Куперс

Бухучет и анализ

Закон ЗАГС

Украинское законодательство допускает заключение браков как между своими гражданами, так и между гражданами Украины и иностранцами. Последний вариант особенно актуальным для регулирования стал с развитием многосторонних отношений, открытием границ и прочими условиями. Однако все еще существует ряд вопросов, касающихся признания таких браков как в нашем государстве, так и в других странах.

Действительно, национальные законы и традиции весьма разнообразны, в том числе в сфере заключения брака, поэтому то, что считается принятым в одной стране, может быть недопустимым в другой. Среди прочего можно выделить возможность регистрации церковным обрядом или обязанность придерживаться гражданской формы, допустимость полигамии или обязательный принцип моногамии, различный возраст, с которого законы разрешают вступать в брак, возможность или невозможность пребывания жениха и невесты в родстве между собой и прочее.

Таким образом, может сложиться ситуация, когда брак, заключенный за границами нашего государства по законам страны заключения, может быть не признан на Украине и наоборот. Похожие проблемы возникают в различных странах, поэтому данное явление в теории получило название «хромающие браки». Для устранения такого явления законодатели принимают соответствующие нормы, регулирующие порядок заключения брака и его признания на своей территории. На Украине такие нормы до недавнего времени содержались только в Семейном кодексе Украины (СК). Увы, их содержание на практике вызывало больше вопросов, чем ответов. Значительно изменил ситуацию принятый недавно Закон Украины «О международном частном праве» (Закон), отменивший ряд норм СК относительно признания браков, введя при этом более четкие и однозначные правила. Попробуем разобраться со всеми деталями.

СК требует обязательной гражданской формы для регистрации брака на территории Украины, подчеркивая в части 3 статьи 21, что только религиозный обряд не является основанием для возникновения у женщины и мужчины прав и обязанностей мужа и жены. По общему правилу, содержавшемуся ранее в части 1 статьи 276 СК, если на Украине регистрируется брак как между иностранцами, так и между гражданином Украины и иностранцем и, естественно, между самими гражданами Украины, то он должен отвечать условиям, изложенным в СК. Кроме формы заключения, к таковым относятся условия, изложенные в статьях 22, 24—26, а именно: брачный возраст женщины — 17, мужчины — 18 лет, добровольная регистрация брака, возможность одновременно пребывать только в одном браке, невозможность пребывания в браке между собой родственников по прямой линии: родных братьев и сестер; двоюродных братьев и сестер; тети, дяди и племянника, племянницы; усыновителя и усыновленного им ребенка, если усыновление не отменено. Закон в статье 56 устанавливает обязанность применения права Украины по отношению к форме и порядку регистрации браков, осуществляемой на Украине.

Вместе с тем украинский Закон признает браки между иностранцами, заключенные за границами нашей страны по законам государства — места их регистрации (ранее такую норму содержала статья 278 СК, а в данное время часть 2 статьи 58 Закона). Такие браки на Украине будут порождать права и обязанности, даже если они были заключены с противоречием нормам украинского права. Это и понятно, Украина уважает национальные законы и обычаи, существующие в иностранных государствах по отношению к их гражданам. Поэтому в нашей стране спокойно может жить полигамная семья, не опасаясь, что их брак будет признан недействительным. Другое дело, что в данном случае эта полигамия будет препятствовать заключению нового брака данного гражданина уже на Украине, по ее законам. Но как выход из этой ситуации существует норма части 2 статьи 57 Закона, допускающая регистрацию брака между иностранцами на Украине в посольстве или консульстве иностранного государства (так называемый консульский брак) с использованием права аккредитующего государства. Эта норма является более универсальной по сравнению с ранее действовавшей нормой статьи 276 СК, преду­сматривавшей, что брак между иностранцами, зарегистрированный на Украине в посольстве или консульстве иностранного государства, является действительным на Украине на условиях взаимности. Условия взаимности предполагают возможность регистрации брака гражданами Украины в посольстве или консульстве нашей страны, находящимися в соответствующем государстве. Поэтому часто возникало два вопроса: если такой взаимности нет, то, во-первых, будет ли признан брак и, во-вторых, какое право при регистрации использовать.

Оценивая международный опыт, можно было сделать вывод, что в соответствии с консульскими конвенциями допускалась регистрация консулом браков между гражданами своего государства. Также предусматривалось, что консул имеет право регистрировать браки в соответствии с законами государства, которое он представляет, при условии, что обе стороны являются гражданами такого государства. Иногда конвенции содержат оговорку о том, что консул имеет право регистрировать браки на основании законодательства представляемого им государства, если это не противоречит законам государства пребывания, или о том, что консул регистрирует браки лишь в том случае, если он уполномочен на это представляемым государством и при условии выполнения законодательства страны пребывания. Обязательное значение имеет уведомление местных органов о регистрации брака консулом, если этого требуют местные законы. Новый Закон пошел по пути максимального уважения к гражданам иностранных государств и их правам, тем самым разрешив возможные противоречия.

Таким образом, даже на Украине иностранцы могут заключить между собой брак в консульстве согласно законам своей страны и он будет признан действительным на территории Украины.

Что касается заключения и последующего признания на Украине брака, заключенного между гражданами Украины или между гражданином Украины и иностранцем по законам другого государства, то в данном случае существовали проблемы, также отчасти уже решенные новым Законом. С одной стороны, часть 1 статьи 277 СК устанавливала, что брак между гражданами Украины, проживающими за ее пределами, регистрируется в консульстве или посольстве Украины. Из содержания данной нормы можно сделать вывод о том, что она императивная. Таким образом, данная норма обязывала граждан регистрировать брак только в данных учреждениях. Часть 2 приведенной статьи давала возможность выбирать вариант только относительно формы заключения брака, то есть гражданской или церковной, обязывая стороны при этом соблюдать условия однобрачия, добровольности и отсутствия родства, определенного нашим Кодексом, хотя относительно ее содержания часто возникало много споров. При этом данная норма не упоминала об обязательном достижении брачного возраста, определенного статьей 22 СК. Поэтому, если брак регистрировался за границей, стороны должны были достичь возраста, необходимого в соответствии с законами государства регистрации. Статья 289 СК, наоборот, содержала императивную норму о том, что регистрация брака граждан Украины, проживающих за ее пределами, проводится в консульстве или посольстве Украины по ее законам. В данном случае исключалась возможность применения церковной формы регистрации, так как законодательство нашего государства этого не признает. Кроме того, статья 292 СК говорит о том, что на Украине признаются акты гражданского состояния, зарегистрированные по законам иностранных государств, умалчивая о том, между какими лицами.

Возникал вопрос: если брак между гражданами Украины зарегистрирован в третьем государстве по его законам, мог ли он быть признан на Украине в силу статьи 292 или будет считаться «хромающим» в случае несоблюдения всех требований семейного законодательства Украины, в частности нарушения требования регистрации консульского брака? Из анализа статьи 292 можно было сделать вывод, что Украина признает только акты гражданского состояния. На практике возникало по этому поводу достаточно споров, разрешавшихся по-разному, вследствие различного толкования данных норм.

Ответ на поставленный вопрос отчасти можно было найти, проанализировав регулирование подобных отношений в других странах. Так, Семейный кодекс Российской Федерации (СКРФ) содержит статью 157, часть 1 которой аналогична части 1 статьи 277 СК Украины и требует регистрации таких браков в дипломатических представительствах или консульских учреждениях. Но вместе с тем норма части 1 статьи 158 СКРФ устанавливает, что браки между гражданами России, заключенные за пределами РФ с соблюдением законов страны заключения, признаются действительными в России, если они не противоречат условиям статьи 14 данного Кодекса (то есть если хотя бы одно лицо не состоит в другом зарегистрированном браке; лица не являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства).

В СК Украины такой нормы не было (похожее содержание имела лишь часть 2 статьи 277, но в ней речь шла лишь о возможности использования различных форм заключения брака, а не всего законодательства страны регистрации, поэтому их путать нельзя). В нем была норма статьи 278, аналогичная части 2 статьи 158 СКРФ о признании браков между иностранными гражданами. Тем более что эта норма называлась «Признание брака, зарегистрированного за пределами Украины» и в ней ничего не было сказано о возможности признания браков украинских граждан, заключенных по иностранным законам, в отличие от российской нормы. Кроме того, норма статьи 159 СКРФ говорит о том, что недействительность брака, зарегистрированного за пределами РФ, определяется законодательством, которое в соответствии со статьями 156 и 158 настоящего Кодекса применялось при заключении брака (то есть России, если брак был консульский, или соответствующего государства — если нет).

Таким образом, если сравнивать нормы этих кодексов, можно прийти к выводу, что в России, с одной стороны, более детально и четко урегулирован данный вопрос, что позволяет избежать возможных проблем, с другой — отсутствие в СК Украины прямой нормы о признании браков между гражданами Украины, заключенных по законам страны регистрации, является негативным моментом в правовом регулировании данных отношений.

Новый Закон разрешил ситуацию следующим образом: в статье 23 установлено, что брак может быть зарегистрирован в посольстве или консульстве с применением права Украины. Таким образом исключается императивность, присутствующая в СКУ. Кроме этого браки, зарегистрированные за пределами Украины как между ее гражданами, так и между гражданином Украины и иностранцем, в соответствии с правом иностранного государства признаются на основании статьи 58 Закона действительными на Украине, если относительно гражданина Украины соблюдены условия, исключающие недействительность брака по СК (моногамия, добровольность, отсутствие родства, кроме того, в отличие от ранее действовавшей нормы гражданин Украины должен достичь брачного возраста, даже если по законам страны регистрации таковой значительно меньше установленного у нас).

Однако такое признание брака может потребоваться не только в нашей стране, но и в стране иностранного гражданина. Таким образом, важным моментом является согласование всех условий, чтобы избежать возможности «хромающего брака». Для этого необходимо определить и исполнить условия заключения брака, предусмотренные национальными законами каждой из сторон такого союза. Также необходимо сказать, что в некоторых государствах существуют запреты на регистрацию брака, неизвестные нашему законодательству (например, согласие родителей, расовые или религиозные ограничения). И если одна из сторон брачного союза является гражданином такого государства, но брак был зарегистрирован в третьей стране в обход таких требований, то такой брак не может быть не признан на Украине, но будет считаться недействительным в стране гражданства одного из супругов. Иногда страны устанавливают необходимость получения специального разрешения компетентного органа на брак с иностранцем (например: Польша, Италия, Норвегия, Швеция).

Заключение брака с иностранным гражданином украинское законодательство, на мой взгляд, регулирует недостаточно, что может привести к проблемам в стране гражданства иностранца. Ранее часть 1 статьи 276 СК обязывала стороны использовать исключительно данный Кодекс, нормы которого могут не совпадать с нормами национального закона иностранца. Часть 2 данной статьи разрешала признавать консульские браки только на условиях взаимности, кроме этого положения статьи 277 и возможные в связи с ней вопросы, рассматриваемые относительно браков наших граждан, могли вполне применяться и к смешанным бракам. Статьи 56 и 58 нового Закона дают понять, что при регистрации браков на Украине, как смешанных, так и между иностранными гражданами, применяются ее законы (если это не консульский брак). Снова обратимся к заграничному опыту.

В соответствии с Законом о международном частном праве Венгрии требования к браку регулируются общим личным законом сторон, вступающих в брак. Если личные законы этих лиц разные, то брак будет действительным только в случае, если условия действительности существуют в соответствии с законами обеих сторон. На Украине же игнорируются требования национального закона иностранца, несоблюдение которых не приводит к отказу в признании такого брака в нашей стране. Таким образом, в данной сфере урегулирован вопрос действительности брака на Украине, но не исключена возможность возникновения «хромающего брака». По моему мнению, смешанные браки становятся обычным явлением в нашей жизни, и их число постоянно возрастает, поэтому необходимым кажется более четкое их регулирование и согласование требований к таковым должно осуществляться на международном уровне, чтобы исключить возможные проблемы и обеспечить сторонам счастливую жизнь без бюрократических трудностей.

Но если в целом оценивать изменения, внесенные в регулирование рассматриваемого вопроса Законом Украины «О международном частном праве», то следует сказать, что он разрешил большинство вопросов, сделав при этом значительный шаг вперед по сравнению с регулированием СК.

Могут ли расторгнуть мой брак в органе ЗАГС г. Белгорода при наличии моего заявления и заявления моего мужа, заверенного нотариусом. Брак был зарегистрирован в г. Белгород, потом муж переехал на Украину. Фактически брачные отношения отсутствуют более 4 лет, общего имущества не имеем. Детей от этого брака также нет. Приезжать в Белгород для расторжения брака он не желает. Я прописана и проживаю в г.Белгороде. Как лучше поступить в этой ситуации?

Ответ

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в случае если государственная регистрация расторжения брака производится по взаимному согласию супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия, а один из супругов не имеет возможности явиться в орган ЗАГС для подачи заявления, волеизъявление супругов может быть оформлено отдельными заявлениями о расторжении брака. Подпись такого заявления супруга, не имеющего возможности явиться в орган ЗАГС, должна быть нотариально удостоверена.

Регистрация расторжения брака в данном случае будет произведена в присутствии хотя бы одного из супругов по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация расторжения брака производится органом ЗАГС по месту жительства супругов (одного из супругов) или по месту государственной регистрации заключения брака.

Мы собираемся развестись. Как максимально быстро это можно осуществить? Дочь уже взрослая — 23 года. Имущественных проблем не намечается. Всё согласовано.

Ответ

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия, расторжение брака производится органом ЗАГС по истечении месяца со дня подачи супругами совместного заявления о расторжении брака.

Государственная регистрация расторжения брака производится органом ЗАГС по месту жительства супругов (одного из супругов) или по месту государственной регистрации заключения брака.

Могу ли я развестись со своим мужем без его согласия, если он осужден на 5 лет и отбывает наказание в исправительной колонии? Куда мне обратиться?

Ответ

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в случае, если один из супругов осужден после заключения брака, за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет, то второй супруг имеет право расторгнуть брак без согласия супруга, находящегося в местах заключения, обратившись с письменным заявлением в орган ЗАГС, где был заключен брак или по месту своего жительства, представив вступивший в законную силу приговор суда в отношении другого супруга. Брак будет расторгнут по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.

Я – гражданка Украины, проживаю в Белгородской области. Могу ли я развестись с мужем (гражданином Украины, оставшимся на Украине) в органе ЗАГС г. Белгорода?

Ответ

Согласно пункту 1 статьи 160 Семейного кодекса Российской Федерации расторжение брака между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брака между иностранными гражданами на территории Российской Федерации производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 32 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее – Закон об актах) государственная регистрация расторжения брака производится органом ЗАГС по месту жительства супругов (одного из супругов) или по месту государственной регистрации заключения брака.

Местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, согласно статье 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», является жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в установленном порядке.

Таким образом, если Вы зарегистрированы по месту жительства в Российской Федерации, Вы можете обратиться по вопросу государственной регистрации расторжения брака в орган ЗАГС Российской Федерации по месту Вашего жительства.

Основанием для государственной регистрации расторжения брака по законодательству Российской Федерации (статья 31 Закона об актах) является:

совместное заявление о расторжении брака супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия;

заявление о расторжении брака, поданное одним из супругов, и вступившее в законную силу решение (приговор) суда в отношении другого супруга, если он признан судом безвестно отсутствующим, признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет;

решение суда о расторжении брака, вступившее в законную силу.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об актах гражданского состояния

Принят Государственной Думой 22 октября 1997 года

Одобрен Советом Федерации 5 ноября 1997 года

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет:

органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния;

порядок государственной регистрации актов гражданского состояния;

порядок формирования книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг);

порядок исправления, изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния;

порядок и сроки хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг);

порядок выдачи повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния; (Абзац введен — Федеральный закон от 23.06.2016 № 219-ФЗ)

порядок ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния. (Абзац введен — Федеральный закон от 23.06.2016 № 219-ФЗ)

Статья 2. Законодательство об актах гражданского состояния

1. Законодательство об актах гражданского состояния состоит из настоящего Федерального закона, основывающегося на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при регистрации актов гражданского состояния учитываются нормы, установленные законами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.

Статья 3. Акты гражданского состояния

1. Акты гражданского состояния — действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.

2. Государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.

3. Акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов записи актов гражданского состояния, приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в органах записи актов гражданского состояния в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством, и не требуют последующей государственной регистрации.

Статья 4. Органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния

1. Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы записи актов гражданского состояния).

Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании настоящего Федерального закона.

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 24.04.2020 № 147-ФЗ)

Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. (В редакции федеральных законов от 23.06.2014 № 165-ФЗ, от 24.04.2020 № 147-ФЗ)

(Пункт в редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

2. Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений, на территориях которых отсутствуют органы записи актов гражданского состояния, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе органы местного самоуправления сельских поселений — на государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, смерти. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. (В редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 165-ФЗ)

Законом субъекта Российской Федерации определяются также место хранения записей актов гражданского состояния на бумажных носителях, место восстановления утраченных записей актов гражданского состояния, составленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений на бумажных носителях. (В редакции федеральных законов от 31.12.2014 № 517-ФЗ; от 23.06.2016 № 219-ФЗ)

Контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(Пункт введен — Федеральный закон от 07.07.2003 № 120-ФЗ)

21. Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляются в соответствии с административными регламентами, принимаемыми на основании законодательства об актах гражданского состояния уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

До принятия административных регламентов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния могут осуществляться на основе административных регламентов, принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные административные регламенты не могут противоречить законодательству об актах гражданского состояния, в том числе не могут содержать не предусмотренные таким законодательством дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к административным регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.

(Пункт введен — Федеральный закон от 27.12.2009 № 365-ФЗ)

22. Полномочия на государственную регистрацию рождения (за исключением рождения, государственная регистрация которого производится одновременно с государственной регистрацией установления отцовства) и смерти могут быть возложены законом субъекта Российской Федерации также на многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

В случае принятия субъектом Российской Федерации закона, указанного в абзаце первом настоящего пункта, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляет в том числе следующие полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом:

составление записей актов гражданского состояния;

выдача свидетельств о рождении и свидетельств о смерти;

передача паспортов умерших в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел; (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 528-ФЗ)

передача на хранение в органы записи актов гражданского состояния составленных на бумажном носителе записей актов гражданского состояния, а также документов, послуживших основаниями для государственной регистрации рождения и смерти.

Порядок передачи составленных на бумажном носителе записей актов гражданского состояния, а также документов, послуживших основаниями для государственной регистрации рождения и смерти, в органы записи актов гражданского состояния устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Внесение исправлений и изменений в записи актов о рождении и смерти, составленные многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, а также их восстановление производится органами записи актов гражданского состояния.

На многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, на которые возложены полномочия в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, и их работников при осуществлении ими государственной регистрации актов гражданского состояния распространяются права, обязанности и ответственность, возложенные настоящим Федеральным законом на органы записи актов гражданского состояния и их должностных лиц.

Контроль за осуществлением многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

В случае ненадлежащего осуществления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг полномочий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, такие полномочия могут быть изъяты в порядке, предусмотренном абзацем двенадцатым настоящего пункта, на основании представления уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Порядок изъятия возложенных на многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг полномочий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

(Пункт введен — Федеральный закон от 29.12.2017 № 438-ФЗ)

23. В случае, если в соответствии с нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения полномочия (функции) органов записи актов гражданского состояния по предоставлению государственных услуг по государственной регистрации отдельных актов гражданского состояния, в том числе не предусмотренных пунктом 22 настоящей статьи, возложены на многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг и указанные многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг включены в перечень органов, предоставляющих государственную услугу по государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденный высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, к деятельности указанных многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие порядок осуществления органами записи актов гражданского состояния государственной регистрации актов гражданского состояния. (Пункт введен — Федеральный закон от 29.12.2017 № 438-ФЗ)

3. Государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На консульские учреждения Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и их должностных лиц при осуществлении ими государственной регистрации актов гражданского состояния распространяются права, обязанности и ответственность, возложенные настоящим Федеральным законом на органы записи актов гражданского состояния и их должностных лиц. (Абзац введен — Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

Контроль и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, производимой консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. (Абзац введен — Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния:

вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг в сфере переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий;

координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение;

согласовывает назначение на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего организацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации;

устанавливает требования к содержанию и формам отчетности об осуществлении переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий, а также к порядку представления такой отчетности;

осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также представлений об отстранении от должности и (или) о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе об освобождении от занимаемой должности, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий, которые подлежат обязательному рассмотрению. Порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий утверждается федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации;

вносит Президенту Российской Федерации предложения об изъятии переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения, а также в иных случаях, установленных федеральными законами;

осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния (за исключением вопросов, подлежащих контролю, указанному в абзаце шестом настоящего пункта), в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует документы и вносит предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.

(Пункт в редакции Федерального закона от 24.04.2020 № 147-ФЗ)

41. Руководитель федерального органа исполнительной власти, указанного в абзаце первом пункта 4 настоящей статьи, пользуется правами, установленными абзацами одиннадцатым и двенадцатым пункта 7 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». (Пункт введен — Федеральный закон от 24.04.2020 № 147-ФЗ)

42. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

назначает на должность по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом пункта 4 настоящей статьи, руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего организацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации;

утверждает структуру органов записи актов гражданского состояния;

самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктом 4 настоящей статьи;

обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, указанный в абзаце первом пункта 4 настоящей статьи, экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий, отчетности об осуществлении указанных полномочий, а также ежеквартального отчета о расходовании субвенций в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 6 настоящей статьи.

(Пункт введен — Федеральный закон от 24.04.2020 № 147-ФЗ)

5. Средства на реализацию передаваемых полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. (В редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 104-ФЗ)

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае наделения законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния органов местного самоуправления их финансовое обеспечение осуществляется за счет субвенций, предусмотренных для соответствующего субъекта Российской Федерации. (Абзац введен — Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

Субвенции зачисляются в установленном порядке на счета местных бюджетов согласно распределению, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации. (Абзац введен

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх