исполнительных документов (далее — лицензия частного судебного исполнителя), выданной уполномоченным органом;

5) государственный судебный исполнитель — должностное лицо, состоящее на государственной службе и выполняющее возложенные на него законом функции по исполнению исполнительных документов;

6) судебный исполнитель — государственный судебный исполнитель и частный судебный исполнитель, выполняющие возложенные на них законом функции по исполнению исполнительных документов и имеющие равные права и обязанности за изъятиями, предусмотренными настоящим Законом;

7) постановление судебного исполнителя — процессуальный документ, в котором фиксируется процессуальное решение, принимаемое судебным исполнителем в процессе исполнительного производства;

8) полное принудительное исполнение — исполнение исполнительного документа в полном объеме в период нахождения его в производстве судебного исполнителя;

9) уполномоченный орган — государственный орган, осуществляющий реализацию государственной политики и государственное регулирование деятельности в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов;

10) электронный аукцион — способ электронных торгов в форме аукциона, при котором арестованное имущество реализуется с использованием единой электронной торговой площадки на основе равного доступа к ним всех потенциальных покупателей.

Подробнее

от 2 апреля 2010 года №261-IV ЗРК

Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей

Раздел 1. Общие положения

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) исполнительное производство — меры, направленные на принудительное исполнение исполнительных документов с взысканием с должника исполнительской санкции, пени, расходов по исполнительному производству, оплаты деятельности частного судебного исполнителя;

1-1) государственная автоматизированная информационная система исполнительного производства — информационная система, предназначенная для осуществления в электронной форме учета исполнительных производств, автоматизации процессуальных действий судебного исполнителя, а также получения данных о ходе исполнительного производства сторонами исполнительного производства;

2) Единый реестр должников — унифицированный электронный банк данных, содержащий сведения о должниках по исполнительным производствам;

3) единая электронная торговая площадка — информационная система, совокупность баз данных, технических, программных, телекоммуникационных и других средств, обеспечивающих возможность ввода, хранения и обработки информации, необходимой для проведения электронного аукциона, предоставляющая единую общедоступную точку доступа участникам электронного аукциона;

3-1) Республиканская палата частных судебных исполнителей (далее — Республиканская палата) — некоммерческая, профессиональная организация, осуществляющая координацию деятельности частных судебных исполнителей и соблюдение ими законодательства Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей;

3-2) региональная палата частных судебных исполнителей — филиал Республиканской палаты в регионе;

4) частный судебный исполнитель — гражданин Республики Казахстан, занимающийся частной практикой по исполнению исполнительных документов без образования юридического лица на основании лицензии на право занятия деятельностью по исполнению исполнительных документов (далее — лицензия частного судебного исполнителя), выданной уполномоченным органом;

5) государственный судебный исполнитель -должностное лицо, состоящее на государственной службе и выполняющее возложенные на него законом функции по принятию мер, направленных на принудительное исполнение исполнительных документов;

6) судебный исполнитель — государственный судебный исполнитель и частный судебный исполнитель, выполняющие возложенные на них законом функции по принятию мер, направленных на принудительное исполнение исполнительных документов, и имеющие равные права и обязанности за изъятиями, предусмотренными настоящим Законом;

7) постановление судебного исполнителя — процессуальный документ, в котором фиксируется процессуальное решение, принимаемое судебным исполнителем в процессе исполнительного производства;

8) полное принудительное исполнение — исполнение исполнительного документа в полном объеме в период нахождения его в производстве судебного исполнителя;

9) уполномоченный орган — государственный орган, осуществляющий реализацию государственной политики и государственное регулирование деятельности в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов;

9-1) социально значимая категория дел — исполнительные документы о взыскании алиментов, заработной платы, пенсий, пособий, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;

10) электронный аукцион — способ электронных торгов в форме аукциона, при котором арестованное имущество реализуется с использованием единой электронной торговой площадки на основе равного доступа к ним всех потенциальных покупателей.

Статья 2. Задачи исполнительного производства

Задачами исполнительного производства являются обязательное и своевременное принятие мер, направленных на принудительное исполнение исполнительных документов, выдаваемых на основании судебных решений, определений, предписаний и постановлений по гражданским и административным делам, приговоров и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений иных органов в соответствии с настоящим Законом.

Статья 3. Основные принципы исполнительного производства

Исполнительное производство осуществляется на принципах:

1) законности;

2) своевременности и прозрачности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

3) уважения чести и достоинства человека;

4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника и членов его семьи;

5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения;

6) пропорциональности распределения взысканных сумм между взыскателями одной очереди при их недостаточности для полного удовлетворения всех требований очереди;

7) возмещения за счет должника расходов по принудительному исполнению исполнительного документа;

8) свободы обжалования в суде процессуальных действий и постановлений судебного исполнителя.

Статья 4. Законодательство Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей

1. Законодательство Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и других нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 5. Исполнение решений международных, иностранных судов и арбитражей

1. Порядок исполнения в Республике Казахстан решений международных и иностранных судов, а также арбитражей определяется соответствующими международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, и настоящим Законом.

2. Исполнительный лист, выданный на основании решения иностранного суда судом Республики Казахстан, может быть предъявлен к принудительному исполнению в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу.

Статья 6. Порядок применения законодательства Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей

1. Исполнительное производство осуществляется в соответствии с нормами, действующими во время совершения исполнительных действий.

2. Исполнительное производство по взысканию задолженности налоговых и иных обязательных платежей в бюджет, пеней за задержку уплаты штрафов и иных санкций за нарушение налогового законодательства Республики Казахстан производится в порядке, установленном настоящим Законом, и в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Казахстан.

3. Исполнительное производство по взысканию с государства сумм капитализации соответствующих повременных платежей по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работников, в случае отсутствия или недостаточности имущества у ликвидируемого юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за данный вред, осуществляется в соответствии с настоящим Законом с соблюдением правил, установленных уполномоченным органом.

3-1. Исполнение судебных актов за счет государственного бюджета по возмещению вреда, причиненного в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, домашнего ареста, подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, незаконного помещения в организацию, оказывающую медицинскую помощь в области психического здоровья, или иную медицинскую организацию, проведения негласных следственных действий, впоследствии признанных незаконными в судебном порядке, осуществляется в порядке, установленном центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.

4. Исполнение актов судов и иных органов в отношении иностранцев, лиц без гражданства и иностранных организаций производится в соответствии с настоящим Законом.

5. Исполнительное производство по исполнительным документам других государств на территории Республики Казахстан осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, если иное не вытекает из ратифицированных Республикой Казахстан международных договоров.

Статья 7. Лица, осуществляющие исполнительное производство

1. Применение мер принудительного исполнения по исполнению исполнительных документов, перечисленных в статье 9 настоящего Закона, возлагается на судебных исполнителей.

2. В случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, применение мер принудительного исполнения по исполнению исполнительных документов осуществляется при содействии сотрудников органов внутренних дел, помощников частных судебных исполнителей и иных государственных органов.

3. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность судебного исполнителя, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законами. Противоправное вмешательство в деятельность судебного исполнителя влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 8. Язык исполнительного производства

Язык исполнительного производства и делопроизводства, связанного с его ведением, устанавливается с учетом языка судебного решения или иного документа, подлежащего исполнению.

Статья 9. Перечень исполнительных документов

1. Исполнительными документами являются:

1) исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов;

1-1) исполнительные листы, выдаваемые на основании решений суда Международного финансового центра «Астана»;

2) судебные приказы, выдаваемые в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан;

3) исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов о принудительном исполнении на территории Республики Казахстан решений международных, иностранных судов и арбитражей;

4) исполнительные листы, выдаваемые на основании определения суда о принудительном исполнении арбитражных решений;

4-1) определения судов об обеспечении иска или отмене обеспечения иска;

4-2) приказы суда Международного финансового центра «Астана» об обеспечении иска или отмене обеспечения иска;

5) постановления судов, вынесенные по делу об административном правонарушении в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях;

6) постановления органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях;

6-1) предписание о выплате работодателем заработной платы;

7) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 11.07.2017 г. №91-VI ЗРК;

8) постановления судебного исполнителя о взыскании исполнительской санкции;

9) постановление судебного исполнителя о возмещении расходов, понесенных при совершении исполнительных действий;

10) постановление частного судебного исполнителя об утверждении сумм оплаты его деятельности;

11) предписания о необходимости уплаты штрафа, выданные органом (должностным лицом), уполномоченным налагать административные взыскания;

11-1) исполнительная надпись

;

12) постановление суда о наложении ареста на имущество, вынесенное по уголовному делу;

13) налоговый приказ о взыскании задолженности физического лица.

2. В случае утраты исполнительного документа основанием для взыскания является его дубликат, выдаваемый в предусмотренном законодательством Республики Казахстан порядке органом, выдавшим исполнительный документ.

3. Исполнительный документ, по которому возбуждено исполнительное производство, находится в материалах исполнительного производства. Судебный исполнитель направляет для исполнения постановление о возбуждении исполнительного производства с приложением копии указанного исполнительного документа.

Статья 10. Постановление судебного исполнителя

1. Решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным исполнителем со дня предъявления исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 47 настоящего Закона.

Постановления, удостоверенные электронной цифровой подписью судебного исполнителя, равнозначны постановлениям на бумажном носителе.

2. В постановлении судебного исполнителя должны быть указаны:

1) наименование и адрес территориального отдела или адрес конторы частного судебного исполнителя;

2) дата вынесения постановления;

3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;

4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление.

В постановлении об отказе в возбуждении исполнительного производства указываются наименование и номер исполнительного документа;

5) вопрос, по которому выносится постановление;

6) основания принимаемого решения со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;

7) резолютивная часть постановления, отражающая решение, принятое по существу вопроса;

8) порядок обжалования постановления.

3. Судебный исполнитель вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.

4. Отмена постановления государственного судебного исполнителя производится соответствующим постановлением руководителя территориального отдела — старшего судебного исполнителя.

Отмена постановления частного судебного исполнителя производится частным судебным исполнителем, вынесшим его, либо другим частным судебным исполнителем, в производство которого передан исполнительный документ, в том числе на основании судебного акта или протеста прокурора.

5. Постановление судебного исполнителя вступает в силу со дня его вынесения, подлежит обязательному исполнению и может быть обжаловано, опротестовано в суд в течение десяти рабочих дней в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан.

6. Типовые формы постановлений судебных исполнителей утверждаются уполномоченным органом.

Глава 2. Сроки в исполнительном производстве

Статья 11. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению

1. Исполнительные документы могут быть предъявлены к принудительному исполнению в следующие сроки:

1) судебные приказы и исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, — в течение трех лет;

1-1) исполнительные листы, выдаваемые на основании решений суда Международного финансового центра «Астана», — в течение трех лет;

2) исполнительные листы, выдаваемые на основании определения суда о принудительном исполнении арбитражных решений, решений международных и иностранных арбитражей, — в течение трех лет;

3) постановления судов, вынесенные по делу об административном правонарушении, — в течение одного года, если законом не установлены иные сроки;

4) постановления органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, — в течение одного года;

4-1) приказы суда Международного финансового центра «Астана» об обеспечении иска — в течение одного года со дня вынесения судом приказа;

5) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 11.07.2017 г. №91-VI ЗРК;

6) предписания о необходимости уплаты штрафа, выданные органом (должностным лицом), уполномоченным налагать административные взыскания, — в течение одного года;

6-1) исполнительные надписи — в течение трех лет;

7) постановления государственного судебного исполнителя о взыскании исполнительской санкции — в течение трех лет;

8) постановления судебного исполнителя о возмещении расходов, понесенных при совершении исполнительных действий, — в течение трех лет;

9) постановления частного судебного исполнителя об утверждении сумм оплаты его деятельности — в течение трех лет;

10) постановления суда о наложении ареста на имущество, вынесенное по уголовному делу, — в течение одного года;

11) исполнительные листы о взыскании штрафа за уголовный проступок и (или) преступление могут быть предъявлены к исполнению после вступления приговора в законную силу:

в течение одного года при осуждении за уголовный проступок;

в течение трех лет при осуждении за преступление небольшой тяжести;

в течение шести лет при осуждении за преступление средней тяжести;

в течение десяти лет при осуждении за тяжкое преступление;

в течение пятнадцати лет при осуждении за особо тяжкое преступление;

12) предписания о выплате работодателем заработной платы — в течение трех лет;

13) налоговые приказы о взыскании задолженности физического лица — в течение трех лет.

1-1. Исполнительные документы могут быть предъявлены к принудительному исполнению не ранее пяти рабочих дней после вступления в законную силу, за исключением документов, предусмотренных подпунктом 4) пункта 1 настоящей статьи.

2. Указанные сроки исчисляются:

1) при исполнении исполнительных листов, выданных на основании судебных актов в части имущественных взысканий, — со дня, следующего после вступления судебного акта в законную силу либо окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта, а в случаях, когда судебный акт подлежит немедленному исполнению, — не позднее следующего рабочего дня после вынесения решения;

2) при исполнении исполнительных листов, выданных на основании определения суда о принудительном исполнении арбитражных решений, решений международных и иностранных арбитражей, — со дня, следующего после вступления решения в силу;

3) при исполнении постановлений судов, вынесенных по делу об административном правонарушении, — со дня вынесения постановления;

4) при исполнении постановления органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, — со дня, следующего после принятия решения о принудительном исполнении;

5) по всем остальным исполнительным документам — со дня, следующего после их выдачи.

3. Исполнительные документы, выписанные на основании решений о взыскании периодических платежей (по делам о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья и другим), сохраняют силу на все время, на которое присуждены платежи. В этих случаях сроки исчисляются для каждого платежа в отдельности.

Статья 12. Перерыв срока при предъявлении исполнительного документа

1. Срок для предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается:

1) предъявлением исполнительного документа к исполнению;

2) частичным исполнением исполнительного документа должником, о чем судебным исполнителем делается отметка в исполнительном документе;

3) на период розыска должника.

2. После перерыва течение срока начинается вновь, при этом истекшее до перерыва время засчитывается в новый срок.

3. Новый срок после перерыва исчисляется со дня, когда исполнительный документ, по которому полностью или частично не было произведено взыскание, был возвращен взыскателю.

Статья 13. Восстановление пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению

1. Взыскатель, пропустивший срок для предъявления к исполнению исполнительного документа, вправе обратиться в суд, вынесший судебный акт, или в суд по месту исполнения с заявлением о восстановлении пропущенного срока.

2. В случае признания судом причин пропуска срока для предъявления к исполнению исполнительного листа, судебного приказа уважительными срок может быть восстановлен.

Глава 3. Участники исполнительного производства

Статья 14. Состав участников исполнительного производства

Участниками исполнительного производства признаются:

1) стороны исполнительного производства (взыскатель и должник);

2) представители сторон исполнительного производства;

3) судебный исполнитель;

4) иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (в том числе сотрудники органов внутренних дел и иных государственных органов, судебный пристав, помощник частного судебного исполнителя, переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество).

Статья 15. Стороны исполнительного производства

1. Сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник.

2. Взыскателем является физическое или юридическое лицо, в пользу или в интересах которого выдан исполнительный документ.

3. Должником является физическое или юридическое лицо, обязанное выполнить требования, предусмотренные исполнительным документом.

4. В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников (соучастников). Каждый из них участвует в исполнительном производстве самостоятельно. Соучастник может поручить представлять свои интересы в исполнительном производстве другому соучастнику с его согласия, за исключением случаев, когда по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может совершить только сам (личные обязанности).

Статья 16. Права и обязанности сторон исполнительного производства

1. Стороны исполнительного производства имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, в том числе в электронной форме, делать из них выписки, снимать копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против доводов и ходатайств других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) или решения судебного исполнителя по вопросам исполнительного производства, обращаться в суд с заявлением об утверждении мирового соглашения.

2. Стороны исполнительного производства обязаны добросовестно пользоваться всеми предоставленными им правами, а также выполнять требования настоящего Закона.

Должник обязан письменно в течение трех рабочих дней сообщать судебному исполнителю об изменении места работы, места жительства и нахождения, а также о появлении новых источников доходов и имущества с момента возникновения указанных обстоятельств.

Должник обязан до окончания исполнительного производства один раз в месяц, а также в случаях вызова являться к судебному исполнителю. Неявка влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 17. Правопреемство в исполнительном производстве

1. В случае выбытия должника (смерти гражданина, реорганизации юридического лица, перевода долга) государственный судебный исполнитель по исполнительным документам о взыскании в доход государства, частный судебный исполнитель направляют представление в суд, вынесший решение, с предложением о вынесении определения о замене должника на его правопреемника. Представление направляется в течение трех рабочих дней с момента, когда судебному исполнителю стало известно о правопреемстве должника. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были бы обязательны для должника.

2. Во всех иных случаях правопреемство устанавливается по заявлению взыскателя в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

Статья 18. Участие в исполнительном производстве представителей сторон

1. Физические лица могут участвовать в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей. Личное участие физического лица в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. Если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то при их исполнении должник не вправе действовать через представителя.

2. Участие организаций в исполнительном производстве осуществляется через их органы, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им законами, иными нормативными правовыми актами и учредительными документами, либо через представителей указанных органов.

Лица, представляющие организацию, обязаны иметь документы, подтверждающие их должностное положение и полномочия.

3. Полномочия представителя удостоверяются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

Статья 19. Полномочия представителя

1. Представитель в исполнительном производстве совершает от имени представляемого все действия, связанные с исполнительным производством, в пределах полномочий, наделяемых доверенностью.

2. В доверенности, выдаваемой представляемым, должны быть специально оговорены полномочия представителя на совершение следующих действий:

1) предъявление и отзыв исполнительного документа;

2) передача полномочий другому лицу (передоверие);

3) обжалование действий (бездействия) или решений судебного исполнителя;

4) получение присужденного имущества (в том числе денег);

5) заключение мирового соглашения.

Статья 20. Лица, которые не могут быть представителями

1. Представителями в исполнительном производстве не могут быть лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста или состоящие под опекой или попечительством.

2. Судьи, прокуроры, сотрудники правоохранительных органов, депутаты представительных органов, работники уполномоченного органа и его территориальных подразделений, аппарата Верховного Суда Республики Казахстан, а также их близкие родственники, супруг (супруга) не могут быть представителями в исполнительном производстве, кроме случаев участия их в исполнительном производстве в качестве уполномоченных соответствующих организаций или законных представителей. Лицо не может быть представителем, если по данному делу оказывает или ранее оказывало юридическую помощь лицам, интересы которых противоречат интересам представляемого, а также если оно является супругом (супругой) или близким родственником судебного исполнителя.

Примечание. Под близкими родственниками в настоящем Законе признаются родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки.

Статья 21. Законные представители

1. Права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних лиц, а также лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, в исполнительном производстве защищают законные представители, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами.

Законные представители совершают от имени представляемых все действия, право на совершение которых принадлежит представляемым с ограничениями, предусмотренными законом.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх