Куперс

Бухучет и анализ

Содержание

27 ноября 1992 года N 4015-1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

Статья 2. Страхование и страховая деятельность (страховое дело)

Статья 3. Цель и задачи организации страхового дела. Формы страхования

Статья 4. Объекты страхования

Статья 4.1. Участники отношений, регулируемых настоящим Законом

Статья 5. Страхователи

Статья 6. Страховщики

Статья 6.1. Особенности обмена информацией в электронной форме между страхователем (застрахованным лицом, выгодоприобретателем) и страховщиком

Статья 7. Порядок регулирования деятельности общества взаимного страхования

Статья 8. Страховые агенты и страховые брокеры

Статья 8.1. Утратила силу

Статья 9. Страховой риск, страховой случай

Статья 10. Страховая сумма, страховая выплата, франшиза

Статья 11. Страховая премия (страховые взносы) и страховой тариф

Статья 12. Сострахование

Статья 13. Перестрахование

Статья 13.1. Национальная перестраховочная компания

Статья 13.2. Перестрахование рисков страховой выплаты по договорам страхования, заключенным для защиты имущественных интересов отдельных категорий лиц

Статья 13.3. Передача национальной перестраховочной компании части обязательств по страховой выплате

Статья 14. Объединения субъектов страхового дела, страховых агентов, страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей

Статья 14.1. Страховые (перестраховочные) пулы

Статья 14.2. Саморегулируемые организации в сфере финансового рынка

Глава III. Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков

Статья 25. Условия обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика

Статья 26. Страховые резервы

Статья 26.1. Передача страхового портфеля

Статья 26.2. Учет и хранение ценных бумаг, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика. Контроль за активами страховщика

Статья 27. Утратила силу

Статья 28. Учет и отчетность

Статья 28.1. Внутренний контроль

Статья 28.2. Внутренний аудит

Статья 29. Обязательный аудит и опубликование годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщика

Статья 29.1. Обеспечение хранения информации о деятельности страховщика

Глава IV. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела

Статья 30. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела

Статья 31. Утратила силу

Статья 32. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела

Статья 32.1. Квалификационные и иные требования

Статья 32.2. Утратила силу

Статья 32.3. Основания для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии

Статья 32.4. Утратила силу

Статья 32.5. Действие лицензии

Статья 32.5-1. Меры, применяемые органом страхового надзора

Статья 32.5-2. Ограничение и (или) запрет на совершение отдельных сделок

Статья 32.6. Ограничение или приостановление действия лицензии

Статья 32.7. Возобновление действия лицензии

Статья 32.8. Отзыв лицензии. Прекращение страховой деятельности субъекта страхового дела или его ликвидация в связи с отзывом лицензии

Статья 32.9. Виды страхования

Статья 32.10. Особенности совершения сделок с акциями (долями) страховой организации

Статья 33. Соблюдение коммерческой и иной охраняемой законом тайны должностными лицами органа страхового надзора

Глава V. Заключительные положения

Статья 34. Страхование иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации

Статья 35. Рассмотрение споров

Статья 36. Международные договоры

25 апреля 2002 года N 40-ФЗ

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Принят Государственной Думой 3 апреля 2002 года
Одобрен Советом Федерации 10 апреля 2002 года

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Статья 3. Основные принципы обязательного страхования

Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования

Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности

Статья 5. Правила обязательного страхования

Статья 6. Объект обязательного страхования и страховой риск

Статья 7. Страховая сумма

Статья 8. Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию

Статья 9. Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов

Статья 10. Срок действия договора обязательного страхования

Статья 11. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая

Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции

Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда

Статья 12.1. Независимая техническая экспертиза транспортного средства

Статья 13. Утратила силу

Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

Статья 14.1. Прямое возмещение убытков

Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования

Статья 16. Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств

Статья 16.1. Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования

Статья 17. Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования

Глава III. Компенсационные выплаты

Статья 18. Право на получение компенсационных выплат

Статья 19. Осуществление компенсационных выплат

Статья 20. Взыскание сумм компенсационных выплат

Глава IV. Страховщики

Статья 21. Страховщики

Статья 22. Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию

Статья 23. Утратила силу

Глава V. Профессиональное объединение страховщиков

Статья 24. Профессиональное объединение страховщиков

Статья 25. Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков

Статья 26. Правила профессиональной деятельности

Статья 26.1. Соглашение о прямом возмещении убытков

Статья 27. Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат

Статья 28. Имущество профессионального объединения страховщиков

Статья 29. Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения

Глава VI. Заключительные положения

Статья 30. Информационное взаимодействие

Статья 31. Международные системы страхования

Статья 32. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию

Статья 33. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Статья 34. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

О новом сроке выдачи новых лицензий страховщикам, об обязательном страховании жилья, об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), о снижении числа страховых компаний, о минимальном размере уставного капитала российских страховых компаний, об отзыве лицензий у страховщиков, не выполнивших новые требования по уставному капиталу, об обязательном медицинском страховании

ФССН намерена с ноября этого года укладываться в 2-месячный срок с выдачей новых лицензий страховщикам

МОСКВА, 20 октября. ИНТЕРФАКС-АФИ. — Федеральная служба страхового надзора (ФССН) с ноября этого года намерена укладываться в двухмесячный срок с выдачей новых лицензий страховщикам, сообщил руководитель ФССН Илья Ломакин-Румянцев на пресс-конференции в среду.

«До сих пор процедура рассмотрения документов на выдачу лицензий занимала у ФССН порядка трех месяцев. Мы разгребли завалы накопившихся документов на выдачу лицензий и с ноября этого года будем укладываться в отведенные законом сроки»,— сказал он.

Такое решение надзора страховщики считают долгожданным, поскольку затягивание рассмотрения вопроса о лицензировании стало «притчей во языцех» на страховом рынке. До реформы надзора рассмотрение документов тянулось по 6–12 месяцев. Под давлением недовольных страховщиков в действующей с 17 января этого года редакции закона об организации страхового дела появилась запись о сроках рассмотрения выдачи лицензий. Теперь закон предписывает органу страхового надзора завершить процедуру рассмотрения вопроса о выдаче новой лицензии в срок 60 дней с момента получения полного пакета документов.

По данным представителей ФССН, в ходе административной реформы и выделения из Минфина РФ Федеральной службы страхового надзора как независимого юридического лица численность сотрудников надзора увеличилась в 1,5 раз.

20.10.2004 17:30

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ЖИЛЬЯ В РОССИИ МОЖЕТ БЫТЬ ВВЕДЕНО ЧЕРЕЗ ДВА-ТРИ ГОДА

МОСКВА, 20 октября. РИА «Новости». — Обязательное страхование жилья в России может быть введено через два-три года, сообщил в среду на пресс-конференции глава Федеральной службы страхового надзора ФССН Илья Ломакин-Румянцев.

«Может быть, года черед два-три есть смысл вводить этот вид страхования»,— сказал Ломакин-Румянцев. Он напомнил, что обязательное страхование жилья было отменено в 1998 году.

«Для нашей страны, где большая часть территории, по данным МЧС, находится в неблагоприятных условиях, этот вид страхования был бы очень важен»,— считает Ломакин-Румянцев.

Вместе с тем он отметил, что в настоящее время вводить этот вид страхования было бы крайне сложно. По словам Ломакина-Румянцева, население успело забыть положительный опыт прошлых лет. Кроме того, население может отпугнуть негативный опыт введения обязательного страхования автогражданской ответственности.

Глава ФССН считает, что через два-три года практика ОСАГО значительно улучшится, поэтому можно будет ставить вопрос о введении обязательного страхования жилья в России.

20.10.2004 15:28

ЕЖЕДНЕВНО В СЛУЖБУ СТРАХОВОГО НАДЗОРА ПОСТУПАЕТ 20–30 ЖАЛОБ ОТ КЛИЕНТОВ КОМПАНИЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОСАГО

МОСКВА, 20 октября. РИА «Новости». — Ежедневно в Федеральную службу страхового надзора поступает 20–30 обращений от клиентов компаний, занимающихся обязательным страхованием автогражданской ответственности (ОСАГО). Об этом руководитель службы Илья Ломакин-Румянцев сообщил на пресс-конференции в РИА «Новости».

Клиенты жалуются на задержки рассмотрения документов и несправедливую оценку ущерба, сказал Ломакин-Румянцев.

По его словам, Федеральная служба страхового надзора начала комплексные проверки всех страховых компаний, занимающихся ОСАГО, и к настоящему времени проведено 10–15 таких проверок.

20.10.2004 15:24

МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР УСТАВНОГО КАПИТАЛА СЕМИ КОМПАНИЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОСАГО, НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ ЗАКОНА

МОСКВА, 20 октября. РИА «Новости». — Семь компаний, занимающихся обязательным страхованием автогражданской ответственности (ОСАГО), не соответствуют требованиям закона о минимальном размере уставного капитала, сообщил глава Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев на пресс-конференции в РИА «Новости».

«Семь компаний вызывают вопросы по размеру уставного капитала»,— сказал Ломакин-Румянцев.

По его данным, всего ОСАГО занимаются 160 компаний.

Руководитель службы напомнил, что в августе-сентябре текущего года около 240 страховых компаний лишились лицензий после принятия поправок в закон об организации страхового дела, повысивших требования к размеру уставного капитала.

Ломакин-Румянцев сообщил также, что в случае отзыва лицензии у компаний, занимающихся ОСАГО, надзорный орган в соотвествиии с законом должен дать согласие на передачу портфеля договоров ОСАГО другим компаниям.

«К настоящему моменту надзор пока не давал разрешения на передачу портфелей»,— сказал Ломакин-Румянцев.

20.10.2004 15:20

«К КОНЦУ ГОДА В РОССИИ СНИЗИТСЯ ЧИСЛО СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ» — ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СТРАХОВОГО НАДЗОРА

ВН. РЕД.: Добавлен текст после пятого абзаца

МОСКВА, 20 октября. РИА «Новости». — К концу 2004 года в России снизится число страховых компаний, сообщил в среду на пресс-конференции в РИА «Новости» глава Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев.

«К концу года останется более тысячи компаний, может быть 1050»,— сказал он, добавив, что в настоящее время в России насчитывается около 1200 компаний.

Глава Службы отметил, что количество страховых компаний в России постоянно снижается. Так, с 1996 года, когда их было три тысячи, количество компаний сократилось более, чем в два раза. «Это позитивный процесс»,— сказал Ломакин-Румянцев.

Он пояснил, что российские компании фактически являются «карликами» по сравнению с западными, при этом отечественный страховой рынок стремительно открывается.

«Если наши компании хотят сохраниться, им надо расти. Это единственный шанс выжить»,— сказал глава ФССН.

Он напомнил, что в декабре 2003 года были приняты поправки в закон об организации страхового дела, которые вступили в силу 17 января 2004 года. Поправки устанавливают требования к минимальному размеру уставного капитала страховых компаний на уровне 40 миллионов рублей — для компаний, занимающихся перестрахованием, 20 миллионов рублей — для компаний, занимающихся страхованием жизни, 10 миллионов рублей — для всех остальных.

«На 1 июля 2004 года более 400 страховых компаний не соответствовали требованиям закона по минимальному размеру уставного капитала»,— сказал Ломакин. Он сообщил, что по результатам проверок, в августе и сентябре текущего года были отозваны лицензии у примерно 240 компаний.

Чиновник сообщил, что в настоящее время проверки продолжаются. «Эта кампания может быть закончена уже в ноябре»,— сказал Ломакин-Румянцев, уточнив, что этом может произойти примерно 15 ноября.

Он также сообщил, что в компаниях, занимающихся обязательным медицинским страхованием, проверки проводятся особо тщательно, поэтому они будут закончены в декабре.

20.10.2004 13:58

«К СЕРЕДИНЕ 2007 ГОДА НА СТРАХОВОМ РЫНКЕ РФ НЕ ДОЛЖНО ОСТАТЬСЯ КОМПАНИЙ С КАПИТАЛОМ НИЖЕ 30 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ» — ФССН

МОСКВА, 20 октября. РИА «Новости». — Минимальный размер уставного капитала российских страховых компаний к июлю 2007 года должен составлять не менее 30 миллионов рублей, заявил РИА «Новости» глава Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев.

«Число действующих страховых компаний в России неуклонно сокращается с 1996 года и на сегодня составляет 1200 компаний. По прогнозу, к следующему году их будет порядка 900»,— сказал Ломакин-Румянцев.

Он отметил, что отзыв лицензий связан с появлением новых требований по минимальному размеру уставного капитала. «Далеко не все компании соответствуют этим требованиям, и подавляющее большинство компаний (995) имеют уставной капитал менее 30 миллионов рублей, а половина из этого подавляющего большинства на июль этого года имела уставной капитал меньше 10 миллионов рублей, то есть, грубо говоря, на эту сумму не купишь трехкомнатную квартиру в центре Москвы»,— сказал он.

В связи с этим, как отметил глава Федеральной службы страхового надзора, законодатели приняли решение, что компании должны или увеличить капитализацию, или покинуть рынок.

«Даже самые крупные наши страховые компании, а их 15, имеют уставной капитал более одного миллиарда рублей, то есть — более 30 миллионов долларов, а это по европейским меркам — малые компании»,— отметил Ломакин-Румянцев.

По его словам, компании, имеющие уставной капитал менее 30 миллионов рублей, должны к 1 июля 2007 года нарастить его. «Я думаю, что за 2,5 года они справятся с таким заданием, тем более, что рынок у нас демонстрирует очень приличные темпы роста и становится привлекательным для инвесторов. Также хотел отметить, что за пять лет совокупный уставной капитал российских страховых компаний вырос в восемь раз»,— сказал Ломакин-Румянцев.

20.10.2004 13:54

Росстрахнадзор планирует завершить в ноябре кампанию по отзыву лицензий у страховщиков, не выполнивших новые требования по уставному капиталу

/расширенная версия/

МОСКВА, 20 октября. /ПРАЙМ-ТАСС/. — Росстрахнадзор планирует завершить в ноябре кампанию по отзыву лицензий у страховщиков, не выполнивших новые требования по уставному капиталу. Об этом заявил сегодня на пресс-конференции руководитель Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев.

Вместе с тем, он допустил, что по каким-то компаниям решение по лицензии может быть принято позже.

По словам И. Ломакина-Румянцева, на 1 июля 2004 г порядка 400 компаний не соответствовали новым требованиям по уставному капиталу. В настоящее время отозваны лицензии примерно у 250 страховых компаний.

Решение по отзыву лицензий у страховщиков, занимающихся обязательным медицинским страхованием, будет принято, скорее всего, в декабре. Это связано с тем, что отзыв лицензий у этой категории может негативно сказаться на системе здравоохранения в ряде регионов, сказал он.

Кроме того, по данным службы, 7 компаний по обязательному страхованию автогражданской ответственности имеют проблемы с выполнением требований по уставному капиталу. В настоящее время по этим компаниям проводится проверка, сказал И. Ломакин-Румянцев.

По его словам, Росстрахнадзор провел анализ влияния отзыва лицензий у страховщиков на рынок. Первым приказом были отозваны лицензии у 151 страховой компании, что составляет 11 проц от общего числа компаний на 1 июля /1430/. Вместе с тем объем премии, полученной этими страховщиками, в 2003 г составил 0,5 проц от суммарной страховой премии всех российских страховщиков, а в первом полугодии 2004 г — 2–3 промилле. Таким образом, по словам И. Ломакина-Румянцева, серьезных экономических последствий отзыв лицензий за собой не несет.

Как отметил И. Ломакин-Румянцев, на 1 июля 995 российских страховщиков имели уставный капитал в размере до 30 млн руб, 268 — от 30 до 120 млн руб, 108 — от 120 до 150 млн руб, 26 — от 500 млн руб до 1 млрд руб и только 15 компаний имели уставный капитал свыше 1 млрд руб.

По международным меркам российские страховые компании имеют весьма скромные размеры уставного капитала, сообщил И. Ломакин-Румянцев. В то же время российские законодатели сделали национальный страховой рынок одним из самых либеральных в мире с точки зрения выхода на него иностранных участников. В связи с этим, если российские страховщики хотят избежать повторения опыта открытия венгерского страхового рынка /из 28 страховых компаний, 27 принадлежат иностранцам, 1 — является государственной и занимается страхованием экспертных операций/, то они должны думать над повышением своего капитала, сказал глава Росстрахнадзора.

20.10.2004 16:04

Глава ФССН считает введение в РФ обязательного страхования жилья полезным, но преждевременным

МОСКВА, 20 октября. ИНТЕРФАКС-АФИ. — Глава Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев считает введение в России обязательного страхования жилья полезным, но преждевременным. Такое мнение он высказал на пресс-конференции в среду.

«Обязательное страхование обеспечивает более низкий тариф по сравнению с аналогичным добровольным из-за большого охвата страхователя»,— сказал И. Ломакин-Румянцев.

Он назвал полезным этот вид страхования для граждан России, ссылаясь на данные МЧС, согласно которым значительная часть жилья россиян расположена в неблагоприятных климатических условиях.

Обязательный характер такого страхования, по мнению И. Ломакина-Румянцева, мог бы смягчить традиционные подходы российских граждан к необходимости защищать свое имущество. Глава ФССН отметил, что, как правило, люди думают о страховой защите не до наступления страхового события, а после него.

Однако, по его мнению, ставить вопрос о введении подобного вида страхования РФ в обязательном порядке можно будет не раньше, чем через 2–3 года. «Положительный опыт обязательного страхования строений в сельской местности, отмененный в конце 90-х годов, уже забыт. Опыт обязательного страхования автогражданской ответственности пока не воспринимается населением как безусловно положительный. Для этого потребуется время»,— сказал И. Ломакин-Румянцев.

Кроме того, полагает он, российские страховщики технически не готовы в настоящее время к введению такого рода обязательного вида страхования. У них нет достаточного количества агентов, способных проводить подобные операции на территории всей страны, оценщиков, экспертов, отсутствует необходимая методологическая база.

«Росстрахнадзор решил проблемы с очередью страховщиков на получение лицензии» — И. Ломакин-Румянцев

МОСКВА, 20 октября. /ПРАЙМ-ТАСС/. — Росстрахнадзор решил проблемы с очередью страховщиков на получение лицензии, заявил сегодня на пресс-конференции глава Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев.

«Неделю назад мы разгребли всю очередь»,— сказал он, отметив, что были приняты решения по документам, сданным на получение лицензии до 1 июля, то есть с момента возложения функций по лицензированию на Росстрахнадзор.

Как отметил глава Росстрахнадзора, на сегодняшний день предельная продолжительность получения лицензии составляет 3 месяца, а с 1 ноября лицензирование будет проводить в срок, установленный законом /60 дней с момента получения всех документов/.

До образования Росстрахнадзора страховщики были вынуждены стоять в очереди на получение лицензий в течение 6–9 месяцев.

20.10.2004 14:53

«ФССН будет осуществлять надзор за компаниями на рынке ОМС, если их признают страховщиками

МОСКВА, 20 октября. ИНТЕРФАКС-АФИ. — Федеральная служба страхового надзора (ФССН) будет осуществлять надзор за компаниями на рынке обязательного медицинского страхования (ОМС), если их признают страховщиками, сообщил глава ФССН Илья Ломакин-Румянцев на пресс-конференции в среду.

Он считает неопределенной до конца судьбу этого вида обязательного страхования. По его словам, «до сих пор нет ясности в том, будет ли он механизмом социальной политики или реальным страхованием».

«Если ОМС будет признан страхованием, ФССН продолжит осуществление надзора за организациями, осуществляющими этот вид деятельности. Если компании будут исполнять функции соцобеспечения, нам там делать нечего»,— пояснил И. Ломакин-Румянцев.

Он добавил, что в прежние годы орган надзора без энтузиазма осуществлял надзор за деятельностью страховщиков, работающих по ОМС, поскольку они зачастую исполняли функцию регистратора и звена перераспределения финансовых средств бюджета в пользу лечебных учреждений.

И. Ломакин-Румянцев подчеркнул, что система ОМС на территории Росси строится уже 10 лет. «Нам известны два варианта создания модели ОМС. Если идти по пути разработки системы социального обеспечения, поскольку здесь нет риска и ответственности страховщика, такая система не эффективная и дешевая. Введение полноценного страхования на рынке ОМС — вариант дорогой и эффективный. Пока мы сделали неудачный выбор, реализуемая в стране модель дорогая и неэффективная»,— сказал глава ФССН.

Относительно судьбы 16 компаний, осуществлявших операции по ОМС и потерявших лицензии из-за недостаточности уровня уставного капитала, И. Ломакин-Румянцев пояснил, что решение по этому вопросу будет приниматься взвешенно до конца года. Закон об обязательном страховании жилья целесообразно принять через 2–3 года, считает И. Ломакин-Румянцев.

Закон об обязательном страховании жилья целесообразно принять через 2 — 3 года. Такую точку зрения на пресс-конференции высказал глава Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев. По его словам, в настоящий момент принятие данного закона напрямую противоречило бы существующему законодательству. Тем не менее, такой закон был бы крайне полезен, сказал он.

«Обязательный вид страхования хорош тем, что раскладывает риски на всех, что делает такое страхование гораздо дешевле»,— заявил И. Ломакин-Румянцев. Он добавил, что для нашей страны, где значительная часть населения «забыла положительный опыт Госстраха», принятие этого закона во многом необходимо.

«Другое дело — сейчас этот вид страхования ввести будет трудно, так как у людей перед глазами пример недочетов обязательного автогражданского страхования»,— говорит глава ФССН. С точки зрения И. Ломакина-Румянцева, когда эффективная работа в данной отрасли будет налажена, тогда принятие закона об обязательном страховании жилья будет возможно и необходимо.

Семь страховых компаний из 160 на рынке ОСАГО не соответствуют требованиям минимального уставного капитала, заявил глава ФССН.

Семь страховых компаний из 160 на рынке ОСАГО не соответствуют требованиям минимального уставного капитала. Об этом на пресс-конференции сообщил руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев. Напомним, что поправки к закону об организации страхового дела вступили в силу 1 июля 2004 года. В соответствии с ними, для страховых компаний (кроме занимающихся перестрахованием и страхованием жизни) был установлен минимальный размер уставного капитала в 10 млн. руб. По данным ФССН, на 1 июля из 1200 страховых компаний, действующих на рынке, не соответствовали требованиям минимального уставного капитала около 400.

Количество страховых компаний в России к концу года сократится с 1.2 тыс. до чуть более 1 тыс., прогнозирует ФССН.

Количество страховых компаний в России к концу 2004 года сократится с 1.2 тыс. до чуть более 1 тыс. Такое мнение в ходе пресс-конференции высказал глава Федеральной службы страхового надзора (ФССН) при Минфине РФ Илья Ломакин-Румянцев. Он напомнил, что 1 июля вступили в силу поправки к закону об организации страхового дела, в соответствии с которыми, в частности, были ужесточены требования к величине уставного капитала страховых компаний.

По результатам проверки, которая проходила с целью выявить степень соответствия страховых компаний новым нормам закона, в течение августа — сентября было выявлено около 400 компаний-нарушителей, из которых у 240 были отозваны лицензии, сообщил глава ФССН. Он также добавил, что в настоящий момент подавляющее большинство российских страховых компаний обладают крайне низким уставным капиталом.

Только 15 крупнейших страховщиков имеют уставный капитал свыше 1 млрд. руб. Другая группа страховых компаний обладает уставным капиталом от 30 до 130 млн. руб. Уставный капитал третьей группы, в которую входят более 50% всех страховых компаний, не превышает 30 млн. руб. Именно несоответствие размеров уставного капитала и стало основной причиной отзыва лицензий у всех проблемных страховых компаний, подчеркнул глава федеральной службы. При этом И. Ломакин-Румянцев напомнил, что в результате принятия поправок к закону об организации страхового дела для страховых компаний, занимающихся перестраховкой, установлен минимальный размер уставного капитала на уровне 40 млн. руб., для компаний, занимающихся страхованием жизни — 20 млн. руб. и 10 млн. руб.— для всех остальных страховых компаний. Также он добавил, что ФССН планирует завершить проверку всех страховых компаний на предмет соответствия закону ориентировочно к 15 ноября 2004 года.

В конце мая в законодательстве о страховой деятельности произошли очередные заметные изменения (Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 146-ФЗ, далее – Закон № 146-ФЗ). Так, в соответствие с действующей редакцией главы 4 части первой ГК РФ, регулирующей гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте, были приведены Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – закон о страховом деле), Федеральный закон от 29 ноября 2007 года № 286-ФЗ «О взаимном страховании» (далее – закон о взаимном страховании) и ряд других законов. Согласно поправкам, для участников отношений в сфере страхования были расширены возможности самоорганизации в различных формах в целях защиты своих интересов. Общественные организации и ассоциации страховых агентов, страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей получили статус участников отношений в сфере страхования. А представители таких общественных организаций приобрели право входить в состав коллегиальных исполнительных органов объединений субъектов страхового дела. Также изменились правила деятельности некоммерческих обществ взаимного страхования – они стали более строгими. В частности, в этих организациях появится система внутреннего аудита. Также, был внесен ряд изменений в положения ГК РФ, предусматривающих, в частности, возможность образования потребительского кооператива юридическими лицами. Кроме того, произведен ряд правок законодательства технического характера.

Рассмотрим подробнее эти нововведения.

Общественные объединения страхователей

О том, может ли быть пересмотрен в пределах страховой суммы размер страхового возмещения, выплаченного на основании европротокола, если впоследствии факт ДТП был оформлен сотрудниками полиции, узнайте из «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Получить доступ

Создание различных ассоциаций и общественных организаций, в том числе потребительских, учреждаемых в целях защиты интересов своих членов, стало в последнее время довольно распространенным явлением. Не обошла эта тенденция стороной и сферу страхования. Так, до недавнего времени законодательство о страховой деятельности определяло правовой статус лишь объединений субъектов страхового дела – ассоциаций страховых организаций, обществ взаимного страхования и страховых брокеров. Напомним, такие объединения создаются, как правило, на основе обязательного членства в целях дополнительного негосударственного контроля над деятельностью страховых компаний (ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», п. 1 ст. 24 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). Между тем до вступления в силу поправок общественные организации граждан, в том числе и в сфере страхования, не имели специального статуса в соответствии с законодательством о страховой деятельности – они учреждались на общих основаниях. Однако в новой редакции закона о страховом деле объединения граждан и юридических лиц, являющихся в том числе страхователями, застрахованными лицами и выгодоприобретателями, отнесены к участникам отношений в сфере страхования. Объединения страховых агентов также приобрели официальный статус (подп. 8 п. 1 ст. 4.1 закона о страховом деле).

По задумке авторов закона, включение в перечень участников отношений в сфере страхования добровольных объединений граждан и иных участников страховой деятельности должно обеспечить страхователям дополнительные возможности представлять и защищать связанные со страхованием общие интересы. Однако представители экспертного сообщества не столь оптимистичны в этом вопросе. «Эти поправки реально ничего не дают страхователю. Норма закона не обязывает союз страховщиков включать в состав органа представителя союза страхователей. Предположительно объединениям страхователей может быть предоставлено право всего лишь выступить на президиуме союза», – поделился своим взглядом на эти изменения глава Экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО «За справедливые выплаты» Александр Коваль. Действительно, новая редакция закона о страховом деле позволяет объединениям страховщиков предусмотреть в своем уставе возможность включения в состав своего коллегиального органа представителей общественной организации с предоставлением им, в том числе, права участвовать в обсуждении и выработке решений в сфере страховой деятельности. Однако решение вопроса об этом отдано на усмотрение страховщиков (абз. 4 п. 3 ст. 1 Закона № 146-ФЗ).

МНЕНИЕ

Александр Коваль, глава Экспертного совета по страховому законодательству Госдумы,
президент АНО «За справедливые выплаты»:

«Абсолютно все в вопросе взаимодействия страхователей и страховщиков сегодня зависит от позиции Банка России, который проводит встречи и совещания только с представителями союзов страховщиков. В связи с этим, практически все решения принимаются только в пользу страховщиков, хотя закон обязывает орган страхового надзора обеспечивать защиту прав и законных интересов страхователей (п. 1 ст. 30 закона о страховом деле). Пока Банк России не начнет исполнять закон, ситуация не изменится.

Между тем существующий сегодня механизм призван лишь довести позицию объединений страхователей до органов государственной власти, но не более того. На мой взгляд этого недостаточно. Так, все проекты нормативных правовых актов в сфере страхования должны направляться на изучение, в том числе, и объединениям страхователей. А мнение страхователей о доработке положений, ущемляющих их права и интересы, должны учитываться в обязательном порядке. Это положение необходимо закрепить законодательно. В нынешних условиях объединения страхователей для того, чтобы быть услышанными, вынуждены предпринимать активные действия: обращаться в СМИ, органы государственной власти, организовывать публичные мероприятия. Такое положение вещей нельзя признать удовлетворительным».

Аудит для страховых обществ

Более строгими в результате поправок стали правила деятельности обществ взаимного страхования. В соответствие со ст. 28.2 закона о страховом деле, посвященной вопросам внутреннего аудита страховщиков, были приведены положения закона о взаимном страховании. Напомним, обществами взаимного страхования (далее – ОВС) называются некоммерческие организации, создаваемые в целях осуществления страхования имущественных интересов своих членов на основе взаимности (п. 1 ст. 5 закона о взаимном страховании).

Теперь в этих организациях вместо ревизионных комиссий будут работать службы внутреннего аудита, призванные следить за финансово-хозяйственной деятельностью общества (подп. «а» п. 4 ст. 5 Закона № 146-ФЗ). Действовать службы будут в соответствии с положениями закона о страховом деле, поэтому задачи и полномочия аудиторов значительно расширились. К примеру, ранее ревизионные комиссии обществ контролировали в основном объективность составления бухгалтерской отчетности и годового отчета общества, а также следили за недопущением нарушений его устава. Теперь обязанности аудиторов стали намного шире. Так, кроме перечисленного, они будут проверять соответствие деятельности страховщика законодательству, оценивать целесообразность осуществления обществом тех или иных сделок, проверять сохранность активов и т. д. (подп. 1-12 п. 6 ст. 28.2 закона о страховом деле). Для этого аудиторы наделены правом осуществлять проверки по всем направлениям деятельности общества, включая деятельность обособленных и структурных подразделений, а также работников страховщика. Кроме того, аудиторы получили право требовать от руководителей и работников структурных подразделений предоставления любых документов, материалов и информации, которые необходимы для осуществления контроля (подп. 1-3 п. 7 ст. 28.2 закона о страховом деле).

Как отмечает Александр Коваль, ОВС не получили широкого распространения на страховом рынке РФ в силу того, что закон о страховом деле ограничивает их распространение, а Банк России не уделяет должного внимания развитию этого института. Так, в настоящее время насчитывается всего около десятка таких обществ, при том, что коммерческих страховщиков на начало текущего года было более трехсот. Между тем в дополнительных элементах контроля для ОВС нет никакой необходимости, полагает эксперт. Внутренняя структура этих организаций и характер их деятельности позволяют обойтись без создания такой службы, так как контроль и так осуществляется со стороны их участников. Это требование, на самом деле будет создавать еще больше трудностей в деятельности обществ и будет служить бюрократическим препятствием в их развитии, при том, что деятельность ОВС востребована на страховом рынке. «Это повлияет на рост внутренних издержек и повысит стоимость страхования для страхователей, которыми в ОВС являются его члены. Придется привлекать к работе специалистов, которым надо платить зарплату, увеличится документооборот и т. д. Что это даст страховому надзору понять сложно, но 10 обществ несложно контролировать и без служб», – подчеркнул Александр Коваль.

Технические правки

Помимо прочего, были внесены изменения технического характера в ряд законов. Так уточнен правовой статус профессиональных объединений страховщиков за счет расширения перечня целей, для достижения которых создаются эти образования. Помимо функций контроля над рынком страховых услуг, эти некоммерческие объединения будут решать и вопросы представительства и защиты общих профессиональных и имущественных интересов страховщиков (подп. «а» п. 2 ст. 4, подп. «а» п. 1 ст. 6, абз. 2 п. 1 ст. 7, абз. 1 подп. «а» п. 1 ст. 8 закона № 146-ФЗ).

Кроме этого Законом № 146-ФЗ были внесены изменения в нормы части первой ГК РФ, которые регулируют деятельность потребительских кооперативов. Напомним, с 1 сентября 2014 года к потребительским кооперативам относятся, в частности, общества взаимного страхования. Учитывая, что в настоящее время действуют общества взаимного страхования, состоящие только из юридических лиц (например, общество взаимного страхования застройщиков, образованное в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»), поправками было предусмотрено образование потребительских кооперативов, участниками которых являются только юридические лица (п. 1 ст. 2 Закона № 146-ФЗ).

***

Очередные изменения в законодательстве о страховой деятельности вызвали новые споры о необходимости расширения представительства страхователей в центрах принятия решений о судьбе страхового рынка. Однако предложения потребителей услуг страхования не находят пока должного внимания. Так, по словам Александра Коваля, в очередной раз, вопреки интересами страхователей, был принят проект закона о внесении изменений в порядок осуществления ОСАГО, в соответствии с которым, страхователям будет запрещено самостоятельно организовывать независимую техническою экспертизу поврежденного автомобиля – организацией экспертизы будет заниматься страховщик1. Мнение общественных организаций в этом вопросе законодателем услышано не было, сожалеет эксперт. Кроме этого, вызывает споры и вопрос о расширении форм страховой деятельности, в том числе и за счет создания различных некоммерческих ассоциаций. Между тем пока мы видим лишь усиление контроля над этими организациями. Остается надеяться, что майские поправки не станут последними и положат начало дальнейшему расширению возможностей для самоорганизации в различных формах всех субъектов страхового дела в общих интересах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх