Куперс

Бухучет и анализ

Заполнение СМР накладной

Бланк CMR — это транспортный документ, заполняемый по международным правилам при вывозе и ввозе груза автомобильным транспортом за границу и его ввозе.

Документооборот международных перевозок автомобильным транспортом

Требование о составлении накладной при заключении договора перевозки груза из одной страны в другую, c перечнем сведений в этом документе, установлены Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов, подписанной в Женеве 19.05.1956. В настоящее время наиболее распространено применение накладной CMR (иногда заменяют латинский алфавит на русский и пишут «смр-накладная»). Бланк смр, международной транспортной накладной, заполняется по правилам, приведенным в Письме ФТС России от 02.05.2012 № 04-30/22006.

CMR-накладная имеет российский аналог — речь идет о товарно-транспортной накладной (ТТН). Но в первом документе имеется наиболее подробная информация о международной перевозке. Но российский продавец, заключающий договор перевозки товара за пределы территории РФ, не сможет воспользоваться ТТН — надо оформить накладную по международным правилам.

Международной перевозка называется в том случае, если погрузка товара происходила в одной стране, а сдача груза — в другой (перевозка из Петербурга в Калининград, несмотря на пересечение границы, не требует оформления CMR).

В машине перевозчика, помимо накладной, обязаны находиться и другие прилагаемые к ней документы:

  • отгрузочная спецификация;
  • карантинный сертификат;
  • сертификат о качестве и т. д.

При этом все документы составляются на русском или на одном из иностранных языков.

ВАЖНО! Для российских экспортеров товара транспортная накладная ЦМР является обязательным документом для подтверждения права на применение льготной ставки по НДС.

Правила оформления

Организациям и предпринимателям, которые заключают внешнеэкономические контракты, необходимо учитывать правила заполнения этого перевозочного документа. Инструкция о порядке оформления накладной CMR приведена в Письме ФТС России от 02.05.2012 № 04-30/22006.

Накладная представляет собой бланк, состоящий из шести и более страниц. Отдельная страница предназначается для отправителя, получателя, перевозчика, экспедитора, таможенных и других органов. Это означает, что надо составить столько страниц, чтобы их количество было достаточным для осуществления международной автомобильной перевозки.

Например, если российская организация с помощью перевозчика отправляет товар иностранному покупателю, то продавцу необходимо заполнить следующее количество страниц CMR-накладной:

  • одну — для себя как отправителя груза;
  • три страницы передаются перевозчику и сопровождают товар. Все они подписываются покупателем товара. Одна страница из этих трех остается у получателя груза, две — у перевозчика, одну из которых он передает заказчику перевозки;
  • три страницы заполняются для таможенных органов, для совершения таможенных операций.

Итого отправитель заполняет семь страниц.

Заполняем по строкам

Отправитель груза в CMR-накладной заполняет графы 1–15, 21 и 22.
Данные о перевозимом имуществе отражаются в графах 6–11. В частности, необходимо указать:

  • род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и так далее);
  • код товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза;
  • объявленную стоимость имущества.

Кроме того, в графе 15 следует заполнить условия оплаты товара по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс).

Перевозчик заполняет графы 16–19, 23 и 25–29.

Если у перевозчика имеются оговорки к внешнему состоянию груза и его упаковки, то об этом следует указать в графе 18. Если эта графа осталась не заполнена, это означает, что товар и его упаковка в момент его принятия перевозчиком были внешне в надлежащем состоянии, а число грузовых мест, их маркировка и нумерация соответствовали указанному в CMR-накладной.

Реквизиты путевого листа, по которому осуществляется перевозка, и фамилии водителей перевозчика указываются в графе 23.

Графы 19, 27, 28 и 29 заполняются при наличии информации о применяемом тарифе, стоимости перевозки согласно тарифным расстояниям и так далее.

Для получателя отведена графа 24 «Груз получен».

Скачать бланк CMR в Excel

Скачать образец заполнения CMR 2020

Скачать бланк и образец заполнения смр в Word

Как правильно заполнять CMR — не пустой вопрос. Ведь CMR недействителен без нужных подписей и печатей

Как правильно заполнять CMR: графа 22

Вопрос: Если у отправителя нет печати, то как заполнить CMR?

Как указано в статье 5 КДПГ, хватит подписи:
Статья 5
1. Накладная составляется в трех оригинальных экземплярах, подписанных отправителем и транспортером, причем эти подписи могут быть напечатаны или заменены штемпелями отправителя и транспортера, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий сохраняется транспортером.

Как правильно заполнять CMR: графа 5

В графе 5 CMR указывают все сопроводительные документы.

Для графы 5 обязательны:

  • номера ТИРа
  • номера инвойсов
  • проформа-инвойсов

Учтите, что TIR — только 1, а вот количество инвойсов может достигать до 15. Помимо номера, указывают дату инвойса.
Необязательно указывать следующую информацию:

  • пакинги
  • сертификаты соответствия
  • сертификаты происхождения
  • экспертные заключения.

Третий обязательный документ (помимо TIR и инвойса) — грузовой манифест.
Грузовой манифест обязательно используют, когда оформляют сборный груз.
Уместить на одну страницу TIR все грузы, составляющие сборный груз, не получается (не все влезает).
В этом случае составляют грузовой манифест (по факту — развернутую сноску). Номер грузового манифеста указывают в 5 графе CMR
.

Как правильно заполнять CMR: графы 7, 8, 9, 10, 11

CMR графы 7, 8, 9, 10, 11 — единый блок. Все эти графы настолько связаны, что их заполняют все целиком.
В CMR для этих граф существует следующее правило:

для каждого товара указывают:

  • название,
  • код ТН ВЭД,
  • вес брутто,
  • количество грузовых мест.

В нижней строке указывают итог по количеству мест и весу.

Перевозчик следит за корректностью заполнения этих граф, так как именно он подает на таможне электронную декларацию на границе.
В том случае, если в CMR отсутствует разбивка по кодам, местам, весу, (и никак не получить данные из инвойсов, пакингов или экспортной декларации), нужно, чтобы данные вам предоставили отправитель/получатель/экспедитор.

Как указывать количество грузовых мест и вес

Информацию о количестве грузовых мест можно получить из экспортной декларации, пакингов или проформа-инвойса.
Число грузовых мест должно совпадать с количеством мест в ТИРе.
Если несколько товаров упакованы в 1 грузовое место, для одного товара укажите число мест 1, для остальных — 0. Это означает, что конкретный товар занимает часть грузового места.
Название товара указывают на том же языке, на котором заполнен весь CMR.
В том случае, если весь CMR заполнен на английском языке, а инвойсы и пакинги — по-итальянски, то эти инвойсы и пакинги нужно перевести на английский.
При перевозке опасного груза, перед названием товара указывают его UN номер (в скобках), особенно если отдельных граф не предусмотрено.
Не смотря на то, что коды ВЭД могут указывать хоть в инвойсах, хоть в пакингах, для CMR необходимо брать значения из экспортной или же транзитной декларации (это ключевой документ для таможенного оформления груза).
Все коды ТН ВЭД в экспортной/транзитной декларациях, в TIR, в CMR, в инвойсах должны быть идентичны по количеству и составу.
Вес груза указывают по данным из экспортной декларации, пакингов или инвойсов.
В случае с CMR всегда указывают вес брутто.
Учтите, что брутто может быть очень разным.

Вот например при перевозке краски в жестяных банках на паллетах, отправитель указывает вес нетто как вес краски, а весь брутто — вес краски в банках.
Вес палет отправитель не учитывает. В экспортной отправитель указал брутто без паллет, а в пакинге — заявил вес с паллетами.

В подобном случае в графе 11 CMR лучше заявить вес брутто из экспортной декларации. Не забудьте только расшифровать (в отдельной строке, под наименованием), что груз идет на паллетах (количество паллет, вес паллет, вес товаров на паллетах), вес паллет — такой-то, а вес всех товаров на паллетах — такой-то.
Сотрудникам таможенного ведомства подобных указаний достаточно.

Как заполнять CMR: графы 13, 15, 21, 25

В 13 графе CMR указывают либо таможню назначения, либо склад временного хранения (СВХ).
13 графа — самая важная графа CMR, так как эти данные нигде не дублируют. И никто (включая отправителя и получателя) не сможет эти данные проверить по другим документам.
При грузоперевозке необходимо, чтобы отправитель и перевозчик груза заранее договорились о том, через какую таможню проследует груз и на какой склад временного хранения.


Заполнять CMR нужно правильно. Особенно 13 графу.
В МДП указывают таможни назначения (в соответствии с CMR).
Если таможенный пост указывают неправильно, то придется проводить процедуру переадресации (это очень долго и очень дорого).
Графа 13 CMR также включает стоимость груза в валюте инвойса.
Условия перевозки груза по INCOTERMS указывают в графе 15.
Эти данные должны быть идентичны тому, что указано в товарно-сопроводительных документах (инвойсы).
Любая ошибка в графе 13 приведет к тому, что у получателя груза будут проблемы.
В графе 21 указывают дату и место составления CMR.
В 25 графе CMR указываютрегистрационный номер транспортного средства: тягача и прицепа.

Об образцах форм транспортных (товаросопроводительных) документов

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 29 июня 2010 года N ШС-37-3/5424@

Об образцах форм транспортных (товаросопроводительных) документов

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе копию письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27.05.2010 N 8-2-7/2255 об образцах форм транспортных (товаросопроводительных) документов, которые могут использоваться хозяйствующими субъектами Республики Беларусь при перемещении товаров в таможенном союзе с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации (с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь), в том числе, ручной кладью, почтовым отправлением, а также с использованием автомобильного, железнодорожного, воздушного транспорта.

Действительный государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.Шульгин

Приложение. Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПИСЬМО

от 27 мая 2010 года N 8-2-7/2255

О представлении образцов бланков товаросопроводительных документов

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в соответствии с запросом от 14.04.2010 N 3-1-05/282 сообщает следующее.
При перемещении товаров автомобильным транспортом между Республикой Беларусь и Российской Федерацией субъекты предпринимательской деятельности (резиденты Республики Беларусь) оформляют CMR-накладную, форма и порядок заполнения которой утверждены постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.06.2004 N 23 «Об утверждении бланка международной товарно-транспортной накладной «СМР» и Инструкции по ее заполнению». Дополнительно к CMR-накладной прилагается товарная накладная формы ТН-2, форма и порядок заполнения которой утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная».
Транспортным документом при перемещении товаров воздушным транспортом является авиационная накладная (Air Waybill-AWB), форма которой утверждена Варшавской конвенцией от 12.10.1929 с поправками, внесенными в Гааге 28.09.55. Белорусские авиакомпании при перевозке товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации используют вышеуказанный документ. Национальная авиакомпания «Белавиа» является действительным членом Международной Ассоциации Воздушного Транспорта (International Air Transport Association IATA) и в этой связи резолюции IATA являются обязательными для исполнения авиакомпанией. Форма AWB и порядок их заполнения приведены в Резолюциях IATA 600 а, 600 b.
Перевозка грузов железнодорожным транспортом, в том числе в рамках таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС). Указанным Соглашением утверждена накладная СМГС (товаротранспортная накладная), являющаяся договором перевозки. Форма накладной СМГС и порядок ее заполнения определены в приложениях 12.1-12.5 СМГС. В Республике Беларусь используются бланки СМГС — Накладная малой скорости.
Образцы бланков вышеуказанных товаросопроводительных документов прилагаются.
В целях обеспечения контроля за легальностью поставок товарно-материальных ценностей с территории Российской Федерации просьба предоставить образцы форм транспортных (товаросопроводительных) документов, которые могут использоваться субъектами предпринимательской деятельности Российской Федерации при перемещении товаров в таможенном союзе с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, в том числе ручной кладью, почтовым отправлением, с использованием автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта.

Заместитель Министра
В.Б.Каменко

Образцы бланков товаросопроводительных документов

Приложение
к письму
от 21 мая 2010 года N 24-04-07/7173

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт ФНС России

www.nalog.ru (сканер-копия)
по состоянию на 09.07.2010 (письмо ФНС России)

официальный сайт УФНС
по Новосибирской области

www.r54.nalog.ru (сканер-копия)
по состоянию на 12.08.2010 (приложение)

Товарно-транспортная накладная CMR (ЦМР)

CMR — это международная товарно-транспортная накладная, которая используется при международных грузовых автоперевозках. CMR является документом, который подтверждает заключение договора международной автоперевозки товара и то, что товар в момент принятия к перевозки находится в надлежащем состоянии. Данный документ является базовым и обязательным при осуществлении перевозки грузов в международном сообщении.

Международная товарно-транспортная накладная (CMR) содержит такие данные:

  • грузоотправитель;
  • грузополучатель;
  • место погрузки/выгрузки груза;
  • наименование груза;
  • вес и объем, перевозчик;
  • номер/марка автопоезда;
  • другое.

В соответствии с правилами КДПГ, CMR подписывается грузоотправителем и перевозчиком, и составляется в трех экземплярах: первый экземпляр — грузоотправителю, второй — следует с товаром, третий — перевозчику. Общее к-во остальных экземпляров CMR напрямую зависит от к-ва стран транзита. При пересечении границ стран в CMR ставят соответствующие отметки, которые подтверждают факт вывоза груза за пределы таможенной территории. К CMR прилагаются другие товаросопроводительные документы: сертификат качества, инвойс, сертификат о происхождении товара, упаковочный лист.

На нашем сайте Вы имеете возможность скачать бланк CMR на русском языке в формате PDF и MS Word.

CMR страхование

Осуществляя перевозки грузов автотранспортом с использованием CMR, перевозчик несет ответственность за частичное/полное повреждение товара от пункта загрузки до пункта выгрузки. В случае утраты, недостачи или порчи груза, он должен возместить убытки грузовладельцу в полном объеме. Исходя из этого, множество заказчиков требуют страховать ответственность перевозчика (CMR страхование или Добровольное страхование гражданской ответственности перевозчика).

CMR страхование — это способ защиты перевозчика от финансовых обязательств, вследствие повреждения перевозимого товара в результате: угона, ДТП, пожара, кражи и т.д. С каждым годом данный вид страхования набирает популярность. В основном инициатором CMR страхования выступает заказчик.

Данный вид страхования — это механизм компенсации ущерба перевозчику, нанесенного только по его вине. В случае наступления страхового случая, страховая компания возмещает ущерб непосредственно перевозчику. Если повреждение товара произошло не по вине перевозчика — страховой случай не наступает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх