Куперс

Бухучет и анализ

Законодательная база малого предпринимательства

Объединения малого бизнеса

Объединения предпринимателей в самых разных формах известны в анналах истории со времен античности. Гильдии, цехи, торговые и ремесленные союзы – таков далеко не полный перечень предпринимательских объединений, создаваемых в целях защиты интересов купеческого и ремесленного сословия.

Первоначально предпринимательские объединения создавались в целях получения особых привилегий от правителей (например, права торговать в определенных местах и регионах, права контроля какого-либо вида профессиональной деятельности, освобождения от воинской повинности и т.д.). Одновременно они выполняли роль закрытых профессиональных корпораций со своей этикой и внутренними правилами.

Позднее функции предпринимательских объединений видоизменились; они стали выполнять несколько иную роль – роль института, отражающего интересы и мнения какого-либо предпринимательского сообщества – купеческого, промышленного, банковского, торгового. Предпринимательские объединения нового времени переориентируют свою деятельность на диалог с властью, на оказание влияния на общественное мнение, на выработку национальной и региональной стратегии развития торговли, сервиса и промышленности.

В современной экономической жизни задачи и функции предпринимательских объединений значительно расширились, стали охватывать все большие сферы деятельности. Объектами пристального внимания со стороны предпринимателей стали вопросы формирования толерантного к бизнесу законодательства, проблемы инвестиционного климата, интересы общества и государства. Бизнес-сообщество во все большей мере стало ощущать свою социальную ответственность, понимать, что именно предприниматели являются общественно значимыми фигурами, от характера действий которых во многом зависит вектор развития страны.

Наиболее массовыми и многочисленными объединениями предпринимателей являются союзы и ассоциации малого бизнеса, которые на низовом уровне отстаивают свои законные права и противостоят необоснованным претензиям со стороны муниципальной и государственной власти.

В России объединения малого бизнеса стали складываться в начале 1990-х годов, в тот период, когда происходил распад плановой экономики и осуществлялся переход к рыночным принципам. В тот период большое количество граждан нашей страны стало предпринимателями поневоле, так как многие предприятия ликвидировались из-за отсутствия заказов, перепрофилировались, или существенно сокращали численность работающих сотрудников.

В то же время происходил интенсивный переток кадров из государственного сектора занятости в малый бизнес, где была востребована инициатива, творчество, работоспособность, воля, целеустремленность. Развитие предпринимательского сообщества происходило в 1990-е и 2000-е годы весьма динамично.

Вместе с тем нельзя не отметить и те серьезные трудности, которые приходилось преодолевать отечественному малому бизнесу на этапе своего становления. Постоянная борьба с криминалом, негативным общественным мнением (которое считало новых предпринимателей спекулянтами и любителями легкой наживы), поборами со стороны властей привела многих владельцев бизнеса к мысли о том, что в одиночку решить многие проблемы просто нельзя – надо объединяться в общественные организации и сообща отстаивать свои политические и экономические интересы.

Задачи современных союзов и ассоциаций малого бизнеса весьма обширны и разнообразны. Вместе с развитием общественных отношений и деловой среды они трансформируются под новые условия социальной, культурной, экономической и политической жизни страны.

Ранее мы уже останавливались на том факте, что предпринимательство преобразует дух и мышление человека, повышает ценность свободы и принятия самостоятельных решений. Именно предприниматели во многом стали носителями новых идей и ценностей, которые предопределили отказ от всевластия государства и местного чиновничества.

Однако изменения в мировоззрении и мышлении представителей законодательной и исполнительной власти происходят достаточно медленно, что выражается в предвзятом отношении к предпринимателям на бытовом уровне. Консерватизм людей старшего и пожилого возраста, которые прожили свою сознательную жизнь в условиях социализма, тоже достаточно устойчив. Требуется не только время, но и целенаправленные усилия, чтобы радикальным образом изменить ситуацию. Поэтому союзы малых предпринимателей вынуждены решать еще и эту комплексную проблему, связанную с имиджевыми и репутационными моментами.

Что же представляют собой союзы малого бизнеса в конкретном плане? Рассмотрим организационные и рабочие моменты на примере Воронежской областной общественной организации «Объединение предпринимателей». Организация была создана в середине 1990-х годов, когда малый бизнес осознал необходимость объединения усилий в отстаивании своих интересов.

Ныне организация объединяет около 300 физических и юридических лиц, которые избирают правление из 14 человек и председателя, которые работают на общественных началах. Возглавляет Объединение опытный предприниматель с 20-летним стажем малого бизнеса, которая хорошо знает местную деловую среду изнутри.

Членские взносы для рядовых членов объединения составляют 500 руб. в месяц, для членов правления – 1500 руб. Кроме того, организация принимает пожертвования от юридических и физических лиц, которые поступают в общий фонд организации.

Основные расходы Объединения предпринимателей связаны с арендой офиса в центре города, а также с выплатой небольших окладов наемным специалистам, осуществляющим консалтинговую помощь предпринимателям по юридическим, бухгалтерским и налоговым вопросам.

Остановимся на наиболее важных задачах объединений малого бизнеса, характерных не только для воронежской организации, но и для многих других региональных ассоциаций.

Взаимодействие с властью. Представители бизнес-сообщества ставят перед собой цель стабильного и целенаправленного развития местного предпринимательства, роста благосостояния всех слоев населения. Однако достижение этой цели проблематично без постоянного диалога предпринимателей с законодательной и исполнительной властью в центре и на местах. Причем такой диалог должен происходить на равноправной основе, без какой-либо дискриминации, с учетом интересов всех сторон.

Общественное партнерство. Одной из наиболее острых проблем взаимоотношений между бизнесом и обществом всегда была и остается проблема распределения прибыли между собственниками бизнеса и наемными работниками. Злоупотребления в этой сфере часто порождают и обостряют конфликты между сотрудниками малых предприятий и владельцами бизнеса.

Довольно часто фиксируются факты необоснованного притеснения малых предпринимателей местными властями (в части сноса торговых точек, закрытия рынков без компенсирующих мер и т.д.).

Во избежание обострения отношений члены предпринимательских объединений предлагают всем заинтересованным лицам, депутатам, местным общественным палатам, органам государственной власти вести трехсторонние консультации для нахождения взаимоприемлемых вариантов решения конфликтных ситуаций.

Позитивные перемены внутри бизнес-сообщества. Фундаментом положительных сдвигов в предпринимательской среде и общественном мнении является трансформация этических ценностей и норм делового поведения внутри бизнес-сообщества. Учитывая особую важность данной проблемы, предпринимательские объединения ставят перед собой разноплановые задачи по улучшению стандартов деловой жизни, развитию равноправной конкуренции, усвоению позитивного опыта корпоративной культуры, скоординированного взаимодействия с наемными работниками, профсоюзами, научными и общественными организациями.

Предпринимательские саморегулирующиеся организации участвуют в совместных программах развития молодежного бизнеса, поддерживают сотрудников силовых ведомств и военных, вышедших на пенсию и желающих заняться коммерческой деятельностью, способствуют проектам внедрения наставничества и обучения в сфере малого предпринимательства.

Вхождение во власть и лоббирование интересов бизнеса. Одной из насущных задач современного бизнеса является донесение своих нужд и интересов до властных структур. Наилучшим образом это можно сделать путем вхождения представителей бизнес-сообщества в органы законодательной и исполнительной власти. Вхождение в органы власти на муниципальном, региональном и федеральном уровне значительно облегчает предпринимательскому сообществу задачи по претворению в жизнь своих идей и проектов. Немаловажную роль играет также разъяснение парламентариям и государственным чиновникам позиции бизнес-сообщества по тем или иным вопросам экономической и социальной политики, лоббирование интересов бизнеса любыми законными способами.

Взаимодействие с общественными организациями. В предпринимательских кругах крепнет убеждение, что достижение многих высоких целей невозможно без участия институтов гражданского общества. Решить злободневные проблемы в области экономики, экологии, образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и многих других – нельзя без тесной кооперации бизнеса и общественных организаций. Необходимо взаимодействие и всех предпринимательских объединений, которые бы выступали единой силой против любых попыток ограничения прав и свобод граждан.

Международная деятельность. Современные мировые тенденции развиваются в направлении все большей глобализации, становления единого экономического, информационного и культурного пространства. Интеграция российского бизнеса в мировую систему разделения труда, завоевания определенных позиций на международных рынках, привлечения инвестиций на внутренний рынок – главные направления усилий государственной власти и бизнес-сообщества. В рамках реализации этих задач российские предпринимательские объединения активно взаимодействуют с иностранными предпринимателями и международными предпринимательскими объединениями, совместно с законодательной и исполнительной властью создают условия для притока иностранных капиталовложений и технологий, формирования благоприятного налогового и конкурентного режима.

Исследовательская и экспертная работа. В предпринимательских объединениях сосредоточен определенный научный и исследовательский потенциал, финансовые ресурсы соединены со знаниями и практическим опытом. В объединениях предпринимателей регулярно вырабатываются проекты законов, поправки к существующим правовым актам, стратегии развития бизнеса в отраслевом и территориальном разрезе. Эксперты и руководители предпринимательских объединений выступают в научной и деловой прессе, в электронных и печатных СМИ с конструктивной критикой неправильных действий власти, предлагают способы разрешения возникающих конфликтов, делают прогнозы развития экономической ситуации по стране в целом и на отдельных рынках в частности.

Таковы общие направления деятельности предпринимательских объединений в вопросах корпоративной этики, социальной и международной политики, взаимодействия бизнеса и власти. Этими разделами работы предпринимательские объединения не ограничиваются, они затрагивают и некоторые иные сферы. В частности, деятельность объединений малого бизнеса распространяется и на такие направления, как:

· Нормотворческая деятельность. По инициативе предпринимателей разрабатываются проекты законов и поправки к действующему законодательству, которые создают правовую основу для защиты интересов бизнес-сообщества;

· Правовая защита предпринимателей. Предпринимательские объединения отстаивают интересы и законные права бизнес-структур и индивидуальных предпринимателей в судебных инстанциях. Юридическая служба объединений малого бизнеса участвует в судебных процессах по делам о налоговых взысканиях, необоснованных проверках и поборах, вымогательстве, принудительных сносах и ликвидации бизнеса и т.п.;

· Консалтинговая деятельность. Юридическая служба и руководители ассоциаций малого бизнеса осуществляют консультирование предпринимателей по вопросам гражданского, административного и налогового законодательства, закона о защите прав потребителей и другим вопросам;

· Обучение. Объединения малого бизнеса проводят обучение предпринимателей по специальным программам, организует встречи с представителями законодательной и исполнительной власти, налоговых органов. Новым инструментом в обучающих программах стала практика закрепления за начинающими бизнесменами опытных предпринимателей, имеющих многолетнюю практику успешного ведения бизнеса. Наставничество дает позитивные результаты и будет, вероятно, расширяться в будущем.

Помимо указанных направлений объединения предпринимателей ведут исследовательскую работу, проводят опросы общественного мнения и предпринимательского сообщества, осуществляют рекламу и пропаганду своих идей и начинаний, ведут разъяснительную работу через СМИ и собственные веб-сайты.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

УДК 347.334.012.63(470)

И. В. Бородушко, И. С. Кокорин

Развитие нормативно-правовой базы малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Статья содержит анализ развития нормативно-правовой базы малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Раскрыто содержание основанных на ней государственных программ и практических мер по поддержке малого бизнеса. Показаны недостаточная эффективность программ поддержки малого бизнеса и ограниченный уровень реализации потенциала данного сектора экономики России.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, нормативно-правовая база, приоритетный проект, программа поддержки, государственная политика, эффективность программы.

Современная ситуация в российской экономике требует обеспечения ее устойчивого роста, и в том числе за счет расширения масштабов и перехода на новый качественный уровень малого и среднего предпринимательства (МСП). В числе наиболее слабых сторон российского малого бизнеса следует назвать крайне низкую долю субъектов МСП, относящихся к обрабатывающим производствам, к области научно-технических разработок и являющихся инновационно активными.

© Бородушко И. В., Кокорин И. С., 2019

В результате научного исследования, проведенного С.В. Теребовой, было установлено, что «большинство предприятий обрабатывающей промышленности во многих регионах относятся к малому бизнесу, что влечет за собой очень высокую зависимость от внешней среды и значительно повышает риски, связанные с финансовыми вложениями в инновации…. у малых обрабатывающих компаний в регионах практически нет стимулов и ресурсов для укрупнения бизнеса» . Имеют место определенные сложности с привлечением квалифицированных кадров в сферу малого бизнеса, где зарплата «составляет лишь 60 % от средней по экономике». Исследование Теребовой также показало, что при наращивании своего потенциала малые предприятия обычно не переходят в категорию средних, а искусственно делятся на несколько новых, чтобы сохранить право на пользование различными льготами.

Развитие МПС определяется многообразными факторами и условиями — экономическими, политическими, правовыми, социальными, демографическими, научно-техническими, международными, общественно-культурными, природно-климатическими. Среди них приоритетную роль играют правовые факторы, так как право выступает в качестве базового инструмента государственного регулирования общественных отношений и процессов, и в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства. Поэтому вопросам совершенствования нормативной правовой базы МСП неизменно уделяется большое внимание. В данной статье представлен анализ состояния и проблем модернизации правовых механизмов государственного регулирования развития МСП в Российской Федерации.

Первые шаги на пути создания правовой базы малого предпринимательства были сделаны уже в завершающие годы существования СССР. Советом Министров СССР было принято постановление № 790 от 08.08.1990 г. «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Совет Министров РСФСР принял 18.07.1991 г. постановление № 404 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Аналогичные документы были приняты в 90-е годы в Российской Федерации: Указ Президента РФ № 1486 от 30.11.1992 г. «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ»; постановление Совета министров — Правительства РФ № 446 от 11.05.1993 г. «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»; Постановление Правительства РФ № 409 от 29.04.1994 г. «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994-1995 годы»; Постановление

Правительства РФ № 1434 от 29.12.1994 г. «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» и др.

Этими документами предусматривались прежде всего такие меры поддержки малого предпринимательства, как налоговые льготы, обеспечение доступности кредитов, предоставление гарантий иностранным инвесторам. В 1992 г. был учрежден Комитет по развитию кредитных союзов. В 1994 г. были созданы Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере и Российская ассоциация развития малого предпринимательства.

По оценке М.Н. Рыбиной, на начальном этапе становления малого предпринимательства (1992-1994 гг.) в Российской Федерации ожидаемые результаты государственного регулирования сферы МСП не были достигнуты в силу слабой проработки механизмов реализации мер по поддержке малого бизнеса и неблагоприятной в целом экономической конъюнктуры в стране .

Некоторые успехи в развитии нормативной правовой базы МСП и реализации мер по его поддержке имели место в последующие годы. Например, вопросы поддержки малого предпринимательства были тщательно проработаны в утвержденной Постановлением Правительства РФ № 121 от 14.02.2000 г. Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 гг. . Паспортом программы определялись шесть направлений решения ее задач, первым среди которых названо нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства. По данному направлению предусматривалась реализация следующих мероприятий:

1. Анализ законодательных актов о малом предпринимательстве и на этой основе подготовка предложений по их совершенствованию, разработка «Концепции формирования правового поля государственной поддержки малого предпринимательства».

2. Подготовка проектов федеральных законов, в которых, в частности, определяются функции общественных организаций по поддержке малого предпринимательства, устанавливаются условия микрокредитования малого бизнеса, создаются правовые условия для страхования рисков, предусматриваются функции фондов поддержки малых предприятий, создаются льготные условия для инновационной деятельности малого предпринимательства.

3. Разработка предложений по внесению изменений и дополнений в трудовое законодательство, в Налоговый кодекс РФ, в федеральный закон о

поддержке малого предпринимательства, в проект федерального закона о развитии личных подсобных хозяйств.

4. Подготовка предложений по вопросам совершенствования законодательных актов субъектов РФ, касающихся правоотношений в области малого бизнеса.

Качественный новый уровень правовой базы малого и среднего предпринимательства был достигнут благодаря принятию Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ . Данным законом (ст. 6) предусматривался комплекс мер государственной политики, направленный:

— на создание благоприятных условий для развития МСП и обеспечение его конкурентоспособности;

— поддержку субъектов МСП при продвижении ими своих товаров и услуг на внутренний и международный рынки;

— наращивание потенциала МСП России за счет роста числа субъектов МСП и численности занятых в данной сфере, увеличения доли МСП в совокупном объеме ВВП, увеличения доли МСП в доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов.

Государственная политика в области МСП должна, как отмечено в вышеназванном федеральном законе, опираться на ряд основополагающих принципов: 1) четкое разграничение полномочий по поддержке МСП между органами власти разных уровней; 2) ответственность органов власти всех уровней за обеспечение благоприятных условий деятельности субъектов МСП; 3) участие субъектов МСП в разработке и реализации государственной политики в отношении МСП, в экспертизе правовых документов о МСП; 4) обеспечение равного доступа к мерам поддержки МСП в соответствии с программами развития МСП всех уровней — федеральными, субъектов РФ, муниципалитетов.

К числу предусмотренных данным Федеральным законом основных мер по реализации государственной политики в области МСП относятся: специальные налоговые режимы, упрощенные формы учета и отчетности, особый порядок участия субъектов МСП в закупках товаров и услуг для государственных нужд, специальные правила государственного контроля, инфраструктурная поддержка субъектов МСП и др. Реализацию этих мер осуществляют в пределах своих полномочий органы государственной власти — федеральные и субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также ряд специализированных организаций (Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России»,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АО «Корпорация МСП» «Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства» и др.).

Особое место в комплексе мер по государственной поддержке МСП занимают мероприятия, реализуемые в рамках приоритетного национального проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден паспорт данного проекта. Федеральным законом № 209-ФЗ о МСП предусмотрена «ежегодная подготовка доклада о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства и мерах по его развитию».

Распоряжением Правительства от 02.06.2016 г. № 1083-р утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года и ее дорожная карта . Как следует из текста программы, «В РФ сформированы нормативно-правовые и организационные основы государственной поддержки МСП». Но это не исключает необходимости совершенствования правового поля МСП. Это тем более актуально, что «динамика развития МСП является отрицательной», т. е. правовые и иные средства стимулирования МСП недостаточно действенны.

Цель данной программы — «развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов … инновационного развития страны и улучшения отраслевой структуры экономики, … социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости». Стратегией предусмотрены необходимые способы и механизмы достижения этих целей: стимулирование спроса на продукцию МСП, развитие конкуренции, поддержка МСП в социальной сфере, расширение доступа к государственным закупкам, развитие инфраструктуры поддержки МСП, кооперация МСП с крупными предприятиями, поддержка экспортной деятельности МСП, поддержка технологического развития МСП, обеспечение доступности финансовых ресурсов, совершенствование налоговой политики в отношении МСП, упрощение отчетности, укрепление кадрового потенциала и др., а также поэтапно определены целевые индикаторы реализации Стратегии.

При сравнении основных положений данной программы с ранее упомянутыми документами прослеживаются единство и преемственность подходов к проблемам, целям и направлениям государственного регулирования сферы МСП. Динамика же проявляется в последовательном углублении и конкретизации проработки каждого аспекта государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Реализацию Стратегии развития МСП за три года, истекшие с момента ее принятия, можно оценить, опираясь на материалы текущей деятельности основных институтов власти, направленной на стимулирование предпринимательской активности малого бизнеса.

В ежегодных Посланиях Президента РФ Федеральному собранию неизменно затрагиваются проблемы малого и среднего предпринимательства. Так, в 2018 г. В. Путин отметил, что, после роста производительности труда и увеличения инвестиций, «третий масштабный резерв экономического роста — это развитие малого предпринимательства». Президент подчеркнул, что к числу ключевых проблем малого бизнеса относится трудность доступа к финансовым ресурсам .

Указом Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» предусмотрена подготовка 12 национальных проектов (программ), одним из которых является «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Как отмечено в названном указе правительство РФ совместно с органами государственной власти субъектов РФ должны обеспечить к 2024 г. достижение следующих результатов (которые мы предлагаем структурировать по предметному содержанию) развития МСП, включая индивидуальных предпринимателей:

1. По основным параметрам состояния МСП:

— повышение численности занятых в сфере МСП до 25 млн чел.;

— доведение до 10% доли МСП в общем объеме несырьевого экспорта;

— преодоление ограниченной отраслевой структуры МСП (торговля и услуги населению) за счет расширения масштабов деятельности МСП в научно-технологической и социальной сфере, в области экологии и благоустройства городской среды.

2. В области мер поддержки МСП:

— улучшение условий ведения малого бизнеса и упрощение налоговой отчетности;

— создание цифровой платформы для поддержки производства и сбыта продукции МСП;

— модернизация системы поддержки экспортеров из числа субъектов

МСП;

— инфраструктурная поддержка субъектов МСП;

— создание более благоприятных условий закупок крупным бизнесом у субъектов МСП;

— расширение льготного финансирования МСП;

— создание благоприятных условий деятельности самозанятых граждан «посредством создания нового режима налогообложения».

Одним из красноречивых подтверждений положительной динамики отношения российских институтов власти к такому экономическому феномену, как МСП может служить изменение положений о МСП в майском Указе Президента от 2018 г. в сравнении с Указом 2012 г.

Из 12 майских указов Президента 2012 г. только в одном из них (№ 596 «О долгосрочной государственной экономической политике») имеется упоминание о среднем предпринимательстве следующего содержания: Правительству РФ в области улучшения условий ведения предпринимательской деятельности предписывается «обеспечить до 01.11.2012 г. создание механизма предоставления государственных гарантий при осуществлении инвестиционных проектов на территории РФ, ориентированных в первую очередь на субъектов среднего предпринимательства, действующих в сфере, не связанной с добычей и переработкой полезных ископаемых» . Здесь речь идет не о МСП в целом, а только о среднем бизнесе и лишь в разрезе конкретного частного вопроса экономического развития, в то время, как через 6 лет — в 2018 г. — президентом была провозглашена комплексная программа развития и поддержки МСП на последующие 6 лет.

Таким образом, 2018 г. для сферы малого и среднего предпринимательства ознаменовался: а) признанием данного сегмента экономики как третьего по значимости «масштабного резерва экономического роста»; б) установлением на период до 2024 г. ключевых параметров состояния МСП и основных направлений деятельности по поддержке МСП в рамках реализации приоритетного национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»; в) формированием комплекса нормативных актов (они далее будут нами кратко охарактеризованы), которыми определяются система мероприятий и конкретные механизмы реализации требований майского указа Президента 2018 г., относящихся к сфере МСП.

Определенный интерес представляет международный аспект деятельности по оптимизации правового поля МСП и организации государственной поддержки МСП. Как следует из текста отчета о деятельности Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах — участниках СНГ (а следовательно, и ЕАЭС), «особое внимание уделяется вопросам нормативно-правового регулирования деятельности субъектов МСП». Консультативный совет осуществляет «выработку рекомендаций по сближению законодательства о малом предпринимательстве

государств-участников СНГ», что должно способствовать расширению экономического сотрудничества в рамках СНГ .

Возвращаясь к вопросу о внутренних аспектах совершенствования нормативно-правовой базы МСП, государственной политики и практической реализации программы развития МСП, следует уделить внимание вопросу о распределении полномочий в данной области.

Как гласит ст. 71 п. «е» Конституции РФ, «в ведении РФ находится… установление основ федеральной политики и федеральные программы в области . экономического . развития РФ». Президент РФ «в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (ст. 80 п. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правительство, осуществляя законотворческую деятельность, вносит в Госдуму законопроекты, среди которых в 2018 г. по МСП были проекты следующих актов, направленных на реализацию национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» :

1) от 22.01.2018 г. — «О совершенствовании государственной поддержки субъектов МСП и организаций»;

2) от 03.02.2018 г. — «О расширении имущественной поддержки субъектов МСП»;

3) от 07.04.2018 г. — «Об изменении в правовом регулировании отношений в сфере развития МСП»;

4) от 15.06.2018 г. — «Об обнулении госпошлины при регистрации юр-лиц и индивидуальных предпринимателей»;

5) от 23.07.2018 г. «О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на оптимизацию прохождения субъектами МСП добровольной сертификации»;

6) от 13.10.2018 г. — «Об установлении единого порядка пролонгации договоров аренды государственного и муниципального имущества без проведения торгов»;

7) от 26.11.2018 г. — «О расширении доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам».

За разработку и реализацию основных задач программы развития МСП ответственны Правительство РФ и Минэкономразвития. В структуре Правительства РФ представлен постоянно действующий орган — Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития МСП, выполняющая ряд функций по обеспечению реализации государственной политики в

сфере МСП. В ежегодных отчетах правительства определенное внимание уделяется вопросам МСП .

В деятельности Минэкономразвития существенное место занимают вопросы развития МСП. Ответственным за данное направление работы является Департамент развития МСП и конкуренции. На 2018 г. было запланировано осуществить в области МСП ряд мер: 1) с целью улучшения условий ведения и поддержки ИМП осуществить «стандартизацию деятельности инфраструктуры поддержки МСП»; 2) внедрить «удобные сервисы для начала ведения бизнеса субъектами МСП»; 3) реализовать «принцип «одного окна»»; 4) запустить «онлайн-платформу знаний и сервисов»; 5) обеспечить «льготное кредитование субъектов МСП»; 6) обеспечить «развитие системы предпринимательского микрофинансирования» .

Дальнейшее развитие нормативно-правовой базы МСП осуществляет АО «Корпорация МСП» по таким направлениям, как «организация и реализация мер правовой поддержки субъектов МСП», работа по «формированию и постоянному расширению «базы правовых решений для субъектов МСП»», «инициирование и проработка предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере поддержки субъектов МСП», «экспертное участие в разработке проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание необходимых условий для достижения ключевых показателей и индикаторов Стратегии развития МСП в РФ на период до 2030 года», Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», иных документов стратегического планирования по вопросам развития МСП» .

Таковы некоторые примеры деятельности по реализации требований программы развития МСП на период до 2024 г. Логично возникает вопрос о результативности предпринимаемых мер по развитию МСП, включая совершенствование нормативно-правовой базы.

Так, из материалов отчета Правительства РФ за 6 лет (2012 — 2018) и данных МСП Банка следует, что по ряду показателей развития МПС достигнуты некоторые успехи: доля продукции МСП в ВВП страны увеличилась с 21,0 до 22,3 %; численность занятых в МСП возросла на 6,6 % и составляет 19 млн чел.

Но в целом предстоит решить немало проблем в сфере МСП, содержание которых с особой полнотой раскрыто в обстоятельном исследовании института экономического роста им. Столыпина . Основные общие выводы по результатам данного анализа — «низкая эффективность

программ поддержки МСП», «Структура сектора МСП России примитивна и ухудшается», «В России остается нереализованным огромный потенциал развития сектора МСП». Таким образом, совокупный результат влияния комплекса факторов и условий, среди которых ведущую роль играет нормативно-правовая база, не обеспечивает пока России принципиальных позитивных сдвигов в развитии сектора малого и среднего предпринимательства. Для достижения программных целей развития МСП крайне важно обеспечить коренной перелом в трендах деятельности МСП, чему должна, в частности, способствовать усовершенствованная нормативно-правовая база государственного регулирования МСП.

Список литературы

8. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018). — URL:

10. Отчеты Правительства по МСП в 2018 г. — URL: http://government.ru/rugovclassifier/57/events/ (дата обращения 10.01.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. — № 2. — С. 47-50.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх