- от автора admin
Содержание
- Нормативные материалы:
- Полезная информация:
- Инструкция для заполнения учетного журнала
- Срок хранения больничных листов в организации
- Зачем нужен документ
- Особенности документа
- Образец журнала учета листков нетрудоспособности
- Сколько времени и как хранить документ
- Зачем нужен журнал учета больничных
- Оформление и содержание
- Правила ведения
Журнал учета листков временной нетрудоспособности (больничных листов) предназначен для регистрации больничных листов, которые приносят сотрудники. Работа с данным журналом поможет впоследствии быстро найти необходимую информацию, уточнять данные для учета рабочего времени, а также провести анализ по заболеваемости сотрудников.
Документами, удостоверяющими временную нетрудоспособность и подтверждающими временное освобождение от работы (учебы), является листок временной нетрудоспособности (больничный лист).
Функции листка нетрудоспособности:
- юридическая — удостоверяет право на освобождение от работы на определенный срок
- статистическая — является учетным документом для составления отчета и анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности
- финансовая — это документ, который дает право на получение пособия по социальному страхованию в соответствии с действующим законодательством
Пример заполнения основного раздела журнала
Выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
Бланки листков нетрудоспособности регистрируются в первичной медицинской документации с указанием их номера, дат выдачи и продления, выписки гражданина на работу, сведений о направлении гражданина в другую медицинскую организацию.
Листок нетрудоспособности выдается гражданину медицинской организацией по его желанию в день обращения либо в день закрытия листка нетрудоспособности. Листок нетрудоспособности, оформленный медицинской организацией для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выдается, как правило, гражданину медицинской организацией в день его закрытия. Листок нетрудоспособности выдается медицинской организацией в день обращения, если гражданин направляется (обращается) на лечение в другую медицинскую организацию.
Продление и (или) закрытие листка нетрудоспособности осуществляется медицинской организацией, в которую гражданин был направлен (обратился) на лечение. В случае длительного лечения медицинская организация выдает новый листок нетрудоспособности (продолжение) и одновременно оформляет предыдущий листок нетрудоспособности для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам.
Контрольная пломба
Журнал опломбирован номерной индикаторной голографической пломбой.
Согласно ГОСТ 31282-2004 контрольная пломба — уникальное индикаторное устройство одноразового применения, предназначенное для обнаружения факта несанкционированного доступа.
Перед началом работы с Журналом необходимо заполнить титульный лист и заверительную надпись. Обязательно вписать номер пломбы в соответствующую строку, без этого Журнал не считается опломбированным.
Нормативные материалы:
Какие требования предъявляются к кадровым журналам учета и как должен быть оформлен журнал в соответствии с этими требованиями, смотрите в нашем видеоролике.
Полезная информация:
Семинар по теме:
- Жижерина Ю.Ю. «Нетрудоспособность. Отпуск по уходу.»
Мария Новикова
Для регистрации и упорядочивания листов нетрудоспособности некоторые предприятия или индивидуальные предприниматели используют специальные журналы. Можно существенно упростить процесс учета бюллетеней, если скачать образец журнала регистрации больничных листов и изучить правила его заполнения. Ознакомиться с ними можно в этом обзоре.
Инструкция для заполнения учетного журнала
В ныне действующем законодательстве ведение регистрационной книги не является обязательным. Журнал учета листков временной нетрудоспособности оформляется исключительно по желанию работодателя и позволяет:
- выявить, сколько дней по болезни отсутствовал на рабочем месте сотрудник, и каким образом будут произведены выплаты пособия (поскольку первые 3 дня больничного периода обязан оплачивать предприниматель или предприятие);
- проконтролировать, когда работник сдал заполненный бланк, чтобы получить страховую компенсацию (после пережитого заболевания он должен принести бланк работодателю в течение 6 месяцев после выздоровления);
- быстро предоставить в случае проверки, проводимой Фондом социального страхования (далее — ФСС РФ), интересующий сотрудников фонда лист нетрудоспособности.
Сама форма учетного документа была введена в действие еще Приказом Минздрава СССР от 4 октября 1980 года № 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений». Данный образец актуален и на сегодняшний день, о чем свидетельствует текст Письма Минздравсоцразвития РФ от 11 января 2007 года № 79-ВС «Об использовании бланков листков нетрудоспособности».
Инструкция по заполнению книги регистрации листков нетрудоспособности по форме «036 у» начинается с заполнения титульного листа:
- Сначала указывается полное наименование юридического лица (в скобках дополнительно можно прописать и сокращенный вариант) или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя.
- Заранее указывается дата начала заполнения регистрационной книги, а также момент окончания внесения записей.
- В случае, если на предприятии у каждого документа имеется персональный номер, то и журналу присваивается индивидуальный индекс по существующей номенклатуре дел.
Далее журнал регистрации листков нетрудоспособности заполняется следующим образом:
- Изначально указывается порядковый номер предоставленного бланка.
- В следующий столбец имеющейся таблицы вносится информация о дате, когда сотрудник принес медицинский документ работодателю.
- Обязательно внесение данных и о самом работнике: Ф.И.О., сведения о занимаемой им в компании должности, а также, если предприятие крупное, то и название подразделения организации, в котором он трудится.
- Записывается индивидуальный номер листка нетрудоспособности.
- Заполняется следующий столбец, в котором указываются данные о поликлинике, где сотрудник проходил лечение.
- Обозначается нетрудоспособный период: указывается дата, когда работник ушел в вынужденный «отпуск», а также дата закрытия больничного.
- В конце в документе делается пометка о том, сколько всего дней отсутствовал на рабочем месте сотрудник.
Cкачать образец журнала регистрации больничных листов можно по ссылке.
Заполнение учетного журнала не представляет особой сложности благодаря оформлению его страниц в виде удобной таблицы.
Срок хранения больничных листов в организации
Сроки хранения больничных листов на предприятии, а также регистрационной книги, обозначены в п. 896-897 Приказа Минкультуры России от 25 августа 2010 года № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения».
Согласно данному нормативному акту, ИП и юридические лица обязаны хранить медицинские документы у себя в течение 5 лет минимум, этот период запрещено сокращать.
Однако, отвечая на вопрос о том, сколько хранятся больничные листы в организации, необходимо помнить о том, что вести учетный журнал работодателю необязательно. Поэтому ответственности за его утерю в течение обязательных для его хранения 5 лет работодатель нести не будет. Но сами медицинские бланки хранить придется в обязательном порядке.
Формирование журнала учета листков нетрудоспособности обычно происходит в организациях с большим количеством наемного персонала. Несмотря на то, что этот документ не является обязательным, многие предприятия его все-таки заводят, т.к. в конечном итоге его наличие всегда оправдано.
- Бланк и образец
- Бесплатная загрузка
- Онлайн просмотр
- Проверено экспертом
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк журнала учета листков нетрудоспособности .docСкачать образец заполнения журнала учета листков нетрудоспособности .doc
Зачем нужен документ
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, сначала следует разобраться в том, зачем нужны собственно больничные листы.
Каждый заболевший работник обязан обратиться в поликлинику или любой другой медицинский центр для того, чтобы официально подтвердить свое состояние. Свидетельством болезни будет являться листок нетрудоспособности.
Без него отсутствие сотрудника на рабочем месте будет приравниваться к прогулу.
На основе листка работнику в дальнейшем выплачивается пособие по нетрудоспособности и одновременно этот же документ служит основанием для возмещения работодателю части выплаченного пособия из средств ФСС (организация оплачивает работнику только три дня – все остальное идет за счет государственного внебюджетного фонда).
Журнал учета листков нетрудоспособности выполняет сразу несколько функций:
- систематизирует хранение данных документов;
- помогает оперативно отыскать тот или иной листок нетрудоспособности при выездных налоговых проверках или по требованию работниками ФСС;
- позволяет отследить срок предъявления работником больничного листа;
- дает возможность контролировать лимит оплачиваемых больничных дней.
Большую помощь журнал учета оказывает и специалистам кадровых отделов: информацией из него они пользуются при необходимости подсчета отпускных дней, которые следует продлить, если срок болезни работника приходится на отпускной период.
Особенности документа
Если вам нужно создать журнал учета листков нетрудоспособности, воспользуйтесь приведенными ниже советами и посмотрите пример документа. Для начала дадим некоторые общие данные.
Журнал не имеет единого стандарта оформления. Это означает, что представители каждой организации имеют право писать его в произвольной форме или по шаблону, разработанному внутри компании (если таковой, конечно, имеется)
Журнал допустимо вести в электронном и «живом» виде. Если журнал распечатан, то все листы нужно обязательно пронумеровать, скрепить между собой при помощи толстой «суровой» нити, затем указать на последней странице количество листов, поставить здесь же печать (при условии, что она применяется в деятельности предприятия) и подпись ответственного за ведение журнала сотрудника.
Удостоверять автографом ответственного лица нужно каждую страницу документа после ее заполнения.
Журнал обычно ведет специалист по кадрам или сотрудник бухгалтерии. В зависимости от этого определяется и место хранения документа в период его действия.
Образец журнала учета листков нетрудоспособности
Как и оформление журнала, его структура и текст отдается на откуп работникам предприятия. При этом при составлении бланка следует учесть несколько немаловажных моментов.
На титульный лист надо написать:
- наименование компании;
- дату открытия журнала и дату окончания (вписывается, конечно, после того, как документ будет закрыт);
- ответственное за ведение журнала лицо;
- если в организации принята номенклатура дел, то нужно дать ссылку на индекс журнала в соответствии с этим учетным документом.
Основную часть журнала лучше всего оформить в виде таблицы. Сюда надо включить следующую информацию:
- номер листка нетрудоспособности (он состоит из двенадцати цифр);
- название организации (читай — поликлиники, больницы, медицинского центра), его выдавшей;
- должность и ФИО работника;
- подразделение, в котором он трудится;
- период нахождения на больничном;
- код причины нетрудоспособности (вписан в больничный лист);
- дату предъявления листка представителю работодателя.
При желании можно дополнить таблицу и другими столбцами (например, для подписи предъявителя листка нетрудоспособности и бухгалтера, которому передаются листки для проведения по ним бухгалтерских операций).
Сколько времени и как хранить документ
Если предприятие ведет журнал учета листков нетрудоспособности, после его окончания оно обязано озаботиться его хранением. Срок хранения определяется законодательством или внутренними нормативно-правовыми бумагами фирмы (но не меньше пяти лет). Держать журнал нужно в месте, куда нет доступа посторонних лиц, а после утраты актуальности, его можно уничтожить.
Журнал учета больничных листов — регистр, куда сводятся данные по нетрудоспособности работников. Обязателен ли этот документ и как его оформить и вести?
Журнал учета больничных листов облегчает работу кадровой службы в вопросах выплаты пособий по нетрудоспособности. Вести его организация не обязана. Но его наличие делает учет более простым и эффективным.
Зачем нужен журнал учета больничных
Законодательной обязанности заводить его нет. Но необходимость хранить документы никто не отменял. Это касается и листков трудоспособности. А хранение следует организовать должным образом.
Обращаясь к такому регистру, бухгалтер или кадровик оперативно получит необходимые сведения:
- о наличии больничных у отдельных сотрудников в интересующий период;
- об их продолжительности;
- о причинах возникшей нетрудоспособности.
С его помощью ответственный сотрудник гораздо быстрее посчитает количество дней, которые сотрудник проболел, и сможет отследить, сколько из них еще предстоит оплатить.
Оформление и содержание
Унифицированной формы не существует. Каждая администрация разрабатывает собственную или использует один из стандартных вариантов. Тем, кто впервые заводит журнал учета больничных листов, образец заполнения предлагаем взять такой:
Как правило, в него обязательно заносят следующие данные:
- Ф.И.О. работника;
- номер листа нетрудоспособности;
- его дата выдачи;
- начало и конец периода нетрудоспособности;
- продолжительность этого периода (в днях);
- код причины нетрудоспособности.
По желанию добавляют подразделения, должности, медицинские учреждения, выдающие БЛ, и другие сведения.
Правила ведения
Существовать этот регистр может как в бумажном, так и в электронном виде. Последний вариант можно представить не только в текстовом формате.
Для крупных организаций удобнее использовать файл Excel с возможностями фильтрации, сортировки и суммирования данных. В специальных программных продуктах, например «1С:Зарплата и управление персоналом», такая форма присутствует.
Если все же выбран бумажный формат, то следует соблюдать такие правила:
- прошивать и пронумеровывать страницы;
- использовать только черные чернила;
- избегать исправлений и помарок;
- при завершении очередного журнала на последней странице проставлять количество страниц и заверять это подписью руководителя и печатью.
Хранить его необходимо пять лет, в соответствии с пунктом 897 Перечня типовых архивных документов, утвержденного Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558.
Скачать образец журнала учета больничных листов
Интересные материалы:
- Директор по персоналу журнал подписка
Электронный журнал "Директор по персоналу" — это практический журнал для НR-менеджеров и первых лиц компаний…
- Журнал учета карточек т 2
Личная карточка сотрудника: право или обязанность На каждого сотрудника должна быть заведена личная карточка. В…
- Журнал налоговый курьер
Электронный журнал "Российский налоговый курьер" — профессиональный журнал по налогообложению для главного бухгалтера, аудитора и…
- Санитарные правила для швейного производства
СанПиН 5182-90. Санитарные правила для швейного производства ВСЕ ДОКУМЕНТЫ -->61 ШВЕЙНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ -->61.080 Швейные машины…
- Журнал учета медицинских книжек образец заполнения
Вести регистрацию таких важных документов, как медкнижки сотрудников, необходимо владельцам всех предприятий и учреждений, где…