Куперс

Бухучет и анализ

Земли ограниченные в обороте земельный кодекс

Содержание

Земельные участки, ограниченные в обороте и изъятые из оборота

1. Оборотоспособность земельных участков

2. Земельные участки, изъятые из оборота

3. Земельные участки, ограниченные в обороте

4. Оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения

1. Оборотоспособность земельных участков

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и положениями Земельного кодекса РФ.

Под оборотоспособностью принято понимать возможность свободного отчуждения земельного участка или его перехода от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если земельный участок не ограничен в обороте (ст. 129 Гражданского кодекса РФ).

Земельный кодекс РФ, исходя из специфики земли как особого природного объекта, предусматривает особые условия вовлечения земельных участков в гражданский оборот, и, следовательно, возможности приобретения вещных и иных прав на такие участки.

Все земельные участки, в отношении которых существуют ограничения оборота, подразделяются на два вида.

К первому виду относятся земли, изъятые из оборота. Они не могут предоставляться в частную собственность и быть объектами гражданско-правовых сделок.

Ко второму виду отнесены земли, ограниченные в обороте. Эти земли также не передаются в частную собственность, однако возможны исключения из этого правила, которые могут быть установлены федеральными законами. Государство и муниципальные образования в качестве собственников ограниченных в обороте земельных участков вправе совершать с ними только те виды гражданско — правовых сделок, которые направлены на передачу прав пользования (например, договор аренды или безвозмездного пользования).

2. Земельные участки, изъятые из оборота

Перечень земельных участков, изъятых из оборота, определен в п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ. Ими признаны земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

  • государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключениями, указанными в ст. 95 Земельного кодекса РФ);
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций федеральной службы безопасности;

  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • исполнительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Необходимость полного изъятия из оборота земельных участков, находящихся в федеральной собственности, обусловлена характером объектов, расположенных на этих участках. Их перечень, изложенный в Земельном кодексе РФ, является исчерпывающим и не может быть расширен по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Кроме того, Земельным кодексом РФ установлены следующие запреты (п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ):

  • на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры;
  • на приватизацию земельных участков в границах территорий общего пользования (площадей, улиц, проездов, набережных, скверов, бульваров).

3. Земельные участки, ограниченные в обороте

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки (п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ):

  • в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков, отнесенных к изъятым из оборота);
  • из состава земель лесного фонда;
  • в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд (не отнесенные к изъятым из оборота);
  • не отнесенные к изъятым из оборота земли закрытых административно-территориальных образований;
  • предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения
  • занятые объектами космической инфраструктуры;
  • расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
  • предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
  • загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
  • расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
  • в первом и втором поясах зон санитарной охраны объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового назначения.

Ограничение оборота земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обусловлено необходимостью обеспечения их целевого использования в интересах общества. Перечень ограниченных в обороте земельных участков является исчерпывающим.

4. Оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения

Содержание ограничений оборота земельных участков может быть установлено федеральными законами. Так, в отношении оборота земельных участков земель сельскохозяйственного назначения существуют свои особенности, которые регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а именно данным законом:

  • установлены правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;
  • определены условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Основные принципы, на которых основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения:

  • сохранение целевого использования земельных участков;
  • установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;
  • преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
  • преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина — члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;
  • установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%.

Особое правило установлено в отношении регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земель сельскохозяйственного назначения, занятых зданиями, строениями, сооружениями — действие Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» на указанные земельные участки не распространяется.

Федеральная собственность на землю

Энциклопедия МИП » Земельное право » Земля в собственности » Федеральная собственность на землю

Правовой режим земельных участков, находящихся в федеральной собственности, регламентируется ст. 17 ЗК РФ. В частности, данная правовая норма устанавливает основания возникновения собственности на землю, находящейся в федеральном ведомстве.

Земельные участки на территории РФ признаются одним из главных природных ресурсов. Именно поэтому многие граждане столь рьяно желают стать собственником земель, воплощая в жизнь свое право на частную собственность. Современное законодательство предусматривает следующие виды собственности земельных участков:

  • государственная собственность на земли, которые причисляются к перечню участков, находящихся в ведомстве РФ.
  • муниципальная собственность, которая принадлежит муниципалитетам.
  • частная собственность граждан.

В свою очередь государственная собственность включает в себя федеральную землю и земельные участки субъектов РФ. Подобная классификация закрепляется гл. III ЗК РФ.

Общие и специфические основания возникновения федеральной собственности на землю

Правовой режим земельных участков, находящихся в федеральной собственности, регламентируется ст. 17 Земельного кодекса РФ. В частности, данная правовая норма устанавливает основания возникновения собственности на землю, находящейся в федеральном ведомстве.

Таким образом, к землям федерального значения можно отнести:

  • участки, которые признаются таковыми согласно федеральным законам;
  • участки, находящиеся в собственности у российского государства, что стало возможным после разграничения государственных земель по различным категориям;
  • участки земель, которые были приобретены РФ с учетом правила и на основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Однако существуют и определенные специфические основания (правила), которые обуславливают собой процесс возникновения федеральной собственности на землю. Подобная экспроприация происходит двумя основными методами:

  • РФ может начать процесс, который подразумевает изъятие земельных участков, находящихся в собственности у частных лиц. Подобный механизм является достаточно ярким и показательным примером того, как осуществляется перевод участка из муниципальной или частной собственности граждан в федеральную. При этом право принудительного изъятия земельного участка для обеспечения муниципальных или же государственных нужд осуществляется посредством выкупа, что предусмотрено ст. 279 ГК РФ.
  • Национализация земли представляет собой второй способ возникновения права федеральной собственности на землю. Согласно пунктам ст. 235 ГК РФ условия и порядок подобного изъятия собственности у граждан подразумевают компенсационную выплату (выкуп) стоимости участка совместно с тем, когда будет опубликовано постановление, а также возмещение любых дополнительных издержек.

При этом следует понимать, что национализация земли и выкуп участков у граждан с целью обеспечения государственных нужд, не представляют собой один и тот же процесс, несмотря на то, что любая процедура осуществляется с дальнейшим возмещением финансовых убытков.

Изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа

Процедура изъятия участков, находящихся в собственности у простых граждан, для обеспечения государственных и муниципальных нужд регламентируется Земельным кодексом РФ. Выкуп представляет собой один из самых востребованных правовых механизмов подобного изъятия. Однако закон гласит о том, что выкуп земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется лишь в исключительных случаях, что позволяет защитить интересы простых граждан.

Выкуп земельных участков для государственных или же муниципальных нужд происходит в том случае, если получено распоряжение исполнительного органа.

При этом подобное решение могут принимать как исполнительные органы на федеральном уровне, так и региональном. При этом органы местного самоуправления не имеют подобного права, поэтому чтобы осуществить выкуп для муниципальных нужд, местные органы власти должны обратиться к вышестоящим инстанциям.

Юридическая практика, направленная на выкуп земельных участков для нужд государства, как правило, подразумевает одновременный перевод права собственности третьему лицу. На подготовительной стадии изъятия после возникновения государственных и муниципальных нужд участие граждан, т.е. собственников участка, является обязательным условием для проведения сделки. Если этот порядок будет нарушен, то собственник может обратиться за защитой своих прав в суд.

Далее осуществляется процедура непосредственного изъятия земли, когда лицо получает выкуп за утраченную собственность.

Порядок изъятия земельного участка

Порядок и законодательная процедура изъятия земель у граждан закреплены земельным законодательством и подразумевают соблюдение нескольких ключевых стадий (осуществляется в соответствии с статьями 279-281 ГК РФ):

  • После того как будет принято решение об изъятии земель, находящихся у граждан в собственности, для государственных или муниципальных нужд, госорганы должны направить письменное уведомление владельцу в срок не позднее 1 года до того, как пройдет выкуп.
  • Правила и порядок изъятия собственности на землю предусматривают отдельные гарантии для граждан, подразумевающие, что в указанный срок после того, как будет получено постановление, участок не может быть изъят без воли субъекта правоотношений, какими бы не были причины возникновения государственных нужд.
  • Далее происходит процедура ценовых торгов: госорганы и собственник участка устанавливают выкуп за интересуемую землю.

Если владелец земельного участка считает, что подобное право госорганов на изъятие собственности незаконное, независимо от причины его возникновения, то он может обратиться в судебную инстанцию на основании гл. 24 АПК РФ и гл. 25 ГПК РФ.

Основания изъятия земельного участка

Основания и условия, необходимые для изъятия земельных участков, являются исчерпывающими и закреплены в ст. 49 ЗК РФ:

  • передача земель для государственных нужд происходит в случае, если таковым образом РФ может решить свои проблемы с выполнением международных обязательств
  • перевод участков из частной в государственную собственность происходит в случаях, если необходимо размещение государственного объекта, но другие варианты для строительства отсутствуют
  • после возникновения обстоятельств, закрепленных федеральным законодательством, может быть начата процедура выкупа территорий.

Однако в нормативно-правовом акте РФ предусмотрены случаи, когда передача земли невозможна, даже если соблюдены условия, перечисленные выше:

  • земли, которые находятся на территории особо охраняемых зон, не могут быть подвержены изъятию, так как имеют особый правовой режим их использования (Ст. 93 ЗК РФ);
  • земли лесных территорий, которые принадлежат к первой группе (ст. 101 ЗК РФ).

Подобные условия ограничения необходимы для того, чтобы соблюдались интересы охраны участков лесного, заповедного и сельскохозяйственного предназначения.

Принудительное изъятие земельного участка

Земельное право и законодательство предусматривают случаи, когда происходит принудительное изъятие земельного участка у граждан для муниципальных или государственных нужд. Регламентирует данный процесс ГК РФ, а именно ст. 235 ГК РФ, где дан исчерпывающий перечень возникновения оснований для подобных законных действий.

  • земельные участки, подлежащие изъятию, — это в первую очередь территории сельскохозяйственных угодий, которые использовались не по целевому назначению;
  • земельные участки, подлежащие изъятию, — это также территории, которые отчуждаются из-за нарушения собственником оснований договора, например, при невыплате кредита;
  • земельные участки, подлежащие изъятию, — это территории, которые необходимы для обеспечения нужд гражданской обороны.

При этом законодательство предусматривает основные виды принудительного изъятия земли:

  • Обязательным основанием для отчуждения земель при нарушении собственником условий договора (в первую очередь, кредитного) является решение судебного органа, которое должно вступить в силу. Если гражданин не исполняет решение суда, то возбуждается исполнительное производство. Иными словами, перевод из частной собственности происходит путем взыскания судебными приставами на основаниях исполнительного листа.
  • Реквизиция процедура принудительного изъятия земельной собственности, которая осуществляется во время чрезвычайных ситуаций. В данном случае принудительное отчуждение земли носит временный характер и направлено на защиту гражданских интересов, жизни и здоровья людей в результате стихийных бедствий и техногенных катастроф.
  • Конфискация – это процесс, когда земельные участки, подлежащие изъятию, отчуждаются в пользу государства по причине административных нарушений или уголовно наказуемых деяний. Изъятие осуществляется на основе вынесенного судом решения.

Юридическая практика неоднократно фиксировала случаи, когда граждане блокировали принудительное изъятие земельных участков. Основная причина подобных прецедентов — вынесение решения об отчуждении земли муниципалитетами с нарушением правила о том, что муниципальные образования должны обращаться в подобных случаях к вышестоящим органам исполнительной власти.

Национализация как способ приобретения земельных участков в федеральную собственность

Национализация земли представляет собой самостоятельный механизм изъятия частных землевладений в федеральную собственность.

Национализация земли регламентирована ст. 235 ГК РФ.

Если обратиться к гражданскому праву, то понятие «национализация земли» или другого имущества является одной из самых непроработанных категорий права. В литературе приводится несколько определений данному понятию, огласим лишь одно из них.

Национализация — это государственно-властный акт, созданный на законных основаниях, направленный на принудительное прекращение права частной собственности и передачу имущества в федеральную собственность с целью обеспечения условий для функционирования того или иного государственного сектора.

Данное определение позволяет вывести следующие отличительные черты национализации:

  • государственно-волевой акт, иными словами, национализация земель возможна только уполномоченными представителями органов исполнительной власти (ст. 35 Конституции РФ).
  • законный акт: национализация земли возможна только при соблюдении законности. В ином случае любые действия будут признаны насилием и принуждением со стороны органов государственной власти, несмотря на основания возникновения нужд.
  • принудительный акт: оспорить необходимость национализации невозможно, но при этом не должны отмечаться факты уменьшения размера имущества.
  • возмездный акт: национализация земли должна происходить только на основе равноценной выплаты владельцу справедливой стоимости земельного участка. В ином случае национализация земли будет признаваться незаконным действием со стороны органов исполнительной власти.

Передача земли из федеральной собственности в муниципальную

Муниципальные органы имеют право обратиться к вышестоящим звеньям исполнительной власти за переводом определенной территории в муниципальную собственность, чтобы решить определенные проблемы и задачи.

Передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную происходит на безвозмездной почве.

Данное правило закреплено ст. 39.31 действующего ЗК РФ.

При этом процедура начинается с получения органами исполнительной власти заявления от главы муниципального образования, для которого требуется новый надел. Если земельный участок состоит на государственном учете, то вместе с заявлением на перевод территорий, находящихся в федеральной собственности, необходимо прикрепление документов с указанием кадастрового номера интересуемых участков. В случае если участок только будет образовываться, то должны быть вложены документы межевания.

Федеральный орган после получения заявления от муниципалитета обязан в течение одного месяца опубликовать постановление о том, что происходит передача собственности, или принять решение об отказе отчуждения участков, находящихся в собственности РФ.

Принудительные основания прекращения частной собственности на земельные участки

Земельный кодекс РФ не устанавливает оснований для принудительного прекращения права собственности на земельные участки в силу совершения земельных правонарушений, ввиду ненадлежащего использования земельного участка, а ограничивается ссылкой на гражданское законодательство, в соответствии с которым основаниями принудительного прекращения права частной собственности на земельные участки являются:

1) обращение взыскания на земельный участок по обязательствам должника – собственника земельного участка, которое допускается только на основании решения суда (ст. 278 ГК РФ);

2) неиспользование земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст. 284 ГК РФ);

3) использование земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285, 286 ГК РФ, ст. 54 ЗК РФ).

Неиспользование или использование с нарушением земельного законодательства рассматривается законодателем как существенное нарушение собственником своих обязанностей по использованию принадлежащего ему участка (ст. 42 ЗК РФ) и как основание для принудительного прекращения права собственности на земельный участок.

В Земельном кодексе РФ описан порядок прекращения прав лиц, не являющихся собственниками земельных участков, при его ненадлежащем использовании (ст. 54);

4) реквизиция земельного участка, применяемая в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз. Решение о реквизии принимается уполномоченным исполнительным органом государственной власти.

Реквизией не является изъятие земельного участка, в том числе выкуп, для государственных или муниципальных нужд;

5) выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп производится Российской Федерацией, субъектами РФ или муниципальными образованиями в зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок;

6) отчуждение земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу. Такое прекращение права собственности применяется тогда, когда имущество оказалось в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, но не может принадлежать ему в силу закона;

7) национализация земли, т.е. обращение в государственную собственность земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков.

  • Добровольные основания прекращения права частной собственности на земельные участки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх