Куперс

Бухучет и анализ

Закон о здоровье 2012

В ч. 5 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ перечислены основные права пациента, согласно которой пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Право на выбор врача и выбор медицинской организации.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 323-ФЗпри оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образова-ниях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На основании ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 323-ФЗдля получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

В силу ч. 3 ст. 21 Федерального закона № 323-ФЗ оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.

Согласно ч. 4 ст. 21 Федерального закона № 323-ФЗ для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания (ч. 5 ст. 21 Федерального закона № 323-ФЗ).

При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 6 ст. 21 Федерального закона № 323-ФЗ).

При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации (ч. 7 ст. 21 Федерального закона № 323-ФЗ).

Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьями 25 и 26 настоящего Федерального закона (ч. 8 ст. 21 Федерального закона № 323-ФЗ).

Право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

Реализация данногоправа тесно связана с реализацией права на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала. Действительно, наряду с формально определенными многочисленными санитарно-гигиеническими требованиями для лечебно-профилактических учреждений, большое значение в содержательном аспекте указанного права является достойное отношение к личности пациента.

Право на получение консультаций врачей-специалистов.

Это важное право пациента, поскольку призвано обеспечить принцип коллегиальности лечебно-диагностического процесса. В соответствии с ч. 5 ст. 33, ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 323-ФЗ врачами-специалистами оказывается первичная специализированная медико-санитарная помощь, специализирован-ная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь.

Вместе с тем важно заметить, что согласно ч. 2 ст. 70 Федерального закона № 323-ФЗ рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.

Право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и лекарственными препаратами.

Данное право не нуждается в особых комментариях, поскольку, начиная с древних истоков своего развития, медицинская практика в центре своего внимания имела проблему облегчения страданий пациентов, связанных с заболеванием и (или) медицинским вмешательством. Понятно, что в данном праве сделан акцент на доступных способах и средствах облегчения боли, так медицинская наука и клиническая практика всегда ограничена исторически достигнутым уровнем развития

Право на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.

Согласно ст. 22 Федерального закона № 323-ФЗ каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично, а в отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 Федерального закона № 323-ФЗ, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, — их законным представителям лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении.

Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.

Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. На основании письменного заявления пациенту либо его законному представителю предоставляются отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Право на получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона № 323-ФЗ лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий. Это питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи.

Право на защиту сведений, составляющих врачебную тайну.

На рассмотрении этого права пациента следует остановиться подробнее. В первую очередь необходимо подчеркнуть, что длительное время сохранение врачебной (точнее медицинской) тайны считалось в нашей стране этической нормой. В то время как во многих странах она уже давно является юридической и, следовательно, за еенарушение медицинские работники могут быть привлечены к юридической ответственности. В настоящие время в России сохранение медицинской тайны также является юридической нормой. Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 323-ФЗ врачебную тайну составляют сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении. Разглашение указанных сведений, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей не допускается, за исключением ряда случаев, предусмотренных указанной статьей.

Право на отказ от медицинского вмешательства.

Данное право прямо предусмотрено законодателем в ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ, в которой указано: гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства.

При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа

Отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.

Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);

2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстрой-ствами;

В этих случаях решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, — непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство.

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

В этих случаях решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Право на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.

В ст. 98 Федерального закона № 323-ФЗ указано, что медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Возмещение вреда, причиненного жизни и (или) здоровью граждан, не освобождает медицинских работников и фармацевтических работников от привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Право на допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты своих прав.

Пациенты, как правило, нуждаются в квалифицированной юридической помощи. В этой связи необходимость реализации указанного права не вызывает никакого сомнения.

Право на допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Наряду с медицинской и юридической помощью пациенты часто нуждаются и в духовной помощи.

Обязанности пациента сформулированы в ст. 27 Федерального закона № 323-ФЗ. В соответствии с положениями данной статьи граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья, проходить медицинские осмотры (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации — проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Система правового регулирования:

Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Основным законом, регулирующим отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» который определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом правила в сфере охраны здоровья, применяются правила международного договора.

Указанная норма согласуется с охраняемым Конституцией РФ правом каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч.1 ст. 41 Конституции РФ).

Согласно ч. 1 ст. 150 Гражданского кодекса РФ, право на жизнь и здоровье отнесено к группе неотчуждаемых прав гражданина, возникающих с момента рождения.

Порядок и стандарты оказания медицинских услуг:

В соответствии со статьей 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

Стандарты медицинской помощи и порядок ее оказания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Из содержания Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 г. N 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» следует, что федеральным органом исполнительной власти уполномоченным устанавливать порядок оказания медицинской помощи является Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Утверждение и установление Стандартов и порядка оказания медицинской помощи осуществляется в форме Приказов.

Платные медицинские услуги:

Правоотношения сторон в сфере оказания возмездных услуг гражданам регулируются Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Данный закон устанавливает перечень прав гражданина, как потребителя, регулирует порядок разрешения спорных ситуаций и содержит основные положения относительно обязанностей исполнителя (медицинского учреждения).

Для усиления эффективности механизма контроля качества медицинских услуг и их безопасности Правительством Российской Федерации 4 октября 2012 г. было издано Постановление N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

Названное выше постановление полностью согласуется с Законом «О защите прав потребителей», но при этом содержит нормы уточняющего характера, т.е. конкретные способы исполнения тех или иных требований.

Одной из существенных составляющих системы правового регулирования сферы оказания платных медицинских услуг являются нормы Гражданского кодекса РФ.

Нормы Гражданского кодекса РФ действуют во всех случаях прямо не предусмотренных Законом «О защите прав потребителей » и/или Постановление Постановлением Правительства РФ N 1006.

Кроме того, статья 431 ГК РФ устанавливает алгоритм толкования условий договора, а статья 433 позволяет определить момент с которого договор считается заключенным.

Обязательное медицинское страхование

Законодательство об обязательном медицинском страховании основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 29 ноября 2011 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с обязательным медицинским страхованием, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 4 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» одним из принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования (далее также — программы обязательного медицинского страхования).

Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. N 1382 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год» утверждены виды заболеваний и условия, при наличии которых гражданам будет оказываться бесплатная медицинская помощь, устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты.

Также одним из видов законодательного регулирования медицинской деятельности является установление Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 N 2323-р перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, а также Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и/или изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

  • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Постановление N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р;
  • Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2016 N 2885-р;
  • Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»;
  • Федеральный закон РФ от 29.11.2010 N 326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2016 г. N 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх