Куперс

Бухучет и анализ

Законопроект о реформе

Москва, 13 сен 2020. /LIVE24/. С 1 января 2021 года в России большую часть пенсионеров ждет прибавка к ежемесячной выплате. Увеличение размеров пенсий коснется получателей страховой пенсии и некоторых военных пенсионеров, а также тех, кто получают соцдоплату, обусловленную размером прожиточного минимума. Все увеличения произойдут автоматически.
С Нового года повышение на 6,3% будет касаться получателей пенсии всех видов, в том числе и по старости, потери кормильца и инвалидности.
Все прибавки будут назначены пропорционально настоящему размеру выплат — чем выше фактическая пенсия, тем больше будет и размер прибавки.
Увеличение от индексации на 6,3% будет назначено военным пенсионерам, оформившим страховую пенсию в качестве второй выплаты по линии ПФР — подобное обеспечение будет причитаться за стаж, который отработан ими «на гражданке».
С 1 января 2020 года прибавка будет ожидать пенсионеров, которые получают социальную доплату до размера прожиточного минимума. Прибавку сделают с помощью установки новых коэффициентов прожиточного минимума в отдельных областях России.
Размер повышения будет зависеть от того, насколько повыситься прожиточный минимум в конкретном регионе проживания пенсионера в соответствии с нормами 2020 года.
С 2021 года страховая пенсия для неработающих пенсионеров повысится вследствие плановой индексации — повышение уже закрепили в законе № 350-ФЗ от 3 октября 2018 года. Оно будет составлять 6,3%. Его осуществят не на какую-то фиксированную сумму, а на процент, который установят в индивидуальном порядке.
Рассчитать, насколько увеличится пенсия, можно и самостоятельно.
— Для этого достаточно умножить ваш сегодняшний размер выплат на 1,063, — рассказали специалисты. — Увеличивать индекс необходимо на сумму пенсионного обеспечения — без ЕДВ и компенсации за коммунальные услуги, соцдоплаты и так далее. Например, если ваша пенсия — 17000 рублей, то с 1 января она увеличится до 17000 × 1,063 = 18071 ₽.Таким образом, прибавка с Нового года в данном конкретном случае будет составлять 1071 ₽.
Ранее LIVE24 сообщало о том, что эксперты назвали условия получения «сверхвысоких» пенсий. У большинства жителей России размер пенсионных коэффициентов напрямую зависит от трудового стажа и заработной платы, однако в стране есть отдельные категории граждан со «сверхвысоким» размером выплат. В самых «выгодных» условиях находятся космонавты, судьи и военнослужащие. Первые две профессии могут получать до 250 тысяч рублей пенсии, а у военных максимальная сумма выплат через 20 лет службы составляет 85% от зарплаты.

з DOI 10.22394/1726-1139-2018-11-156-165

§ Пенсионная реформа: взгляд из регионов

о Гущ В. В., Прошина Е. М.*

н Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Рос-

^ сийской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), Санкт-Петербург,

3 Российская Федерация; *elena_proshina@mail.ru

ш

о РЕФЕРАТ

В статье анализируются недостатки пенсионной реформы, разработанной и предложенной Правительством РФ в июле 2018 г., не учитывающей региональную специфику, в том числе асимметричное развитие (экономическое, социальное и демографическое) национальных республик и регионов РФ.

Ключевые слова: региональная политика, пенсионная реформа, неравномерность развития регионов РФ

Pension Reform: View from the Regions

Vladimir V. Gushch, Elena M. Proshina*

Keywords: regional policy, pension reform, uneven development of Russian regions

В вопросах государственной внутренней политики, на данном этапе развития политического процесса, федеральный центр руководствуется мультикультурным управленческим трендом, в основе которого заложен принцип единой политической нации, сформулированный академиком В. А. Тишковым . Данный подход, по мнению руководства РФ, позволит стабилизировать обстановку в национальных республиках. На практике это приводит к дисбалансу в экономической, социальной, культурной и других сферах жизни российского общества. Одни боятся быть ассимилированы, другие — потерять свое автохтонное территориальное право.

Перед тем как приступить к анализу пенсионной реформы, предложенной Правительством РФ в июле 2018 г. с внесенными в нее поправками Президента РФ В. В. Путина от 29 августа, следует обратить внимание на такие аспекты, как неравномерное, асимметричное развитие российских регионов и неоднородную социально-экономическую и демографическую ситуацию в них . Одни регионы РФ являются «донорами», другие — живут на дотации из федерального центра.

Наиболее отчетливо дисбаланс прослеживается в дотациях, выделяемых регионам из федерального центра. Так, например, лидером данного рейтинга является республика Дагестан. Данный субъект РФ безвозмездно получил на свое развитие в 2018 г. 59 млрд руб.1, в то время как Нижегородская область приблизительно с такой же

1 Расчет распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности между субъектами Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов . URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=119735 (дата обращения: 26.09.2018).

6 Там же.

8 Расчет распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности между субъектами Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов // Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации . URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=119735 (дата обращения: 26.09.2018).

численностью населения получила всего 3,9 млрд руб.1 из федерального бюджета, несмотря на то, что в Нижегородской области разразился колоссальный демографический кризис. Пятую строчку рейтинга занимает республика Чечня, с 27 млрд руб.2 дотаций. Такой асимметричный подход в области финансирования регионов вызывает озабоченность у многих авторитетных региональных политиков. Так, например, президент республики Татарстан Р. Миниханов в очередной раз акцентирует внимание федерального центра на то, что «регионы доноры оказались не в лучшей ситуации — есть желание за счет регионов доноров подправить ситуацию у себя»3. Следует констатировать, что республика Татарстан в 2018 г. вообще не получила дотаций из федерального центра4.

Для наглядности возникшего дисбаланса в вопросах дотационной поддержки регионов сравним Чеченскую Республику и Тверскую область. Данные регионы выбраны не случайно: численность населения, проживающего в этих регионах, приблизительно одинакова (по данным Госкомстата среднегодовая численность населения за 2016 г. составила — 1404,5 тыс. чел. в Чечне5 и 1300,8 в Тверской области6); площади этих регионов соответственно составляют 15,6 и 84,2 тыс. км2 7; оба региона являются дотационными. Учитывая объективные данные, приведенные выше, следовало бы предположить, что субсидиарная поддержка этих регионов должна находиться приблизительно на одном уровне. Однако Тверская область в 2018 г. получила из федерального центра всего 4,08 млрд руб.8, что в 6,75 раз меньше, чем Республика Чечня.

Сравним состояние социальной инфраструктуры этих регионов, приведем некоторые статистические данные. Так, например, многие крупные населенные пункты транзитной Тверской области не газифицированы. Весь регион газифицирован лишь на 64%9, в то время как внетранзитная Республика Чечня газифицирована на 98%10.

Также следует отметить количество и качество отремонтированных дорог в рассматриваемых регионах. По экспертным оценкам ОНФ, лидером рейтинга по ка-

з питальному ремонту дорожного покрытия в РФ является Республика Чечня1, а Тверез ская область с ее 160 км2 отремонтированных региональных дорог даже не вошла 0 в данный рейтинг, несмотря на то, что площадь ее территории в 5,4 раза больше, £ чем у Чеченской Республики. Для более полной картины можно привести такой ^ пример: жители г. Нелидово Тверской области жалуются на то, что в их населенном ° пункте по дорогам передвигаться практически невозможно, что подтверждается о данными экспертов ОНФ3.

Можно дополнительно привести данные по количеству жителей, проживающих ш в ветхом и аварийном жилье. По этим показателям Тверская область в очередной раз занимает лидирующие позиции в антирейтинге — по официальным данным 2920 человек нуждаются в переселении, а общая площадь аварийного и ветхого жилья составляет 49 332,81 м2 4. Таким образом, очевидно, что по объективным признакам Тверская область нуждается в большей финансовой поддержке.

Приступая к теме нашего исследования, можно с уверенностью утверждать, что пенсионная реформа, в том виде, как она представлена Правительством РФ, даже с учетом поправок Президента РФ, в первую очередь, окажет негативное влияние на социально-экономическую ситуацию в депрессивных, недофинансированных регионах, сосредоточенных в Центральной России и в Зауралье.

На первый взгляд, после корректировки, данное политическое решение поддерживает определенное социальное равновесие и отвечает демографическим вызовам. Поправки, внесенные Президентом РФ, учитывают демографические и гендерные аспекты, а также традиционные ценности, связанные с уважительным отношением к женщине в российском обществе. Так, многодетные матери имеют «право досрочного выхода на пенсию; если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей — на четыре года раньше. А для женщин, у которых 5 и более детей, все должно остаться как сейчас»5.

Повторим, однако, что даже вышеперечисленные поправки не позволят избежать усиления дисбаланса и демографического кризиса в ряде регионов России. Выделим ключевые проблемные точки, которые, по нашему мнению, нуждаются в оперативной корректировке.

Согласно статистическим данным, как и ожидалось, средняя продолжительность жизни в целом по Российской Федерации возросла, но это весьма усредненный показатель, не отражающий региональную специфику, которую требуется учитывать в подходе к распределению дотаций. Как отмечает заместитель директора института демографии НИУ ВШЭ Сергей Захаров, «даже нынешняя пенсионная система,

1 По итогам проекта ОНФ «Карта убитых дорог» Чечня вошла в число лучших регионов по принятию мер по ремонту дорог // Газета «Вести республики» — 19 декабря 2017. URL: http://vesti95.ru/2017/l2 (дата обращения: 26.09.2018).

4 Об утверждении региональной программы «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2018 годы» (с изменениями на 21 марта 2018 г.) // Постановление Правительства Тверской области от 25 июня 2013 года № 272-Пп. URL: http://docs.cntd.ru/document/499307933 (дата обращения: 26.09.2018).

в демографическом смысле, не является всеобщей. По данным за 2016 г., из з числа мужчин, достигших 20 лет, только 70% доживает до 60 лет»1. ^

Отметим, что в 2018 г. средняя продолжительность жизни по Российской Феде- § рации, представленная Росстатом, — 72,1 год2. Правительство РФ, опираясь на £ этот не вполне объективный показатель, проводит политику, идущую вразрез даже ^ с официальной статистикой, и пытается ускорить легитимизацию и принятие пен- ° сионной реформы. Однако, по данным Росстата, ожидаемая средняя продолжи- о тельность жизни от региона к региону может отличаться более чем на десять лет. ^ Например, самая высокая продолжительность жизни отмечается в Республике ш Ингушетия, там население в среднем доживает до 80 лет3, а самая низкая — 58 лет в Республике Тыва4.

В табл. 1 представлены некоторые субъекты федерации, в которых мужчинам не удастся выйти на пенсию по причине их физической смерти.

Следует подчеркнуть, что некоторые из приведенных выше субъектов федерации являются регионами «донорами»: Калужская, Ленинградская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская, Ярославская области; Республика Татарстан; Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа и др. Население этих регионов исправно платит ежемесячные отчисления в Пенсионный фонд РФ. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в результате непродуманной пенсионной реформы жители этих субъектов будут безвозмездно финансировать кавказское, московское и петербургское долголетие, так как самая высокая ожидаемая средняя продолжительность жизни отмечается именно в этих регионах. «Десятка лидеров» по продолжительности жизни среди субъектов РФ приведена в табл. 2.

Естественно, что такое положение не отражает интересов депрессивных регионов, и без того финансируемых по остаточному признаку. Со всей очевидностью можно утверждать, что принятая в таком виде пенсионная реформа окончательно подорвет демографический баланс в Российской Федерации.

Следующий аспект пенсионной реформы, на который необходимо обратить внимание: учитывая президентские поправки, многодетные матери смогут раньше выходить на пенсию, в отличие от женщин, родивших одного или двух детей. Вроде бы все справедливо, однако и тут есть свои не явные ошибки. По данным Общественной палаты РФ самый высокий темп прироста населения, а следовательно, и рождаемости наблюдается в регионах СКФО, а именно в тройке лидеров — Чечня, Ингушетия, Дагестан5. В этих регионах прирост населения осуществляется в основном за счет рождаемости, так как по многим причинам указанные регионы не являются привлекательными для мигрантов. Аутсайдерами данного рейтинга являются: Ленинградская, Псковская, Магаданская, Смоленская, Орловская, Брянская, Волгоградская, Тульская, Тамбовская области, а также Республика Мордовия6. Следует отметить, что в 65 субъ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Там же.

6 Там же.

о ©

Таблица 1

Регионы, в которых ожидаемая средняя продолжительность жизни у мужчин ниже 65 лет

Table 1. Regions in which the expected average life expectancy at men is lower than 65 years

Субъект РФ Оба пола Муж. Жен. Ж — М

1 2 3 4 5

Ярославская область 70,98 64,95 76,69 11,74

Курская область 70,80 64,81 76,78 11,97

Архангельская область 70,71 64,85 76,60 11,75

Ивановская область 70,62 64,71 76,14 11,43

Калининградская обл. 70,58 65,50 75,40 9,90

Ульяновская область 70,46 64,50 76,45 11,95

Удмуртская Республика 70,46 64,24 76,64 12,40

Алтайский край 70,44 64,97 75,84 10,87

Омская область 70,41 64,56 76,17 11,61

Вологодская область 70,40 64,38 76,47 12,09

Костромская область 70,38 64,94 75,68 10,74

Орловская область 70,38 63,96 76,83 12,87

Брянская область 70,36 64,32 76,37 12,05

Самарская область 70,35 64,34 76,28 11,94

Республика Саха (Якутия) 70,29 64,94 75,84 10,90

Мурманская область 70,24 64,48 75,72 11,24

Нижегородская область 70,17 64,05 76,14 12,09

Республика Башкортостан 70,08 64,31 76,03 11,72

Тульская область 70,06 64,01 76,01 12,00

Челябинская область 69,90 63,94 75,75 11,81

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Свердловская область 69,83 63,75 75,83 12,08

Владимирская область 69,82 63,86 75,59 11,73

Республика Марий Эл 69,80 63,52 76,36 12,84

Смоленская область 69,74 64,08 75,34 11,26

Красноярский край 69,69 64,01 75,34 11,33

Оренбургская область 69,63 63,87 75,47 11,60

Республика Коми 69,40 63,26 75,66 12,40

Приморский край 69,21 64,04 74,58 10,54

Республика Карелия 69,16 62,86 75,50 12,64

Республика Бурятия 69,15 63,73 74,54 10,81

Тверская область 69,10 63,33 74,85 11,52

Пермский край 69,09 63,08 75,09 12,01

Курганская область 69,03 62,82 75,51 12,69

Хабаровский край 68,72 63,21 74,36 11,15

Новгородская область 68,70 62,47 74,93 12,46

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5

Республика Хакасия 68,68 63,40 73,83 10,43

Камчатский край 68,56 63,26 74,41 11,15

Псковская область 68,48 62,78 74,27 11,49

Республика Алтай 68,44 62,82 74,19 11,37

Кемеровская область 68,31 62,32 74,32 12,00

Магаданская область 68,11 63,17 73,42 10,25

Сахалинская область 67,99 62,35 74,07 11,72

Иркутская область 67,37 61,31 73,48 12,17

Забайкальский край 67,34 61,92 73,03 11,11

Амурская область 67,27 61,64 73,26 11,62

Еврейская автономная область 65,04 59,12 71,47 12,35

Чукотский автономный округ 64,16 59,35 69,69 10,34

Республика Тыва 63,13 58,05 68,29 10,24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Регионы России с самым высоким показателем ожидаемой средней продолжительности жизни Table 2. Regions of Russia with the highest rate of the expected average life expectancy

Субъект РФ Оба пола Муж. Жен. Ж.-М.

Республика Ингушетия 80,05 76,51 83,02 6,51

Москва 76,77 72,96 80,36 7,40

Республика Дагестан 76,39 73,18 79,47 6,29

Кабардино-Балкарская Республика 74,61 69,82 79,10 9,28

Карачаево-Черкесская Республика 74,44 69,94 78,66 8,72

Санкт-Петербург 74,42 69,83 78,38 8,55

Республика Северная Осетия (Алания) 74,20 68,62 79,42 10,80

Чеченская Республика 73,45 70,35 76,44 6,09

Ставропольский край 73,36 68,61 77,82 9,21

Республика Татарстан 72,81 67,05 78,38 11,33

Источник: Продолжительность жизни при рождении по регионам России (ожидаемая) за 2015 г.

ектах РФ в среднем по одному ребенку в семье1. Следовательно, депрессивные регионы в очередной раз будут финансировать демографический «бум» южных субъектов Российской Федерации, а социально-экономическая нагрузка на среднестатистическую женщину в 65 регионах РФ существенно возрастет. Это также приведет к окончательной утрате традиционных патриархальных ценностей: подрастающее

1 Там же.

з поколение, оставшееся без контроля старших (бабушек и дедушек), будет подвер-^ жено еще большему влиянию различных деструктивных субкультур. Как следствие, 0 данная ошибка углубит культурный и демографический кризис во многих регионах £ Центральной России.

^ Необходимо особо выделить ситуацию в Туве. Там наблюдаются высокие по° казатели рождаемости и смертности при низкой продолжительности жизни1. Соз-о дается такое впечатление, что тувинцы рождаются для того, чтобы финансировать д асимметричную пенсионную систему.

ш Обратимся к следующему аспекту — «теневому» сектору экономики и его процентной составляющей в различных субъектах РФ. Следствием этого являются неравномерные отчисления в ПФР. Следует признать, что разработанная пенсионная реформа не учитывает региональный «теневой» экономический фактор, в результате — регионы с самым высоким уровнем «теневой» экономики, такие как Чеченская Республика, Республики Дагестан, Кабардино-Балкария и Ингушетия2 будут получать выплаты из ПФР наравне с другими субъектами РФ .

Надо учесть тот факт, что в кризисные 90-е годы, а также в период двух чеченских кампаний, ПФР не дополучил выплаты с Северо-Восточного Кавказа, поскольку кла-ново-тухумные связи замыкали финансы внутри своих клиентел3. Естественно, что это будет способствовать усилению центробежных процессов, и в очередной раз регионы с самым низким уровнем «теневой» экономики, такие как Чукотский АО, Мурманская и Ленинградская области4, будут заложниками уравнительной пенсионной системы.

Существует еще ряд объективных факторов, на которые следовало бы обратить внимание при разработке и принятии пенсионной реформы. Таким фактором может являться уровень безработицы в субъектах РФ, в том числе в молодежной среде. Если рассматривать эту проблему без учета региональной специфики, ее характера и причин и отталкиваться лишь от среднестатистического уровня безработицы в целом по РФ, который в январе 2018 г. составил 5,2%5, то это также приведет к искажению реальной социально-экономической ситуации в регионах. Так, по данным ФСГС, в некоторых республиках СКФО, например, в Ингушетии безработные составляют больше четверти трудоспособного населения — 26,2%6. Не намного лучше дела обстоят в Чечне — 13,9%7 и Дагестане —12,2%8. Эти регионы считаются самыми «молодыми» в РФ, так, например, средний (медианный) возраст населения в Дагестане — 29 лет9. Молодежь этих регионов предпочитает трудить-

1 Продолжительность жизни при рождении по регионам России (ожидаемая) за 2015 г.

3 Клиентела — (лат. clientela от cliens — клиент, т. е. зависимый, подчиненный) — форма социальной зависимости, возникшая в период разложения родового и складывания раннеклассового строя.

6 Там же.

7 Там же.

8 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ся в «теневом» секторе экономики, даже за границей своего региона, что также з оказывает влияние на дисбаланс отчислений в ПФ России. ^

В дополнение к вышесказанному, необходимо обратить внимание на коррупцию, § которая в республиках СКФО проникла и в региональные пенсионные фонды. Вот £ только один пример: в 2014 г. ФСБ провела проверку в Пенсионном фонде Даге- ^ стана, в результате которой были выявлены коррупционные схемы, связанные ° с незаконным выводом средств из Пенсионного фонда республики1. о

Следующий аспект, который необходимо учитывать: в депрессивных регионах ^ Центральной России пенсии являются основным источником доходов для большин- ш ства семей, где пенсионеры помогают выживать своим детям и внукам. Увеличение пенсионного возраста повлечет за собой новый виток финансового кризиса в малообеспеченных слоях населения. Это связано с тем, что рабочих мест в депрессивных регионах не хватает даже для молодежи, которая в поисках вакансий уезжает в большие города, а пожилое население остается доживать в квартирах, которые по причине их невостребованности невозможно продать, без работы, а после принятия реформы и без социальных выплат.

В заключение необходимо отметить, что нами рассмотрены только некоторые аспекты, учитывающие недостатки новой пенсионной реформы. Бесспорно, что любая принимаемая социальная программа, тем более пенсионная реформа, затрагивающая все слои населения РФ, должна учитывать специфику регионов РФ, а также социальную, экономическую, демографическую, экологическую ситуацию в них и, в конечном счете, должна отвечать интересам большинства населения страны. Такого баланса не получилось, поэтому, на наш взгляд, предложенная Правительством РФ пенсионная реформа нуждается в серьезной доработке, и не может быть принята без существенных изменений.

На основе проведенного исследования считаем уместным предложить выборочную стратегию повышения пенсионного возраста, с учетом региональной специфики субъектов РФ и приведенных выше факторов. В регионах с высокой продолжительностью жизни, таких как Санкт-Петербург, Москва, республики Ингушетия, Чечня, Дагестан и некоторых других, входящих в топ-10, возможно асимметричное2 повышение пенсионного возраста. В регионах с низкой ожидаемой средней продолжительностью жизни и низким демографическим потенциалом автохтонного населения пенсионный возраст необходимо понизить. При всех изменениях пенсионного возраста, также необходимо учитывать экологическую обстановку в регионе. Так, например, жители Свердловской, Челябинской, Московской, Иркутской, Брянской, Нижегородской областей, Красноярского края, Республики Бурятия и др.3, являющиеся аутсайдерами национального экологического рейтинга, имеют право на досрочную пенсию (с расширенным полисом ДМС) из-за неблагоприятной экологической ситуации в их регионах. Однако здесь необходимо учитывать сроки проживания граждан в данном регионе.

Например, в США существует отдельная программа поддержки стратегически важного региона — Аляски, где проживающему населению предоставляются

2 Мы имеем в виду именно «асимметричное» повышение пенсионного возраста в разных субъектах РФ. Так как нельзя сравнивать, например, темпы естественного прироста населения в Санкт-Петербурге и Чечни — в Чеченской Республике темпы ЕПН значительно выше.

з беспрецедентные, даже по меркам США, льготы и привилегии, которые позво-cl ляют компенсировать суровые климатические условия и негативный анклавный 0 фактор. Так, «в 1982 г., правительство Аляски приняло решение направлять £ четверть всех доходов от продажи нефти непосредственно гражданам штата. ^ Дивиденды получают все зарегистрированные жители Аляски. Самый большой 2 дивиденд власти выплатили в 2008 г.: он составил 3269 долл. на человека»1. о Такой продуманный подход обеспечивает стабильное развитие региона в со-^ ставе США.

ш Также следует отметить, что в России не готова ни социальная, ни экономическая, ни нормативно-правовая база, способная придать представленной реформе законный статус. Поэтому принятая в таком виде пенсионная реформа может привести к еще большему демографическому кризису и фактическому исчезновению малых городов России, которые являются носителями уникальных этнокультурных традиций.

По нашему мнению, будет правильным прислушаться к мнению научного сообщества РФ2 и откорректировать заново не только многие положения принятой пенсионной реформы, но и основные принципы социальной поддержки регионов со сложной демографической, климатической, экологической ситуацией.

Таким образом, проведенное выше исследование позволяет сделать вывод, что пенсионная реформа — в таком статистически-уравнительном виде — представляет реальную опасность демографическому потенциалу многих регионов РФ и может привести к еще большему дисбалансу в их социально-экономическом положении, что будет способствовать нарастанию центробежных тенденций.

Литература

3. Кузнецова О. В., Кузнецов А. В. Системная диагностика экономики региона. 4-е изд. М. : ЛЕНАНД, 2016.

Об авторах:

Гущ Владимир Владимирович, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления РАНХиГС (Санкт-Петербург, Российская Федерация), кандидат политических наук; guschvl07@rambler.ru Прошина Елена Михайловна, эксперт факультета государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления РАНХиГС (Санкт-Петербург, Российская Федерация), кандидат философских наук, профессор; elena_proshina@mail.ru.

3. Kuznetsova O. V., Kuznetsov A. V. System diagnostics of the regional economy. 4th ed. M. : o LENAND, 2016. (In rus)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

About the authors:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх