Куперс

Бухучет и анализ

Закон о государственной кадастровой оценке

Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 12 августа 2006 г. N 222 г. Москва Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка

Зарегистрирован в Минюсте РФ 15 сентября 2006 г.

Регистрационный N 8297

Во исполнение пунктов 11 и 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 16, ст. 1709; 2006, N 16, ст. 1744) приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.

Министр Г. Греф

Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка

I. Общие положения

1.1. Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее — Методические указания) разработаны в соответствии с пунктами 11 и 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 16, ст. 1709; 2006, N 16, ст. 1744).

1.2. Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:

— образования нового земельного участка;

— изменения площади земельного участка при упорядочении его границы;

— изменения вида разрешенного использования земельного участка;

— перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель.

1.3. Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2. Методических указаний, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района (далее — ГРЗ КР).

1.4. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей.

1.5. Акт определения кадастровой стоимости земельных участков оформляется для земельных участков в пределах одного кадастрового квартала.

В случаях одновременного образования в пределах одного кадастрового квартала нескольких земельных участков, а также в случаях одновременного изменения категории земель и (или) вида разрешенного использования, и (или) уточнения площади существующих в пределах одного кадастрового квартала земельных участков оформляется один Акт определения кадастровой стоимости земельных участков.

Не допускается оформление одного Акта определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:

подачи заявок для проведения государственного кадастрового учета земельных участков более чем от одного заявителя;

выполнения более чем одной кадастровых процедур.

1.6. В случае образования единого землепользования акт определения кадастровой стоимости земельных участков (прилагается) оформляется для каждого кадастрового квартала, в котором располагаются входящие в состав единого землепользования обособленные или условные земельные участки, а также для условного кадастрового квартала, в котором располагается единое землепользование.

1.7. Для целей настоящих Методических указаний земельные участки подразделяются на группы:

— в составе земель сельскохозяйственного назначения:

первая группа — сельскохозяйственные угодья;

вторая группа — земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, проездами, прогонами для скота, коммуникациями, полезащитными лесополосами, зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, а также нарушенные земли, находящиеся под промышленной разработкой общераспространенных полезных ископаемых: глины, песка, щебня и т.д.;

третья группа — земли под замкнутыми водоемами;

четвертая группа — земли под древесно-кустарниковой растительностью (за исключением полезащитных лесополос), болотами, нарушенные земли;

пятая группа — земли под лесами, не переведенные в установленном законодательством порядке в состав земель лесного фонда и находящиеся у землевладельцев (землепользователей) на праве постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования;

шестая группа — земли, пригодные под оленьи пастбища.

В составе земель особо охраняемых территорий и объектов:

первая группа — земли особо охраняемых природных территорий (за исключением земель в составе земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов); земли природоохранного назначения; земли пригородных зеленых зон; земли историко-культурного назначения; земельные участки, на которых находятся учебно-туристические тропы, трассы; особо ценные земли;

вторая группа — земли рекреационного назначения (за исключением земель пригородных зеленых зон и земельных участков, на которых находятся учебно-туристические тропы и трассы), земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

В составе земель водного фонда:

первая группа — земельные участки, занятые обособленными водными объектами, находящимися в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации;

вторая группа — земельные участки, занятые обособленными водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, сооружениями, предназначенными для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружениями (дамбами), ограждающими хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройствами от размывов на каналах, а также другими сооружениями, предназначенными для предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов;

третья группа — земельные участки в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов, занятые объектами водоснабжения, объектами рыбного и охотничьего хозяйства, гидротехническими сооружениями (за исключением сооружений, предназначенных для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружений (дамб), ограждающих хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройств от размывов на каналах, а также других сооружений, предназначенных для предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов), водозаборными, портовыми и иными водохозяйственными сооружениями и объектами;

четвертая группа — земельные участки в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов, занятые древесно-кустарниковой или иной растительностью;

пятая группа — земельные участки в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов, предоставленные садоводческим, огородническим и дачным объединениям;

шестая группа — земельные участки в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов, занятые объектами рекреации.

II. Определение кадастровой стоимости земельных участков

2.1. Определение кадастровой стоимости в случае образования нового земельного участка, а также в случаях перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель осуществляется следующим образом.

2.1.1. В случае образования нового земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений), отнесенного настоящими Методическими указаниями к первой — шестой группам, а также в случае перевода земельного участка в состав земель сельскохозяйственного назначения первой — шестой групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения соответствующей группы на площадь земельного участка.

2.1.2. В случае образования нового земельного участка в границах садоводческого, огороднического или дачного объединения кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для соответствующего объединения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель на площадь земельного участка.

В случае образования нового садоводческого, огороднического или дачного объединения кадастровая стоимость земельного участка в составе объединения определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия — для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего объединения на площадь земельного участка.

2.1.3. В случае образования нового земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

В случае перевода земельного участка в состав земель поселений из состава иной категории его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае, если кадастровый квартал, в котором расположен земельный участок, граничит более чем с одним кадастровым кварталом поселения, то для определения кадастровой стоимости земельного участка используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для граничащих кадастровых кварталов.

2.1.4. В случае образования нового земельного участка в составе земель промышленности и иного специального назначения, отнесенного Методикой государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения (утверждена приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 г. N П/49, письмом Минюста России от 8 апреля 2003 г. N 07/3354-ЮД признана не нуждающейся в государственной регистрации) к первой — четвертой группам, а также в случае перевода земельного участка в состав земель промышленности указанных групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия — для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков промышленности первой, второй, третьей или четвертой групп на площадь земельного участка.

2.1.5. В случае образования нового земельного участка в составе земель промышленности пятой группы, а также в случае перевода земельного участка в состав земель промышленности указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия — для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности второй группы на площадь земельного участка.

2.1.6. В случае образования нового земельного участка в составе земель промышленности шестой группы, а также в случае перевода земельного участка в состав земель промышленности указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения минимального для субъекта Российской Федерации значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности шестой группы на площадь земельного участка.

2.1.7. В случае образования нового земельного участка в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, отнесенного настоящими Методическими указаниями к первой или второй группе, а также в случае перевода земельного участка в состав земель особо охраняемых территорий и объектов указанных групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия — субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорий и объектов первой или второй групп на площадь земельного участка.

2.1.8. В случае образования нового земельного участка в составе земель лесного фонда, а также в случае перевода земельного участка в состав земель лесного фонда кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для лесхоза, в границах которого образуется земельный участок (в случае отсутствия — субъекта Российской Федерации), значения удельного показателя кадастровой стоимости лесных земель на площадь земельного участка.

2.1.9. В случае образования нового земельного участка в составе земель водного фонда, отнесенного настоящими Методическими указаниями к первой группе, а также в случае перевода земельного участка в состав земель водного фонда указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия — для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель водного фонда первой группы на площадь земельного участка.

2.1.10. В случае образования нового земельного участка в составе земель водного фонда, отнесенного настоящими Методическими указаниями ко второй группе, а также в случае перевода земельного участка в состав земель водного фонда указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия — для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения на площадь земельного участка.

2.1.11. В случае образования нового земельного участка в составе земель водного фонда, отнесенного настоящими Методическими указаниями к третьей группе, а также в случае перевода земельного участка в состав земель водного фонда указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков промышленности соответствующей группы на площадь земельного участка.

2.1.12. В случае образования нового земельного участка в составе земель водного фонда, отнесенного настоящими Методическими указаниями к четвертой группе, а также в случае перевода земельного участка в состав земель водного фонда указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения минимального для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы, соответствующей виду разрешенного использования земельного участка, на площадь земельного участка.

2.1.13. В случае образования нового земельного участка в составе земель водного фонда, отнесенного настоящими Методическими указаниями к пятой группе, а также в случае перевода земельного участка в состав земель водного фонда указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (при отсутствии — субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в границах садоводческого, огороднического или дачного объединения на площадь земельного участка.

2.1.14. В случае образования нового земельного участка в составе земель водного фонда, отнесенного настоящими Методическими указаниями к шестой группе, а также в случае перевода земельного участка в состав земель водного фонда указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (при отсутствии — субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорий и объектов второй группы на площадь земельного участка.

2.1.15. В случае образования нового единого землепользования его кадастровая стоимость определяется как сумма кадастровых стоимостей, входящих в его состав обособленных (условных) земельных участков. При этом кадастровая стоимость обособленного (условного) земельного участка, входящего в состав единого землепользования, определяется в зависимости от категории земель, в состав которой входит земельный участок, в соответствии с разделом 2.1. Методических указаний.

2.1.16. В случае образования нового земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка. Исключение составляет случай образования в составе земель поселений земельного участка, одним из видов разрешенного использования которого является жилая застройка. Для указанного случая кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель, занятых многоэтажной или индивидуальной жилой застройкой, на площадь земельного участка.

2.2. В случае изменения площади земельного участка при упорядочении его границ кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади земельного участка.

2.3. Определение кадастровой стоимости земельного участка в случае изменения его вида разрешенного использования осуществляется следующим образом.

2.3.1. В случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.

2.3.2. В случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселений его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

В случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселений в пределах одной группы его кадастровая стоимость не изменяется.

2.3.3. В случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель промышленности и иного специального назначения его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия — для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения группы, соответствующей измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.

2.3.4. В случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе особо охраняемых территорий и объектов его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия — для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорий и объектов группы, соответствующей измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.

2.3.5. В случае изменения вида разрешенного использования в составе земель водного фонда его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия — для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель водного фонда группы, соответствующей измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.

2.3.6. В случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель лесного фонда его кадастровая стоимость не изменяется.

2.3.7. В случае расширения количества видов разрешенного использования земельного участка его кадастровая стоимость определяется в соответствии с пунктом 2.1.16. Методических указаний.

Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016 N 237-ФЗ (последняя редакция)

3 июля 2016 года N 237-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКЕ Принят Государственной Думой 22 июня 2016 года Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 274-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
  • Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные акты, регулирующие проведение государственной кадастровой оценки
  • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  • Статья 4. Принципы проведения государственной кадастровой оценки
  • Статья 5. Регулирование в сфере государственной кадастровой оценки
  • Статья 6. Порядок проведения государственной кадастровой оценки
  • Статья 7. Полномочия бюджетных учреждений, связанные с определением кадастровой стоимости
  • Статья 8. Обязанности бюджетного учреждения
  • Статья 9. Федеральный государственный надзор за проведением государственной кадастровой оценки
  • Статья 10. Основные требования к работникам бюджетного учреждения
  • Статья 11. Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки
  • Статья 12. Подготовка к проведению государственной кадастровой оценки
  • Статья 13. Порядок формирования, предоставления и обработки перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке
  • Статья 14. Определение кадастровой стоимости
  • Статья 15. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости
  • Статья 16. Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки
  • Статья 17. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости
  • Статья 18. Применение сведений о кадастровой стоимости
  • Статья 19. Особенности проведения внеочередной государственной кадастровой оценки
  • Статья 20. Предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости
  • Статья 21. Рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости
  • Статья 22. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости
  • Статья 23. Фонд данных государственной кадастровой оценки
  • Статья 24. Заключительные положения
  • Статья 25. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Порядок проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ

Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ определен следующий порядок проведения государственной кадастровой оценки:

1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки;

3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

1. Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – уполномоченный орган) не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения — не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки.

Уполномоченный орган в течение тридцати дней со дня принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки обеспечивает информирование о принятии этого решения, а также о приеме государственным бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями по определению кадастровой стоимости (далее – бюджетное учреждение), деклараций о характеристиках объектов недвижимости путем:

1) размещения извещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) опубликования извещения в печатном средстве массовой информации, в котором осуществляется обнародование (официальное опубликование) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) размещения извещения на своих информационных щитах;

4) направления копии решения о проведении государственной кадастровой оценки
в Росреестр для его размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки (далее – фонд данных);

5) направления копии решения о проведении государственной кадастровой оценки
в органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных
на территории субъекта Российской Федерации, для размещения извещения
на информационных щитах указанных органов.

До 1 января года определения кадастровой стоимости осуществляется подготовка
к проведению государственной кадастровой оценки, включающая сбор и обработку информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.

В целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, правообладатель объекта недвижимости вправе предоставить бюджетному учреждению декларацию о характеристиках соответствующих объектов недвижимости, форма и порядок рассмотрения которой установлены приказом Минэкономразвития России от 04.06.2019 № 318 (обновить документ для скачивания).

В рамках подготовки к определению кадастровой стоимости бюджетным учреждением осуществляются в том числе сбор, обработка и учет информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в установленном порядке.

2. Формирование перечня объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее – Перечень).

Формирование Перечня осуществляется на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки.

Перечень предоставляется по запросу уполномоченного органа территориальными органами Росреестра.

Формирование и предоставление Перечня осуществляется в порядке, определенном приказом Минэкономразвития России от 20.02.2017 № 74. В Перечень включаются сведения Единого государственного реестра недвижимости, актуальные по состоянию
на 1 января года определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки на иную дату.

3. Определение кадастровой стоимости.

Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением
в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226.

По итогам определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки, бюджетное учреждением в соответствии с требованиями к отчету об итогах государственной кадастровой оценки, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 09.06.2017 № 284, составляет в форме электронного документа промежуточные отчетные документы, являющиеся проектом отчета. В течение трех рабочих дней со дня составления промежуточных отчетных документов бюджетное учреждение размещает их на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также направляет сведения о месте размещения таких документов и промежуточные отчетные документы в Росреестр на электронном носителе в форме электронного документа.

Росреестр осуществляет проверку промежуточных отчетных документов на соответствие требованиям к отчету в течение десяти рабочих дней со дня их получения и в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки направляет в бюджетное учреждение и уполномоченный орган уведомление о соответствии промежуточных отчетных документов требованиям к отчету или об их несоответствии с указанием требований к отчету, которым не соответствуют промежуточные отчетные документы.

Бюджетное учреждение осуществляет устранение выявленного Росреестром несоответствия требованиям к отчету в течение семи рабочих дней со дня получения уведомления о таком несоответствии и представляет в Росреестр исправленные промежуточные отчетные документы для повторной проверки.

В случае соответствия промежуточных отчетных документов требованиям к отчету Росреестр в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки в соответствии с порядком ведения фонда данных государственной кадастровой оценки и предоставления сведений, включенных в этот фонд, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 16.06.2017 № 291, размещает в фонде данных сведения и материалы, содержащиеся в промежуточных отчетных документах.

Указанные сведения и материалы размещаются в фонде данных на шестьдесят дней для представления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости, информация о котором содержится в промежуточных отчетных документах.

Замечания к промежуточным отчетным документам представляются в течение пятидесяти дней со дня размещения указанных сведений и материалов в фонде данных.

Росреестр не позднее дня начала срока представления замечаний к промежуточным отчетным документам обеспечивает размещение в фонде данных информации о порядке и сроках представления замечаний к промежуточным отчетным документам.

По итогам рассмотрения замечаний к промежуточным отчетным документам бюджетным учреждением осуществляется пересчет кадастровой стоимости объектов недвижимости,
в отношении которых не было представлено замечание, если бюджетным учреждением выявлена необходимость такого пересчета.

Бюджетное учреждение не реже чем один раз в пять дней в течение срока размещения промежуточных отчетных документов в фонде данных размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» обновленные промежуточные отчетные документы, информацию о кадастровых номерах объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых пересчитана, описание проведенного пересчета кадастровой стоимости каждого из объектов недвижимости с обоснованием учета замечания, а также информации о поступивших неучтенных замечаниях с соответствующим обоснованием отказа в их учете.

Бюджетное учреждение в течение десяти дней после истечения срока ознакомления с промежуточными отчетными документами, составляет отчет об итогах государственной кадастровой оценки, включающий в себя справку с информацией обо всех учтенных и неучтенных замечаниях с обоснованием их учета или отказа в их учете или об отсутствии замечаний, а также об исправлении выявленных Росреестром нарушений требований к отчету.

Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня составления отчета направляет его на электронном носителе в форме электронного документа в Росреестр.

Росреестр в течение двадцати рабочих дней проводит проверку отчета на соответствие требованиям к отчету и направляет в бюджетное учреждение и уполномоченный орган предписание об устранении выявленных нарушений или уведомление об отсутствии нарушений.

Бюджетное учреждение в течение десяти рабочих дней со дня получения предписания осуществляет их устранение и в течение трех рабочих дней направляет в Росреестр отчет на электронном носителе в форме электронного документа для проведения повторной проверки.

Если нарушений требований к отчету не выявлено, бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отсутствии нарушений направляет в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации три экземпляра отчета на электронном носителе в форме электронного документа и одну копию отчета на бумажном носителе.

4. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости

Уполномоченный орган в течение двадцати рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в отчете об итогах государственной кадастровой оценки результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (официального опубликования).

В трехдневный срок после утверждения результатов определения кадастровой стоимости уполномоченный орган направляет копию акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (включая сведения о датах его опубликования и вступления в силу), а также экземпляр отчета, составленного на электронном носителе в форме электронного документа, в Росреестр для размещения в фонде данных.

Сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» также предусмотрено:

определение бюджетным учреждением кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки.

предоставление бюджетным учреждением разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости;

рассмотрение бюджетным учреждением обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.07.2017 N 274-ФЗ.

Начало действия редакции закона — 10.08.2017 года

3 июля 2016 года

N 237-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016 N 237-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

3 июля 2016 года N 237-ФЗ

1 января 2017 года вступает в силу закон «О государственной кадастровой оценке»

1 января 2017 года вступает в силу закон

«О государственной кадастровой оценке»

3 июля 2016 года был принят Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке», вступающий в силу с января следующего года.

Данный Федеральный закон будет регулировать отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

В связи с этим, на уровне субъекта Российской Федерации будет создано бюджетное учреждение. Полномочиями бюджетных учреждений, связанными с определением кадастровой стоимости, являются:

— определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;

— определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки;

— предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости;

— рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

— иные полномочия.

К отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения Закона об оценке с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года.

В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Законом об оценке или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Положения Закона об оценке не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу Закона об оценке.

Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу Закона об оценке, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Изменится ли порядок оспаривания кадастровой стоимости

С 1 января 2017 года вступает в силу федеральный закон -ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Согласно его положениям, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в комиссии или в суде.

Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Отвлечься на Знакомства или Получить полный текст

К заявлению об оспаривании прилагаются:

1) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

2) копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

3) отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

Порядок оспаривания кадастровой стоимости согласно новому закону «О государственной кадастровой оценке»

В ситуации, когда собственник не согласен с кадастровой стоимостью своего объекта недвижимости, у него есть возможность её оспорить.

С обращением об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в бюджетное учреждение вправе обратиться юридические лица и физические лица, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно действующему законодательству собственник может оспорить кадастровую стоимость в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и в суде. Причём юридическому лицу необходимо обратиться в Комиссию прежде чем идти в суд, а физическому лицу обращаться в Комиссию не обязательно. Более того, гражданин сам может выбрать способ оспаривания — через Комиссию или суд. (Прием документов на Комиссию осуществляется по следующему адресу: г. Воронеж, пр. Революции, 43, ком. 402, В судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости оспариваются в Воронежском областном суде по адресу: г. Воронеж, проспект Революции, 14 а).

Теперь, согласно новому закону, с 1 января 2017 года юридическое лицо, равно как и физическое, может обратиться по вопросу оспаривания кадастровой стоимости в Комиссию или в суд. Таким образом, для обращения в суд предварительное обращение юридического лица в Комиссию не является обязательным.

Законом об оценке определены ошибки, которые могут быть допущены исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель при определении кадастровой стоимости:

1) единичная техническая ошибка;

2) системная техническая ошибка;

3) единичная методологическая ошибка;

4) системная методологическая ошибка.

По итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты:

1) решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

2) решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено.

Также стоит отметить, что изменён (уточнён) перечень документов, которые необходимо предоставлять с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости. К таким документам относятся:

1) выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

2) копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;

3) отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

2.1 Как и кем определяется кадастровая стоимость: учреждение vs орган субъекта РФ — часть I

Для чего это написано

Эта заметка вторая из нескольких, посвященных последовательному раскрытию кадастровой стоимости. В них я хочу рассказать о результатах своих исследований в этой области, воплощенных в диссертации, статьях и последующих наработках. Заметки адаптированы для интернет-блога, чтобы читать их было недолго. Поэтому в конце текста приводится источник, где можно узнать о конкретном вопросе подробнее.

Мои цели состоят в том, чтобы:

  1. объяснить юридическую проблематику кадастровой оценки, показать, что она красива и интересна;
  2. дать теоретическую основу для решения возникающих в этой сфере вопросов, чтобы помочь судьям и практикующим юристам;
  3. обеспечить постепенное воплощение в жизнь своих идей: в практике судов и в нормативных актах, что, я надеюсь, приведет к улучшению системы кадастровой оценки;
  4. и самому лучше разобраться в этой теме.

Изложение построено на основании Закона «О государственной кадастровой оценке», поскольку за ним будущее.

Заметки:

1. Что такое кадастровая стоимость: постановка проблемы.

2.1 Как и кем определяется кадастровая стоимость: учреждение vs орган субъекта РФ — часть I

2.2 Как и кем определяется кадастровая стоимость: учреждение vs орган субъекта РФ — часть II

3. Что такое правила определения кадастровой стоимости, и почему они делают невозможным ее приведение в соответствие с рыночной?

4. Влияние регулятивных целей налогообложения на правила определения кадастровой стоимости

5. О надлежащем уровне правового регулирования кадастровой стоимости

6. Влияние индивидуального правового режима объекта недвижимости на его кадастровую стоимость

7.1 Функция суда по делам об оспаривании кадастровой и иной стоимости — часть I

7.2 Функция суда по делам об оспаривании кадастровой и иной стоимости — часть II

8.1 Что такое экономическая обоснованность кадастровой стоимости? — часть I

8.2 Что такое экономическая обоснованность кадастровой стоимости? — часть II

Заметка разбита на две меньшие по объему части. Вторуя часть вы можете прочитать .

Законодателем предусмотрено несколько способов определения кадастровой стоимости:

1. По итогам государственной кадастровой оценки (далее – ГКО). Кадастровая стоимость рассчитывается специально созданным бюджетным учреждением и утверждается уполномоченным органом субъекта РФ.

2. При изменении характеристик объекта недвижимости или возникновении нового объекта. Кадастровая стоимость определяется бюджетным учреждением на основании модели оценки, построенной им по итогам последней ГКО.

3. При исправлении ошибок, допущенных в ходе ГКО. Расчет кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением. Если исправляется кадастровая стоимость, утвержденная органом субъекта, то этот же орган утверждает исправленные значения путем внесения изменений в соответствующий акт. Если исправляется кадастровая стоимость, определенная самим учреждением в соответствии с п. 2 этого списка, то утверждения со стороны уполномоченного органа не требуется, бюджетное учреждение сразу направляет сведения об исправленной кадастровой стоимости в Росреестр.

4. По итогам рассмотрения споров о приведении кадастровой стоимости в соответствие с рыночной. Кадастровая стоимость рассчитывается соответствующим оценщиком, чье заключение признается достоверным комиссией или судом. Определяется измененная кадастровая стоимость решением комиссии или суда. Замечу, что определение кадастровой стоимости учреждением, комиссией и судом (пункты 2 и 4) дает повод усомниться в признании акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (далее – Акт) нормативным актом, на чем обычно основываются Верховный Суд и Конституционный Суд. Подробнее об этом мы поговорим в отдельной заметке, идейно посвященной характеру Акта.

Во всех перечисленных случаях внесение кадастровой стоимости в ЕГРН осуществляется Росреестром.

Чтобы договориться о терминах, замечу, что под расчетом кадастровой стоимости я понимаю установление субъектом специальных знаний самого значения кадастровой стоимости. В то время как определение – это утверждение данного значения уполномоченным субъектом в качестве официально признанного. Такое разделение терминов помогает разобраться в разграничении функций разных субъектов в ходе ГКО, хотя в Законе о ГКО оно не проводится.

Я не буду останавливаться подробно на порядке проведения ГКО, он урегулирован в ст.ст. 11-15 Закона о ГКО, и большинство этих положений носит технический характер. Сейчас хочу остановится на вопросе о том, какова роль органа субъекта РФ, утверждающего значения кадастровой стоимости.

В процессе ГКО кадастровая стоимость конкретных объектов недвижимости рассчитывается специализированным бюджетным учреждением, по итогам чего готовится отчет. Данный отчет проверяется Росреестром. После этого орган субъекта РФ принимает акт об утверждении содержащихся в отчете результатов определения кадастровой стоимости. Далее эти сведения вносятся в ЕГРН.

С учетом сказанного, лицом, рассчитывающим кадастровую стоимость, выступает бюджетное учреждение. Орган исполнительной власти субъекта РФ лишь утверждает те значения, которые указаны в отчете. Данный орган не имеет процедурных механизмов, которые позволили бы проверить достоверность отчета: он не может провести повторную оценку, даже если у него в штате есть компетентные служащие, или инициировать повторную проверку кадастровой стоимости силами Росреестра. Закон не дает ему на это право. Достаточным механизмом контроля за достоверностью определенных значений кадастровой стоимости законом признается текущий и итоговый контроль нарушений со стороны Росреестра.

Таким образом, по смыслу Закона ГКО, значения кадастровой стоимости, указанные бюджетным учреждением в отчете, являются обязательными для органа субъекта РФ. Тогда можно ли сказать, что орган субъекта РФ, утверждая Акт, определяет кадастровую стоимость, или же она определяется уже бюджетным учреждением?

Орган субъекта РФ не вправе изменить рассчитанную в отчете кадастровую стоимость, с которой он не согласен. Более того, установление в ч. 1 ст. 15 Закона о ГКО предельного срока для принятия Акта (20 дней с момента получения отчета), может указывать на то, что утверждение результатов определения кадастровой стоимости, представленных бюджетным учреждением, является обязательным для уполномоченного органа субъекта РФ. Такой подход дает повод предположить, что действия уполномоченного органа вообще лишаются правотворческого начала. Он уже не творит право, поскольку не имеет свободы усмотрения, необходимой для правотворческой деятельности, а реализует обязанность, возложенную на него федеральным законодателем.

С другой стороны, именно то, что результаты ГКО вводятся в действие актом органа исполнительной власти субъекта РФ, позволяет заключить, что данный орган сохраняет возможность, по крайней мере, не утверждать предложенные результаты определения кадастровой стоимости, инициировав новую кадастровую оценку. Это придает минимально необходимую степень свободы действиям органа субъекта РФ, чтобы признать их актом правотворчества. А неудачное положение ч. 1 ст. 15 Закона о ГКО, будто бы не оставляющее выбора уполномоченному органу в утверждении результатов оценки, можно объяснить тем, что этот закон писался оценщиками. И изложен он по большей части как процедурный акт, описывающий последовательность действий всех участников ГКО, в том числе и уполномоченного органа субъекта РФ.

Тем не менее, поскольку речь идет об утверждении экономических показателей стоимости, свобода усмотрения данного органа, действительно, весьма ограничена. Может ли орган, получив отчет, изменить значения кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости, которые показались ему заниженными или завышенными, и утвердить результаты определения кадастровой стоимости с учетом этих изменений? Конечно нет. Такие значения будут экономически необоснованы, поскольку они рассчитаны произвольно, а не в установленной законом процедуре. Уполномоченный орган вправе утвердить лишь те значения кадастровой стоимости, которые рассчитаны бюджетным учреждением в соответствии с Законом о ГКО.

Таким образом, Акт по своей природе является актом, санкционирующим результаты оценки. Это дает основания предположить, что условием его законности и обоснованности выступает экономическая обоснованность результатов определения кадастровой стоимости. Но подробнее об этом мы поговорим в одной из следующих заметок.

С другой стороны, если речь порой заходит о возникновении нового объекта недвижимости, то ст. 16 Закона о ГКО предполагает, что его кадастровая стоимость определяется самим учреждением на основании результатов последней ГКО без какого бы то ни было участия органа субъекта РФ. Получается, что в одних случаях (по итогам ГКО) кадастровая стоимость определяется уполномоченным органом субъекта РФ, а в других самим бюджетным учреждением (при возникновении нового объекта)?

Проблема роли органа субъекта РФ в ходе ГКО усугубляется, если обратить внимание на процедуру исправления кадастровой стоимости из-за допущенных в ходе ГКО ошибок (ст. 21 Закона о ГКО). Если бюджетное учреждение признает допущенную ошибку, сохраняет ли орган субъекта РФ и в этом случае возможность отказаться от внесения в Акт изменений, предлагаемых бюджетным учреждением, в силу присущей этому органу свободы правотворческой деятельности? И кто несет гражданско-правовую ответственность при утверждении ошибочно определенной кадастровой стоимости?

Об этом мы поговорим во второй части заметки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх