Куперс

Бухучет и анализ

39 код бросания поездов

11 ноября 2016

Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 15 мая 2009 г. N А73-2682/2009
(извлечение)

ГАРАНТ:

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 октября 2009 г. N Ф03-5110/2009 настоящее решение оставлено без изменения

Резолютивная часть решения объявлена 12.05.2009.

Полный текст решения изготовлен 15.05.2009.

Открытое акционерное общество «Находкинский морской торговый порт» (далее — ОАО «НМТП») братилось в арбитражный суд с иском к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее- ОАО «РЖД») о взыскании пени за просрочку доставки груза в сумме 63 204 руб. 30 коп.

Истец в судебном заседании иск поддержал. В обоснование указывает на нарушение ответчиком нормативного срока доставки груза, отправленного по ж/д накладной N ЭЛ 891333 в вагоне N 67424317 от станции Новокузнецк-Северный ЗСжд до станции Мыс Астафьева ДВжд маршрутной отправкой.

Ответчик в судебном заседании иск не признал. Указал на просрочку доставки груза по причине занятости фронта выгрузки. В случае удовлетворения иска просил снизить размер пени в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательства.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Согласно материалов дела 10.02.2008 со станции Новокузнецк-Северный ЗСЖД ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат» отгрузило в адрес ОАО «НМТП» на станцию Мыс Астафьева ДВжд по ж/д накладной ЭЛ 891333, в т.ч. в вагоне N 67424317 груз — слябы (заготовки стальные) в количестве 60750 кг маршрутной отправкой.

В нарушение требований ст. 792 ГК РФ, ст. 33 Устава железнодорожного транспорта РФ, п. 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов ж/д транспортом, утвержденных приказом МПС РФ N 27 от 18.06.2003 вагоны прибыли на ст. Находка-Восточная ДВжд 29.02.2008, т.е. с просрочкой на 6 суток, о чем свидетельствует отметка в ж/д накладной.

Руководствуясь ст. 797 ГК РФ, ст. 120 УЖТ РФ грузополучатель предъявил перевозчику претензию N пр-349/08 от 08.04.2008 на сумму пени 63 204 руб. 30 коп, которая осталась без удовлетворения. В соответствии с ответом на претензию ОАО «РЖД» от 08.05.2008 основанием для отказа послужила задержка вагонов на ст. Кнорринг, Угловая, Находка по причине занятости фронтов выгрузки предприятием истца.

Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления иска в суд.

Согласно ст. 33 УЖТ РФ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

В силу ст. 97 УЖТ РФ за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ч. 1 ст. 29 УЖТ РФ обстоятельств.

Указанными обстоятельствами на основании ч. 1 ст. .29 УЖТ РФ являются непреодолимая сила, военные действия, блокада, эпидемия или иные, не зависящие от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельства, препятствующие осуществлению перевозок.

Ответчик таким обстоятельством указывает занятость фронтов выгрузки.

На основании ст. 39 УЖТ РФ, п. 4.7 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 26 «Об утверждении правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования» за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.

Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.

Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.

Вышеназванные документы в материалах дела отсутствуют.

Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.

Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.

На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.

В материалы дела представлен акт общей формы N 1/600008 от 17.02.2008, составленный на ст. Кнорринг ДВжд по причине неприема груза грузополучателем из-за занятости фронтов выгрузки, в котором отражено о бросании поезда 2904 и поднятии его 21.04.2009. Актом общей формы N 3/603574 от 22.02.2008, составленным на ст. Угловая ДВжд, установлено, что спорный вагон задержан по уменьшению веса и длины поезда и неприему грузополучателем, поднят по приказу N 552 от 22.02.2008 и отправлен поездом 3454.

Однако, актом общей формы N 4/613294 установлена задержка груза из-за занятости фронтов выгрузки, но уже в составе поезда 3502 (а не 3454 как указано в предыдущем акте).

В материалах дела отсутствуют доказательства вручения актов общей формы грузополучателю на станции неприема и станции назначения. Уведомления о поднятии поезда грузополучателю не передавались, поэтому сами по себе акты общей формы без указанных документов не имеют доказательственной силы. Кроме того, акт общей формы на ст. Мыс Астафьева не оформлялся.

Также истцом в материалы дела представлены сведения о времени отсутствия вагонов на причале, из которых следует наличие возможности выгрузки вагонов.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для увеличения срока доставки груза в соответствии с пунктом 6 Правил исчисления сроков доставки грузов.

Ответчик ходатайствует о снижении размера пени, в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательств.

Согласно п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.07.1997 N 17 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации» доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств, представляются лицом, заявившим ходатайство об уменьшении неустойки.

Ответчик таких доказательств не представил.

При этом, суд не находит оснований для уменьшения пени в порядке ст. 333 ГК РФ и по собственной инициативе, поскольку ее размер значительно меньше стоимости провозной платы, взимаемой за отправку вагона и отсутствуют доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства.

Сумма пени 63 204 руб. 30 коп взыскивается с ответчика на основании ст. 97 УЖТ РФ.

В силу ст. 110 АПК РФ госпошлина возлагается на ответчика, с учетом ее оплаты при подаче иска.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу Открытого акционерного общества «Находкинский морской торговый порт» пени 63 204 руб. 30 коп, расходы по оплате госпошлины 2 396 руб. 13 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в месячный срок, в кассационную инстанцию- в двухмесячный срок со дня вступления в силу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
ТЕЛЕГРАММА
от 3 марта 2006 года N СБ-1805
Разъяснение по имеющим место случаям неприема к перевозке арендованных грузовых вагонов принадлежности РЖД по причине отсутствия в АБД АВ сведений о грузоотправителях, грузополучателях,
сетевых кодов станций и т.д.

В связи с поступающей информацией от арендаторов и железных дорог об имеющих место случаях неприема к перевозке арендованных грузовых вагонов принадлежности РЖД по причине отсутствия в автоматизированной базе данных арендованных вагонов (далее — АБД АВ) сведений о грузоотправителях, грузополучателях, сетевых кодов станций или дополнительных сетевых кодов станций, имеющихся в базе, разъясняется.
Наполнение АБД ПВ о разрешенных направлениях курсирования, грузоотправителях, грузополучателях и наименованиях грузов в арендованных грузовых вагонах принадлежности РЖД производится после регистрации сведений в АБД АВ сетевого уровня. При этом из ГВЦ в дорожные картотеки арендованных вагонов направляется сообщение о внесении признака «Аренда» и другие необходимые сведения по зарегистрированным арендованным вагонам (станция приписки, регион курсирования и т.д.). После этого в АСОУП дорог, в дорожной картотеке ДК АВ по таким вагонам проставляется признак «Аренда» и вносятся все сведения по арендатору, разрешенным регионам курсирования, номенклатуре грузов и т.п.
В базе АБД АВ сведения по зарегистрированным арендованным вагонам формируются в строгом соответствии с договором аренды грузовых вагонов ОАО «РЖД», заключаемым между ОАО «РЖД» в лице начальника железной дороги приписки и арендатором и подлежат выполнению обеими сторонами.
В связи с введенным в настоящее время жестким контролем за использованием собственных, арендованных вагонов, реализованным программно БФ ВНИИАС в соответствии с телеграммой ОАО «РЖД» от 17.02.2006 N СК-1200, информационные сообщения могут не приниматься в АСОУП только в случае выявления нарушений регионов курсирования по арендованным вагонам. Такие ошибки считаются обязательными к исправлению.
Ошибки, выявляемые при обработке в АСОУП сообщений по реквизитам: код груза, коды грузоотправителя и грузополучателя, могут носить только необязательный характер и не могут быть причиной неприема сообщений в АСОУП. Также не является обязательной ошибкой несоответствие по точному совпадению кода станции назначения в документах и в картотеке вагонов для станций, имеющих кроме основного дополнительные сетевые коды: экспортные и перевалки.
Во избежание претензий со стороны арендаторов грузовых вагонов принадлежности РЖД, Н дорог
обязываю:

1. Инструктировать причастных работников о недопущении отказа в приеме к перевозке грузов в арендованных вагонах ОАО «РЖД» по причинам, не фиксируемым в АСОУП как обязательные ошибки.

2. В случае выявления несоответствия программного обеспечения описанию обязательных и необязательных ошибок, приведенному в настоящей телеграмме, оперативно сообщать об этом в ИВЦ ж.д. для принятия решения по их устранению.

Вице-президент ОАО «РЖД»
С.Бабаев

Текст документа сверен по:
РЖД-Партнер-ДОКУМЕНТЫ,
N 4, 2006 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх