Куперс

Бухучет и анализ

Золотой парашют

Казенное предприятие «Связь-Безопасность» во время реструктуризации (присоединения к ФГУП «Охрана» Росгвардии) выписало при увольнении семерым сотрудникам выплаты на общую сумму около 15 млн. рублей. Щедрые отступные из госбюджета заметили ревизоры вновь образованной структуры и инициировали возбуждение уголовного дела по факту злоупотребления должностными полномочиями. Казалось бы, рутинное дело, но у расследования может быть и скрытая подоплека, связанная с переделом рынка услуг государственной охраны. Подробности — в материале «Известий».

В июне подразделением по расследованию особо важных дел СУ СКР по ЦАО было возбуждено дело о злоупотреблении должностными полномочиями по факту необоснованно высоких выплат выходного пособия в связи с увольнением работников. Официальная причина расторжения контрактов — нежелание работников продолжать трудовые отношения из-за смены собственника (п.6 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса). Но по мнению следствия, на такие решения полномочна «принимающая» сторона, то есть ФГУП «Охрана».

— Выплата выходных пособий производится исключительно вновь созданным в результате реорганизации юридическим лицом после внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ, — говорится в материалах дела, сообщил источник «Известий», близкий к следствию. Он уточнил, что в расследовании пока нет фигурантов, однако известны фамилии работников, которым, как считает следствие, были необоснованно выплачены «золотые парашюты» — Тихонов, Колесов, Толданов, Казаков, Чернышев, Корженевская, Колнооких (6,5 млн., 3,7 млн., 894 тыс., 390 тыс., 1,8 млн., 4,1 млн., 637 тыс. рублей соответственно).

Битва за гособъекты

Самая существенная сумма, которую, по мнению следствия, незаконно начислили при увольнении, полагалась Тихонову В.Г. — больше 6,5 млн. рублей. «Известия» выяснили, что человек с такой же фамилией и инициалами занимал должность советника гендиректора ФГУП «Связь-безопасность», а также руководил филиалом в Нижегородской области и Поволжском федеральном округе. Он занимался работой по получению тендеров. Его претензии, в частности, были связаны с тем, что предприятие было лишено права на участие в аукционах. Согласно одной из жалоб в Управление антимонопольной службы по Нижегородской области, подписанной Тихоновым, его филиал пытался оспорить отстранение от участия в конкурсе на оказание услуг по охране Верховного суда Татарстана. «Связь-Безопасность» лишилась контракта из-за того, что «здание суда не является сооружением или объектом связи, находящимся в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций РФ». Участнику указали на отсутствие полномочий на охрану здания суда несмотря на то, что ФГУП соответствовало положениям закона №77-ФЗ «О ведомственной охране». Тихонов посчитал, что действия конкурсной комиссии противоречат законодательству РФ. «Учредительные документы ФГУП «Связь-безопасность» не содержат запрета на охрану силами ведомства Минкомсвязи России объектов, не находящихся в прямом ведомственном подчинении органа исполнительной власти, имеющего право на ее создание. Кроме того, законодательство в принципе не предусматривает ограничений на охрану организациями ведомственной охраны объектов, не находящихся в прямом ведении органов исполнительной власти, имеющих право на ее создание», — писал Тихонов.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

В этой жалобе 2016 года, по сути, был сформулирован протест против монополизации рынка услуг, предоставляемых государственными охранными структурами. На роль монополиста, по мнению других участников рынка, тогда, как и сейчас, претендовало ФГУП «Охрана» — структурное подразделение Росгвардии. В дальнейшем конфликт только усиливался. В Росгвардии был взят курс на присоединение всех ведомственных охранных организаций и жесткую позицию на конкурсах за право охраны «спорных» объектов.

Не доверяй и проверяй

Два года назад начались масштабные проверки ведомственных охранных структур. Росгвардия, представляющая собой ведомство, созданное на базе отделившихся от МВД служб и подразделений, получила функцию контроля за лицензионно-разрешительной деятельностью — в том числе и полномочия по надзору в сфере охранных услуг. Сложилась ситуация, когда ведомство, имеющее в своей структуре мощную охранную организацию (ФГУП «Охрана»), получило контроль над потенциальными конкурентами.

В 2017-м ревизии коснулись ФГУП «Ведомственная охрана промышленных объектов» Минпромторга, ФГУП «Связь-безопасность» и ФГУП «Главный центр спецсвязи» Минкомсвязи, а также предприятия «Росинкас» Центробанка. Летом 2018-го проверки начались в Росрезерве, «Атом-охране», МЧС, ФГУП «Почта России», писало информагентство «Индустрия безопасности».

В Росгвардии уточнили, что цель проверок — лишь навести порядок в сфере услуг безопасности.

— Такие же предписания об устранении нарушений получает и ФГУП «Охрана», которое хотя и является предприятием при Росгвардии, тем не менее проверяется так же и даже строже, чем и все остальные участники отрасли,— объяснил «Коммерсанту» советник директора Росгвардии Александр Хинштейн. Он также уточнил, что решение о существовании той или иной ведомственной охраны будет принимать правительство «по результатам максимально открытого обсуждения».

Фото: ТАСС/Митя Алешковский

Проверки, в результате которых были выявлены недостатки в ряде ведомственных охран, привели к противостояниям — далеко не все горели желанием потерять независимость, а вместе с этим и прибыль в виде солидных премий (выручка игроков достигала в среднем несколько миллиардов рублей в год). Начались судебные тяжбы и споры в инстанциях. Один из таких процессов инициировали представители ФГУП «Связь-безопасность», отстаивавшие право охранять любые гособъекты, а не только те, которые отнесены к ведению Минкомсвязи.

Представляла интересы опального ФГУП юрист Ирина Колнооких, чья фамилия также фигурирует в расследовании о якобы незаконных начислениях при увольнении. По данным следствия, ей было начислено при увольнении около 640 тыс. рублей.

Ее фамилия фигурирует в качестве заявителя в арбитражном процессе об оспаривании «Связь-безопасностью» предписания от Росгвардии. Ведомство потребовало от руководства ФГУП отказаться от охраны объектов, не отнесенных к сфере ведения Минкомсвязи. В предписании фигурировали 190 объектов, ключевые из которых — объекты ПАО «Ростелеком». Суд встал на сторону Росгвардии, но ФГУП пыталось обжаловать это решение вплоть до своего поглощения ФГУП «Охрана». При этом ФГУП «Связь-безопасность» было мощным игроком на рынке охранных госуслуг — выручка в 2017 году составила 4,8 млрд. рублей, а чистая прибыль — 51 млн.

В противостоянии в итоге победила Росгвардия. В октябре прошлого года был подписан указ о присоединении предприятия «Связь-безопасность» к ФГУП «Охрана». Это решение было принято в связи с принятием «Концепции развития вневедомственной охраны на период 2018–2021 годов и далее до 2025 года», утвержденной Росгвардией. В июне 2019 года сразу в несколько судов поступили ходатайства от правопреемника «Связи-безопасности» — ФГУП «Охраны» Росгвардии об отказе от претензий к себе самой.

Ошибка или умысел

Но странность ситуации в том, что обычно споры о неосновательном обогащении и причинении убытков предприятию решаются в судебном или дисциплинарном порядке.

— Уголовные дела о злоупотреблении служебными полномочиями — скорее исключение из общего правила. Обычно в ситуации, когда руководитель выплачивает необоснованно высокие премии или отступные (так называемые «золотые парашюты»), а такое довольно часто встречается в бизнесе, он отвечает за это рублем. То есть с него могут взыскать убытки на ту сумму, которую он переплатил. Например, руководитель решил премировать своего работника на круглую сумму, и об этом становится известно собственнику либо новому руководителю. Начинается разбирательство, устанавливается факт, что особых успехов премированный работник не достиг, собираются объяснения от заинтересованных лиц. С этими данными собственник или новый гендиректор идет в суд, где в гражданском порядке добивается возмещения ущерба как убытков для предприятия. Уголовная составляющая появляется, как правило, когда деньги — бюджетные либо околобюджетные. Но возбудить дело по такой фактуре очень сложно, — рассказывает адвокат, руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Фролов. По словам юриста, такие дела редко доходят до суда и остаются так называемыми «висяками».

Фото: ТАСС/Александр Тарасенков Описание картинки

— Доказать, что руководитель заведомо хотел умышленно нанести имущественный ущерб компании, которой он руководит, очень непросто. Обвиняемый, по сути, должен расписаться в том, что его истинной целью было причинить убытки. Единственный случай в моей практике, где удалось возбудить уголовное дело по незаконному премированию — мы доказали, что лица, получившие выплату, затем вернули ее директору, — говорит Фролов.

По закону руководителю предоставлено право премирования работников, вопрос размера премий и отступных для каждой компании индивидуален.

— Грань между гражданско-правовым нарушением (причинением убытков) и преступлением довольно тонкая, поэтому следственные органы обычно не берутся за такие дела. Они часто разваливаются либо на стадии следствия, либо в суде, — считает адвокат.

Не исключена также и производственная ошибка кадровика в выборе основания при увольнении сотрудников. Следствие подчеркивает, что выплаты были произведены незадолго до прекращения деятельности ФГУП «Связь-безопасность», хотя сделать это, как считает следствие, должно было руководство ФГУП «Охрана». Многое в этой истории зависит от хронологии событий — что и предстоит доказать следствию.

— В любом случае окончательное решение принимает руководитель предприятия, он несет ответственность, — говорит Денис Фролов. По данным ФНС России, последним руководителем недействующего на сегодняшний день предприятия, имевшим право действовать от имени юрлица, был Юрий Колесов. Впрочем, отзывы о ФГУП «Связь-безопасность» от рядовых сотрудников на различных тематических форумах чаще негативные. Главные претензии — мизерная зарплата и хамское отношение к персоналу.

Повторение пройденного

Разворачивающееся уголовное преследование бывших менеджеров охранных ФГУП в период присоединения к «Охране» — не первое за последние годы. Лица, фигурирующие в текущем расследовании, могут повторить судьбу экс-командира спецгруппы «Вымпел» генерал-майора ФСБ Владимира Подольского. Он возглавлял ведомственную охрану Минпромторга (ФГУП «Ведомственная охрана промышленности РФ»), которая одной из первых, в феврале 2017 года, была поглощена ФГУП «Охрана». Подольского обвинили в мошенничестве в особо крупном размере. Громкое обвинение сводилось к похожим на историю с менеджментом охраны Минкомсвязи кадровым спекуляциям. По версии ГВСУ СКР, Подольский в соучастии с советником главы Минпромторга, бывшим руководителем отдела Службы экономической безопасности ФСБ Сергеем Горбуновым и Татьяной Литягиной фиктивно устроил на работу Владимира Белого без ведома последнего. Мужчина числился полтора года (с 2012-го по октябрь 2013 года) в штате, ему, в общей сложности, была начислена зарплата в 3,3 млн. рублей, которую тратили обвиняемые. У бывшего спецназовца Подольского также нашли во время обыска 100 патронов от пистолета Ярыгина и ПМ. Полковнику Горбунову ставили в вину использование в личных целях служебного транспорта.

Фото: ТАСС/Интерпресс/Владимир Кондратов

Генерал Подольский и полковник Горбунов получили по четыре года колонии. После приговора бывшему спецназовцу инкриминировали еще один эпизод хищений, связанный с фиктивным трудоустройством родственников другого военного отставника — Андрея Польщикова.

Мы часто слышим выражение «золотой парашют» для работников, но не всегда понимаем, о чем идет речь. В каждой ли организации есть такие особые условия? Постараемся разобраться.

В некоторых крупных организациях или даже корпорациях высшее руководящее звено находится на особом положении. Для топ-менеджеров таких компаний предусмотрены специальные условия как работы, так и увольнения. Именно их и называют «золотыми парашютами», т. е. средством для безопасного перехода на новое место. По сути это сильно увеличенные выходные пособия, размер которых чаще всего является коммерческой тайной и устанавливается по соглашению владельцев и топ-менеджеров этих компаний.

Что написано в Трудовом кодексе

Между тем, вопрос «»золотой парашют» при увольнении — что это?» не возникает из воздуха, а опирается на вполне реальные и действующие законодательные нормы. В статье 279 ТК РФ предусмотрено, что руководитель организации имеет преференции при увольнении, по сравнению с обычными работниками. Это, в частности, компенсация в размере трехмесячного заработка. И это минимум, потому что максимум может быть установлен трудовым договором и на уровне законодательства не регулируется (за некоторым исключением). Такие правила выплат при увольнении применяют к высшему руководящему составу:

  • генеральным директорам;
  • исполнительным директорам;
  • заместителям руководителя;
  • управляющим;
  • главным бухгалтерам;
  • финансовым директорам.

Чем крупнее и богаче компания, тем больше у ее топ-менеджеров «золотые парашюты». Традиционно в числе лидеров банки и государственные корпорации. Правда, для некоторых лиц из государственных организаций (главных бухгалтеров и руководителей) нормами статьи 349.3 ТК РФ установлено ограничение в сумме такого выходного пособия. Его размер не может превышать трех­крат­ный сред­не­ме­сяч­ный заработок этих ра­бот­ни­ков. В этом случае законодательный минимум и максимум равны. Это ограничение распространяется на все ор­га­ни­за­ции, в которых более 50% акций (долей) в устав­ном ка­пи­та­ле принадлежит госу­дар­ству (муниципалитету).

Как получить «золотой парашют»

Если упол­но­мо­чен­ный управляющий орган компании, обычно состоящий из собственников бизнеса, принимает решение об увольнении топ-менеджера (руководителя или другого должностного лица высшего звена), то ему положена денежная компенсация. На получение выплаты могут рассчитывать только те лица, с которыми трудовой договор расторгается не по причине их ви­нов­ных дей­ствий (без­дей­ствия).

Кон­крет­ный раз­мер вы­ход­но­го по­со­бия должен быть указан в тру­до­вом до­го­во­ре. Там же должны быть прописаны условия, при которых «золотой парашют» должен быть применен или в его применении отказано. Следует также помнить, что в некоторых случаях такое выходное пособие могут потребовать назад. Например, если в ходе процедуры банкротства организации выяснится, что действия директора или главбуха нанесли вред и убытки. На практике это часто встречается при санации банков.

Сколько стоит «золотой парашют»

Казалось бы, такое большое выходное пособие не выгодно для работодателей. Ведь на него нужно начислять страховые взносы. Однако в Налоговом кодексе сказано, что выходное пособие при увольнении в раз­ме­ре, не пре­вы­ша­ю­щем трех­крат­ный размер сред­не­го ме­сяч­но­го за­ра­бот­ка уволь­ня­е­мо­го лица, страховыми взносами не облагается. Аналогичные нормы предусмотрены нормами статьи 217 НК РФ и для обложения таких выплат НДФЛ. Следовательно, все ком­пен­са­ции, не пре­вы­ша­ющие три заработных платы, не подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами. Их нужно исчислять только с суммы превышения.

УДК 331.224.8+347.4+349.222.2+349.227+658.310.9

«Золотой парашют»: некоторые аспекты регулирования трудовым законодательством РФ компенсационных выплат руководителю

Т. Б. Смашникова

Рассматриваются вопросы правового регулирования компенсационных выплат руководителям организации и топ-менеджерам, предоставляемых им при досрочном увольнении с занимаемых должностей. Актуальность темы исследования обусловлена неурегулированностью факта таких выплат нормами трудового права, а также широким общественным резонансом, вызванным известными случаями выплат «золотых парашютов», которые активно обсуждались в российской прессе. Излагается авторская позиция по данному вопросу.

Ключевые слова: «золотой парашют»; руководитель; топ-менеджер; компенсация; выплата; условия договора.

«Золотой парашют» — понятие, имеющее место в трудовом праве ряда стран Западной Европы и США, которое обычно означает компенсацию, выплачиваемую руководителю организации в случае расторжения трудового договора в связи со сменой собственника имущества организации или принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Аналогичные нормы содержит и российское трудовое законодательство (п. 4 ч. 1 ст. 81 и п. 2. ст. 278 Трудового кодекса РФ) .

«Золотой парашют» — компенсация, выплачиваемая руководителям организаций в случае их увольнения по определенным причинам. Размер выплаты обычно устанавливается при поступлении на работу, фиксируется в договоре (трудовом или ином договоре, прилагаемом к трудовому договору), и организация берет на себя обязательство выполнить закрепленные в документах обещания.

Выплаты выходных компенсаций в виде «золотых парашютов» приобретают всё большее распространение в России. Размеры их достигают миллионов и миллиардов рублей.

Например, есть сведения о том, что при реорганизации РАО «ЕЭС России» в 2005 году уволенные топ-менеджеры получили компенсации в размере 250-750 тыс. дол. при самой высокой зарплате -30 тыс. дол., т. е. в размере от 8 до 25-месячной зарплаты самого высокооплачиваемого топ-менеджера. Общий размер «золотого парашюта» составил 16 млн дол. (Для сравнения: в развитых странах усредненная величина «золотого парашюта» имеет размер 6-месячного заработка уволенного топ-менеджера .

Инициаторы реформирования оправдывали непомерно высокий размер «золотого парашюта» необходимостью предотвратить саботаж проведения реформы и компенсации уволенным топ-менеджерам потери их политического влияния в регионе. Возникает вопрос — откуда были получены эти средства: или они изначально были заложены в себестоимость продукции, приобретаемой потребителем, или это были кредитные ресурсы, которые опять-та-ки были включены в стоимость продукции? А так как иных источников получения финансовых средств для выплат огромных сумм «золотых парашютов» не имеется (прибыль по дивидендам уменьшена не была), то сам собой напрашивается вывод, что руководство РАО ЕЭС, скорее всего, посчитало фактор компенсации потери политического влияния некоторых физических лиц достаточным экономическим обоснованием повышения тарифов на электроэнергию в России .

По сообщениям в прессе, в своё время по 1 млрд рублей было выплачено топ-менеджерам ОАО «АвтоВАЗ», которое в кризисный год было спасено от банкротства государством за счёт бюджетных средств .

До 2012 года наблюдалась ситуация, названная в прессе парадоксальной: несмотря на резкий экономический спад, увольнявшиеся из крупных компаний топ-менеджеры получали колоссальные выплаты, не облагавшиеся налогами .

Назначение «золотого парашюта» в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить уверенность менеджера в своем будущем, что способствует его преданности компании и полной отдаче целям ее процветания, а с другой — оградить компанию от злонамеренных действий уволенного менеджера, владеющего конфиденциальной информацией компании. Однако если топ-менеджер брал на себя ответственность сохранять коммерческую тайну организации, не разглашать сведения конфиденциального характера и подписывал юридические документы о такой ответственности, то не совсем понятно, почему «золотой парашют» должен стать гарантией, которая удержит топ-менеджера от совершения противоправных поступков.

По действующему законодательству, при заключении соглашения о неразглашении информации, составляющей коммерческую тайну (являющейся секретом производства) (при условии, что такое соглашение не является дополнительным к трудовому договору, а имеет характер гражданско-правового договора), руководитель может предусмотреть взыскание неустойки (в размере, определяемом соглашением) с лица, разгласившего конфиденциальную информацию, во время работы в организации, а также после увольнения в течение срока, определенного указанным соглашением. Огромный недостаток этого механизма — факт отсутствия (или малого опыта) судебной практики по данному вопросу.

Рассматривая имеющиеся в договорах топ-менеджеров условия, при которых в России оговариваются выплаты «золотого парашюта», следует отметить прекращение действия трудового договора по следующим основаниям:

— сокращение численности или штата работников (п. 2. ст. 81 ТК РФ);

— ликвидация организации работодателя (п. 1 ст. 81 ТК РФ);

— смена собственника организации (в отношении руководителя организации, заместителей и главного бухгалтера) (п. 4 ст. 81 ТК РФ);

— соглашение сторон трудового договора (ст. 78 ТК РФ);

— инициатива работника (по собственному желанию) (ст. 80);

— принятие уполномоченным лицом решения о прекращении трудового договора с руководителем (п. 2 ст. 278 ТК РФ).

По мнению автора, этот перечень необоснованно широк и подлежит сокращению. Законодателю следует четко оговорить условия возможности получения «золотого парашюта» и ограничить возможности топ-менеджера при увольнении узким исчерпывающим перечнем условий.

Не должно являться основанием получения «золотого парашюта» увольнение топ-менеджера по причине сокращения штата работников, соглашению сторон трудового договора и собственному желанию. В двух первых указанных случаях компания перестает нуждаться в конкретном топ-менеджере по причинам, скорее всего связанным с его профессиональной деятельностью, не отвечающей требованиям компании, третий случай — выбор самого топ-менеджера его самостоятельное решение изменить свое финансовое благополучие. В указанных случаях выплата организацией выходной компенсации в виде «золотого парашюта» в миллионах рублей экономически не обоснована.

Отношения топ-менеджера с нанимателем имеют гражданскую и трудовую правовые стороны. Эта двойственность природы правоотношений до настоящего времени не урегулирована на уровне федерального законодательства. Также в нормативных актах государства отсутствует юридическое понятие «золотого парашюта». Однако договорные обязательства, условия трудовых договоров с топ-менежерами, предусматривающие выплату огромных финансовых компенсаций при увольнении работников по различным основаниям, признаются и исполняются.

Комментируя исследуемый нами феномен, Кирилл Возисов, партнер ЗАО «Юридическая компания «ИНМАР», отмечает, что включение в трудовой договор положений о «золотом парашюте» зачастую не стимулирует работника к профессиональному выполнению трудовых обязанностей, а предоставляет слишком много лояльности в работе с учетом страховочной выходной компенсации . Вместе с тем фактические выплаты «золотого парашюта» являются ударом по финансовому состоянию компании, вплоть до ее разорения.

В СМИ сообщалось, что в 2006 году в Государственную Думу Российской Федерации поступил законопроект об ограничении максимального размера заработной платы топ-менеджеров и главных бухгалтеров российских негосударственных предприятий. Его авторы предлагали дополнить статью 145 Трудового кодекса РФ нормой, в соответствии с которой «ежемесячная оплата труда руководителей организаций, их заместителей или главных бухгалтеров не может превышать пятикратного размера средней месячной заработной платы одного работника этих организаций». Инициаторы законопроекта основывались на статистике, свидетельствующей, что в России отношение заработной платы руководителей к средней зарплате в 2006 году составляло 26 : 1, в то время как в Китае — 3 : 1, в США -6 : 1, в странах Латинской Америки — 12 : 1. Однако законопроект был отклонен как противоречащий Трудовому кодексу РФ, в соответствии с которым «заработная плата зависит от квалификации работника, сложности работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается» (ч. 1 ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации) .

Для того, чтобы упорядочить выплаты такого рода и снять общественное напряжение, вызываемое информацией о «золотых парашютах», в развитых государствах применяются меры правового регулирования данной проблемы.

Результаты референдума, прошедшего недавно в Швейцарии, более чем красноречивы: больше двух третей проголосовавших высказались за то, чтобы законодательно запретить многомиллионные выплаты топ-менеджерам в виде бонусов. Проектом нового закона предусматривается полный запрет на выплаты «отступных», премий за вступление в должность и прочих разновидностей «золотых парашютов». Нарушителям грозит ограничение свободы на срок до трех лет или штраф до шести годовых зарплат. Толчком к референдуму стала история с выплатой «отступных» размером в 60 миллионов евро увольняющемуся менеджеру концерна «Novartis» лишь за то, чтобы тот не устроился на работу к конкурентам. Граждане традиционно благополучной Швейцарии весьма остро среагировали на выплату столь «нескромной суммы» в условиях экономических проблем, нарастающих в еврозоне .

Президент США предложил установить потолок зарплаты — полмиллиона долларов в год. В Германии вводить абсолютную границу доходов топ-менеджеров не стали, но рассматривается закон, направленный на ужесточение контроля наблюдательного совета компаний за доходами членов правления. Во Франции разрабатываются этические нормы для банков, куда планируется включить положение об ограничении премий для высокопоставленных банкиров. В Великобритании министерство финансов распорядилось провести расследование вызвавших возмущение общественности премиальных выплат банкирам .

По мнению автора, «золотой парашют» имеет право на жизнь и в некоторых случаях может выступать эффективным средством развития топ-менеджмента организации. Ср.: «Такой Договор не должен давать возможность уйти от ответственности руководителю, несущему убытки и крах производства. Этот Договор должен гарантировать ответственному и успешному управляющему, что в случае если у собственника нет формальных и серьезных претензий к нему по его работе — он при всякой «блажи” получит существенную компенсацию при увольнении» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако и законодателю следует выработать правила игры. Целесообразно было бы внесение в главу 43 Трудового кодекса РФ отдельной статьи, определяющей конкретный размер выходной выплаты топ-менеджеру, кратный размеру его среднемесячного заработка и, возможно, зависящий от срока работы в организации.

Возможно предложить следующее.

1) В трудовой договор принимаемого на работу топ-менеджера включать условия, устанавливающие прямую зависимость размера «золотого парашюта» от конкретных результатов деятельности такого работника и срока его работы в организации (срока истечения трудового договора). Данный способ создает менее комфортные условия топ-менеджеру. Вместе с тем такие условия будут защищать работодателя от риска выплаты крупных компенсаций топ-менеджеру в случае его неудовлетворительной деятельности или несоблюдения сроков работы в организации.

2) На случай смены собственника организации следует предусмотреть в трудовом договоре возможность получения «золотого па-

рашюта» по этому основанию только в течение конкретно установленного времени с момента смены собственника. Топ-менджер имеет право на «золотой парашют», если уходит сразу или, например, в течение 6 календарных месяцев после смены собственника. Если же топ-менеджер после смены собственника продолжает свою трудовую деятельность более установленного срока, то он теряет право на «золотой парашют» по названному основанию.

3) Возможно, что «золотой парашют» мог бы быть стимулом сотруднику, прослужившему в течение долгого времени (не менее 10 или 15 лет), к прекращению профессиональной деятельности вообще и выходу на пенсию или к прекращению профессиональной деятельности на оговоренный промежуток времени (2-3 года).

Трудовое законодательство России несовершенно, и внесение дополнений и регламентаций в размерах и процедурах выплаты компенсаций приведет к решению ряда проблем, имеющих место в правовом регулировании труда руководителя организации.

Литература

5. Красная цена : материалы журнала CEO // Планета HR. — Режим доступа : http://planetahr.ru/publication/2894.

7. Трудовой кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1. — Ч. 1, ст. 3.

© Смашникова Т. Б., 2013

«Golden Parachute»: Some Aspects of Russian Labor Legislation Regulating Compensation Payments to Executives

T. Smashnikova

Key words: «golden parachute»; executive; top manager; compensation; payment; contract terms.

Смашникова Татьяна Борисовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры экономики отраслей и рынков, Челябинский государственный университет (Челябинск), tat-sma@mail.ru.

В Татарстане, чтобы получить выплату в 5 — 10 окладов, госслужащему нужно отработать 15 лет

Сегодня стало известно об инициативе ОНФ законодательно запретить практику выплаты отставным чиновникам выходных пособий. В число 22 российских регионов, где есть «золотые парашюты», попал и Татарстан, где соответствующий закон работает 12 лет. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что резать льготы простым работникам — это «ловля блох» и «предвыборный популизм», а высокопоставленных в Татарстане принято награждать иначе — почетными синекурами.

«ПАРАШЮТЫ» В ТАТАРСТАНЕ ПОЯВИЛИСЬ ПРИ ШАЙМИЕВЕ

Запретить на законодательном уровне выплату денежных компенсаций в случае увольнения чиновников предложили в «Общероссийском народном фронте». В результате мониторинга активисты ОНФ выявили 22 российских региона, где подобные «золотые парашюты», гарантирующие чиновникам комфортное увольнение, заложены в региональное законодательство и бюджет. Чиновники закладывали на свой уход денежную компенсацию от 4 до 10 месячных окладов.

Среди регионов, где приняты такие законы, есть, в частности, и Татарстан. Согласно закону «О государственной службе Республики Татарстан», госслужащему при выходе в отставку выплачивается пособие в 5-кратном размере месячного денежного содержания по должности, занимаемой на день выхода в отставку. Условие — 15-летний стаж работы на госслужбе. Если чиновник проработал больше, выходное пособие увеличивается: за каждый последующий год плюсуют по 0,5 месячного денежного довольствия. Предел выплат — 10 месячных выплат. При этом госслужащий должен уйти в отставку в связи с достижением предельного возраста нахождения на госслужбе, выходом на пенсию или по собственному желанию при наличии 15-летнего стажа. Закон действует уже 12 лет — в то время президент РТ Минтимер Шаймиев подписал его в декабре 2003 года.

По данным Росстата, в 2014 году средняя зарплата госслужащих в Татарстане — 34 тыс. рублей. Причем чиновники управлений федеральных ведомств зарабатывают немногим более 29,7 тыс. рублей. Примерно столько же — в корешке среднестатистического муниципального служащего. При этом, согласно опубликованным год назад результатам исследования Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, в республике 2,5 чиновника на 1 тыс. человек населения — это один из самых низких показателей в Приволжском федеральном округе.

Закон о государственной службе РТ действует уже 12 лет — в то время президент РТ Минтимер Шаймиев подписал его в декабре 2003 года

ОНФ В ТАТАРСТАНЕ ОБЕЩАЕТ МОНИТОРИНГ

По словам Алексея Дмитриева — члена татарстанского штаба ТРО «Общероссийский народный фронт» (ОНФ) и спикера проекта «За честные закупки», эта тематика стояла перед «Общероссийским народным фронтом» уже давно. Вопрос поднимался также на последнем форуме проекта «За честные закупки». Но в республике ОНФ лишь изучает ситуацию. Активисты республиканского отделения ОНФ начали эти работы с середины марта, без указаний из Москвы. Прежде эти вопросы рассматривались в рамках контроля закупочной деятельности, в рамках каких-то других вопросов, которые решает сегодня ОНФ. Но только сейчас взялись за эти так называемые «золотые парашюты».

«Сколько бюджет страны тратит на эти выплаты ежегодно, нам пока неизвестно, таких данных у меня, к сожалению, пока нет. Но мы предполагаем, что эти суммы достаточно велики», — отметил собеседник «БИЗНЕС Online».

При этом он отмечает, что ОНФ не говорит о полном запрете таких выплат в принципе. Речь идет об оптимизации расходов бюджета.

«Нужно сокращать размеры таких выплат. Может быть, при увольнении руководители и должны получать побольше, но не в тех размерах, которые есть сегодня. Я сужу об этом по общефедеральным компаниям: «Роснефть», ряду иных компаний. По Татарстану я сегодня не готов привести точные цифры», — рассказал Дмитриев.

По мнению члена штаба ОНФ, меры стимулирования чиновников, выходящих на заслуженный отдых, могут быть и другими, нематериальными: благодарственные письма, почетные грамоты, наконец, ценные подарки в виде бытовой техники, еще что-то подобное. Материальные же выплаты должны быть в пределах разумного. Дмитриев подчеркнул, что данная ситуация с выходными пособиями в Татарстане будет мониториться постоянно.

«Мы не ставим перед собой конкретных сроков, когда мы закончим. Но надо понимать, что на сегодняшний день этот вопрос достаточно острый. И не только для нашей республики или для какого-то другого субъекта федерации. Он актуален в целом для страны», — делится своим мнением активист ОНФ.

«КОГДА УВОЛЬНЯЮТ ПОВАРИХУ, ЕЙ НИЧЕГО НЕ ВЫПЛАЧИВАЮТ!»

Справедливости ради нужно сказать, что Татарстан отнюдь не в лидерах среди регионов по размерам «золотых парашютов». Наиболее предприимчивыми стали чиновники дотационных регионов. Рекордсменом щедрости, по данным мониторинга, стала Республика Коми — здесь госслужащие получают единовременное денежное вознаграждение в размере 10 месячных окладов, если они по собственному желанию соберутся выйти на пенсию. Следом идут Якутия и Еврейская автономная область. Там занимающие государственные должности работники обеспечены шестимесячным окладом в случае прекращения полномочий. А представители госдолжностей в Дагестане покинут занимаемое ими кресло, имея четыре месячных оклада на руках.

В итоге в недрах ОНФ зреет поправка в законодательство с запретом подобных инициатив.

«Любой работающий гражданин — не важно, депутат или кто-то другой — не должен получать никаких «золотых парашютов». Нужно жить по Трудовому кодексу, как все граждане России, — рассказал «БИЗНЕС Online» член комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Госдумы, представитель ОНФ Валерий Трапезников. — Не знаю, поддержат ли наше предложение, но, по крайней мере, «Народный фронт» заинтересовался этой идеей».

Депутаты Госдумы «золотых парашютов» не имеют, отметил Трапезников. В течение 30 дней после сложения полномочий они, например, должны освободить служебное жилье. Правда, и зарплаты у народных избранников (до инициативы о сокращении на 10%) окупают нехватку выходных пособий: 420 тыс. рублей в месяц плюс ежеквартальные поощрения — 81,5 тыс. рублей.

«Депутат должен радоваться, что его избрали и назначили ему хорошую зарплату, — считает Трапезников. — А при увольнении — извините! Если он достиг пенсионного возраста, то получит пенсию, если молодой — устроится на другую работу. В конце концов, если его не возьмут, например, по утрате доверия, он может устроиться на курсы, будет сантехником или кочегаром, или мост поедет в Крым строить. Когда увольняют повариху из кафе, ей не выплачивают никаких «парашютов». А по Конституции все граждане Российской Федерации равны».

Нельзя не отметить, что инициатива о сокращении пособий появилась как раз тогда, когда они, по всей вероятности, будут очень востребованы. В опубликованной на прошлой неделе антикризисной программе минтруда РТ прогнозируется, что органы государственного управления и безопасности «в результате плановой оптимизации» могут расстаться с 3,9 тыс. своих сотрудников из 97,3 тыс. ныне имеющихся. Однако из-за необходимости платить большие выходные пособия такая мера экономии дала бы крайне медленный бюджетный эффект. В случае принятия закона ОНФ «оптимизация» может пойти быстрее.

«ТАТАРСТАН НИКОГДА НЕ ДАВАЛ ЧИНОВНИКАМ ЧРЕЗМЕРНЫХ БЛАГ»

Чиновники годами получают «золотые парашюты» — и ничего. А сейчас вдруг вокруг этого повышается градус интереса. С чем это связано, нужны ли такие выплаты? Эти вопросы «БИЗНЕС Online» адресовал экспертам.

Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ:

— Этой темой ОНФ давно занимается. Я так понимаю, это обсуждалось и на уровне руководителя — президента страны. Поэтому для меня ничего неожиданного в этой истории нет: повестка предвыборная, кризис, поэтому такие истории тоже должны происходить.

Александр Сидякин: «Голодный чиновник — потенциальный взяточник»

Конечно, я поддерживаю эту инициативу. Но чиновники, как и руководители госкорпораций, не могут быть нищими, не могут быть лишенными различных выплат, иначе это ведет к коррупциогенному фактору. Голодный чиновник — потенциальный взяточник. У нас, например, сократилась коррупция в органах полиции, когда мы реально денежное довольствие нормальное установили. То же самое в отношении судей, прокурорских работников. Но если мы любых чиновников выведем в категорию, которая не имеет ни на что прав, то, я думаю, это не совсем правильное решение. Но речь идет о тех «золотых парашютах», которые находятся за гранью добра и зла, потому что бывают такие «парашюты», которые всем «парашютам парашюты». ОНФ против таких выступает. 10 окладов, наверное, это неправильно. Но надо смотреть, что это за «парашюты». Но убирать абсолютно все выплаты, я думаю, неправильно, но ограничить их размер, да, разумно. Я думаю, об этом речь идет.

Артем Прокофьев — член фракции КПРФ в Государственном совете Республики Татарстан:

— Есть общие нормы социальной защиты, которые положены всем сотрудникам, например, при сокращениях, они должны распространяться на всех граждан РФ. Если речь идет о дополнительных социальных гарантиях, нужно смотреть, насколько они обоснованы. Что касается Татарстана, я не владею информацией, чтобы какой-то муниципалитет принимал решение о компенсациях, если депутата не переизбрали на следующий срок. Вообще, Татарстан никогда не был в числе регионов, где госслужащим предоставляли бы какие-то чрезмерные блага. Для примера: тот же Сахалин до недавнего времени устанавливал своим депутатам зарплаты выше, чем в Госдуме. Такие прецеденты есть во многих субъектах РФ.

Кирилл Кабанов — председатель Национального антикоррупционного комитета:

— Я считаю предложение «Народного фронта» правильным. В сегодняшней ситуации подобные выплаты излишни, это существенная нагрузка на бюджет — излишества, которые позволительны в жирные времена. Если человек увольняется самостоятельно, зачем нам выплачивать ему деньги? Государственная служба — это не бизнес. Компенсации выплачиваются в случае нарушения контракта работодателем. Если последний «купил» специалиста на пять лет, но затем решил его сократить. А специалист мог за это же время «продаться» по более высокой цене. Для этого в бизнесе и нужны «золотые парашюты». Хотя я знаю руководителей миллиардных компаний, которые уже отказались от таких «парашютов». Ну и правильно — у них и так очень высокие заработные платы.

НАС ЖДУТ НОВЫЕ РАЗОБЛАЧЕНИЯ ОНФ

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— Мы видим, что ОНФ последовательно разоблачает чиновников, которые устраивают за госсчет банкеты на Новый год и прочие праздники, на пиар многие сейчас сильно тратят. Эта же ситуация с «золотыми парашютами», компенсациями и всем прочим. Поэтому, я думаю, что данная кампания будет продолжена, будут изыскиваться «Народным фронтом» новые критерии, по которым будут разоблачать злоупотребления чиновников. Там уже может быть все что угодно. Такая история, как закупка золотых ручек и унитазов, — сюжет изъезженный. Думаю, что будет, скажем, развернута кампания против определенных социальных гарантий бюрократии.

Хотя, если честно, не понимаю, как это вписывается в тренд. Недавно было принято противоположное решение о том, что чиновники, правда, на федеральном уровне, обеспечиваются бесплатной или по 50-процентной стоимости лекарствами. Получается, про федеральных чиновников забудут, а региональных чиновников за такого рода вольности будут весьма жестко преследовать?

«Золотой парашют», конечно, нужен чиновникам, потому что у нас есть стереотип, что каждый чиновник — взяточник. Это далеко не так по одной простой причине: число чиновников, принимающих решения, составляет одну десятую или одну пятую от общего числа бюрократов. Эти чиновники — потенциальные коррупционеры, потому что они распоряжаются ресурсами. Но подавляющее большинство чиновников никаких решений не принимает, поэтому у них возможность для взимания коррупционной ренты весьма и весьма ограничена. Поэтому их необходимо стимулировать как-то по-другому. У нас, несмотря на то что уже 10 лет профессия чиновника является одной из самых привлекательных для молодежи, во всяком ведомстве, на всех уровнях существует много незанятых ставок, иногда 10 — 20 — 30 процентов, по одной простой причине — оклад у чиновников маленький, социальные гарантии так себе. Поэтому даже молодежь, несмотря на то что условия занятости чиновников во многом более привлекательны, чем в частном бизнесе, если не брать госкомпании, особо не привлечешь. Поэтому «золотые парашюты» чиновникам необходимы. Если с ними будет покончено, то руководство этих чиновников найдет обходные пути по одной простой причине: ставки нужно заполнять.

Тимур Тимуршин — блогер:

— «Золотые парашюты» — распространенная мировая практика в бизнесе: в случае, если это предусмотрено договором, топ-менеджеры крупных компаний при увольнении получают около трех годовых окладов. Условия контракта и размер компенсационных выплат определяются акционерами или советом директоров компаний, а сама концепция «золотого парашюта» решает вполне определенные задачи: привлекает квалифицированных управленцев, стимулирует их на эффективную работу и в какой-то мере защищает компании от рейдерства и других вариантов жесткого поглощения, отпугивая потенциальных «захватчиков» перспективами серьезных трат.

В случае с чиновниками и депутатами, на мой взгляд, такой подход в принципе не верен. Во-первых, в данном случае выплаты осуществляются не за счет экономического результата работы, как в бизнесе, а за счет бюджетных средств, то есть за счет граждан страны, а во-вторых, сама концепция «государевой службы» подразумевает работу на благо страны и народа, а не возможность безнаказанно использовать бюджет в целях личного обогащения и получать без того вполне нормальные бонусы в виде всевозможных льгот, повышенных пенсий и так далее. Нормы действующего законодательства, определенные этими самыми депутатами и чиновниками, прописывают вполне адекватный, на их взгляд, порядок расчетов между сотрудником и работодателем в случае увольнения, поэтому вполне справедливо будет если эти же принципы будут использованы и для расчета с покидающими свои должности «слугами народа». Я позитивно оцениваю инициативу ОНФ по ограничению размеров «золотых парашютов».

Но в Татарстане есть практика создания новых структур (зачастую дублирующих функции уже существующих) под ушедших с должности функционеров. Или назначением их на должности советников в госкомпании. Во-первых, такие псевдофункциональные образования — серьезная нагрузка на и без того страдающий от нехватки средств бюджет, а во-вторых, это фактически наглядная демонстрация неспособности таких людей найти себя в бизнесе, в конкурентной среде.

Татьяна Федорова — председатель правления союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности РТ:

— Я сама бывший чиновник и знаю, что у этих людей такие выплаты небольшие. Поэтому единственное, что у них остается после выхода на пенсию, — это выплата, этот «золотой парашют», который на самом деле далеко не золотой. Он не такой уж большой. И эта выплата — единственная, которая позволяет сделать им какой-то небольшой денежный запас «на всякий случай». Поэтому нужно разделять крупных чиновников и мелких, у которых размер этого выходного пособия невелик.

Я считаю, что у крупных чиновников размер этой выплаты надо снижать. Нельзя дразнить людей тем, что одни жируют на национальном богатстве, а простой человек не может себе позволить даже необходимого. Надо реально смотреть на эти вещи. Пусть будет не «золотой парашют», а какое-то единовременное вознаграждение по итогам работы. Но какой должна быть сумма этой выплаты… Тут надо смотреть. Я считаю, что ее нужно привести в соответствие со здравым смыслом и сегодняшней экономической ситуацией. Чтобы это не вызывало раздражения у простых людей. Но и полностью отменять такие выплаты, по моему мнению, тоже нельзя. Чтобы не получилось так, что мы «шашкой на скаку отрубим» эти выплаты, а потом будем жалеть.

НА МЕСТЕ ОНФ СТОИЛО БЫ ОЗАБОТИТЬСЯ ВЕРХУШКОЙ, А НЕ РЯДОВЫМИ СОТРУДНИКАМИ

Сергей Смирнов — директор Института социальной политики и социально-экономических программ ВШЭ:

— При увольнении нормальному сотруднику, в смысле не чиновнику, во многих сферах тоже выплачивается определенное пособие в размере определенного заработка. Так что называть «золотыми парашютами» эти 4 — 6 окладов не стал. Это не «парашют» на самом деле, он не сильно отличается от негосударственных управленцев. Поэтому это, мягко говоря, страховка тех людей, которые работают на это государство, плохое оно или хорошее, но оно купило их услуги и выплачивает им некие дополнительные гарантии.

Для большинства чиновников на региональном, а тем более муниципальном уровне оклады некрупных чиновников не очень значительны. Когда говорят «золотой парашют», это уровень таких руководителей компаний с госучастием, как Якунин или Греф. Там это точно «золотой парашют». А называть «золотым парашютом» 4 — 6 окладов рядовых чиновников? Нет, это, скорее, некий повышенный размер пособия по безработице, как мне представляется, для абсолютного большинства рядовых чиновников. Поэтому на месте ОНФ я бы все-таки озаботился, скажем так, правящей верхушкой. Тот же «золотой парашют» крупному госчиновнику. Есть такое понятие «кривая Лоренца», когда 90 процентов богатства сосредоточено у 10 процентов семей. Если говорить о социальной справедливости, к чему пресловутый «Народный фронт» призывает, то нужно говорить как раз о чиновниках верхнего уровня, руководителях корпораций с госучастием. Вот это действительно важно. Все остальное — ловля блох и поиски дешевого популизма.

Андрей Большаков — доктор политических наук, заведующий кафедрой конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникацией КФУ:

— Тема «золотого парашюта» давно обсуждается и находится на повестке дня, мы уже слышали о массе скандалов, связанных с людьми, которым давали эти деньги, когда они ушли от должности, эту практику надо заканчивать. Если такая инициатива появилась, мне представляется, что ее надо поддержать и придать ей законодательную силу. Если ОНФ выступит с этой инициативой уже в стенах Госдумы, то неплохо перевести это на уровень нормативного акта.

Госслужба не должна заканчивать подачками или бизнесом, который поможет существовать служащему на пенсии — все должны быть в равных условиях. Я думаю, что инициатива возникла в общем русле режима всеобщей экономии, чтобы не злить общественное мнение — здесь игра идет именно на мнение публики, чтобы поддерживать стабильность. С этой точки зрения время выбрано очень удачно.

Важно подчеркнуть, что в нынешнем законодательстве права государственных и муниципальных служащих учтены. Мне кажется, стоит выполнять те нормы, которые есть, они сегодня выполняются — здесь государство последовательно. Почему так престижно получить статус государственного служащего? Потому что человек получает ряд льгот и привилегий. Люди работают в специфической системе, где часто можно потратить на работу не 8 — 12 часов, а 16 часов в сутки. Если человек ушел на пенсию с должности государственного служащего, то у него и так достаточно привилегий, соответственно, эти люди не являются обделенными.

Что касается выплат для служащих, которые занимают особенно невысокие посты, выплаты для них, в принципе, не плохо, поскольку суммы здесь небольшие. Чиновник — такой же человек, как и все остальные. Но что касается своеобразных должностей «советников» или «помощников», то тут речь идет именно о высоком ранге. Да, где-то можно людей трудоустроить, чтобы они давали какие-то советы, но в таких случаях надо значительно срезать уровень дохода. В вузах есть такая практика, когда люди на пенсии получают должность профессора-консультанта — умудренный опытом человек за 70 со светлой головой остается на четверти ставки. В доходах, конечно, он терял, но чувствовал свою приобщенность к общему делу. То же самое и в государственной службе: если у человека есть большой опыт, он может им поделиться.

УДК 631,162:657.1

«золотой ПАРАШЮТ»: ОЦЕНКА И УЧЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

С.А. КОНОВАЛЕНКО,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономического анализа и учета E-mail: sergey_marsel@mail.ru Рязанский государственный радиотехнический университет

В современных условиях перехода на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) при определении размера денежных выплат ключевому управленческому персоналу организации при увольнении или выходе на пенсию все чаще используется передовой опыт зарубежных компаний. Такие выплаты, согласно современной терминологии, принято называть специальным термином «золотой парашют» — это одно из условий договора с топ-менеджером компании, которое предусматривает выплату денежной компенсации (часто весьма солидной) в случае расторжения трудового договора при соблюдении определенных условий.

В настоящей статье рассмотрены особенности оценки и учета компенсационных выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации и Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 19 «»Вознаграждения работникам». Автором представлен практический пример расчета величины «золотого парашюта» в соответствии с МСФО.

Ключевые слова: Международные стандарты учета и финансовой отчетности, компенсационные выплаты, вознаграждения работникам, «золотой парашют»

К настоящему времени вопросы выплат топ-менеджерам при расторжении трудового контракта стали очень популярны и актуальны не только за рубежом, но и в России.

Термин «золотой парашют» (от англ. golden parachute или golden life jacket) применяется к заключенному между акционерным обществом и топ-менеджером соглашению, предусматривающему значительные денежные выплаты в случае смены собственника или досрочного прекращения полномочий1.

Как отмечает ряд специалистов по трудовому праву, в целом «золотой парашют» — явление, получившее широкое распространение лишь в течение последних 5-7 лет. Идея выплаты выходного пособия генеральному директору направлена на защиту компании от рейдерских захватов, а также на дополнительную мотивацию топ-менеджера и тщательную подготовку бизнеса к продаже в том случае, если на это имеется согласованное решение акционеров .

1 Nolo. Law for all. URL: http://www.nolo.com/dictionary/ golden-parachute-term.html.

По мнению ряда специалистов, «золотой парашют» — это выплаты управленческому персоналу компании в качестве компенсации при вхождении в бизнес нового собственника или при слиянии, когда команда топ-менеджеров может оказаться под угрозой полной или частичной замены . Цель данной категории выплат — максимальная компенсация работнику неблагоприятных последствий, вызванных потерей работы.

В настоящее время размеры таких «парашютов» существенно различаются в зависимости от сферы деятельности менеджеров, уровня доходов компаний, величины активов:

— генеральный директор ОАО «Лензолото» при выходе на пенсию получил компенсационную выплату в 21,5 млн руб.;

— в ноябре 2011 г. бывший президент «Банка Москвы» А. Бородин, досрочно уволенный по решению собрания акционеров, получил компенсационную выплату в сумме, превышающей 140 млн руб. ;

— в феврале 2013 г. шестерым высокопоставленным работникам ОАО «Оборонэнергосбыт», подавшим заявления об увольнении, было выплачено от 10 до 41 млн руб. ;

— ОАО «Норильский никель» выплатил гендиректору Денису Морозову, его заместителю Ральфу Таваколиану Моргану, топ-менеджерам Сергею Батехину и Тому Роджерси свыше 597 млн руб.;

— директору ОГК-2 Михаилу Кузичеву и 16 ключевым менеджерам ОАО «Газпром» выплатил 557 млн руб. Директорам Сергею Ковезину и 18 ключевым менеджерам тот же «Газпром» выплатил около 180 млн руб.;

— ОАО «МОСЭНЕРГО» при увольнении компенсировало команде топ-менеджеров 94 млн руб.;

— «золотые парашюты», выплаченные Банком «Северная казна» Валерию Малкову, Леониду Братцеву, Сергею Куроптеву и Евгению Парфенову, составили 72 млн руб.;

— руководитель ОГК-5 гендиректор Анатолий Бушин получил в качестве «золотого парашюта» около 30 млн руб.;

— членам правления ТГК-4 при увольнении было компенсировано 26 млн руб. .

Таким образом, вопросы оценки и размера компенсационных выплат в виде «золотых парашютов» имеют актуальное значение для современной экономической ситуации в России.

Как отмечает в своей работе Ю. Пустынни-кова, в международной практике встречаются разные формы исчисления размера выплат по «золотому парашюту». Подобную выплату могут рассчитывать в следующих формах:

— определенное количество средних месячных заработков (от 3);

— суммарный доход за определенный период (например, за последние 1-3 года), что позволяет учитывать и неофициальные выплаты;

— фиксированная денежная сумма;

— по определенному расчетному принципу (например, определенный процент от прибыли компании за последний год).

Ученая отмечает, что в «золотых парашютах» нередко встречается фиксированная и переменная части, при этом переменная часть зависит от результатов деятельности менеджмента. Условная выплата по «золотому парашюту» должна быть привязана к стоимости компании на момент ее продажи. Чем выше цена выкупа обыкновенной голосующей акции в поглощении, тем выше стоимость компании, соответственно, и тем большую сумму получает менеджер корпорации по своему «золотому парашюту». Кроме того, «золотой парашют» может предусматривать передачу акций и опционы на покупку долей в компании, что также является одной из форм условной выплаты.

Если говорить о «золотых парашютах» менеджеров крупнейших корпораций мира, входящих в список Fortune 500, то стоит отметить, что в 2000-х гг. их средние размеры варьировались от 16 до 17 млн долл. В компаниях рангом ниже средняя сумма выплаты составляла 10-12 млн долл. Наиболее же крупные «золотые парашюты» за этот период, по данным Financial Times, Wall Street Journal и Forbes, составляли сумму от 20 до 200 млн долл. Вместе с тем эксперты отмечают, что в последние годы на Западе общая сумма таких выплат, проведенных основным объемом компаний, существенно снизилась в связи с рецессией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В зарубежной экономической литературе встречаются также понятия «серебряный парашют» и «оловянный парашют». «Серебряные

парашюты» предназначены для менеджеров среднего звена и могут достигать размеров 2 годовых зарплат с бонусом. «Оловянные парашюты» предназначены для всех остальных сотрудников компаний. Размер выплат по ним зависит от должности, стажа и возраста работника и может доходить до 18 месячных окладов .

По мнению автора, данные компенсационные выплаты следует привязывать напрямую к финансовым результатам деятельности компаний. Такая модель позволит избежать необоснованного завышения величины выплат и коррупционных проявлений.

В соответствии с действующим законодательством РФ минимальный размер выходного пособия для государственного служащего — не ниже 3-кратного среднего месячного заработка (для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей — 6-кратного) . Для коммерческих организаций размер таких выплат определяется в дополнительном соглашении к трудовому договору (контракту) топ-менеджера и никакими пределами не ограничен.

К настоящему моменту Госдума России в первом чтении приняла правительственный законопроект, согласно которому размер «золотых парашютов» топ-менеджеров госкомпаний и госкорпораций не может превышать их 6-кратного ежемесячного заработка. Таким образом, в РФ основным базовым показателем для расчета «золотого парашюта» является среднемесячный заработок.

Согласно принятой международной практике выплата компенсации («золотой парашют») может быть назначена при следующих условиях:

— увольнение по сокращению штатов;

— ликвидация компании;

— смена собственника организации;

— увольнение по соглашению сторон, подписавших трудовой договор;

— увольнение по собственному желанию сотрудника.

В соответствии п. 5 МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» выплаты при выходе на пенсию или увольнении относят к краткосрочным вознаграждениям работникам.

Величина данных вознаграждений оценивается в соответствии с МСФО (IAS) 19. Предприятие в соответствии с п. 11 данного стандарта

признает ожидаемые затраты на выплату краткосрочных вознаграждений работникам в форме оплачиваемых отсутствий на работе следующим образом:

1) при накапливаемых оплачиваемых отсутствиях на работе — на момент, когда работники оказывают услуги, увеличивающие будущие оплачиваемые отсутствия на работе, на которые эти работники имеют право;

2) при ненакапливаемых оплачиваемых отсутствиях на работе — непосредственно при наступлении факта отсутствия на работе. Как отмечает в своих работах профессор

Т.Б. Кувалдина, краткосрочные вознаграждения работникам по МСФО (IAS) 19 признаются в качестве обязательства с одновременным начислением расхода. При этом в бухгалтерском учете производятся следующие записи:

— признание в бухгалтерском учете расходов по оплате труда:

Д-т сч. «Расходы на персонал (оплата труда)» К-т сч. «Обязательство перед работниками»;

— выплата вознаграждения работникам:

Д-т сч. «Обязательство перед работниками» К-т сч. «Денежные средства». Если увольнение топ-менеджера планируется в конце отчетного периода, то обязательство по выплате премий должно накапливаться в течение года ежемесячно. При этом в бухгалтерском учете производятся следующие записи:

— ежемесячное накопление резерва на выплату компенсации:

Д-т сч. «Расходы на персонал (компенсация)» К-т сч. «Резерв на выплату компенсации»;

— по окончании года признание в бухгалтерском учете компенсации:

Д-т сч. «Резерв на выплату компенсации» К-т сч. «Обязательство перед работниками»;

— выплата компенсации работникам:

Д-т сч. «Обязательство перед работниками» К-т сч. «Денежные средства» . В соответствии с приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» суммы компенсационных выплат при увольнении сотрудников включаются в состав расходов на оплату труда.

При этом в бухгалтерском учете делаются записи:

— начисление компенсационных выплат (признание в бухгалтерском учете):

Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

труда»;

— удержание сумм налога на доходы физических лиц (сверх установленных законодательством норм):

Д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

— отражение суммы выплат компенсации: Д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате

труда»;

К-т сч. 50 «Касса».

В случае если сумма выплат превышает установленный законодательством размер, выплаты могут осуществляться за счет нераспределенной прибыли компании. При этом в бухгалтерском учете данные операции будут отражаться следующими записями:

— начисление выплат, превышающих установленный законодательством размер:

Д-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый) убыток»

К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

— удержание сумм налога на доходы физических лиц (сверх установленных законодательством норм):

Д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

— отражение суммы выплаченной компенсации:

Д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

К-т сч. 50 «Касса».

Согласно требованиям ч. 2 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) суммы выплат в виде выходного пособия, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организаций в части, превышающей, в целом, 3-кратный (для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — 6-

кратный) размер среднего месячного заработка, подлежат налогообложению в виде налога на доходы физических лиц. Таким образом, указанные суммы должны облагаться налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 13%.

При этом ст. 9. Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» определяет компенсационные выплаты при увольнении работников как суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Следовательно, работодатель не обязан облагать суммы «золотого парашюта» обязательными страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды, независимо от их размера.

Рассмотрим особенности оценки и учета вознаграждений ключевого управленческого персонала при расторжении контрактов в соответствии с МСФО и Российскими положениями по бухгалтерскому учету (РПБУ). Все они систематизированы в таблице.

Сумма выплат может быть фиксированной (например, доля в прибыли или средний заработок), а может дисконтироваться с учетом ожидаемых денежных доходов в обозримом будущем (если эти суммы являются накапливаемыми). Методика расчета данного обязательства может быть закреплена в дополнительном трудовом соглашении.

Приведем пример, соответствующий такой методике расчета:

DI — среднемесячный доход (средний заработок);

и — продолжительность выплат по периодам.

Допустим, средняя заработная плата топ-менеджера составляет 500 000 руб. в месяц, годовая ставка доходности по корпоративным ценным

Особенности оценки и учета вознаграждений ключевого управленческого персонала при расторжении контрактов

Классификационный признак РПБУ МСФО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По отношению к методологии учета и налогообложению Компенсационные выплаты Краткосрочные вознаграждения работникам

Признание в бухгалтерском учете Расходы на оплату труда Обязательства перед работниками

Размер выплат Среднемесячный заработок (определяется в соответствии с трудовым законодательством) Среднемесячный заработок, доля в прибыли, дисконтированный денежный поток

Виды выплат Только денежные средства Денежные средства, передача акций, опционы на покупку долей в компании

Способ формирования выплат Только постоянная часть (не зависит от результатов деятельности менеджмента) Постоянная и переменная (зависит от результатов деятельности менеджмента)

Возможность формирования резерва Резерв на выплату не создается Суммы выплат могут резервироваться

бумагам — 3%, период выплаты — 6 мес. от даты увольнения. В этом случае величина денежного обязательства ДО составит:

(1 + 003)6 х 500 ООО х 6 = 3 045 282 руб.

12 уз Как полагает автор, подведя итог вышеперечисленному, можно утверждать, что за рубежом величина «золотого парашюта» не имеет законодательно закрепленной методики расчета и определяется как вид краткосрочного вознаграждения работникам, рассчитываемого исходя из сложившейся хозяйственной практики и корпоративной культуры бизнеса.

В связи с этим автором предлагаются следующие направления в совершенствовании учета и оценки вознаграждений ключевого управленческого персонал при расторжении контрактов:

1) при формировании размера «золотого парашюта» расчет выплат должен осуществляться исходя из размеров постоянной и переменной частей, зависящих от результатов деятельности менеджмента;

2) следует предусмотреть возможность внесения в учетную политику организаций права формирования резерва на данные виды выплат;

3) предусмотреть возможность выплаты вознаграждения денежными средствами, акциями или иными финансовыми инструментами.

Список литературы

2. Ковалева Д. Главное, чтобы «парашют» раскрылся, или самое желанное увольнение // Трудовое право. 2011. № 11. С. 29-44.

3. Кузнецова В. Особенности прекращения трудового договора с руководителем организации по п.2 ст. 278 ТК РФ // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2013. № 6. С. 38-45.

5. Ларикова Н., Федюкова С. Бонусов у СЕО много… не запутаться //Управление персоналом. 2013. № 15. С. 14-22.

6. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»: приказ Минфина России от 18.07.2012 № 106н.

7. Пустынникова Ю. «Золотые парашюты». Что следует учитывать при их разработке? // Кадровик. ру. 2012. № 10. С. 40-46.

8. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

On the way to international standards

Sergei A. KONOVALENKO

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kuznetsova V. Osobennosti prekrashcheniia trudovogo dogovora s rukovoditelem organizatsii po

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх