Куперс

Бухучет и анализ

Затраты заказчика в строительстве

Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций

Долгосрочные инвестиции — это затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий (п. 1.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций).

Долгосрочные инвестиции

К объектам долгосрочных инвестиций относятся основные средства и нематериальные активы.

Долгосрочные инвестиции связаны с:

  • осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы;
  • приобретением основных средств: зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов или их частей;
  • приобретением земельных участков и объектов природопользования;
  • приобретением и созданием активов нематериального характера.

Целями учета долгосрочных инвестиций являются:

  • своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при строительстве объектов по их видам и учитываемым объектам;
  • обеспечение контроля за ходом выполнения строительства, вводом в действие производственных мощностей и объектов основных средств;
  • правильное определение и отражение инвентарной стоимости вводимых в действие и приобретенных объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов;
  • контроль за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций.

В балансе долгосрочные инвестиции отражаются в разделе I «Внеоборотные активы» по статье «Прочие внеоборотные активы». В этой статье отражаются затраты на вложения во внеоборотные активы организации, учитываемые на соответствующих субсчетах счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», в частности затраты организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к учету в качестве объектов НМА или ОС (сальдо дебетовое по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы»).

Учет долгосрочных инвестиций

Учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим расходам:

  • в целом по строительству и по отдельным объектам (зданию, сооружению и др.), входящим в него;
  • по приобретаемым отдельным объектам основных средств, земельным участкам, объектам природопользования и нематериальным активам.

При строительстве объектов застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом с начала строительства, в разрезе отчетных периодов до ввода объектов в действие или полного производства соответствующих работ и затрат.

Наряду с учетом затрат по фактической стоимости застройщик независимо от способа производства строительных работ ведет учет произведенных капитальных вложений по договорной стоимости.

При организации учета затрат по строительству объектов застройщику необходимо предусматривать получение информации о воспроизводственной и технологической структуре затрат, способе производства строительных работ, а также предназначении строящихся объектов и иных приобретений.

Объектами долгосрочных инвестиций являются объекты нематериальных активов и основных средств. Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по субсчетам:

08-1 «Приобретение земельных участков»,

08-2 «Приобретение объектов природопользования»,

08-3 «Строительство объектов основных средств»,

08-4 «Приобретение объектов основных средств»,

08-5 «Приобретение нематериальных активов»,

08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо»,

08-7 «Приобретение взрослых животных»,

08-8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ».

На субсчете 08-1 «Приобретение земельных участков» учитываются затраты по приобретению организацией земельных участков.

На субсчете 08-2 «Приобретение объектов природопользования» учитываются затраты по приобретению организацией объектов природопользования.

На субсчете 08-3 «Строительство объектов основных средств» учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом).

На субсчете 08-4 «Приобретение объектов основных средств» учитываются затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа.

На субсчете 08-5 «Приобретение нематериальных активов» учитываются затраты на приобретение нематериальных активов.

На субсчете 08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо» учитываются затраты по выращиванию в организации молодняка продуктивного и рабочего скота, переводимого в основное стадо.

На субсчете 08-7 «Приобретение взрослых животных» учитывается стоимость взрослого и рабочего скота, приобретенного для основного стада или полученного безвозмездно, включая расходы по его доставке.

На субсчете 08-8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» учитываются расходы, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» — активный.

Сальдо начальное (дебетовое) по счету 08 показывает величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции приобретения основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов, а также формирования основного стада на начало периода.

По дебету счета 08 (дебетовый оборот) — отражаются фактические затраты застройщика, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и других соответствующих активов.

По кредиту счета 08 (кредитовый оборот) — приемка объектов на учет.

Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и др., принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 04 «Нематериальные активы» и др.

Сальдо конечное (дебетовое) по счету 08 отражает величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции приобретения основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов, а также формирования основного стада на конец периода.

При продаже, передаче безвозмездно и др. вложений, учитываемых на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», их стоимость списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет по счету 08

Аналитический учет по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» ведется:

  • по затратам, связанным со строительством и приобретением основных средств, — по каждому строящемуся или приобретаемому объекту основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о затратах на:
  • строительные работы и реконструкцию;
  • буровые работы;
  • монтаж оборудования;
  • оборудование, требующее монтажа;
  • оборудование, не требующее монтажа, а также на инструменты и инвентарь, предусмотренные сметами на капитальное строительство; проектно-изыскательские работы; прочие затраты по капитальным вложениям;
  • по затратам, связанным с приобретением нематериальных активов, — по каждому приобретенному объекту;
  • по затратам, связанным с формированием основного стада, — по видам животных (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, лошади и т.д.);
  • по расходам, связанным с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ — по видам работ, договорам (заказам).

Основные типовые проводки по счету 08

НДС по приобретенным долгосрочным инвестициям

Для того, чтобы принять к вычету НДС по приобретенным внеоборотным объектам нужно соблюдение следующих условий:

  • объект будет использоваться для облагаемых НДС операций, в противном случае сумма НДС будет включаться в стоимость объекта (при использовании как в облагаемых, так и в не облагаемых НДС операциях, надо разделить сумму налога на принимаемый к вычету и включаемый в стоимость объекта);
  • наличие счета-фактуры поставщика;
  • объект списан с 08 счета на счета учета основных средств и нематериальных активов.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на территорию России основных средств, оборудования к установке, и нематериальных активов, производятся в полном объеме после принятия на учет.

Налоговый кодекс не разъясняет на каком счете должны учитываться внеоборотные активы в момент вычета — на счете 08 или на 01,03,04 счетах, то есть когда объекты полностью готовы к использованию. Существует два противоположных мнения экспертов и судебных решений. Официальная позиция Минфина — принять к вычету НДС можно только после списания объектов со счета 08 и отражения их на 01,03,04 счетах. Выбор остается за бухгалтером.

О том, как учитывать НДС к вычету при строительстве читайте в статье про капитальное строительство.

Практический пример по учету долгосрочных инвестиций

Салон красоты «Лилия» приобрел диван для холла (производство Италия) за 50 500 руб. (в т.ч. НДС). Бухгалтер отнес диван к долгосрочным инвестициям, который будет учитываться в качестве основного средства.

Стоимость дивана отнесена на счет «08» Вложения во внеоборотные активы», а также расходы на его доставку в размере 3500 руб (в т.ч. НДС).

  1. Дебет 08-4 Кредит 60 – 42 796,61 руб. отражена стоимость дивана без НДС;
  2. Дебет 19 Кредит 60 – 7 703,39 руб. учтен НДС;
  3. Дебет 08-4 Кредит 60 – 2 966,10 руб. отражена доставка за диван без НДС;
  4. Дебет 19 Кредит 60 – 533,90 руб. учтен НДС по доставке.

Больше расходов, связанных с приобретением дивана не планируется. По дебету счета 08-4 , аналитика «Диван для холла (производство Италия)» сформировалась сумма 42 796, 61 + 2 966, 10 руб = 45 762,71 руб. Эта сумма будет закрыта на 08 счете списанием на 01 счет:

Дебет 01 Кредит 08.4 – 45 762,71 руб. – введен в эксплуатацию диван для холла.
Дебет 68 Кредит 19 – 8 237.29 руб. — НДС принят к вычету.

Как вести управленческий учет в строительстве

Каждая отрасль имеет свою специфику, которую обязательно нужно учитывать при организации учета. Строительная деятельность отличается от большинства других составом бюджетных статей и их сметным характером. Есть и другие важные нюансы планирования. Рассмотрим, какие особенности финансового управления оказывают влияние на ведение и организацию управленческого учета в строительных компаниях.

Что собой представляет управленческий учет

Управленческий учет – это системная деятельность по всестороннему анализу (измерению, обобщению, истолкованию и т.п.) различных производственных показателей, оказывающих влияние на принятие решений по управлению.

Управленческий учет существует наряду с бухгалтерским, напрямую связан с ним. Бухучет является фундаментом и информационной платформой для показателей управленческого учета.

В зависимости от того, какие именно показатели изучаются, управленческий учет можно подразделить на:

  • производственный;
  • учет по местам возникновения затрат;
  • учет фактических затрат (вычисление себестоимости).

На что направлен управленческий учет

Цель управленческого учета – обеспечить руководство информацией, на основе которой будут приниматься решения. В рамках поставленной цели эта деятельность призвана выполнять следующие задачи:

  • составление производственного бюджета;
  • планирование деятельности организации (ресурсные, бюджетные планы);
  • повышение эффективности бизнес-затрат;
  • минимизация финансовых рисков;
  • контроль денежной составляющей;
  • анализ и коррекция выбранной стратегии управления.

Специфика строительной отрасли с точки зрения управленческого учета

Для строительства как деятельности характерен ряд специфических нюансов, которые обуславливают повышенный финансовый риск при реализации проектов в этой сфере. Управленческий учет позволяет значительно уменьшать степень риска, если он организован и ведется на основе принятых во внимание отраслевых факторов.

  1. Зависимость от государства. Строительство, как никакая другая сфера, во многом подчиняется государственной «машине», в первую очередь, в получении разрешительных документов, согласовании, оформлении и т.п. Расходы на эти действия трудно запланировать заранее.
  2. Длинный инвестиционный цикл. Стройка – дело небыстрое. От начала воплощения проекта до его завершения (принятия комиссией готового здания) может пройти несколько лет, иногда и десятилетие, а за это время положение на рынке может существенно перемениться.
  3. Каждый проект – единственный. Да, существуют типовые сооружения, но даже их нужно адаптировать под определенную местность, учитывать и другие уникальные нюансы.
  4. Проектно-сметный характер деятельности. Финансовое планирование опирается на ранее составленную смету, от которой зависит эффективность проекта.
  5. Своеобразная управленческая структура. Большая часть отечественных строительных организаций функционирует в виде холдингов, объединяющих в себе некоторые производства, компанию-подрядчика, проектное бюро, инвестиционную компанию и др. Иногда над этой структурой существует отдельная управляющая компания, в ряде случаев ее функции выполняет инвестор.
  6. Человеческий фактор. К сожалению, следует отметить, что нередко персонал и управляющие строительными компаниями плохо приемлют нововведения в области методик управления, информационных систем, что может затруднять внедрение эффективного управленческого учета.

НАПРИМЕР. Строительная фирма возводит многоквартирный дом, жилье в котором планируется реализовать. Чем ближе завершение стройки, тем выше цена квартир. В готовом и принятом доме они будут стоить значительно дороже, чем на начальном этапе строительства. Поэтому трудно соотнести план строительства с планом реализации квартир. Нужно вести учет таким образом, чтобы на каждом этапе продавать столько квартир, учитывая меняющуюся цену, чтобы иметь возможность как минимум финансирования данного этапа строительных работ.

Методики управленческого учета

В настоящее время разработано несколько информационных систем управленческого учета, которые по-разному подходят к бюджетированию:

  • «Директ-костинг» обобщает прямые затраты отдельно по каждому строительному объекту, а косвенные затраты списывает на уменьшение операционной прибыли, демонстрируя взаимосвязь между прибылью строительной организации, объемом ее производства и понесенными затратами;
  • «Стандарт-кост» предлагает разработать по каждой статье расходов определенные показатели нормы, учитывая фактические затраты и регистриуя отклонения от обозначенных норм;
  • CVP-анализ (от англ. «costs-volumе –profit» – «затраты-объем-прибыль») – регистрирует взаимосвязь издержек, реализационных цен, производственной деятельности и итогового финансового результата.

Данные методики применяются в строительстве в интеграции. Особенно важно использование «Стандарт-кост», поскольку проектно-этапный характер данного производства предусматривает достижение конкретных нормированных показателей – строительных стандартов.

К СВЕДЕНИЮ! Знаменитое «правило Гантта» гласит, что расходы, превышающие нормы, не должны включаться в затратные счета, а относиться на тех лиц, кто за них ответственен.

Отечественные сложности внедрения управленческого учета

Главная причина, по которой более 2/3 руководителей компаний принимает управленческие решения большей частью интуитивно, – отсутствие понимания необходимости такого учета. Кроме этого, можно выделить еще ряд препон, стоящих на пути эффективного бюджетирования в строительной отрасли:

  • неоперативность существующей отчетности – из-за запаздывания учетной документации информация в ней часто становится неактуальной;
  • безадресность – затраты группируются не по центрам финансовой ответственности, а просто поэлементно, то есть часто неясно, к какому из строительных подразделений относится та или иная группа бюджетных элементов;
  • отсутствие мотивации экономить – снижение издержек не является привлекательным для руководства, внутренняя отчетность весьма несовершенна;
  • ряд нерешенных проблем учета – так, например, аналитический учет значительной части отрасли – незавершенного строительства – практически не ведется.

Основные принципы организации управленческого учета в строительстве

Принимая во внимание специфику строительной отрасли и объективные трудности внедрения управленческого учета, особенно автоматизированного, можно обобщить рекомендации для строительных компаний, которые стремятся ввести у себя эффективный управленческий учет:

  1. Опора на бухгалтерский учет (с принятыми на предприятии планом счетов, привычными формами отчетности, общепринятой двойной записью «дебет-кредит» и т.п.).
  2. Достижение максимальной оперативности и фактического отображения финансов в соответствующей документации.
  3. Приоритетность экономической реальности над документальным проведением.
  4. Максимальное отделение прямых затрат от косвенных расходов на уровне «первички».
  5. Совмещение всех статей бюджета (активов, пассивов, оборотов).
  6. Учитывая проектно-сметный характер бюджетирования строительной организации, дополнительно:
  • прямые расходы учитываются отдельно по строительным объектам;
  • амортизация строительной техники и механизмов списывается в зависимости от объема работ на конкретных объектах;
  • накладные расходы распределять по объектам по единому выбранному методу (наиболее целесообразно соотносить их с заработной платой рабочих);
  • принять определенные нормы для распределения накладных расходов в обозначенной пропорции (коммерческие, общехозяйственные, общепроизводственные);
  • включать в стоимость основных активов затраты на транспорт, материальные запасы, складирование и пр.

Данные управленческого учета имеют значение не только для бухгалтерии, но и для всей политики менеджмента строительной организации. На их основе могут быть сформированы общепонятные формы финансовой отчетности, такие как баланс, отчет о прибылях и убытках и др. Результативность данного вида учета позволит вывести управление компанией на качественно новый уровень – интегрированный, который увязывает учет с каждым этапом строительной деятельности и помогает достигать запланированного результата, в первую очередь, финансового.

Строительство. Состав расходов на содержание заказчика

СОСТАВ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ЗАКАЗЧИКА

Как известно, заказчики, наряду с инвесторами и подрядчиками, являются субъектами инвестиционной деятельности.
Заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов. В целях реализации инвестиционных проектов на заказчика возлагается целый ряд важных функций, и расходы на содержание заказчика включаются в первоначальную стоимость объекта строительства.
В статье мы расскажем, какие расходы включаются в состав расходов на содержание заказчика, а также кратко рассмотрим другие вопросы, касающиеся деятельности этого субъекта инвестиционной деятельности.
Прежде всего, отметим, что статус заказчика строительства, помимо Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 25.02.1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее — Закон N 39-ФЗ), определен «Положением о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре», утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 02.02.1988 г. N 16 (далее — Положение о заказчике-застройщике). Документ этот был принят еще во времена плановой экономики, но до настоящего времени он не отменен и остается действующим в части, не противоречащей нормативным правовым актам, вступившим в действие в более позднее время. О том, что этот документ продолжает применяться организациями, осуществляющими деятельность в строительной отрасли, свидетельствует Постановление ФАС Московского округа от 25.03.2013 г. по делу N А40-90728/12-92-829.

Организация службы заказчика и определение затрат на ее функционирование

Главная|Статьи|Организация службы заказчика и определение затрат на ее функционирование Версия для печати

Одним из субъектов инвестиционной деятельности является заказчик, который в соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (от 25.02.99 No39-ФЗ) может быть физическим или юридическим лицом и по договору с инвестором или государственным заказчиком осуществляет реализацию инвестиционного проекта.
Нормативная численность аппарата заказчика
Вопросы правильного расчета затрат на осуществление функций заказчика, порядок их утверждения и оплаты казначейством выполняемых службой заказчика услуг при строительстве объектов для государственных нужд за счет средств федерального бюджета являются актуальными для проектных организаций, инвесторов, заказчиков и органов государственного надзора и контроля за строительством. Выполнение всеми участниками инвестиционной деятельности изложенных в статье рекомендаций Госстроя России позволит повысить эффективность использования выделяемых инвестиций и сократить расходы при реализации государственных инвестиционных программ.
Заказчиком может быть юридическое лицо любой организационной и правовой формы, в том числе бюджетное учреждение (организация), зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации, или структурное подразделение инвестора (дирекция строящегося предприятия, управление или отдел капитального строительства, группа технического надзора действующего предприятия и т. д.), наделенное инвестором необходимыми полномочиями для выполнения возложенных на него функций.
По состоянию на 19.01.05 при строительстве объектов за счет средств федерального бюджета по вопросам функционирования службы заказчика следует руководствоваться следующими правовыми и нормативными документами.
Основные функции, задачи, права и ответственность службы заказчика при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации определены в Положении о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации, утвержденном постановлением Госстроя России от 08.06.01 No 58. С выходом данного Положения признано не действующим на территории Российской Федерации Положение о заказчикезастройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 02.02.88 No 16.
Порядок финансирования деятельности службы заказчика, предельная численность аппарата, предельные размеры затрат на выполнение предусмотренных договором с инвестором функций приведены в Методическом пособии по расчету затрат на службу заказчика-застройщика (письмо Минстроя России от 13.12.95 No ВБ-29/12-347), в Методическом пособии по организации деятельности государственного заказчика на строительство и заказчика-застройщика (МДС 11-15.2001).
Действующими нормативными документами не устанавливаются ограничения по организации службы заказчика при строительстве жилья или проведении технического перевооружения, реконструкции, расширении действующего производства, проведении капитального ремонта. Вместе с тем Госстрой России считает целесообразным организацию службы заказчика при годовом объеме финансирования строительства объекта в текущем уровне цен не менее 50 млн рублей. При меньших размерах инвестиций следует на договорных началах возложить осуществление функций заказчика (технического надзора) действующей в данном населенном пункте (регионе) службе заказчика с расходованием на эти цели до 1,1% от объема выполненных строительно-монтажных работ (приложение No2 к постановлению Госстроя России от 13.02.03 No 17).
Предельная численность аппарата службы заказчика установлена в приложении No 1 постановления Госстроя России от 13.02.03 No 17 в зависимости от годового объема инвестиций в ценах на 01.01.01.
При определении нормативной численности аппарата заказчика объемы капитальных вложений следует приводить к первому территориальному району в соответствии с Общими положениями по применению сметных норм и расценок на строительные работы (СНиП 4.02-91, СниП 4.05-91.).
Инвестиции, передаваемые для реализации другим юридическим или физическим лицам, при расчете численности аппарата заказчика не учитываются.
Таблица 1. Нормативы численности аппарата службы заказчиказастройщика в зависимости от годового объема капитальных вложений

При большой территориальной разбросанности строящихся в сельской местности объектов численность аппарата может быть увеличена сверх установленного норматива путем использования повышающего коэффициента для сельской местности 1,5.
В расчетную численность аппарата не включается обслуживающий персонал, в том числе водители служебного автотранспорта, уборщицы, сторожевая охрана, работники складского хозяйства и т. д. Затраты на содержание данных категорий работников не учитываются в предельном лимите численности аппарата, и расходы по их содержанию относятся на соответствующие статьи материальных затрат.
В соответствии с установленным порядком инвестор самостоятельно определяет необходимость реализации инвестиционного проекта, его экономическую эффективность, сроки строительства, место расположения объекта и другие параметры (площадь застройки, этажность, технологию получаемого продукта и т. д.).
При разработке проектно-сметной документации проектная организация включает планируемые расходы на выполнение функций заказчика в главу 10 сводного сметного расчета в размерах, определяемых нормативными документами Госстроя России.
На стадии подготовки инвестиционного проекта деятельность службы заказчика финансируется за счет основной деятельности инвестора, а при реализации конкретного инвестиционного проекта – за счет сметы стройки. Не допускается финансирование службы заказчика при реализации конкретного инвестиционного проекта сразу из нескольких источников, то есть за счет сметы стройки и основной деятельности инвестора.
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 28.08.01 No 128-ФЗ и Положением о лицензировании строительной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.03.96 No 351 и Перечнем работ, составляющих виды строительной деятельности, утвержденным приказом Минстроя России от 05.09.96 No 17-119, для выполнения функций заказчика необходимо иметь лицензию на данный вид деятельности и соответствующую запись в уставе (положении) юридического лица, утвержденном в установленном порядке.
Таблица 2. Нормативы затрат на содержание службы заказчиказастройщика, технического надзора, управлений (отделов) капитального строительства, дирекций по реализации целевых программ и строящихся предприятий, осуществляющих строительство с использованием средств федерального бюджета на 2003-2004 гг.

Договор между инвестором и службой заказчика
Процесс реализации конкретного инвестиционного проекта начинается с заключения договора (контракта) между инвестором (государственным заказчиком) и службой заказчика. Договор является основным правовым документом во взаимоотношениях между ними и определяет права, обязанности и ответственность службы заказчика перед инвестором за целевое обоснованное использование финансовых, материальных и иных ресурсов и имущества инвестора и установленные сторонами сроки строительства и ввода объекта в эксплуатацию.
Указанным договором стороны устанавливают размер вознаграждения службе заказчика за выполнение возложенных на него обязанностей, и инвестором утверждается смета расходов. При строительстве объектов за счет средств федерального бюджета или внебюджетных фондов предельный размер затрат на выполнение функций заказчика и численность аппарата не должны превышать нормативов, устанавливаемых нормативными документами Госстроя России. В настоящее время данные нормативы установлены приложением 2 к постановлению от 13.02.03 No 17 в зависимости от годового объема инвестиций количества строящихся объектов и их территориальной разбросанности.
В данных нормативах не учтены затраты, связанные с осуществлением заготовительноскладской деятельности, приобретением жилья для переселенцев, беженцев, военнослужащих, проведением аукционов по продаже объектов незавершенного строительства, консервацией и реставрацией объектов и других работ, затраты по которым регламентируются иными нормативными документами, а при их отсутствии на основании расчетов затрат.
В отдельных случаях, когда установленный Госстроем России норматив не обеспечивает выполнения в полном объеме всех предусмотренных договором с инвестором функций и задач, допускается составление индивидуального сметного расчета и применение его по согласованию с инвестором, а при строительстве объектов за счет средств федерального бюджета – с Госстроем России.
_______________________
При реализации коммерческих проектов численность аппарата и стоимость услуг определяются сторонами при заключении договора.
В случае, когда имеет место несколько различных источников финансирования объектов или строительство конкретного объекта финансируется из нескольких источников (инвесторов), смета расходов утверждается (согласовывается) с каждым инвестором с соблюдением пропорций расходования средств в соответствии с долей финансирования каждого инвестора данного объекта.
Для определения размера затрат на функционирование службы заказчика составляется смета расходов указанной службы на строительство конкретного объекта, а в случае строительства нескольких объектов составляется смета на строительство всех предусмотренных договором объектов, как правило, на календарный год и утверждается инвестором (инвесторами).
Основные положения по расчету затрат на выполнение функций заказчика изложены в письме Госстроя России от 07.04.94 NoВБ-12-64 и в Методическом пособии по расчету затрат на службу заказчика-застройщика, рекомендованного к применению письмом Минстроя России от 13.12.95 NoВБ-29/12-347.
Смета расходов службы заказчика
Как правило, инвестор утверждает смету расходов не только в виде конкретной суммы, но и в процентах от планируемых к освоению инвестиций, так как оплата сметы расходов службы заказчика производится только после оплаты инвестором (службой заказчика) выполненных строительно-монтажных работ подрядной организацией в размере (%), определенных договором между инвестором и службой заказчика.
В смету расходов службы заказчика включается налог на добавленную стоимость (письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 22.04.02 No 03-1-09/1130/15-П581). В указанный в постановлении Госстроя России норматив затрат не включена оплата ряда работ, как правило, выполняемых службой заказчика, но включаемых не в 10-ю, а иные главы сводного сметного расчета. К таким расходам относятся заготовительно-складские расходы, в случае поставки заказчиком для строительства материалов, подготовка и проведение подрядных торгов при поиске подрядной организации, а также поставщиков оборудования и основных строительных материалов, подбор проектно-изыскательных организаций, выбор страховой компании, расчет индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ для каждого конкретного объекта, таможенное оформление грузов, проведение переоценки незавершенного строительства и т. д.
Дополнительные работы, выполняемые службой заказчика в соответствии с поручением инвестора и предусмотренные договором между ними, оплачиваются инвестором дополнительно сверх норматива, устанавливаемого Госстроем России, на основании действующих нормативных документов по расходованию средств на данный вид работы, а при отсутствии таких документов – на основании соответствующих расчетов. На указанные виды расходов согласования с Госстроем России не требуется. При этом указанные расходы должны быть учтены в сводном сметном отчете.
Расходы по содержанию заказчиков осуществляются за счет средств, предназначенных на финансирование капитального строительства, и включаются в балансовую стоимость введенных в эксплуатацию объектов.
Учет расходов на функционирование заказчиков-застройщиков ведется постатейно в журнале-ордере No 10-с на счете 26 «Общехозяйственные расходы». В дальнейшем общая сумма затрат относится на счет 08 «Капитальные вложения» (см. табл. 3.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАВОВЫХ
И НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СЛУЖБЫ ЗАКАЗЧИКА
Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 No 39-ФЗ.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 11.10.01 No 714 «Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета» и Правила подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.97 No 1636.
Письмо Минтруда России от 12.04.93 No 670-РБ.
Методическое пособие по расчету затрат на службу заказчика-застройщика (письмо Минстроя России от 13.12.95 No ВБ-29/12-347).
Перечень работ, составляющих виды строительной деятельности (приказ Минстроя России от 25.03.96 No 35).
Письмо Минстроя России от 19.02.97 No ВБ-29/12-61.
Письмо Минстроя России от 02.07.97 No ВБ-20-168/12.
Письмо Министерства РФ по налогам и сборам «О налоге на добавленную стоимость» от 22.04.02 No 03-1-09/1130/15-П581.
Постановление Госстроя России от 13.02.03 No 17.
Положение о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации (утверждено постановлением Госстроя России от 08.06.01 No 58).
Методические рекомендации по определению стоимости затрат, связанных с проведением подрядных торгов в Российской Федерации.
Методическое пособие по организации деятельности государственного заказчика на строительство и заказчика-застройщика МДС 11-15.01.
Письмо Госстроя России от 08.06.01 No НЗ-3082/10.
Методическое пособие по организации деятельности государственного заказчика на строительство и заказчика-застройщика.
Письмо Министерства финансов РФ «О передаче части функций государственного заказчика заказчику-застройщику».
Письмо Министерства юстиции РФ No 07/5004-ЮД No 33 от 28.05.02 «О государственной регистрации постановления Госстроя России от 21.03.01 No 33».
Таблица 3. Примерный порядок составления сметы расходов службы заказчика
Владимир МАКЛАКОВ
заместитель генерального директора по научной работе ООО «Центр экономики и ценообразования в строительстве»

«Строительная инженерия» №2, Февраль, 2005

Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Основными ее составляющими являются затраты, связанные с использованием в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также затрат на ее производство и реализацию (рис. 1).

Рис.1. Формирование себестоимости продукции

Зависимость между основными составляющими себестоимости продукции (ПРС), т.е. затратами, непосредственно связанными с ее изготовлением, такими, как прямые материальные затраты (ПРМ), прямые трудовые затраты (ПРТ) и затраты, связанные с процессом подготовки, управления и сбытом продукции, — общепроизводственные расходы (ОБЩПР), можно задать в виде равенства:

ПРС = ПРМ + ПРТ + ОБЩПР.

Себестоимость продукции является показателем, отражающим результаты хозяйственной деятельности организации, ее размер зависит от воздействия различных факторов. Чем ниже себестоимость продукции, тем эффективнее используются производственные ресурсы организации.

В отечественной экономической литературе традиционно выделяются следующие виды себестоимости.

В зависимости от принадлежности затрат к организации (отрасли) себестоимость продукции может быть:

1. индивидуальной — свидетельствует о затратах конкретного предприятия по выпуску продукции;

2. среднеотраслевой — характеризует средние по отрасли затраты на производство продукции данного вида. Среднеотраслевая себестоимость рассчитывается по формуле средневзвешенной арифметической.

В зависимости от планирования затрат себестоимость может быть:

1. плановой — характеризует затраты предприятия на изготовление продукции, предусмотренные планом на предстоящий период;

2. фактической — отражает размеры действительно затраченных средств на выпущенную продукцию.

Под себестоимостью строительных работ понимаются затраты строительного предприятия на их производство и сдачу заказчику.

Важным элементом формирования себестоимости строительных работ является выбор строительной организацией правил, конкретных методов и форм учета отдельных видов расходов. Эти правила наряду с другими элементами учета составляют учетную политику организации.

Учетная политика организации в части формирования себестоимости работ охватывает:

1. метод списания материалов, используемых в производстве работ, продукции и услуг;

2. систему оплаты труда, включая способы начисления премий и различных доплат;

3. порядок списания отдельных видов расходов — сразу по их выявлении или путем образования соответствующих резервов;

4. определение объектов учета (объект строительства, виды работ);

5. проект, в целом счет учета соответствующих затрат, продукция; заказ, вид производства и т.п.

Организация учета затрат на строительное производство основана на:

1. неизменности принятой методологии учета затрат на производство и калькулирования себестоимости строительных работ в течение года;

2. полноте отражения в учете всех хозяйственных операций;

3. правильном отнесении расходов и доходов к отчетным периодам;

4. разграничении в учете текущих затрат на производство и капитальных вложений;

5. регламентации состава себестоимости продукции.

Себестоимость строительных работ, выполненных строительной организацией собственными силами, складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат.

Затраты на строительное производство в бухгалтерском учете группируются по:

1. месту возникновения (строительным участкам, объектам, подсобным производствам и другим структурным подразделениям предприятия). Такая группировка затрат необходима для организации внутреннего учета и определения себестоимости строительных работ;

2. видам строительных работ (услуг);

3. видам расходов (элементам и статьям затрат).

Группировка затрат по элементам (материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты) производится строительной организацией расчетным путем, исходя из состава затрат, включаемых в тот или иной элемент.

Строительным организациям в качестве типовой рекомендуется группировка затрат на производство строительных работ по следующим статьям расходов:

1. материалы;

2. расходы на оплату труда рабочих;

3. расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов;

4. накладные расходы.

Затраты на производство строительных работ включаются в себестоимость работ того календарного периода, к которому они относятся, независимо от времени их возникновения.

С этой целью затраты на производство работ подразделяются на:

1. текущие — постоянные производственные затраты;

2. единовременные — однократные или периодически производимые.

Затраты в зависимости от способов их включения в себестоимость работ подразделяются на:

1. прямые — расходы, связанные с производством строительных работ, которые можно прямо и непосредственно включать в себестоимость работ по соответствующим объектам учета;

2. косвенные (накладные) — расходы, связанные с организацией и управлением производством строительных работ, относящиеся к деятельности строительной организации в целом, которые включаются в себестоимость объектов учета с помощью специальных методов.

Все расходы организации, зависящие от изменения объемов выполненных работ, можно подразделить на:

1. постоянные — расходы, не зависящие непосредственно от объема строительных работ, удельный размер которых в себестоимости при увеличении объема работ будет сокращаться, а при уменьшении — увеличиваться;

2. переменные — расходы, изменяющиеся пропорционально росту (снижению) объема выполняемых строительных работ.

Целью учета себестоимости строительных работ является своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат, связанных с производством и сдачей этих работ заказчику по видам и объектам строительства, выявление отклонений от применяемых норм и плановой себестоимости, а также контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Планирование и учет затрат на производство строительных работ осуществляются по договорам на строительство.

Кроме условий договоров на строительство объектов учет себестоимости строительных работ обусловлен технологией строительного и вспомогательного производств, организационной структурой строительной организации.

Строительная отрасль, как и любая другая, облает отпределенной спецификой. Поэтому выделим основные факторы, влияющие на рост себестоимости строительства:

1. Рост цен на строительные материалы, изделия и конструкции, зачастую, опережающий рост цен в других отраслях и на потребительском рынке. Доля строительных материалов в себестоимости строительства составляет 55–68 %

На рынке строительных материалов происходит и монопольное повышение цен на цемент, металлопрокат, нерудные материалы. Если растет в цене металл и цемент, то автоматически растет и себестоимость железобетона. А это производство с невысокой рентабельностью, поэтому производители вынуждены поднимать на железобетон цены, невзирая на то, готов ли к этому рынок или нет.

2. Низкий уровень организации строительного процесса, логистики и расчетов в строительстве. Потери от брака и простоев составляют до 12–15 %

3. Ошибки в проектировании, низкое качество проектно–сметной документации, а также начало строительства без утвержденной проектно–сметной документации. Много изменений в проекты вносятся по ходу строительства, что увеличивает сметную стоимость в среднем на 4–8 %.

4. Частая смена подрядчиков и просчеты в их выборе, несовершенство конкурсных процедур.

5. Приписки в сметах, завышение объемов выполненных работ.

6. Частые остановки производственного цикла и консервация объектов ввиду отсутствия финансирования. Затраты на возобновление строительства приводят к потерям до 10% сметной стоимости.

7. Наличие в строительстве неденежных форм расчетов (бартера) – материалы и услуги за квартиры. Как правило, зачет стоимости материалов и услуг происходит по более высоким ценам с дисконтом 10–12%

8. Высокие непроизводственные потери застройщиков на этапе подготовки строительства – длительные сроки согласований и коррупция. Отсутствие «прозрачных» цен и тарифов на услуги различных ГУ и ГУПов осуществляющих согласование, контроль, проверки и т.п. при строительстве жилья – теплофизический и радиационный контроль, СЭС, УГПС МЧС России, составление экологических паспортов, сертификация электроустановок, пробы воды, испытание трубопроводов и т.п.

9. Большие затраты на инженерную подготовку территорий, несовершенство правил определения затрат на подключение к инженерным сетям и головным источникам.

10. Обременение застройщиков различными платежами на развитие инфраструктуры или передачи части построенного жилья. Как правило, это порядка 10% квартир или эквивалентные денежные платежи застройщиков

11. Попытки самих застройщиков «взвинтить» цены на жилье при повышении спроса.

12. Несовершенство нового градостроительного законодательства и отсутствие новых подзаконных актов к нему.

13. Большое количество мелких фирм, выступающих в роли застройщиков и ведущих строительство 1–2 домов, что резко повышает все риски и себестоимость строительства.

14. Слабо развитое кредитование застройщиков, которые предпочитают привлекать относительно дешевые средства граждан для строительства жилья, неоправданно возлагая на них часть строительных рисков. В сфере кредитования застройщиков активность банков сдерживается, прежде всего, рисками, связанными с отсутствием обеспечения у них прав собственности на земельный участок.

Банковские проценты, которые выставляются при выдаче кредитов, будучи заложенными в себестоимость жилья, просто губят большинство строительных коммерческих проектов. В этом вопросе требуется участие органов государственной власти. Развитие банками кредитования застройщиков жилья тормозится из–за таких проблем, как:

а) отсутствие обеспечения кредитов (отсутствие прав собственности на земельный участок и трудности залога объектов незавершенного строительства);

б) высокий уровень рисков кредитования строительства;

в) низкий уровень прозрачности финансово–хозяйственной деятельности строительных компаний;

г) отсутствие у банков достаточных финансовых ресурсов;

д) низкий уровень подготовки бизнес–планов, проектов по строительству жилья, долгий срок подготовки и утверждения проектной документации.

15. Несовершенство нормативно–правовой и методической базы ценообразования в строительстве. В строительной отрасли циркулируют большое число взаимопротиворечащих инструкций, МДС, указаний и ведомственных писем различных органов исполнительной власти. Кроме того, в регионах существуют различные правила индексации стоимости строительно–монтажных работ, что создает массу неудобств для проектных и строительно–монтажных организаций, а также приводит к многочисленным нарушениям при расчетах за выполненные работы.

Изложенные факторы далеко не исчерпывающие. Вопросы ценообразования в строительстве являются одними из ключевых в отрасли. Решение государственной задачи доступности жилья немыслимо без мероприятий по сокращению издержек и непроизводственных затрат застройщиков, подрядных организаций и предприятий стройиндустрии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх