Куперс

Бухучет и анализ

Закон о легализации 2018

О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем

И.Н. Соловьев,
начальник уголовно-правового управления Правового департамента МВД России, к.ю.н.

1. Способы легализации доходов, полученных преступным путем

Под легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества понимаются вовлечение в сферу легальной деятельности денежных средств и имущества, приобретенных незаконным, преимущественно преступным, путем, и придание им статуса легитимности с целью получения возможности их использования, не вызывая подозрений у правоохранительных органов.
По экспертным данным МВД России, 70 % доходов, полученных незаконным путем, вкладываются в настоящее время в предпринимательскую деятельность и 15 % расходуются на приобретение недвижимости и иного имущества. Бесспорно, такая ситуация способствует криминализации экономических отношений, усилению влияния преступных группировок в сфере экономики, постепенному их превращению в легальных субъектов финансово-хозяйственной деятельности, а также росту числа коррумпированных чиновников.
Специалисты выделяют некоторые наиболее распространенные способы получения сокрытых от налогообложения денежных средств, а также основные этапы и механизмы, присущие отмыванию незаконно полученных доходов:
1) создание организаций, занимающихся обналичиванием денежных средств для продажи неучтенных наличных денег за безналичные деньги за определенный комиссионный процент. В настоящее время получила широкое распространение практика не только банкротства обналичивающей организации до первой проверки налоговыми органами, но и реорганизации фирмы путем смены учредителей или слияния с другой компанией путем использования документов граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации, а также поддельных или похищенных документов. Введение «грязных» наличных денег в легальный оборот существенно облегчается благодаря значительному нелегальному наличному обороту между хозяйствующими субъектами.
Нередко встречаются случаи, когда организации создаются на непродолжительное время по подложным документам или на подставных лиц. В эти организации переводятся добытые преступным путем денежные средства, которые затем конвертируются и переводятся на счета «своих» организаций, расположенных чаще всего в оффшорных зонах; эти организации и легализуют через счета различных компаний «грязные деньги». При проведении импортных операций в оффшорной зоне создается дочерняя либо самостоятельная компания, которая заключает с российскими организациями контракты на поставку различных товаров в Российскую Федерацию. Для обеспечения этих контрактов переводятся крупные суммы денежных средств. Но товары в Российскую Федерацию не поступают, а денежные средства переводятся на счета других фирм*1;
_____
*1 Завидов Б.Д., Попов И.А., Сергеев В.И. Уклонение от уплаты налогов. — М., 2001. — С. 24.
2) отделение незаконных доходов от источника их получения с помощью финансовых операций. Нередко создаются оффшорные предприятия, на счета которых направляются по фиктивным экспортно-импортным контрактам деньги, аккумулированные на счетах организаций, занимающихся обналичиванием денежных средств;
3) осуществление экспортно-импортных операций (как правило, составляются два контракта: один реальный и один фиктивный, с завышенной суммой сделки; после этого денежные средства по фиктивному договору переводятся фирме-посреднику, на счетах которой остается разница между реальной и фиктивной ценой) или организация лотерей и участие в деятельности казино. Полученные средства вкладываются в недвижимость, в том числе за рубежом, в наиболее доходные сферы финансово-хозяйственной деятельности;
4) участие в приватизации. Денежные средства от преступных промыслов успешно легализуются через приватизацию. Отдельные лидеры преступных группировок начинают приобретать политический вес в обществе, используя коррумпированных представителей органов государственной власти и управления.
За первый год действия уголовной ответственности за легализацию незаконных доходов (1997 год) в Российской Федерации было зарегистрировано 241 такое преступление. В 1998 году их количество резко увеличилось и достигло 1003. В 1999 году число выявленных фактов легализации незаконно полученных денежных средств осталось практически на уровне предшествующего года — 965. Треть из них (312) совершены в крупном и особо крупном размере; их рост по сравнению с предыдущим годом составил 67 %. Из общего числа законченных производством материалов (790) 679 дел направлено в суд. Привлечено к уголовной ответственности 65 человек. Причиненный материальный ущерб по возбужденным уголовным делам составил 207,5 млн руб. Наложен арест на имущество, изъято материальных ценностей, имеющих отношение к преступной деятельности, на сумму 72,1 млн руб.

2. Формирование законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем

В среде специалистов все еще выдвигаются предложения о необходимости применения уголовных санкций, назначаемых за нарушение налогового законодательства, в отношении лиц, занимающихся деятельностью, связанной с приобретением или сбытом имущества, заведомо добытого преступным путем .
Однако в российском законодательстве уже установлен ряд мер, направленных на исключение возможности распоряжаться такими доходами. Так, в соответствии со ст. 166, 168, 169 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки, не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов либо совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожны. При наличии умысла в доход Российской Федерации взыскиваются все доходы, полученные преступным путем. Требование о признании сделки ничтожной может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе сделать это по собственной инициативе.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38), а обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (ст. 44).
Таким образом, в настоящее время привлекать лиц, виновных в совершении общеуголовных преступлений, связанных с извлечением преступного дохода, к уголовной ответственности за налоговые преступления (при отсутствии их состава) не представляется возможным и не имеет под собой законных оснований.
При обсуждении в Государственной Думе вопросов противодействия легализации денежных средств, полученных преступным путем, отмечалось, что поскольку налоги уплачиваются только с доходов, полученных легальным путем, то с не подвергшихся налогообложению доходов должны взиматься неуплаченные налоги, штрафы и пени, которые затем должны «работать» на экономику страны. В итоге депутаты Государственной Думы настояли на том, что под ответственность за легализацию не должны подпадать следующие правонарушения:
— невозвращение из-за границы валютных средств экспортерами;
— уклонение от уплаты таможенных платежей и уклонение от уплаты налогов.
Сторонники данной позиции отмечали, что за все это УК РФ уже установлена своя, гораздо более мягкая, чем за «отмывание» денег, ответственность.
Правительство РФ предлагало в качестве компенсации за вывод налоговых нарушений из-под прямого действия УК РФ закрепить в нем хотя бы положение, что банки и финансовые организации не вправе отказать уполномоченному органу в предоставлении информации на основании того, что соответствующая операция, сделка связана с легализацией доходов, полученных в результате совершения вышеперечисленных правонарушений. Однако Государственная Дума сочла такое требование излишним. По мнению депутатов, через отслеживание налоговых нарушений, валютных и таможенных нарушений бессмысленно искать «грязные» деньги. Если можно выявить неуплату налогов с каких-то доходов, то это означает, что эти доходы, даже если они и были «грязными», уже каким-то способом легализованы.
Таким образом, позиция отдельных депутатов привела к тому, что из-под действия законодательства о борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, были выведены налоговые преступления. Однако, с нашей точки зрения, средства, полученные в результате уклонения от уплаты налогов, также незаконны, а уклонение от уплаты налогов является таким же общественно опасным деянием, как и все остальные.

3. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон N 115-ФЗ) под доходами, полученными преступным путем, понимаются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления, а легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198 и 199 УК РФ, ответственность по которым установлена вышеуказанными статьями Кодекса.
Указом Президента Российской Федерации от 01.11.2001 N 1263 образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу — КФМ России (с 09.03.2004 — Федеральная служба по финансовому мониторингу — Росфинмониторинг), одной из основных задач которого является направление соответствующей информации в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем. С момента образования Комитета по июль 2003 года КФМ России передал в правоохранительные органы 4800 материалов, касающихся подозрительных финансовых операций, по итогам рассмотрения которых было возбуждено 10 уголовных дел.
Международная группа по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF) выработала рекомендации, предусматривающие для стран мирового сообщества:
— определение перечня преступлений, с легализаций доходов от которых следует бороться;
— определение перечня организаций (в основном финансово-кредитных и почтовых), которые должны проявлять особую бдительность при осуществлении через них крупных или подозрительных операций;
— определение порядка экстрадиции лиц, обвиненных в легализации денег;
— установление в законодательстве той или иной страны понятия «легализация незаконно полученных доходов» таким образом, что исключало бы возможность двоякого толкования, споров или ухода от ответственности за совершение данного преступления и т.д.
Для выполнения рекомендаций FATF российскими законодателями разработан и принят Федеральный закон от 28.07.2004 N 88-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в соответствии с которым появились следующие законодательные новеллы:
1) перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, уточнен и дополнен страховыми организациями и лизинговыми компаниями, организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также устраивающими и проводящими лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, а также организациями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
2) перечень операций с денежными средствами в наличной форме, которые подлежат обязательному контролю, дополнен операциями покупки или продажи наличной иностранной валюты физическим лицом;
3) уточнен перечень иных сделок с движимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, в том числе получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и в иных основанных на риске играх;
4) перечень операций с денежными средствами, которые подлежат обязательному контролю, дополнен такой услугой, как предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа;
5) перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, дополнен сделками с недвижимым имуществом, если сумма сделки равна или превышает 3 000 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 руб., или превышает ее;
6) уточнены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;
7) дополнены требования к правилам внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ, для кредитных организаций — Банком России;
8) установлен срок, в течение которого работники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, при возникновении подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, обязаны сообщать об этом в уполномоченный орган, — не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций;
9) уточнено, что пятилетний срок хранения документов, подтверждающих сведения, связанные с мероприятиями по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и необходимых для идентификации личности, исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом;
10) уточнены запретительные меры для кредитных организаций, направленные на эффективное противодействие легализации доходов, полученных преступным путем. Кредитным организациям запрещается:
— открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без представления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации;
— открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя;
— устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления;
11) установлены случаи, когда кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом:
— отсутствие по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности;
— непредставление физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих указанные в ст. 7 Закона N 115-ФЗ сведения, либо представление недостоверных документов;
— наличие в отношении физического или юридического лица сведений об участии его в террористической деятельности, полученных в соответствии с Законом N 115-ФЗ;
12) Закон N 115-ФЗ дополнен ст. 7.1, в которой прописываются права и обязанности иных лиц.
Так, устанавливается, что требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, если они готовят или осуществляют от имени либо по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
— сделки с недвижимым имуществом;
— управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
— управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
— привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
— создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также купля-продажа организаций.

Принят Государственной Думой 10 апреля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 18 апреля 2018 года

Статья 1

1) статью 3 дополнить абзацами следующего содержания:

«личный кабинет — информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается Порядок доступа к личному кабинету и его использования. Личный кабинет используется:

организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в части второй статьи 5 настоящего Федерального закона, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, для реализации иных прав и обязанностей;

в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, лицами, указанными в статьях 7.1 и 7.1-1 настоящего Федерального закона, хозяйственными обществами и федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями для реализации своих прав и обязанностей, уполномоченным органом, правоохранительными и надзорными органами для реализации своих функций.»;

2) в статье 7.1:

а) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:

«2.1. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.»;

б) в пункте 3 после слов «бухгалтерских услуг,» дополнить словами «а также аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг», слова «в пункте 2» заменить словами «в пунктах 2 и 2.1»;

в) в пункте 4 после слов «бухгалтерских услуг,» дополнить словами «а также аудиторская организация, индивидуальный аудитор при оказании аудиторских услуг», слова «в пункте 2» заменить словами «в пунктах 2 и 2.1»;

3) в подпункте 5 пункта 1 статьи 7.3 слова «в случае, если они находятся на обслуживании в кредитной организации» исключить;

4) в статье 8:

а) дополнить новой частью пятой следующего содержания:

«Уполномоченный орган по согласованию с соответствующими надзорными органами определяет объем и Порядок представления через личные кабинеты соответствующих надзорных органов информации, необходимой для осуществления ими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля (надзора) за исполнением требований настоящего Федерального закона.»;

б) части пятую и шестую считать соответственно частями шестой и седьмой.

Статья 2

Внести в часть 2 статьи 13 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15; 2010, N 27, ст. 3420; 2014, N 49, ст. 6912) следующие изменения:

1) в пункте 3.1 слова «информировать учредителей» заменить словами «информировать, за исключением случая, указанного в пункте 3.2 настоящей части, учредителей»;

2) дополнить пунктом 3.2 следующего содержания:

«3.2) уведомлять о возникновении любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в порядке, установленном Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;».

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

Просмотров: 267

  1. Действительное толкование — числа 7 августа 01г. по календарю
  2. Характеристика людей с днем рождения 7 августа 2001 года
  3. Характер женщин у которых день рождения в этот день года
  4. Кто из великих людей были рождены в этот день месяца
  5. Посмотреть полный календарь на этот месяц с днями недели и выходными

Исчерпывающая характеристика — даты календаря седьмого августа.

  • Астрологический символ людей рожденных 07.08.01 года ›››› Лев (с 23 июля по 21 августа).
  • 2001 год по китайскому календарю ››› Белой Металлической Змеи.
  • Стихия символа зодиака Львов, с днем рождения 07.08.01г. ››› Огонь.
  • Планета управитель людей у которых день рождения в этот день недели – Солнце.
  • Эта дата пришлась на 32 неделю .
  • По календарю в данном месяце августе 31 день.
  • Длительность светового дня 7 августа – 15 часов 42 минуты (долгота светового дня указана – по среднеевропейской широте Москвы, Минска, Киева.).
  • Праздник православной пасхи Христовой ••••› 15 апреля.
  • По календарю идет — лето.
  • По действующему сейчас календарю > не високосный год.
  • Лучше использовать по зодиаку цвета, для людей которые были рождены в день 7 августа 2001 года > Золотисто-каштановый, Болотный и Синевато-черный.
  • Деревья подходящие к сочетанию знака зодиака Лев и 2001 года по восточному календарю животных ›› Яблоня, Омела и Граб.
  • Камни – защитные талисманы, для людей родившихся сегодня #› Сподумен, Родонит.
  • Наиболее удачные цифры для людей которые родились в день 7 августа 01 года ›››› Четыре.
  • Сильно благоприятные дни недели для людей рожденных 7 августа 2001 года ›› вторник, среда и четверг.
  • Точные качества характера, знака гороскопа Львов, которые были рождены в это число ~› проворный и любвеобильный.

Информация для понимания мужчин родившихся в день 7 августа.

Мужчина 7 августа 2001г. рождения, всегда должен находится окутанным любовью, иначе он завянет. Даже если у вас будет полный контроль, и не стоит забывать о его импульсивности при ответах. В большинстве случаев, они, даже не замечают ваших обид, поскольку не очень чувствительны к чужим переживаниям. После свадьбы Лев налагает на любимую женщину мягкую, но весьма тяжелую лапу.
Если вы женились по любви, то ваш мужчина у которого знак восточного зодиака седьмого августа 2001 года рождения – Змеи, будет любить и лелеять вас, а от вас требует быть его хозяйкой и подчинятся ему. Всегда требуется обожание и восхищение поклонников и слушателей. Этот человек, боится быть высмеянным и оскорбленным, по его мнению, незаслуженно. Очень боится поражений, и это причина его гордости.

Какие они женщины рожденые сегодня, 07.08.2001г., по восточному календарю животных год.

От женщины рожденые 7 августа 2001 году по гороскопу животных – Змеи, не стоит ждать скромности и незаметности – они в любом случае были бы ложными. Она всегда уверенна в своей правоте. Часто, выходят замуж за богатых мужчин, и дело не в расчёте: им просто легче полюбить уже успешного человека, а не пусть перспективного, но бедного. Их тянет к величию, если у вас аристократические корни, то это повышает ваши шансы на владение такой женщиной.
В роли жены и матери женщина которая родились 07.08.01г. году, великолепна. Популярности у мужчин ей не занимать. Ее привлекательность и ум позволяют ей такое поведение.

Когда у меня был финансовый кризис, мне помог притянуть удачу Денежный Амулет. Талисман Удачи активирует у человека энергию достатка, ГЛАВНОЕ чтобы он был настроен только на вас. Амулет который помог, я заказывала на официальном сайте.

Под знаком зодиака Лев, были рождены нашумевшие люди:

Клод Дебюсси, политик Симон Боливар, писатель Александр Дюма, политик Бенито Муссолини, бизнесмен Генри Форд, актер Луи де Фюнес, писатель Александер Флеминг, режиссер Алфред Хичкок, Наполеон Бонапарт, писатель Роберт Берне, Иван Билибин, писатель Джон Голсуорси, политик Фидель Кастро, писатель Вальтер Скотт, писатель Бернард Шоу, Поль Клодель, Андре Моруа, ученый Роберт Редфорд.

Календарь на месяц Август 2001 года с днями недели

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Посмотреть полный календарь на 2001 по месяцам или узнать о другом дне недели
На этой странице можно посмотреть календарь на другой день и год.

Емцева Кристина Эдуардовна

соискатель кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612583563)

Спорные вопросы квалификации преступлений

в сфере легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем

В статье рассматриваются дискуссионные вопросы квалификации преступлений в сфере легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Анализируются примеры, касающиеся спорных вопросов квалификации рассматриваемых преступлений.

Ключевые слова: уголовная ответственность, преступление, состав преступления, квалификация преступлений, преступления в сфере экономической деятельности, легализация (отмывание) преступных доходов.

Отдельные дискуссионные вопросы квалификации деяний, содержащих признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, целесообразно рассматривать в контексте разграничения с другими преступлениями и иными правонарушениями. Нередко уголовные дела, возбужденные по ст. 174 и 1741 УК РФ, прекращаются за отсутствием состава преступления, т.е. речь идет о неверной изначальной квалификации. Так, П., встретившись с М., заключил с ним в устной форме договор займа денежных средств в размере 1500 руб., после чего он в тот же день получил от М. денежные средства согласно заключенному в устной форме договору займа. Имея умысел, направленный на незаконный сбыт наркотических средств, П. приобрел у неустановленного лица наркотическое средство, потом он пошел в подъезд, разделил дозу, часть оставив себе. Затем П. незаконно сбыл Б. наркотическое средство, при этом П. от незаконного сбыта данного наркотического средства получил от Б. денежные

средства в размере 1500 руб. После того как П. получил данные денежные средства в результате совершения им преступления — незаконного сбыта наркотических средств, он в тот же день непосредственно сразу после совершения им незаконного сбыта наркотического средства передал М. 1500 руб. в счет погашения долга по договору займа, заключенному с ним в устной форме .

В Тамбовской области Г. сдал на приемный пункт за наличный расчет ворованную свеклу, за что и был задержан. Вырученные деньги были потрачены на текущие нужды, а факт реализации свеклы был квалифицирован как легализация.

В Волгограде двое лиц, злоупотребляющих алкоголем, похищали продукты из сараев местных жителей, а часть украденного сбывали. Им также была инкриминирована ст. 1741 УК РФ.

Во всех указанных случаях суд подтвердил квалификацию действий виновных по основным статьям, а в части легализации «грязных» денег подсудимых оправдал. В других же случаях производится противоположная квалифи-

кация аналогичных действий. Так, Ж., произведя сбыт наркотических средств и получив за него денежные средства в размере 5000 руб., передала деньги М., который, в свою очередь, опасаясь, что деньги могут быть помечены сотрудниками правоохранительных органов, обратился к Б. с просьбой придать им законный вид. Б., осознавая противоправность своих действий, передал деньги в долг Д. сроком на два дня. Действия Б. были квалифицированы по ч. 1 ст. 174 УК РФ .

В ряде случаев действия виновных лиц, первоначально квалифицированные как легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, в судебном заседании подлежат пересмотру. Так, действия Б., обвиняемого в мошенничестве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, были квалифицированы как незаконное получение кредита .

Довольно много ошибок при квалификации рассматриваемых деяний по субъективному признаку. Одной из наиболее обсуждаемых является проблема доказывания первоначального преступления, в ходе совершения которого было получено отмываемое в дальнейшем имущество. В ранее действовавшем постановлении Пленума Верховного Суда РФ указывалось: «При постановлении обвинительного приговора по статье 174 УК РФ или по статье 1741 УК РФ судом должен быть установлен факт получения лицом денежных средств или иного имущества, заведомо добытых преступным путем либо в результате совершения преступления». Тем не менее, в указанной норме не было однозначного указания на необходимость доказывания факта совершения лицом основного преступления для квалификации по ст. 174 и 1741 УК РФ. В науке уголовного права отмечалось, что такой факт может быть обнаружен и судом, рассматривающим уголовное дело об отмывании преступных доходов . При этом имел значение только факт осознания виновным незаконности источника получения имущества. В настоящее время данная ситуация прояснилась.

Так, В. в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами получил от А. 50000 рублей, зная, что они приобретены преступным путем — в результате незаконного сбыта наркотических средств. Согласно обвинению денежные средства А. до передачи их В. находились на банковской карте. В. осуществил финансовую операцию, зачислив указанные денежные

средства на другой счет в качестве арендной платы за используемое им помещение. Однако обвинение в легализации денежных средств, приобретенных преступным путем, не нашло своего подтверждения, т.к. не было установлено, что А. добыл эти денежные средства, занимаясь именно незаконным сбытом наркотических средств. Признание В. виновным по ч. 1 ст. 174 УК РФ автоматически повлекло бы за собой доказанность того, что А. занимался преступной деятельностью, хотя по настоящему делу он ни в чем не обвиняется; данное обстоятельство противоречит основным принципам уголовного судопроизводства. Кроме того, денежные средства находились на счете банковской карты и в легализации не нуждались .

Противоположным примером может служить дело по обвинению Б. Так, Б., не имея постоянного легального источника дохода, занимался незаконным сбытом наркотического средства — героина. Денежные средства за приобретенный героин покупатели вносили через банкоматы на открытые Б. счета. В целях скорейшего и безопасного хранения и распоряжения денежными средствами за сбываемые наркотики Б. переводил их на другие счета, специально открытые третьими лицами, не осведомленными о преступной деятельности Б. Затем Б., осознавая преступный характер своих действий, с целью легализации указанных денежных средств и придания им видимости правомерного владения, пользования и распоряжения, лично, с помощью полученных ранее карт совершал финансовые операции с денежными средствами путем их обналичивания через различные банкоматы, после чего тратил легализованные денежные средства по личному усмотрению. Действия Б. были квалифицированы по нескольким эпизодам незаконного сбыта наркотических средств, а также по ч. 2 ст. 1741 . Таким образом, можно отметить отсутствие единообразия в применении уголовно-правовых норм об ответственности за рассматриваемые преступления. При этом особые затруднения вызывает установление цели придания правомерного вида незаконно приобретенным средствам.

Изложенное позволяет сделать вывод, что при квалификации легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, по п. «а» ч. 3 ст. 174 и п. «а» ч. 3 ст. 1741 УК РФ нужно иметь в виду, что если действия, непосредственно направленные на легализацию (отмывание) денежных средств

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2015 • № 4 (30)

или иного имущества, приобретенных преступным путем, уже начаты исполнителем, то последующее присоединение другого соисполнителя не образует данного квалифицирующего признака. Для квалификации легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, по п. «б» ч. 3 ст. 174 и п. «б» ч. 3 ст. 1741 УК РФ следует полагать, что использование лицом своего служебного положения должно осуществляться в отношении полномочий, находящихся в ведении той организации, где виновный занимает определенное должностное положение. При квалификации легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, по п. «а» ч. 4 ст. 174 и п. «а» ч. 4 ст. 1741 УК РФ об устойчивости организованной группы свидетельствует объединение двух и более лиц на сравнительно продолжительное время для совершения нескольких преступлений или одного, но сопряженного с длительной совместной подготовкой либо сложным исполнением. При

2. Дело № 1-106/2011. Архив Темрюкского районного суда Краснодарского края.

3. Дело № 1-13/2011. Архив Псковского городского суда Псковской области.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) /под ред. А. И. Чучаева. М., 2009.

5. Дело № 1-1173/2011. Архив Набережно-челнинского городского суда Республики Татарстан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Дело № 1-593. Архив Свердловского районного суда.

этом, исходя из анализа материалов судебной практики, можно заключить, что в подавляющем большинстве случаев целью создания организованной преступной группы является профессионализация криминальной деятельности, т.е. занятие преступным бизнесом (в нашем случае — легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем), являющимся постоянным источником дохода; цель же сплочения группы лиц по предварительному сговору -получение сиюминутной прибыли от совершения преступления, отсутствие долгосрочного планирования преступных действий одним и тем же составом участников. Действия по совершению финансовых операций или иных сделок не должны квалифицироваться как легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, если при этом у виновного не было стремления к приданию правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом.

2. The Case № 1-106/2011. Archive of Temryuk district court of Krasnodar region.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх