Куперс

Бухучет и анализ

Закон об образовании 1991

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

8. Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям и специальностям среднего профессионального образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим специальностям и направлениям подготовки высшего образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Комментарий к Ст. 11 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Положения комментируемой статьи в целом не являются новыми для отечественного образовательного законодательства, поскольку аналогичные нормы содержали образовательные законы (ст. 7 Закона N 3266-1 и ст. 5 Закона N 125-ФЗ). Между тем положения рассматриваемой статьи значительным образом систематизировали имеющийся нормативный материал и адаптировали его к современным условиям. Статья развивает цели установления образовательных стандартов, а также содержание требований, главными из которых является обеспечение качества образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования действуют на всей территории Российской Федерации и предусматривают единые требования для реализации образовательных программ всеми образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Преемственность образовательных программ заключается в том, что, во-первых, содержание образовательных программ строится по принципу поступательного развития; во-вторых, вступительные испытания для обучения по образовательной программе следующего уровня должны отражать результаты освоения предыдущей образовательной программы.

Такой подход сформулирован и в судебной практике, где, например, подчеркивается, что федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования, определяющие уровень и содержание профессиональной подготовки специалистов, являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников, и предусматривают в качестве обязательной дисциплины в структуре основных образовательных программ иностранный язык, освоение которого подтверждается аттестацией. Это означает, что вступительный экзамен по иностранному языку при поступлении в аспирантуру не противоречит нормам действующего законодательства*(17).

Законом предоставляется возможность учета потребностей обучающихся, вариативности образовательной программы. Так, основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 30% от общего объема основной образовательной программы основного общего образования.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность.

На уровне высшего образования каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и для продолжения профессионального образования по всем циклам: гуманитарному, естественнонаучному и профессиональному. Максимальный объем учебных занятий обучающихся в конечном счете не может составлять более 54 академических часов в неделю.

Поскольку федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования включают в свою структуру требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям и результатам освоения основных образовательных программ, тем самым государство создает определенные гарантии качества образования, единые на всей территории Российской Федерации.

Получение образования возможно как в образовательной организации, так и вне ее, в том числе в форме семейного образования и самообразования. Однако данное обстоятельство не снимает обязательности требований федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и образовательных стандартов в части результатов освоения образовательной программы обучающимся. Такие обучающиеся проходят промежуточную и итоговую аттестацию, в том числе вправе это делать в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Для дошкольного образования федеральные государственные образовательные стандарты не содержат требования к результатам освоения образовательной программы обучающимися на основе промежуточных и итоговых аттестаций.

Законодателем избран единый вариант структуры федеральных государственных образовательных стандартов вне зависимости от уровня образования.

1) Во-первых, определяется структура образовательной программы, соотношение обязательной и вариативной ее частей.

Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.

Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 30% от общего объема основной образовательной программы основного общего образования.

Обязательная часть основной образовательной программы определяет содержание образования общенациональной значимости и составляет 2/3, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 1/3 от общего объема основной образовательной программы. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе общего образования предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность.

Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Основная образовательная программа бакалавриата и специалитета предусматривает изучение следующих учебных циклов: гуманитарный, социальный и экономический цикл; естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: физическая культура; учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация.

Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов: общенаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: практики и научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Максимальный объем учебных занятий обучающихся в конечном счете не может составлять более 54 академических часов в неделю.

2) Требования к условиям реализации основных образовательных программ в федеральных государственных образовательных стандартах фактически основаны на требованиях образовательного законодательства к квалификации педагогических работников, санитарно-эпидемиологических требованиях, пожарных требованиях. Однако помимо этого закрепляется обязательность создания информационно-образовательной среды образовательного учреждения, наличие служб поддержки применения информационно-коммуникационных технологий, учебно-методическое и информационное обеспечение, определенные психолого-педагогические условия. Финансовые условия должны позволять выполнять все вышеперечисленные требования, требования законодательства.

3) Закрепляются требования к результатам освоения образовательной программы.

В сфере общего образования федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования. Предметные результаты освоения основной образовательной программы общего образования с учетом общих требований федерального государственного образовательного стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

В области профессионального образования результаты описываются в федеральных государственных образовательных стандартах через общекультурные и профессиональные компетенции, которыми должен обладать специалист.

Следует отметить, что набор требований к структуре федерального государственного образовательного стандарта не является исчерпывающим. Так, стандарты в области профессионального образования включают характеристику направления подготовки, профессиональной деятельности, требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливается нормативный срок освоения образовательной программы. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Для образовательных программ среднего профессионального образования устанавливается срок освоения образовательной программы на базе (полного) общего и на базе основного общего образования; нормативный срок углубленной подготовки; при очной, очно-заочной (вечерней) и заочной (при ее наличии) форме получения образования. Для образовательных программ высшего образования — срок освоения образовательной программы в очной, очно-заочной (вечерней) и заочной (при ее наличии) форме получения образования.

Законом закрепляется видовое разнообразие федеральных государственных образовательных стандартов путем определения двух используемых критериев для классификации: уровень образования и профессия, специальность, направление подготовки. Первый критерий используется как в сфере общего, так и профессионального образования, второй — только в сфере профессионального образования. Такие основания дают возможность учитывать при конструировании требований особенности того или иного вида образования. В сфере профессионального образования разработаны федеральные государственные образовательные стандарты по всему перечню специальностей для каждого из уровней образования, утверждаемому приказом Минобрнауки России*(18).

Поскольку Законом предусматривается инклюзивное образование, следствием этого выступает закрепление в федеральных государственных образовательных стандартах специальных требований в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Такие требования предусматривают все федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. В этом случае в стандарте предусматриваются требования к программе коррекционной работы с такими обучающимися, оговаривается необходимость соблюдения особых условий реализации образовательной программы (архитектурная доступность, административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации учебного процесса и т.п.).

В сфере профессионального образования разработано несколько специальных федеральных государственных образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов, которые утверждаются в соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Понятие профессионального стандарта введено федеральным законом от 03.12.2012 г. N 236-ФЗ). Это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Отметим, что профессиональные стандарты должны разрабатываться по должностям (профессиям) или на группу родственных должностей (профессий) с учетом базовой технологической компетенции, являющейся общей для различных должностей служащих (профессий рабочих), схожим по психофизиологическим требованиям.

Определение профессий, специальностей, направлений подготовки, по которым требуется разработка федеральных государственных стандартов, осуществляется на основе Перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утверждаемых приказом Минобрнауки России. Такие Перечни содержат квалификации, присваиваемые по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки в результате успешного освоения образовательной программы. Такие перечни действуют на всех уровнях профессионального образования. В случае внесения в них изменений также приказом Минобрнауки России устанавливается соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки. То есть наряду с новым Перечнем специальностей отдельным приказом устанавливается их соответствие прежним путем обозначения кода и названия специальности*(19).

Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов федеральных государственных образовательных стандартов с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, представителей научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием.

Проекты стандартов высшего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, с учетом требований, предъявляемых к защите этих сведений.

Министерство образования и науки Российской Федерации:

а) размещает проекты стандартов в недельный срок со дня их получения на своем официальном сайте в сети Интернет, за исключением проектов стандартов, содержащих государственную тайну, для обсуждения. Срок приема предложений, поступающих от заинтересованных граждан и организаций, составляет 14 дней с даты размещения проектов стандартов на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в сети Интернет;

б) направляет проекты стандартов не позднее 7 дней с даты их получения на независимую экспертизу.

Независимая экспертиза проектов стандартов проводится в 14-дневный срок со дня их получения из Министерства образования и науки Российской Федерации:

1) объединениями работодателей, организациями, осуществляющими деятельность в соответствующих отраслях экономики, — по проектам стандартов начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

2) институтами общественного участия в управлении образованием, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, — по проектам стандартов общего образования;

3) Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, — по проектам стандартов среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования в части вопросов, касающихся подготовки граждан к военной службе.

По результатам независимой экспертизы в Минобрнауки России направляется экспертное заключение, подписанное руководителем организации или органа, проводивших экспертизу, или уполномоченным им лицом по форме, утвержденной Минобрнауки России.

Минобрнауки России с целью рассмотрения стандартов, экспертных заключений и предложений, поступивших от заинтересованных граждан и организаций, создает совет. Совет формируется на представительской основе и действует на основании положения.

Проекты стандартов, экспертные заключения и предложения, поступившие от заинтересованных граждан и организаций, направляются Минобрнауки России в совет в течение 5 дней со дня истечения срока для обсуждения или дачи экспертного заключения, и рассматриваются советом в течение 14 дней с даты их поступления.

По результатам рассмотрения совет принимает решение рекомендовать проект стандарта к утверждению, либо к доработке, либо к отклонению.

Решение совета направляется в Минобрнауки России в течение 3 дней с даты его принятия.

Минобрнауки России в свою очередь в течение 7 дней с даты поступления соответствующего решения совета принимает решение утвердить стандарт, либо направить проект стандарта на доработку, либо отклонить проект стандарта. Проект стандарта, требующий доработки, либо отклоненный, направляется разработчику в течение 5 дней с даты принятия соответствующего решения (с указанием срока доработки в случае решения о доработке).

Доработанный проект стандарта направляется разработчиком в Минобрнауки России и рассматривается им в течение 5 дней с даты поступления. По результатам рассмотрения проект стандарта либо утверждается, либо направляется на доработку, либо отклоняется.

Проекты стандартов могут быть разработаны в инициативном порядке образовательными и научными организациями на безвозмездной основе и направлены в Минобрнауки России.

Законом предусматривается возможность разработки и утверждения стандартов самими образовательными организациями, но только строго определенной категории: федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, и Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, которые и так входят в указанный перечень.

На данный момент в указанном перечне находятся восемь образовательных организаций и с момента своего утверждения он только расширяется.

Введение такой нормы преследует цель удовлетворить стремление ведущих образовательных организаций в повышении требований к реализуемым ими образовательным программам и тем самым обеспечить более высокий уровень образования, подтвердив свой особый статус. Непременным условием введения таких стандартов является повышение требований к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ по сравнению с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Статья 9. Организации образования

1. Организациями образования являются юридические лица, которые реализуют одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивают содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Организации образования создаются физическими и юридическими лицами (учредителями) в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Деятельность организаций образования регулируется Типовыми правилами деятельности организаций образования соответствующего типа, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан, и разработанными на их основе уставами.

2. Право на ведение образовательной деятельности возникает у организаций образования с момента получения лицензии и прекращается с момента отзыва или признания ее недействительной в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

3. Статус организации образования (тип, вид) определяется ее учредителями и отражается в ее уставе с учетом требований настоящего Закона, квалификационных требований при лицензировании образовательной деятельности. Типовых правил деятельности организаций образования соответствующего типа.

Подтверждение или изменение статуса организаций образования осуществляется по итогам государственной аттестации.

4. Организации образования могут быть:

1) государственными (учреждения образования и предприятия образования);

2) частными.

5. Организации образования подразделяются на:

1) дошкольные, внешкольные, специальные и организации для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) учебные заведения, реализующие образовательные программы среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования.

Номенклатура видов организаций образования утверждается центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования.

6. Отдельным государственным организациям образования, вносящим выдающийся вклад в воспитание, обучение, профессиональное становление личности, может быть предоставлен особый статус решением Правительства Республики Казахстан.

В отдельных случаях особый статус может быть предоставлен Президентом Республики Казахстан.

Примечание

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

от 29 октября 1991 года №1202-XII

Об образовании в Республике Беларусь

(по состоянию на 9 ноября 2009 года)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Государственная политика в сфере образования

Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах:

приоритетности образования;

обязательности общего базового образования;

осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

национально-культурной основы образования;

приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

научности;

экологической направленности образования;

демократического характера управления образованием;

светского характера образования.

В организациях системы образования (далее — учреждения образования) не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.

Учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений законных представителей детей (самих совершеннолетних обучающихся) во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Статья 2. Понятие образования

Образование — процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.

Статья 3. Право на образование

Каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на получение образования. Ограничения прав на получение образования могут устанавливаться только законом.

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение бесплатного общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе бесплатного среднего специального и высшего образования в учреждениях образования.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют равные с гражданами Республики Беларусь права на образование, если иное не определено законами и международными договорами Республики Беларусь.

Право на обучение и порядок обучения иных иностранных граждан устанавливаются актами законодательства Республики Беларусь.

Право граждан на образование обеспечивается:

развитием сети учреждений образования системы образования;

созданием социально-экономических условий для получения бесплатного образования в государственных учреждениях образования;

частичным или полным финансированием из республиканского и (или) местных бюджетов расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период обучения. Категории граждан, размеры и формы оказываемой помощи устанавливаются Правительством Республики Беларусь;

запрещением сокращения в государственных учреждениях образования количества мест, предназначенных для получения бесплатного образования гражданами, за счет увеличения приема лиц на платную форму обучения;

созданием условий для получения образования с учетом национальных традиций, а также индивидуальных потребностей, способностей и запросов обучающихся (воспитанников);

наличием разнообразных форм получения образования, типов учреждений образования;

созданием необходимых условий для получения образования и социальной адаптации лицам с особенностями психофизического развития;

предоставлением возможности получения образования за плату;

созданием системы кредитования граждан, получающих образование за плату.

Статья 4. Законодательство Республики Беларусь об образовании и сфера его применения

Законодательство Республики Беларусь об образовании основывается на Конституции Республики Беларусь, состоит из актов Президента Республики Беларусь, настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь и применяется к отношениям, возникающим в сфере образования, с участием физических и юридических лиц Республики Беларусь, а также иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных организаций, иностранных государств, если данные отношения возникли на территории Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 5. Языки обучения и воспитания

Основными языками обучения и воспитания в учреждениях образования Республики Беларусь являются белорусский и русский. В учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования, обучение и воспитание также могут осуществляться на иных языках при получении образования иностранными гражданами. Государство гарантирует гражданам право выбора языка обучения и воспитания и создает соответствующие условия для реализации этого права. Обучению на белорусском языке, изданию литературы, учебников и учебных пособий на белорусском языке оказывается государственная поддержка.

Изучение белорусского, русского и одного из иностранных языков в общеобразовательных учреждениях является обязательным, за исключением отдельных категорий лиц с особенностями психофизического развития.

В соответствии с пожеланиями воспитанников, учащихся и их законных представителей по решению местных исполнительных и распорядительных органов, согласованному с Министерством образования Республики Беларусь, могут создаваться группы в дошкольных учреждениях, классы в общеобразовательных учреждениях или дошкольные и общеобразовательные учреждения, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства или изучается язык национального меньшинства.

Глава 2. Национальная система образования

Статья 6. Структура национальной системы образования

Национальная система образования включает:

участников образовательного процесса;

образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;

республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы и организации, в подчинении которых находятся учреждения образования, в пределах их полномочий в сфере образования.

Статья 7. Основное образование

Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни:

дошкольное образование;

общее базовое образование;

общее среднее образование;

профессионально-техническое образование;

среднее специальное образование;

высшее образование;

послевузовское образование.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

УДК 330 ББК 65.011.15 Я 78

Е.А. Ярушкина

Кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (928) 66 22 563, email: lenavravandex.ru.

Подходы к классификации сервисных образовательных организаций в России

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматриваются основные классификации сервисных образовательных организаций в соответствии с новым ФЗ «Об образовании в РФ» и пока еще действующим ФЗ «Об образовании», а именно: изучаются основные типы, виды и организационно- правовые формы образовательных организаций.

Ключевые слова: образование, образовательные организации, типы и виды

образовательных учреждений, классификация.

EA.. Yarushkina

Approaches to the classification of educational service organization in Russia

Keywords: education, education organizations, the types and kinds of education institutions, classification.

В настоящее время действует ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1, а также принят новый ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 — ФЗ, который вступит в силу с 1 сентября 2013 года. В связи с этим данный период можно назвать переходным периодом, который предшествует трансформации системы образования России и перестройки деятельности самих образовательных учреждений. Одним из главных новшеств принятого закона можно отметить смену самого понятия образовательного учреждения на образовательную организацию, в связи с чем возникает необходимость отдельного изучения данного понятия и выработки подходов к классификации образовательных организаций.

По действующему Федеральному закону образовательную деятельность в РФ могут осуществлять:

— образовательные учреждения;

— научные организации (по образовательным программам послевузовского профессионального образования и по дополнительным профессиональным образовательным программам);

— иные организации любой организационно-правовой формы (по программам профессиональной подготовки);

— индивидуальные предприниматели .

По новому Федеральному закону данный перечень изменен и теперь образовательную

деятельность смогут осуществлять:

— образовательные организации;

— научные организации (по программам высшего образования — программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров, программам подготовки научных кадров, по программам профессиональной подготовки и дополнительным профессиональным образовательным программам);

— иные организации любой организационно-правовой формы (по программам профессиональной подготовки и дополнительным профессиональным образовательным программам);

— индивидуальные предприниматели .

Таким образом, теперь все образовательные учреждения теперь будут именоваться образовательными организациями; также расширен перечень программ, которые реализуют научные организации. Как по действующему закону, так и по новому закону образовательные организации в соответствии с реализуемыми ими образовательными программами подразделяются на типы. Сейчас к типам образовательных организаций относят:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные;

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные учреждения) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

7) учреждения дополнительного образования детей;

8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

В новом ФЗ устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация;

2) общеобразовательная организация;

3) профессиональная образовательная организация;

4) образовательная организация высшего образования.

А также устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования;

2) организация дополнительного профессионального образования.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее

организационно-правовую форму и тип образовательной организации. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (научноисследовательская, технологическая деятельность и иные функции) .

Тип образовательной организации определяется при ее создании (реорганизации) или переименовании в соответствии с законодательством об образовании и закрепляется в уставе, однако как в действующем, так и в новом законе нет определения понятия «типа организации» и поэтому возникает вопрос при определении типа организации, реализующего разноуровневые образовательные программы.

Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ были внесены изменения в Закон РФ от 10 июля 1992 г.

№ 3266-1 «Об образовании», Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. «О некоммерческих организациях», Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) и ряд других нормативно-правовых актов. В соответствии с внесенными изменениями учреждения подразделяются на следующие виды:

— частные (создаваемые гражданами или юридическими лицами);

— государственные (создаваемые Российской Федерацией и (или) субъектами РФ);

— муниципальные (создаваемые муниципальными образованиями).

Однако в данном случае указаны не виды образовательных учреждений, а их форма собственности. При этом типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов, а также Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» установлены виды образовательных учреждений:

1) общеобразовательных учреждений — начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия; лицей; общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой; образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи; образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста; общеобразовательная школа-интернат и т.д.

2) средних специальных учебных заведений: техникумов, колледжей.

а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки;

3) высшего профессионального образования — федеральный университет, университет, академия, институт.

В новом законе к видам организаций высшего профессионального образования также добавили национальный исследовательский университет. Категория «национальный исследовательский университет» устанавливается образовательной организации высшего образования по результатам конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий.

Формы собственности образовательных организаций не претерпели изменений и образовательные организации по форме собственности могут быть:

— негосударственные (частные);

— государственные;

— муниципальные.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для осуществления своей деятельности образовательные организации вправе выбрать и любую иную организационно-правовую форму, которая предусмотрена гражданским законодательством, но данная форма может быть только в рамках некоммерческой организации.

В качестве учредителей государственных и муниципальных образовательных учреждений могут выступать органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ либо органы местного самоуправления. Имущество государственных и муниципальных образовательных учреждений (и бюджетных, и автономных) находится в собственности органа государственной власти Российской Федерации (субъекта РФ, органа местного самоуправления). Финансирование деятельности бюджетных образовательных учреждений полностью или частично осуществляется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Размер

выделяемых денежных средств определяется по нормативам финансирования, исходя из расчета затрат на одного воспитанника или обучающегося, а также на иной основе. Собственник бюджетного образовательного учреждения осуществляет непосредственный контроль за использованием денежных средств в соответствии с установленной сметой. В наименовании бюджетных образовательных учреждений стоят аббревиатуры ГОУ (государственное образовательное учреждение) или МОУ (муниципальное образовательное учреждение).

Негосударственные образовательные учреждения (НОУ), как и бюджетные, являются некоммерческими организациями и могут создаваться в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гражданским законодательством РФ. Учредителями негосударственных образовательных организаций, как правило, выступают государственные высшие учебные заведения (например, университеты и академии), а также учреждения общественных и религиозных организаций (объединений) и частные лица. В большинстве случаев негосударственные образовательные организации создаются в форме частных учреждений (НЧОУ), однако в последние годы распространение получила и такая организационная форма, как автономная некоммерческая организация (АНО). Обучение в НОУ и АНО, как правило, осуществляется на платной основе. Право негосударственных образовательных учреждений взимать плату с обучающихся и воспитанников за образовательные услуги закреплено в п. 1 ст. 46 Закона РФ «Об образовании». Платная образовательная деятельность НОУ не считается предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении .

Таким образом, в таблице 1 представлена классификация сервисных образовательных организаций, которые отражены действующем ФЗ «Об образовании» и в новом ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Таблица 1

Классификации сервисных образовательных организаций

Классификационный признак Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1 Проект ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Лица, осуществляющие образовательную деятельность — образовательные учреждения; — научные организации; — иные организации любой организационно-правовой формы; — индивидуальные предприниматели. — образовательные организации; — научные организации; — иные организации любой организационно-правовой формы; — индивидуальные предприниматели.

Тип образовательной организации 1) дошкольные; 2) общеобразовательные; 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; 6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 7) учреждения дополнительного образования детей; 8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс 1) дошкольная образовательная организация; 2) общеобразовательная организация; 3) профессиональная образовательная организация; 4) образовательная организация высшего образования; 5) организация дополнительного образования; 6) организация дополнительного профессионального образования.

Вид образовательной организации 1) общеобразовательных учреждений — начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия; лицей; общеобразовательная школа- 1) общеобразовательных организаций — начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия; лицей и т.д.; 2) средних специальных

интернат с первоначальной летной подготовкой и т.д.; 2) средних специальных учебных заведений: техникум; колледж; 3) учреждений высшего профессионального образования — федеральный университет, университет, академия, институт учебных заведений: техникум; колледж; 3) организаций высшего профессионального образования — федеральный университет, национальный исследовательский университет, университет, академия, институт

Способ реализации образовательных программ — реализующие основные образовательные программы; — реализующие дополнительные образовательные программы — реализующие основные образовательные программы; — реализующие дополнительные образовательные программы

Организационно -правовая форма Государственное образовательное учреждение (ГОУ) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение (ФГБОУ) Государственное автономное образовательное учреждение (ГАОУ) муниципальное образовательное учреждение (МОУ) Негосударственное образовательное учреждение (НОУ) Автономная некоммерческая организация (АНО) Государственное образовательное учреждение (ГОУ) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение (ФГБОУ) Государственное автономное образовательное учреждение (ГАОУ) муниципальное образовательное учреждение (МОУ) Негосударственное образовательное учреждение (НОУ) Автономная некоммерческая организация (АНО)

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. Однако в действующих нормативно-правовых актах нет определений понятий «тип образовательного учреждения», «вид образовательного учреждения», «категория образовательного учреждения», хотя эти понятия постоянно используются. Отсутствие единой терминологии приводит к нечеткости правового регулирования классификации образовательных учреждений на типы и виды. Также приходится констатировать чрезмерную дробность типов и видов образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, их классификации в законодательстве по многим основаниям, полное отсутствие единой критериальной базы.

По нашему мнению, выделение типов образовательных учреждений (организаций) следует производить по единому основанию — в зависимости от характера и уровня реализуемых ими образовательных программ. Существующая правоприменительная

практика свидетельствует о том, что тип образовательного учреждения, реализующего разноуровневые образовательные программы, определяется по самому высокому уровню реализуемой образовательной программы. Очевидно, что этот принцип следует сохранить при модернизации типологии, придав ему соответствующее юридическое оформление.

Примечания:

1. Об образовании: Федеральный закон от 10.07.1992 г. №3266-1 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

2. Об образовании в РФ: Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 дек.

3. Агешкина Н.А. Виды___________________образовательных________учреждений. URL:

4. Кирилловых А. Концептуальные основы модернизации образовательного законодательства // Ректор ВУЗа. 2011. № 12. С. 28-34.

3. N.A. Ageshkina Types of education institutions // http://www.finexg.ru/vidy-obrazovatelnyx-uchrezhdenij/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх