Куперс

Бухучет и анализ

Земельный участок для военнослужащих

Библиографическое описание:



Проблема предоставления земельных участков военнослужащим является актуальной в настоящее время, т. к. действующее земельное законодательство в РФ, неполно регулирует отношения в сфере землепользования военнослужащих. Земельный кодекс Российской Федерации (далее ЗК РФ) принятый 28 сентября 2001 г. включает только лишь общие положения, относящиеся к землепользованию военнослужащих . Помимо ЗК РФ предоставление земельного участка военнослужащим затронуто и Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

С 1 марта 2015 г. вступили в силу положения ФЗ от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Данным законом внесены изменения в ЗК РФ, ГК РФ.

В п.12 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» закреплена возможность реализации военнослужащими права на получение земельных участков для строительства жилых домов. Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу за пределами территории РФ, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

В судебных делах, связанных с приобретением земельных участков военнослужащими при вынесении судебного решения, как правило, суды РФ обращаясь к норме, закрепленной в п. 12 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не установлен льготный порядок предоставления земельных участков военнослужащим. Например, в решении Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 31 октября 2011 г. по делу N 2–2618/11 . Льготный порядок предоставления земельных участков данной нормой отмечают что не установлен для индивидуального жилищного строительства, т. е. данная норма не содержит перечень предоставления земельных участков без проведения торгов, либо за меньшую плату, или бесплатного предоставления военнослужащим. Военнослужащий Кузнецов С. В. обратился в Волгоградский областной суд от 28 декабря 2011 г. N 33–12–175/2011 с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, администрацией Кировского муниципального района города Волгоград. Администрация муниципального района приняла решение об отказе в принятии его на учет нуждающихся в получении земельного участка бесплатно. Суд при вынесении решения ссылался на п. 12 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в котором не предусматривается обязанность по предоставлению земельных участков военнослужащими в собственность бесплатно органами местного самоуправления. Исковые требования Кузнецова С. В.- не были удовлетворены.

Следовательно, суды РФ считают, что приобретение земельных участков военнослужащими связано с заключением договоров купли-продажи, аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства военнослужащим осуществляется в общем порядке на торгах в форме аукционов. Но в результате торгов реализовать принцип первоочередности предоставления земельных участков военнослужащим невозможно.

Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливают основания приобретения земельных участков без торгов бесплатно.

ЗК РФ предусматривается, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, гражданам могут предоставляться: 1) за соответствующую плату; 2) бесплатно.

В ст. 1 ЗК РФ установлен один из основных принципов земельного законодательства — это платность использования земли. То есть любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных Федеральными законами и законами субъектов РФ.

Предоставление земельных участков без торгов закреплено в ЗК РФ в п. 2 ст. 39.3, ст. 39.5, п. 2 ст. 39.6, п. 2 ст. 39.10, где предусмотрено, право гражданам на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и др. Таким образом, военнослужащие, имеют право на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов.

Военнослужащие, заинтересованные в получении земельного участка, могут обращаться в администрацию муниципальных районов и городских округов, а также в многофункциональные центры.

В соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с гражданами, имеющими право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с Федеральными законами, законами субъектов РФ без проведения торгов. Следовательно, военнослужащие имеют право претендовать на получение земельного участка в аренду в порядке, указанном выше, без торгов.

Особенностью заключения договора аренды в данном случае является то, что согласно п. 5 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы определяется не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка. Срок, на который заключается договор аренды земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства или в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливается до 20 лет (подп. 3 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ).

В ст. 39.5 ЗК РФ перечисляются случаи бесплатного предоставления земельных участков гражданам из государственной или муниципальной собственности на основании решения уполномоченного органа. Предоставление земельных участков военнослужащим относится следующий пункт: «- отдельным категориям граждан, в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».

В соотв. с п.2 ст. 39.19 ЗК в некоторых субъектах РФ приняты нормативные акты, предусматривающие предоставление земельных участков в собственность военнослужащим бесплатно, а именно: в соответствии с п.5 ст.1 областного Закона «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» — военнослужащим, уволенным в запас, и военнослужащим, имеющим выслугу 20 и более лет, не имеющим в собственности земельных участков, предоставленных им для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого строения или жилого дома), либо проживающим в индивидуальных жилых домах, но не являющимся собственниками данных жилых домов, — при условии постоянного проживания на территории Ленинградской области не менее пяти лет ;

Законом Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» согл. п.4 ст.3 предусмотрено предоставление земельных участков военнослужащим, проходящим военную службу по контракту 10 лет и более, а также гражданам, уволенным с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более ; В областном Законе «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно на территории Нижегородской области» в п.2 ст.4 земельные участки предоставляются бесплатно военнослужащим, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более ; В законе Томской области «О земельных отношениях в Томской области» в подп.7 п.1 ст.7 гражданам, проживающим в сельской местности на территории Томской области, прошедшим военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, вставшим на учет для получения земельного участка в течение одного года со дня увольнения с военной службы . Перечень случаев бесплатного и льготного предоставления земельных участков военнослужащим является исчерпывающим. Остальные земельные участки могут быть приобретены в собственность и аренду на торгах, по цене аукциона согл. п.1 ст. 39.4 ЗК РФ.

Итак, предоставление земельных участков военнослужащим в собственность бесплатно, остается по-прежнему в ведении органов власти субъектов РФ, которые чаще всего не стремятся предоставлять вышеуказанной категории граждан земельные участки в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах или вблизи от них безвозмездно по льготным основаниям. Поэтому законодательство РФ, обязано обратиться к данной проблеме, и разрешить ее.

Литература:

  1. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // «Собрание законодательства РФ», 2001. N 44, ст. 4147.
  2. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 22.11.2016)» // Собрание законодательства РФ, 1998. N 22, ст. 2331; 2016. N 48, ст. 6734.
  3. Комментарий судебной практики. Выпуск 21 — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 184, К. Б. Ярошенко, М.К стр.95.
  4. Областной закон Ленинградской области от 14.10.2008 N 105-оз (ред. от 27.07.2016) «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области»// «Вестник Правительства Ленинградской области», 2008. N 63.
  5. Областной закон Нижегородской области от 29 июня 2015 года № 88-З (с изменениями на 5 апреля) «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно на территории Нижегородской области»// «Нижегородские Новости» 2011. № 222(4834) («Правовая среда» № 135(1400).
  6. Закон Томской области «О земельных отношениях в Томской области» (с изменениями на 6 сентября 2016 года)» // «Электронная Администрация Томской области» (www.tomsk.gov.ru) 2015.
  7. Закон Алтайского края от 09 ноября 2015 года N 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (в ред. Закона Алтайского края от 05.04.2016 N 25-ЗС) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2015.
  8. См.: Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.06.2014 N 171-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2014. N 26, ст. 3377.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, земельный участок, участок, Российская Федерация, военная служба, военнослужащий, индивидуальное жилищное строительство, муниципальная собственность, Земельный кодекс, проведение торгов.

Вопрос:

Скажите, пожалуйста, кто из числа военнослужащих и как может рассчитывать на получение земельного участка под ИЖС, подскажите нормативный документ по данному вопросу! Заранее Спасибо!

Алексей, 62 года, Санкт-Петербург

Ответ:

Алексей, здравствуйте. В соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального закона 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

Алексей, для решения вопроса о постановке в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, военнослужащий, указанный в предыдущем абзаце обращается с заявлением в комитет по жилищной политике администрации муниципального образования по месту жительства.

Александр Томенко,
военный юрист

Задайте свой вопрос

С.В. ШАНХАЕВ
С.В. Шанхаев, офицер юридической службы Министерства обороны Российской Федерации, лейтенант юстиции.
Проводимая земельная реформа в России затронула в этой сфере права практически всех участников земельных отношений: граждан, юридических лиц, государства. В стороне не оказались и военнослужащие. В процессе данной реформы был принят новый Земельный кодекс Российской Федерации, главной задачей которого является приведение земельных отношений в соответствие с экономическим и социальным развитием общества и государства в целом. В то же время проводимый анализ норм, содержащихся в данном Кодексе, позволяет отметить существование правовых коллизий. Так, в соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, бесплатно по месту военной службы предоставляются в собственность или пожизненное наследуемое владение земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, за три года до увольнения с военной службы по возрасту, а также гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, по месту военной службы или избранному месту жительства бесплатно предоставляются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.
Земельные участки предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
— для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства — по нормам, установленным органами местного самоуправления, но не менее 0,10 гектара в городах и поселках городского типа и не менее 0,25 гектара в сельской местности;
— для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства после увольнения с военной службы — по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Однако в соответствии со ст. 21 Земельного кодекса Российской Федерации право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие данного Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие данного Кодекса не допускается. При этом употребление слова «предоставление» указывает на то, что данное право может возникать у граждан в рамках административно-правовой процедуры. В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» предусмотрен именно такой порядок. Соответственно можно сделать вывод о том, что данное положение не затрагивает случаев приобретения права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Так каким же образом могут предоставляться земельные участки военнослужащим: в собственность или пожизненное наследуемое владение? Какой нормативный правовой акт ухудшает или, наоборот, улучшает правовое положение и какой из них необходимо применять? Для этого необходимо выяснить, что такое пожизненное наследуемое владение и право собственности.
Прежде всего рассмотрим понятие «право собственности». Статья 209 ГК РФ определяет содержание права собственности: собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица. Право собственности — это вещное право, дающее обладателю данного права возможность определять содержание и направления использования принадлежащего ему имущества. В структуру права собственности входят три составных и обязательных элемента (правомочий): правомочие владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Правомочие владения означает возможность иметь у себя данное имущество, т.е. фактически обладать им. Правомочие пользования означает возможность эксплуатации имущества путем и в целях извлечения из него полезных свойств. Оно тесно связано с правомочием владения. Правомочие распоряжения означает возможность именно собственнику и никому иному, за исключением некоторых случаев, определять юридическую судьбу имущества.
В соответствии со ст. 265 ГК РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству. Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности. Владелец земельного участка может передавать его другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование. Продажа, залог земельного участка и совершение его владельцем других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение земельного участка, не допускаются.
Проводя анализ правомочий собственника земельного участка и владельца земельного участка, нетрудно заметить разницу между ними. Правовые возможности владельца значительно уже по сравнению с собственником.
Мнение автора статьи сводится к тому, что земельные участки, предоставляемые военнослужащим в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О статусе военнослужащих», должны передаваться только в собственность, независимо от выслуги лет, указанной в статье Федерального закона.
Тем более что ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу Российской Федерации. Таким образом, устанавливается приоритет данного Кодекса по отношению к другим федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации, содержащим нормы земельного права. Значение этой правовой нормы заключается в том, что по отношению к любым федеральным законам, которые регулируют земельные отношения, нормы Земельного кодекса Российской Федерации имеют абсолютный приоритет. В случае возникновения правовых коллизий должен применяться нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, в данном случае ст. 21 Земельного кодекса. Тем более что п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускает отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев:
— изъятия земельных участков из оборота;
— установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
— резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В случае невыполнения данного положения органами государственной власти или органами местного самоуправления добиться реализации своего права можно в судебном порядке путем подачи искового заявления в соответствующий суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ГПК РФ). В данном случае средством защиты будет именно исковое заявление, так как при подаче заявления (жалобы по ГПК РСФСР) в соответствии с правилами ГПК РФ (подразд. 3) данное заявление не будет соответствовать п. 3 ст. 247 ГПК РФ.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
«ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 23.10.2002)
«ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 28.09.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.1998 N 76-ФЗ
«О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
«ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР»
(утв. ВС РСФСР 11.06.1964)
Право в Вооруженных Силах, N 9, 2004

О ПОВЫШЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ ВЫПЛАТАХ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ПРИВЛЕКАЕМЫМ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх