Куперс

Бухучет и анализ

Защита прав женщин

Согласно исследованию Всемирного банка «Женщины, бизнес и закон — 2019», россиянки имеют только три четверти тех прав, что есть у мужчин. Это связывают с отсутствием закона о противодействии домашнему насилию, слишком малым числом женщин на высоких постах и недоступностью для них некоторых денежных «мужских» работ. «Лента.ру» разбиралась, как устроена дискриминация, которая мешает продвигаться женщинам по карьерной лестнице, что такое «липкий пол» и почему список запрещенных профессий на самом деле не защищает россиянок от вредных условий труда.

Стеклянный потолок и липкий пол

35-летняя жительница Воронежа Анна полгода работала младшей кухонной работницей в ресторане на полтысячи человек. В ее обязанности входило мытье посуды, котлов, рабочих поверхностей и вынос мусора. Один мешок весил около 30 килограммов, а поддон для посудомойки, которых за смену было около ста, — примерно десять килограммов. Но труднее было работать не с тяжестями, а с химикатами в посудомоечной машине. Одна из работниц, по словам Анны, получила химический ожог.

Согласно регламенту, с химикатами можно взаимодействовать только в перчатках и респираторах. Однако респираторы были в служебном шкафчике под замком, а ключ — у старших работников. Анна отмечает: в основном, это были мужчины, и на кухне они появлялись либо в случае чрезвычайных происшествий, либо в конце смены, чтобы проверить девушек. Своим служебным положением они пользовались с удовольствием.

«Если ты им понравилась — посвистывали вслед, гоняли протирать полки. Когда я начала не нагибаться, а присаживаться, они сменили тактику, и в ход пошли приказы протирать светильники и вытяжки», — вспоминает она.

За 12-часовую смену женщина получала 800 рублей. Вскоре она уволилась: работа с вредными химикатами и тяжестями никак не компенсировалась и подрывала здоровье. Что любопытно, список запрещенных женщинам 456 профессий, который был сокращен Минтрудом до ста (изменения вступят в силу с января 2021 года), такие условия труда не учитывает. В частности, он не регламентирует работу женщин с вредными веществами на нижестоящих должностях. Например, они не могут быть специалистками на производстве ртути и ее соединений и получать за это соответствующее вознаграждение и льготы, но при этом могут быть уборщицами на этом же производстве.

Созданный в далеком 1974 году якобы в целях сохранения репродуктивного здоровья женщин документ, разрешающий многие виды тяжелого труда, но запрещающий профессии боцмана, машиниста электропоезда и водителя автобуса на междугородных и международных маршрутах, неоднократно признавался ООН ущемляющим права женщин и стал ярким примером так называемого «стеклянного потолка».

Этот термин означает невидимый дискриминационный барьер, основанный на предубеждениях, которые мешают продвигаться женщинам по карьерной лестнице. Например, существует стереотип, что женщины более эмоциональны и неуравновешенны.

Но, вопреки логике, женщин чаще оставляют на менее квалифицированных работах (например, сиделок и медсестер, где требуется та самая эмоциональная устойчивость). Этот барьер на пути к карьерному росту называют «липкий пол». Феномен касается всех женщин, которые застряли на начальной низкооплачиваемой позиции из-за сексистских установок в обществе (например, что женщина «по природе» создана обслуживать других людей).

По данным Росстата, во всех областях труда и среди всех категорий персонала зарплата женщин ниже зарплаты мужчин на 30 процентов. Женщины количественно преобладают над мужчинами в семи сферах из восемнадцати — это торговля, гостиницы и предприятия общественного питания, финансовая и страховая деятельность, образование, здравоохранение и социальные услуги, деятельность в области культуры, предоставление прочих видов услуг. Но, например, в сфере образования численность мужчин растет вместе с возрастом учеников: 99 процентов педагогов, работающих с дошкольниками, — женщины, в то время как в профессорско-преподавательских составах в высших учебных заведениях (более престижных должностях) мужчин уже 42 процента.

Можно было бы предположить, что женщины реже получают высокие должности, потому что они плохо учатся и не заинтересованы в повышении своей квалификации. Но, согласно Росстату, во всех сферах среди специалистов высшей квалификации женщин 63 процента. Высшее образование они также получают чаще: 55 процентов женщин против 45 процентов мужчин. Однако на следующей карьерной ступени — среди руководства — женщин в целом только 41 процент.

«С огнем боролись все, кроме тех, кто сидел за пультом управления»

54-летняя Светлана Зольникова всю жизнь прожила в Челябинске. В юности она училась в институте на престижной специальности инженера-оператора ЭВМ. Проработав десять лет по профессии, она вышла замуж, родила и в декрете стала растить ребенка.

Брак распался спустя три года из-за алкоголизма супруга. За то время, пока она была в декрете, компьютерные технологии сильно эволюционировали, и, чтобы вернуться в профессию, Светлане нужно было учиться заново. Кроме того, за время выпадения из активной социальной жизни женщина утратила полезные связи, которые могли ей помочь найти высокооплачиваемую работу. Она пошла на сменный график машиниста-обходчика на заводе — обеспечивать бесперебойную работу оборудования: переключать, контролировать и регулировать параметры, остановки и запуски, предотвращать аварийные ситуации и чистить оборудование.

В цехе оказалось недостаточно света, шумно и грязно. За время долгой работы на производстве Светлана частично потеряла слух.

«От тяжестей болит туловище, особенно живот и поясница. Но самое сложное — даже не физическая нагрузка, а полное подчинение, фактически потеря человеческого статуса. Необходимо делать все, что говорят, даже если это полный абсурд», — признается она.

Несмотря на то что мужчины, с которыми она работает на одной должности, получают больше, на женщину «вешают» дополнительную неоплачиваемую работу — уборку цеха. Также, продолжает Светлана, мужчины гораздо быстрее продвигаются по карьерной лестнице: среди ее руководства много молодых мужчин 25 лет.

Но им женщины не привыкли доверять решение сложных ситуаций. Однажды в цехе загорелась турбина с водородным охлаждением, с минуты на минуту завод мог взлететь на воздух. Сотрудницы вызвали пожарных. Те приехали, но тушить пожар отказались. По словам Светланы, она и другие работницы тушили пожар своими силами: кто песком, кто огнетушителями, кто чем мог. «С огнем боролись все, кроме тех, кто сидел за пультом управления», — говорит она.

В какой-то момент Светлана вышла на вторую работу: на ее обеспечении оказался не только ребенок, но и пожилая мать. Женщина устроилась уборщицей в магазин CD-дисков, который принадлежал молодому парню. Его не интересовало состояние помещения, в котором он торговал: каждый месяц прорывало канализационные трубы, и вода «хлестала вверх прямо из унитазов». Светлана убирала нечистоты, параллельно раскладывая по полкам магазина ароматические саше, чтобы скрыть неприятный запах. Зимой мужчина требовал, чтобы тротуар перед зданием вне зависимости от погоды всегда был чист до голого асфальта.

В итоге магазин разорился, владелец не выплатил Светлане зарплату, и она нашла другую работу — уборщицей в магазине тканей. Так она стала работать в трех местах, потом в четырех, дошло до шести работ одновременно: на заводе, в службе клининга, уборщицей в магазинах, почтальоном, детским аниматором.

Все работы так или иначе были связаны с физическим трудом. Будучи аниматором, Светлана носила тяжелый костюм медведя, в котором должен был работать мужчина, но мужчин среди аниматоров не оказалось. Как почтальон женщина разносила квитанции за жилищно-коммунальные услуги (одна квитанция — 50 копеек, и в подъездах к ней часто приставали выпившие мужчины). Наконец, служба клининга отправляла ее в загородные дома состоятельных людей, где нужно было чистить бассейны: сливать воду, выгребать руками дождевых червей и грязь и только затем мыть. Каждая претензия клиентов вычиталась из зарплаты уборщицы.

Светлана смогла обеспечить свою семью, но за свой трудовой стаж посадила здоровье: у нее гипертония, проблемы с мочевым пузырем из-за работы на холоде и обморожений, аллергия на бытовую химию, больные «рабочие» руки, поясница, ноги, проблемы со слухом. По ее словам, было бы хорошо, если список запрещенных профессий для женщин действительно ограждал их от тяжелого труда, а не мешал зарабатывать на более безопасных и высокооплачиваемых работах.

«На моем заводе одна женщина перекладывала уголь лопатой, и у нее разорвался яичник от перенапряжения. Может быть, это нормально, что на некоторых профессиях только мужчины… Но я бы хотела быть машинистом электропоезда — ехать по осеннему лесу и смотреть, как летят рельсы», — говорит она.

«Женские» обязанности

Исследователи выделяют несколько причин, по которым женщины остаются на «липком полу». Во-первых, зачастую типично «женские» сферы деятельности (уборка, эмоциональное и физическое обслуживание, воспитание детей) просто не подразумевают карьерный рост. Эта ситуация особенно характерна, например, для ресторанного и гостиничного бизнеса в небольших и средних городах, где количество заведений не столь высоко по сравнению с мегаполисами, и текучка среди сотрудников административных должностей небольшая. Как следствие, уборщицы, официантки, работники кухни, ресепшионисты могут совершать только линейные переходы из одной организации в другую, без повышения зарплаты и должности.

Во-вторых, женщины имеют гораздо меньше времени на продвижение карьеры и повышение квалификации: в России все обязанности по уходу за ребенком обычно ложатся на женщину. Только 2-2,5 процента российских мужчин пользуются правом выхода в декрет. Похожая ситуация и с больничными во время детских заболеваний: по данным Росстата, в 2017 году женщины были временно нетрудоспособны 15,7 тысячи дней, а мужчины почти в два раза меньше — 8,8 тысячи дней. В пяти (из 17) миллионах российских семей детей воспитывают матери-одиночки (отцов-одиночек в России около 600 тысяч).

Кроме того, по всему миру женщины выполняют в 2,6 раза больше работы по дому, чем мужчины, даже при условии того, что в семье работают оба партнера.

В-третьих, из-за того, что в «женских» профессиях очень мало мужчин, те из них, кто все-таки приходят в эти сферы, ценятся там как сотрудники гораздо выше, поэтому быстрее получают повышения. И здесь они занимают должности, которые могли бы занять женщины. Это явление называется «стеклянный эскалатор».

И, в-четвертых, это женская гендерная социализация: в российских семьях заведено, что, как только девочка достигает дошкольного или младшего школьного возраста, она становится «маминой помощницей». Если в семье есть младшие дети, старшая дочь зачастую превращается в бесплатную няню. В результате у женщин формируется повышенное чувство ответственности вкупе с навыками ухода. То, что у них получается лучше всего, они продолжают и во взрослой жизни, выбирая медицину, социальную работу или дошкольные учреждения.

«Женщины более устойчивые»

28-летняя москвичка Виктория Князева (имя изменено по просьбе героини) — медсестра. Изначально она выбирала между юриспруденцией и медициной, но решила связать жизнь с лечением людей. На учебной практике она поняла, что хотела бы работать в стационаре, где от быстроты действий и навыков зависит чья-то жизнь. Девушка устроилась в отделение кардиологии и стала подрабатывать в детской психоневрологии — работать с малышами-отказниками до года. Младенцев, которых Виктории хотелось успокоить, не поощрялось часто брать на руки, чтобы они не привыкли — им предстоял перевод в дом малютки. «Но самым страшным было самостоятельно вдавливать пальцами грудную клетку, чтобы завести сердечко. Редко, но бывало, что младенцы умирали», — рассказывает она.

Спустя полгода подработки Виктория ушла из детской психоневрологии. «Если в кардиологии можно привыкнуть к смерти, ибо люди там уже часто долго пожили, у них есть дети, внуки, то смерть ребенка, пусть и чужого, это как отколоть кусочек своей души или сердца», — поясняет она.

В кардиологии Виктория осталась на пять лет. К концу каждой смены она физически уставала говорить: в основном пациентами были люди в возрасте, с эмоциональными проблемами, снижением памяти и иногда мышления, поэтому все приходилось повторять по несколько раз.

Виктория перешла в отделение нейрореанимации, где пациенты были в основном лежачие и неразговорчивые — после инсульта или употребления каких-то веществ либо алкогольной горячки. Однако эмоциональный труд оказался не меньшим. В первые дни после инсульта многие пациенты плачут от бессилия, так как не могут нормально двигаться и говорить, ходить в туалет самостоятельно, понимают, что теперь они станут обузой для родных.

«Грустно наблюдать, как в обед дедушку, которого медсестра кормила завтраком, и он с трудом и довольно медленно ел, родственники пытаются накормить за пять минут и уйти. Ведь им некогда. И вообще он дома раньше сам нормально ел. Привозят и жутко обезвоженных, неухоженных, с пролежнями, стариков, крича, что это инвалид ВОВ и ему необходимо исключительное отношение. А услышав, что их близкий человек не имеет показаний для госпитализации, отвечают, что им все равно — билеты в Болгарию уже куплены», — говорит она.

Каждые два-три часа медсестры переворачивают обездвиженных пациентов, чтобы у них не было пролежней. «Есть нормативы, регулирующие вес, который может поднимать одна медсестра, — это 10 килограммов. Но только на бумаге. Чаще вдвоем, с санитарочкой, одна держит, вторая памперс достает, оттирает, затем меняются ролями», — рассказывает Виктория. Единственный случай, когда медсестры просили помочь врачей-мужчин, был с пациенткой весом в 232 килограмма.

Но тяжелее — работа с людьми с алкогольной интоксикацией, она попросту опасна. «Куча мата на все отделение, куча синяков по телу, ведь, чтобы оказать им помощь, их сначала надо зафиксировать. А в состоянии опьянения и отходняка силы в них немерено, медсестры приходят домой то с синяками, то с шишками», — описывает девушка. Однажды таким образом она получила сотрясение мозга.

Сейчас Виктория в декрете. Во время беременности она опасалась, что ее кто-нибудь пнет ногой в живот или она подцепит гепатит или менингит: порой в отделение привозят пациентов с неврологической симптоматикой с подозрением на инсульт, а после обследования выясняется, что это заразное заболевание, для профилактики которого все, кто был в контакте с пациентом, принимают сильные антибиотики.

По ее словам, мужчин среди младшего и среднего медперсонала мало: работа медсестры считается «женской». «Женщины более устойчивые, привыкшие к заботе, более сочувствующие, но, когда надо, — твердые. Медбратья более скупые на эмоции, меньше сюсюкаются, но зато многое, что выговаривают женщинам, им не скажут. К нам отношение, как к обслуге», — резюмирует она.

Проблемы защиты прав женщин и детей в международных и российских нормативных, правовых документах.

Омарова Л.

юрид. Отделения ЮФ ДГУ

Научн.рук. Адзиева С.М-С.

К.и. н. старший преподаватель

До не давнего времени большинство международных документов о правах человека истолковывались настолько узко, что их нельзя было приспособить ко многим проблемам касающихся женщин и детей, в частности насилия в семье. Но за последние годы активисты- правозащитники отстояли, а международные органы признали более широкую интерпретацию правозащитных документов и норм.

К таким документам относятся:

Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод человека

Африканская Хартия прав человека и народа.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин

Американская Конвенция о правах человека

Международная Конвенция о защите прав ребенка

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

Декларация об искоренении насилия в отношении женщин

Международный Пакт о гражданских и политических правах (МПГПП)

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин (КЛДЖ)

Американская Декларация прав и обязанностей человека (АДПОЧ)

Общая Декларация прав человека (ОДПЧ)

Основными источниками международных норм в области прав человека являются: договоры и конвенции, а так же общее международное право.

Кроме того ООН предлагает модельное законодательство о насилии в семье. Оно может быть взято за основу для разработки законодательных актов в области насилия в семье в разных странах.

Целями модельного законодательства являются:

Способствовать соблюдению международных стандартов в области прав человека, в особенности тех, которые сформулированы в Декларации ООН об искоренении насилия в отношении женщин, определившей насилие в отношении женщин как «любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет, или может причинить физический, сексуальный или психологический вред или страдания женщинам, включая угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни”.

Признать, что насилие, совершенное на основании полового признака, в отношении женщин — домочадцев или женщин, связанных близкими отношениями с причинителем вреда, является насилием в семье.

Признать, что насилие в семье является серьезным преступлением против личности и общества, которое не извинимо и не терпимо.

В сферу действия закона о насилии в семье включены следующие категории отношений: жены, совместно проживающие партнеры, бывшие жены или партнеры, лица, находящиеся в сожительстве, в том числе те из них, кто не проживает в том же самом доме, родственница (включая, но, не ограничиваясь сестрами, дочерьми, матерями), домашняя работница и члены их семей.

Установить законодательство, запрещающее насилие в отношении женщин — домочадцев или женщин, находящихся в близких отношениях, защищающее жертв насилия и предотвращающее дальнейшее насилие.

Кроме того, предлагаются механизмы подачи жалоб на насилие в семье исходящих от жертв насилия. Подробно описываются действия сотрудников полиции, социальных работников судебных органов.

Основным международным документом по правам ребёнка является Конвенция о правах ребёнка. Это первый официально утвержденный международный документ, включающий полный перечень прав человека: гражданские и политические права ребёнка наряду с экономическими, социальными правами, что подчеркивают их важность в равной степени. Конвенция о правах ребёнка была единогласно одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. В настоящее время она ратифицирована всеми государствами мира за исключением двух.

Положение о защите ребёнка от грубого обращения и отсутствия о нём заботы изложено в ст. 19 Конвенции.

Государства, ратифицировавшие эту Конвенцию должны принимать все меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления.

Законодательство Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод ребёнка независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

К законодательным документам, регулирующим права и свободы человека вообще, а так же непосредственно женщин и детей в нашей стране относятся: Конституция Российской Федерации. В ст. 2 заявлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст.21 говорится о том, что достоинство личности охраняется государством, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Ст. 22 Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Семейный кодекс Российской Федерации ст. 56 в которой говориться, о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и интересов, кроме того, ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений, в том числе и со стороны родителей.

Уголовном кодекс Российской Федерации ст.134, 135. В этих статьях говорится об уголовной ответственности за половое сношение с лицом, не достигшим совершеннолетия, а так же за развратные действия с несовершеннолетним. К уголовной ответственности может быть также привлечен родитель, вовлекающий своего ребенка в систематическое употребление спиртных напитков, наркотиков, занятие проституцией, бродяжничеством, попрошайничество. Кроме того в Уголовном кодексе установлена ответственность родителей и иных лиц, обязанных осуществлять надзор за детьми, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если это сопряжено с жестоким отношением с детьми.

Ужесточена ответственность за умышленные преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности граждан независимо от места совершения этих преступлений и наличия или отсутствия родства между преступником и жертвой.

Федеральный закон «О гарантиях основных прав ребенка в Российской Федерации» Настоящий закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создание правовых и социально-экономических условий для реализации прав и интересов ребенка, защита его прав в различных сферах жизнедеятельности. Особое внимание при этом уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации: детям — жертвам насилия, детям, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть их самостоятельно или с помощью семьи.

Международной и российской законодательную базу в области защиты прав женщин и детей, можно условно разделить на законодательные акты в области прав человека вообще, и на акты касающиеся прав женщин и детей.

К этим законодательным актам о правах человека относятся

Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.) В которой говорится, что все люди имеют на жизнь без насилия, Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод человека.

К актам касающиеся прав женщин и детей относятся:

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин, в которой сказано, что достижение полного равенства прав мужчин и женщин необходимая задача государства, и оно должно всеми имеющимися в распоряжении способами изменять традиционную роль мужчин и женщин.

Государство имеет право вмешаться во внутреннею жизнь семье и брать на себя функции защиты. Когда семья превращается в источник эксплуатации и злоупотреблений.

Международная Конвенция о защите прав ребенка, Это первый официально утвержденный международный документ, включающий полный перечень прав человека: гражданские и политические права ребёнка наряду с экономическими, социальными правами, что подчеркивают их важность в равной степени. Конвенция о правах ребёнка была единогласно одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

В России основные права человека, в том числе женщин и детей, отражены в Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе «О гарантиях основных прав ребенка в Российской Федерации»

Однако нормативно-правовые акты, действующие сейчас в Российской Федерации в отношении насилия над женщинами и детьми (в том числе домашнего насилия) направлены на ликвидацию последствий случившегося.

К сожалению специальных законодательных актов, которые бы регулировали насилие в семье, на данный момент не существуют.

Список литературы

Международная Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года № 44/25 // www.un.org/russian, рубрики «права человека», «конвенции»

Конституция Российской Федерации. — М.: ЛексЭСТ, 2004. – 128 с.

Семейный кодекс Российской Федерации. — М.: ЛексЭСТ, 2004. – 136 с

Уголовный кодекс Российской Федерации. — М.: Юркнига, 2004. – 160с.

Федеральный Закон «О гарантиях основных прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124 ФЗ // www.school-sector.relarn.ru

Глава 2 Конвенция: права и положения

В этой главе представлено резюме основных положений Конвенции.

Преамбула

В преамбуле содержится напоминание о том, что в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и другими международными договорами ликвидация дискриминации в отношении женщин и содействие их равноправию с мужчинами относятся к числу основных и важнейших принципов Организации Объединенных Наций.

В ней также внимание международного сообщества обращается на то, что, несмотря на существование этих различных документов, по-прежнему имеет место значительная дискриминация в отношении женщин, нарушающая принципы равноправия и уважения человеческого достоинства.

В ней также подчеркивается, что дискриминация в отношении женщин препятствует участию женщин наравне с мужчинами в политической, социальной, экономической и культурной жизни своей страны, мешает росту благосостояния общества и семьи, затрудняет достижение полного развития стран, процветания во всем мире и победы в борьбе за дело мира.

Часть I

В 1–6 статьях государства-участники договариваются принимать все соответствующие меры для обеспечения всестороннего развития и прогресса женщин. Среди прочего это меры конституционного, законодательного, административного порядка, а также, среди прочего, временные специальные меры, такие как гарантирование равного участия, изменение социальных и культурных моделей поведения и пресечение всех видов торговли женщинами и эксплуатации проституции женщин.

Определение дискриминации в отношении женщин

В статье 1 дискриминация в отношении женщин определяется как «любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области».

Обязательства государств-участников ликвидировать дискриминацию

В статье 2 говорится об обязательствах государств-участников:

  • осудить дискриминацию в отношении женщин;
  • включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство;
  • принимать законодательные меры, включая санкции, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин;
  • установить юридическую защиту против любого акта дискриминации с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений;
  • воздерживаться от совершения каких-либо дискриминационных актов или действий в отношении женщин и гарантировать, что государственные органы и учреждения будут действовать в соответствии с этим обязательством;
  • принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия;
  • принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин; и
  • отменить все положения своего уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин.

В статье 3 содержится требование к государствам-участникам принимать все соответствующие меры во всех областях для обеспечения всестороннего развития и прогресса женщин.

Временные специальные меры

В статье 4 предусматривается, что принятие временных специальных мер, которые направлены на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, таких как меры, связанные с политикой гарантирования участия, не считается дискриминационным.

Такие меры могут приниматься до тех пор, пока существует неравенство, однако они ни в коей мере не должны влечь за собой сохранение неравноправных или дифференцированных стандартов и должны быть отменены, когда будут достигнуты цели равенства возможностей и равноправного отношения. Принятие мер, направленных на охрану материнства, не считается дискриминационным.

Предрассудки, обычаи и прочая практика, основанные на стереотипном представлении о роли мужчин и женщин

В статье 5 содержится требование к государствам-участникам изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью искоренения практики, которая основана на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин.

Государства-участники также должны обеспечить, чтобы семейное воспитание включало правильное понимание материнства как социальной функции и признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей.

Торговля женщинами и эксплуатация проституции

В статье 6 содержится призыв к государствам-участникам принять все соответствующие меры, включая законодательные, для пресечения всех видов торговли женщинами и эксплуатации проституции женщин.

Часть II

В статьях 7–9 государствам-участникам предписывается принимать все соответствующие меры по защите прав женщин в общественной и политической жизни.

Права женщин в общественной и политической жизни

В статье 7 содержится требование к государствам-участникам ликвидировать дискриминацию в отношении женщин в общественной и политической жизни. Женщины должны иметь на равных условиях с мужчинами право голосовать на выборах, участвовать в формулировании политики правительства и занимать государственные посты.

Они также должны иметь возможность на равной основе с мужчинами принимать участие в деятельности неправительственных организаций и ассоциаций, занимающихся проблемами общественной и политической жизни, таких как профсоюзы и профессиональные объединения.

В статье 8 говорится о том, что женщинам должна быть обеспечена равная возможность представлять свои правительства и участвовать в работе международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций и связанные с ней организации, специализированные учреждения, фонды и программы.

Врезка 1
Женщины в органах власти и на уровне принятия решений: достижения и проблемы

  • Несмотря на давно уже признанное основополагающее право женщин и мужчин участвовать в политической жизни, на практике по-прежнему сохраняется значительный разрыв между юридическим и фактическим равенством в органах власти и на уровне принятия решений.
  • Женщины по-прежнему в основном исключены из исполнительной власти в своих странах, хотя в этой сфере наблюдается некоторый прогресс. В период между 1994 и 1998 годами число стран, где женщины занимали не менее 15 процентов министерских постов, увеличилось с 16 до 28, а число стран, где женщины занимали, по крайней мере, 20 процентов министерских постов, возросло с 8 до 16.
  • В среднем в мире доля женщин среди членов национальных парламентов составляет 15 процентов, и это означает определенный прогресс. Тем не менее этот показатель еще далек от 30-процентного уровня, считающегося необходимым для учета и отражения интересов женщин в полной мере.
  • По состоянию на март 2003 года страны Северной Европы имеют самое высокое среднее число женщин в парламенте, в то время как в странах Арабского региона этот показатель является самым низким. Однако в последнее время в арабских странах были приняты особые меры, направленные на сокращение этого разрыва (см. врезку 10).
  • Женщины мира, 2000 год: тенденции и статистика, ООН, 2000 год
  • Межпарламентский союз, Статистика и пресс-релизы, www.ipu.org

Гражданство

В статье 9 содержится требование к государствам-участникам предоставить женщинам равные с мужчинами права в отношении приобретения, изменения или сохранения их гражданства. Государства должны обеспечить, чтобы ни вступление в брак с иностранцем, ни изменение гражданства мужа во время брака не влекли за собой автоматического изменения гражданства жены. Брак не должен влечь за собой принудительного принятия женой гражданства мужа и превращать ее в лицо без гражданства. Государства-участники также предоставляют женщинам равные с мужчинами права в отношении гражданства их детей.

Часть III

В статьях 10–14 говорится об обязательствах государств-участников ликвидировать дискриминацию в области образования, занятости, здравоохранения, в экономической, общественной и культурной жизни.

Ликвидация дискриминации в области образования, здравоохранения, в экономической, общественной и культурной жизни

Образование

В статье 10 содержится требование к государствам-участникам ликвидировать дискриминацию в отношении женщин в области образования в связи с доступом к дошкольному, общему, специальному, профессиональному, высшему, техническому образованию, а также ко всем видам профессиональной подготовки.

Женщины и девочки как в городских, так и в сельских районах наравне с мужчинами и мальчиками должны получить доступ к одинаковым программам обучения, одинаковым экзаменам, преподавательскому составу одинаковой квалификации, школьным помещениям и оборудованию равного качества.

Любая стереотипная концепция роли мужчин и женщин должна быть устранена на всех уровнях и во всех формах обучения путем поощрения совместного обучения и пересмотра учебных пособий и школьных программ.

Женщинам и девочкам наравне с мужчинами и мальчиками должны быть предоставлены одинаковые возможности получения стипендий и других пособий на образование и одинаковые возможности доступа к программам продолжения образования, особенно тем программам, которые нацелены на сокращение разрыва в знаниях мужчин и женщин.

Необходимо предпринять усилия по сокращению числа девушек, не заканчивающих школу, и по разработке программ для девушек и женщин, преждевременно покинувших школу.

Девочки и женщины должны иметь одинаковые с мужчинами и мальчиками возможности активно участвовать в занятиях спортом и физической подготовкой, а также одинаковый доступ к специальной информации образовательного характера в целях содействия обеспечению здоровья и благосостояния семей, включая информацию и консультации о планировании размера семьи.

Врезка 2
Женщины и образование: достижения и проблемы
Охват школьным образованием

  • Гендерный разрыв в охвате начальным и средним школьным образованием сокращается, однако женщины и девочки все еще отстают от мужчин и мальчиков в некоторых странах Африки и Южной Азии.
Неграмотность
  • Несмотря на значительный прогресс в охвате школьным образованием, почти две трети из 876 млн. неграмотных в мире составляют женщины.
Высшее образование
  • Женщины добились значительных успехов в области охвата высшим образованием в большинстве регионов мира.
  • В районах Карибского бассейна и Западной Азии высшим образованием охвачено большее число женщин, чем мужчин.
Подготовка в области новых технологий
  • Число женщин превышает число мужчин, не имеющих элементарных навыков чтения, письма и счета и умения работать на компьютере, необходимых для овладения «новыми медийными» профессиями.
  • Во многих странах женщины представляют быстро растущую долю интернет-пользователей.
  • Женщины мира, 2000 год: тенденции и статистика, ООН, 2000 год
  • Фактологические бюллетени, Департамент общественной информации ООН, май 2000 года
  • www.un.org/womenwatch/daw/followup/session/presskit/presskit.htm

Занятость

В статье 11 содержится требование к государствам-участникам принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области занятости.

На основе равенства мужчин и женщин женщинам должно быть обеспечено право на труд; право на одинаковые возможности при найме на работу; право на свободный выбор профессии или рода работы; на продвижение в должности и гарантию занятости; на пользование всеми льготами, на получение профессиональной подготовки и переподготовки, включая ученичество.

Необходимо принимать меры, чтобы обеспечить женщинам право на равное вознаграждение, включая получение льгот, на равные условия в отношении труда равной ценности, а также на равный подход к оценке качества работы.

На равной основе с мужчинами женщинам должно быть обеспечено право на социальное обеспечение и право на охрану здоровья и безопасные условия труда, в том числе по сохранению функции продолжения рода.

Необходимо принимать соответствующие меры для предупреждения дискриминации в отношении женщин в области занятости по причине замужества или 16 материнства. Под угрозой применения санкций должно быть запрещено увольнение с работы на основании беременности, отпуска по беременности и родам или семейного положения.

Должны быть введены оплачиваемые отпуска или отпуска с сопоставимыми социальными пособиями по беременности и родам без утраты прежнего места работы, старшинства или социальных пособий.

К государствам также обращен призыв поощрять предоставление необходимых дополнительных социальных услуг, с тем чтобы позволить родителям совмещать выполнение семейных обязанностей с трудовой деятельностью и участием в общественной жизни, посредством создания сети учреждений по уходу за детьми. В период беременности женщинам должна быть обеспечена особая защита на тех видах работ, вредность которых для их здоровья доказана.

В статье 11.3 содержится требование к государствам-участникам периодически рассматривать законодательство, касающееся защиты прав в области занятости в свете научно-технических знаний в целях его пересмотра, отмены или расширения.

Врезка 3
Женщины и экономика: достижения и проблемы

  • В 2000 году доля женщин в составе рабочей силы в мире увеличивалась: они составляли, по крайней мере, треть трудящихся во всех регионах, за исключением Северной Африки и Западной Азии.
  • С 1980 года разница между уровнем экономической активности мужчин и женщин, то есть доля населения трудоспособного возраста в составе рабочей силы, сократилась как по регионам в целом, так и в каждом регионе в отдельности.
  • Самозанятость, частичная занятость и надомная работа расширили возможности для участия женщин в рабочей силе, однако для этих видов занятости по-прежнему характерны отсутствие гарантий, льгот и низкие доходы.
  • Хотя по-прежнему сохраняются препятствия для совмещения семейных обязанностей с трудовой деятельностью, больше женщин, чем прежде, участвуют в рабочей силе на протяжении своего репродуктивного возраста.
  • Женщины, и особенно молодые женщины, чаще бывают безработными и в течение более длительных периодов времени, чем мужчины.
  • Женщины по-прежнему остаются на нижнем уровне сегрегированного рынка труда и концентрируются в нескольких профессиях, занимая малоавторитетные или неавторитетные должности и получая меньшую заработную оплату, чем мужчины.
  • Женщинам, проживающим в сельской местности, и женщинам из числа трудящихся-мигрантов приходится особенно трудно в периоды экономических спадов, когда они значительно чаще оказываются безработными и нередко вынуждены выполнять еще больший объем неоплачиваемой работы.
  • Женщины мира, 2000 год: тенденции и статистика, ООН, 2000 год
  • Фактологические бюллетени, Департамент общественной информации ООН, май 2000 года

Здравоохранение

В статье 12 содержится требование к государствам-участникам принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области здравоохранения, с тем чтобы на основе равенства мужчин и женщин обеспечить доступ к медицинскому обслуживанию, в частности в том, что касается планирования размера семьи.

Государства также должны обеспечить женщинам соответствующее обслуживание в период беременности, родов и послеродовой период, предоставляя, когда это необходимо, бесплатные услуги. Им также должно быть обеспечено соответствующее питание в период беременности и кормления.

В статье 13 содержится требование к государствам-участникам ликвидировать дискриминацию в отношении женщин в экономической и социальной жизни. На основе равенства мужчин и женщин им должны быть обеспечены равные права на семейные пособия, на получение займов, ссуд под недвижимость и других форм финансового кредита. Они также должны иметь равное с мужчинами право участвовать в мероприятиях, связанных с отдыхом, занятиях спортом и во всех областях культурной жизни.

Врезка 4
Женщины и здравоохранение: достижения и проблемы

  • Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) примерная ежегодная смертность в мире от причин, связанных с беременностью, составляет почти 600 тыс. случаев, в то время как в 8 млн. случаев инвалидность вызвана именно такими причинами.
  • Отсутствие доступа к медицинскому обслуживанию, и особенно к акушерской помощи в экстренных случаях, является одной из основных причин высокого уровня смертности среди женщин, имеющих осложнения в период беременности и родов.
  • На женщин приходится почти половина всех случаев ВИЧ/СПИДа, и в странах с высоким уровнем распространения ВИЧ молодые женщины подвергаются большему риску ВИЧ-инфицирования, чем молодые мужчины.
  • В некоторых странах Африки более половины всех женщин и девочек были подвергнуты калечащим операциям на половых органах, несмотря на законодательные меры, запрещающие такую практику.
  • Женщины мира, 2000 год: тенденции и статистика, ООН, 2000 год
  • Фактологические бюллетени, Департамент общественной информации ООН, май 2000 года
  • www.un.org/womenwatch/daw/followup/session/presskit/presskit.htm

Дискриминация в отношении женщин, проживающих в сельской местности

В статье 14, являющейся единственным международным договорным обязательством, которое затрагивает особые потребности женщин, проживающих в сельской местности, требуется, чтобы государства-участники принимали во внимание особые проблемы этих женщин и значительную роль, которую они играют в обеспечении экономического благосостояния своих семей, в том числе их деятельность в нетоварных отраслях хозяйства.

К государствам-участникам обращен призыв принимать все соответствующие меры для обеспечения применения в полной мере положений этой Конвенции к женщинам, проживающим в сельской местности, и для обеспечения их участия в развитии сельских районов и в получении выгод от такого развития на основе равенства мужчин и женщин.

Они должны иметь равные права на участие в разработке и осуществлении планов развития, иметь доступ к соответствующему медицинскому обслуживанию, включая планирование размера семьи, непосредственно пользоваться благами социального страхования, получать все виды подготовки и образования, организовывать группы самопомощи и кооперативы и участвовать во всех видах коллективной деятельности.

Женщины, проживающие в сельской местности, также должны иметь равный с мужчинами доступ к сельскохозяйственным кредитам и займам, системе сбыта, соответствующей технологии и равный статус в земельных и аграрных реформах, а также в планах перезаселения земель.

Женщинам, проживающим в сельской местности, также должны быть предоставлены равные с мужчинами права пользоваться надлежащими условиями жизни, включая санитарные услуги, электро- и водоснабжение, транспорт и средства связи.

Часть IV

Последние существенные положения содержатся в части IV, где государства-участники признают за женщинами равенство с мужчинами перед законом, в осуществлении юридических прав, а также в брачном и семейном праве.

Равенство перед законом, а также в брачном и семейном праве

В статье 15 женщинам гарантируется равенство с мужчинами перед законом. Женщины должны иметь одинаковую с мужчинами гражданскую правоспособность; они должны иметь право заключать договоры, управлять имуществом, а также пользоваться равным отношением к ним на всех этапах разбирательства в судах и трибуналах.

Все договоры и другие частные документы любого рода, имеющие своим правовым последствием ограничение правоспособности женщин, считаются недействительными, в то время как мужчинам и женщинам должны быть предоставлены одинаковые права на свободу передвижения и выбора места проживания и местожительства.

В статье 16 содержится требование к государствам-участникам ликвидировать дискриминацию в отношении женщин во всех вопросах, касающихся брака и семейных отношений.

Женщины должны иметь одинаковые с мужчинами права на вступление в брак только со своего свободного и полного согласия и на свободный выбор супруга. Они должны иметь одинаковые права и обязанности в период брака и при его расторжении, одинаковые права и обязанности как родителей и одинаковые права свободно и ответственно решать вопрос о числе детей и промежутках между их рождениями и иметь свободный доступ к информации, образованию, а также средствам, которые позволяют им осуществлять эти права. Женщины должны иметь одинаковые личные права мужа и жены, в том числе право выбора фамилии, профессии и занятия, а также равные права в отношении их имущества. Государства-участники также соглашаются, что обручение и брак ребенка не имеют юридической силы, и принимаются все необходимые меры, включая законодательные, с целью определения минимального брачного возраста и обязательной регистрации браков в актах гражданского состояния.

Часть V

В части V Конвенции говорится об учреждении Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин в целях рассмотрения хода осуществления Конвенции; в этой части излагаются обязательства по подготовке и представлению докладов государствами-участниками и устанавливается время заседаний Комитета, место их проведения и рамки представления докладов.

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин

Комитет, учрежденный для рассмотрения хода осуществления Конвенции, создается в соответствии со статьей 17 Конвенции. Он состоит из 23 экспертов, обладающих высокими моральными качествами и компетентностью в областях, охватываемых Конвенцией.

Хотя члены Комитета выдвигаются и избираются государствами — участниками Конвенции, они выступают в своем личном качестве, а не как представители правительств. Статьи 19–22 Конвенции касаются функционирования Комитета, при этом в статье 21 предусматривается, что Комитет может вносить предложения и рекомендации общего характера, основанные на изучении докладов и информации, полученных от государств-участников.

Обязательства по представлению докладов

В статье 18 говорится об обязательстве государств — участников Конвенции представлять Генеральному секретарю для рассмотрения Комитетом доклады о мерах, принятых ими с целью выполнения положений Конвенции, в течение одного года со дня вступления Конвенции в силу для заинтересованного государства-участника и после этого, по крайней мере, через каждые четыре года и далее тогда, когда об этом запросит Комитет.

Национальные положения, способствующие достижению равенства между мужчинами и женщинами

В статьях 23 и 24 предусматривается, что в Конвенции ничто не затрагивает какие-либо положения национального законодательства или международных соглашений, имеющих силу для государства-участника, которые могут способствовать достижению равенства между мужчинами и женщинами; в этих статьях говорится также об обязанности государств-участников принять на национальном уровне все необходимые меры для достижения полной реализации прав, признанных в данной Конвенции.

Часть VI

Заключительные положения: участие в договоре, оговорки, механизм разрешения споров и аутентичные тексты

Статьи 25–27 включают положения об участии в договоре, а также о процедурах пересмотра Конвенции и назначении Генерального секретаря в качестве депозитария Конвенции.

В статье 28 говорится о предоставлении государствам-участникам права принимать Конвенцию, сопроводив ее оговорками, однако предусматривается, что оговорки, не совместимые с целями и задачами Конвенции, не допускаются. Оговорки могут быть сняты в любое время путем соответствующего уведомления, направленного на имя Генерального секретаря.

В статье 29 предусматривается, что любой спор между двумя или несколькими государствами-участниками относительно толкования Конвенции, который не может быть решен путем переговоров, может быть передан на арбитражное разбирательство, и, если сторонам не удается прийти к согласию относительно организации арбитражного разбирательства, данный спор может быть передан в Международный Суд. Оговорки в соответствии со статьей 29 являются допустимыми, и другие государства-участники не несут обязательств, вытекающих из указанного пункта данной статьи, в отношении какого-либо государства-участника, сделавшего подобную оговорку.

В статье 30 предусматривается, что Конвенция, тексты которой на английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском языках являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю.

Правозащитные организации выпустили доклад о домашнем насилии в условиях локдауна с марта по май 2020 года. Доклад представил «МБХ медиа» проект «Зона права», от которых его подготовили адвокаты Светлана Громова и Ольга Карачева. Кроме них в подготовке участвовали Центр «АННА», Консорциум Женских Неправительственных Объединений, центр «Сестры», проект «Ты не одна», центр «Китеж» и проект «Правовая инициатива».

Ранее «МБХ медиа» писало о том, как локдаун и пандемия повлияли на ситуацию с домашним насилием — Виктория Ли опросила 176 правозащитных организаций, чтобы понять, как меняется ситуация и с какими проблемами сталкиваются женщины и правозащитники.

Коротко рассказываем о новом докладе правозащитников.

В четырех стенах с агрессором

На всплеск домашнего насилия «самоизоляция» повлияла не только в России. Об этом даже говорил генсек ООН Антониу Гутьерреш — по его словам, COVID-19 сделал замкнутые пространства опаснее, и противодействие домашнему насилию стало важной частью реагирования на пандемию коронавируса.

По подсчетам правозащитных организаций, помощи с марта по июнь в России попросили более 13 тысяч женщин. О похожих цифрах говорила и уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова — она тоже основывалась на данных правозащитников. Но по подсчетам МВД, количество случаев домашнего насилия за первый квартал 2020 года упало на 13 процентов по сравнению с первым кварталом 2019 года.

В некоторых случаях ситуация была настолько критической, что правозащитники даже эвакуировали пострадавших женщин — так, «Правовая инициатива» сообщает о девяти случаях эвакуаций на Кавказе. Правозащитники считают, что смягчение карантинных мер на ситуацию с домашним насилием никак не влияет; пример тому — убийство мужем молодой матери в Гудермесе, за которое никто не понес ответственности.

«Мы принимаем меры»

Полиция во время локдауна следила не за домашним насилием, а за соблюдением карантинных мер — об этом говорят и жертвы насилия, которые искали у полицейских помощи. Тем не менее, в конце мая полицейские предложили не наказывать бежавших от домашнего насилия женщин за нарушение «самоизоляции».

Правозащитники направили правительству, МВД и региональным властям открытое письмо, в котором просили принять меры для защиты жертв домашнего насилия. Ответ на него дали только федеральное МВД и власти 18 регионов. В полиции сообщили, что они принимают «комплекс соответствующих предупредительных мер», и реагируют «на все сообщения о преступлениях, включая те, что касаются домашнего насилия». Только шесть регионов сообщили о введении дополнительных мер — в основном они касаются открытия горячих линий и убежищ для жертв насилия. Например, в Санкт-Петербурге из-за карантина вынуждены были закрыть убежища, но четыре гостиницы предоставили 20 номеров для жертв насилия.

Тем временем во время локдауна Совет Федерации прекратил работу над законопроектом о профилактике домашнего насилия, а спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко заявила, что на изоляции семьи наоборот «сплотились», и усомнилась в росте случаев насилия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх