Куперс

Бухучет и анализ

Оптимизирован порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ).

Так, разрешено не применять ККТ при реализации товаров через механические (не подключенные к электропитанию) торговые автоматы.

На территории военных объектов могут использоваться ККТ без функции передачи онлайн сведений о расчетах в налоговые органы.

При реализации товара через торговый автомат допускается не печатать кассовый чек. Также разрешено применять один кассовый аппарат на несколько торговых автоматов.

От применения ККТ освобождается деятельность организаций, реализующих полномочия субъектов РФ и муниципальных образований по предоставлению за плату права пользования парковками; деятельность государственных и муниципальных библиотек, библиотек академий, НИИ, образовательных организаций при оказании населению платных услуг, связанных с библиотечным делом; торговля молоком и питьевой водой в розлив; торговля газетами и журналами на бумажном носителе вне зависимости от места их реализации.

От выдачи кассовых чеков освобождаются пользователи ККТ при погашении авансов за оказание услуги.

ККТ может не применяться в административных центрах, если они являются единственным населенным пунктом района.

Запрещено получать статус оператора фискальных данных организациям, в числе выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев которых есть иностранные лица.

До 1 июля 2019 г. можно не применять ККТ и не выдавать бланки строгой отчетности при осуществлении безналичных расчетов с физлицами, не являющимися ИП (кроме операций с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Статья 2. Основные положения о международных компаниях

1. Место нахождения международной компании расположено в пределах территории специального административного района, определяемого в соответствии с Федеральным законом «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».

2. Международная компания может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

3. Статус международной компании предоставляется одновременно с государственной регистрацией в едином государственном реестре юридических лиц иностранному юридическому лицу, которое:

1) на момент принятия решения об изменении своего личного закона, но в любом случае не позднее 1 января 2018 года, самостоятельно, либо через свои прямо или косвенно подконтрольные лица, определяемые в соответствии с главой XI Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и статьей 45 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», либо через иные лица, входящие в одну группу лиц с иностранным лицом в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», по любому из оснований, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», либо через филиалы или представительства (иные обособленные подразделения) осуществляет хозяйственную деятельность на территории нескольких государств, в том числе на территории Российской Федерации;

2) подало заявку на заключение договора об осуществлении деятельности в качестве участника специального административного района, определяемого в соответствии с Федеральным законом «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»;

3) приняло на себя обязательства по осуществлению инвестиций на территории Российской Федерации, в том числе на основании заявления о намерениях осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, специального инвестиционного контракта, концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве или иного договора;

4) зарегистрировано (создано) в государстве, которое является членом или наблюдателем Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и (или) членом Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл).

4. В целях настоящего Федерального закона под осуществлением инвестиций на территории Российской Федерации понимаются:

1) капитальные вложения, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

2) вложения в уставный капитал, фонд или взносы в имущество хозяйственных обществ, являющихся российскими юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

5. В целях настоящей статьи объем инвестиций, указанных в пункте 1 части 4 настоящей статьи, определяется исходя из величины соответствующих затрат на капитальные вложения, отраженных согласно данным бухгалтерского учета, независимо от их оплаты, а в отношении инвестиций, указанных в пункте 2 части 4 настоящей статьи, исходя из величины фактически оплаченных (произведенных) вложений. При этом инвестиции, указанные в пункте 1 части 4 настоящей статьи, произведенные за счет средств, указанных в пункте 2 части 4 настоящей статьи, учитываются при определении объема инвестиций только по одному из указанных оснований.

6. Минимальный объем инвестиций, необходимый для получения статуса международной компании, составляет пятьдесят миллионов рублей. Срок, в течение которого должны быть произведены инвестиции, составляет шесть месяцев с даты государственной регистрации международной компании.

7. Объем, формы, условия прекращения и сроки осуществления инвестиций на территории Российской Федерации устанавливаются в соответствующем документе, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.

7.1. Международная компания обязана в течение десяти рабочих дней по истечении шести месяцев с даты ее государственной регистрации направить в управляющую компанию, статус которой определяется в соответствии с Федеральным законом «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» (далее — управляющая компания), документы, подтверждающие осуществление инвестиций в установленных объеме, форме и установленные сроки.

8. Заявление о намерениях осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации является односторонней сделкой, совершенной в простой письменной форме, в соответствии с которой иностранное юридическое лицо, подавшее заявление о государственной регистрации, обязуется осуществлять на территории Российской Федерации инвестиции на условиях, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

8.1. Датой возникновения обязательств на основании заявления о намерениях осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации считается дата государственной регистрации международной компании в порядке редомициляции.

8.2. Датой прекращения обязательств на основании заявления о намерениях осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации является дата исполнения обязанности по совершению инвестиций либо дата прекращения статуса международной компании, если иная дата не установлена в заявлении о намерениях осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации с учетом требований положений части 6 настоящей статьи.

9. Обязательства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, принятые иностранным юридическим лицом, распространяются на подконтрольные ему юридические лица в случае, если такие лица также подали заявление о государственной регистрации в Российской Федерации.

10. Международная компания без согласия управляющей компании вправе возложить исполнение своего обязательства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации на любое лицо из группы лиц, в состав которой входит данная международная компания, в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» по любому из оснований, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции». При этом ответственность за исполнение такого обязательства сохраняется за международной компанией.

11. Если требование, предусмотренное пунктом 1 части 3 настоящей статьи, выполняется для контролирующего иностранного юридического лица, то оно считается выполненным также подконтрольными ему юридическими лицами, если такие лица также подали заявление о государственной регистрации в Российской Федерации.

12. Лица, подконтрольные иностранному юридическому лицу или международной компании либо входящие в одну группу лиц с иностранным юридическим лицом или международной компанией в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», по любому из оснований, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», при подаче в управляющую компанию документов для государственной регистрации подтверждают только свое соответствие требованиям, предусмотренным пунктом 2 части 3 настоящей статьи.

13. За исключением случая, предусмотренного частью 14 настоящей статьи, в любых целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе в целях определения размера подлежащих выплате дивидендов и размера чистых активов, международная компания по своему выбору вправе использовать бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) или иными, отличными от МСФО, международно признанными правилами.

14. Для предоставления в уполномоченные государственные органы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, международная компания составляет бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15. Финансовая отчетность, составленная в соответствии с МСФО или иными, отличными от МСФО, международно признанными правилами, составляется и раскрывается по выбору международной компании на русском или английском языке. Функциональная валюта и валюта представления финансовой отчетности определяются международной компанией в соответствии с МСФО или иными, отличными от МСФО, международно признанными правилами и могут быть отличны от валюты Российской Федерации.

Комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ (редакция от 03.07.2016) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»

Комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ (редакция от 03.07.2016) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»

Основные понятия, используемые в законе о контрольно-кассовой технике

Основные понятия, используемые в Федеральном законе от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», содержатся в статье 1.1 Закона.
К наиболее важным понятиям, которые встречаются в законе, относятся следующие.

Таблица

Наиболее важные понятия

Следует обратить внимание, что компания или индивидуальный предприниматель — продавец поименованы в законе в качестве пользователя контрольно-кассовой техники. Также важно обратить внимание на изменения в терминологии, которые произошли с 2016 года. Так, в законе появились новые понятия. Причиной внесения новых понятий является необходимость совершенствования расчетов с использованием контрольно-кассовой техники и передача данных в налоговый орган.
К наиболее важным понятиям, которые встречаются в законе, относятся следующие.

Таблица

Новые понятия, используемые в законодательстве

Таким образом, понятно, что законом предусматривается:
— расширение электронного документооборота;
— использование новых автоматических устройств для расчетов;
— создание баз фискальных данных;
— осуществление взаимодействия с федеральными органами через специальный информационный ресурс, именуемый «кабинет контрольно-кассовой техники».
Предполагается также улучшение защиты контрольно-кассовой техники за счет применения ключа фискального признака, мастер-ключа.
Вводятся и новые реестры, так помимо реестра контрольно-кассовой техники будет действовать реестр фискальных накопителей, реестр экспертных организаций.
Появится возможность проверки чеков с помощью проверки фискального признака, то есть с помощью использования шифровального средства защиты. Такое средство необходимо для проверки чеков, во избежание фальсификаций. При этом следует различать фискальный признак оператора, фискальный признак документа, фискальный признак подтверждения.
Ряд новых терминов, понятий и правовых реалий должны облегчить работу налогоплательщиков, в частности, введение электронного кабинета контрольно-кассовой техники предусматривает сокращение времени на регистрацию ККТ и взаимодействие с налоговым органом.
Вместе с тем, для продавца — пользователя потребуются дополнительные действия, в частности, приобретение новой контрольно-кассовой техники или доработка старых моделей, заключение договоров с оператором фискальных данных. Теперь обработку фискальных данных будет осуществлять специализированный оператор, передающий эти данные в налоговый орган.

Применение контрольно-кассовой техники

Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением отдельных случаев, установленных в статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ.

Таблица

Случаи, когда контрольно-кассовая техника не применяется

К технически сложным товарам, которые могут продаваться без применения контрольно-кассовой техники, относятся товары, внесенные в соответствующий перечень сложных товаров (Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 (ред. от 27.05.2016) «Об утверждении перечня технически сложных товаров»).
Приведем перечень подобных товаров:

1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования

3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу

5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями

7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины

8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления

9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления

10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления

11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления

12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой

13. Часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями
Изменения в отношении применения ККТ

В соответствии Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.07.2017 вводится требование об использовании кассовых аппаратов с онлайн передачей данных в налоговый орган.
Исключения!

Исключения также будут составлять отдельные виды деятельности, а также отдаленные населенные пункты.
С 2017 года до 2018 года возможно будет не применять контрольно-кассовую технику в следующих случаях:
— при оказании услуг населению с выдачей бланка строгой отчетности;
— при розничной торговле, по которой уплачивается ЕНВД.
До 1 июля 2018 года ЕНВД (использование продлено до 1 января 2021 года) и Патент не обязаны применять ККТ. Организации, применяющие УСН, обязаны применять ККТ и сейчас. Но для малого бизнеса (ЕНВД, Патент, УСН) разрешено использовать ККТ без учета номенклатуры продаваемых товаров, в отличие от предприятий с обычной системой налогообложения (до 01.02.2021).
Кроме того, в отдаленных от сетей связи местностях, указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных. То есть возможно применять ранее применяемую технику без онлайн передачи данных.
Обратите внимание!
За невыдачу бланка строгой отчетности плательщиками ЕНВД или патента без соответствующего требования покупателя ответственность не предусмотрена.
В постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 по делу N А48-1677/2015 суд не согласился с мнением налоговой о том, что при применении ЕНВД выдача бланков строгой отчетности обязательна в любом случае. Суд отклонил указанный довод, разъяснив, что исходя из положения п.2.1 ст.2 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», а также диспозиции ч.2 ст.14.5 КоАП РФ нарушением указанных норм может быть признана невыдача подтверждающего прием денежных средств документа только при условии соответствующего требования покупателя (клиента), а равно неприменение контрольно-кассовой техники, сопровождающееся невыдачей по требованию покупателя подтверждающего прием денежных средств документа. Как при этом отметил суд, в рассматриваемом случае в протоколе об административном правонарушении отсутствовали данные о том, что клиент обращался к работникам общества с требованием выдать кассовый чек или иной документ, подтверждавший прием денежных средств, и об отказе работников общества в удовлетворении указанной просьбы.
Таким образом, компании и предприниматели, не имеющие обязанности применять кассовую технику, бланки строгой отчетности выдают только по просьбе покупателя.

Права покупателей при использовании контрольно-кассовой техники

Договор розничной купли-продажи считается заключенным в соответствии со статьей 493 Гражданского кодекса РФ с момента выдачи покупателю кассового или товарного чека. Следовательно, именно чек свидетельствует о заключении договора купли-продажи.
Чек, выдаваемый продавцом, позволяет защитить права покупателей:
— вернуть некачественный товар;
— заменить товар;
— вернуть денежные средства за товар ненадлежащего качества.
Права потребителя вытекают из пункта 1 статьи 18 Закона РФ от 07.02.92 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей», потребитель имеет право:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Согласно частям 1 и 3 ст.503 ГК РФ, а также пункту 1 ст.18 Закона о защите прав потребителей потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вправе требовать расторжения договора купли-продажи с возвратом уплаченной покупателем суммы, покупатель также вправе потребовать возмещения убытков в полном объеме.
И основным документом, на основании которого покупатель может реализовать свои права, является чек или бланк строгой отчетности в случаях, когда выдача чека не обязательна.
Право на получение чека предусмотрено законодательно. Пользователь обязан выдать покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе без его направления покупателю (клиенту) в электронной форме (статья 1.2 федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ).
Кроме этого с 2016 года у покупателя появилось право на получение чека в электронной форме. Пользователь вправе направить покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа).
Соответственно, покупатель на сайте в Интернете может проверить, действительно ли был выдан данный чек. Это нововведение должно обезопасить покупателя от ситуаций, когда их права не соблюдаются, например, право на возврат некачественного товара.
Кроме того, теперь чек, направленный по электронной почте, будет действовать наравне с отпечатанным ККТ. Кассовый чек или бланк строгой отчетности, полученные покупателем (клиентом) в электронной форме и распечатанные им на бумажном носителе, приравниваются к кассовому чеку или бланку строгой отчетности, отпечатанным контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке или таком бланке строгой отчетности, идентичны направленным покупателю (клиенту) в электронной форме кассовому чеку или бланку строгой отчетности. Это нововведение достаточно важно для покупателей, которые часто совершают покупки в Интернет-магазинах.
Если продавец находится в труднодоступном месте или не должен применять кассовую технику, то он выдает бланк строгой отчетности. Для того, чтобы продавец выдал соответствующий бланк, его необходимо попросить об этом, а вот отказ в выдаче бланка будет неправомерным.

Требования к реестру контрольно-кассовой техники и реестру фискальных накопителей

Требования к реестру ККТ содержатся в статье 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа». В соответствии с изменениями, внесенными в 2016 году, также введен реестр фискальных накопителей.
Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее — Государственный реестр) является государственным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности.
Государственный реестр контрольно-кассовой техники состоит из двух разделов.
Первый раздел Государственного реестра содержит сведения о моделях контрольно-кассовой техники, применяемых организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, за исключением сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемых кредитными организациями при совершении кассовых операций.
Второй раздел Государственного реестра содержит сведения о моделях контрольно-кассовой техники, разрешенной к применению кредитными организациями при совершении кассовых операций, а также об используемых в них программных продуктах и формируется на основании сведений, предоставляемых Центральным банком Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 23.01.2007 N 39 «Об утверждении Правил ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники, требований к его структуре и составу сведений»).
В реестре контрольно-кассовой техники содержится следующая информация:
— полное наименование изготовителя контрольно-кассовой техники с указанием организационно-правовой формы;
— идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный изготовителю контрольно-кассовой техники;
— наименование модели контрольно-кассовой техники;
— сведения о возможности использования контрольно-кассовой техники только в автоматических устройствах для расчетов (в случае, если контрольно-кассовая техника предназначена для использования только в автоматических устройствах для расчетов);
— сведения о возможности использования контрольно-кассовой техники только для осуществления расчетов с применением электронных средств платежа в сети «Интернет» (в случае, если контрольно-кассовая техника предназначена только для осуществления расчетов с применением электронных средств платежа в сети «Интернет»);

— сведения о возможности использования контрольно-кассовой техники только в качестве автоматизированной системы для бланков строгой отчетности (в случае, если контрольно-кассовая техника является автоматизированной системой для бланков строгой отчетности);
— наименования моделей фискальных накопителей, сведения о которых содержатся в реестре фискальных накопителей и в отношении которых федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности на основании экспертизы результатов оценки влияния моделей контрольно-кассовой техники на выполнение этими моделями фискальных накопителей установленных требований к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных были подготовлены заключения об отсутствии указанного влияния, а также даты и номера выписок из данных заключений;
— дата выдачи и номер положительного экспертного заключения экспертной организации о соответствии модели контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и сведения, содержащиеся в таком заключении.
Для включения контрольно-кассовой техники в реестр необходимо подать соответствующее заявление в налоговый орган.
Кроме заявления необходимо подать:
— заключение о соответствии модели контрольно-кассовой техники;
— иные документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении о соответствии модели контрольно-кассовой техники.
Соответственно, налоговый орган принимает решение:
— о регистрации модели ККТ;
— об отказе в регистрации.
В соответствии с пунктом 13 Правил ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники, требований к его структуре и составу сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2007 N 39, ФНС России отказывает поставщику во включении сведений о модели контрольно-кассовой техники в Государственный реестр или во внесении изменений в указанные сведения, в частности, в случае, если документы и (или) образец модели контрольно-кассовой техники, представленные поставщиком, не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям.
При этом в соответствии с пунктом 12 указанных Правил ФНС России осуществляет организацию проведения экспертизы образца модели контрольно-кассовой техники на соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям (Письмо ФНС России от 05.11.2013 N АС-4-2/19831 «О регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники»).

Также сведения о модели могут быть исключены из реестра. Сведения о модели контрольно-кассовой техники исключаются из Государственного реестра на основании:

а) заявления организации или индивидуального предпринимателя, указанных в Государственном реестре в качестве поставщика;

б) решения Федеральной налоговой службы о несоответствии модели контрольно-кассовой техники установленным требованиям в случае обращения федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации или физического лица.
С 2016 года также вводятся требования к ведению реестра фискальных накопителей.
В данном реестре содержится следующая информация:
— полное наименование изготовителя фискального накопителя с указанием организационно-правовой формы;
— идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный изготовителю фискального накопителя;
— наименование модели фискального накопителя;
— дата и номер документа о соответствии модели фискального накопителя установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных, выданного федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
— наименования моделей контрольно-кассовой техники, сведения о которых содержатся в реестре контрольно-кассовой техники и в отношении которых федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности на основании экспертизы результатов оценки влияния таких моделей контрольно-кассовой техники на выполнение этой моделью фискального накопителя установленных требований к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных были подготовлены заключения об отсутствии указанного влияния, а также даты и номера выписок из данных заключений;
— сроки действия ключей фискального признака, содержащегося в фискальном накопителе.
Для того, чтобы зарегистрировать фискальный накопитель, необходимо также подать заявление в налоговый орган.
К заявлению необходимо приложить:
— копию документа о соответствии модели фискального накопителя установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных и выписок из заключений;
— документы, которые подтверждают сведения, содержащиеся в этом заявлении, и реквизиты которых указаны в этом заявлении.
Соответственно, если компания или предприниматель планируют приобретение контрольно-кассовой техники, то необходимо уточнить на сайте налогового органа, содержится ли модель ККТ в соответствующем реестре. Аналогичную информацию следует уточнить в отношении фискальных накопителей для передачи данных в налоговый орган через Интернет.
Так, если контрольно-кассовая техника или фискальный накопитель были исключены из реестра, то применять соответствующую технику уже нельзя.

Экспертиза моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных

С 2016 года введен новый порядок экспертизы моделей контрольно-кассовой техники (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ), подобная экспертиза необходима для целей установления соответствия техники требованиям законодательства, а также возможностям передачи данных в онлайн-режиме.
Теперь не достаточно, чтобы экспертиза контрольно-кассовой техники была выполнена любой организацией, имеющей технические средства для ее осуществления.
Введены новые требования к экспертным компаниям.

1. Состояние в реестре экспертных организаций.
В реестре экспертных организаций указывается следующая информация:
— полное наименование организации;
— идентификационный номер налогоплательщика;
— фамилия, имя, отчество (при наличии) экспертов, общая численность работников;
— наименования и реквизиты документов, подтверждающих соответствие организации требованиям к экспертным организациям.

2. Наличие численности экспертной организации, установленной законодательно.
Экспертная организация должна иметь численность экспертов, являющихся работниками экспертной организации на основании трудовых договоров, в количестве не менее двух.

3. Наличие чистых активов.
Чистые активы — это активы, обеспеченные собственным капиталом организации.
Величина чистых активов как общества с ограниченной ответственностью, так и акционерного общества рассчитывается на основании данных бухгалтерской отчетности (п.2 ст.30 Закона N 14-ФЗ, п.3 ст.35 Закона N 208-ФЗ, п.1 Порядка, утв. Приказом Минфина от 28.08.2014 N 84н).
Соответственно, применительно к экспертным организациям, такая организация должна обладать чистыми активами в размере не менее 10 миллионов рублей.

4. Соблюдение иных требований, в том числе о конфиденциальности информации:
обеспечивать конфиденциальность сведений, полученных в процессе проведения экспертизы;

Новый закон (далее – Закон № 192-ФЗ) расширил перечень случаев, при которых следует применять онлайн-кассу, и ввел новые льготы для пользователей. Причем некоторые виды деятельности освобождены от применения онлайн-кассы, а некоторым предоставлена отсрочка применения онлайн-кассы. Рассмотрим эти положения закона подробнее. Поправки вступают в силу с 3 июля 2018 года (за некоторым исключением).

Кому отсрочили применение онлайн-кассы до 01.07.2019?

Закон предоставил многим пользователям отсрочку применения онлайн-кассы. Так, в соответствии с новыми нормами до 01.07.2019 онлайн-кассу можно не применять при (п. 4 ст. 4 Закона № 192-ФЗ):

  • расчетах с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов ЭСП);
  • приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт;
  • зачете и возврате предварительной оплаты (авансов);
  • предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг;

Напомним, что новые нормы уточнили обязанность применения онлайн-ККТ как при предоставлении, так и при погашении займов для оплаты товаров. Отсрочка полагается только тем, кто займы предоставляет. Лица, погашающие займы, обязаны применять онлайн-ККТ с момента вступления закона в силу, т.е. с 03 июля 2018 года.

  • предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Кого навсегда освободили от применения ККТ?

Во-вторых, не нужно применять ККТ при расчетах в механических торговых автоматах при оплате монетой Банка России, если они не подключены к сети или не работают от аккумуляторов или батарей. По всей видимости, в этой норме речь идет о продаже через автоматы таких товаров, как игрушки, бахилы и пр. (пп. «б» п. 5 ст. 1 Закона № 192-ФЗ).

В-четвертых, освобождены от ККТ услуги парковок, которые предоставляют организации, реализующие полномочия органов государственной и местной власти (пп. «и» п. 5 ст. 1 Закона № 192-ФЗ).

В-пятых, страховые агенты (не организации и не ИП), действующие от имени страховой организации (страховщика), могут не применять ККТ при расчетах со страхователем. При получении денежных средств от такого агента ККТ применяет именно страховщик, направляя электронный чек (БСО) страхователю (пп. «и» п. 5 ст. 1 Закона № 192-ФЗ).

Вендинговая торговля

При осуществлении расчетов (за исключением расчетов в интернете) через торговый автомат теперь можно не выдавать покупателю кассовый чек (БСО) в бумажном виде и не направлять его в электронном виде (если покупатель не предоставил абонентский номер или адрес электронной почты) при условии, что на дисплее отражается QR-код (код обязателен с 01.02.2020, см. п. 3 ст. 4 Закона № 192-ФЗ). Льгота не применяется при продаже (пп. 2 п. 5.1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ):

  • подакцизной продукции;
  • технически сложных товаров;
  • товаров, подлежащих обязательной маркировке.

При этом необходимо наличие на корпусе торгового автомата легко читаемого заводского номера, нанесенного в месте, которое доступно для осмотра без перемещения и (или) его разборки (п. 5.2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Также можно применять онлайн-кассу вне корпуса торгового автомата.

Перевозка пассажиров (багажа)

При расчетах (за исключением расчетов в интернете) с использованием ЭСП с применением автоматических устройств для расчетов (например, валидатора) при оказании услуг по перевозке пассажиров (багажа, грузов, грузобагажа) можно не выдавать покупателю кассовый чек (БСО) в бумажном виде и не направлять его в электронном виде (если покупатель не предоставил абонентский номер или адрес электронной почты). При этом можно применять онлайн-кассу вне корпуса автоматического устройства для расчетов.

Как и в случае с вендинговой торговлей, необходимо наличие на корпусе автоматического устройства легко читаемого заводского номера, нанесенного в месте, которое доступно для осмотра без перемещения и (или) его разборки (п. 5.2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Напомним, что прежняя редакция закона предусматривает льготу для перевозчиков на общественном транспорте. До 01.07.2019 они могут не применять онлайн-кассу при продаже проездных документов (билетов, талонов) водителями или кондукторами в салоне транспортного средства (пп. «в» п. 5 ст. 1, п. 2 ст. 4 Закона № 192-ФЗ).

Какие прежние льготы изменили?

Закон скорректировал уже существующие льготы, рассмотрим эти изменения.

Не применять онлайн-ККТ смогут все кредитные организации при любых расчетах. Прежняя редакция закона позволяла им не использовать ККТ только в автоматических устройствах для расчетов (пп. «а» п. 5 ст. 1 Закона № 192-ФЗ).

ККТ можно не применять в газетно-журнальных киосках при продаже газет и журналов только на бумажных носителях (пп. «в» п. 5 ст. 1 Закона № 192-ФЗ). Ранее в норме не уточнялось, в какой форме они могут продаваться без ККТ. Теперь при продаже газет и журналов в электронной форме нужно выдавать (направлять) покупателю кассовый чек.

Освобождение от применения ККТ будет по-прежнему действовать при разносной торговле, однако не будет распространяться на продажу товаров, подлежащих обязательной маркировке (пп. «в» п. 5 ст. 1 Закона № 192-ФЗ).

В киосках без ККТ можно будет разливать не только безалкогольные напитки (как прежде), но и молоко, и питьевую воду (пп. «в» п. 5 ст. 1 Закона № 192-ФЗ). Если же расчет происходит с помощью автоматического устройства, то при продаже безалкогольных напитков и молока ККТ следует применять, а при продаже питьевой воды – нет (пп. «ж» п. 5 ст. 1 Закона № 192-ФЗ).

К числу тех, кто может применять ККТ в автономном режиме (без передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме), отнесены не только те, которые находятся в местностях, отдаленных от сетей связи, но и те, которые находятся на территориях военных объектов, объектов органов ФСБ, государственной охраны, внешней разведки (пп. «е» п. 5 ст. 1 Закона № 192-ФЗ).

ККТ при расчетах между организациями и предпринимателями

Скорректированы положения п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, которые ранее позволяли не применять ККТ при расчетах между организациями и индивидуальными предпринимателями с использованием электронного средства платежа без его предъявления.

Теперь норма разрешает не применять ККТ при всех безналичных расчетах между организациями и предпринимателями, исключая только случай использования ЭСП с его предъявлением (пп. «з» п. 5 ст. 1 Закона № 192-ФЗ). Однако не вполне ясно, что понимается под такими расчетами. Полагаем, что к ним можно отнести оплату платежной картой, которая предъявляется покупателем (организацией или ИП) непосредственно продавцу при расчете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх