Куперс

Бухучет и анализ

Зарплата преподавателя в вузе

Содержание

Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов в вузе: проблемы и перспективы

Библиографическое описание:



Оценка студентов является одним из наиболее важных элементов в высшем образовании. Существовавшая ранее система контроля знаний постепенно вступила в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Это привело к тому, что в настоящее время во многих учебных заведениях не только России, но и Республики Беларусь активно внедряется балльно-рейтинговая система оценки результатов обучения студентов.

Примечательно то, что положения о рейтинговой системе оценки знаний студентов в разных учебных заведениях в рамках одной страны имеют некоторые особенности, как в России, так и в Беларуси. Соотношения между оценками в баллах и их буквенными и числовыми эквивалентами являются существенной особенностью рейтингового регламента конкретного университета. Например, балльно-рейтинговая система оценки в Беларуси практикуется только на дневном отделении. А при оценивании знаний обучающихся в ходе текущего контроля знаний преимущественно применяется десятибалльная система оценивания. По решению преподавателя может применяться любая другая система оценок . В то время как в большинстве Российских ВУЗов БРС применяется как на дневной форме обучения, так и на заочной, причём максимальное количество баллов по дисциплине составляет 100 баллов. Из них: промежуточная аттестация (зачёт или экзамен)-40 баллов и остальные 60 баллов студент зарабатывает в семестре в ходе текущего и рубежного контроля. .

Отличается в обеих странах и порядок расчета успеваемости и итоговой оценки по дисциплине. Успеваемость студента Российского ВУЗа отражается в сумме баллов за текущий и рубежный контроль в семестре. А вот как выглядит формула по которой рассчитывается балл успеваемости на практических занятиях в БГЭУ, г. Минск:

n — количество полученных студентом отметок;

Гпрi — отметка, полученная студентом на i-том практическом занятии;

mn — количество практических занятий, пропущенных без уважительной причины.

По усмотрению кафедры в БГЭУ могут устанавливаться поощрительные и штрафные баллы. Вклад поощрительных и штрафных баллов в оценку текущего контроля может достигать 25 %. .

В положении о БРС в Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова есть понятие «Кумулятивного (накопительного) рейтинга»— накопленное значение суммарных рейтингов студента на момент последней сданной летней (зимней) экзаменационной сессии и «Совокупного академического рейтинга»— кумулятивное значение рейтинга студента, рассчитываемое по итогам всех лет обучения после защиты выпускной квалификационной работы, в то время как в положении о БРС МЭСИ таких понятий не было.

Несомненно, предоставление возможности университетам иметь различные рейтинговые регламенты есть дань уважения их автономии и академическим свободам. Устанавливая рейтинговый регламент, университет реализует свое право самостоятельно выстраивать приоритеты системы стимулирования студентов к достижению наилучших результатов в обучении. Но у каждой системы оценивания существуют определенные противоречия, которые вызваны различными причинами. Вот некоторые из них:

– изначально различные способности учащихся;

– неодинаковые условия обучения в школах;

– расхождение целей субъектов образовательного процесса.

Лишь опробовав на практике тот или иной рейтинговый вариант возможно оценить его достоинства и недостатки.

Подробное изучение и применение нами на практике балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов в Минском филиале РЭУ, выявило плюсы и некоторые минусы в её использовании. Положительным является то, что БРС:

– стимулирует повседневную систематическую работу студентов;

– снижает роль случайностей при сдаче экзаменов и/или зачетов;

– повышает состязательность студентов в учебе;

– оценивает реальное место, которое занимает студент среди сокурсников в соответствии со своими успехами;

– создает объективные критерии при определении кандидатов на продолжение обучения (магистратура, аспирантура и т. д.);

Но выявились и некоторые недостатки:

– преподаватели готовят большое количество материала по подготовке модульных и экзаменационных работ;

– при реализации балльно-рейтинговой системы он вынужден проверять дополнительные компенсирующие задания до тех пор, пока студент не накопит баллы для итоговой оценки «удовлетворительно»;

– сложно постоянно считать результаты;

– владение студентом дополнительным учебным материалом, не входящим в учебную программу, не оценивается;

– в погоне за баллами студенты практически требуют от преподавателя их начисление за каждый вид заданий, не проявляя интереса к выполнению тех заданий, баллы за которые не начисляются или незначительны по их мнению (особенно это проявляется в тех дисциплинах где необходимо выполнение огромного количества практических упражнений или задач (математика, иностранные языки и т. д.);

– сложность применения авторских методик в рамках шаблона БРС;

– многие преподаватели, особенно приверженцы традиционной школы, психологически не готовы принять новую систему и продолжают использовать её чисто формально, что вызывает недопонимание среди студентов её фундаментальных основ;

– БРС не учитывает психологическую характеристику личности студента, определение жизненной позиция каждого из них, не выявляются их потребности в достижении результатов, не определяется уровень тревожности и готовности учиться .

Неразрешимый для студента конфликт между требованиями образовательной среды и его психологическими возможностями приводит к хроническому отставанию в усвоении знаний тех студентов, которые психологически не выдерживают постоянный элемент соревновательности. Автоматически они попадают в статус “аутсайдера”, теряют интерес к обучению, пропускают занятия. Частично эта проблема была решена в МГОУ. В данном университете развернутая итоговая информация о балльно-рейтинговой оценке успеваемости студента является конфиденциальной. В целях информирования личных достижений студента деканаты могут использовать как проведение индивидуальных консультаций, так и размещение на информационных стендах деканатов списков с рейтинговыми показателями студентов без указания их Ф. И.О., а только с указанием № зачетных книжек. Примечательно то, что в этом ВУЗе баллы студенту начисляются и за уважительное отношение студента к преподавателю .

Нами был проведен опрос студентов 1 и 2 курсов дневного отделения по поводу их отношения к БРС, выявления положительных и отрицательных моментов в её использовании с их точки зрения. Большинство студентов положительно относятся к балльно-рейтинговой системе в ВУЗе. Среди положительных характеристик БРС были названы следующие:

– повышает мотивацию к обучению;

– даёт возможность прогнозировать результаты зачёта или экзамена;

– есть возможность сдать зачёт или экзамен “автоматом”.

Среди недостатков были следующие:

– недопонимание как работает БРС, так как у каждого преподавателя свои требования;

– необходимость постоянно работать, что вызывает психологическое напряжение;

– в случае болезни рейтинг автоматически падает.

Вывод из всех перечисленных недостатков может быть следующий:

Система имеет право на существование, но при чёткой организации определённых условий:

– Чтобы система работала необходимы контролирующие органы на уровне факультета или деканата которые будут отслеживать ведение журнала успеваемости на протяжении семестра каждым преподавателем и своевременном его заполнении, отвечать за информированность студентов и преподавателей о требованиях балльно-рейтинговой системы в ВУЗе, регулировать своевременные ликвидации задолженностей студентами, недопускать студентов имеющих академические задолженности к дальнейшему обучению.

– Рейтинговая модель оценивания не должна позиционироваться как система «автоматов», когда «даже тройку можно получить без экзамена». Иногда так называемая «погоня за баллами» ставит под вопрос истинные цели и задачи процесса обучения. В противовес этому обязательно наличие такого понятия как «недопуск» к зачёту или экзамену студентов, не набравших определённое количество баллов за работу в семестре, в положении о БРС.

– Преподаватель должен получить возможность творчески проектировать рейтинговую систему в рамках общеуниверситетской модели, но учитывая особенности своей дисциплины. Таким образом, получится сохранить «целостность и логичность» образовательного процесса учитывая специфику конкретных учебных дисциплин и особенности авторской методики преподавания.

– По итогам реализации этой образовательной модели в предыдущем году должны вноситься изменения в положение об БРС на будущий год на основе обмена опытом.

Таким образом, балльно-рейтинговая система оценивания очень противоречива. Сложно назвать ту или иную её модель идеальной. К такой системе нужны новые подходы, как со стороны преподавателей, так и обучаемых. Нужно еще очень многое сделать, чтобы система начала функционировать в полном объёме.

Литература:

  1. Положение о рейтинговой системе оценки знаний, умений и навыков студентов в УО БГЭУ от 20.12.2014 2014 № 1136-А, п.2.10
  2. Положение о рейтинговой системе оценки знаний студентов по дисциплине в Белорусском государственном университете) № 382-ОД от 18.08.2015 г., П. 24.
  3. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов МГОУ от 26 ноября 2012г., п.4
  4. Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» от 30 июня 2015г., п.3.6.
  5. Г. М. Аматова, М. А. Аматов. Адаптация студентов вуза к балльно-ретинговой оценке успеваемости по математическим дисциплинам ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород, Россия — Режим доступа: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/7283/1/Amatova — Дата доступа: 12.04.2016
  6. М. В. Пономарев.10 мифов о балльно-рейтинговой системе. — Режим доступа: URL: http://refdb.ru/look/2241011-p3.html — Дата доступа: 6.04.2016

Основные термины (генерируются автоматически): балл, студент, Беларусь, балльно-рейтинговая система, Преподаватель, дневное отделение, итоговая оценка, рейтинговый регламент, рубежный контроль, образовательный процесс.

НАДБАВКА ЗА ДОЦЕНТА И ПРОФЕССОРА

Вузы экономят на доцентах

С 2013 года за должность доцента и профессора полагаются существенные доплаты к зарплате в рамках, определенных коллективным или индивидуальным договором. Согласно ч. 11. ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования включаются размеры надбавок по должностям, которые действовали до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней. Во многих вузах сохранилась старая норма о надбавке за должность доцента в размере 40% и за должность профессора в размере 60% к минимальному размеру оклада (ставки).

Однако во многих вузиках эти выплаты предоставляют только тем доцентами и профессорам, у которых есть ВАКовские аттестаты (учёные звания). Насколько это правомерно? Эта надбавка устанавливается сотрудникам вузов, занимающим должности доцента или профессора, без обязательного условия получения ученого звания доцента или профессора. Следовательно, на эту надбавку могут претендовать сотрудники, занимающие соответствующие должности и не имеющие ученых званий.

Доплаты за ученые степени и звания в ведомственных вузах

Сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, таможенных органов Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 2 июня 2006 г. N 343 «Об установлении надбавок за ученую степень и (или) ученое звание сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту» (с изм. и доп.) устанавливаются следующие надбавки:

имеющим ученую степень кандидата наук, — надбавку в размере 10 процентов должностного оклада (оклада по воинской должности);
имеющим ученую степень доктора наук, — надбавку в размере 25 процентов должностного оклада (оклада по воинской должности);
имеющим ученое звание доцента, — надбавку в размере 10 процентов должностного оклада (оклада по воинской должности);
имеющим ученое звание профессора, — надбавку в размере 25 процентов должностного оклада (оклада по воинской должности).
Указанные надбавки не устанавливаются сотрудникам и военнослужащим, которым выплачиваются надбавки за ученую степень кандидата наук либо доктора наук и (или) за должность доцента либо профессора в соответствии с федеральными законами «О статусе военнослужащих» либо «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Прокурорские работники согласно п. 1 ст. 44 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп.) получают следующие процентные надбавки за ученую степень и ученое звание: кандидатам наук или доцентам в размере 5 процентов должностного оклада, докторам наук или профессорам — 10 процентов должностного оклада.

Согласно п. 2 приказа МВД РФ от 19 декабря 2011 г. N 1264 «Об утверждении Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту» (с изменениями и дополнениями), «надбавка устанавливается и выплачивается военнослужащим в процентах от оклада по воинской должности в следующих размерах: имеющим ученую степень:а) кандидата наук — 15; б) доктора наук — 30. Проходящим военную службу на воинских должностях руководящего и научно-педагогического состава военных образовательных учреждений высшего профессионального образования: а) доцента — 40; б) начальника кафедры при наличии присвоенного установленным порядком ученого звания доцента или профессора — 40; в) профессора — 60; г) начальника института, заместителя начальника института по учебной работе, заместителя начальника института по научной работе при наличии присвоенного установленным порядком ученого звания профессора — 60.

П. 74 Приказа МЧС России от 07.12.2012 N 751 (ред. от 30.03.2016) «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России» выплата надбавки устанавливается следующим категориям военнослужащих:

а) военнослужащим, занимающим воинские должности руководящего, профессорско-преподавательского и научного состава в образовательных организациях высшего образования МЧС России и научных организациях МЧС России, надбавка выплачивается в следующих размерах:
имеющим ученую степень кандидата наук — 3000 рублей;
имеющим ученую степень доктора наук — 7000 рублей;
б) военнослужащим, занимающим воинские должности руководящего, профессорско-преподавательского и научного состава в образовательных организациях высшего образования МЧС России и научных организациях МЧС России, надбавка выплачивается в следующих размерах:
имеющим ученое звание профессора — 20 процентов оклада по воинской должности;
имеющим ученое звание доцента и старшего научного сотрудника — 10 процентов оклада по воинской должности;
в) военнослужащим, занимающим воинские должности в учреждениях МЧС России, за исключением воинских должностей руководящего, профессорско-преподавательского и научного состава в образовательных организациях высшего образования МЧС России и научных организациях МЧС России, надбавка выплачивается в следующих размерах:
имеющим ученую степень кандидата наук — 5 процентов оклада по воинской должности;
имеющим ученую степень доктора наук — 10 процентов оклада по воинской должности;
г) военнослужащим, занимающим воинские должности научно-педагогического состава в образовательных организациях высшего образования МЧС России и имеющим ученое звание или (и) ученую степень, выплачивается надбавка в процентах к окладу по воинской должности в следующих размерах:
занимающим воинскую должность профессора — 60 процентов;
занимающим воинскую должность доцента — 40 процентов.
Датой начала выплаты военнослужащим надбавки является:
имеющим ко дню назначения на соответствующую воинскую должность ученую степень (ученое звание) — день вступления в исполнение (временное исполнение) обязанностей по воинской должности;
получившим ученую степень в период исполнения (временного исполнения) воинской должности, в том числе впервые, — дата принятия Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации решения о выдаче диплома кандидата наук или о присуждении ученой степени доктора наук ;
получившим ученое звание в период исполнения (временного исполнения) воинской должности, в том числе впервые, — дата принятия Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации решения о присвоении ученого звания профессора или доцента по кафедре или ученого звания профессора или доцента по специальности.

Надбавка выплачивается на основании приказов начальников образовательных организаций высшего образования МЧС России, издаваемых на основании рапортов военнослужащих, к которым прилагаются заверенные в установленном порядке копии документов о присуждении ученой степени или присвоении ученого звания; Указанные размеры выплат актуальны для сотрудников, занимающих должности руководящего, профессорско-преподавательского и научного состава в образовательных организациях высшего образования МЧС России и научных организациях МЧС.

От того как будет развиваться экономика нашей страны, зависит наше будущее и будущее наших детей и внуков. Но чтобы экономика развивалась, необходимы высококвалифицированные специалисты в различных отраслях хозяйства.

Нужны грамотные инженеры, строители, врачи, агрономы и ученые. Но для того чтобы подготовить всех этих специалистов нужны преподаватели высшей школы, которым по плечу такая сложная задача. Сколько же зарабатывают преподаватели вузов, на которых возложена такая сложная и ответственная миссия?

Профессиональные обязанности

У преподавателей вузов много профессиональных обязанностей. Они занимаются преподавательской деятельностью, разрабатывают учебные программы дисциплин, обеспечивают индивидуальные программы обучения студентов и организуют их научно-исследовательскую деятельность.

Кроме этого, они обязаны заниматься собственной научной деятельностью, готовить и выступать с докладами на научно-практических конференциях, симпозиумах. Также необходимо публиковать материалы своих исследований в научных журналах, писать статьи, методические пособия и монографии.

Что влияет на зарплату вузовского преподавателя

Величину зарплаты преподавательского состава вузов оказывают влияние следующие особенности:

Наличие ученой степени и ученого звания

Если ученой степени у молодого преподавателя нет, то он может рассчитывать на зарплату не выше 10-12 тыс. руб. А вот доцент, на этой же должности заработает в два раза больше. Профессор же получит около 50 тыс. руб. Что стимулирует преподавателей к занятию научной деятельностью и повышению уровня своего образования.

Кроме того, за ученую степень предусмотрены доплаты. Кандидату наук доплачивают 3000 руб., а доктору наук – 7000 руб. Эти доплаты включены в должностные оклады сотрудников.

Уровень аккредитации учреждения высшей школы

Чем выше уровень аккредитации, тем выше ставка преподавательского корпуса. Так профессура и доктора наук профильных институтов будут зарабатывать в месяц меньше коллег из университетов.

Место нахождения вуза

Майским указом Президент РФ обязал обеспечить повышения уровня преподавателей вузов до 200% от среднемесячной региональной зарплаты. Следовательно, на высокие зарплаты могут рассчитывать сотрудники высших учебных заведений, которые находятся в регионах с высоким уровнем экономики. Так профессора московских вузов будут получать за свою работу больше, чем их коллеги из провинциальных университетов.

Предлагает ли высшее учебное заведение коммерческую форму обучения

Если мест для получения образования на коммерческой основе много, то и уровень заработков преподавателей, будет значительно выше.

Системные особенности формирования зарплат преподавателей высшей школы

Заработная плата вузовских преподавателей формируется по той же системе, что используется для всех педработников нашей страны. Таким образом, зарплата этой категории работников состоит из двух частей – это фиксированный оклад и доплаты. Выделяют три группы доплат, которые отличаются своим назначением:

  1. Премии. Они могут быть регулярными или однократными. Решение о премировании сотрудников принимает ректор учебного заведения.
  2. Надбавки к окладу. Величина надбавок зависит от размера сэкономленных средств организации высшей школы, например, за счет совмещения ставок и должностей преподавательского состава.
  3. Вознаграждения. Примером может служить 13-я зарплата или денежное вознаграждение за выслугу лет. На размер вознаграждения влияет величина среднего оклада работника.
  4. Компенсации. Это выплаты по возмещению расходов сотрудников в интересах учебного заведения. Так, преподаватель, участвующий в научных симпозиумах, конференциях рабочих командировках, может претендовать на компенсации. Также ежемесячно преподавателям вузов предусмотрена компенсация на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий.

Дополнительные бонусы

Преподаватели вузов дополнительных материальных бонусов за свой нелегкий труд не получают. За то они могут рассчитывать на социальные бонусы – продолжительный отпуск, чаще всего в летнее время, гибкий график работы, высокая репутация высшего учебного заведения, благотворная для научной деятельности среда.

Сколько зарабатывает преподаватель вуза в России

Среднемесячная доходность преподавателей в России колеблется 40-45 тыс. рублей в месяц. Зарплата деканов факультетов крупных вузов колеблется в пределах 100-120 тыс. рублей.

Ректоры могут заработать от 300 тыс. до 1 млн. рублей ежемесячно. Если сравнивать со среднемесячными заработками россиян — 35 тыс. руб., то это значительно выше. Причем темпы роста заработных плат у работников высшей школы обещают расти и в ближайшие годы.

Зарплаты в Москве

Московские преподаватели вузов за свою работу в месяц могут рассчитывать на 30-150 тыс. рублей, в средние показатели зарплат – 80 тыс. руб. и существенно превышает заработки преподавателей в других регионах России.

  • так преподаватели РГУ инноваций и предпринимательства за свой труд получают ежемесячно 97 тыс. руб.;
  • в МГЮА им. Кутафина – 82 тыс. руб.;
  • у сотрудников МГУ заработки скромнее – 56 тыс. руб.;
  • обидно мало за свой труд получают преподаватели МГА ветмедицины и биотехнологий – 22 тыс.руб.;

Зарплаты в Санкт-Петербурге

Университетские работники Санкт-Петербург месяц зарабатывают 40-60 тыс. руб.

Больше всех в Петербурге получают за свой труд в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет» — 75 тыс. руб. и в ЛЭТИ – 68 тыс. рублей.

Преподаватели знаменитой Вагановки зарабатывают в месяц всего 60 тыс. руб. Меньше других в северной столице заработки у педагогов ГХПА – 23 тыс. руб. и ГАУ – всего 20 тыс. руб.

Величина зарплат педагогов в вузах провинциальных городов России

Больше всех в РФ зарабатывают педагоги Ханты-Мансийска, которые трудятся в Институте дизайна и прикладных искусств – 78 тыс. руб.

В Салехарде сотрудники Тобольского филиала ГСПА в месяц зарабатывают около 68 тысяч, а преподаватели Анадырьского филиала Санкт-Петербургского ГИЭУ – 67 тыс. руб.

Среднемесячные показатели зарплат вузовских российских преподагогов вузов составляет 45 тыс. руб. Минимальные зарплаты у университетских педкадров Саратова, Самары и Пензы – 30-33 тыс. руб., в Краснодаре – 15-26 тыс. руб.

Сколько зарабатывают университетские сотрудники за рубежом

В большинстве стран Западной Европы (Великобритания, Германия, Нидерланды, Австрия и др.) – 5 тыс. долларов (300 тыс. руб.). Самые низкие зарплаты у сотрудников вузов Латвии, Казахстана, Эфиопии – 1 тыс. долларов (60 тыс. руб.). Таким образом, видно, что российские преподаватели за свой труд получают существенно ниже доходов зарубежных коллег.

Величина пенсионного обеспечения преподавателей вузов

Преподаватели высших учебных заведений имеют право на льготную пенсию при условии наработки 25 лет непрерывного стажа, но только в том случае, если им была выработана установленная временная норма – 240 часов в год. Если часовая нагрузка окажется ниже, то на пенсию педагоги высшей школы могут рассчитывать только при достижении пенсионного возраста.

При назначении пенсии учитывается продолжительность трудового стажа, величина страховых отчислений и ученая степень соискателя

Таким образом, следует отметить, что тяжелый ответственный труд преподавателей высшей школы оплачивается недостаточно высоко.

Сколько на самом деле получают преподаватели

На создание этого поста сподвигли, как обычно, комментарии салатниц под публикацией блогера braun6899 «Самое главное-личный выбор». Д.Медведев

Это копипаст статьи «Портала аспирантов и докторантов», опубликованной в начале 2015 года, но, думаю, мало что изменилось с тех пор… Также под этой статьёй есть «интересные» комменты по типу нашего господина Медведева ;)), но практика, увы, показывает иную сторону бытия в нашей необъятной стране. И да, орфография, пунктуация, стиль статьи представлены в оригинале (т.е. без изменений)

Несмотря на заверения различных чиновников Минобрнауки и ректоров, которые «3,14здят как дышат», в действительности средняя заработная плата большинства преподавателей вузов в начале 2015 года составляет не 130% от средней по региону, а в расчете на одну ставку — лишь около 40%, то есть около 14 тыс. рублей в месяц. Так, во многих вузах зарплата ассистента или старшего преподавателя без ученой степени «достигает» лишь около 7-9 тыс. руб., доцента с ученой степенью, имеющего к тому же значительный опыт работы — немногим более 14 тыс. руб. Даже заработная плата профессора во многих вузах — 23 тыс. руб. или чуть больше, что соответствует минимальной зарплате, которую предлагают продавцам и охранникам во многих российских городах.

Более того, реальная заработная плата профессорско-преподавательского состава за прошедший год снизилась в долларовом эквиваленте или в бивалютной корзине (доллар и евро) почти вдвое. Таким образом, оплата труда российских преподавателей приблизилась к показателям их коллег из Армении или Буркина-Фасо, которые также ежемесячно получают примерно 200 долларов США…

Откуда же ректора и чиновники Минобрнауки берут такие радужные цифры и показатели о «средней зарплате» ППС? Базовая ставка преподавателя вуза с ученой степенью (кандидат наук, доцент) составляет немногим более 9-10 тысяч рублей. За такую зарплату даже дворники не хотят работать. Но к этому можно прибавить различные разовые премии и выплаты, доплату за внебюджетников («коммерческих» студентов), а также гранты и НИР.

Но достигают ли у большинства преподавателей зарплаты до 40-50 тыс. рублей ежемесячно? Только если они работают больше чем на одну ставку (т.е. фактически на две ставки) в том же вузе в качестве совместителей и/или почасовиков; ухитряются выполнять дополнительную общественную или административную нагрузку (кураторство, заведование кафедрой, зам. завкафа, организация псевдонаучной работы на кафедре в виде студенческих конференций — так называемый «заместитель заведующего кафедрой по научной работе»); или просто являются «ректорским подпевалой» — за это последние в разовом порядке, ежеквартально и ежегодно получают солидную премию.

Здесь же следует отметить, что зарплаты многих деканов факультетов достигают около 100 тыс. руб, а также многочисленных проректоров и ректоров составляют от 300 тыс. руб до миллиона руб. ежемесячно, не считая баснословных и частых премий. Разумеется, многие из них являются преподавателями, то есть преподают в вузе на четверть ставки, что существенно улучшает показатели «средней температуры по больнице»…

Ректор СПбГУ Николай Кропачев: ʻʻСейчас средняя зарплата профессорско-педагогического состава СПбГУ — 64 тысячи рублей в месяц. Рост ожидается и в этом году. У нас не только высокие зарплаты, но еще и лучшие информационные ресурсы…ʼʼ
Ивойлова И. За Нобелем: В Санкт-Петербургском университете стартовал уникальный проект «Российские геномы» // РГ (Федеральный выпуск) N6597 от 10 февраля 2015 г.

Так ли это? Профессор и и зав. кафедрой СПбГУ в самом деле получает 54 тыс., а вот кандидат наук, доцент — преподаватель СПбГУ получает ежемесячно всего лишь чуть больше 14 тысяч на руки. При этом следует отметить, что СПбГУ — это университет с особым статусом, точнее, с особым финансированием.

Несколько российских университетов, имеющих статус федеральных, там есть специальные государственные субсидии и, например, в Южном Федеральном университете оклад доцента немногим более 25 тыс. Но его зарплата опять же состоит из той же базовой ставки в 15,600 и федеральной надбавки, которую в любой момент могут урезать. Стандартный же оклад кандидата наук, доцента государственного вуза (который подчиняется и финансируется Минобрнауки) 15,600 рублей, доктора наук, профессора 23-24 тыс. руб. Проф., доктор наук, зав. кафедрой в обычном ВУЗе получает оклад всего лишь в 25-30 тыс.руб.

Почему мы не наблюдаем протестного движения?

Если ситуация с оплатой труда на ставку преподавателя столь печальна, то почему мы не наблюдаем массовых протестов и забастовок независимых профсоюзов? Самым крупным протестным выступлением преподавателей вузов стало публичное недовольство 23 ноября 2014 года преподавателей Московского физико-технического института, недовольных своими нищенскими зарплатами (20-30 тысяч рублей). Впрочем, по мнению начальника Управления общественных связей Валерия Левченко, за слухами о волнении среди преподавателей из-за зарплаты стоит личное мнение нескольких преподавателей огромного вуза: «В МФТИ тысячи преподавателей, и представляется неправильным публичное недовольство уровнем своих зарплат нескольких сотрудников принимать за системный сбой и кризис», которые «недовольны зарплатой и ничего не предпринимают для ее повышения» (Подробнее: kommersant.ру).

В феврале 2015 года профсоюзная организация «КЕДР» работников Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ) заставила администрацию вуза прекратить фиктивный перевод преподавателей на неполную занятость и выплатить деньги за их работу сверх установленной нагрузки (Подробнее: unisolidarity.ру).

Однако такие случае единичны. Большинство преподавателей предпочитают не бороться за свои права? В чем же причина? Собственно, их много. К сожалению, еще с «института красной профессуры» в советских, а затем и в российских вузах, стало преобладать инертное и антиинтеллектуальное большинство, не обладающее ни чувством собственного достоинства, ни ассертивностью для попыток улучшить собственное положение. Не обладая какими-либо существенными квалификационными навыками, пригодными за рубежом, в отечественном производственном секторе или сфере услуг, вся их стратегия сводилась к борьбе за удержание статуса-кво. Поэтому ни о какой-либо борьбе за свои трудовые права большинство преподавателей вузов и не помышляет до сих пор. Между тем они выплачивают взносы за бездействие традиционных профсоюзов, чья основная функция сводится к выдаче подарков на 23 февраля, 8 марта и путевок в Беларусь. Кроме того, в связи с массовым сокращением преподавателей и объединением вузов, профессора доценты и преподаватели готовы собачиться меж собой, лишь удержаться на нищенской зарплате и должности. В итоге нельзя не ужаснуться аполитичностью, близорукостью всех этих докторов, кандидатов, ст. и мл. научных сотрудников и прочих доцентов и преподавателей!

Разумеется, возможна не только коллективная, но и индивидуальная стратегия борьбы за повышение зарплаты. Справедливости ради стоит отметить, что оклад в зарплате преподавателя вуза составляет примерно 50-60 процентов, но дело в том, что по новой системе оплаты труда оклад начисляется исключительно за выполнение учебной нагрузки по ставке, а все остальное — за внебюджетников, научно-исследовательскую и общественную работу.

Многие «ректорские подпевалы» лукаво аргументируют, что тот преподаватель вуза, кто занимается исследовательской работой — публикует статьи, участвует в выполнении работ по хоздоговорам и т.д., даже если и не совмещает какие-либо другие должности, в том числе административные, вполне может получать среднюю зарплату и даже больше. Однако эти убогие подхалимы забывают, что очень часто только фактическая аудиторная нагрузка ППС превышает 1,000 часов в год. И это не учитывая минимальную подготовку к занятиям, написание всевозможных отчетов и выполнение прочих организационно-бюрократических требований. Поэтому неясно, как при такой загруженности преподаватель может изыскать еще свободное время на НИР, не нанося ущерб своему здоровью или просто игнорируя общение со своими близкими людьми и родственниками. Впрочем, разгадка проста — «соловьям ректорского болота» удается «стимулировать» работать вместо себя своих аспирантов, а также подрабатывать методом «перекрестного опыления» — когда завкафы-корефаны с соседних кафедр просто подписывают часы друг другу, по факту даже не проводя занятия.

«Ректорские подпевалы» также почему-то «забывают», что во многих вузах публикации в журналах, включенных в WOS или Scopus, либо вообще не оплачиваются, либо оплачиваются в виде единоразовой премии в размере от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей через некоторое время после выхода в свет номера журнала со статьей (при этом срок ожидания публикации составляет от полугода до двух лет). В других вузах такие публикации засчитываются в виде балов для надбавки к зарплате, но по такому минимуму, что просто смешно об этом всерьез думать как о каком-то стимуле к повышению зарплаты. Тоже самое относится и к распределению доходов от НИР — в большинстве вузов преподавателю достается не более четверти от заработанной суммы.

Также, разумеется, можно работать на 2–3 должностях и ставках, забывая при этом про научную деятельность. Это чревато подрывом здоровья, отсутствие времени на занятия наукой, некачественным выполнением своих обязанностей. Впрочем, папаш и мамаш действующих и потенциальных студентов не интересуют ни сами преподаватели, ни их материальное положение, ни качество преподавания. Более того, преподаватель — досадное препятствие на пути студентов к заветным дипломам. И ведь не только для родителей, а также для ректората и чиновников Минобрнауки. Проще говоря, в обществе не востребован главный продукт высшего образования — знания, поскольку большинство выпускников вузов здесь — в стране третьего мира — все равно не сможет работать по специальности…

В интернете появились декларации доходов ректоров российских вузов. Журналу «Форбс» явно стоит обновить свой рейтинг миллионеров! Кроме шуток, лидер списка, ректор Санкт-Петербургского Национального минерально-сырьевого университета «Горный», в 2014 году заработал 80 с лишним миллионов рублей. (Декларации за 2015 год, понятно, пока не поданы).

Если покопаться в нормативных актах, то можно найти постановление правительства № 583 от 2008 года, которое говорит: зарплата ректора не должна превышать среднюю зарплату сотрудников более чем в 8 раз! Правда, норма эта рекомендательная, а на некоторые типы вузов вообще не распространяется. Так что в конечном итоге, сколько платить главе вуза, решает его учредитель — Минобрнауки или другое ведомство (у нас свои вузы имеют Минтранс, Минсельхоз или Минздравсоцразвития, например).

Зарплаты преподавателей Минобрнауки тоже пытается регулировать. Так, в недавнем мониторинге эффективности вузов была прописана норма: зарплата преподавателя должна быть не меньше 125% от средней по экономике региона (это так называемый проходной минимум) — (см. в таблице колонку «Индекс зарплаты в вузе»). Если недобор — значит, вуз это направление провалил. Если же других косяков за университетом не числится, то на это смотрят сквозь пальцы.

Владимир Литвиненко.Фото: wikimedia.org

Ректор: Владимир Литвиненко.

Вуз: Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Доход ректора на 2014 г.: 80,4 млн.рублей

Средняя зарплата преподавателей: 74 260 рублей в месяц.

Индекс зарплаты в вузе: 180% от средней по экономике региона

Примечание: Тут все справедливо. Доход — не только зарплата. На сайте вуза все разложено по полочкам. Ежемесячная зарплата ректора Владимира Литвиненко — 365 тысяч рублей. А все остальное — доход от акций крупнейшего российского производителя фосфорных удобрений. Тот же «Форбс» оценивает общий капитал ректора в 400 млн. долларов. А сам ректор в этом году вошел в 200 богатейших бизнесменов России. Быть ректору предпринимателем закон не запрещает. При этом зарплаты преподавателей в «Горном» считаются одними из самых высоких по региону. Правда, с 2012 года они почти не изменились: по данным Минобрнауки, тогда средняя зарплата сотрудников составляла 74 500 рублей в месяц.

Ярослав Кузьминов. Фото: kuzminov.ru

Ректор: Ярослав Кузьминов.

Вуз: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Доход ректора на 2014 г.: 45,3 млн.рублей

Средняя зарплата преподавателей: 111 480 рублей в месяц.

Индекс зарплаты в вузе: 175% от средней по экономике региона

Примечание: Кроме данных самого ректора Ярослава Кузьминова на сайте «Вышки» указан и доход супруги ректора председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной. Он за 2014 год оказался скромнее, чем у Ярослава Ивановича: 21,9 миллионов рублей. В университете тему финансов деликатно обошли: «Источники дохода, помимо зарплаты, — это личное дело самого Ярослава Ивановича. Рост дохода носит разовый характер, это связано с компенсацией за неиспользованный отпуск. Сотрудникам ВШЭ жаловаться грех: с 2012 года их средняя зарплата выросла почти в два раза. И сейчас она остается одной из самых высоких даже по столичным меркам.

Владимир Мау. Фото: vladimirmau.ru

Ректор: Владимир Мау.

Вуз: Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ

Доход ректора на 2014 г.: 38,8 млн. рублей.

Средняя зарплата преподавателей: 73 260 рублей в месяц.

Индекс зарплаты в вузе: 126% от средней по экономике региона

Примечание: В 2013 году ректор РАНХиГС (Москва) Владимир Мау занял 3-е место в аналогичном рейтинге, заработав за год 36,9 миллиона рублей. В 2014-м он оказался на 4-м. В декларации Владимир Александрович указал пять квартир и земельный участок. Еще одна квартира и дом числятся за супругой. Как пояснили в вузе, из 38,8 млн рублей собственно зарплата ректора составила 3 млн руб, а премия по результатам работы за год – 3,2 млн. Факт выплаты и размер этой премии зависит от результатов работы Академии и не является фиксированной.

Подавляющую часть годового дохода ректора РАНХиГС – 26 млн руб. – составляют вознаграждения за участие в советах директоров ряда компаний и гонорары за научно-исследовательскую и консультационную работу.

Не отстает от руководства и проректор РАНХиГС Сергей Синельников-Мурылев. В декларации за 2014 год он указал годовой доход 31,7 миллиона рублей, а также шесть машин на пару с супругой, семь квартир, восемь жилых участков и жилой дом.

Зато средняя зарплата преподавателей в вузе превысила установленный минимум лишь на один процент.

Наталья Починок. Фото: РГСУ

Ректор: Наталья Починок.

Вуз: Российский государственный социальный университет

Доход ректора на 2014 г.: 41 млн. рублей

Средняя зарплата преподавателей: 78 550 рублей в месяц.

Индекс зарплаты в вузе: 127% от средней по экономике региона

Примечание: Ректор РГСУ (Москва) — мастер спорта, бывший член российской сборной по легкой атлетике и победительница международных соревнований. Ей всего 39 лет. И она — обладательница экзотического для ректора средства передвижения: спортивного мотоцикла Ducati Monster 796. «Моя зарплата составляет 197 тысяч рублей в месяц, в которую входит и надбавка за сложность и напряженность работы в размере 39 444 рублей», — объясняет вдова экс-министра Александра Починка. Видимо, в общую сумму были включены доходы от продажи недвижимости или доходы с предыдущих мест работы. А вот зарплаты преподавателей еле-еле перевалили за установленный минимум.

Борис Левин. Фото: miit.ru

Ректор: Борис Левин.

Вуз: Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)

Доход ректора на 2014 г.: 37,7 млн.рублей

Средняя зарплата преподавателей: 91 680 рублей в месяц.

Индекс зарплаты в вузе: 142% от средней по экономике региона

Примечание: Ректор МИИТа Борис Левин в рейтинг самых обеспеченных ректоров попадает не в первый раз. МИИТ, правда, является ведомственным вузом Минтранса, в министерскую декларацию о доходах вуз не попал. Зато представители вуза не раз говорили, что с финансами у МИИТа все в порядке. По данным мониторинга Минобрнауки за 2015 год, университет почти в три раза перевыполнил норму по научно-исследовательской деятельности. Только в этом году этот вуз получил более 625 миллионов рублей на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

КАЛЬКУЛЯТОР: Из чего складывается зарплата ректора

+ Оклад, в том числе плата за лекции, руководство студентами и аспирантами, участие в научных проектах, публикации в научных журналах и высокий рейтинг цитируемости.

+ Стимулирующие надбавки за ответственность.

+ Надбавки за академическую степень.

+ Компенсационные территориальные выплаты — коэффициенты к зарплате в труднодоступных регионах.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Считать надо нагрузку, а не рубли

Сергей ЗАИР-БЕК, ведущий эксперт Института образования НИУ «Высшая школа экономики»:

— Сравнивать вузы по уровню доходов ректоров некорректно хотя бы потому, что в декларациях, которые обязаны размещать руководители вузов, не указаны источники их доходов. А это может быть как зарплата, так и доход от продажи имущества, наследство. Правильнее сравнивать высшие учебные заведения по уровню зарплат сотрудников. Но необходимо учитывать не только среднюю зарплату по региону, а и нагрузку на преподавателей.

КСТАТИ

Доходы ректоров двух ключевых вузов страны — МГУ и СпбГУ — относительно скромны. Ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий в этом году заработал 8,1 миллиона рублей (при средней зарплате преподавателей 79 510 рублей в месяц). Глава Санкт-Петербургского госуниверситета Николай Кропачев получил 24,1 миллиона рублей (средняя зарплата педагогов — 64 560 рублей в месяц).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх