Куперс

Бухучет и анализ

Журнал операций по санкционированию

В пункте 11 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), а также в приложении 3 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее — Приказ № 52н) перечислены обязательные журналы операций (ф. 0504071):

    • журнал операций по счету «Касса»;
    • журнал операций с безналичными денежными средствами;
    • журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
    • журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
    • журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
    • журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям;
    • журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
    • журнал по прочим операциям.

В методических указаниях (приложение 5 к Приказу № 52н) разъясняется порядок оформления перечисленных журналов. Журнал по прочим операциям применяется для учета операций, которые не нашли отражения в других журналах.

Для счетов санкционирования отдельного журнала операций не предусмотрено. Согласно п. 314 Инструкции № 157н учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, утвержденными сметными (плановыми, прогнозными) назначениями, и обязательствами ведется в журнале по прочим операциям. Основанием для записей в журнале служат первичные документы (учетные документы), установленные финансовым органом соответствующего бюджета (в части обязательств — учреждением).

В письме Минфина России от 21.11.2018 № 02-06-10/83915 указывается, что информация по счетам санкционирования должна отражаться в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) и Главной книге (ф. 0504072).

В прежних редакциях п. 11 Инструкции № 157н (с 2011 по 2016 гг.) для учета операций санкционирования предусматривался отдельный журнал. Это требование было реализовано в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», журналу присвоен номер 9. Поскольку информация по счетам санкционирования плановая, такое решение представляется логичным. Однако приказом Минфина России от 16.11.2016 № 209н упоминание журнала по санкционированию исключено из п. 11 Инструкции № 157н.

Поскольку учреждения вели журнал по санкционированию на протяжении шести лет, многие из них продолжают отражать эти сведения в отдельном журнале операций, закрепив такое решение в учетной политике. На наш взгляд, это может вызвать претензии контролеров. Дело в том, что в учетной политике устанавливаются особенности ведения учета, которые не регулируются нормативными правовыми актами по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности (п. 4 СГС «Учетная политика», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н). Однако в рассматриваемой ситуации п. 314 Инструкции № 157н содержит прямое указание, что информация по счетам санкционирования должна отражаться в журнале по прочим операциям. Поэтому, если подходить к вопросу формально, претензии ревизоров являются обоснованными.

Является ли ошибкой отсутствие в главной книге операций по санкционированию расходов?

Л. Семина,

эксперт журнала «Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Журнал «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение», N 9, сентябрь 2017 г., с. 72-73.

Да, является. В главной книге в хронологическом порядке отражаются записи по всем счетам бухгалтерского учета, в том числе по счетам санкционирования расходов.

Обоснование. Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 04.07.2017 N 02-06-10/42328, отсутствие в главной книге учреждения бухгалтерских операций по счетам санкционирования является ошибкой ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, исправление которой производится в соответствии с п. 18 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).

Согласно Методическим указаниям по применению регистров бухгалтерского учета*(1) в главной книге (ф. 0504072) отражаются в хронологическом порядке записи по счетам бухгалтерского учета (балансовым счетам соответствующих бюджетов) в порядке возрастания. При открытии главной книги записываются суммы остатков на начало года и начало периода (месяца, дня) в соответствии с заключительным балансом за истекший год, обороты по дебету и кредиту за соответствующий период и с начала года, исходящие остатки, итоговые данные за соответствующий период, номера журналов операций.

На основании данных главной книги формируется бухгалтерская (бюджетная) отчетность (п. 9 Инструкции N 33н, п. 7 Инструкции N 191н*(2). В частности, по данным счетов санкционирования расходов (счет 500 00) формируются отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738) и отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128). Таким образом, если в указанных отчетных формах отражена информация, которой нет в главной книге, проверяющие могут наложить штраф за искажение отчетности.

1 сентября 2017 г.

————————————————————————-

*(1) Методические указания по применению органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 N 52н.

*(2) Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н.

Ответ от 28.02.2019

В пункте 11 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), а также в приложении 3 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее — Приказ № 52н) перечислены обязательные журналы операций (ф. 0504071):

  • журнал операций по счету «Касса»;
  • журнал операций с безналичными денежными средствами;
  • журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
  • журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
  • журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
  • журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям;
  • журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
  • журнал по прочим операциям.

В методических указаниях (приложение 5 к Приказу № 52н) разъясняется порядок оформления перечисленных журналов. Журнал по прочим операциям применяется для учета операций, которые не нашли отражения в других журналах.

Для счетов санкционирования отдельного журнала операций не предусмотрено. Согласно п. 314 Инструкции № 157н учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, утвержденными сметными (плановыми, прогнозными) назначениями, и обязательствами ведется в журнале по прочим операциям. Основанием для записей в журнале служат первичные документы (учетные документы), установленные финансовым органом соответствующего бюджета (в части обязательств — учреждением).

В письме Минфина России от 21.11.2018 № 02-06-10/83915 указывается, что информация по счетам санкционирования должна отражаться в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) и Главной книге (ф. 0504072).

В прежних редакциях п. 11 Инструкции № 157н (с 2011 по 2016 гг.) для учета операций санкционирования предусматривался отдельный журнал. Это требование было реализовано в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», журналу присвоен номер 9. Поскольку информация по счетам санкционирования плановая, такое решение представляется логичным. Однако приказом Минфина России от 16.11.2016 № 209н упоминание журнала по санкционированию исключено из п. 11 Инструкции № 157н.

Поскольку учреждения вели журнал по санкционированию на протяжении шести лет, многие из них продолжают отражать эти сведения в отдельном журнале операций, закрепив такое решение в учетной политике. На наш взгляд, это может вызвать претензии контролеров. Дело в том, что в учетной политике устанавливаются особенности ведения учета, которые не регулируются нормативными правовыми актами по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности (п. 4 СГС «Учетная политика», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н). Однако в рассматриваемой ситуации п. 314 Инструкции № 157н содержит прямое указание, что информация по счетам санкционирования должна отражаться в журнале по прочим операциям. Поэтому, если подходить к вопросу формально, претензии ревизоров являются обоснованными.

Почему по счетам санкционирования формируется номер журнала операций 9?

Почему по счетам санкционирования формируется номер журнала операций 9?

В соответствии с приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н в перечне регистров бухгалтерского учета отсутствует журнал операций № 9 «Журнал по санкционированию». Бухгалтерские записи санкционированию должны быть отражены в Журнале регистрации ф. 0504064. Почему в формируемой в программе печатной форме бухгалтерской справки к документам по санкционированию в поле «Операции приняты к учету с отражением в» до сих пор печатается «ж/о 9». Просим устранить этот недочет.
Форма 0504064 «Журнал регистрации обязательств» и порядок ее составления утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, далее – Приказ № 52н. Согласно Методическим указаниям по формированию Журнала регистрации обязательств (ф. 0504064) (часть 3 приложения 5 к Приказу № 52н) он применяется только для учета обязательств (денежных обязательств) текущего финансового года.
Пунктом 308 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), далее – Инструкция № 157н, регламентировано, что счета Раздела 5 «Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта» Единого плана счетов бухгалтерского учета предназначены для ведения учета учреждениями, финансовыми органами показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, прогнозных показателей по доходам бюджета, сумм утвержденных плановых показателей доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения) показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) (далее — сметные (плановые, прогнозные) назначения соответственно по доходам (поступлениям), расходам (выплатам), а также принятых учреждениями обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год.
Таким образом, Журнал регистрации обязательств (ф. 0504064) не может применяться для учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, прогнозных показателей по доходам бюджета, сумм утвержденных плановых показателей доходов и расходов, а также принятых учреждениями обязательств (денежных обязательств) на плановый период — очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным.
Приказом Минфина России от 16.11.2016 № 209н Журнал по санкционированию исключен из списка журналов (подпункт «в» пункта 2.4 Приложения 5 к приказу Минфина России от 16.11.2016 № 209н).
Согласно Методическим указаниям по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета (часть 3 приложения 5 к Приказу № 52н) для учета учреждением операций, не отраженных в перечисленных выше Журналах операций, применяется Журнал операций по прочим операциям.
В новой информационной базе, созданной из шаблона актуального релиза типовой конфигурации программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» в 2017 году, для счетов Раздела 5 «Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта» Единого плана счетов бухгалтерского учета в карточках счетов 500 00 указан номер журнала 8.
В информационной базе, созданной до 01.01.2017 г, в карточках счетов 500 00 указан номер журнала 9.
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» алгоритм формирования журналов операций таков: в перечень операций, отражаемых в отчете, попадают все проводки, у счета дебета или кредита которых реквизит «Номер журнала» равен номеру формируемого журнала.
Для того чтобы оборот по счету попал в определенный журнал, номер журнала должен быть указан в настройке счета.

Если вы хотите, чтобы в проводках и соответственно в Бухгалтерских справках (ф. 0504833) по счетам 500 00 формировался номер Ж/О 8, укажите его в карточках счетов 500 00.

После этого в проводках по счетам санкционирования будет формироваться номер журнала 8.
Документы, введенные ранее даты изменения настройки счетов 500 00, следует перепровести.
Следует отметить, что, по нашему мнению, операции по счетам санкционирования целесообразно выделить в отдельный журнал, поскольку счета 500 00 не корреспондируют с другими счетами Единого плана счетов бухгалтерского учета.
Применение отдельного журнала по счетам санкционирования надо закрепить в Учетной политике учреждения.
Материал подготовлен сотрудникам телефонной линии консультации компании «Микос» на основе материалов фирмы 1С!
Сотрудники нашей телефонной линии консультации — ежедневно помогают в работе сотням бухгалтеров!
Хотите получать оперативную помощь по 1С? Заключите договор сопровождения с нашей компанией.
Хотите получать полезные советы по 1С от нашей линии консультации? Подпишитесь на рассылку на сайте прямо сейчас!
Звоните по телефону: 8 (351) 222-00-22 Или отправьте заявку на reklama@mikos.ru Получите консультацию наших менеджеров с понедельника по четверг с 9:00 до 18:00, в пятницу с 9:00 до 16:45.
Мы в социальных сетях! Подписывайтесь!


Опубликовано 01.02.2017 17:40 Administrator Просмотров: 7895

Учет планирования и санкционирования – самый сложный раздел учета в государственных учреждениях. Для корректного отражения операций по данному разделу в программах 1С необходимо уделить время первоначальным настройкам. В данной статье освещается подготовка к учету в этом разделе в программе 1С: Бухгалтерии государственного учреждения 8 редакция 2.0, рассматриваются только те сведения, которые необходимо заполнить в обязательном порядке.

Подсистема «Планирование и санкционирование» в 1С: БГУ 8 предназначена для ведения учета по санкционированию расходов государственного учреждения. В эту подсистему входят 3 подраздела:

— плановые показатели деятельности;
— бюджетные данные;
— договоры и обязательства.

Любая работа в программе начинается с заполнения справочника «Организации». Для того, чтобы определиться, каким образом будет вестись эта подсистема, необходимо, заполняя сведения об организации, в обязательном порядке указать информацию об органе, осуществляющим полномочия учредителя:

После полного заполнения сведений об организации нужно заполнить «Учетную политику организации» (остановимся на заполнении в части планирования и санкционирования). Для перехода в форму нажать на гиперссылку в левой части формы:

После перехода откроется форма заполнения учетной политики организации:

В открывшейся форме, в первую очередь, необходимо заполнить поле «Структура рабочего плана счетов» (выбрать из трех имеющихся):

Данное поле означает, что при выборе определенной структуры рабочего плана счетов будет действовать определенный тип плана счетов по виду государственного учреждения.
Затем, второе по значимости поле для заполнения: «Бюджетные полномочия». Заполняется на одноименной вкладке, с помощью установки флажка напротив соответствующих полномочий:

Как видно из формы, проставлять флажки можно напротив одного полномочия или нескольких. Примером может быть следующая ситуация: государственное учреждение является распорядителем бюджетных средств (то есть имеет подведомственные учреждения), при получении бюджетных средств, часть доводит до себя как до получателя, часть распределяет подведомственным. В этом случае флажки необходимо будет установить напротив полномочий получателя и распределителя бюджетных средств.

После заполнения учетной политики необходимо заполнить лицевые счета организации для осуществления платежей и корректного заполнения счетов санкционирования. Для заполнения лицевых счетов также нужно перейти по гиперссылке из формы справочника «Организации»:

В форме «Лицевые счета» по стандартной кнопке «Создать» необходимо заполнить данные по счету, созданному в казначействе:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх