Куперс

Бухучет и анализ

Законодательство КНР об охране труда

Уполномоченный по охране труда

Темы: КадрыОрганизация бизнеса

Действующее российское законодательство предоставляет работникам достаточно большое количество прав, и одним из механизмов обеспечения реализации права на безопасный труд является возможность назначения уполномоченного по охране труда от профсоюза или трудового коллектива. Права и обязанности уполномоченного по охране труда работника профсоюза и сотрудника предприятия являются достаточно широкими, поэтому считаться с ними следует как рабочему коллективу, так и самому работодателю.

Кто такой уполномоченный по охране труда – нормативы ТК РФ и правовое регулирование

Российское законодательство уделяет вопросам охраны труда на предприятиях достаточно пристальное внимание и предполагает различные способы проведения надзора за соблюдением установленных нормативов данной сферы. Одним из важнейших надзорных элементов, гарантирующих защиту прав работников, является институт уполномоченных по охране труда. Правовое регулирование деятельности данных лиц обеспечивается следующими положениями действующего законодательства:

  • Статья 370 ТК РФ. Принципы, изложенные в означенной статье, позволяют профессиональным союзам на территории Российской Федерации осуществлять контроль деятельности работодателей. В том числе одним из механизмов организации такового контроля могут выступать уполномоченные лица по различным вопросам, в том числе и по охране труда.
  • Постановление Минтруда РФ №30 от 04.04.1994. Данным документом регулируется организация работы специалистов в сфере надзора за исполнением требований по охране труда в коллективах, а также предоставляются практические рекомендации и инструкции, вместе с основными правами и обязанностями уполномоченных по охране труда.
  • Федеральный закон №10 от 12.01.1996. Положения означенного закона регламентируют общие принципы деятельности профсоюзов на территории РФ, в том числе и в отношении проведения контроля за деятельностью работодателей в вопросах исполнения законодательных требований по охране труда.
  • Постановление исполкома ФНПР №4-3 от 18.10.2006. Данный документ устанавливает форму типового положения об уполномоченном по охране труда, рекомендованную к использованию профсоюзами, однако не являющуюся обязательной для повсеместного применения.

В целом, суммируя сведения, изложенные в означенных нормативных документах, можно сделать вывод, что уполномоченный по охране труда от профсоюза – это выбранное первичным представительным органом работников лицо, обеспечивающее общий надзор и контроль за исполнением требований законодательства в аспектах, касающихся обеспечения безопасности трудовой деятельности. При этом уполномоченный исполняет именно надзорную функцию, а не занимается обеспечением непосредственной безопасности труда. Соответственно, он также не несет ответственности в большинстве случаев за наличие определенных нарушений в данной сфере.

Несмотря на схожесть названия, уполномоченный по охране труда и ответственный за охрану труда на предприятии – это абсолютно разные должности, имеющие множество отличий как в размере прав, так и в объемах возложенных на них обязанностей.

Чем отличается ответственный и уполномоченный по охране труда

Должности ответственного и уполномоченного по охране труда имеют множество отличий, которые следует рассмотреть подробнее, чтобы избежать возможной путаницы или недопонимания в вопросах их прав, обязанностей и полномочий. В частности, к отличиям ответственного и уполномоченного по охране труда можно отнести следующие особенности их деятельности в организациях:

  • Механизм назначения. Ответственный по охране труда – это лицо, напрямую назначаемое работодателем, в то время как уполномоченных выбирает трудовой коллектив и члены профессионального союза сотрудников.
  • Обязанности. Внедрение механизмов охраны труда является обязанностью именно ответственного за неё лица, назначенного работодателем, в то время как основной обязанностью уполномоченного по охране труда является контроль за исполнением требований законодательства.
  • Обязательность наличия в организации. В большинстве организаций, за исключением субъектов малого и микропредпринимательства, должность ответственного по охране труда является обязательной. В то же самое время уполномоченный по охране труда назначается лишь по желанию трудового коллектива или первичной профсоюзной организации.
  • Статус у работодателя. Ответственным по охране труда может быть как простой работник на предприятии, на которого возложены дополнительные обязанности, так и отдельно выделенный сотрудник. Уполномоченный же по охране труда является представителем сотрудников, работающим в данной организации на общих условиях либо привлеченным со стороны специалистом.
  • Оплата деятельности. Деятельность ответственного по охране труда оплачивается отдельно в соответствии со штатным расписанием. При делегировании его обязанностей простым работникам им может производиться доплата. Должность уполномоченного по охране труда работодателем не оплачивается, однако обеспечивать дополнительные выплаты за неё может профсоюзная организация.
  • Ответственность. Ответственное за охрану труда лицо напрямую отвечает за исполнение требований законодательства, при этом оно обязано подчиняться как требованиям правил внутреннего распорядка, так и прямым распоряжениям работодателя и законодательства. Уполномоченный по охране труда подчиняется в первую очередь профсоюзной организации или иным представительным органам работников и обязан исполнять лишь предусмотренные на предприятии внутренние распоряжения по своей деятельности. Ответственность за нарушение требований трудового законодательства в сфере охраны труда может быть возложена на уполномоченное работниками лицо только в случае полного пренебрежения им своими обязанностями.
  • Механизм увольнения. Уволить ответственного по охране труда работодатель может в общих рамках трудового законодательства, как и любого иного сотрудника предприятия. Увольнение уполномоченного по охране труда в свою очередь потребует от работодателя обязательного согласования данной процедуры с профсоюзом.

Как назначается уполномоченный по охране труда от трудового коллектива

Должность уполномоченного по охране труда от коллектива является выборной – это основная её характеристика. Организуются выборы уполномоченного по охране труда после общего собрания трудового коллектива. При этом кандидатуры уполномоченных лиц могут предлагаться как самими трудящимися, так и профсоюзами, и включать в себя как сотрудников определенной организации, так и не работающих в них лиц, однако являющихся членами действующих профсоюзов.

Уполномоченный по охране труда в организации, в которой работают члены различных профсоюзов, может быть предложен любой из профсоюзных организаций. При этом общее собрание участников трудового коллектива может выбрать не только одного представителя, являющегося уполномоченным по охране труда, но и нескольких, если это предусмотрено коллективным договором или действующими на предприятии иными локальными нормативными актами.

После выборов уполномоченного по охране труда лица, работодатель обязан издать приказ о назначении выбранного человека при наличии его согласия на должность уполномоченного по охране труда. Работодатель не вправе отклонять решение общего собрания трудящихся или назначать своих собственных кандидатов на данную должность, не имеющих поддержки профсоюза или сотрудников.

Приказ о назначении уполномоченного по охране труда должен быть зафиксирован в документообороте предприятия, иметь дату составления, подпись или печать работодателя, а также данные о вступающем в должность уполномоченном.

Срок действия полномочий данного сотрудника составляет два года, по истечении которых сотрудники имеют право перевыбрать уполномоченного на новом общем собрании трудящихся. При этом законодательство не содержит ограничений на количество сроков работы в данной должности или иных препятствий, однако они могут быть предусмотрены коллективным договором или локальными нормативными актами. До окончания двухлетнего периода уволить уполномоченного по охране труда может работодатель только при наличии согласия профсоюза, или же – при наличии решения общего собрания трудящихся, которое постановит прекратить полномочия данного работника.

Если на предприятии не установлено положение об уполномоченных по охране труда, то все процедуры, связанные с их назначением, должностными обязанностями и иными особенностями ведения таковой деятельности проводятся в соответствии с типовым положением, закрепленным в постановлении исполкома ФНПР №4-3, упомянутым ранее.

Права и обязанности уполномоченного по охране труда

Спектр прав и обязанностей уполномоченных по охране труда является достаточно широким, поэтому знать о них будет полезно как самим сотрудникам, работающим на данной должности, так и их работодателя, а также членам профсоюзов и простым работникам организации, так как они имеют возможность реализовывать механизмы собственной защиты через уполномоченного. Для беспрепятственного осуществления своей деятельности и исполнения возложенных на него обязанностей, уполномоченный по охране труда имеет следующие права:

  • Осуществление контроля и надзора за исполнением закрепленных в законодательстве основных принципов охраны труда.
  • Участие в работе комиссий, организованных на предприятии для проверки зданий и строений, техники, оборудования и транспорта, а также иных показателей на их соответствие нормативным требованиям.
  • Проведение мероприятий по профилактике несчастных случаев в организации.
  • Фиксация рабочего времени, затрачиваемого работниками, а также сверхурочной, ночной работы по документам работодателя и самих работников для обеспечения эффективного исполнения нормативов, касающихся режима работы и отдыха.
  • Участие в расследовании несчастных случаев на производстве.
  • Информирование работников, профсоюза и контролирующих органов о выявленных у работодателя фактах несоблюдения нормативов охраны труда.

К обязанностям уполномоченных по охране труда в целом можно отнести следующую деятельность:

  • Данный работник должен постоянно участвовать в образовании у работодателя безопасных и соответствующих нормативам условий труда.
  • Уполномоченный обязан контролировать исполнение работодателем требований законодательства в сфере охраны труда и фиксировать имеющиеся нарушения.
  • Уполномоченные по охране труда обязаны представлять именно интересы сотрудников во всех спорных вопросах, затрагивающих обеспечение безопасности ведения трудовой деятельности.
  • При необходимости и в случае личного или коллективного обращения работников, уполномоченный по охране труда обязан предоставлять им консультации относительно нормативов охраны труда и действующей их реализации на предприятии.

Архипова Ольга Сергеевна

Трудовое законодательство Китая

Трудовое право в Китае регулируется сразу двумя документами «Законом о труде» и «Законом о трудовом договоре».

В области права в Китае действуют два основных нормативно-правовых акта:

  • Закон КНР «О труде»
  • Закон КНР «О трудовом договоре»

и дополнительные нормы и правила «Об оплачиваемом ежегодном отпуске рабочих и служащих». Вопросы труда всей страны решает ведомство трудовой администрации Государственного совета. Органы трудовой администрации местных народных правительств уездной ступени и выше решают вопросы труда своих административных районов. Закон КНР «О труде» был «принят на 8-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей восьмого созыва 5 июля 1994 года, введен в действие с 1 января 1995 г». Общие положения сразу сообщают основные задачи этого «закона для всех»: Статья 1. Настоящий Закон разработан и принят в соответствии с Конституцией в целях защиты законных прав и интересов трудящихся; регулирования трудовых отношений; созидания и защиты системы труда, отвечающей потребностям социалистической рыночной экономики; содействия экономическому развитию и социальному прогрессу. Статья 2. Настоящий Закон применяется ко всем находящимся на территории Китайской Народной Республики предприятиям, индивидуальным хозяйственным организациям (ниже именуемым общим названием — наниматель) и трудящимся, вступившим с ними в трудовые отношения. Государственные учреждения, практические организации, общественные объединения и трудящиеся, связанные с ними отношениями по трудовому договору, также должны исполнять настоящий Закон. Если служащий хорошо работает, повышает квалификацию, исполняет все правила и нормы, он имеет «право на оплату труда; право на отдых; право на обеспечение охраны безопасности и гигиены труда; право на получение образования и профессиональной подготовки, право на социальное страхование и благосостояние, право на решение трудовых споров по поданным заявлениям и другими трудовыми правами». По государственной системе рабочего времени все трудящиеся ( в том числе те, кто работает сдельно) работает не больше 8 часов в сутки и 44 часов в неделю. (Большинство «очевидцев» утверждает, что во всей Азии рабочий день никогда не длится положенные 8, но всегда 12-14 часов. При этом многие отмечают, что в азиатских странах перерабытывают с радостью и улыбкой. А лишние часы обычно уходят на проведение собраний, которые могут тянуться по несколько часов). Что же происходит со сверхурочными? Официально работодатель может продлить рабочее время не более чем на один час каждый день; в крайней необходимости при особых обстоятельствах возможно продлить рабочее время (при условии гарантии сохранности здоровья трудящихся) не более чем на три часа каждый день, но не более чем на 36 часов каждый месяц. Сверхурочные оплачиваются: 1) если с трудящимися обговорено продление их рабочего времени, то им выплачивается заработная плата не ниже 150% заработной платы; 2) если с трудящимися обговорено о работе в дни их отдыха при невозможности возместить этот отдых, то им выплачивается заработная плата не ниже 200% заработной платы; 3) если с трудящимися обговорено, что они будут работать в дни установленного законом отпуска, то им выплачивается заработная плата не ниже 300% заработной платы. Оплачиваемый ежегодный отпуск можно получить после непрерывного года работы. Что касается выходных, то по закону — полагается один в неделю. При этом сделана оговорка, что если это правило соблюдать не удается, можно организовать «труд трудящихся» по-другому. С выходными тоже не все ясно. Есть всенародные праздничные дни: 1. первый день Нового года; 2. праздник Чуньцзе; 3. Международный праздник труда; 4. день Национального праздника; А дальше идет дополнение: и другие праздничные выходные дни, установленные законами и подзаконными актами. Общее количество выходных дней, поэтому, остается нечетким и, очевидно, зависящим от дополнительных условий. Работникам предоставляются все условия безопасности и гигиены труда. Сами эти условия определяет государство. Работодатель обязан периодически проверять состояние здоровья трудящихся, занятых на профессионально вредных производствах. Дальше в законе идет интересный пассаж, который можно запомнить и цитировать: Трудящиеся имеют право отказываться выполнять производственные задания авантюристического характера, полученные от управленческого персонала нанимателя в приказном порядке в нарушение правил; они имеют право высказывать критику, изобличать, направлять жалобы на те действия, которые приводят к угрозе опасности для жизни и здоровья трудящихся. Короткая глава 8 Закона «О труде» посвящена особой охране государства женщин-служащих, работниц и несовершеннолетних работников. Несовершеннолетние работники — это те, кому уже исполнилось 16, но еще не исполнилось 18. Детям и женщинам нельзя работать на физически-тяжелых работах и время от времени им необходимо обследовать здоровье. Женщины, родившие ребенка, получают отпуск на 90 дней. Закон «о Труде» также (не подробно) рассматривает вопросы профессионального обучения и подготовки, социального страхования и благосостояния, все вопросы трудовых споров, контроля и инспекции и правовой ответственности. Закон «О трудовом договоре» принят на 28-м заседании Постоянного комитета ВСНП 10-го созыва 29 июня 2007 года, вступил в силу 1 января 2008 года. Трудовой договор, чаще всего, определяет намного больше, чем основные законы о труде. Сам закон был создан для «защиты законных прав и интересов работников, становления и развития гармоничных и стабильных трудовых отношений». Трудовой договор заключают все работники, кроме частично занятых ( с ними допускается заключать только устные соглашения). Предусмотрено заключение срочного трудового договора, бессрочного трудового договора, а также срочного трудового договора на выполнение определенного объема работ. Все трудовые договоры должны быть заключены не позднее одного месяца после начала выполнения работ (иначе работодателя ждут крупные санкции, все — в пользу работника. Которому будут выплачиваться компенсации). Перед заключением договора стоит прочитать этот небольшой, но очень подробный закон «О договорах». Там описано и заключение и расторжение, и контроль и правовая ответственность. Оба закона переведены на русский язык и находятся в свободном доступе в интернете.

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2010, N 7

Управление охраной труда на муниципальном уровне

Особое место в регламентации вопросов управления охраной труда принадлежит принятому в 2007 г. ГОСТу 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда системы управления охраной труда. Общие требования». С его принятием и введением в действие во многих организациях процессы управления охраной труда приобрели системный характер. Вопросам, связанным с управлением охраной труда на муниципальном уровне, посвящена данная статья.

Словарь трудового права. Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Основной целью управления охраной и безопасностью труда является организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда. Муниципальное управление охраной труда — управление охраной труда, осуществляемое органами местного самоуправления.

Вопросы местного значения

Для управления охраной труда на территории муниципального образования исполнительный орган местного самоуправления должен создать в своей структуре службу охраны труда, назначить специалистов по охране труда, имеющих соответствующую подготовку и опыт работы в этой области.

Правовой базой муниципального управления охраной труда являются соответствующие статьи Конституции РФ, Трудового кодекса РФ (ст. 210); Федеральные законы: от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ред. от 28.11.2009), от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ред. от 27.12.2009) и др.; Постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией. Полномочия органов местного самоуправления установлены в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009). Дальнейшее развитие правоотношений на уровне субъектов Российской Федерации осуществляется ими самостоятельно на основе федерального законодательства и законов субъектов РФ.

К вопросам местного значения относятся создание условий и организация охраны труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Решение данных вопросов должно осуществляться через воздействие на работодателей и повышение их персональной ответственности перед работниками своих коллективов. В таком же порядке должна рассматриваться ответственность работников перед работодателем и коллективом в целом. Принципы социальной ответственности, заложенные в законодательные и нормативные правовые акты, должны способствовать безусловному обеспечению сохранения жизни и здоровья работников на каждом рабочем месте, а также благополучию жизнедеятельности населения муниципального образования.

В ряде регионов данный предмет ведения органа местного самоуправления детализируется в законах об охране труда субъектов Российской Федерации. В соответствующих статьях определяются: создание службы охраны труда в структуре исполнительных органов местного самоуправления; обеспечение реализации государственной политики в области охраны труда на территории муниципального образования; функции муниципального образования по охране труда; права специалиста охраны труда органа местного самоуправления.

Интересно и оперативно вопросы управления охраной труда в ряде муниципальных образований решаются в Алтайском, Красноярском и Приморском краях, Белгородской, Иркутской, Липецкой, Московской, Саратовской областях и некоторых других регионах России.

На основе проведенного анализа сформулированы единые принципы системы управления охраной труда на муниципальном уровне, описана приемлемая модель управления, основанная на положениях Руководства по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001 и ГОСТа 12.0.230-2007 , с учетом муниципальной специфики.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами охраны труда, взаимодействует с органами местного самоуправления и осуществляет контроль реализации, переданных им государственных полномочий в соответствии с установленным порядком. Однако к вопросам охраны и безопасности труда относятся по-разному, в т. ч. и потому, что эти проблемные моменты на муниципальном уровне ни одним нормативным правовым актом федерального уровня практически не регулируются, в ряде случаев возникает недопонимание или отсутствует возможность влияния на эти процессы.

Нормы технической безопасности (электро-, пожаро-, взрывобезопасность и др.) определяют меры организационно-технического характера по защите работников от неблагоприятных, вредных и опасных для здоровья и жизни факторов производственной среды и трудового процесса (оборудования, предметов и средств труда). Нормы производственной санитарии и гигиены труда регламентируют параметры производственной среды (шум, вибрация, запыленность и т. д.) и трудового процесса (интенсивность труда, темп работы, режим труда и отдыха). Организационные мероприятия по охране труда включают регламентацию безопасного исполнения технологических процессов и работ, инструктажи и обучение работников безопасным методам работы, пользование средствами коллективной и индивидуальной защиты. Вопросы государственной политики в области охраны труда включают законодательное определение функций и обязанностей государственных органов, объединений работодателей и работников, других организаций и должностных лиц в области безопасности и гигиены труда; развитие системы государственного управления в данной сфере (в т. ч. государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов); установление единых государственных нормативных требований охраны труда для организаций всех форм собственности и видов экономической деятельности; взаимодействие органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями и профсоюзами, организацию научных исследований, профессионального обучения и подготовки кадров в сфере охраны труда и др.

В настоящее время в ряде регионов органы исполнительной власти субъекта РФ своими законодательными и подзаконными актами утверждают программы улучшения условий и охраны труда, типовые положения о службе охраны труда органа местного самоуправления, порядок организации его работы и т. п. Однако это не имеет системного характера. Не случайно уровень проводимой профилактической работы по охране и условиям труда в муниципальных образованиях различен, что подтверждается общепринятыми статистическими показателями, а также реальным положением дел на местах. На территориях муниципальных образований должны реализовываться реабилитационные и иные мероприятия координационными советами по охране труда при главе муниципального образования. В поле зрения этих советов должны найти отражение вопросы оценки рисков возможных проявлений опасных и вредных факторов трудового процесса и производственной среды, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, состояния экологической и других видов безопасности, организации обучения, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации организации работ по охране труда, социального страхования от несчастных случаев и др.

Формально органы местного самоуправления имеют право принимать (и кое-где принимают) соответствующие нормативные правовые акты, связанные с деятельностью координационных советов по охране труда при главах самоуправления, с разработкой и реализацией муниципальных программ улучшения условий и охраны труда, с проведением месячников, смотров-конкурсов и т. д. Однако этому процессу необходимо придать узаконенный статус. Возможно, для этого будет необходимо соответствующее поручение Правительства РФ или другого федерального органа исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые будут обязаны принять соответствующий документ, регламентирующий деятельность органов управления муниципальных образований по данным вопросам. Необходимо, изучив опыт лучших муниципальных образований, добиться его широкого применения.

Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления, должны действовать в пределах этих муниципальных образований и не могут ухудшать условия и охрану труда работников по сравнению с требованиями государственных нормативных правовых актов, принятыми на высшем уровне управления.

Внимание — профилактике

Сегодняшнее состояние производственной среды и технологического оборудования во многих производствах вызывает серьезную обеспокоенность и тревогу общественности. Это требует принятия кардинальных мер профилактического воздействия, в том числе возможного вывода из эксплуатации или модернизации оборудования, не отвечающего требованиям безопасности.

Мы считаем, что в Российской Федерации профилактическая работа по оздоровлению и улучшению условий труда в муниципальных образованиях должна строиться на новых принципах и подходах. Первоначальные элементы безопасности труда и оздоровления жизненной сферы должны начинаться с низовых — первичных коллективов.

Представляется необходимым еще раз подчеркнуть, что эти проблемы на уровне муниципальных образований должны быть объединены в единый блок и решаться системно в рамках общего благополучия жизнедеятельности населения муниципального образования. Обобщенно этот блок можно назвать сферой благополучия человека. Сфера благополучия человека должна включать в себя: оценку риска, безопасность труда, защиту здоровья, эргономику, противопожарные мероприятия, психологические проблемные составляющие (стресс, в т. ч. на производстве), аттестацию условий труда и сертификацию работ по охране труда, приведение в порядок рабочих мест (культуру труда), производственной и окружающей среды. В рамках этой же сферы следует решать все организационные, нормативные правовые, технические и иные вопросы, связанные с безопасностью жизнедеятельности не только работников организаций, но и всего населения муниципального образования.

Организации, входящие в состав муниципального образования (большие, средние и малые), должны по единым организационным и методологическим подходам решать проблемы благополучия жизнедеятельности населения на принципах:

— обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;

— самостоятельности решения населением вопросов местного значения;

— организационного обособления местного самоуправления, его органов в системе управления и взаимодействия с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций в области охраны и безопасности труда;

— законности в организации деятельности местного самоуправления;

— государственных гарантий местного самоуправления;

— ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

— обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в обеспечении сферы благополучия жителей к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим ее осуществление;

— соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии безопасности труда, охраны окружающей среды или иных составляющих сферы благополучия населения;

— объединения усилий всего актива муниципального образования для своевременного и оперативного осуществления планируемых мероприятий;

— обязательного и последовательного обучения всех жителей поселений муниципальных образований приемам и способам выполнения мер безопасности в рамках общего благополучия населения;

— развития форм коллективного привлечения населения к согласованным мерам безопасности, защите окружающей и производственной среды, проведения оздоровительных мероприятий в целях повышения и укрепления благополучия всех жителей;

— организации разъяснительной работы через все возможные источники информации и оповещения населения о принимаемых мерах, в т. ч. через сельские сходы и иные аналогичные мероприятия;

— совместного участия представителей органов муниципального управления в контрольно-надзорной и правоприменительной деятельности органов надзора в области безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и охраны окружающей среды на предприятиях и организациях, расположенных на территориях муниципальных образований;

— объединения усилий имеющихся специалистов охраны труда для согласованного и комплексного обслуживания всех участников трудовых процессов как через формирование общественных советов при органах управления муниципальных образований, так и через развитие инициативы отдельных передовиков и инициаторов, движение за здоровый и безопасный образ жизни в рамках конкретного поселения;

— участия населения муниципальных образований в развитии сферы благополучия жизнедеятельности через общественные организации жителей (советы специалистов и профсоюзного актива, общественные советы при органах самоуправления и т. д.), информирования населения о состоянии безопасности труда и экологии, других ситуаций через местные СМИ, собрания, сходы и т. д.

Функции муниципального управления охраной труда

В свою очередь, функции муниципального управления охраной труда должны обеспечивать:

— координацию работы служб охраны труда организаций, расположенных на территории муниципальных образований;

— осуществление проверок состояния охраны труда в организациях на территории муниципального образования и составления актов по их результатам;

— анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— разработку и реализацию территориальных программ по улучшению условий и охраны труда;

— создание и организацию работы координационного совета по охране труда;

— участие в расследовании групповых несчастных случаев, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом, произошедших на территории муниципального образования;

— содействие в организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на территории муниципального образования;

— участие в регулировании социально-трудовых отношений в области охраны труда на территории муниципального образования;

— доведение до организаций нормативных правовых документов по охране труда или информации об их утверждении;

— содействие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— содействие в организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;

— координацию работ по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификацию работ по охране труда в организациях;

— организацию и проведение противопожарных мероприятий и мероприятий по защите окружающей среды;

— участие в рассмотрении споров между работодателями и работниками организаций по вопросам условий труда, по предоставлению компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;

— организацию и проведение семинаров, совещаний и других мероприятий по пропаганде передового опыта в области улучшения условий и охраны труда;

— информирование общественности через средства массовой информации о состоянии охраны труда в организациях и о деятельности по улучшению условий и охраны труда.

Главное — системная, согласованная работа

Организационно-практическая помощь органам местного самоуправления в субъектах Российской Федерации должна предусматривать:

— заключение соглашений о взаимодействии в области условий и охраны труда между органом исполнительной власти субъекта РФ, ведающим вопросами охраны труда, и администрациями городов и районов;

— обучение специалистов администраций навыкам осуществления проверок, контроля;

— проведение выездных семинаров;

— организацию месячников и смотров-конкурсов;

— развертывание работ по аттестации рабочих мест, сертификации и по другим направлениям совместной деятельности.

В условиях сельских поселений согласованные подходы к управлению охраной труда по предложенным принципам будут способствовать решению многих проблемных вопросов.

Системная, а главное, последовательная и целеустремленная работа в решении вопросов благополучия жизнедеятельности населения, проживающего в муниципальных образованиях, должна стать тем рычагом, используя который, мы должны решить многие, ныне существующие проблемы охраны и условий труда, с тем чтобы люди персонально ощущали заботу о каждом конкретном человеке.

Уже имеющийся опыт по данным вопросам ряда муниципальных образований вселяет уверенность в том, что, проявляя заботу друг о друге, в рамках предлагаемых подходов сумеем всем миром значительно оздоровить ситуацию, что должно явиться залогом активизации профилактической направленности мероприятий по различным видам безопасности и других, смежных с ними направлений.

Библиография

1. Руководство по системам управления охраной труда. МОТ-СУОТ 2001/ILO-OSH 2001. Женева: Международное бюро труда, 2003.

А. Елин

К. с. н.,

Первый заместитель

Генерального директора

ВНИИ охраны и экономики труда

Подписано в печать

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны труда

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления
в сфере охраны труда

Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию государственной политики в сфере охраны труда в пределах своих полномочий и предусматривают единство действий с организациями по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на территории муниципального образования.

Органы местного самоуправления осуществляют муниципальное управление охраной труда на соответствующей территории.

Функциями муниципального управления охраной труда являются:

участие в разработке областной целевой программы улучшения условий и охраны труда;

разработка и реализация местной целевой программы улучшения условий и охраны труда, осуществление контроля за ее выполнением;

определение расходов на охрану труда за счет средств местного бюджета;

оказание методической помощи организациям на территории муниципального образования в работе по охране труда;

анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

создание муниципальной межведомственной комиссии (координационного совета) по охране труда;

участие в расследовании несчастных случаев на производстве — групповых, тяжелых и со смертельным исходом, происшедших на территории муниципального образования;

содействие организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на территории муниципального образования;

участие в регулировании отношений в сфере охраны труда на территории муниципального образования в системе социального партнерства области;

доведение нормативных правовых документов по охране труда или информации об их утверждении до организаций;

содействие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

содействие в организации проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров;

участие в рассмотрении споров между работодателями и работниками организаций по вопросам условий труда, предоставлению компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;

содействие в организации работ по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организациях;

организация и проведение семинаров, совещаний и других мероприятий по пропаганде передового опыта в области улучшения условий и охраны труда;

информирование общественности через средства массовой информации о состоянии охраны труда в организациях и о своей деятельности по улучшению условий и охраны труда.

Для управления охраной труда на территории муниципального образования исполнительный орган местного самоуправления может создавать в своей структуре службу охраны труда или назначать специалистов по охране труда, имеющих соответствующую подготовку и опыт работы в этой сфере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх