Куперс

Бухучет и анализ

Закон о внешней разведке

Содержание

Федеральный закон «О внешней разведке»

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНЕШНЕЙ
РАЗВЕДКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 10. Создание органов внешней разведки Российской Федерации

Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки Российской Федерации.
Создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки Российской Федерации осуществляются в порядке, устанавливаемом федеральным законом, регулирующим образование федеральных органов исполнительной власти.
Решения о создании, о реорганизации и об упразднении органа внешней разведки Российской Федерации в составе федерального органа исполнительной власти принимаются Президентом Российской Федерации по представлению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Положения об органах внешней разведки Российской Федерации утверждаются Президентом Российской Федерации.

Статья 11. Сферы деятельности органов внешней разведки Российской Федерации

Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:
1) Службой внешней разведки Российской Федерации — в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ)
2) органом внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации — в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ)
3) — 4) утратили силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 № 86-ФЗ.
Разведывательная деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом «О федеральной службе безопасности».
(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ)

Статья 12. Руководство органами внешней разведки Российской Федерации

Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.
Президент Российской Федерации:
1) определяет задачи разведывательной деятельности;
2) контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;
3) принимает в пределах полномочий, определяемых федеральными законами, решения по вопросам, связанным с внешней разведкой Российской Федерации, в том числе по вопросам целесообразности заключения договоров межведомственного характера между органами внешней разведки Российской Федерации и разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;
4) назначает руководителей органов внешней разведки Российской Федерации.

Статья 13. Методы и средства разведывательной деятельности

В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки Российской Федерации могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.
Методы и средства разведывательной деятельности не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде.
Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации не допускается.
Органы внешней разведки Российской Федерации для достижения целей разведывательной деятельности вправе использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, снятие информации с технических каналов связи, а также другие методы и средства, отвечающие требованиям части второй настоящей статьи.
Порядок использования негласных методов и средств разведывательной деятельности определяется федеральными законами и нормативными правовыми актами органов внешней разведки Российской Федерации.
Содержание нормативных правовых актов по вопросам применения негласных методов и средств разведывательной деятельности составляет государственную тайну.
Обеспечение собственной безопасности осуществляется органами внешней разведки Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Статья 14. Предоставление разведывательной информации

Разведывательная информация предоставляется Президенту Российской Федерации, палатам Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации и определяемым Президентом Российской Федерации федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям. Разведывательная информация может также предоставляться федеральным органам исполнительной власти, входящим в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации.
Руководители органов внешней разведки Российской Федерации несут персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность ее предоставления.
Руководители и другие должностные лица федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, предприятий, учреждений и организаций, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, которым предоставляется разведывательная информация, несут устанавливаемую федеральным законом ответственность за разглашение содержащихся в ней сведений, составляющих государственную тайну или раскрывающих источники указанной информации.

Принципы и формы взаимодействия органов внешней разведки Российской Федерации как между собой, так и с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и органами государственной охраны определяются законодательством Российской Федерации и заключаемыми на его основе соглашениями.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2011 N 424-ФЗ)
Взаимоотношения органов внешней разведки Российской Федерации с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств устанавливаются на основе международных договоров Российской Федерации, в том числе договоров межведомственного характера.
В рамках установленных взаимоотношений официальные представители органов внешней разведки Российской Федерации направляются в иностранные государства в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Статья 16. Взаимоотношения органов внешней разведки Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации

Федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие органам внешней разведки Российской Федерации в осуществлении ими разведывательной деятельности, если она не связана с изменением основных направлений деятельности указанных федеральных органов исполнительной власти. Возмещение расходов по оказанию такого содействия является расходным обязательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Порядок взаимодействия органов внешней разведки Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти в вопросах, касающихся оказания содействия органам внешней разведки Российской Федерации в осуществлении разведывательной деятельности, определяется Президентом Российской Федерации.
Условия взаимоотношений органов внешней разведки Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации устанавливаются соответствующими договорами.

Глава III. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЛИЦ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОДЕЙСТВИЕ ЭТИМ ОРГАНАМ

Статья 17. Сотрудники органов внешней разведки Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 14.02.2007 № 20-ФЗ)

Сотрудниками органов внешней разведки Российской Федерации являются военнослужащие и государственные гражданские служащие кадрового состава, а также не входящие в кадровый состав военнослужащие, государственные гражданские служащие и работники, добровольно поступившие соответственно на военную службу либо государственную гражданскую службу или на работу в эти органы.
Сотрудником органа внешней разведки Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства и способный по своим профессиональным и личным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.
Несоответствие лица одному из указанных в части второй настоящей статьи требований, касающихся профессиональных качеств, возраста, образования, состояния здоровья, или иным требованиям, установленным федеральными законами, служит основанием для отказа в приеме (переводе) его на военную службу либо государственную гражданскую службу или на работу в органы внешней разведки Российской Федерации, а также для расторжения с ним контракта о прохождении военной службы (служебного контракта, трудового договора) в органе внешней разведки Российской Федерации.
Численность сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации устанавливается Президентом Российской Федерации.
На военнослужащих органов внешней разведки Российской Федерации распространяется действие федеральных законов, регулирующих прохождение военной службы, с учетом установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами особенностей, обусловленных спецификой выполняемых указанными военнослужащими функций. Особенности прохождения военной службы военнослужащими, являющимися сотрудниками органов внешней разведки Российской Федерации, и обеспечения их всеми видами довольствия, дополнительные гарантии и меры правовой и социальной поддержки указанных военнослужащих и членов их семей, обусловленные спецификой выполняемых указанными военнослужащими функций, устанавливаются федеральным законодательством. Гарантии и меры правовой и социальной поддержки военнослужащих органов внешней разведки Российской Федерации и членов их семей реализуются в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Военнослужащим Службы внешней разведки Российской Федерации предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:
1) генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала — 60 лет;
2) генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала — 55 лет;
3) полковника, капитана 1 ранга, подполковника, капитана 2 ранга, майора, капитана 3 ранга — 50 лет;
4) военнослужащих, имеющих иное воинское звание, — 45 лет;
5) военнослужащих женского пола — 45 лет.
(часть шестая введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 159-ФЗ)
В отношении военнослужащих органов внешней разведки Российской Федерации, достигших предельного возраста пребывания на военной службе, решение о заключении контракта, о сроке нового контракта или об отказе в заключении контракта принимается руководителем органа внешней разведки Российской Федерации либо руководителем федерального органа исполнительной власти, в структуру которого входит орган внешней разведки Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
На государственных гражданских служащих и работников органов внешней разведки Российской Федерации распространяется действие соответственно законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации и трудового законодательства с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с задачами органов внешней разведки Российской Федерации нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, государственным гражданским служащим и работникам органов внешней разведки Российской Федерации могут устанавливаться особые условия оплаты труда, дополнительные гарантии и меры правовой и социальной поддержки.
Сотрудники органов внешней разведки Российской Федерации подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Военнослужащие органов внешней разведки Российской Федерации не могут состоять в общественных объединениях, преследующих политические цели.
Государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки Российской Федерации не могут создавать общественные объединения, преследующие политические цели.
Военнослужащим, государственным гражданским служащим и работникам органов внешней разведки Российской Федерации допускается устанавливать контакты с лицами, в отношении которых заведомо известно, что они являются иностранными гражданами, обращаться в зарубежные средства массовой информации, иностранные, международные организации, некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, а также размещать свои персональные данные в социальных сетях, блогах (микроблогах) и иных сетевых сообществах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке и на условиях, которые определяются руководителем органа внешней разведки Российской Федерации либо руководителем федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится орган внешней разведки Российской Федерации.
(часть тринадцатая введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 468-ФЗ)
Военнослужащим и государственным гражданским служащим органов внешней разведки Российской Федерации, их супругам и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, если это не обусловлено решением задач разведывательной деятельности.
(часть четырнадцатая введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 468-ФЗ)
Военнослужащие, государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки Российской Федерации, имеющие зарегистрированное за пределами Российской Федерации право собственности на имущество, обязаны в срок, определенный руководителем органа внешней разведки Российской Федерации либо руководителем федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится орган внешней разведки Российской Федерации, принять меры по его отчуждению. В случае невозможности принятия таких мер в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находится имущество, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от воли указанных лиц, такие меры должны быть приняты в течение одного года со дня, когда стало возможно их принятие. Каждый случай невыполнения таких требований подлежит рассмотрению в установленном порядке на заседании аттестационной комиссии.
(часть пятнадцатая введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 468-ФЗ)

Статья 18. Кадровый состав органов внешней разведки Российской Федерации

К кадровому составу органов внешней разведки Российской Федерации относятся назначенные на соответствующие должности военнослужащие и государственные гражданские служащие органов внешней разведки Российской Федерации, чьи функциональные обязанности непосредственно связаны с осуществлением разведывательной деятельности. Перечень должностей кадрового состава определяется положением о соответствующем органе внешней разведки Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 14.02.2007 № 20-ФЗ)
Сведения о принадлежности конкретных лиц к кадровому составу органов внешней разведки Российской Федерации, включая сотрудников, уволенных из этих органов, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с санкции руководителя органа внешней разведки Российской Федерации, а в случаях, не связанных со служебной необходимостью, и при обязательном наличии письменного согласия этих лиц.
Сотрудники кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации для выполнения своих функциональных обязанностей могут в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона без раскрытия их принадлежности к органам внешней разведки Российской Федерации занимать должности в федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Должностные лица указанных федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций несут установленную федеральными законами ответственность за разглашение сведений о принадлежности этих сотрудников к органам внешней разведки Российской Федерации.
Сотрудникам кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации запрещается принимать негласное участие в деятельности органов законодательной (представительной) или судебной власти, а также общественных объединений и религиозных организаций в Российской Федерации в целях оказания влияния на характер их деятельности.
Сотрудники кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации не вправе, если это не вызвано служебной необходимостью, заниматься по совместительству другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, осуществляемой с согласия руководителя соответствующего органа внешней разведки Российской Федерации.

Статья 19. Лица, оказывающие конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации

Для достижения целей разведывательной деятельности органы внешней разведки Российской Федерации могут устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с совершеннолетними дееспособными лицами, добровольно давшими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации. Порядок взаимоотношений с такими лицами определяется нормативными правовыми актами органов внешней разведки Российской Федерации.
Органы внешней разведки Российской Федерации не вправе обращаться за конфиденциальным содействием к членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, судьям судов Российской Федерации и прокурорам всех уровней в Российской Федерации, священнослужителям и полномочным представителям официально зарегистрированных в Российской Федерации религиозных организаций.
Сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации, составляют государственную тайну и рассекречиванию в связи с истечением максимально допустимого срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не подлежат. Доступ к этим сведениям имеют только руководитель и уполномоченные им на то сотрудники соответствующего органа внешней разведки Российской Федерации.
В целях обеспечения безопасности лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации, и членов их семей могут проводиться мероприятия по их защите, не нарушающие права и законные интересы других лиц.
Порядок проведения таких мероприятий определяется Президентом Российской Федерации.

Статья 20. Правовое положение сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации

Сотрудники органов внешней разведки Российской Федерации несут обязанности и имеют права, предусматриваемые законодательством Российской Федерации для граждан Российской Федерации, за исключением ограничений, устанавливаемых федеральными законами.
Военнослужащие, государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки Российской Федерации находятся под защитой государства. Никто, за исключением органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то федеральными законами, не вправе вмешиваться в служебную деятельность сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 14.02.2007 № 20-ФЗ)
Защита жизни и здоровья, чести и достоинства, а также имущества сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации и членов их семей от противоправных посягательств и угроз в связи с осуществлением разведывательной деятельности обеспечивается органами внешней разведки Российской Федерации в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 14.02.2007 № 20-ФЗ)
Статус сотрудника органа внешней разведки Российской Федерации не может использоваться в целях, не совместимых с его функциональными обязанностями.

Статья 21. Ответственность сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации за правонарушения

Сотрудник органа внешней разведки Российской Федерации за совершенное правонарушение несет ответственность в соответствии с федеральными законами.
Принадлежность к органу внешней разведки Российской Федерации и причастность к осуществлению разведывательной деятельности не освобождают сотрудника органа внешней разведки Российской Федерации от ответственности перед федеральными законами.

Статья 22. Социальная поддержка сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации и членов их семей
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Социальная поддержка сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации и членов их семей гарантируется федеральными законами.
Все сотрудники кадрового состава этих органов подлежат обязательному государственному личному страхованию в размере 180 окладов денежного содержания (должностных окладов), установленных на день выплаты.
Вред, причиненный здоровью сотрудника кадрового состава органа внешней разведки Российской Федерации или члена его семьи в связи с осуществлением разведывательной деятельности, возмещается в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется единовременная денежная выплата в размере от 12 до 84 окладов денежного содержания (должностных окладов), установленных на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае гибели сотрудника кадрового состава органа внешней разведки Российской Федерации или члена его семьи в связи с осуществлением разведывательной деятельности соответствующий федеральный орган исполнительной власти оплачивает расходы по подготовке к перевозке и по перевозке останков к месту захоронения, оговоренному в завещании или указанному близкими родственниками (в случае их отсутствия — руководством органа внешней разведки Российской Федерации), а также расходы по захоронению останков сотрудника органа внешней разведки Российской Федерации. Семье погибшего предоставляется единовременная выплата в размере 180 окладов денежного содержания (должностных окладов), установленных на день выплаты. Помимо этого семья погибшего пользуется иными социальными гарантиями при решении вопросов социально-бытового обеспечения в порядке, устанавливаемом федеральными законами.
При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.
Государство обязано всемерно содействовать безусловному освобождению сотрудника кадрового состава органа внешней разведки Российской Федерации и членов его семьи, задержанных, арестованных или осужденных за пределами территории Российской Федерации в связи с осуществлением разведывательной деятельности.
В случае полной или частичной утраты сотрудником кадрового состава органа внешней разведки Российской Федерации профессиональной пригодности в результате его расшифровки или по другим не зависящим от него причинам орган внешней разведки Российской Федерации обязан трудоустроить указанного сотрудника или создать условия для его профессиональной переподготовки, включая компенсацию связанных с этим расходов.
Имущественный ущерб, нанесенный сотруднику кадрового состава органа внешней разведки Российской Федерации и членам его семьи в связи с осуществлением разведывательной деятельности, возмещается государством в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В случае привлечения сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации, не входящих в кадровый состав, к выполнению разовых разведывательных заданий и наступления в связи с этим последствий, перечисленных в частях третьей — седьмой настоящей статьи, на указанных сотрудников распространяются права, социальные гарантии и компенсации, предусмотренные для сотрудников кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации.

Статья 23. Социальная защита лица, оказывающего (оказывавшего) конфиденциальное содействие органу внешней разведки Российской Федерации

Лицо, оказывающее (оказывавшее) конфиденциальное содействие органу внешней разведки Российской Федерации и не являющееся гражданином Российской Федерации, может быть принято по его ходатайству в гражданство Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами.
Период сотрудничества лица, принятого в гражданство Российской Федерации, с органом внешней разведки Российской Федерации включается в его трудовой стаж. Социальная защита такого лица осуществляется в соответствии с частями третьей — седьмой статьи 22 настоящего Федерального закона.
Социальная защита лица, оказывающего (оказывавшего) конфиденциальное содействие органу внешней разведки Российской Федерации и не являющегося гражданином Российской Федерации, осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

Глава IV. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ
ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 24. Парламентский контроль за деятельностью органов внешней разведки Российской Федерации

Парламентский контроль за деятельностью органов внешней разведки Российской Федерации осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральными законами, а также путем проверки Счетной палатой Российской Федерации исполнения утвержденных Государственной Думой и Советом Федерации смет расходов на содержание органов внешней разведки Российской Федерации. В этих целях в Счетной палате Российской Федерации создается специальная группа из числа ее членов.
Указанная группа вправе запрашивать из органов внешней разведки Российской Федерации документы по вопросам исполнения смет расходов, заслушивать на своих закрытых заседаниях отчеты руководителей органов внешней разведки Российской Федерации по этим вопросам.
Взаимоотношения палат Федерального Собрания с органами внешней разведки Российской Федерации осуществляются через соответствующие комитеты (подкомитеты), создаваемые каждой из палат.
Члены указанных комитетов (подкомитетов) и специальной группы Счетной палаты Российской Федерации, сотрудники их аппаратов вправе приступать к исполнению своих обязанностей по осуществлению функций, предусмотренных настоящей статьей, только после оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О государственной тайне».
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы получают сведения об органах внешней разведки Российской Федерации исключительно через соответствующие комитеты (подкомитеты) палат Федерального Собрания.
Действия членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, сотрудников аппаратов палат Федерального Собрания не должны создавать угрозу разглашения сведений о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации, о принадлежности конкретных лиц к кадровому составу органов внешней разведки Российской Федерации, а также об используемых этими органами методах и средствах.

Статья 25. Прокурорский надзор

Надзор за исполнением органами внешней разведки Российской Федерации федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
Сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) органам внешней разведки Российской Федерации конфиденциальное содействие, а также об организации, о методах и средствах осуществления деятельности органов внешней разведки Российской Федерации в предмет прокурорского надзора не входят.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 26. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
С момента вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу следующие законодательные акты Российской Федерации:
1) Закон Российской Федерации «О внешней разведке» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 32, ст. 1869);
2) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 8 июля 1992 года «О введении в действие Закона Российской Федерации «О внешней разведке» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 32, ст. 1870).
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Закон РФ от 08.07.92 N 3245-I

ЗАКОН
от 8 июля 1992 г. N 3245-1

Настоящий Закон определяет статус, основы организации и функционирования внешней разведки Российской Федерации, порядок контроля и надзора за ее деятельностью.

Статья 1. Внешняя разведка Российской Федерации

Внешняя разведка Российской Федерации является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации, призванной защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных настоящим Законом методов и средств.

Статья 2. Разведывательная деятельность

Разведывательная деятельность осуществляется специально создаваемыми государством органами — органами внешней разведки — посредством:

добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц (далее — разведывательная информация);

оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют высшие органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности Российской Федерации иными способами.

Статья 3. Правовая основа разведывательной деятельности

Правовую основу разведывательной деятельности составляют Конституция Российской Федерации — России, настоящий Закон и иные законодательные акты Российской Федерации, касающиеся внешней разведки.

Органы внешней разведки в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации издают нормативные акты, регулирующие их деятельность.

Статья 4. Принципы разведывательной деятельности

Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов:

разделения полномочий государственных органов обеспечения безопасности;

законности;

уважения прав и свобод личности;

подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Статья 5. Цели разведывательной деятельности

Целями разведывательной деятельности являются:

обеспечение высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;

содействие экономическому развитию и научно-техническому прогрессу страны посредством добывания органами внешней разведки экономической и научно-технической информации, в том числе в овеществленной форме, и предоставления ее государственным органам, определяемым Президентом Российской Федерации.

Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных настоящим Законом.

Статья 6. Полномочия внешней разведки

Для достижения целей разведывательной деятельности внешней разведке Российской Федерации предоставляются следующие полномочия:

установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;

осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием для этого иной ведомственной принадлежности;

использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств внешней разведки;

взаимодействие с контрразведывательными органами Российской Федерации;

заключение с министерствами, ведомствами, учреждениями, предприятиями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;

обеспечение безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, и командированных за границу граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном настоящим Законом;

создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций, информационных систем и архивов, выпуск специальных изданий;

обеспечение собственной безопасности;

создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки.

Статья 7. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов внешней разведки

Органы внешней разведки финансируются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. Проекты смет расходов на содержание органов внешней разведки рассматриваются определяемыми Верховным Советом Российской Федерации постоянными комиссиями палат и комитетами Верховного Совета Российской Федерации и утверждаются на закрытом заседании Верховного Совета Российской Федерации.

Материально-техническое обеспечение органов внешней разведки осуществляется в централизованном порядке Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Защита сведений об органах внешней разведки

Лицо, допускаемое к сведениям об органах внешней разведки, проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную специально охраняемую законом тайну, если другой порядок не предусмотрен законами Российской Федерации. Такая процедура включает принятие обязательства о неразглашении этих сведений. Нарушение данного обязательства влечет за собой установленную законом ответственность.

Материалы архивов органов внешней разведки, представляющие историческую и научную ценность, рассекречиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, передаются в Государственный архив Российской Федерации.

Материалы органов внешней разведки, содержащие сведения об их кадровом составе, лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки, используемых этими органами методах и средствах, хранятся в архивах органов внешней разведки.

Статья 9. Связь органов внешней разведки с общественностью Российской Федерации

Для информирования общественности о своей деятельности органы внешней разведки, их сотрудники осуществляют связь с общественными организациями, средствами массовой информации и гражданами Российской Федерации через создаваемые с этой целью в их структуре соответствующие службы.

Предоставляемые средствам массовой информации материалы о деятельности органов внешней разведки Российской Федерации не должны содержать сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну.

Не подлежит разглашению информация, затрагивающая личную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшая известной органам внешней разведки в процессе их деятельности, за исключением предусмотренных законом случаев.

В целях предотвращения возможного использования средств массовой информации для разглашения сведений об органах внешней разведки, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, авторы подготовленных для опубликования материалов о внешней разведке или средства массовой информации, получившие эти материалы, вправе обратиться за экспертным заключением в соответствующие органы внешней разведки, которые должны в этом случае установить наличие или отсутствие в них указанных сведений и представить такое заключение автору или средству массовой информации.

Опубликование средствами массовой информации материалов о внешней разведке, не направлявшихся на экспертное заключение или содержащих согласно такому заключению сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну, приведшее к их разглашению и нанесению органам внешней разведки и их сотрудникам морального или материального ущерба, влечет предусмотренную законом уголовно-правовую и гражданско-правовую ответственность.

РАЗДЕЛ II ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ

Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других министерств и ведомств органами внешней разведки.

Создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки осуществляется в порядке, устанавливаемом законом, регулирующим образование министерств и ведомств.

Решение о создании, реорганизации и упразднении органа внешней разведки в составе министерства или ведомства принимается Президентом Российской Федерации по представлению руководителя соответствующего министерства, ведомства.

Положения о самостоятельном органе внешней разведки, а также о министерстве и ведомстве, в состав которого входит орган внешней разведки, утверждаются Президентом Российской Федерации.

Статья 11. Сферы деятельности органов внешней разведки

Разведывательная деятельность осуществляется:

Службой внешней разведки Российской Федерации — в политической, экономической, научно-технической, экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, и командированных за границу граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

органом внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации — в военной, военно-политической, военно-технической и военно-экономической сферах;

органом внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации — в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи.

Статья 12. Руководство органами внешней разведки

Общее руководство органами внешней разведки осуществляет Президент Российской Федерации.

Президент Российской Федерации:

определяет совместно с Верховным Советом Российской Федерации стратегию разведывательной деятельности;

контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки;

принимает в пределах определяемой законом компетенции решения по вопросам, связанным с внешней разведкой;

назначает руководителей самостоятельных органов внешней разведки Российской Федерации;

утверждает по представлению соответствующих министерств и ведомств назначение руководителей органов внешней разведки, входящих в состав этих министерств и ведомств.

Статья 13. Методы и средства разведывательной деятельности

В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.

Методы и средства разведывательной деятельности не должны причинять ущерб жизни и здоровью людей и окружающей среде.

Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации не допускается.

Органы внешней разведки для достижения целей разведывательной деятельности вправе использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, снятие информации с технических каналов связи, а также другие методы и средства, отвечающие требованиям части второй настоящей статьи.

Порядок использования негласных методов и средств разведывательной деятельности определяется нормативными актами самостоятельного органа внешней разведки или министерства, ведомства, в состав которого входит орган внешней разведки. Эти акты принимаются ими в пределах своей компетенции по согласованию с определяемыми Верховным Советом Российской Федерации комитетами Верховного Совета Российской Федерации.

Содержание нормативных актов по вопросам применения негласных методов и средств разведывательной деятельности составляет государственную тайну.

Обеспечение собственной безопасности осуществляется органами внешней разведки в соответствии с Законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».

Статья 14. Предоставление разведывательной информации

Разведывательная информация предоставляется Верховному Совету Российской Федерации, Президенту Российской Федерации и определяемым ими государственным органам.

Руководители органов внешней разведки несут ответственность перед высшими органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность ее предоставления.

Руководители и другие должностные лица органов, получивших указанную разведывательную информацию, а также народные депутаты Российской Федерации, которым она предоставляется, несут предусматриваемую законом ответственность за неправомерное разглашение содержащихся в ней сведений, составляющих государственную тайну или раскрывающих источники приобретения указанной информации.

Принципы и формы взаимодействия как между органами внешней разведки, так и органов внешней разведки с контрразведывательными органами Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации и заключаемыми на его основе соглашениями между ними.

Взаимоотношения органов внешней разведки Российской Федерации с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств устанавливаются на основе двусторонних (многосторонних) межгосударственных соглашений.

Статья 16. Взаимоотношения органов внешней разведки с министерствами, ведомствами, учреждениями, предприятиями и организациями Российской Федерации

Министерства и ведомства Российской Федерации оказывают содействие органам внешней разведки Российской Федерации в осуществлении ими разведывательной деятельности, если она не связана с изменением основных направлений деятельности указанных министерств и ведомств. Возмещение расходов на оказание такого содействия производится за счет средств органов внешней разведки.

Порядок взаимодействия органов внешней разведки с министерствами и ведомствами по вопросам, касающимся оказания содействия этим органам в осуществлении разведывательной деятельности, определяется Президентом Российской Федерации.

Условия взаимоотношений органов внешней разведки с министерствами, ведомствами, учреждениями, предприятиями и организациями Российской Федерации устанавливаются на основе соответствующих двусторонних соглашений с ними.

РАЗДЕЛ III ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ И ЛИЦ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОДЕЙСТВИЕ ЭТИМ ОРГАНАМ

Сотрудниками органов внешней разведки являются военнослужащие и служащие кадрового состава и не входящие в кадровый состав военнослужащие, служащие и рабочие, добровольно поступившие соответственно на действительную военную службу или на работу в эти органы.

Сотрудником органов внешней разведки может быть гражданин Российской Федерации, способный по своим деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.

На военнослужащих органов внешней разведки распространяются соответствующие положения о прохождении службы в Вооруженных Силах с учетом установленных законодательством Российской Федерации исключений, обусловленных спецификой выполняемых ими функций.

На служащих и рабочих органов внешней разведки распространяются права, обязанности и льготы, предусмотренные трудовым законодательством и другими законодательными актами Российской Федерации.

Служащие кадрового состава и военнослужащие органов внешней разведки не могут состоять в политических партиях, общественных организациях и массовых движениях, преследующих политические цели.

Служащие, не входящие в кадровый состав, и рабочие органов внешней разведки не могут создавать организационные структуры политических партий, общественных организаций и массовых движений, преследующих политические цели.

Статья 18. Кадровый состав органов внешней разведки

К кадровому составу органов внешней разведки относятся назначенные на соответствующие должности военнослужащие и служащие органов внешней разведки, чьи функциональные обязанности непосредственно связаны с осуществлением разведывательной деятельности. Перечень должностей кадрового состава определяется положением о соответствующем органе внешней разведки.

Сведения о принадлежности конкретных лиц к кадровому составу органов внешней разведки составляют государственную тайну.

Сотрудники кадрового состава для выполнения своих функциональных обязанностей могут в соответствии с требованиями настоящего Закона без расшифровки их принадлежности к органам внешней разведки занимать должности в министерствах, ведомствах, учреждениях, на предприятиях и в организациях.

Сотрудникам кадрового состава органов внешней разведки запрещается принимать негласное участие в работе органов представительной или судебной власти, а также общественных объединений и религиозных организаций в Российской Федерации с целью оказания влияния на характер их деятельности.

Сотрудники кадрового состава органов внешней разведки не вправе, если это не вызвано служебной необходимостью, заниматься по совместительству иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и творческой, осуществляемой с согласия руководителя органа внешней разведки.

Статья 19. Лица, оказывающие конфиденциальное содействие органам внешней разведки

Для достижения целей разведывательной деятельности органы внешней разведки могут устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с совершеннолетними дееспособными лицами, добровольно давшими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам внешней разведки. Порядок взаимоотношений с такими лицами определяется нормативными актами этих органов, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы внешней разведки не вправе обращаться за конфиденциальным содействием к народным депутатам, судьям и прокурорам всех уровней в Российской Федерации.

Сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки, составляют государственную тайну. Доступ к этим сведениям имеют только уполномоченные на то сотрудники соответствующего органа внешней разведки.

В целях обеспечения безопасности лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки, и членов их семей могут проводиться мероприятия по их защите, не нарушающие права и законные интересы других лиц. Порядок проведения таких мероприятий определяется Президентом Российской Федерации.

Статья 20. Правовое положение сотрудников органов внешней разведки

Сотрудники органов внешней разведки несут обязанности и имеют права, предусматриваемые законом для граждан Российской Федерации, за исключением ограничений, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, служащие и рабочие органов внешней разведки Российской Федерации при исполнении своих служебных обязанностей находятся под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность.

Статус сотрудника органа внешней разведки не может использоваться в иных целях, кроме выполнения его функциональных обязанностей.

Статья 21. Ответственность сотрудников органов внешней разведки за правонарушения

Сотрудники органов внешней разведки несут ответственность за правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принадлежность к органу внешней разведки и причастность к осуществлению разведывательной деятельности не освобождают его сотрудников от ответственности перед законами Российской Федерации.

Статья 22. Социальная защита сотрудников органов внешней разведки и членов их семей

Социальная защита сотрудников органов внешней разведки и членов их семей гарантируется законодательством Российской Федерации.

Все сотрудники кадрового состава этих органов подлежат обязательному государственному личному страхованию из средств федерального бюджета Российской Федерации на сумму их пятнадцатилетнего денежного содержания.

Вред, причиненный сотруднику кадрового состава органа внешней разведки или члену его семьи вследствие повреждения здоровья в связи с осуществлением разведывательной деятельности, возмещается в полном объеме в части, превышающей сумму пенсии, назначенной по данному основанию, за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. Из этих же средств указанным лицам выплачивается единовременное пособие в размере от их годового до семилетнего денежного содержания в зависимости от степени утраты трудоспособности.

В случае гибели сотрудника кадрового состава органа внешней разведки или члена его семьи в связи с осуществлением разведывательной деятельности государство оплачивает расходы по подготовке к перевозке и по перевозке останков к месту захоронения, оговоренному в завещании или указанному ближайшими родственниками, а в случае их отсутствия — руководством органа внешней разведки, а также по их захоронению. Семье погибшего выплачивается единовременное пособие в размере его пятнадцатилетнего денежного содержания. Помимо этого, она пользуется льготами при решении вопросов социально-бытового обеспечения в порядке, предусматриваемом законодательством Российской Федерации.

Государство обязано всемерно содействовать безусловному освобождению сотрудника кадрового состава органа внешней разведки и членов его семьи, задержанных или арестованных за пределами территории Российской Федерации в связи с осуществлением разведывательной деятельности.

В случае полной или частичной утраты сотрудником кадрового состава органа внешней разведки профессиональной пригодности в результате его расшифровки или по другим не зависящим от него причинам орган внешней разведки обязан его трудоустроить или создать условия, включая связанные с этим расходы, для его профессиональной переподготовки.

Имущественный ущерб, нанесенный сотруднику кадрового состава органа внешней разведки и членам его семьи в связи с осуществлением разведывательной деятельности, возмещается государством за счет средств федерального бюджета Российской Федерации в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В случае привлечения сотрудников органов внешней разведки, не входящих в кадровый состав, к выполнению разовых разведывательных заданий и наступления в связи с этим последствий, перечисленных в частях третьей — седьмой настоящей статьи, на них распространяются льготы и привилегии, предусмотренные для сотрудников кадрового состава органов внешней разведки.

Статья 23. Социальная защита лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки

Лица, оказывающие (оказывавшие) конфиденциальное содействие органам внешней разведки и не являющиеся гражданами Российской Федерации, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации. Сотрудничество таких лиц с органами внешней разведки является обстоятельством, облегчающим прием в гражданство Российской Федерации.

Период сотрудничества этих лиц, принятых в гражданство Российской Федерации, с органами внешней разведки включается в их трудовой стаж. Их социальная защита осуществляется в соответствии с частями третьей — седьмой статьи 22 настоящего Закона.

Социальная защита лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки, не являющихся гражданами Российской Федерации, осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

Статья 24. Парламентский контроль за деятельностью органов внешней разведки

Контроль за деятельностью органов внешней разведки осуществляется Верховным Советом Российской Федерации через определяемые им постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета Российской Федерации.

Руководители органов внешней разведки отчитываются о деятельности этих органов и расходовании выделяемых им средств перед определяемыми Верховным Советом Российской Федерации постоянными комиссиями палат и комитетами Верховного Совета Российской Федерации на их закрытых заседаниях.

Народные депутаты Российской Федерации запрашивают и получают сведения о деятельности органов внешней разведки в порядке, устанавливаемом Верховным Советом Российской Федерации.

Статья 25. Прокурорский надзор за исполнением законов органами внешней разведки

Надзор за исполнением законов Российской Федерации органами внешней разведки осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и специально уполномоченными им прокурорами.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Органы внешней разведки Российской Федерации: система, задачи и основные полномочия

В целях осуществления разведывательной деятельности созданы и действуют специальные государственные органы – органы внешней разведки. В соответствии со ст. 1 ФЗ «О внешней разведке» внешняя разведка РФ как совокупность специально создаваемых государством органов – органов внешней разведки РФ – является составной частью сил обеспечения безопасности РФ и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных настоящим Федеральным законом методов и средств.

Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки РФ посредством:

  • добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы РФ реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц;
  • оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности РФ.

Правовую основу разведывательной деятельности составляют Конституция РФ, ФЗ «О внешней разведке», другие ФЗ и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, касающиеся внешней разведки РФ. Органы внешней разведки РФ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством РФ издают нормативные правовые акты, регулирующие их деятельность.

Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов:

  • разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности РФ;
  • законности;
  • уважения прав и свобод человека и гражданина;
  • подконтрольности Президенту РФ и Федеральному Собранию;
  • сочетания гласных и негласных методов и средств.

Целями разведывательной деятельности являются:

  • обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;
  • обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики РФ в сфере безопасности;
  • содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности РФ.

Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных ФЗ «О внешней разведке».

Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки РФ предоставляются следующие полномочия в соответствии со ст. 6 ФЗ «О внешней разведке»:

  • установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;
  • осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
  • использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки РФ;
  • взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и органами государственной охраны РФ;
  • заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями РФ соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;
  • организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях РФ, находящихся за пределами территории РФ, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;
  • обеспечение безопасности сотрудников учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ, и членов их семей в государстве пребывания;
  • обеспечение безопасности командированных за пределы территории РФ граждан РФ, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;
  • взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном ФЗ «О внешней разведке»;
  • создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий;
  • обеспечение собственной безопасности, то есть защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз;
  • создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки РФ.

Для осуществления своей деятельности Служба внешней разведки РФ может при собственных лицензировании и сертификации приобретать, разрабатывать (за исключением криптографических средств защиты), создавать, эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации от утечки по техническим каналам. Лицо, допускаемое к сведениям об органах внешней разведки РФ, проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если другой порядок не предусмотрен федеральными законами. Такая процедура включает принятие письменного обязательства о неразглашении этих сведений. Нарушение данного обязательства влечёт за собой установленную федеральным законом ответственность.

Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки РФ. Создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки РФ осуществляются в порядке, устанавливаемом федеральным законом, регулирующим образование федеральных органов исполнительной власти. Решения о создании, реорганизации и об упразднении органа внешней разведки РФ в составе федерального органа исполнительной власти принимаются Президентом РФ по представлению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Положения об органах внешней разведки РФ утверждаются Президентом РФ.

Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:

  1. Службой внешней разведки РФ – в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами РФ, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ, и командированных за пределы территории РФ граждан РФ, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.
  2. Органом внешней разведки Министерства обороны РФ – в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

Разведывательная деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки РФ и в соответствии с ФЗ «О федеральной службе безопасности».

Общее руководство органами внешней разведки РФ осуществляет Президент РФ. Президент Российской Федерации:

  • определяет задачи разведывательной деятельности;
  • контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки РФ;
  • принимает в пределах полномочий, определяемых федеральными законами, решения по вопросам, связанным с внешней разведкой РФ, в том числе по вопросам целесообразности заключения договоров межведомственного характера между органами внешней разведки РФ и разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;
    назначает руководителей органов внешней разведки РФ.

В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки РФ могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Методы и средства разведывательной деятельности не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде. Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан РФ на территории РФ не допускается.

Обеспечение собственной безопасности осуществляется органами внешней разведки РФ в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Разведывательная информация предоставляется Президенту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству РФ и определяемым Президентом РФ федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям. Разведывательная информация может также предоставляться федеральным органам исполнительной власти, входящим в состав сил обеспечения безопасности РФ.

Руководители органов внешней разведки РФ несут персональную ответственность перед Президентом РФ за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность её предоставления. Сотрудниками органов внешней разведки РФ в соответствии со ст. 17 ФЗ «О внешней разведке» являются военнослужащие и государственные гражданские служащие кадрового состава, а также не входящие в кадровый состав военнослужащие, государственные гражданские служащие и работники, добровольно поступившие соответственно на военную службу либо государственную гражданскую службу или на работу в эти органы.

Сотрудником органа внешней разведки РФ может быть гражданин РФ, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства и способный по своим профессиональным и личным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности. На военнослужащих органов внешней разведки РФ распространяется действие федеральных законов, регулирующих прохождение военной службы, с учётом установленных ФЗ «О внешней разведке» и иными федеральными законами особенностей, обусловленных спецификой выполняемых указанными военнослужащими функций.

Сотрудники органов внешней разведки РФ подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством РФ. Военнослужащие органов внешней разведки РФ не могут состоять в общественных объединениях, преследующих политические цели. Государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки РФ не могут создавать общественные объединения, преследующие политические цели.

Для достижения целей разведывательной деятельности органы внешней разведки РФ могут устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с совершеннолетними дееспособными лицами, добровольно давшими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам внешней разведки РФ. Порядок взаимоотношений с такими лицами определяется нормативными правовыми актами органов внешней разведки РФ.

Органы внешней разведки РФ не вправе обращаться за конфиденциальным содействием к членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных (представительных) органов субъектов РФ, судьям судов РФ и прокурорам всех уровней в РФ, священнослужителям и полномочным представителям официально зарегистрированных в РФ религиозных организаций. Сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки РФ, составляют государственную тайну и рассекречиванию в связи с истечением максимально допустимого срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не подлежат. Доступ к этим сведениям имеют только руководитель и уполномоченные им на то сотрудники соответствующего органа внешней разведки РФ.

В целях обеспечения безопасности лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки РФ, и членов их семей могут проводиться мероприятия по их защите, не нарушающие права и законные интересы других лиц. Порядок проведения таких мероприятий определяется Президентом РФ. Военнослужащие, государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки РФ находятся под защитой государства.

Социальная поддержка сотрудников органов внешней разведки РФ и членов их семей гарантируется федеральными законами. Государство обязано всемерно содействовать безусловному освобождению сотрудника кадрового состава органа внешней разведки РФ и членов его семьи, задержанных, арестованных или осуждённых за пределами территории РФ в связи с осуществлением разведывательной деятельности.

Лицо, оказывающее (оказывавшее) конфиденциальное содействие органу внешней разведки РФ и не являющееся гражданином РФ, может быть принято по его ходатайству в гражданство РФ в порядке, установленном федеральными законами. Период сотрудничества лица, принятого в гражданство РФ, с органом внешней разведки РФ включается в его трудовой стаж. Парламентский контроль за деятельностью органов внешней разведки РФ осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральными законами, а также путём проверки Счётной палатой РФ исполнения утверждённых Государственной Думой и Советом Федерации смет расходов на содержание органов внешней разведки РФ.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы получают сведения об органах внешней разведки РФ исключительно через соответствующие комитеты (подкомитеты) палат Федерального Собрания. Надзор за исполнением органами внешней разведки РФ федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. Сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) органам внешней разведки РФ конфиденциальное содействие, а также об организации, о методах и средствах осуществления деятельности органов внешней разведки РФ в предмет прокурорского надзора не входят.

Деятельность разведывательная

Смотреть что такое «Деятельность разведывательная» в других словарях:

  • Деятельность разведывательная — вид оперативной деятельности, осуществляемой органом внешней разведки ПС РФ, заключающейся в добывании и обработке разведывательной информации в целях оперативно информационного обеспечения охраны войсками и органами ПС РФ ГГ, исключительной… … Пограничный словарь

  • Разведывательная деятельность — см. Деятельность разведывательная … Контрразведывательный словарь

  • разведывательная деятельность АНБ внутри США — — ] Тематики защита информации EN NSA domestic intelligence activity … Справочник технического переводчика

  • Разведывательная деятельность китайских спецслужб — Китайские спецслужбы ведут активную разведывательную деятельность, в частности в США. Принцип китайских разведывательных операций сбор информации относительно небольшого объёма большим количеством людей, её последующая обработка и анализ.… … Википедия

  • Федеральная разведывательная служба ФРГ (БНД) — основной разведывательный орган Западной Германии. Создана в 1956 году на базе так называемой Разведывательной организация Гелена , существовавшей с 1947 года и работавшей в основном на американскую разведку. До 1956 года организация Гелена… … Контрразведывательный словарь

  • Центральная разведывательная группа — Координаты … Википедия

  • ФСБ — Федеральная служба безопасности Российской Федерации Страна: Россия Создана: 12 апреля / 23 … Википедия

  • ФСБ России — Федеральная служба безопасности Российской Федерации Страна: Россия Создана: 12 апреля / 23 … Википедия

  • ФСБ РФ — Федеральная служба безопасности Российской Федерации Страна: Россия Создана: 12 апреля / 23 … Википедия

  • Федеральная Служба Безопасности — Российской Федерации Страна: Россия Создана: 12 апреля / 23 … Википедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх